Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге!
Дорогие преданные, примите, пожалуйста, наши поклоны.
2015-й год отмечен грандиозным событием – этим летом Сам Господь Джаганнатха поменял тело. Удивительное событие, если учесть, что Господь абсолютно трансцендентен. Вайшнавы говорят, что каждые 18–20 лет Джаганнатха приходит в новом настроении. Например, во времена Чайтаньи Махапрабху Он был Мадан-мохан, Шьямасундара, а теперь пришел раудра и бхаянака Джаганнатха. Он свиреп, бесстрашен и готов защищать Своих преданных.
Как это происходило? Какие изменения претерпел Джай Шри Дамодар Гаудия Матх в подготовке к Ратха-ятре? Чем преданные были заняты во время грандиозного фестиваля? Об этом нам сегодня расскажет Ананда-мохан дас брахмачари.
Ратха-ятра-2015: как это было
Гундича-марджана
По божественному провидению и благодаря искусным уловкам Господа Джаганнатхи Шрипад Премананда Прабху с небольшой группой преданных прибыл в конце мая в Кшетра-дхаму, где все занялись служением Шри Гуру, Вайшнавам и, особенно, святой дхаме. Повинуясь природе враджаваси, Вайшнавы, всегда занятые служением Божественной Чете, проявляют свои качества и в этом мире.
Так, в священный месяц Пурушоттам все преданные под руководством рупануга-гаудия-гуру-варги и следуя глубокому настроению враджа-деви, начали подготавливать храм и прилегающие к нему участки к приходу Господа Джаганнатхи, Нава-калеваре.
Бхакты тяжело трудились и в зной, и под проливными дождями, ранним утром и вечером, когда жара была терпима, и наводили порядок на садовом участке, где растут Туласи, а также некоторые рассады для Тхакураджи.
Убираясь, принося землю и пропалывая сорняки, преданные избавлялись от сорняков-анартх, а восстанавливая полуразрушенный забор – защищали в садху-санге лиану бхакти от диких слонов-вайшнава-апарадх. Преданные убирали мусор вместе с лишним и грязным песком с участка, прилегающего к храму (со стороны, противоположной океану), тем самым выравнивая наклонную поверхность почвы и очищая место для того, чтобы соорудить там пандал.
После такой грандиозной марджана-лилы участок, куда раньше выкидывали мусор, превратился в место проведения ягьи, приготовления бхоги для Тхакураджи, принятия прасада и отдыха преданных.
Днем, когда солнце стояло практически в зените, невозможно было делать севу под открытым небом. В это время преданные принимались за наведение порядка внутри храма. Все пространство, которое можно было использовать для размещения паломников, вычищалось от скопившейся пыли, мусора и старых ненужных вещей.
По просьбе Шрипада Премананды Прабху, который, кстати, организовал строительство новой алтарной для Тхакурджи на четвертом этаже, один преданный из Голландии привез с собой в Пурушоттама-дхаму около ста килограмм инструментов и расходного материала для ремонта мебели, окон, дверей и т.д. в храме. За полтора месяца он починил все, что только можно было.
За большие старания Джаганнатха щедро одаривал преданных особой милостью: с первых же дней Он присылал в храм изумительный, иногда даже уникальный маха-прасад, напиток пана… Несколько раз даже приносили поднос с раджа-бхогой непосредственно от Джаганнатхи! Это экстраординарное событие. Даже Прабхуджи впервые видел это, не говоря уже о других.
За день до церемонии перемещения сердца Джаганнатхи в новое тело, Его служители предложили Шрипаду Премананде Прабху дать дакшину: драгоценные камни или металлы, которые помещаются вместе с сердцем в новое тело Джаганнатхи, Баладевы, Субхадры и Сударшаны до следующей Нава-калевары, которая произойдет, кстати, в 2035 году. Прабхуджи в то время как раз пожертвовали золотую и серебряные монеты. Преданные прочитали над ними мантры, совершили санкалпу, а затем монеты передали служителям Господа Джаганнатхи.
За день до праздника колесниц преданные, воспевая святые имена, отправились к храму Гундича, таким образом завершив полуторамесячную марджана-лилу, начатую в Чакра-тиртхе, месте вхождения Шрилы Гурудева в нитья-лилу. Бхакты, вооружившись вениками и глиняными горшками для воды, принялись отмывать ворота и стены храма и подметать около него, дружно воспевая святое имя. После этого они получили даршан Господа Нрисимхадева и отправились к Индрадьюмна-сароваре, где приняли омовение. Это озеро является чаранамритой Махапрабху и его преданных.
Ратха-ятра
И вот пришел тот день, ради которого многие миллионы людей прибыли в Кшетра-дхаму… Преданные под руководством Шрилы Гурудева и во главе с санньяси и брахмачари отправились с киртаном на Ратха-ятру. Весь город был оцеплен полицией, всякое движение на транспортных средствах было полностью прекращено, улицы наводнили потоки людей, стекающихся со всех сторон к колесницам, начавшим свое путешествие. Достигнув главной дороги, наполненной множеством людей, преданные, предложив поклоны Господу и получив Его даршан, продолжили санкиртану до позднего вечера около колесницы Баладевы и Субхадры.
Некоторые преданные пытались приблизиться к канатам и потянуть колесницы, но не всем удалось подойти к колеснице Джаганнатхи, где было больше всего людей, стремящихся изо всех сил притянуть Господа. Казалось, невозможно приблизиться к заветным канатам, и лишь по милости Джаганнатхи сама толпа несла вас к цели, и вот канат уже был у вас в руках, и непроизвольно вы лишь кричите имена Джаганнатхи, Баладевы, Субхадры и Сударшанаджи… И не существует более ни прошлого, ни будущего, лишь «здесь» и «сейчас». Через какое-то время приходит желание уступить возможность потянуть канат другим, и тут же тот же поток уносит вас туда, где вы уже сами можете выбирать направления своего движения.
Во второй день преданные до полуночи ждали Господа у ворот храма Гундича, встречая Его восторженными взглядами, светящимися лицами и воспевая славу Враджа.
Во время обратного движения колесниц (в Варшану-Нанда-гаон) преданные в сопровождении нама-санкиртаны непрерывно находились рядом с колесницей Джаганнатхи. Киртан был настолько глубок, что, достигая апогея, колесница останавливалась вновь и вновь, пройдя метр-два, словно Господь желал пролить Свою милость. В итоге Он одарил преданных Своей туласи-малой, которую Его слуга целенаправленно передал группе санкиртаны.
Несмотря на внешнюю суету и невероятное столпотворение, каждый памятовал хари-катху Шрилы Гурудева о глубинных настроениях фестиваля Ратха-ятра, и получал свои реализации о природе отношений враджа-деви и Кришны. Особые самскары оставляет даршан, когда Джаганнатха всходит на колесницу и спускается с нее у храма Гундича. Все Его движения и весь внешний вид полностью выражают состояние Его сердца, но как же обусловленной душе, обуреваемой мирскими желаниями, увидеть все это? Лишь уповая на милость Шрилы Гурудева и Вайшнавов, можно надеяться, что когда-нибудь наступит тот день, когда все это проявится в сердце, и ум полностью погрузится в служение Шри Шри Радхе-Кришне на Голоке Вриндаване.
Нитай-Гаура Премананде! Хари Харибол!
В надежде служить Шри Гуру и Вайшнавам,
команда Бхакта-бандхав