27 августа 1996 года, Вриндаван
[Перевод хари-катхи с хинди, рассказанной нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем, в Шри Винода-вани Гаудия Матхе, где находится самадхи Шрилы Бхакти Сарвасьи Гири Госвами Махараджа.]
Шрила Гурудев: Для нас большая удача быть сегодня в обществе ачарьи Шри Чайтанья Гаудия Матха – таттва-вит, парама вайшнава, парама-пуджьяпада Шри Шримад Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа. Мой дорогой почитаемый друг – Шри Шримад Бхакти Прасад Пури Махарадж, также присутствует здесь, вместе с парама-пуджьяпада Бхакти Вайбхавой Мадхавой Махараджем. Я пришел сюда с сильным желанием – послушать хари-катху из уст досточтимых вайшнавов. Сам я недостоин говорить в таком собрании, и единственное, что привело меня сюда. Тогда у меня появится вкус совершать хари-бхаджан. Но у Пуджьяпада Махараджа столько любви ко мне с момента нашей первой встречи, что он попросил меня сказать несколько слов. И поэтому я скажу несколько слов, не более того.
Наш шикша-гуру основал матх здесь, на Калии-дахе во Вриндаване, где Кришна покорил змея Калию. У джагат-гуру нитья лила правишта ом вишнупада аштотара-шата Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура было много достойных учеников. Один из них – Шрила Бхакти Сарвасья Гири Госвами Махарадж. Здесь, во Вриндаване, он основал матх, который впоследствии передал близкому спутнику Шрилы Прабхупады, парам-пуджьяпаду Шри Шриле Бхакти Дайите Мадхаве Госвами Махараджу, который проповедовал послание Шрилы Прабхупады по всей Индии. Раньше здесь ничего не было, и самадхи Махараджа было очень простым. Пуджьяпад Махарадж и Вайшнавы построили для Махараджа прекрасное самадхи. Не думайте, что самадхи – это просто погребальное место, как думают многие представители других сампарадай.
Наши Вайшнавы не подвержены рождению и смерти. Они ставят свои стопы на голову смерти, а сами отправляются служить Кришне. Самадхи означает сама-дхи [полное погружение в служение в духовном мире; сама – равный, дхи – сознание. – прим. ред.].
томара иччхая мора иччха мисаило
бхакативинода аджа апане бхулило
(Ахам мама саба артхе, Шрила Бхактивинода Тхакур)
[Мое желание сталo единым с Твоим. С этого дня Бхактивинода более не отождествляет себя ни с кем другим.]
Когда желания Вайшнавов становятся едиными с желаниями Кришны, они достигают самадхи. Они служат Кришне в соответствии с Его желанием и таким образом обретают самадхи во Врадже, где присутствуют почитаемые ими Радха-Говиндадев, Радха-Мадана-мохан и Радха-Гопинатха. Самадхи означает утвердиться в служении Божественной Чете и совершать служение в Их играх. Все те, кто находится в линии Рупы Госвами, практикуют бхаджан, памятуя ашта-калию-лилу (игры Шри Радхи-Кришны в течение восьми частей суток). Тогда они достигают самадхи. Вайшнавы, враджаваси находятся в сахаджа-самадхи («естественном» самадхи).
Наш Гурудев также вошел в нитья-лилу (вечные игры), где он служит Шри Радхе-Кришне. Мы всегда обращаемся к представителям гуру-варги «ом вишнупада». И хотя они всегда присутствуют в нитья-лиле, мы все равно называем их нитья-лила правишта ом вишнупада. Пуджьяпад Гири Махарадж неусыпно следит за нашим служением, и если в нем есть какой-то изъян, он вдохновляет нас исправиться и лучше служить нашему иштадеву. Он всегда присутствует во Вриндаване, в месте игр Кришны. Наш парама-пуджьяпада Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махарадж также присутствует здесь, во Вриндаване. В одном облике представители нашей гуру-варги служат Гаурачандре и Нитьянанде Прабху в вечной Навадвипе-дхаме, а в другом они пребывают во Вриндаване. Они служат и в играх Шри Гаура-Нитая, и Шри Радхи-Кришны.
