16 августа 2003 года, Матхура, Индия

Шри Уддхава поведал Нараде Муни, как враджаваси, разлученные с Господом Кришной, встречаются с Ним в своих сердцах.

Внешне эта разлука может показаться очень горькой, но знающие истину понимают, что в действительности враджаваси испытывали огромное блаженство. Уддхава признался, что, услышав хари-катху гопи, он стал неустанно молиться о возможности родиться хотя бы кустиком или травинкой во Вриндаване и всегда омываться в пыли с лотосных стоп гопи и особенно в пыли с лотосных стоп одной из них – Шримати Радхики.

Иногда хари-катха выше, чем Сам Шри Кришна. Шримати Радхика и гопи могли вынести с Ним разлуку, но перестать слушать хари-катху о Нем они не могли. Уддхаваджи рассказал, что слышал разговор Шримати Радхики со шмелем («Бхрамара-гита»), где Она сетовала: «Кришна покинул нас, и мы тоже можем жить вдалеке от Него, но, к несчастью, мы никогда не сможем перестать говорить о Нем в любой ситуации, в какую бы Он нас ни поставил». Это потому, что в такой катхе бескрайний океан расы (трансцендентного вкуса).

Прославление Шри Кришны, Его святые имена и спутники неотличны от Него Самого, поэтому очень важно иметь вкус к слушанию хари-катхи. Покидая земной Вриндаван и возвращаясь в духовный мир, Кришна милостиво оставил здесь хари-катху о Себе, чтобы те, кто следует пути бхакти под руководством гопи, могли обрести высшее благо, слушая ее. В хари-катхе о Нем заключены все виды милости, ибо это Сам Кришна.

Нет более неудачливых людей, чем те, кто лишен вкуса к слушанию хари-катхи. Можно совершать множество видов служения – регулярно повторять харинаму или жертвовать много рупий, но без вкуса к хари-катхе невозможно достичь желанной цели. Плодом нашей садху-санги является обретение вкуса к слушанию хари-катхи.

Бхарата Махарадж, например, хотя и родился оленем, но всегда оставался рядом с садху, мог почитать остатки их прасада и слушать хари-катху. Просто слушая о бхакти-таттве, установленных истинах науки преданного служения, он достиг пара-бхакти (чистой, незапятнанной преданности) и в следующей жизни стал великим осознавшим себя преданным, Джада Бхаратой. Большинство людей думали, что он сумасшедший, но только подобные ему «сумасшедшие» способны понять величие его безумия.

В то время, когда Уддхава описывал Шри Нараде славу гопи, там присутствовали Рукмини-деви, Рохини-деви и Сатьябхама-деви. Когда Сатьябхама услышала это прославление, в ее сердце проснулась ревность. Увидев это, Уддхава вспомнил, как Сатьябхама расстроилась, когда узнала, что Господь Кришна подарил цветок париджата Рукмини, и как, чтобы утешить ее, Он отправился на Сваргу (райские планеты) и принес оттуда целое дерево париджата прямо в ее дворец в Двараке. Поэтому Уддхава замолчал. Он не хотел, чтобы Сатьябхама и другие царицы ушли, иначе Кришна, глубоко погрузившись в настроение враджаваси, мог потерять сознание. Это принесло бы всем много беспокойств. Поэтому речь его стала более завуалированной, и понять ее скрытый смысл мог только Нарада Муни.

Уддхава косвенно прославил любовь враджаваси и особенно гопи: «Яд настроения разлуки враджаваси – самый смертоносный из всех ядов, поэтому хари-катха об их деяниях очень опасна».

На самом деле он имел в виду, что это «опасно» только для материалистов, поскольку по-настоящему слушая хари-катху, они неминуемо оставят материалистичный образ жизни и встанут на путь бхакти.

Этот косвенный путь прославления кришна-премы использовал и Шрила Рупа Госвами. В настроении гопи, беседующей со своей подругой, Шрила Рупа Госвами скрыто прославил результат непосредственного даршана Кришны:

«О моя дорогая подруга, если ты хочешь наслаждаться обществом друзей и близких, тогда послушай меня: не слушай хари-катху, не ходи во Вриндаван на берег Ямуны, не смотри в улыбающееся лицо Говинды. Иначе ты потеряешь все».

Странствуя от одного преданного к другому, Шри Нарада Муни пытался найти самого удачливого, самого величайшего восприемника милости Шри Кришны. От Ханумана он пришел к Пандавам, от Пандавов – к членам династии Яду, от которых он услышал, что самый лучший – это Уддхава. В присутствии Шри Нарададжи Уддхава, подобно Шриле Рупе Госвами, теперь косвенно прославлял враджаваси, особенно гопи, среди которых наивысшее положение занимают Чандравали и Радхика, и самая возвышенная из них – Шримати Радхика.

– Уддхава, я пришел сюда для того, чтобы понять все это, – произнес Нарада Риши.

– О лучший из муни, – ответил Уддхава, скрыто прославляя великую удачу враджаваси, – ты гуру даже Шрилы Шукадевы Госвами и Шри Вьясадевы! Пожалуйста, прими мои бесчисленные поклоны. Мне кажется, тебе не стоит слушать эту хари-катху, иначе ты станешь таким же, как тонущие в океане разлуки враджаваси, самые несчастные из всех. Если ты не внемлешь моему совету, царицы Двараки могут на меня разгневаться.

Рохини Ма, мать Шри Баладевы Прабху, не могла больше слушать Уддхаву, его рассказ о том, как Господь Кришна жаждет наслаждаться танцем раса, во время которого, испытывая санчари-бхавы, может даже лишиться чувств. Рохини не могла больше слушать и о разлуке гопи. Поняв умонастроение Уддхавы, она поднялась со своего места:

– О Уддхава, как можешь ты называть гопи самыми удачливыми? Как можешь ты говорить, что они больше всех получили милости от Кришны? Все твои слова абсолютно неверны и противоречат истине. Гопи в разлуке с Кришной горят день и ночь. Они пьют яд двадцать четыре часа в сутки. Я знаю об этом гораздо лучше, чем ты, поскольку была в Гокуле еще до рождения Баларамы и Кришны.

Из страха перед Камсой Шримати Рохини-деви, будучи беременной Баладевой Прабху, покинула Матхуру и отправилась в Гокулу, где жила с мамой Яшодой и Нандой Бабой.

– О Уддхава, я знаю больше тебя, – продолжала она. – Тебя называют Харидасом, величайшим слугой Хари, но разве это так? Ты ничего не понял. Мне кажется, тебе следует помолчать. С тех пор, как я приехала в Двараку, я стала забывать о враджаваси и благодаря этому смогла испытывать хоть какое-то счастье. Теперь же, когда ты заговорил о них, я снова все вспомнила и чувствую себя самой несчастной. От благой удачи не осталось и следа.

Когда мы вспоминаем кого-то, кто очень несчастен, мы тоже становимся несчастными.

Рохини Ма продолжала:

– Кришна убил Камсу еще до церемонии принятия священного шнура. В то время Нанда Махарадж вернулся во Вриндаван один. Что тогда случилось с враджаваси? Мама Яшода была настолько потрясена, что стала похожа на каменное изваяние. Ее горькие слезы были такими горячими, что плавили камни и молнии – что уж говорить о слезах, которые проливали остальные гопы и гопи!

О Уддхава, я не могу даже сказать, были ли они живы! Сердце любого тает, когда он слышит о них, но только не сердце твоего Кришны. На самом деле я не знаю, есть ли у Кришны сердце или нет. Слушая о разлуке враджаваси, даже камни плавятся. И только одна личность, чье сердце не тает, это Сам Кришна. Уддхава, зачем ты говоришь о враджаваси? Забыв эту тему, мы сможем опять стать счастливыми.

Рохини Ма начала горько плакать. Только тот, кто знает Врадж, может понять, какие чувства она испытывала.

Мой Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, говорил, что хотя разлука полна печали, любой, кто ее испытывает, не захочет расстаться с ней. Он привел пример с актерами, игравшими «Шри Рамаяну». В этом спектакле актеры показывали, как народ критиковал Господа Раму, как Он оставил в лесу плачущую Шримати Ситу-деви, а Вальмики забрал ее в свой ашрам, где Сита дала рождение Лаве и Куше. Также было показано множество ашвамедха-ягий, совершенных Господом Рамой. В конце спектакля Сита-деви привела Лаву и Кушу к Раме. Рама спросил ее:

– О Сита-деви, пожалуйста, докажи мне, что ты чиста.

Она пришла встретиться с Рамой, последовав совету Вальмики, и теперь, слушая своего супруга, очень расстроилась.

– О Мать Земля! – воскликнула она. – Это правда, что ко мне прикасался чужой мужчина, но это произошло насильно, против моей воли. Если я действительно думала только о Раме и ни о ком другом, если я была предана ему телом, умом и словами, тогда, пожалуйста, разверзнись и забери меня к себе!

