Когда Ганга пришла в Навадвипа-дхаму, следуя за царем Бхагиратхой, она сказала: «Я не хочу покидать это место». Она кружила вокруг, совершая парикраму, и в итоге разделила Навадвипу на девять островов.
Варунадев, океан и главенствующее божество воды, взмолился Ганге-деви: «В моих водах обитает столько живых существ! Пожалуйста, приди к океану. Если священные реки не впадают в океан, живые существа, обитающие в нем, никогда не получат шанса очиститься и получить освобождение!»
«Я не приду, – ответила Ганга-деви. – В Кали-югу здесь явится Махапрабху. Он будет раздавать прему. Ямуна-деви очень удачлива, ибо Кришна, низойдя в Двапара-югу, купался в ее водах вместе с сакхами, сакхи, манджари и всеми враджаваси. Также Он водил коров к Ямуне, чтобы те искупались и попили воды. Я не так удачлива. Поэтому сейчас у меня есть сильное желание воспользоваться этой возможностью – чтобы Кришна поиграл в моих водах. Я знаю, что Он придет в эту Кали-югу со Своими спутниками, поэтому я останусь здесь и буду ждать Его. А в это время я буду совершать парикраму по Навадвипе».
В Двапара-югу в том месте, которое теперь называется Самудрагад, жил царь по имени Самудра Сен. Он был рад чести, которую ему оказала Ганга-деви, придя в его царство. Каждый день в ней принимали омовение сотни людей, поэтому он по доброте своей построил чистые гхаты и места, где все садху могли совершать бхаджан на берегу Ганги, ни в чем не нуждаясь.
В наши дни во многих матхах, ашрамах и домах Навадвипы гостеприимно относятся к садху и нищим. Никто здесь не останется голодным. Ежегодно в это место приходят тысячи паломников, и все равно местные жители встречают всех очень радушно. Сам Бхагаван сделал их сердца мягкими и великодушными. Местные жители всегда думают: «Когда садху снова посетят наш дом?»
Итак, ожидая Махапрабху, Ганга совершала парикраму по Навадвипа-дхаме и разделила ее на девять островов.
Варунадев пригрозил ей: «Если ты не придешь ко мне, я приду к тебе!» После этого океан начал вздыматься и, миновав двести километров, вплотную приблизился к Навадвипа-дхаме. Самудра Сен был очень расстроен. Прежде его земли были сухими, и затем Бхагиратха привел Гангу на счастье всех его многочисленных подданных. Мудрецы совершали аскезы в его царстве. Самудра Сен был несказанно счастлив этой возможности послужить всем, но теперь он увидел, что океан приближается… Тогда царь обратился к Кришне с молитвой: «Я Твой незначительный слуга. Пожалуйста, защити мое царство. Все мои подданные покинут меня, если океан накроет землю. Если Ганга уйдет к океану, тогда все высохнет, а если останется, придет океан и все затопит».
Кришна ответил на его молитвы: «Один поток Ганги уйдет к океану, а остальные восемь останутся здесь».
То место, где Ганга встретилась с океаном, стало известно как Ганга-сагар. Все предки Бхагиратхи, страдавшие в ашраме Капиладева, получили освобождение. В Ганга-сагаре миллионы людей совершают омовение, чтобы очиститься от грехов.
В то время, когда Юдхиштхира Махарадж начал Раджасуя-ягью, Самудра Сен все еще правил этим царством. Он размышлял: «У меня нет возможности покорить Бхагавана своей силой, но я могу взять в плен Его драгоценных спутников. Он обязательно придет к ним на выручку — и тогда я получу Его даршан. Я буду служить преданным Бхагавана, чтобы Он был доволен мной».
Юдхиштхира послал коня, сопровождаемого солдатами, по всем царствам, чтобы собрать с царей дань. Если какой-то царь отказывался платить и останавливал ритуального коня, с ним нужно было сражаться и одержать победу. Только в этом случае Раджасуя-ягья могла быть завершена.
Когда конь прискакал во владения Самудры Сена, царь подумал: «Этот конь принадлежит Пандавам, а они — возлюбленные бхакты Кришны. Если я спрячу коня, за ним придут бхакты, ? думал он, — и Бхагаван обязательно последует за ними».