сатам прасанган мама вирья-самвидо
бхаванти хрит-карна-расаянах катхах
тадж-джошанад адж апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишьяти
(Шримад-Бхагаватам, 3.25.25)
[Повествование и обсуждение Моих героических деяний в кругу чистых преданных приносит наслаждение слуху и сердцу. Получая знание таким образом, можно быстро избавиться от невежества и постепенно обрести шраддху (на уровне садхана-бхакти), рати (на уровне бхава-бхакти) и, в конечном итоге, према-бхакти.]
Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе чистых преданных услаждает слух и радует сердце. Посвящая этому свое время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее. Так начинается настоящее преданное служение.
Господь Капила произнес эти слова своей матери, Девахути. Хари-катха из уст садху очень могущественна. Если кто-либо слушает такую хари-катху и предлагает смиренные поклоны рассказчику, слушателям и самим играм, то его сердце наполнится нектаром этих игр, а из глаз сразу польются слезы. Сначала у вас появится вера в Бхагавана и Его преданных, затем вы обретете рати и, в конце концов, прему.
Что такое шраддха (вера)? Когда я задумываюсь об этом, то сомневаюсь, есть ли у меня шраддха.
шраддха-шабде-вишваса кахе судридха нишчая
кришне бхакти каиле сарва-карма крита хая
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.62)
[Шраддхой называется твердая убежденность в том, что преданным служением Шри Кришне человек исполняет все предписанные обязанности и обретает все, что ему необходимо для жизни.]
Под шраддхой подразумевается твердая вера. Мы должны продолжать практику бхакти, даже если нашей жизни угрожает серьезная опасность. Наше тело могут порезать на множество кусков… Хотя Харидаса Тхакура жестоко избивали плетьми, он ни на мгновение не прекратил воспевать святое имя.
кханда кханда хаи деха яя яди прана
табу ами вадане на чхади хари-нама
[Даже если мое тело разрежут на куски и я потеряю свою жизнь, я никогда не прекращу воспевать святое имя Кришны.]
Он сказал: «Пусть мое тело разрежут на куски, но я не прекращу служить Бхагавану».
Настройтесь решительно: «Хотя у меня нет вкуса, я не перестану практиковать бхакти даже под страхом смерти. Никогда не прекращу воспевать святое имя!»
Подобная убежденность и является верой. У нее есть определенные признаки. Неотъемлемое качество шраддхи – это твердая вера в слова гуру. У вас может быть вера в Бхагавана, но без веры в гуру она не будет настоящей. Более того, у нее вообще не будет ничего общего со шраддхой! Первый признак шраддхи – это сильная вера в гуру, которая уже даст веру в шастры и в слова Самого Бхагавана. Вашу шраддху нельзя назвать зрелой без веры в слова Шри Гуру, шастр и Бхагавана. Очень важно понять этот момент.
В наше время у многих людей нет веры в своих гуру. Тем не менее у вас должна быть непоколебимая вера в слова как дикша-гуру, так и шикша-гуру. Они неотличны друг от друга, поэтому значение ни одного из них нельзя приуменьшать. Мой гуру – нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, а мои шикша-гуру – Кришна, Махапрабху и Рупа Госвами. Неужели моя вера в них будет меньше? Подумайте об этом. Рупа Госвами, Санатана Госвами, Шесть Госвами и вся наша гуру-варга – наши шикша-гуру, и их значение нельзя приуменьшать. Твердая вера в их лотосные стопы – это и есть бхакти. Благодаря шраддхе вы сможете развиваться на пути бхакти.
Гуру, который не способен привести нас к Бхагавану и к нашему иштадеву – не гуру. Сначала истинный гуру вселяет веру в сердце и дает желание служить Кришне (кришна-сева-васана). Он передает это через хари-катху. Истинный гуру скажет: «Наша жизнь увенчается успехом, если мы будем служить Кришне. Ничего другого делать не нужно. Поэтому никогда не прекращайте служить Кришне».