Мать Земля, Притхиви-деви, разверзлась, Сита-деви вошла в нее, и Земля снова сомкнулась. Увидев это, все начали плакать, особенно Рамачандра Бхагаван. Он немедленно схватил лук и стрелы и в гневе вскричал:

– О Мать Земля, если ты не вернешь мне Ситу-деви, я разрушу тебя!

Тогда Вальмики сказал ему:

– О Рама, остановись. В своей «Рамаяне» я описал события только до этого момента.

Хотя в спектакле было показано, как велико страдание в разлуке, на следующий же вечер на этот спектакль пришли тысячи людей. Каждый из зрителей привел с собой еще одного человека, сказав ему: «О, это такая прекрасная пьеса!» Разлука имеет такое свойство, что хотя она и кажется несчастьем, тот, кто испытывает ее, хочет сохранить это переживание. Только такие, как Уддхава, Рохини и Нарада, прочувствовавшие глубину разлуки враджаваси и особенно гопи, могут понять это, больше никто.

– Не напоминай мне больше об этом, – продолжала Шримати Рохини-деви. – Почему ты вынуждаешь меня вспоминать все это вновь и вновь? У твоего Прабху совсем нет сердца. Прежде я была неразумной и глупой. Я думала, что Он очень добр и милостив, но на самом деле Он оказался очень жестоким. Покидая Врадж, Он обещал враджаваси, что через день вернется, но так и не вернулся до сих пор! Знает ли Он о том, что сейчас происходит с враджаваси во Вриндаване? Большинство из них скорее всего мертвы, а те, кто еще не умер, скоро оставят тело…

Когда двое несчастных делятся своими сердечными переживаниями, оба тем самым избавляются от страданий и начинают чувствовать радость.

? Я такая глупая, – делилась Шримати Рохини-деви. – Я думала, что если раскрою Кришне свое сердце, то наши страдания улетучатся. Однако я только впустую потратила время. Твой Кришна знает науку мудрости. Он отправил тебя во Врадж с хорошим философским посланием для гопи. Стали ли они счастливы, выслушав эти хорошие наставления, которые ты им передал? Уменьшилась ли их разлука? Нет, результат был противоположным! Уддхава, смог ли ты помочь им, приехав туда? Нет, не смог.

Шрила Шукадева Госвами также объяснил это в «Шримад-Бхагаватам». Он сказал, что послание Кришны от Уддхаваджи не успокоило гопи. И теперь Рохини сказала Уддхаве:

– Какую же милость ты проявил? Какое счастье обрели враджаваси? Это ли доброта и милость – обрекать других на страдания? Совсем нет.

Уддхава, твой Прабху послал во Вриндаван Балараму и Сам встретился с гопи на Курукшетре, однако уменьшило ли это их страдания? Нисколько. Я жила во Вриндаване еще до рождения Кришны и Баларамы, поэтому хорошо знаю, что в то время все враджаваси были счастливы. Но с Его появлением пришли и все виды беспокойств. Например, всего лишь через три дня после Его рождения явилась демоница-людоедка Путана и начала убивать младенцев. Затем пришел Тринаварта, демон-смерч, а потом Бакасура. Почему они приходили? Была ли в том вина кого-то из враджаваси или гопи? Нет, демоны появлялись только для того, чтобы убить Кришну. А страдал ли Сам Кришна от этих демонов? Нет. Он был очень счастлив, поигрывая на Своей флейте. Кто же тогда страдал день и ночь? Враджаваси. Несчастья окружили их со всех сторон.

Однажды в экадаши Нанда Баба пошел принять омовение в Ямуне только для того, чтобы отдать Кришне плоды своей благочестивой деятельности. Нанда Баба никогда ничего не делал для себя. Так, движимый лишь одним желанием сделать Кришну счастливым, он оказался в плену у Варуны, где очень страдал.

Позже все жители Гокулы, собравшись в Нанда Байтаке, решили переехать во Вриндаван, так как с момента их пребывания в Гокуле множество демонов пытались убить Кришну.

Они все делали только ради Его счастья, не ради себя. И чем же Он отплатил им? Он оставил Вриндаван и отправился в Матхуру, а затем в Двараку, женился там на 16 108 царевнах и у Него появились тысячи сыновей, внуков и тысячи дворцов для них! Для враджаваси Кришна не сделал ничего хорошего.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить