Сегодня Рама Экадаши. Экадаши-деви, мать бхакти, приходит 24 раза, а иногда 26 раз в год. Каждый Экадаши уникален и имеет свое имя. Тех, кто следует этому дню, можно разделить на разные категории. Подобным образом бхакти можно разделить на бхава-бхакти, према-бхакти и садхана-бхакти, а также на айшварья-майи-бхакти и мадхурья-майи-бхакти.
У людей множество представлений об Экадаши, но не все они отражают изначальную, истинную славу Экадаши. Наша гуру-варга, благословленная Бхакти-деви, дает нам чистое знание.
В этом мире люди по-своему трактуют шастры и везде распространяют свои спекуляции. Каништха-адхикари, обладающие слабой верой, пытаются применять заключения писаний в соответствии со своими представлениями. Они не принимают наставлений маха-бхагавата ачарий и позволяют мошенникам обмануть себя. Однако я хотел поговорить не об этом.
Сегодня Рама Экадаши. Бхакти бывает двух видов: айшварья-майи и мадхурья-майи. Махапрабху распространял мадхурья-майи-бхакти. Господь проявляется в сердцах Своих преданных в зависимости от зрелости их бхакти.
Риши (мудрецы) на протяжении очень долгого времени жили в лесу Дандакаранья и повторяли гопала-мантру. Когда к ним пришел Рамачандра, они, желая обрести отношения со своим дорогим возлюбленным – Гопалом, спросили Его о том, как им получить бхава-сиддхи. Несмотря на то, что они были великими мудрецами, они не имели понятия, как обрести васту-сиддхи и сварупа-сиддхи.
В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 3.16) Кришнадас Кавираджа пишет: «айшварья-шитхила-преме нахи мора прита – Меня невозможно покорить любовью, смешанной с благоговением и почтением».
Рамачандра ответил мудрецам: «В этом теле вы не сможете встретиться со Мной. Примите рождение во Вриндаване в Двапара-югу из лона гопи. У враджа-деви вы сможете обучиться мадхурья-майи упасане».
Риши повторяли гопала-мантру, но с настроением айшварьи. С подобным благоговением и почтением поклоняются Нараяне.
Шрила Гурудев много раз объяснял, что в действительности такое поклонение Божествам Радхи и Кришны сродни поклонению Лакшми и Нараяне. Это называется мантра-упасана. Обычные люди могут поклоняться Божествам Радхи и Кришны, например, нашим Радха-Винода-бихари, но их поклонение относится к айшварья-майи-бхакти. Мадхурья-сева подразумевает бхава-севу и манаси-севу, внутреннее служение, исполненное экстатических настроений.
Обычно садхаки не понимают этого и стараются следовать пути вайдхи-бхакти, состоящему из огромного количества правил и предписаний. Но разве в мадхурья-майи-бхакти нет правил? Есть, но они естественны. Преданные на пути мадхурья-майи-бхакти, не нарушают правила, но всегда придерживаются своего настроения и внутреннего служения, что невозможно контролировать никакими правилами и предписаниями.
Мудрецы повторяли гопала-мантру и в результате получили даршан Рамы. Он велел им дождаться Двапара-юги, чтобы встретиться с Гопалом. С Рамачандрой встретилось огромное количество мудрецов, среди которых было много великих риши. Некоторые из них повторяли брахма-гаятри и поклонялись Брахману, а другие воспевали гопала-мантру, которая упоминается в «Гопала-тапани-упанишаде».
В Экадаши настоятельно рекомендуется находиться в садху-санге. Прежде риши собирались вместе в ашрамах, обсуждали заключения шастр и свои реализации. Любые имеющиеся у них вопросы они задавали Гуру ашрама.
Не думайте, что те, кто следует пути бхакти, не нуждаются в руководстве. Придерживающиеся такого мнения не могут прогрессировать. У тех, кто совершает арадхану (поклонение), может возникнуть множество вопросов.
В чем заключается слава Рама Экадаши?
акамах сарва-камо ва мокша-кама удара-дхих
тиврена бхакти-йогена яджета пурушам парам
(Шримад-Бхагаватам, 2.3.10)
[Независимо от того, полон человек материальных желаний, свободен от них или стремится достичь освобождения, он поступает разумно лишь в том случае, если поклоняется Кришне, Верховной Личности Бога, следуя чистому процессу бхакти-йоги.]
