ПУШПАНДЖАЛИЦитата Расик-мохана брахмачари

8 февраля 2016 года, Шри Радхе-кунджа (Бхакта-бандхав-дхама)

 

12400878_1712244939011998_6214741787960856540_nПрежде всего я предлагаю бесчисленные смиренные поклоны моему наиболее почитаемому Гуру-пада-падме, ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу. Такие же поклоны рупануга-гаудия-гуру-варге и всем преданным, присутствующим здесь.

Сегодня в высшей степени благоприятный день не только для нашей духовной семьи, но и для живых существ во всей вселенной. Этот день несет свет и радость. Как мы слышали, когда Кришна пришел в этот мир, Земля проявила признаки экстаза. Подобным образом, когда Гуру и Вайшнавы нисходят в этот мир, все живые существа испытывают счастье. Почему? Благодаря их присутствию в мире происходят мощные изменения. Люди могут даже не осознавать это, но присутствие на Земле маха-бхагаваты трансформирует их сознание и всю планету.

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада приехал на Запад, и теперь, спустя 50–60 лет, европейцы, особенно американцы, стали расположены к знанию о карме и вегетарианстве. Он заложил этот «фундамент».

Шрила Гурудев дал особый, уникальный шанс – стать служанкой Шримати Радхики,  манджари-бхава-упасану. Это никогда прежде не давалось открыто, всегда скрывалось. Даже ачарьи Гаудия-сампрадаи иногда скрывали это, проповедуя атма-дхарму, то есть основы бхакти, но Шрила Гурудев давал очень возвышенную хари-катху. Мы можем видеть это по книгам, которые он нам оставил: «Раса-панча-дхьяи», «Шри Гита-Говинда», «Вену-гита», «Гопи-гита»… Эти книги – жизнь и душа Гурудева. Он получил особое указание от Шри Кришны и Шримати Радхарани распространить это по всему миру и год за годом неустанно выполнял его. Как мы знаем, Шрила Гурудев объехал весь земной шар 33 раза! Он говорил: «Эта хари-катха разлетится по всему миру. Люди будут обсуждать ее  более 10 тысяч лет».

Гурудев уверенно выполнял свою миссию, и многие бросали ему вызов, особенно в 50-е годы, когда он публиковал статьи в «Бхагават-патрике». Однажды он написал в журнале статью о том, что нынешняя Кали-юга – дханья Кали-юга, благословенная эпоха, поскольку Гаура-Нитай пришли в этот мир и разрушили плотину, которая сдерживала поток премы. Они щедро раздавали ее всей вселенной, поэтому Кали-юга считается золотым веком, према-югой. Наши ачарьи распространяли према-прайоджану, и до сих пор этот поток премы продолжает наводнять мир. Кроме того, Шрила Гурудев объяснил, что Калки не придет в конце этой Кали-юги. Многие бросали ему вызов: «Как вы можете такое говорить? В “Бхагаватам” этого нет». Он сослался на наших ачарий, в частности Бхактивиноду Тхакура, который объясняет, что в Кали-югу, когда пришел Махапрабху (а до Него, в Двапара-югу, явился Сам Враджендра-нандана Кришна), нет необходимости в Калки. Почему? Потому что все получат прему.

Шри Кришна в нитья-дхаме, Голоке Вриндаване, говорил Шримати Радхикe: «Я столько раз нисходил в материальный мир как Вараха, Нрисимха, Калки, Вамана, Шри Рама, разные аватары, юга-аватары, но вижу, что обусловленные души не меняются. Я пытался указать им, где их настоящий дом, но они только сражаются со Мной. Лишь у бхакт есть любовь ко Мне. О Радхика, пожалуйста, пошли Своих спутниц – экспансии сварупа-шакти, только Они могут освободить мир».

Все ачарьи в Гаудия-сампрадае – это кинкари, доверенные служанки Шримати Радхики.

Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактивинода Тхакур и другие ачарьи в линии Шри Чайтаньи Махапрабху пришли, наделенные могуществом сварупа-шакти. Они являются ашрая-таттвой. У них есть настроение служения, и они раздают его и ту любовь, которой обладают к Шри Кришна-чандре. Никто не будет служить, пока не полюбит, и даже если кто-то внешне служит, в его действиях будет корысть. Вайшнавы бескорыстно служат, потому что их переполняет любовь.

Нужно уяснить, что без Вайшнавов, которые знают сердце Гурудева, мы никогда не сможем понять его самого. Если мы напрямую отправимся к Кришне, то придет брахма-бхава. Точно также, если напрямую отправимся к Гуру, не имея должной квалификации, то мы будем видеть только то, что у Гурудева много последователей, богатства… В итоге вы захотите стать такими же. Это не наше настроение. «Как мне стать слугой слуги слуги?» – таково правильное умонастроение. Махапрабху Сам учил этому. И Шрила Гурудев дал нам это настроение – айи нанда-тануджа кинкарам, как мне стать пылинкой на лотосных стопах Шри Кришны?

Пыль Враджа особенна, поскольку враджаваси служат все вместе в очень смиренном настроении. Гурудев пришел, чтобы дать нам это настроение. Материальное существование подобно кромешной тьме, здесь все невежественны. Невежество (авидья) – это тьма, тамо-гуна. Живые существа не знают, что такое душа, что произойдет после смерти, каково их истинное предназначение. Шри Гуру несет свет (удджвала) божественного знания и любви.

Существует много гуру, и все они дают знание разного уровня. Гурудев давал гьяна-вигьяна-саманвитам – чистое знание, подкрепленное собственными практическими реализациями в служении. Благодаря этому джива сможет осознать свою связь с Гуру и Вайшнавами и свое служение. Истинное знание – практичное знание, то, что применяется в служении.

Шрила Гурудев – воплощение удджвала-ниламани, любви Шримати Радхики и Кришны. Ниламани – голубой сапфир, а удджвала – сияние. Когда Вайшнавы, подобные Шриле Гурудеву, являются, они освещают весь мир своей любовью к Радхе и Кришне. Дживы, погрязшие во тьме невежества, приходят к Гуру и Вайшнавам, и благодаря этому общению их жизнь озаряется, а все страдания, скорбь и несчастья уходят.

По своей милости Шрила Гурудев путешествовал по всему миру, и мы знаем, что он присутствует здесь и в наши дни. Мы слышали от Вайшнавов, что Шри Гуру вечен. Мы только что пели  «Нитай пада камала» – там говорится, что Нитьянанда Прабху вечен (сатья). Таким же образом Его севаки вечны. Все они вечно погружены в божественное служение. Присутствие  Шрилы Гурудева мы прочувствуем в общении только с теми Вайшнавами, в чьем сердце он вечно пребывает. От них мы можем узнать, как пригласить его и в наше сердце.

Почему Кришна родился у Нанды и Яшоды? Потому что их переполняет горячее желание служить Ему. Сердце Вайшнава – это сева-кунджа, в которой они непрерывно служат. У них нет ни гуру-абхимана, ни даже вайшнава-абхимана. Они думают: «Я очень падший и незначительный. Как мне день изо дня каждую каплю своей энергии использовать в служении Гуру-пада-падме?» В сердце таких личностей Гурудев присутствует вечно.

Мы не хотим получить положение Шри Гуру. Он вечен и наше положение севака также вечно. Если мы думаем: «Сейчас я должен служить, но зато потом получу пост Гуру», тогда мы не севаки, а ваки (цапли): цапли стоят в воде, подобно великим садху, но в действительности они только и ждут, как бы поймать рыбу. В служении настоящего севака нет корыстных мотивов (желания славы и почета).

В чем заключается обязанность ученика? Гуру-мукха падма вакья, читете кория айкья / ара на корибо мане аша. Единственное сокровище нашего сердца – гуру-вани, хари-катха, которая исходит из лотосных уст Шри Гуру. Через уши мы помещаем ее в свое сердце, и тогда уходит все негативное: клеша, абхинивеша, асат-тришна, папа… Мы осознаем свое реальное положение: «Я всего лишь маленький слуга. Я пришел в этот мир, потому что хотел наслаждаться».

Нужно быть очень осторожными и правильно понимать нашу дхарму: мы нитья кришна дасы. Кришна возложил на Гуру особую ответственность – стать ачарьей. Но каково при этом его настроение? «Я слуга слуги слуги…»

Мы слышали, что Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада всегда ставил рядом с собой изображение Шрилы Гауракишоры Бабаджи Махараджа. Как можно служить Гуру, если он не присутствует физически? Говорится, что рядом всегда должна быть фотография Шрилы Гурудева – ее нужно хранить даже в кармане. Какие бы пожертвования к вам ни приходили, предлагайте все Шриле Гурудеву. Для чего это ученику? Так он учится всегда находиться под руководством Гуру-пада-падмы и все ему предлагать. Иначе он собьется с пути.

Итак, Шрила Гурудев пребывает в сердце Вайшнавов. Он вечен и проверяет нас,  скрывшись из нашего виденья: как мы будем себя вести в его отсутствие? В то же время Гурудев наделяет могуществом тех преданных, в чьих сердцах Он находится. Там он вечно занят в играх. Сева-кундже врадже рамье. Во Врадже каждый день праздник, и мы видим, что у Вайшнавов что ни день, то праздник. Повсюду, где Вайшнавы хранят в сердце Гурудева, будет враджа-гокул махотсавая те. Где враджаваси, там гокул махотсавая, фестиваль. Через своих верных последователей Гурудев продолжает проповедовать и путешествовать, чтобы раздавать рага-марга бхакти.

Во многих книгах, например, в «Гаура-вани-прачарине», он раскрывает, что Шрила Прабхупада пришел дать то же самое, что и все ачарьи нашей линии. Без враджа-бхакти духовная практика будет сухой… Даже если вайдхи-бхакти приведет нас на Вайкунтху, мы не получим там удовлетворение, поскольку без ади-расы душа никогда не будет счастлива.

Гурудев проверяет, кто является истинным учеником. Это можно узнать по определенным признакам. Своими материальными глазами мы не сможем увидеть, как настоящие слуги внутренне служат гуру-вани, однако это естественным образом  со временем проявится. Гурудев говорил: «Не доверяйте этим чхорам (ворам) – записывающим устройствам. Записывайте все к себе в сердце». Не стоит заучивать и повторять, как попугай, не имея реализаций. Когда ученик передает гуру-вани, оно становится еще слаще. Как рассказывал Шраван прабху, «Бхагаватам» стало еще более сладостным после того, как его произнес Шукадева Госвами.

Вайшнавы всегда служат гуру-вани и всех приводят к Шри Гуру. Они создают шри гуру-кунджу, гуру-мурти. Как почувствовать присутствие Гурудева после его ухода? Поклоняясь его мурти. Рамануджачарья еще при жизни дал ученикам свое божество и сказал, что они могут общаться с ним через это божество. «Если вы будете искренне задавать вопросы и служить, я  вам все открою в сердце», – пообещал он. Мы слышали множество историй о том, как Шрила Гурудев проявляется даже в своих изображениях.

Ежедневно мы поклоняемся гуру-мурти и проводим гуру-пуджу – таков долг ученика. Гурудев говорил: «Моим учеником является тот, у кого есть желание служить моему мано бхиштам».

Нужно памятовать, что Гурудев делал. Всеми силами он служил своему Гуру-пада-падме. Когда Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в 70-е годы попросил Гурудева поехать на Запад, Гурудев ответил, что не может это сделать, поскольку его Гурудев возложил на него ответственность за Кешаваджи Гаудия Матх, проповедь в Индии и выпуск “Патрики”. Он объяснил, что отправится на Запад только в том случае, если получит соответствующее указание от Гуру-пада-падмы. Гурудев никогда не поступал независимо: он связан с парампарой. Очень модно быть гуру, иметь множество последователей – мы видим много таких гуру в Индии, во Врадже, но они вне парампары, поэтому у них нет духовной силы. Истинный гуру всегда служит своему гуру.

С тех пор, как Гурудев присоединился к Матху, он служил днем и ночью, особенно во время Навадвипа-парикрамы. Мы слышали множество его прекрасных лил. Гурудев всегда защищал манобхиштам своего Гурудева и отвечал, если кто-либо бросал вызов Парам-гурудеву. Сразу после ухода Парам-гурудева некоторые Вайшнавы начали сомневаться, почему Парам-гурудев проводил Ратха-ятру в Навадвипе. И Шрила Гурудев был словно огонь. Он ответил: «Я не буду терпеть, если кто-то сомневается в характере моего Гуру, в том, как он совершал кришна-бхаджан и кришна-севу». Гурудев говорил: «Мой Гуру-пада-падма – лев, а я его сын, и поэтому также являюсь львом. Я связан со своим Гуру-пада-падмой».

Он показал идеальный пример, как истинные ученики смело распространяют славу Шри Гуру, не боясь противостояния. И это подлинная слава ученика, поскольку у него есть мамата.

Говорится, что цель нашей жизни – обрести прему. Но как это достичь? Без маматы это невозможно. Мамата означает чувство обладания: «Гуру – мой», не только «Я принадлежу Гуру», это не так значимо. Рагхунатха дас Госвами молится: «Я Твой, я Твой, пожалуйста, прими меня. Я не могу жить без Тебя…» Поскольку у него есть мамата, он молится: «Пожалуйста, прими меня!» Мы должны все больше и больше развивать мамату к гуру. Тогда мы начнем думать: «Как я могу распространить славу моего Гуру Махараджа? Как привести других людей к его лотосным стопам и дать с ним отношения?» Это и есть гуру-сева.

Существует столько разных способов достижения совершенства! В шастрах говорится, что самый простой, быстрый и радостный из них – это гуру-сева, наиглавнейшая из всех духовных практик. Гурудев рассказывал много разных историй об учениках. Он объяснял: Вайшнавы, которые готовы пожертвовать каждое мгновение своей жизни для гуру-севы, совершают истинную ягью, и тогда они станут олицетворением качеств Гурудева. Нам не нужно стремиться к сложной садхане или гьяне. Сосредоточьтесь лишь на одном:  как каждую каплю энергии, крови, пота и слез использовать в гуру-севе. Тогда Кришна, Радхарани, Махапрабху – все придут обнять нас. Не нужно пытаться достичь Кришну, Он Сам придет! Кришна обязательно привлечется сердцем ученика, который всегда занят в служении Шримати Радхике и Ее спутницам, поскольку они наиболее дороги Ему. Кришна говорит: те, кто считает себя Моими преданными, на самом деле не являются таковыми. Настоящие преданные – это те, кто служит Моим преданным. Если мы разовьем гуру-бхакти, то кришна-бхакти автоматически придет, не стоит беспокоиться об этом.