Имя этого мира — царство смерти
Сегодня Шаяна Экадаши, и сейчас мы послушаем о славе Экадаши-деви. У нас должно развиться желание правильно проводить этот святой день. Иначе, если вы не почитаете явление Экадаши-деви, не поклоняетесь ей и не хотите доставить ей радость, это означает, что вы таким образом пренебрегаете ею. А это, в свою очередь, говорит об одном – что вы не любите Экадаши-деви. Вера в нее и желание серьезно соблюдать этот день приходят в результате слушания хари-катхи о славе Экадаши.
Утром я хотел рассказать об этом, но у нас не было времени. Я молюсь лотосным стопам Экадаши-деви, чтобы она простила меня, недостойного, одарила благословениями и помощью.
Этот мир называется Мритью-лока, Мара-лока, царство смерти. Любой, кто приходит сюда, обречен умереть. Душа может принять рождение в теле любого живого существа – дерева, растения, животного и т.д., но не сможет надолго остаться в нем. Это тело когда-нибудь умрет, и тогда душа оставит его. Вы можете накопить сукрити и благочестие, можете обладать хорошими качествами, но знайте, что этот мир не защитит ни ваше благочестие, ни вас самих. Даже если вы попытаетесь защитить себя, встав на праведный путь, к вам все равно в итоге придет множество проблем.
Возможно, вы думаете: «Завтра я повторю больше харинамы и лучше буду совершать бхаджан», но этим надеждам не суждено сбыться… Почему? Имя этого мира – «Царство смерти». Родившись здесь, мы теряем все сукрити, поскольку очень быстро привязываемся к окружающим людям, называя их папой, мамой, тетями, дядями, братьями… Из-за общения с ними к нам перейдут их черты характера.
Экадаши-деви, наблюдая за дживами, размышляет: «Что же мне сделать для них? Даже если я помогу им, на следующий день они уже все позабудут».
У живых существ есть такая проблема: один день они могут следовать бхакти, но на другой будут впустую тратить свое время на бесполезные разговоры и развлечения. Тогда уже ни о каком санкхья пурвака нама гана и речи нет… В результате у них нет вкуса к посещению святой дхамы и воспеванию харинамы.
Вы скажете: «Я уже много жизней слушаю хари-катху! Я все знаю. Зачем вы еще что-то рассказываете?»
Во время киртана вы возразите: «А зачем петь киртан?»
Когда все пойдут на даршан, вы скажете: «Один раз сходили на даршан – и достаточно. Не нужно ходить каждый день».
Это пример мышления, зараженного майей.
Поэтому Кришна посылает Экадаши-деви каждые пятнадцать дней.
Милость, которую не ищут
Любой, кто принимает рождение в этом мире и получает помощь Господа, Гуру и Вайшнавов, а также Экадаши-деви, обретет высшее благо. Помощь родственников и материалистов, к которым привязаны дживы, неблагоприятна. После этой «помощи» они окончательно запутаются в своих анартхах.
Обусловленные души приходят в этот мир и постепенно, благодаря общению с материалистами, в их уме появляется много мусора. Это называется асат-санга, неблагоприятное общение. Если же вы встречаетесь с благочестивыми людьми, общаетесь с ними и служите им, тогда естественным образом ваши ум и сердце будут чистыми. В таком случае вы сможете памятовать Господа и Его семью, учить мантры и стотры, непрерывно молиться… Вы будете постоянно повторять харинаму и слушать хари-катху! Но из-за общения с материалистами вы все это забудете и осквернитесь, поскольку в их сердцах полно грязи.
Врач может выписать вам лекарства, но как долго они будут действовать? Вы можете употреблять много алкоголя и работать на износ, но на сколько вас хватит? Вздохнете ли вы хоть раз спокойно? Никогда.
На Западе Шрила Свами Махарадж однажды встретился с человеком, который полгода мучился бессонницей. Врачи и родственники старались ему помочь, но в чем крылась истинная причина его болезни? В том, что он скопил в теле много нечистот, и теперь это тело не давало ему покоя. Постепенно он начал ходить на лекции по «Шримад-Бхагаватам». Могущество этого писания таково, что как только человек начинает его слушать, вся скверна, скопившаяся в сердце, уходит. Когда сердце того мужчины стало очищаться, он засыпал во время хари-катхи, причем не тихо спал, а по-настоящему храпел.
Наконец, выспавшись, он сказал Свами Махараджу: «Спасибо вам. Вы удивительная личность! Безо всяких лекарств вы помогли мне расслабиться. Теперь я так счастлив! С этого дня я ваш ученик и последователь, а вы, Прабхупада, мой гуру».
