3 сентября 2014 года
Вчера был Радхаштами, день явления Шримати Радхарани, а сегодня Навами. В Нандотсав Вришабхану Махарадж, все риши и махариши пришли, чтобы принять участие в большом празднике по случаю рождения сына Нанды Махараджа. Сколько гостей посетило Враджа-мандалу через две недели, когда явилась Шримати Радхарани! Они ждали здесь – вдруг им выпадет удача жить в этом месте, хотя бы в маленьком скромном уголке? Они приняли прибежище у Шримати Радхарани, и когда получили Ее милость и благословения, к ним пришло осознание их истинной природы. Подобно тому как железо притягивается магнитом, враджаваси пришли безо всякого приглашения, чтобы увидеть Шримати Радхику.
Я постараюсь объяснить особенные качества Радхарани, причины Ее явления в этом мире, во Враджа-мандале.
Гаудия-вайшнавы учат, что эти причины очень сокровенны.
Радха-таттва очень тайная, но если не обсуждать ее, не слушать о ней и не стараться понять, ваша жизнь пройдет впустую. Без милости Шримати Радхарани не будет глубокого осознания бхаджана, и садхана не будет серьезной из-за отсутствия вкуса.
Радха-таттва очень сокровенная. Шукадева Госвами даже не упоминал имя Радхарани в “Шримад-Бхагаватам”. Что-то упомянуто в “Радха-тантра упанишад”, а также в “Харивамша-пуране” и “Вишну-пуране”. Но кому на самом деле ведомы Ее особые качества? Рупе-манджари. По желанию Махапрабху Рупа Госвами (Рупа-манджари) показал величие Шримати Радхарани, а потом Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и наша гуру-варга, в особенности наш возлюбленный Гурудев, раскрыли Ее славу.
Это секретная тема, но она очень важна для преданных. На этих лекциях я постараюсь немного объяснить эту тему, но это не моя собственность. Никто не должен думать: “О, это его лекция, он теперь рассказывает об этом”. Это собственность Гуру-пада-падмы, Вайшнавов и особенно последователей Шримати Радхарани. Это их благословение и милость, их прасад. Он для всех и не принадлежит мне одному. Все преданные должны очень внимательно слушать прославление Радхарани. Если будете серьезно следовать, ваша жизнь будет успешной, и Гурудев будет очень доволен! Ради его счастья и счастья гуру-варги мы все следуем Радхаштами.
Теперь я начну лекцию.
На протяжении многих лет представители гуру-варги распространяют эти сокровенные истины, хранящиеся в их сердце. Их невозможно постичь собственными усилиями. Пракрита, обусловленные души, не могут понять и удержать в сердце апракрита, духовное. Обычные люди не смогут правильно воспользоваться этим знанием. Если вы постараетесь следовать трансцендентному, апракрита, к вам придут помощь и благословения. Постепенно в ваше сердце хлынет нектарный поток бхакти, и вы осознаете величие Шримати Радхарани. Благодаря этому ваша преданность Ей будет расти день ото дня.
Сегодня я постараюсь объяснить славу Шримати Радхарани.
Творец этого мира Брахма сначала встретился с Парабрахманом, Паратпарой, Парамешварой – Господом Шри Кришной. Кто-то называет Его Нараяна, кто-то – Вишну. После этого Брахма совершил много ягий, врат и раздал много пожертвований. Он постиг все шастры – Веды, Веданту, Упанишады, давал наставления мудрецам Бхригу, Хариту, Ягьявалкье, Гаутаме, Пулахе, Пуластье, Крату, Агастье… Многие муни и брахмариши приходили к нему за советом. Приходил и Вашишта – великий брахмариши. Все они встретились с Брахмой, однако у каждого было свое понимание и своя философия. Вы знаете, что они говорили?
тарко ‘пратиштха шрутайо вибхинна
насав ришир ясья матам на бхиннам
дхармасья таттвам нихитам гухаям
махаджано йена гатах са пантхах
(Махабхарата, Вана Парва, 313.117)
[Сухая логика не приводит к окончательному выводу. Тот, кто не имеет своей, отличной от других точки зрения, не может считаться великим мудрецом. В Ведах много разделов, и, просто изучая их, невозможно найти истинный путь, приводящий к пониманию принципов религии. Подлинный смысл религиозных заповедей скрыт в сердце безгрешного святого, постигшего природу духа. Поэтому шастры гласят, что необходимо избрать тот путь совершенствования, который указывают махаджаны.]
Нана муни, нана матха – каждый мудрец выражал свою точку зрения, давал свои толкования… Один что-то объяснял – другой сразу начинал с ним спорить и опровергал его утверждение. Другой высказывал свою точку зрения, но на него также обрушивалось огромное количество аргументов. Каждый говорил: “Мое утверждение правильное”. Брахма, увидев это, подумал: “О, быть беде!” Он много раз начинал большие ягьи, приглашал всех риши и махариши. Иногда они выражали почтение друг другу, а иногда нет. Так же они относились и к тем, кто выше их по положению.
Например, Бхригу, сын Брахмы. Сколько же оскорблений он бросил в адрес своего отца! Также он насмехался над Шивой, а когда пришел к Вишну – вообще пнул Его в грудь. Якобы проверяя… Разве это называется проверка? Я сначала пинаю, а потом говорю: “О, Ты такой великий!” Ты терпишь меня и успокаиваешь, поэтому Ты велик?” Как это правильно понимать? Чем он руководствовался? То есть можно так прийти к своему Гурудеву, толкнуть его, и если в ответ Гурудев будет массировать вам стопы со словами: “О, ты мой ученик, но я послужу тебе”, – тогда вы скажете, что он великий?! Если он не разгневается, вы воскликнете: “Да, мой Гуру Махарадж такой великий! Такой возвышенный!”
После того как Брахма сотворил вселенную, начался настоящий хаос. Никто не мог обуздать свои чувства, но все пытались совершить невозможное – управлять другими.
Какая большая проблема возникла!
“Почему все так обеспокоены?” – Брахма переживал из-за этого, но не знал, как поступить. Долгое время риши и махариши совершали аскезы, ягьи, тапу и врату, соревнуясь друг с другом. Каждый считал: “Я великий! Следуй мне и получишь благо”. Это привело к большим проблемам.
Риши и махариши были несчастны, и Брахма не мог подсказать им, как выйти из этого затруднительного положения. В итоге он направился к Вишну. Он также не указал Брахме, что делать, лишь посоветовал: “Ты моя частичка, следуй Мне, Моим наставлениям, и тогда будешь счастлив”. Однако ум его все равно был обеспокоен.
Уже прошла Сатья-юга, Трета-юга… Наступила Двапара-юга. Ради спасения обусловленных душ в этот мир пришел Вьясадева. Он записал шастры, объяснил их, дал наставления. Он и “Шримад-Бхагаватам” написал и объяснил. Шукадева Госвами тоже все объяснил. Но дживы отвернулись от Господа.
(Продолжение следует…)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.