Ранее мы уже слышали, что Экадаши-деви проявилась из одиннадцати чувств Кришны, она – Его крипа-мурти. Когда демон Мура сражался с Кришной, Экадаши-деви проявилась из тела Господа и уничтожила демона. В Пуранах говорится, что Мура олицетворяет невежество и анартхи.
Некоторые дживы хотят совершать бхаджан, но в то же время жаждут славы, последователей и других благ. Влекомые желанием богатства, они не стремятся обрести исключительно мадхурья-бхакти. Очень редко встречаются те, кто следует по стопам враджа-деви, не афишируя это.
Рамачандра посоветовал риши отправиться во Враджа-мандалу. Они сделали это в Двапара-югу и увидели, как враджаваси следуют Экадаши. Жители Враджа соблюдают Экадаши, это неоспоримый факт.
Как обрести отношения с Гопи-джана-валлабхой? Враджа-деви всегда находятся под руководством Шримати Радхики и следуют Экадаши-врате, непрерывно размышляя над этим.
Как покорить Дамодару чистой любовью? Как развить очень крепкие взаимоотношения с Ним и стать Его возлюбленной?
С одной стороны, Рама Экадаши очистит тех, кто соблюдает эту врату, от настроения айшварьи, а с другой стороны, она дарует настроение и желание следовать мадхурья-майи-бхакти.
В этот день обычно рассказывают историю про принцессу по имени Рама, которая следовала Экадаши-врате. После свадьбы она отправилась вместе с мужем во дворец своего отца. Царь ясно дал понять своему зятю, что любой, кто приходит в его дом, должен соблюдать Экадаши.
– Я не могу поститься. Вдруг я заболею? – попробовал возразить муж Рамы.
– Тогда тебе придется покинуть дворец, – строго сказал царь. – И мы разорвем с тобой все отношения.
Из-за сильной привязанности к жене юноша постился в Экадаши до сумерек, а ночью мучился от жажды. Те, кто привязан к телу, очень страдают, когда постятся. А те, у кого нет такой привязанности, легко обходятся без еды и воды.
Так или иначе принц выдержал пост в течение всего дня, но рано утром оставил тело, и принцесса стала вдовой.
Сразу после этого к ней пришел Нарада Риши. «Рама, что за горе постигло тебя? – спросил он. – Чем ты так расстроена?»
– О мудрец, я стала вдовой, – промолвила Рама.
Согласно традициям санатана-дхармы, женщина, потерявшая мужа, не может больше выходить замуж. В идеале вдова должна войти в погребальный огонь вместе с мужем, в противном случае ей следует провести остаток жизни взаперти, не показывая лицо никому кроме домочадцев. Ей следует принимать зерновые только раз в день и выполнять огромное количество правил и предписаний, проводя свое время в джапе, врате и тапе.
– Обещанная счастливая жизнь потеряна для меня! – сокрушалась Рама.
– Не волнуйся, Господь Нараяна дал твоему мужу роскошный дворец на Вайкунтхе, – успокоил ее Нарада Риши. – Ты тоже сможешь отправиться туда через год, в этот же день, который станет известен как Рама Экадаши.
Так и произошло: ровно через год с Вайкунтхи прилетел воздушный корабль, вознесший Раму к мужу, который с нетерпением ждал ее. Место их воссоединения, дарованное Верховным Господом, назвали Рама-Вайкунтхой.
Во время поста принц, испытывая сильные муки голода и жажды, размышлял: «Экадаши… Что же это за день?» Так или иначе он был полностью погружен в мысли об Экадаши и соблюдал пост в течение суток, не смыкая глаз ночью. Именно это и позволило ему обрести столь высокое положение на Вайкунтхе.
Встретив своего мужа в роскошном дворце, Рама пришла в изумление.
Те, кто жаждет внешних наслаждений, очень привязаны к роскоши. Ее так много в Двараке! Кришна взял дваракаваси на Курукшетру, в Прабхасу и многие другие святые места, пытаясь помочь им освободиться от тяги к роскоши, но сильная привязанность к богатству и великолепию ожесточила их сердца, из-за чего жители Двараки не уважали враджаваси.
Позднее Кришна полностью затопил Двараку, и все ее жители вернулись в духовную обитель.