Милость Гурудева, Вайшнавов и Господа всегда рядом, но люди не могут принять ее и даже не ищут ее. Им проще пойти к материалистам и упрашивать их: «Простите меня! Молю, дайте мне прибежище. Дайте мне работу. Дайте мне это и то!» В процессе общения они туже затягивают петлю майи на своей шее, скапливают много скверны и мусора, но считают всю эту мерзость сладкой на вкус. В итоге они настолько увязают в материальной трясине, что уже не могут самостоятельно выбраться из нее: они страдают от занятости, депрессии, отчужденности и равнодушия ко всему.
Экадаши помогает развиваться в бхакти
Никто не знает, как очистить свое сердце. Для этих целей Господь Сам посылает Экадаши-деви, Бхакти-деви, мать преданности.
мадхава-титхи, бхакти-джанани, джатане палана кори
кришна-васати, васати боли’, парама адаре бори
Мадхава-титхи, Экадаши-деви, приходит каждые пятнадцать дней, чтобы помочь всем. В этот день примите ее покровительство, ничего не ешьте и не пейте. Живите в дхаме, повторяйте харинаму и слушайте обсуждения «Бхагаватам», «Бхагавад-гиты», «Рамаяны» и других писаний или сами читайте их. Воспевайте святое имя и совершайте хари-санкиртану. Больше ничего не нужно.
Благодаря практике бхакти Экадаши-деви щедро помогает всем и каждому. В этот день она лечит обусловленные души, давая им энергию, вкус, силу и сладость. Мы должны молиться только об одном: как получить общение Вайшнавов и их благословения, как приблизиться к Господу? Как всегда быть рядом с ними? Как попасть в святую дхаму?
Можно отправиться на лечение в Кашмир, в Гималаи или зарабатывать деньги в Бангалоре, Мумбае или Ченнае. Но, оказавшись там, вы увидите столько несчастных и сумасшедших людей!
В дхаме живут садху, Гуру и Вайшнавы, последователи Экадаши-деви. В дхаме доступны харинама, хари-катха и маха-прасад. За пределами дхамы трудно в огромной толпе найти хотя бы одного вегетарианца. А среди вегетарианцев вам крайне редко встретится человек, который предлагает Господу подношения и принимает маха-прасад. Тех же, кто повторяет святое имя, вообще невозможно найти.
Что вам даст асат-санга? Из-за нее вы когда-нибудь угодите в больницу или хоспис. Но какой будет результат, если вы совершаете бхаджан и соблюдаете Экадаши? Вы всегда будете рядом с садху и Гуру, в храме – обучающем центре Голоки Вриндаваны, надежно защищающим от всех треволнений этого мира.
Экадаши-деви приходит каждые пятнадцать дней, готовая помочь всем, но многие ли обращаются к ней за помощью? Можно пойти туда, где раздают разные соки, пакоры, халву и гречку, но не быть рядом с Экадаши-деви. Большая удача встретить в наше время тех, кто на протяжении дня и ночи пребывает с ней. Такие личности достойны огромного почитания.
Как соблюдать Экадаши
Ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура соблюдали Экадаши до последнего момента своего пребывания в этом мире. Шрила Бхакти Прамода Пури Госвами Махарадж в возрасте 102 лет строго соблюдал Экадаши. Я видел своими глазами – он никогда не спал днем и ночью! Кришнадас Бабаджи Махарадж не смыкал глаз всю ночь, он полностью постился и воздерживался от разговоров, посвящая себя киртану. Играя на мриданге, он в великом блаженстве пел святое имя. Преданные, которые таким образом соблюдают этот священный день, находятся рядом с Экадаши, и к ним приходит ее помощь.
Как же мы соблюдаем Экадаши? Просыпаемся рано утром и, если это лето, жалуемся на невыносимую жару. Нас атакуют навязчивые идеи: «Я хочу пить, нужно принять электролиты. Это не нарушит пост». Зимой в Экадаши вас тянет на горячее молоко, а летом – на прохладные молочные коктейли. Но задумайтесь: где в таком случае вы находитесь?
баху джанма каре яди шравана, киртана
табу та’ на пая кришна-паде према-дхана
(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 8.16)
«Совершая десять оскорблений святого имени, невозможно обрести кришна-прему, даже если повторять святое имя на протяжении многих жизней».
Некоторые могут предаваться аскезам миллионы жизней и в последний момент прельстятся пачкой орешков. Однако открыв ее, увидят, что там пусто… Кто-то может всю жизнь изображать из себя преданного, но что у него в сердце на самом деле? Или, например, садхака приходит к заключению: «О, я практиковал бхаджан всю жизнь, но так и не достиг бхакти. Ко мне пришли одни страдания и болезни».
Поэтому представители гуру-варги практикуют все, о чем говорят другим, на протяжении всей жизни. Они очень серьезны и могущественны, и все их поступки направлены во благо другим.
Старайтесь снова и снова по всем правилам соблюдать Экадаши. Если у вас нет желания служить – идите на парикраму, а если нет желания идти на парикраму – тогда скажите утром своему уму: «Иди к Вайшнавам и бхактам». Если же у вас нет интереса и к этому, быстрее примите омовение в святой реке, а затем молитесь. Экадаши-деви обязательно поможет. Однако если вы не следуете правилам и предписаниям, тогда вас ждет суровое наказание.
Бхактивинода Тхакур и Экадаши
Шрила Бхактивинода Тхакур всегда был очень серьезен. В Экадаши он ездил по деревням Ориссы на лошади или велосипеде, открывая повсюду нама-хатты. В то время в деревнях не было электричества, и он использовал керосиновую лампу, фонарь, а также пару каратал для киртана. На программы приходили люди со всей округи, и на протяжении ночи в Экадаши он пел с деревенскими жителями киртан, а утром для выхода из поста раздавал всем Джаганнатха маха-прасад.
Все заработанные на государственной службе деньги (он был главным судьей Джаганнатха Пури) Шрила Бхактивинода Тхакур использовал для харинамы, хари-севы и помощи дживам. Кроме того, он являл собой идеальный пример севака Джаганнатхи, обладая всеми необходимыми качествами для любой севы. Шрила Бхактивинода Тхакур ни дня не проводил без проповеди, а в Экадаши устраивал киртан на весь день и всю ночь.
Он заметил, что за пределами храма Джаганнатхи все соблюдали Экадаши, но в самом храме ни один из севаков не постился. Что же севаки в храме сделали с божеством Экадаши-деви? Они просто перевернули его вверх ногами, заявив: «Никто в храме Джаганнатхи не будет следовать Экадаши! Самым большим могуществом обладает Джаганнатха прасадам».
Шрила Бхактивинода Тхакур воспротивился этому: «Но маха-прасадам приходит каждый день, а Экадаши – только раз в пятнадцать дней. Маха-прасадам есть всегда, а Экадаши – нет».
Отношения с Экадаши
В основном люди полагают, что в шастрах предписывается соблюдать Экадаши в возрасте от 8 до 80 лет. Как-то раз в Матхуре один Махарадж, которому было 92 года, сказал, что ему уже можно не соблюдать Экадаши, на что Шрила Гурудев ответил: «Ты всю жизнь следовал Экадаши, а теперь, постарев, решил прекратить? Так знай – это говорит только о том, что ты никогда по-настоящему и не принимал прибежище у лотосных стоп Экадаши-деви».
Отношения с Экадаши
Невыносимо больно слышать, что кто-то, практиковавший Экадаши 80 лет, начинает пренебрегать этим святым днем. Никогда не поступайте так. В день Экадаши постарайтесь не только воздерживаться от зерна, а вообще отказаться от любой еды и воды. Не слушайте в этот день мирскую музыку и не развлекайтесь. С головой погружайтесь в харинама-санкиртану. Если у вас это получается, вы очень удачливы, и Экадаши-деви будет довольна вашим искренним служением святому имени.
На этой Мритью-локе, Мара-локе все обречено на гибель, но соблюдение Экадаши защитит вас. Она выстроит вокруг преданных защитный барьер, так что даже Кала, само воплощение времени, не сможет пройти сквозь него и украсть у них время. Кроме того, их не коснутся прарабдха-, апрарабдха-карма и анартхи.
Поэтому в «Шримад-Бхагаватам» говорится:
айур харати ваи пумсам
удьянн астам ча янн асау
тасьярте ят-кшано нита
уттама-шлока-вартая
(Шримад-Бхагаватам, 2.3.17)
«С каждым восходом и закатом солнце сокращает жизнь любого из нас, за исключением тех, кто все свое время посвящает обсуждению повествований о всеблагой Личности Бога».
Каким образом время крадет жизнь? Солнце делает это днем, а луна – ночью, и так на протяжении недель, месяцев и лет. Есть ли какой-то способ избежать этого? Уттама-шлока-вартая – благодаря памятованию славы Господа солнце и луна не будут укорачивать жизнь. Это просто невозможно. Любой, кто соблюдает Экадаши, будет защищен Экадаши-деви. Порой ее последователи перестают повторять святое имя и теряют интерес к гуру-мантре, служению. Но во время своего следующего явления Экадаши-деви дарует им свежие силы и энергию, поэтому они не оставят бхакти. Из-за этого представители гуру-варги во время посвящения говорят ученикам: «Вы должны тщательно соблюдать Экадаши, в этом заключаются все ваши аскезы».
Всего в году 24 Экадаши, иногда 26. Также пост соблюдается в дни явления Господа, например, Джанмаштами, Нрисимха-джаянти, Рама-навами и Гаура-пурнима. Таким образом, получается месяц поста, за время которого вы должны воздерживаться от зерновых. Все остальное время ешьте зерновые, сколько хотите! Но всегда выражайте почтение Экадаши и дням явления Господа и Его инкарнаций, это очень благоприятно. В противном случае последует суровое наказание.
Бхактивинода Тхакур и все представители нашей гуру-варги начали программу нама-хат и хари-васары. «Экадаши – это хари-васара, то есть Хари присутствует в этом священном дне», – объяснял Шрила Бхактивинода Тхакур.
Неужели Экадаши-деви приходит в этот день одна? Нет, она появляется вместе с Господом. Всем, кто выражает почтение ей, Господь обещает: «Я Сам буду рядом с вами и во всем помогу».
Не нужно думать, что после ухода Экадаши-деви и Господь вас покинет. Нет, Он сразу же принимает любого ее последователя и щедро помогает ему. Соблюдение Экадаши – это как допуск к сокровищнице милости Господа, оно утверждает вас в качестве Его слуги. В таком случае у вас уже не будет никаких проблем. Господь Сам присутствует в этом дне. Ради нашего блага Экадаши-деви просит Его помочь нам. Ее последователи никогда не будут испытывать голод, жажду или страдания. Ум их всегда будет непоколебим. Еще до того, как они подумают о своем духовном благе, Господь уже все устроит для них.
В какой бы стране вы ни жили, Экадаши-деви придет к вам, а вместе с ней и Кришна (Он Сам пообещал это). Кришна никогда не отвергнет человека, который соблюдает Экадаши. Но Он не ответственен за тех, кто пренебрегает этим святым днем.
Поэтому серьезно следуйте Экадаши. Вчера была улта-ятра (праздник, когда Джаганнатха возвращается из Гундича-мандира), а сегодня Джаганнатха, Баладева, Субхадра и Сударшана снаружи храма дают всем даршан. Сегодня мы все будем тереть кокосы и готовить кокосовое молочко, затем смешаем молоко со сладостями и предложим это Джаганнатхе. Он выпьет это молочко! Завтра Он будет кушать большие расагуллы и много других сладостей. Знаете, почему Его колесница стоит перед храмом? Он не может забыть враджаваси, поэтому находится на улице еще три дня и три ночи. Рис и дал, которые готовит Лакшми-деви, Ему не нравятся. Джаганнатха любит только фрукты и сладости, а также разные соки. Сегодня Он облачен в золотые одежды. Послезавтра Он уже вернется в храм.
О гуру-пурниме
Гуру-пурниму мы проведем в Навадвипе. Как это бывает каждый год, преданные предложат свои пушпанджали лотосным стопам Гурудева. Мы должны молиться ему: «Как нам приблизиться к твоим лотосным стопам, о Гурудева? Ты всегда помнишь о нас – как же и нам никогда не забывать о тебе?»
Чтобы у нас установились крепкие отношения с Гуру-пада-падмой, следует предлагать пушпанджали его лотосным стопам, а также слушать и памятовать его славу. Давайте в этот день будем молиться о его милости, забыв про еду, сон и отдых! Гуру-пурнима – это очень особенный день.
Шрила Гурудев всегда говорил: «Не празднуйте мой день рождения», и в Матхуре он никогда не давал шанса преданным праздновать день его явления. «Гуру-пурнима – это день явления Шри Вьясадевы. Его день явления неотличен от дня явления всех гуру, поскольку Вьясадева – источник всех гуру», – часто объяснял Гурудев. В Гуру-пурниму он всегда находился в Матхуре, но не давал преданным возможности праздновать день своего явления.
После того как Шрила Гурудев уехал на Запад, некоторые преданные все же начали отмечать этот день. В Гуру-пурниму все приходили к нему за благословениями, а он щедро раздавал их… Все предлагали пушпанджали, арати и омывали стопы Гурудева. В тот день он очень легко одаривал милостью.
Многие преданные устраивали для него программы в Матхуре, Вриндаване и на Говардхане – то есть Гуру-пурнима праздновалась на протяжении трех дней. Иначе тысячи людей не смогли бы прикоснуться к лотосным стопам Шрилы Гурудева и предложить ему пушпанджали. В эти дни преданные шли непрерывным потоком.
Теперь Шрила Гурудев присутствует в Навадвипа-дхаме. В Гуру-пурниму все постарайтесь предложить свои смиренные поклоны Шриле Гурудеву. Родители не смогут терпеть, если их дитя плачет, но сердце Шри Гуру невероятно мягкое и доброе. Он непременно примет всех, кто ищет приюта у его стоп!
Шрипад Премананда Прабху
19 июля 2013 года