Шаяна Экадаши и Чатурмасья

Шаяна Экадаши Вриндаван ЭКАДАШИ

Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге!

Дорогие преданные, примите, пожалуйста, наши поклоны.

В некоторых матхах Вайшнавы начинают Чатурмасью с этого Экадаши, но ученики и последователи бхакта-бандхава Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа всегда начинают врату в Гуру-пурниму. Пусть же эта лекция вдохновит всех нас следовать Шри Чайтанье Махапрабху и нашей гуру-варге!

В надежде служить Шри Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

Чатурмасья. Господь идет отдыхать

Однажды Господь во всеуслышание объявил: «Я устал. Пришло время отдохнуть, поэтому Я отправляюсь в Кхира-самудру». Узнав, что Шри Хари отдыхает, все также хотят «уйти в отпуск». Поэтому с сегодняшнего дня никто не занимается кармой, гьяной, йогой, вратой, тарпаной и подобными видами деятельности. Сейчас время благоприятно для практики бхакти.

Шри Вьясадева сказал Бхакти-деви: «Карма, гьяна и йога больше не побеспокоят нас, они ушли отдыхать». В любое другое время они могут приносить много беспокойств преданным, но сейчас Бхакти-деви довольна: «Мне незачем волноваться, все пошли отдыхать». Подобно этому, если начальник идет отдыхать, рабочие радуются: «Ура! Свобода! Сегодня выходной!»

Итак, Кришна очень умен. Он говорит: «Я отправлю всех в отпуск, и не на один-два дня, а на четыре месяца». Если Господь спит, для кого тогда, например, проводить ягью?

«Пойдемте со мной, – зовет своих последователей Бхакти-деви. – Начните непрерывно практиковать девять составляющих бхакти

Так как в это время ничто не препятствует практике бхакти, она призвала в этот мир инкарнацию Господа Вишну, Вьясадеву. Желая помочь всем следовать бхакти-йоге, он открыл гурукулу, в которой обучал Джаймини, Вайшампаяну, Пайлу и Суманту девяти составляющим бхакти. Начатое им продолжил Шукадева Госвами – прослушав из уст отца об играх Господа, он распространил в мире знание о бхакти-йоге.

Одна из программ бхакти-йоги – Чатурмасья. В течение четырех месяцев этой враты необходимо придерживаться определенных правил.

Во время Чатурмасьи запрещены помидоры, баклажаны, локи и пармал. В первый месяц следует отказаться от употребления зеленых листовых овощей, во второй – от йогурта, а в течение третьего месяца не следует пить молоко. В четвертый, последний месяц Чатурмасьи, нужно воздерживаться от кунжута и горчицы.

Риши и махариши на этот период прекращали проведение ягьи. Они отправлялись в пещеры и дремучие леса, где их никто не беспокоил, и полностью отдавали себя хари-катхе и хари-киртану.

История про учеников, прятавших сладкий рис

В одной гурукуле жил Гуру с многочисленными учениками. Однажды он обратился к ним: «Следующие четыре месяца мы будем раз в день почитать вишну-прасад, пить только кипяченую воду, а спать на земле. Мы будем строго следовать практике бхакти-йоги, стараясь никому не причинять беспокойств. Пищу же мы будем принимать, как корова траву, – прямо с земли».

В то время в гурукуле жило много новых брахмачари – из-за новых правил они всегда страдали от голода и жажды.

«После ежедневной хари-катхи с утра до вечера заботьтесь о коровах», – велел Гуру ученикам. Вечером они возвращались с пастбища, доили коров и готовили кхир (сладкий рис) для Господа Вишну. Закончив служение, они почитали прасадам.

Коровы в гурукуле давали много молока, и брахмачари стали готовить все больше кхира. Однако Гурудеву они отдавали только половину, а остальное прятали для себя.  Обычно, когда Гуру предлагал кхир Господу, Маха-Лакшми Сама приходила за подношением и передавала Господу Вишну. В разных формах Маха-Лакшми предлагает кхир разным проявлениям Господа Вишну: Ананта-Падманабхе, Шешашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Почему именно кхир? Потому что Господь и все Его инкарнации в этом мире принимают лишь эту амриту.

Однажды Маха-Лакшми не пришла за подношением Гуру, и тот потерял покой, теряясь в догадках, почему так произошло.

«Сегодня Маха-Лакшми не пришла, вы не знаете, в чем проблема?» – спросил он брахмачари.

– Гурудев, в чем наша вина? Мы доим коров, готовим кхир и отдаем тебе.

– Но почему же сегодня Маха-Лакшми не пришла за кхиром? Сдается мне, что-то вы сделали не так! – сказал Гуру.

– Нет, Гурудев, мы не виноваты. Мы омывались и читали гаятри три раза в день, слушали хари-катху, пели киртан. Вечером, приготовив кхир, мы отдали его тебе.

Тогда Гуру погрузился в самадхи, чтобы выяснить причину. К своему удивлению, он увидел, что брахмачари приготовили замечательный кхир, но половину спрятали для себя.

Почему они так поступили? Весь кхир Гуру отдавал Маха-Лакшми, а Она предлагала его Господу Вишну и порой приносила немного маха-прасада. Проблема заключалась в том, что прасада не хватало на всех. На самом деле для поддержания тела достаточно даже немного прасада Господа, но у этих брахмачари не было веры в него. «Нам нужно много кхира, а иначе как мы будем поддерживать тело?» – считали они.

Раскрыв обман, Гуру позвал всех брахмачари.

Старшие ученики сослались на занятость в служении: «Гурудев, я дою коров», другие говорили: «Я мою посуду», «А я собираю дрова на кухню и готовлю». Выслушав брахмачари, Гуру произнес: «Ладно, тогда я поищу сам».

У брахмачари не было ни шкафов, ни холодильников или комнат, где они могли спрятать кхир. Поэтому они вырыли в укромном месте яму, поместили туда горшки с кхиром и прикрыли камнем. Гуру нашел тайник и извлек оттуда много горшочков, оставленных про запас.

– Кто это сделал? – строго спросил он.

Никто не ответил, все дрожали от страха. Гуру уже был готов проклясть их, как вдруг появился Сам Господь Вишну.

«Под гуру-пуджей понимается не только предложение цветов, дакшины и поклонов, – молвил Господь. – Пренебрегая указаниями Гуру и обманывая его, вы лишаете себя Моей милости. В действительности вы обманываете не Гурудева, а себя».

Перед тем как сесть на Гаруду, Своего возничего, Господь Вишну сказал брахмачари: «Любое служение, которое вы делаете без позволения Гурудева, станет просто кармой, а карма всегда приносит плоды. В итоге никто не сможет освободить вас от ее груза. То, что натворили, будете сами и расхлебывать. Никто вам не поможет!»

Гуру взмолился Господу Вишну: «Пожалуйста, прости их! Они находятся во власти невежества, поэтому не ведают, что творят. Они думали, что обретут счастье, потребляя много пищи. Желание набить живот погубило их!»

Если вы употребляете что-либо, не предложенное Господу, в результате к вам придут страдания. Почему? Во время приготовления пищи вы убили много живых существ, невидимых глазу. Души присутствуют в овощах, рисе, пшенице – в чем угодно. В процессе готовки вы убиваете их, и потому повинны в грехе. Позже эти души придут на землю с дождем, и когда вы будете пить дождевую воду, они войдут в ваше тело и причинят много страданий. Например, из-за них возникнут нарывы, проблемы с пищеварением, диарея и рвота.

Гуру придумал, как исправить ошибку учеников. «Все, что вы припрятали для себя, отдайте мне, а я предложу Господу Вишну, – велел он. – Тогда души, которые вас беспокоят, также будут предложены Ему».

Предлагайте вымытые, чистые продукты в гуне благости, а не в страсти и невежестве – и души, содержащиеся в них, тоже смогут послужить Господу. Он подумает: «Спустя долгое время эти дживы воплотились в форме фруктов и овощей, а теперь их предложили Мне. Давненько они не вспоминали обо Мне, но наконец-то у них появилась возможность служить Мне”. Господь будет доволен вами, поскольку вы занимаете себя и других джив в служении Ему, и даст благословения. Так вы избежите проклятья и вернете джив к лотосным стопам Господа.

Дживы, предложенные Господу, удивятся: «Долгое время мы так страдали, но сегодня попали на Вайкунтху и начали служить Господу!» Они будут так благодарны, что еще и благословят вас.

Слава тем, кто соблюдает Чатурмасью

Благодаря следованию Чатурмасье можно получить милость Бхакти-деви. В результате в сердце проявятся гьяна и вайрагья, истинное знание и отречение. Эта гьяна исходит из самвит-шакти, главенствующим божеством которой является Сам Кришна. А вайрагья – это анурага, глубокая любовь и привязанность к Кришне. Как возникает анурага? Шрила Гурудев говорил, что анурага, любовь, приходит от сварупашакти.

Старайтесь доставить удовольствие Господу во время Чатурмасьи и, особенно, Хари-Шаяны, тогда Гурудев и Вьясадева проявятся в вашем сердце. Чтобы помочь всем душам, Вьясадева появился в первый день Чатурмасьи.

Сам Господь Кришна говорит: «На протяжении восьми месяцев Я награждаю души плодами их деятельности: проверяю все, что они сделали, но следующие четыре месяца Я отдыхаю».

На этот период Господь приходит во Вриндаван, во Враджа-мандалу. Почему Кришна поступает так хитро? Откликнувшись на Его зов, враджаваси однажды приехали на Курукшетру. Нанда Баба решительно произнес: «Без Кришны мы не вернемся назад». Враджаваси и Нанда Баба были настолько тверды в своем намерении, что дваракаваси испугались.

Кришна попытался успокоить враджаваси, сказав: «Я ненадолго съезжу в Двараку, а потом сразу вернусь к вам», однако они были непреклонны: «Тогда мы поедем с Тобой. Ты не отправишься туда один».

Поэтому во время Улта-Ратха-ятры враджаваси сопровождают Кришну и ждут его снаружи [Шри-мандира], три дня у них происходит большое собрание. Они просят Кришну: «Езжай в Двараку, а потом возвращайся, мы подождем Тебя здесь».

«Хорошо, – говорит Кришна. – Сейчас Я вместе с дваракаваси поеду в Прабхасу. В Двараку мы уже не вернемся».

Так дваракаваси оказались в Прабхасе. Кришна очень хитер: Он устроил так, что Ядавы передрались и начали убивать друг друга, а через семь дней Дварака была уничтожена.

Обычно люди думают, что Кришне в пятку попала стрела охотника, из-за чего Он покинул этот бренный мир. Но в действительности не было ни охотника, ни стрелы. Кришна просто вернулся во Вриндаван с враджаваси, и там начались дхола-лила и джхулана-лила

Теперь Он испытывает большое счастье. Сезон дождей, все утопает в зелени, кунджа-кутиры блистают свежим убранством. Раньше Вриндаван высыхал в разлуке, но  теперь, с возвращением Кришны, все изменилось. Началась джхуланалила, которая продолжается до ракша-банданы, Баладева-пурнимы.

В этот день Субхадра и все враджа-деви обратились к Баладеве Прабху: «Защити нас, ведь Ты наш старший брат». Миллионы гопи сказали: «Пожалуйста, дай нам завязать на Твоем запястье ракхи. В таком случае Ты никогда не уедешь и не украдешь нашего Кришну. Мы страдаем, когда Его нет рядом».

Баладева Прабху пообещал всегда быть для них старшим братом, а они завязали на Его руке ракша-сутру. В ракша-сутре содержится особая мантра. Баладева Прабху заверил гопи и всех враджаваси, что Кришна всегда будет с ними.

***

В этом мире садхаки не могут самостоятельно освободиться от анартх, прарабдха-кармы и апрарабдха-кармы. Видя их положение, Кришна принимает решение: «Если вы будете рядом со Мною в течение этих четырех месяцев, ни одна анартха не посмеет приблизиться к вам».

Анартхи всегда тянут обусловленные души к недозволенным отношениям, но когда живое существо начинает обуздывать свои чувства, оно избавляется от страданий.