Рама – принцесса, на примере жизни которой показана сила благословений Экадаши. Но Рама Экадаши-деви пребывает во Врадже. Сегодня садхана-сиддха враджа-деви обрели сварупа-сиддхи и бхава-сиддхи. В сердца риши пришли настроения гопи, что очень редко достижимо.
В Южной Индии Рама Экадаши очень известен, он именуется Вайкунтха Экадаши, а следующий Экадаши называется Уттхана Экадаши, мы услышим о его славе позднее.
В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 20) говорится, что Говинда, Дамодара, Мадхава и Мадана-мохан являются юга- и манвантара-аватарами. Радха-Мадхава, Радха-Дамодара, Радха-Гокулананда и Радха-Мадана-мохан не относятся к их числу. В Южной Индии с благоговением следуют Дамодара-врате и нияма-севе Дамодары, который подобен воплощению Вишну, а не Яшода- или Радха-Дамодаре. Однако во Враджа-дхаме поклоняются Радха-Дамодаре. Кришнадас Кавираджа Госвами пишет в «Чайтанья-чаритамрите», что Яшода-Дамодара и Радха-Дамодара отличны друг от друга. Кроме того, Дамодара, который держит в Своих четырех руках раковину, чакру, палицу и лотос, является чатур-вьюхой, но не тем Дамодарой, который живет во Врадже.
Как вырваться за пределы бхакти Вайкунтхи и освободиться от пяти видов мукти (салокьи, самипьи, сарупьи, саришти и саюджьи)? Как получить мукти от мукти? Как оставить настроение благоговения и почтения? Это очень тяжело. Каждый хочет почета, роскоши и престижного положения. Даже те, кто пытаются быть непривязанными к деньгам и говорят, что не жаждут их, дважды подумают, прежде чем отказаться от большой суммы, которую им будут предлагать снова и снова. В конце концов они возьмут эти деньги и спрячут под подушкой. Ценные вещи они будут очень надежно хранить и постоянно думать о них, развивать с ними крепкие отношения. Но насколько развиты их отношения с враджаваси, насколько враджа-бхава проявилась в их сердцах?
Поэтому Рамачандра направил риши во Враджа-мандалу. Вняв Его совету, они соблюдали Экадаши в середине Картика-враты и молились враджа-деви, и все их заветные желания исполнились.
Экадаши-деви очень помогает. Дживы становятся очень удачливыми, когда к ним приходит страстное желание обрести кришна-бхакти-расу. Эту духовную жажду нельзя получить, накопив сукрити, совершив благочестивые поступки, аскезы или занимаясь йогой. Быстро продвигаться на духовном пути будут те, кто молится Экадаши-деви о враджа-бхакти.
Как нам обрести сварупа-сиддхи и настроение гопи? Каково наше вечное служение во Врадже и как нам следовать по стопам враджа-деви? Как совершать под их руководством анукульена-анушиланам, служение, которое доставляет радость Кришне?
Сева-дхарма очень необычная. Если мы делаем что-то через силу, думая: «Я поступаю так по велению Гуру и Вайшнавов», в этом нет сладости, мадхурьи. Это настроение айшварьи. Во Враджа-дхаме нет айшварьи. Обязанности не стоит путать с бхакти, это не одно и то же. В вайдхи-марге много строгих правил и предписаний, которым нужно неукоснительно следовать: вы должны повторять шестьдесят четыре круга, делать это, делать то… Но весь день повторяя святое имя из чувства долга, вы не обретете враджа-бхаву. Как же придет это настроение?
Поэтому сегодня мы молимся Экадаши-деви об обретении враджа-бхавы и враджа-севы. Стремитесь только к этому. Услышав такую молитву, Экадаши-деви будет очень довольна и обязательно поможет: ваша садхана станет естественной. Она помогает садхакам, которые жаждут попасть во Враджа-дхаму.
Как Экадаши-деви помогает враджаваси? Госвами и гуру-варга совершают упасану. Махапрабху сказал:
антаре ништха кара, бахье лока вйавахара
ачират кришна томайа карибе уддхара
(Ч.-ч., Мадхья,16.239)
«Храни в сердце твердую веру, но внешне веди себя как обычный человек. Тогда ты очень скоро удовлетворишь Кришну, и Он освободит тебя из объятий майи».