По мере продвижения в бхакти садхака будут покидать анартхи (анартха-нивритти), а затем придут ништха (устойчивость), ручи (вкус), асакти (привязанность) и бхава (первая ступень любви к Богу). В конце концов садхак обретет прему (чистую любовь). У бхакти есть два аспекта: садхана (средство достижения цели) и садхья (сама цель). Садхак, который не определился с целью (садхьей), не может правильно совершать садхану. Сначала нужно понять свою цель, чего мы хотим.
С верой внимая словам Вайшнавов, садхак задумается: «В чем заключается моя садхья? Чего я хочу?», и тогда у него начнется садхана. Разве садхана может быть без цели? В таком случае это и не садхана вовсе. Поэтому Билвамангалу Тхакура называют садхаком. До него преданных не называли садхаками. Мы находимся на уровне садхака-абхасы («подобия» бхакти), так что не переживайте, если вас не называют садхаком.
Поэтому прежде всего нужно определиться с садхьей. Чего мы хотим: попасть на Вайкунтха-локу, получить мукти (освобождение) или служить Шри Рамачандраджи? Хотим ли мы служить Кришне в Двараке под руководством Рукмини и Сатьябхамы? Какое служение мы желаем получить во Врадже? Вы будете практиковать садхану, только когда определитесь со своей целью. В общем смысле садханой называется практика бхакти, но существует много разных моментов, которые необходимо учитывать. Пока мы не начнем слушать [хари-катху] из лотосных уст Шри Гуру и Вайшнавов и не определим свою садхью, мы не сможем понять цель нашей жизни. До тех пор мы не обретем устойчивость в садхане.
Практикуя садхану, мы будем следовать по пути вайдхи-бхакти. В этом мире крайне редко встретишь личностей, которые, слушая об играх Кришны, развивают сильное желание обрести настроение враджаваси. Для таких удачливых душ наш Шрила Рупа Госвами вымостил путь, чтобы они могли следовать рагануга-бхакти.
В процессе следования пути вайдхи- или рагануга-бхакти наше сердце станет кристально чистым – в него придет шуддха-бхакти или вишуддха-саттва (настроения рагатмика спутников Кришны). Это называется бхава-бхакти. Затем придет према-бхакти. Садхана осуществляется до уровня бхавы, но на самом деле до уровня асакти. Асакти может быть либо к Кришне, либо к бхаджану. Сначала асакти будет направлена на садхану, и только затем на служение Кришне. Мы обретем привязанность к Кришне и Его спутникам. Вишуддха-саттва низойдет только тогда, когда наше сознание станет безупречно чистым. Это называется бхава-бхакти.
Бхава-бхакти проявляется между садхана-бхакти и сиддха-бхакти (према-бхакти). Наш Рупа Госвами объяснил разницу между ними. Только в том случае, если наша садхана направлена на достижение бхавы, ее действительно можно назвать садханой. Иначе ее нельзя назвать садханой в полном смысле слова. Цель нашей жизни – обрести прему к Кришне. Сосредоточившись на этом, мы сможем постепенно продвигаться.
сатам прасанган мама вирья-самвидо
бхаванти хрит-карна-расаянах катхах
тадж-джошанад адж апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишьяти
Сначала к вам придет шраддха, потом бхава, и, наконец, према. Таким образом, бхакти имеет три уровня, и обрести ее можно только по милости преданных. Не думайте, что преданные – это обычные люди. Хотя прему можно получить по милости как Бхагавана, так и Его преданных, мне кажется, что милость преданных более действенна. Они проповедуют по всему миру, несмотря на плохое здоровье. Даже если преданным далеко за семьдесят, они не останавливают свою проповедь, отправляясь в Пенджаб, Ассам, Раджастан, Кашмир и многие другие места. Зачем? Они делают это не ради собственной выгоды, цель их проповеди – пролить милость на всех обусловленных душ в этом мире. Они стремятся исполнить сокровенное желание гуру-варги.
Я видел, как проповедует Пуджьяпад Мадхава Махарадж, наш Гурудев и Гири Махарадж. Мы невероятно удачливы, потому что общались с такими махаджанами! У нас была замечательная возможность слушать нашу гуру-варгу. Я неуверен, будет ли у нас шанс когда-либо еще встретить таких возвышенных душ, махатм, ведь оказаться в их обществе – это большая редкость.
Я видел моего Гуру-пада-падму и Вайшнавов. Хотя я и жил во времена Шрилы Прабхупады, тем не менее я не получил его даршан. Зато я встречался с Пуджьяпадом Мадхавой Махараджем и Пуджьяпадом Гири Махараджем. Из спутников Прабхупады на земле еще присутствуют парама-пуджьяпад Пури Госвами Махарадж и парама-пуджьяпад Шанта Госвами Махарадж. Никого больше из санньяси-учеников Шрилы Прабхупады нет сейчас на планете, и вскоре все его окружение уйдет. Мы невероятно удачливы, поскольку находимся в этой линии и получили даршан стольких спутников Шрилы Прабхупады.
В «Чайтанье-чаритамрите» говорится, что все качества Бхагавана присутствуют в Его преданных. Я своими глазами убедился, что Пуджьяпад Мадхава Махарадж был воплощением тринад-апи-сунич. Если бы вы увидели его, то наверняка поняли бы это. Пуджьяпад Гири Махарадж был таким же воплощением смирения и сострадания. Они были более смиренными, чем деревья. Шуддха-бхакти никогда не проявится в наших сердцах до тех пор, пока у нас не будет смирения. Смирение и према – это синонимы.
Я видел эти качества в жизни нашей гуру-варги. Когда между Бхакти Прасадом Пури Махараджем и мной случались дружеские ссоры, никто не мог успокоить его. Пуджьяпад Махарадж улыбался и с любовью клал руки на голову Пури Махараджа. Я помню те дни в Калькутте, да и в других местах… Мое сердце тает, когда я вспоминаю о том, насколько милостива наша гуру-варга.
Наш Гурудев также был олицетворением смирения и сострадания. Пури Махарадж также помнит, каким был мой Гуру Махарадж. Наша гуру-варга связывает нас своей милостью и оберегает.
тринад апи су-ничена
тарор апи сахишнуна
аманина мана-дена
киртаниях сада харих
(Шикшаштака, 3)
[Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами, став терпеливее дерева, которое отдает все, что имеет, и ничего не требует взамен, не ожидая почтения к себе и выражая почтение каждому, согласно его положению, следует постоянно повторять святое имя Шри Хари.]
В том, чтобы выражать почтение духовным братьям, нет ничего необычного. Однако я видел, как Пуджьяпад Мадхава Махарадж уважал даже такого, как я, недостойного стать его учеником. Он с любовью украшал нас гирляндами и дарил одежды, а во время своей Вьяса-пуджи он проводил пуджу нам. Насколько великодушны представители нашей гура-варги! Они почитают даже учеников их учеников. В наши дни очень сложно найти настолько великодушных душ, как они. Само их сердце – это необъятный океан великодушия.
Сегодня, если наш ученик начнет принимать учеников, то мы схватим его за ухо и выгоним из матха, навсегда закрыв для него двери. Но только посмотрите, каков был Пуджьяпад Мадхава Махарадж! Он принимал учеников своего ученика Парваты Махараджа как членов своей семьи. Чтобы быть таким, нужно иметь большое сердце.