Кришна говорит: «Я разошлю официальные уведомления всем авторитетам во вселенной, чтобы никто из них не беспокоил обусловленные души. Яма Махарадж и Читрагупта не имеют права доставлять беспокойства дживам эти четыре месяца, если они со Мной». Яма Махарадж наказывал своим подданным:

джихва на вакти бхагавад-гуна-намадхеям

четаш ча на смарати тач-чаранаравиндам

кришная но намати яч-чхира экадапи

тан анаядхвам асато ’крита-вишну-критьян

(Шримад-Бхагаватам, 6.3.29)

«О мои верные слуги, приводите ко мне тех грешников, чьи уста ни разу не произнесли имени Кришны и не воспели Его качеств, кто хотя бы однажды не вспомнил о Его лотосных стопах и чья голова никогда не склонялась перед Ним. Ведите ко мне всех невежд и злодеев, презревших свой долг перед Господом Вишну – единственный долг человека».

Яма Махарадж, созвав слуг, дал им особое указание: «Никого не беспокойте в течение четырех месяцев, пока Шри Хари отдыхает». Кого конкретно он имеет в виду? Преданных, с чьих уст никогда не сходит харинама, или кришна-нама. Яма Махарадж объяснил: «Такие преданные всегда склоняют голову перед Господом и предлагают пранамы месту, где проходит киртан. Четаш ча на смарати тач-чаранаравиндам – в сердце они непрерывно памятуют лотосные стопы Господа. Кроме того, они все время возносят Ему молитвы. Не беспокойте их. Они повторяют святое имя сварупа-шакти – “Радхе, Радхе” или имя Верховного Господа: “Кришна, Кришна” и вдохновляют на это других. Не беспокойте никого, кто повторяет святое имя Господа или Его энергии».

В Чатурмасью обусловленным душам дается очень сильная защита, поэтому врата крайне благоприятна для бхаджана и бхакти.

Чатурмасья во Вриндаване

Когда Кришна отправляется спать, преданные начинают такой чудесный киртан и танец, что Он прибегает поучаствовать. Поэтому сначала во Вриндаване проявляется джхулана-лила. Этот чудесный фестиваль начинается, когда Вриндаван в самом цвету. Даже в наши дни в этот месяц во Врадже устраивается множество разных празднеств. Все это происходит в непроявленном Вриндаване, в вечной обители, и во Врадже на этой планете.

В течение Чатурмасьи для Господа Хари создаются различные кунджа-кутиры. Звуки киртана не умолкают в них с раннего утра до ночи. Вечером ради удовольствия Хари пространство кунджа-кутира наполняется тонкими ароматами кастури, благовоний, различных ароматических масел и цветов.

Шримати Радхарани и Ее спутницы создают много кунджа-кутиров. Это такое интересное служение! Вскоре Сева-кунджа и множество других кундж проявляются во Вриндаване. Начинают распускаться цветы кадамба, а за ними следуют бели, чамели, джуи, маллика и жасмин. Деревья украшены молодыми листочками, и совсем скоро на ветвях появятся самые разные плоды. Красота Вриндавана поражает даже Кришну. Проходя обучение в эти четыре месяца, садхана-сиддхи гопи получают возможность присоединиться к нитья-сиддха гопи в их вечном служении Божественной Чете Шри Шри Радхе-Кришне.

В шастрах находится много высказываний, прославляющих Шаяна Экадаши. Некоторые преданные на время Чатурмасьи принимают мауна-врату (обет молчания). Полностью прекратив общение с людьми, они начинают манаси-севу, служение в уме, своему возлюбленному Господу. Ежедневно они предлагают Ему асану, воду и проводят абхишеку. Они готовят для Шри Хари замечательные подношения и распространяют Его прасадам.

На Голоке Вриндаване, в Гокуле, Снигдхаканта и Мадхуканта (два полубога – Налакувера и Манигрива, которые получили рождение во Враджа-мандале) каждое утро с шести до девяти утра рассказывают об играх Кришны. Враджаваси всегда приходят в Нанда-бхаван на хари-катху и получают от нее огромное удовольствие. Там не просто один-два враджаваси – их миллионы! И дети, и почтенные старики – все собираются  послушать о чудесных играх Кришны, а Снигдхаканта и Мадхуканта очаровывают своей манерой изложения. Иногда к этому собранию присоединяются такие великие риши, как Дурваса, Ангира, Гаутама, Ягьявалкья, Бхагури, Шандилья… Всю Чатурмасью они проводят во Враджа-мандале, испытывая там особое счастье и умиротворение.

В Чатурмасью не рекомендуется пересекать реки и заниматься праджалпой. Живя в одном святом месте, садхака достигнет совершенства, сиддхи, но, путешествуя из одного места в другое, он не обретет желаемое.