А также:
амани манада хана кришна-нама сада ла’бе
врадже радха-кришна-сева манасе карибе
(Ч.-ч., Антья, 6.237)
«Не ожидай уважения к себе, но выражай почтение к другим. Всегда повторяй святое имя Господа Кришны и постоянно занимай ум служением Радхе и Кришне во Вриндаване».
Откуда приходит это настроение? Кто может дать его?
сева садхака-рупена, сиддха-рупена чатра хи
тад-бхава липсуна-карья, враджа-локанусаратах
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.295)
«На пути рагануга необходимо следовать близким возлюбленным спутникам Кришны и их последователям, будучи всегда погруженным в служение им как в садхака-рупе (внешнем, физическом теле, в настоящем положении преданного), так и в сиддха-рупе (вечном совершенном духовном теле, подходящем для выполнения того вида служения Кришне, который преданный всем сердцем жаждет обрести). Необходимо сильное желание бхавы, особого любовного настроения, тех спутников Кришны во Врадже, которым садхака стремится следовать».
Нам нужно обрести желание служить. Где можно получить его? Разве возможно купить его на рынке?
Бхактивинода Тхакур вдохновлял каждого служить в настроении жителей Враджа. Экадаши-деви даст свои благословения тем, кто преданно молит ее о милости, желая обрести только враджа-бхаву. Благодаря этому преданный будет быстро продвигаться к своей цели.
Однажды в этот месяц все враджаваси пришли в Амбикаван, расположенный неподалеку от Матхуры. Всю ночь в Экадаши они проводили там ягью. В полночь огромный питон приполз и почтительно коснулся стоп Нанды Бабы, предлагая таким образом пранамы. Однако почувствовав аромат, исходящий от стоп Нанды Бабы, питон подумал: «Этого недостаточно. Мне нужно получить еще больше милости». Немного перевозбуждённый, он заглотил пальцы, ступни, ноги и всю нижнюю часть тела до торса. Он не мог контролировать себя – так хотел получить милость Нанды Бабы, что почти заглотил его тело.
Таково настроение современных садхаков и севаков. Они думают: «Почему Гуру не дает мне благословения?» Они ставят стопы учителя к себе на голову или отрубают их, забрасывают к себе на плечи и держат при себе. Они говорят своему Гуру: «Раз не даешь мне милости, я отрублю твои стопы и буду держать их при себе. Так ты навсегда останешься со мной».
Итак, питон пытался съесть Нанду Бабу. Враджаваси, выхватив из жертвенного огня поленья, начали бить змею, но она была очень вынослива и не обращала внимания на удары. Тогда враджаваси стали звать Кришну. В это время Он отдыхал, но, услышав, что Его зовут, сразу же пришел и коснулся питона Своей лотосной стопой.
Прежде его привлекали стопы Нанды Бабы, но сейчас его внимание переключилось. Сразу же после прикосновения Кришны питон очистился и получил освобождение: он оставил тело змеи и обрел свою вечную форму. Он совершил парикраму вокруг Кришны и спросил Его: «В чем заключается мое служение? Что я должен делать?»
До этого питон был очень горд и хотел силой обрести милость. Теперь же он стал смиренным. Обусловленные души, которые находятся в тюрьме своего материального тела и анартх, горделивы, как этот питон. Они пытаются силой обрести бхакти, бегают повсюду, пытаясь подчинить себе все, но всякий раз терпят неудачу.
Мы так стараемся обрести бхакти, бхаджан и севу, думая: «Я буду делать это и то», но правда состоит в том, что без желания Господа ничего не произойдет. Кришна иччха вина кона кария сиддхи нахи – без желания Кришны невозможно достичь совершенства. Мы можем стараться получить многое, но Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (2.47): «карманй эвадхикарас те, ма пхалешу кадачана / ма карма-пхала-хетур бхур, ма те санго ’ств акармани – у тебя есть право совершать действия, но плоды твоей деятельности тебе не принадлежат. Это право принадлежит Мне. Я знаю, что хорошо для тебя. Я знаю всё».
Бхакти невозможно практиковать в независимом настроении. Кто-то может считать: «Я пойду на парикраму, буду повторять святое имя, мантры…» Это хорошо и правильно, но необходимо всегда находиться под руководством и делать то, что является анукула. Как понять, благоприятно ли то, что мы делаем, или нет? Как мы можем отличить правильное от неправильного? Для этого и необходимо руководство.
