Пушпанджали на Вьяса-пуджу
8 февраля 2016 года, Шри Радхе-кунджа (Бхакта-бандхав-дхама, Вриндаван)
Сначала я предлагаю саштанга-дандават-пранамы лотосным стопам моего Шри Гуру-пада-падмы, нитья-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу. Также я предлагаю поклоны всей рупануга-гуру-варге и всем собравшимся Вайшнавам.
Сегодня мы стараемся праздновать Вьяса-пуджу Гурудева. Для ученика это цель жизни – успешно отмечать Вьяса-пуджу, чтобы понять истинную славу Гуру и то, что находится в глубине его сердца. Это задача даже не для одной жизни, а для многих жизней.
Чакшу-дана дила джеи джанме джанме прабху сеи. Шрила Гурудев – мой господин из жизни в жизнь, мой единственный господин. Может быть множество Вайшнавов, которых тоже можно почитать как Гуру, но Гуру, который наиболее дорог сердцу, – только один. Это Шри Гуру-пада-падма. Это легко сказать, но не так легко понять… Слова баддха-дживы всего лишь шелуха. Тот, кто по-настоящему обладает милостью Шри Гуру, кто понимает его, чакшу-дана дила джеи, кто получил от него трансцендентное видение, может сказать: он мой господин из жизни в жизнь. Иначе что произойдет? После ухода Шри Гуру все разбегаются, появляются другие Гуру. Однако моего поклонения достоин тот, кто может помочь мне развить отношения с моим Гуру. Такая личность – мой защитник и покровитель. Если же он не может дать мне отношения с моим Гуру, мои пранамы ему с расстояния.
В жизни ученика каждый день должна проходить Вьяса-пуджа. Сердце Гурудева настолько глубоко… Рупа Госвами понял сердце Махапрабху, шри чайтанья мано-бхиштам. А что в сердце нашего Шрилы Гурудева? Что-то сокровенное и очень ценное. Многие люди могут видеть внешние качества, прославлять его внешние деяния: сколько он проповедовал по всему миру, сколько книг написал… Но что в его книгах? Только по милости Шри Гуру мы поймем, что у него на душе.
Сердца преданных Махапрабху сравнимы с глубиной миллионов океанов. Разве сможет баддха-джива разглядеть, что ценного хранится в них? Это возможно только по милости Гуру-пада-падмы. Если вы сами не находитесь на трансцендентном уровне, сможете ли вы понять трансцендентное – то, что хранится в сердце Гуру? Поэтому нам необходимо молиться Гурудеву и Вайшнавам, чтобы они пролили на нас свою милость. Махапрабху, услышав стих, прославляющий Его, обратился к Шриле Рупе Госвами: «Как ты понял Мое сердце?» – «Только та личность, которой Ты дал эту милость, сможет понять», – ответил Рупа Госвами. Можем ли мы называть себя учениками, если не поняли сердце Гурудева?
В день Вьяса-пуджи мы стремимся познать славу Гурудева, молимся ему: «Пожалуйста, открой свое сердце, покажи, что находится в нем!» Многие думают, что и так понимают это. В «Шримад-Бхагаватам» есть одна шлока, в которой говорится: как смогут люди, чей ум украден асадху-вритти, тенденциями в гунах материальной природы, понять Гуру-пада-падму? Они не могут понять, но, тем не менее, говорят: «Я ученик, я знаю гуру-таттву, я так долго был с ним», но в действительности ничего не знают!
В «Чайтанья-чаритамрите» также говорится: как сова не может увидеть солнце, поскольку всегда прячется в темноте, так и абхакты, которые не стремятся исполнить желание Гурудева, прячутся от солнца его славы, но, несмотря на это, утверждают, что знают его возвышенные качества. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада приводил пример с лягушкой, которая думает, что ее пруд – это весь мир. На самом деле существeет огромный океан, но лягушке это невдомек. Какие-то люди думают, что поняли славу Гурудева, а когда кто-то приходит и говорит, что слава Гурудева намного шире, они заявляют: «Нет, это лишь твое воображение, калпана!» Кто-то приходит и раскрывает славу Гурудева, но его обвиняют, что все это выдумки.