Когда же эти качества проявятся и в нас? Когда же мы станем, как наша гуру-варга? Я молюсь Вайшнавам, чтобы они пролили на нас свою милость. Трансцендентные качества Вайшнавов не поддаются описанию, им нет числа. Находиться во Врадже под руководством таких маха-пуруш – невероятная удача для каждого из нас. Даже Брахма и Шанкара ждут, когда им выпадет этот шанс. Шанкараджи, изменив внешность, явился во Врадже как гопи, поскольку очень хотел увидеть раса-стхали (арену танца раса). Шримати Лакшмиджи до сих пор совершает аскезы в Белване, желая получить даршан Вриндавана. Однако сложно сказать, когда ее мечта осуществится. Она понимала, что до тех пор, пока будет считать себя Лакшми, не сможет попасть во Врадж.
Попасть во Врадж, неважно, в тонкой ли или грубой форме, – это большая удача. Каждому из вас необычайно повезло прийти во Враджа-бхуми под руководством таких Вайшнавов.
Хотите вы или нет, ваше тело покроется пылью Враджа, и на него будут падать солнечные лучи – Врадж не будет спрашивать у вас разрешения. Подобно этому вы получите милость Враджа независимо от того, хотите вы или нет. Более того, Бхагаван и Его преданные даруют вам прему.
Представьте теперь, сколько времени нам понадобится, чтобы описать славу Враджа и Вайшнавов! Вчера я был очень счастлив слушать речь Атула-кришны Госвами. Он сказал: «Мы становимся гордыми безо всякой причины. Но такие Гаудия-вайшнавы, как Шрила Бхактивинода Тхакур, джагад-гуру нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, и те, кто находится под их руководством, по всему миру проповедуют послание Шри Чайтаньи Махапрабху. Если Гаудия-вайшнавы, ученики и ученики учеников Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура не присутствовали бы в этом мире, то наша лодка Гаудия-вайшнавизма давно бы утонула, как это случилось с бабаджи».
Это сущая правда! Не будь в этом мире линии Шрилы Прабхупады, мы бы здесь не сидели, и бхакти было бы утеряно. Все мы находимся здесь по милости Шрилы Прабхупады и его спутников. Основатель [нашего движения] – Саптама Госвами (Седьмой Госвами) Саччидананда Шрила Бхактивинода Тхакур. Если бы его последователи не распространяли написанные им книги по всему миру, то они просто лежали бы в одном месте и покрывались пылью. Однако Шрила Прабхупада сделал так, чтобы послание данных книг вошло в каждый дом: не только в Бихаре, Бенгалии и Ориссе, но также и в других частях Индии – это послание разошлось по всему миру. Он послал одну из своих тысячи «рук» на Запад, и теперь каждый проповедует там.
Я был во всех уголках земли и видел, как люди жаждут услышать о послании Шри Чайтаньи Махапрабху и понять его. Но никто не способен дать бхакти в самом чистом виде. Поэтому нам надо объединиться и проповедовать совместными усилиями.
У нас должен быть общий панджика (Гаудия-вайшнавский календарь). Сейчас преданные соблюдают Экадаши в разные дни, но все мы состоим в семье Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура, а потому должны определять точные даты врат и следовать им в одни и те же дни. Тогда не будет разделения во мнениях. В настоящее время мне очень печально наблюдать некоторые разногласия.
Нам нужно стать тринад-апи-сунич и уважать каждого. Мы должны следовать всему вместе. Тогда вскоре мир наводнится нектаром имен Чайтаньи Махапрабху и Кришны.
Мы увидим, как претворяются в жизнь слова Шрилы Бхактивинода Тхакура: «В мире будет только одна сампрадая – Гаудия-вайшнава сампарадая». Тогда наши усилия принесут грандиозные результаты. Поэтому на нас лежит большая ответственность. Я понимаю, что Пуджьяпад Махарадж и все мы должны объединить усилия, чтобы рассказывать всему миру о гаура-наме (именах Чайтаньи Махапрабху), гаура-каме (Его желаниях) и гаура-дхаме (Его святой обители). В таком случае слава кришна-намы (имен Кришны), кришна-камы (желаний Кришны) и кришна-дхамы (Его обители) также распространится повсюду.
На этом я закончу.
Гаура премананде! Хари Харибол!
(Аплодисменты)