В этот Экадаши питон Видьядхара, о котором я сейчас рассказал, приполз в место, где враджаваси проводили ягью, и попытался проглотить Нанду Бабу. Однако Кришна даровал ему освобождение.
Как нам избавиться от настроения Вайкунтхи? Как развить однонаправленное желание обрести враджа-бхакти? Сегодня день гопи бахава ашрита – он дает прибежище и настроения гопи.
Этот Экадаши особенный – в этот день мы должны принять санньясу, то есть отречься от своего желания делать что-то независимо. На самом деле каждый Экадаши уникален, но как прогрессировать, если мы не знаем, о чем следует молиться в каждый из этих дней?
Некоторые сидят на киртане, но где в это время бродит их ум? Зачем они поют и слушают? Они не могут ответить. Экадаши-деви помогает даже таким людям. Она помогает карми, жаждущим исполнения всех своих желаний, и, что более важно, – тем, у кого есть только одно устремление: совершать чистое бхакти под руководством шуддха-бхакт.
Нужно быть однонаправленными в своей садхане и понимать, что высшей целью является враджа-бхакти. Особая миссия Рама Экадаши состоит в том, чтобы помочь нам освободиться от настроения айшварьи.
джанмаишварйа-шрута-шрибхир
эдхамана-мадах пуман
наивархатй абхидхатум ваи
твам акинчана-гочарам
(Шримад-Бхагаватам, 1.8.26)
«О мой Господь, достичь Tебя легко лишь тому, у кого нет ничего материального. Tот же, кто стоит на пути [материального] прогресса, пытаясь улучшить свою жизнь знатным происхождением, огромным богатством, хорошим образованием и телесной красотой, не может искренне взывать к Tебе».
Вы можете родиться в знатной семье, иметь здоровое тело, великолепные способности и навыки для материальной деятельности. Вы можете стать настолько почитаемыми и богатыми, что люди начнут проводить вам арати, используя параферналии из бриллиантов и платины. Как же отрешиться от всего этого?
Господь – акинчана гочарам, покровитель обездоленных. Этот Экадаши сделает всех нищими и лишенными всех материальных самоотождествлений (нишкинчана).
динере адхика дая каре бхагаван
кулина, пандита, дханира бара абхиман
(Ч.-ч., Антья, 4.68)
«Кришна, Верховная Личность Бога, всегда благоволит смиренным и кротким, но аристократы, ученые и богатые личности всегда горделивы из-за своего высокого положения в обществе».
Люди, опьяненные гордостью и ложным эго, не могут обрести освобождение и прибежище у Верховного Господа.
Соблюдая этот Экадаши, можно стать акинчана и нишкинчана. Через год Рама Экадаши придет вновь. Экадаши-деви посмотрит, насколько мы продвинулись и стали отреченными, насколько сильно мы жаждем престижа.
Бхактивинода Тхакур говорит, что каждые пятнадцать дней, когда приходит Экадаши, вы должны проверять, продвинулись вы или скатились вниз. Проводите этот самоанализ очень тщательно. Если вы не поступаете так, значит вы не любите Экадаши по-настоящему.
Бхактивинода Тхакур ходил от деревни к деревне и повсюду открывал нама-хатты Нитьянанды Прабху. Он вдохновлял тысячи людей соблюдать Экадаши и раздавал им мриданги, караталы, керосиновые лампы и велосипеды. Он давал лекции и вдохновлял каждого следовать бхакти.
Патиячхе нама-хатта дживера каран. Самые великодушные – те, кто распространяет движение Нитьянанды Прабху. Где нам проводить хари-васару? В Экадаши нужно быть с «Бхагавад-гитой» и «Шримад-Бхагаватам», рядом с Гангой, Туласи-деви, храмом Шри Хари, садху – Гуру и Вайшнавами. Если вы не можете быть с садху физически, то, по крайней мере, должны совершать нама-киртан рядом с Туласи, «Рамаяной», «Бхагавад-гитой» и «Бхагаватам». Если вы будете следовать этому, ваша врата будет успешной.
Пуджьяпад Премананда Прабху
30 октября 2013 года