Некоторые спрашивают: «В Кшетра-мандале, Нилачала-дхаме, ежегодно проводится фестиваль Ратха-ятры. Почему же Парам-гурудев, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, проводил его в Навадвипа-дхаме? Кроме того, почему Ратха-ятру отмечают и во Вриндаване?»

ДжаганнатхаМы знаем, что, с одной стороны, Ратха-ятра символизирует возвращение Кришны с Курукшетры во Враджа-мандалу. Случалось ли такое, чтобы дваракаваси приходили во Врадж и забирали Кришну на колеснице обратно в Двараку? Нигде не услышишь об этом. Навадвипа-дхама – это место встречи. Почему же тогда там проводят Ратха-ятру? С этим вопросом однажды обратились к преданным из Девананда Гаудия Матха, и Шрила Гурудев смело установил истину, дав много обоснованных ответов.

В «Ананда-вриндавана-чампу», «Гопала-чампу», «Вишну-пуране», «Хари-вамша-пуране», «Падма-пуране» и других шастрах описаны игры Кришны во Врадже. В день Ратха-саптами, также известный как Макари-саптами, и в день явления Адвайты Ачарьи Прабху в этот мир пришел Господь Вишну, и тогда мудрецы, священники и брахманы устроили фестиваль Ратха-ятры. По сей день в южноиндийских храмах Вишну в память об этом устраивают Ратха-ятру. В храме Шри Ранганатхи во Вриндаване фестиваль колесниц празднуется в Акшая-тритью, день месяца Вайшакха.

Когда во Вриндаване начался Ратха-ятра махотсав? Как он проводился? В «Ананда-вриндавана-чампу», «Гопала-чампу» и других книгах Госвами очень подробно описаны игры Кришны во Врадже. В день Его рождения Нанда Махарадж устраивает праздник, во время которого усаживает Кришну на колесницу. В Радхаштами Вришабхану Махарадж приглашает всех враджаваси, в том числе Нанду Махараджа, Упананду, Сунанду, Парджанью, Варияси и всех жителей Нандагаона, на грандиозный праздник в Варшане.

Вришабхану Махарадж отправил послание: «Нанда Махарадж, Кришна и Баладева не должны идти пешком, они очень дороги мне». С этой целью он послал великолепно украшенные воловьи повозки для Нанды, Кришны, Баладевы и всех их родственников. Йогамайя Паурнамаси выслала весточку Вришабхану Махараджу: «Кришна с Баладевой не поедут на воловьих повозках! Они всегда служат коровам и быкам, а потому не хотят, чтобы они служили Им. Они не хотят причинять боль животным. Кришна учит всех служить и поклоняться коровам, а не использовать их для праздной езды. Коровы и быки пользуются большим уважением, они являются объектом поклонения».

Тогда Вришабхану Махарадж стал обсуждать со своими братьями, что делать. Чтобы уладить это дело, Йогамайя Паурнамаси прислала письмо с решением: «Если я сяду на колесницу, то Баладева и Кришна также сядут. Баладева будет ехать впереди со Своими близкими друзьями, затем я со своими спутниками, а Кришна будет с друзьями-пастушками. Тянуть колесницы будут гопы».

Вришабхану Махарадж подготовил прекрасно украшенные колесницы. Кто их украсил? Враджа-деви. Все это они сделали по желанию Шримати Радхарани. Не думайте, будто это простые деревянные колесницы – враджа-деви вложили в них всю душу.

Кришна ВраджКогда Кришна идет в лес босиком, гопи сильно переживают из-за этого. «О, Кришна пошел в лес, а ведь там столько колючек и острых камней! – сокрушаются они. – Стопы Кришны очень нежные, их легко повредить в лесах Враджа. Вот если бы только Он мог ходить не по лесным тропам, а по нашей мягкой груди, то не чувствовал бы никакой боли».

Сердца враджа-деви необычайно мягкие. Они не хотят, чтобы у Кришны была обычная деревянная колесница. Есть истории о том, как мальчики-пастушки взбираются друг другу на плечи, чтобы украсть масло, подвешенное высоко… Подобным образом гопи создают колесницы из своего тела, настроений и сердца. Колесница – не бездушный механизм. На ней есть много мягких сидений для Кришны – таким образом гопи как бы усаживают Кришну к себе на колени.

…Рано утром в Радхаштами прибывают прекраснo украшенные колесницы. На одной колеснице едут Паурнамаси-деви, Яшода Мата, Рохини Мата и другие старшие гопи, на другой Баладева со Своими сакхами, а на третьей Кришна с друзьями. Все они в праздничном настроении дружно отправляются на день рождения Шримати Радхарани. Тянут колесницы мальчики-пастушки и гопы.

Когда Кришне было всего два-три годика, Он приехал из Гокулы в Нандагаон на воловьей повозке. Однако повзрослев, Кришна больше не ездил на волах или коровах: Он очень почитал их.

Враджаваси везут для Радхарани множество подарков. Яшода Мата хотела вручить Радхарани разные виды жемчуга, бриллианты и другие драгоценные камни, но Паурнамаси-деви остановила ее: «Радхика такая нежная и хрупкая, как Она будет носить все эти тяжелые холодные камни?» Тогда в подарок они сплели много гирлянд из нежных ароматных маленьких цветочков: бели, чамели, джуи, маллики… Колесницу доверха нагружают сладкими напитками в глиняных горшках, свежевзбитым маслом и разными сладостями.

Паурнамаси Йогамайя вместе со старшими гопи Нандагаона садятся в среднюю колесницу. Всю дорогу они поют: «Радхе, Радхе! Радхе, Радхе! Вришабхану-нандини Радхе Радхе!» Они постоянно воспевают имена Шримати Радхарани, поскольку очень любят Ее.