Господь Рамачандра и Чатурмасья

Однажды в Трета-югу, когда Господь Рамачандра вошел в лес Дандакаранья, Он увидел горы брахманских шнуров и костей.

– Что это? – спросил Рамачандра у одного из жителей ашрама.

– Раньше здесь совершали бхаджан брахманы, риши и махариши, но потом пришли демоны, убили их и съели, – ответил он.

Ответ привел Рамачандру в сильное беспокойство. Отправившись в ашрам Агастьи Риши, Он задал вопрос:  «Почему были убиты брахманы, риши и махариши

Агастья Риши ответил: «Они действовали независимо – не следовали Чатурмасья-врате. Кто мог защитить их?»

Язык крайне трудно контролировать – ему так нравится лакомиться листовыми овощами. Но внутри этих овощей сидят демоны, и когда вы их едите, они входят в ваше тело.

«О Махарадж Рамачандра, присаживайся, пожалуйста, я расскажу Тебе историю, – сказал Рамачандре Агастья Риши. – Жили-были два брата-демона по имени Илвал и Ватапи. Обычно риши и махариши на время сезона дождей оставались в одном месте, где занимались бхаджаном и киртаном. Братья решили пригласить в свое жилище скромных садху. Переодевшись, они пришли к ним и невинно заговорили: “Мы собрали сегодня много фруктов и кореньев, пожалуйста, примите их”.

Ничего не подозревавшие риши-махариши отправились к ним в дом. Братья-демоны нарезали арбузы, ананасы и другие сладкие фрукты, собранные в лесу. Они предложили бхогу и угостили прасадом гостей. Когда риши закончили трапезу, демоны предложили им дакшину и поклонились. В качестве дакшины они обычно предлагали кору, листья, древесину для жертвенного огня, сухофрукты и инструменты для киртана. Стоило риши уж было засобираться в ашрам, как в подходящий момент Ватапи позвал брата: “О мой дорогой брат Илвал, где ты? Пожалуйста, возвращайся. Я так жду тебя!”

Услышав эту “мантру”, демон, который проник в желудок риши в форме только что съеденных угощений, начинал изнутри поедать риши. Он выходил из их тел и отдавал трупы на съедение брату-демону.

Демон, который попадал в желудки риши в форме фруктов, увеличивался до огромных размеров, разрывая их желудки, и они сразу умирали. Затем братья обдирали плоть со своих жертв, сушили ее, а потом поедали месяц за месяцем. Тела риши обладали приятным вкусом, поскольку те находились в саттва-гуне. Этот вкус очень нравился братьям-демонам, и они еще долгое время наслаждались им».

«Однажды два братца-демона пригласили и меня по особому случаю, – продолжил Агастья Риши. –  Я ответил отказом, но они снова и снова просили навестить их. “Пожалуйста, сейчас Чатурмасья, а в это время очень благоприятно служить садху и гуру, – говорили они. – Обязательно приходите к нам”.

Я пришел к ним со своими многочисленными последователями и мы начали киртан. Затем они предложили мне фрукты, как и предыдущим жертвам. Поскольку мне известно прошлое, настоящее и будущее, я знал их намерение и, прежде чем принять фрукты, предложил их Господу. Когда трапеза подошла к концу, Ватапи стал звать брата: «Илвал, Илвал! Я твой брат, Ватапи, выходи!»

“Да откуда же он выйдет? – сказал я. – Только что я переварил его, он мертв!”»

Агастья Риши очень могущественный, он даровал демону освобождение, предложив его душу Господу.

Ватапи безутешно плакал и стенал: «О, я потерял брата!» Тогда Агастья Риши успокоил его: «Хорошо, ты также получишь освобождение и больше не будешь никого беспокоить». Так он предложил Господу и Ватапи.

Демоны всегда беспокоят преданных, поэтому в Чатурмасью не принимайте приглашений от тех, кого вы не знаете!

Затем Рамачандра сказал Агастье Риши: «Любой кто находится под руководством Гуру, могущественного Ачарьи, Вайшнава или бхакт, будет защищен. Но когда живые существа проявляют независимость, демоны пользуются этим: захватывают и убивают».

