3 сентября 2014 года
Почему была устроена гандхарва-виваха?
– Хотя Кришна – Парабрахман, – сказал Брахма, – Он не сможет оставаться в этом мире, пока не женится на Радхарани. Без Нее Он убежит отсюда, а Радхарани не будет счастлива до тех пор, пока не сможет служить Кришне. Сегодня я обещаю: живые существа в этом мире обретут желание и возможность совершать нектарное служение Шримати Радхарани.
Был устроен грандиозный праздник, и Нанда Баба в изумлении размышлял: «Где же мой Кришна? Он больше не у меня на руках! Теперь Он стал юношей. Кто Он? Неужели Он Сам Господь? Или все это мне снится?»
После свадьбы Кришна снова превратился в маленького мальчика и уселся на коленях Нанды Бабы.
Вришабхану Махарадж подумал: «Моя маленькая доченька еще не открыла Свои глазки, Она все время спит: не ест, не пьет и не играет… Я обращался к Нараде Риши и Паурнамаси Бхагавати Йогамайе за помощью, и они посоветовали: «Пригласи Нанда-нандану Кришну на Варшану. Положите Его рядом с твоей Лали в одну колыбель. Чтобы посмотреть на Него, Она откроет глаза. Дай Ей адхарамриту (нектар губ) Кришны. Он пьет только грудное молоко мамы Яшоды. Будет очень хорошо, если она даст свое молоко Радхарани. Или пусть Кришна попьет грудное молоко Киртики-деви, тогда Радхарани примет остатки”».
Тогда Вришабхану Махарадж пригласил Нанду Махараджа в свой дом. Нанда Махарадж пришел на Варшану со всеми враджаваси. Кришна очень стеснялся – Он не знал, что делать. Во Врадже Он каждый день пьет молоко от множества матерей. Все гопи берут Его к себе на колени, отчего их сердца тают. Молоко течет из их груди, и Кришна пьет его, нектар их сердец. Киртика также мечтала: «Я хочу напоить Кришну своим грудным молоком». Но была одна проблема – она стеснялась…
«Как же моя доченька станет здоровой? Без маха-прасада Кришны Она не будет ни есть, ни пить».
Так, Киртика принесла коровьего молока и дала его Кришне. Он немного пригубил, и тогда Его маха-прасад отдали Радхике. Открыв глаза, Она взглянула на Кришну. С этого дня отношения Вришабхану Махараджа и Нанды Махараджа стали еще более сладостными и крепкими. Все враджаваси приходили каждый день посмотреть на Радхарани.
Атмарамас ча мунайо ниргрантха апй урукраме – йоги, являющиеся атмарама и аптакама, со временем теряют все свои способности. Это происходит из-за того, что у них нет сладости, мадхурьи. Вкус этой сладости обладает огромной притягательной силой. У йоги и гьяны нет такого могущества.
Если вы подбросите камень, он все равно упадет на землю, потому что является частичкой Притхиви-деви. Откуда произошли дживы? Из трансформации энергии Кришны, шакти-паринамавады. Они проявлены из сварупа-шакти, а не напрямую из Кришны. Дживы не являются частичками Брахмы. Чайтанья Махапрабху и наша гуру-варга объяснили шакти-паринамаваду. Все души – это частички шакти. Поэтому все в этом мире проявлено ее могуществом.
Сварупа-шакти побудила творение этого мира, включая Сатья-югу и последующие юги.
ума, рама, сатья, шачи, чандра, рукмини
радха-аватара сабе, – амная-вани
Согласно нашим священным писаниям, Ума, Лакшми, Сатья, Шачи, Чандравали и Рукмини – различные проявления Радхи.
кевала мадхава пуджайе со агьяни
радха-анадара карои абхимани
Те, кто поклоняется одному лишь Мадхаве, находятся во власти невежества. Их пренебрежение Шримати Радхикой – следствие мирской гордыни.
Кришна не бывает один, и те, кто поклоняется лишь Ему одному, полные невежды (агьяни). Отвергая сварупа-шакти, они не получат милость Кришны! Сварупа-шакти, хладини-шакти, крия-шакти – все это только Шримати Радхарани. И Она низошла сегодня в этот мир, не одна, а со всем Своим окружением: сакхи, прия-сакхи, нарма-сакхи, нитья-сакхи, прана-сакхи и прештха-сакхи. Все они являются воплощениями Ее настроений.
Радхарани обладает множеством настроений. Например, этот мир населен миллиардами людей: мусульмане, христиане, индусы, буддисты и множество других групп. У всех различные качества, которые отличают их от всех остальных, разные черты лица, рост, телосложение, настроение – все абсолютно разное, даже цвет кожи, и нет ни одного идентичного. Так же и настроение каждой души (как слуги Кришны) уникально.
Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Судеви, Рангадеви, Тунгавидья, Индулекха и все сто восемь сакхи являются самыми главными из всех сакхи. Существует также сто восемь главных манджари. Все они воплощают собой уникальное настроение и соответственно относятся к разным группам. Если вы будете под руководством таких манджари, как Рупа, Рати, Лаванга, Кастури, Ананга, Камала, Канака, Рамана, Раса и других, они обязательно одарят вас этой мадхурья-расой, этой высочайшей любовью.
Как Брахма вышел из затруднительного положения? Любой, кому Радхарани дарует Свою милость, получит огромное благо. Прежде сердце Брахмы было сухим. У него не было ни любви, ни последователей. Кто в этом мире протянет руку помощи дживам? Кто подарит им сладость и любовь? Поэтому наша линия Гаудиев раздает нектар милости Шримати Радхарани. Сердца всех последователей этой линии станут нежными и сладостными.
Валлабхачарья произнес:
адхарам мадхурам ваданам мадхурам
наянам мадхурам хаситам мадхурам
хридаям мадхурам гаманам мадхурам
мадхурадхи-патер акхилам мадхурам
«Его губы сладостны, лицо сладостно, глаза сладостны и улыбка сладостна. Его сердце сладостно и походка сладостна — всё сладостно у изначального владыки всей сладости».
В Кришне все сладостно… Но где эта сладость находится? Где ее найти? C этой сладостью в материальный мир низошла Махабхава Сварупини – Шримати Радха Тхакурани.
Брахма легко отыскал Ее. Раньше он снова и снова пытался найти Ее, но все попытки были безуспешны. Йоги пытаются установить отношения с Господом, но мало кто достигает успеха. Люди хотят, чтобы все были связаны с Богом, но никто не может сделать это своими собственными усилиями!
Сварупа-шакти пришла в этот мир вместе с миллионами гопи и манджари. Они никогда не ссорятся друг с другом. Их настроения очень возвышенны и достигают снехи, мана, пранаи, раги, анураги, бхавы и махабхавы. Гопи и манджари великое множество, но все они вместе и связаны друг с другом только любовью Шримати Радхарани. Во Врадже живут слуги, мальчики-пастушки, родители, животные – любовь сварупа-шакти объединяет всех.
Пригласив враджаваси и Радхарани на Курукшетру, Кришна сказал всем дваракаваси: «Примите прибежище у лотосных стоп Шримати Радхарани». Курукшетра прославилась в этом мире как грандиозное поле битвы Махабхараты. Перед началом битвы Кришна пригласил враджаваси. Сатьябхама, Рукмини и другие царицы (всего 16,108) кичились своим положением. Вся династия Яду гордилась богатством и могуществом. Каждый думал: «Я частичка Кришны, я его родственник. Зачем следовать по стопам Шримати Радхарани? Нет, я так делать не буду». Кришна объявил всем Ядавам: «Хорошо. Если вы не любите Радхарани, Я не буду любить вас. Тогда Я прокляну Двараку – и через семь дней она сгинет с лица земли. Где вы тогда будете жить? Вам необходимо принять прибежище лотосных стоп Шримати Радхарани прямо сейчас. А если Ядувамши не полюбят Радхарани, недолго им жить осталось!»
В итоге все Ядавы, подравшись друг с другом, исчезли с лица Земли.
Кришна созвал всех Своих цариц, желая, чтобы они предались Шримати Радхарани. Но они не были готовы к этому. Тогда Кришна покинул это место и скрылся во Врадже. Арджуна пытался позаботиться о царицах Кришны и забрать их в Хастинапур, но был бессилен в руках мальчиков-пастушков. Они побили Арджуну и украли цариц.
Если у людей нет почтения, любви к Шримати Радхарани, если они не принимают у Нее прибежище, откуда они получат силу любить Кришну? Кто даст им такую силу? Все их независимые попытки поклоняться Кришне бесполезны. Перед простыми пастухами Арджуна, величайший из воинов, был словно евнух. От своего бессилия он плакал, как женщина.
Женщин очень легко заставить плакать, но все это крокодильи слезы. Они плачут, плачут, но тут же начинают гневаться. Их настроения очень изменчивы и опасны – как у Путаны и других демониц. Все они в линии Путаны. Любой, кто не следует Шримати Радхарани, станет демоном. А те, кто следует Ей, будут мягкими и сладкостными. По Ее милости они обретут манджари-бхаву, гопи-бхаву.
Длительноее общение с Савитри приносило Брахме только страдания. Когда в его жизнь пришла пастушка Гаятри-деви, сердце его наполнилось мягкостью и сладостью. Они испытывали друг к другу почтение и были хорошими друзьями. На Варшане Брахма создал место для Шримати Радхарани, превратив свои четыре головы в холмы Варшаны. Здесь Радхарани играла с сакхи. Парабрахман приходит сюда все время, безо всякого приглашения. Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Судеви, Рангадеви, Индулекха, Тунгавидья и все гопи приходили сюда и Кришна играл с ними здесь по утрам. Также Он ходил по их домам, воруя масло. Он разве Он похищал его, только чтобы поесть? В Его доме нет недостатка в масле и ладду. Ему нравится воровать только любовь гопи. Он хочет умолять гопи о любви и делает это, говоря: «Бхикшам дехи».
В Гахварване Он сказал гопи: «Дайте Мне бхикшу».
– Какую еще бхикшу?
– Бхикшу вашей любви. Просто поговорите со Мной или одарите меня своим взглядом. Думайте обо Мне. Мне не надо ничего другого – только ваши благословения и милость.
Во Враджа-мандале Парабрахман просит у враджаваси милостыню — любовь, которую они бережно хранят в сердце. Когда Кришне было десять с половиной лет, Он думал: «Я недостоин здесь больше находиться. Мне лучше уйти сейчас и совершать сто лет аскезы. Завершив их, я вернусь во Врадж. Я не могу служить враджа-деви, ибо Они не принимают Мое служение. Да и недостоин Я служить им… Я Сам Господь, Сам Парабрахман, но Я неквалифицирован служить им. Что же Мне делать?»
Тогда Кришна принял санньясу и покинул Враджа-мандалу…
Поэтому наш Нарахари Саркар Тхакур произнес:
яди гауранга нахито, табе ки хоито, кемоне дхорито де?
радхара махима, према-раса-сима, джагате джанато ке?
мадхура вринда-випина-мадхури, правеша-чатури-сара
вараджа-ювати-бхавера бхакати, сакати хоито ка’ра?
Юные последовательницы Шримати Радхарани связаны с Ней, у них в сердце есть эта мадхура-раса. Чайтанья Махапрабху – это Сам Кришна. Он пришел в это мир и принял санньясу, следуя по стопам гопи. Он повсюду распространил славу Радхарани. Этот нектар прославлений Радхарани связывает всех вместе и держит рядом, омывая чистой любовью. Никакая мирская сила и любовь не сможет управлять этим миром и дживами! Материалисты не могут дать дживам шакти и превратить их в последователей бхакти. Мирская любовь не может никого привести к Богу. Природа джив – быть независимыми, все они считают себя деятелями. Это настроение очень опасно.
Одно животное дерется с другим животным и ранит его, потому что жестоко от природы. Но люди еще более жестоки, они убивают животных и нападают на других людей. Риши и махариши постоянно спорят друг с другом. Сколько аргументов они приводят в своих словесных баталиях! Они проклинают друг друга… Откуда в их сердцах столько горечи? Как сладость и нектар придут в их сердца, если они не следуют Шримати Радхарани? Как они станут кроткими и смиренными? Как они станут великими, не следуя Радхике?
Шрила Рупа Госвами пел:
радхе! джая джая мадхава-дайите!
гокула-таруни-мандала-махите
дамодара-рати-вардхана-веше!
хари-нишкута-вриндавипинеше!
вришабханудадхи-нава-шаши-лекхе!
лалита-сакхи гуна-рамита-вишакхе!
карунам куру майи каруна-бхарите!
санака-санатана-варнита-чарите!
Здесь говорится: Шримати Радхарани – Мадхава-дайите, самая дорогая и близкая Мадхаве. Мадхава, в свою очередь, имеет отношения с враджаваси только благодаря милости сварупа-шакти. Кришна отправлялся в Двараку, на Вайкунтху, но везде, куда бы Он ни пошел, Он страдал. Без мадхура-расы Кришна несчастлив. Везде, куда бы вы ни отправились без благословений сварупа-шакти, вы никогда не станете сладостными, спокойными, вежливыми и смиренными. Вы обретете эти качества, только если примете прибежище у последователей Шримати Радхарани. Они очистят вас и сделают сладостными, дав вам этот нектар. И больше вам не захочется ничего другого – кроме этого нектара все остальное будет казаться горьким.
Поэтому Шрила Бхактивинода Тхакур молился:
вришабхану-сута-чарана-севане, хоибо дже палья-даси
шри радхара сукха, сатата садхана, рахибо ами праяси
Он также пел:
палья-даси кори, лалита сундари, амаре лоия кабе
шри радхика-паде, кале милаибе, агья-сева самарпибе
Таков процесс бхаджана.
декхите декхите, бхулибо ва кабе, ниджа-стхула-паричая
наяне херибо, враджа-пура-шобха, нитья чид-ананда-майя
Также он молился:
кабе ха’бе хено даша мора
тьяджи’ джара аша, вивидха бандхана,
чхарибо самсара гхора
и:
кабе гаура-ване, сурадхуни-тате, ‘ха радхе, ха кришна’ боле
кандия бера’бо, деха-сухка чхари, нана лата-тару-тале
Эти бхаджаны так сладостны! Если вы будете петь их, к вам придет настроение гопи и манджари, и тогда повторять харинаму станет легко. Просто переодевшись в женские одежды, вы станете не гопи, а Путаной или Шурпанакхой.
«О Лакшман! – воскликнула Шурпанакха. Я люблю Тебя! О Рама! Я люблю Тебя! Ты молод, и я молода. Давай наслаждаться!»
Рама ответил ей: «У Меня уже есть жена».
Тогда Шурпанакха в гневе закричала: «Ах, Ты не любишь меня… Ты любишь Ее?! Я убью Твою жену! Тогда больше не будет препятствий, и я стану Твоей женой».
Придет настроение Шурпанакхи, Путаны, брахма-ракшаси, и других демониц, а не гопи и манджари. Тот, кто не почитает день явления Радхарани и не понимает Ее враджа-бхаву, гопи-бхаву, шрингара-расу, мадхурья-расу, будет миллионы жизней рождаться в семьях демонов. Они никогда не родятся во Враджа-дхаме и у них не будет отношений с враджаваси. Хотя Прахлада Махарадж родился в семье демонов, он был всегда пракришта рупен ахлада.
Прахладахлада-дайине – Прахлада пришел, чтобы всем, даже демонам, раздать милость и благословения хладини-шакти. Рядом с ним сыновья демонов всегда чувствовали себя, как будто они все в одной семье, никто не думал: «У тебя один отец, у меня другой». Махапрабху принес это настроение в Навадвипу. Еще когда Он был в юном возрасте, все ученики так и льнули к Нему. Кроме Махапрабху они ни к каким ачарьям не ходили в Навадвипе. К тем, кто следует Шримати Радхарани, придет весь мир. Они притягивают сильнее, чем магнит, и покоряют своей любовью. А куда же отправятся те, кто не следует Ей?
Они пойдут к сестре Бали Махараджа, Вриндавали, а от нее отправятся к Путане Махарани. Но Кришна даровал милость даже ей. Почему? Неужели Путана выражала почтение Яшоде и враджа-деви? Нет, но с прошлого рождения у нее было материнское настроение служения Кришне.