Враджа-деви украшают дорогу в Варшану пестрыми флажками и гирляндами, а также обрызгивают ее ароматной водой. И вот три колесницы приближаются… Сначала прибывает Баладева Прабху, потом Паурнамаси-деви и, в самом конце, Кришна. Всю дорогу они наслаждались нектаром нама-санкиртаны, воспевая «Радхе, Радхе!» Путь от Нандагаона, Нанда-бхавана, до Варшаны (Бхану-гарха) составляет семь километров. Это немногим больше, чем от Шри-мандира Джаганнатхи до Сундарачалы, Гундича-мандира.

Когда Джаганнатха проезжает на колеснице мимо Банкханди, Он останавливается, и царь предлагает Джаганнатхе упала-бхогу и проводит арати. Подобным образом, когда Кришна едет в Варшану на колеснице, Он останавливается на середине пути, в Санкете, где враджаваси подносят Ему напитки, сладости и другие отменные угощения.

Наконец, когда все гости собираются в Варшане, начинается грандиозная абхишека Радхарани. Шрила Джива Госвами описал в «Мадхава-махотсаве», как проходит это удивительное празднество.

В качестве приветствия Вришабхану Махарадж украшает каждого гирляндой и тилакой, дарит новые одежды, тюрбаны и многое другое. Все дивятся необыкновенному убранству Варшаны. При встрече Вришабхану Махарадж обнимает Нанду Бабу, Кришну и Баладеву, а затем ведет их на завтрак.

Каждый год враджаваси отмечают этот фестиваль с Кришной, который приезжает на колеснице из Нандаграма в Варшану. Поэтому для Махапрабху Сундарачала была Вришабхану-пуром, а Шри-мандир – Нандаграмом. Все эти темы Он обсуждал со Сварупой Дамодарой и Раманандой Райем.

В день Гундича-марджаны Махапрабху отправлялся в храм Гундичи, чтобы лично убирать его со всеми преданными. Он подготавливал замечательную асану и кунджу, где Кришна мог бы совершать Свои игры. Чайтанья Махапрабху, Верховный Господь, Сам обучал всех, как служить и создавать кунджу для развлечений Радхи-Кришны.

После дня рождения Шримати Радхарани Нанда и Яшода попросили Вришабхану Махараджа и Киртиду позволить Ей приходить в Нанда-бхаван готовить. Почему? Яшода Мата видела, с каким аппетитом Кришна кушал приготовленное Шримати. У Него даже цвет тела изменился после этого! А каким здоровым и счастливым Он стал… Поэтому Яшода, подсев к Киртиде, заговорила: «О Киртида, я падаю к твоим стопам и молю исполнить мое желание».

– Чего ты хочешь?

– Я хочу, чтобы Радхарани приходила в мой дом и немножко готовила там для Кришны, а потом возвращалась к Себе.

Мукхара, бабушка Шримати, сразу ответила: «Нет уж! Это невозможно. Моя внученька не будет служить в чужих домах. Она не какая-то служанка».

Яшода Мата со слезами на глазах упрашивала снова и снова, и тогда Мукхара предложила:

– Ты можешь присылать Кришну каждый день, чтобы Он принимал здесь прасадам, а потом уезжал.

Но, увы, с таким предложением не мог согласиться Нанда Баба.

Затем поговорить с Вришабхану Махараджем, Киртидой и Мукхарой пришла Йогамайя Паурнамаси. Во Врадже каждый следует ее советам, поэтому она легко убедила всех позволить Шримати Радхике приходить в Нанда-бхаван. Таким образом, спустя несколько дней Шримати Радхика прибыла на паланкине в Нанда-бхаван.

Махапрабху пел перед Джаганнатхой: виграха нахи туми сакшат враджендра-нандана… Смотря на Шри-мандир, Он думал, что это Нанда-бхаван, где Кришна живет с Нандой и Яшодой. Ранним утром дайиты предлагают Джаганнатхе фрукты, коренья, масло и сладости. В девять часов Джаганнатха отправляется пасти коров. Затем наступает сарва-даршан – время, когда преданные приходят увидеться с Джаганнатхой. В три часа дня, когда Он возвращается с пастбища, Ему предлагают раджа-бхогу. Эти игры происходят вечно.

Шрила Свами Прабхупада сделал фестиваль Ратха-ятры популярным во всем мире. Ратха-ятра охлаждает сердца живых существ, наполняет их бхакти-расой и враджа-расой, не дварака-расой, и затем приводит к Кришне. У тех, кто не понимает глубинную суть Ратха-ятры и ее настроения, будет очень ограниченное восприятие этого праздника.

Кто-то считает, что участвовать в Ратха-ятре можно, только когда колесницы движутся от Шри-мандира до Гундичи, вторая часть путешествия будто бы неблагоприятна для настроения Гаудиев. Все это заблуждение. В «Чайтанья-чаритамрите» объясняется, что Махапрабху в одном и том же настроении вел большие группы санкиртаны как во время путешествия в Гундича-мандир, так и по дороге обратно.

Если Гаудии действительно не принимают участие во второй части путешествия, тогда почему же они приходят в храм Джаганнатхи на даршан и круглый год принимают прасад в Ананда-базаре? Те, кто утверждает: «Мы не поведем Кришну обратно в Двараку», не понимают суть этого праздника. Храм Гундичи подобен Вришабхану-пуру, что в Варшане, а Шри-мандир – Нанда-пуру в Нандаграме. Обратное путешествие символизирует дорогу Шримати Радхики в Нанда-бхаван, где Она будет готовить.