Накула и Сахадева, которые сопровождали коня, чрезвычайно удивились, обнаружив, что Самудра Сен схватил его. «О Махарадж, ты правишь таким маленьким царством. Сопротивление с твоей стороны неразумно. Для своего же блага подчинись и предложи дань царю Юдхиштхире!»
— Я не буду этого делать, — возразил Самудра Сен.
— Тогда нам придется сражаться с тобой.
— Я согласен!
Самудра Сен очень легко победил Накулу и Сахадеву, как будто они были детьми, а затем взял их под стражу и держал в своем дворце.
Юдхиштхира послал Бхиму отыскать того, кто остановил коня. Когда он прибыл в царство Самудры Сена, сначала они начали подтрунивать друг над другом. Самудра Сен сказал Бхиме: «У тебя нет ни мозгов, ни силы, к тому же ты всегда ешь немерено. Какую же силу ты получишь, если так много ешь?»
В итоге царь одержал победу над Бхимой и тоже стал держать его в своем дворце. Там он угощал Бхиму разнообразными сладостями и изысканными блюдами, поэтому в плену царя он был очень счастлив. Затем пришел Арджуна – и последовал за Накулой, Сахадевой и Бхимой. В царство прибыл сам Юдхиштхира, но Самудра Сен победил и его. В конечном итоге пришел Сам Кришна, чтобы разрешить ситуацию. Царь держал в плену всех Пандавов только ради того, чтобы получить даршан Господа Кришны. И когда Кришна пришел, Самудра Сен омыл Его стопы, предложил Ему арати и бхогу.
— Зачем ты остановил коня и схватил Пандавов? — спросил Кришна.
— Ты не даешь даршан Своим незначительным слугам, как я, — объяснил Самудра Сена. — Мне пришлось взять в плен Твоих преданных, только чтобы увидеть Тебя и научиться служить Тебе лично.
Прежде Самудра Сен сокрушался: «Какая польза от этого дворца и царства, если Господь Кришна недоволен мной и не дает мне Свой даршан? Какой смысл в моей жизни?» Благодаря своей преданности, разуму и силе он получил даршан Кришны.
Царь знал, что сначала нужно завязать отношения с тем, кто дорог Кришне, прежде чем идти на встречу с Господом. Он посадил Пандавов под стражу, чтобы послужить им — и тем самым доставить удовольствие Кришне. В плену у Самудры Сена Пандавы были окружены такой заботой и служением, что даже не хотели уходить.
Самудра Сен сказал Кришне: «Ты самый дорогой друг Пандавов. По сравнению с ними мы словно воробышки. Мы лишены Твоего общения. Обещай теперь, что не отвергнешь меня или любого из Твоих бхакт, и тогда я освобожу Пандавов и верну коня, а иначе я буду вынужден сражаться и с Тобой!»
«Пандавы, безусловно, Мои близкие друзья, – ответил Кришна, – но ты также очень дорог Мне. Я доволен тобой и даю благословение, что каждый, кто помнит эту историю и преклоняет в почтении голову в этом месте, освободится от майи и достигнет бхагават-премы».
Этот случай показывает, что Пандавы не единственные, кто дорог Кришне.
Итак, царь и вся его семья предложили пранамы и вернули коня Пандавам. С тех пор это место называется Самудрагад, и дворец Самудры Сена сохранился до сих пор, однако люди не ходят туда. Говорят, внутри живут привидения, и все, кто входит во дворец, таинственным образом умирают… Поэтому никто и шагу не ступает в это место, кроме бхакт, которые приходят в Самудрагад и слушают здесь хари-катху.
Также в Самудрагаде между Вайшнавами разгораются любовные ссоры. Например, во время Навадвипа-дхама парикрамы Шрила Тривикрама Госвами Махарадж принимал сторону Бхимы, а Шрила Гурудев – Самудры Сена. Они спорили, кто более велик – Бхима или Самудра Сен. Обычные люди не понимали, были их ссоры показными или настоящими. Прежде, в 1978 году, Шрила Тривикрама Госвами Махарадж был очень сильным и крепким, он был похож на Бхиму. Шрила Гурудев тоже был очень сильным и высоким. Можно было сказать, что он похож на Самудру Сена.
Из хари-катхи Шрипада Премананды Прабху, собранной Расик-моханом дасом
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.