Слава Гуру безгранична. 800 страниц книги недостаточно для того, чтобы прославить Гуру-пада-падму. Сколько угодно страниц будет, все равно этого не хватит. Только тот, кто погружен в виласу, игры Гурудева, кто участвует в них, может прославить его.
Вайшнавы всегда приходят в этот мир со своими близкими спутниками. Как, например, в молитве, посвященной Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Прабхупаде, говорится: ниджа-севака-тарака-ранджи-видхум: в кругу своих спутников ты подобен луне в скоплении звезд. Сад-гуру нисходит в этот мир не один: он приводит с собой своих вечных спутников, и от них мы можем получать наставления. Поистине погруженные в памятование игр Шрилы Гуру Махараджа, они могут открыть нам их. Они действительно знают лилы Гуру. В их сердце полностью проявлена слава Гуру, и когда они рассказывают хари-катху, это подобно проектору, который показывает лилы Гуру Махараджа. Мы видели его удивительные деяния, но в то время не могли постичь его истинную славу – то, как он раздавал према-расу, высочайшую цель. В то время мы не могли это разглядеть… После ухода Гурудева его близкие и дорогие ученики стремятся явить его славу. Это и называется шри—гуру-даршана, даршан гуру. В эти дни Вьяса-пуджи мы молимся близким спутникам Гуру, чтобы даршан Гуру становился все яснее и яснее, чтобы мы начинали понимать больше и больше в этой или последующих жизнях. Тогда это будет означать, что мы по-настоящему следуем Вьяса-пудже.
Гурудев много раз объяснял суть Вьяса-пуджи. «На самом деле не я принимаю Вьяса-пуджу, – говорил он. – Есть Ведавьяса». Вьяса означает «проповедовать что-то», а ведавьяса – личность, проповедующая Веды, или знание. Такому Гуру можно предложить асану Вьясы, и он может провести пуджу Вьясе. Если какие-то Гуру действуют вразрез с Ведами, искажают знание, значит, они не Гуру и их асана, их трон, находится в аду. А тех, кто следует таким Гуру, судьба также приведет в ад. В день Вьяса-пуджи мы поклоняемся Гурудеву, потому что он истинный Вьясадева.
Только когда Вьясадева записал «Бхагаватам», в его сердце пришло удовлетворение. Все Веды подобны йогурту, а «Бхагаватам» – сливкам, взбитым из молока. Шукадева Госвами поведал «Бхагаватам» Парикшиту Махараджу. Гурудев на самом деле еще более возвышен, чем Вьясадева, потому что он взял суть «Бхагаватам» и сделал из сливок сгущенное молоко. Даже когда Гурудев рассказывал Первую Песнь или Прахлада-чаритру, все это он связывал с враджаваси и, особенно, с любовью гопи к Кришне. Даже обсуждая Рама-чаритру, он все равно говорил о славе враджаваси, поскольку это глубоко в его сердце. Гурудев столько дал… Все, что есть в «Шримад-Бхагаватам», каждое слово, каждый слог – это любовь Кришны и гопи.
Шукадева Госвами сказал Парикшиту Махараджу: бесполезно читать все вплоть до Девятой Песни, если ты не прикоснешься к Десятой. Это также настроение нашего Гуру-пада-падмы. Вся его катха связана с враджаваси. Почему? Потому что он сам враджаваси.
Шива Тхакур сказал: Шукадева Госвами и я знаем «Бхагаватам». Но знает ли его Вьясадева, я не уверен. Почему? Потому что мы бхакты, слуги Верховного Господа, а Вьясадева – инкарнация Кришны. Когда Вьясадева писал «Бхагаватам», он погружался в самадхи, в котором созерцал игры Кришны во Вриндаване. То есть все было увидено им в самадхи и затем он писал от третьего лица. На самом деле его описание «Бхагаватам» не самое высшее. Например, Шукадева Госвами, который является попугайчиком Шримати Радхики, лично участвует в этих играх, поэтому его рассказ стал еще слаще, когда Ведавьяса дал ему «Бхагаватам». Вьясадева сидел на собрании вместе со всеми и слушал Шукадеву Госвами, и для него это было намного слаще.
Слава Шрилы Гуру Махараджа еще выше, чем слава Шукадевы Госвами: никунджа-йюно рати кели сиддхьяи.
сева кундже врадже рамье
говардхана гирау сада
радха-кунде расананде
тат тат сева прадаякам
Какие близкие отношения у Шрилы Гурудева с кришна-лилой! Он служит в кунджах самым сокровенным играм Радхи и Кришны. И он также раздает это. Когда Гурудев рассказывает «Бхагаватам», надо понимать, что Шукадева Госвами и Ведавьяса также сидят и слушают, наслаждаясь его катхой, поскольку Гурудев – враджаваси, близкая служанка Шримати Радхики.
В 2010 году в Бэджере был самый большой фестиваль – на него собралось около 700 человек. Когда Гурудеву делали массаж, кто-то спросил: «Гурудев, сколько людей здесь?» Он ответил: «По крайней мере 1000, возможно 1500. На самом деле вы не понимаете: приходит очень много деват из рая и с разных райских планет, а также много Вайшнавов, но вы не видите их».
Катха из уст Гурудева была настолько сладостна. Даже Шукадева и Вьяса полностью погружались в ее нектар! Такова слава Шрилы Гурудева, он настоящий Вьяса. Жизнь любого, кому посчастливилось быть с Гурудевом, общаться с ним, особенно через его катху, полностью менялась. Такие личности больше не возвращались к прежней жизни. Они становились безумцами, бросали семью и все остальное. Таков результат слушания хари-катхи: мы становимся как безумцы, пропадает желание есть и пить, хочется пить только нектар катхи.
Спустя шесть дней Шукадева Госвами спросил Парикшита Махараджа: «Ты слушаешь уже шесть дней. Может, попьешь или поешь?» «Моя единственная пища для души – это хари-катха», – ответил ему Парикшит Махарадж.
В Гаудия-парампаре многие ачарьи оставили свои труды, но никто не писал настолько сладостно, как Шрила Гурудев. Такого не было в прошлом, нет сейчас и не будет в будущем. Шрила Гурудев – истинный враджаваси. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» дает определение, кто такой враджаваси:
кришнам смаран джанам часья прештхам ниджа-самихитам
тат-тат-катха-раташ часау курьяд васам врадже сада
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.294)
[Преданный всегда должен жить во Врадже, постоянно помня о Шри Кришне и дорогих Ему спутниках, настроение служения которых он хочет обрести, и полностью погрузиться в повествование об их играх. Если невозможно находиться во Врадже физически, нужно оставаться там мысленно.]
Если Гурудев не рассказывал хари-катху, он никогда не был счастлив. Это признак враджаваси. Враджа означает нечто движущееся – оно не может оставаться в одном сердце, всегда переходит из одного сердца в другое. Враджаваси не могут быть удовлетворены, оставаясь в одном месте. Враджаваси повсюду раздают расу, и это их признак. Гурудев – истинный враджаваси.
Из этого мы можем понять славу Гурудева. Он сам враджаваси и всему миру щедро раздает враджа-расу.
Шрила Гурудев исчез из материального видения, но это не означает, что закончились его лилы. Так же как Кришна никогда не оставляет Вриндаван, Гурудев никогда не уходит. По своей беспричинной милости он дает нам прибежище, чтобы мы находились под руководством Вайшнавов, здесь, в Шри Вриндавана-дхаме. Он сам говорил: «Может быть через 10 тысяч лет люди начнут понимать то, что я давал».
Уход Гуру для ученика в действительности означает самое начало пути, когда он начинает постигать славу своего учителя. Поэтому мы только начинаем наш путь и молимся Шриле Гуру-пада-падме, особенно в этот день.
Когда Гурудев ушел из этого мира, я думал: «Кто продолжит эту линию? Враджа—раса, которую он давал, беспрецедентна… Будет ли кто-то другой давать подобную сладость?» Но постепенно я начал понимать, что Гурудев постоянно присутствует в этом мире.
Те, кто думает, что Гурудев ушел, ищут нового ачарью. Однако личность, которая постоянно напоминает нам: Гурудев не ушел, его милость присутствует, он продолжает раздавать враджа-расу, естественным образом становится ачарьей.
Я не могу выразить, насколько чувствую себя удачливым, потому что нахожусь в этой линии. Я молюсь лотосным стопам Вайшнавов и Гуру о том, чтобы жизнь за жизнью я мог так или иначе быть связанным с этой враджа-раса-дхарой, которая исходит с лотосных уст Шрилы Гуру-пада-падмы.