Агастья Риши рассказал Господу Рамачандре и про другого демона, который выглядел в точности как брахмачари и риши. Он любил приглашать к себе риши и угощать их приготовленными кореньями. Когда риши начинали есть их, они вскрикивали в отвращении: «Да это не коренья, а мертвые животные. Не ешьте, иначе вы все потеряете!»

Так, когда начнете соблюдать Чатурмасья-врату, вам поступит много разных приглашений.  Много людей пригласят вас куда-то, но знайте: то что они вам предложат, опаснее смертельного яда. Обычный яд погубит только одну вашу жизнь, но этот яд разрушит все ваши враты, тапы, джапы, ниямы – абсолютно всё… Поэтому риши и махариши не принимают в Чатурмасью никакие приглашения и никогда не посещают сомнительные программы. Время они посвящают только киртану во славу Хари.

Раньше, когда я жил в Матхуре, мы собирали на бхикше муку и овощи, а потом готовили из этого чапати и немного сабджи. Овощи, собранные на рынке, мы варили и ели раз в день. Так Шрила Гурудев, Вайшнавы и бхакты почитали маха-прасад. Если люди давали нам больше, чем необходимо, Шрила Гурудев говорил: «Излишки отдайте брахманам» или же сам отдавал оставшееся дворникам и рабочим. Можете представить – он отдавал чистое гхи и зерно!

Шрила Гурудев был очень строг с нами.

– Не ешьте это и даже не касайтесь! – говорил он. – Если вы съедите эту пищу, демонические сущности войдут в вас и побеспокоят ум.

Тогда вы будете думать: «Что же делать? Я не могу обуздать чувства – надо жениться. Мне нравится эта девушка (или: мне нравится этот парень)». Ваш беспокойный ум заставит вас бегать повсюду. Вы забудете про сон и не сможете усваивать пищу. Вы потеряете всякий вкус, будете плакать и страдать. И причиной тому будут демоны, которые вошли в вас.

Гурудева обычно говорил: «Не ешьте помидоры в течение этих четырех месяцев», но люди упорно недоумевали, в чем заключается их вред.

Мы просим не есть баклажаны, листовые, локи и пармал, но люди упрямо повторяют: «Мы будем есть. Зачем ограничивать себя?» Не ведите себя подобным образом.

Все, что говорят Гурудев и шастры, правильно. Поэтому даже не касайтесь в Чатурмасью этих запрещенных овощей.

Чатурмасья-врата очень важна. Шукадева Госвами и наш Вьясадева говорят нам: «Читайте “Шримад-Бхагаватам”, ежедневно проводите лекции по этому безупречному писанию, киртан и харинама-санкиртану. “Шримад Бхагавад-гиту”, суть всех Вед, Веданту, Пураны и Упанишады также нужно изучать каждый день. Почитайте Туласи-деви, Гангу и Вайшнавов – так вы обретете защиту, другого пути нет».

Чатурмасья и наша гуру-парампара

Сегодня Хари Шаяна Экадаши, очень особое время. Эти четыре месяца заслуживают нашего величайшего почтения. Благодаря строгому следованию Чатурмасья-врате наша жизнь полностью изменится. Ей следуют майявади, а также все грихастхи. Но некоторые говорят: «Для преданных, полностью сосредоточенных на одной цели, нет необходимости соблюдать Чатурмасья-врату, достаточно следовать месяцу Картика».

Шрила Парам-гурудев говорил Гурудеву и другим Вайшнавам: «Сфотографируйте меня с бородой, иначе некоторые ученики в дальнейшем скажут: «Почему нельзя бриться, стричь волосы и обрезать ногти? Что такого, если мы нарушим это?»»

У таких людей нет отношений с бхакти, они запросто могут сказать: «А что страшного, если мы будем есть запрещенные продукты?»

Если человек нарушает правила бхакти, он окажется бессилен перед демонами, и  они его убьют. Поэтому Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактивинода Тхакур и все наши Ачарьи всюду прославляли Чатурмасью и плоды, которые дает правильное соблюдение этой враты. Во время Хари Шаяны Господь пребывает в кругу Своих близких друзей и семьи – так Он отдыхает, и это время – самое сладостное для Него. Если вы будете рядом с Господом все эти четыре месяца, то никогда не разлучитесь с Ним.

Пуджьяпад Премананда Прабху

8 июля 2014 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий