6 июня 1996 года, Хьюстон, США

[Объяснение киртана Шрилы Нароттамы даса Тхакура «Шри Гуру-чарана-падма».]

Шрила Гурудев: Мы должны петь две эти строки после того, как предложим молитвы  Свами Махараджу:

нама ом вишнупадая кришна-прештхая бхутале
шримате бхактисиддханта-сарасватити намине

Иначе Свамиджи не будет очень рад. Мы должны стараться угодить Свамиджи. Если мы радуем его Гурудева, тогда он будет доволен. Еще лучше, если вы станете воспевать следующие шесть строк. Но если нет, то можете добавить хотя бы две строки:

нама ом вишнупадая кришна-прештхая бхутале
шримате бхактисиддханта-сарасватити намине

шри-варшабханави-деви-дайитая крипабдхайе
кришна-самбандха-вигьяна-дайине прабхаве намаха

мадхурйоджджвала-премадхья-шри-рупануга-бхакти-да-
шри-гаура-каруна-шакти-виграхая намо ‘сту те

Эти молитвы так прекрасны! Если их не исполнять, то не получится порадовать Гурудева. Если вы не предложите все пранамамантры, он не будет доволен. Служение Вайшнавам – это служение Гурудеву. Мы также должны помнить о служении гуру-парампаре,  которая является истинной линией ученической преемственности Гурудева.

Нароттама Тхакур написал песню «Шри-гуру-чарана-падма, кевала-бхакати-садма»,  а Бхактивинода Тхакур написал «Гурудев крипа бинду дия». Наверное, все вы знаете «Шри-гуру-чарана-падма, кевала-бхакати-садма»? А известно ли вам, что значит шри гуру-чарана-падма, кевала-бхакати-садма? Возможно, вы знаете? А знаете ли вы смысл гурудев крипа бинду дия? Я объясню первый бхаджан – «Шри гуру-чарана-падма».

Шри Гуру-чарана-падмаШри-гуру-чарана-падма, кевала-бхакати-садма. Если вы хотите получить бхакти, тогда примите прибежище лотосных стоп Шри Гуру. Вы должны знать, что бхакти делится на три категории: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти.

Садхана-бхакти, в свою очередь, делится на два вида: шуддха-бхакти и ашуддха-бхакти. Шуддха-бхакти означает према-бхакти, либо рагануга-бхакти, а ашуддха-бхакти – это смешанное вайдхи-бхакти. Вайдхи-бхакти также делится на несколько разновидностей: смешанное с кармой, гьяной и йогой соответственно. Но мы должны развивать беспримесную бхакти.

В этом мире, как правило, мы видим, что люди принимают гьяна-, карма- и йога-мишра-бхакти, но не шуддха-бхакти. Они не могут следовать шуддха-бхакти. Мы не узнаем, что такое шуддха-бхакти, без садху-санги, общения с истинным садху, преданным или гуру. Я постараюсь вечером дать определение шуддха-бхакти.

Грихастха-бхакты (домохозяева), следующие санатана-дхарме в Индии, практикуют смешанное бхакти, и это тоже очень хорошо. Они лучше, чем майявади, карми или кто-нибудь еще. Итак, если вы хотите богатство, положение в обществе, хороших дочерей и сыновей и другие блага, и практикуете для этого бхакти, то это называется карма-мишра-бхакти. Если ваше служение Кришне направлено только на достижение данных целей, то это не шуддха-бхакти; это смешанное бхакти. Следовательно, мы должны попытаться увидеть разницу между шуддха-бхакти и мишра-бхакти.

Здесь Нароттама дас Тхакур обращается к своему духовному учителю, Шриле Локанатхе Госвами: «Ваши лотосные стопы (пада-падма) – это мать бхакти». Что значит «мать бхакти»? Если вы служите Гуру-пада-падме или, другими словами, пытаетесь практиковать бхакти к Шри Гуру-пада-падме, ваше бхакти родится, как у родителей рождаются дети.

Джахара прасаде бхай, э бхава тория джай. Только по беспричинной милости Гурудева можно освободиться из плена этого мира. В противном случае ожидает бескрайний и бездонный океан рождения и смерти. С начала сотворения мира мы рождаемся и умираем, и снова рождаемся. Но если мы встретим истинного Гуру или Вайшнава и будем служить им, то удастся  выбраться из океана рождения и смерти.

Джахара прасаде бхай, э бхава тория джай. Только по милости Гурудева у нас получится пересечь бесконечный океан рождения и смерти, скорби и страданий. И мы сможем получить кришна-бхакти.

Кришна-прапти хойя-джаха-хате. Без Гурудева мы не сможем получить бхакти. Никто не сможет получить бхакти.

Кула-гуру (семейный гуру) не может дать чистую бхакти. Никто, кроме истинного гуру, не в силах сделать это. Пусть даже эта личность приняла рождение в семье низкого сословия и не знает Веды, Упанишады или другие шастры, но имеет некоторые реализации, связанные с Кришной, то она способна на это. Итак, мы должны стараться избегать авагьи, пренебрежения указаниями Гуру и Вайшнавов, которые можно совершить умом, речью или любым иным способом.

Всегда имейте это в виду, иначе не сможете пересечь тот океан – так и останетесь тонуть в нем. Нам необходим истинный гуру. Если же он не является таковым, то, служа ему, вы ничего не достигните. Но если он настоящий гуру, тогда в один момент вы сможете пересечь океан рождения и смерти и прийти к Кришне: гуру-мукха-падма-вайкья, читете кория айкья.

Преданный: Махарадж, что значит «истинный гуру»?

Шрила Гурудев: Истинный гуру – это тот, кто кристально чист. Он всегда погружен в преданное служение Бхагавану и может сделать сердца окружающих чистыми. Он милостив ко всем живым существам. Он не делает между ними различий и не говорит: «Он твой, он мой». Он не обусловленная душа. У него есть према к Кришне и он дружелюбно относится ко всем дживам. У настоящего гуру нет материальных желаний, неважно, домохозяин ли он или отреченный. Он может жить где угодно. Он не испытывает тяги к наслаждениям. Ему известны все заключения шастр. Он всезнающий: чхидьянте сарва-самшаях. Он может  разбить в пух и прах все сомнения. Также:

шабде паре ча нишнатам
брахманй упашамашраям

(Шримад-Бхагаватам, 11.3.21)

Он ни в чем не сомневается. Он знает все священные писания: Веды, Пураны и шастры. И он может развеять все сомнения. У него нет мирских потребностей или желания чувственных удовольствий; ни одно из этих желаний не беспокоит его.

Преданный: Махарадж, если кто-то формально не получил посвящение, однако принимает шикшу от преданного, то является ли этот преданный его шикша-гуру?

Шрила Гурудев: Если вы выполняете наставления и следуете учению какой-то личности и чувствуете, что стали ближе к Бхагавану, то знайте: это и есть дикша. Если у кого-то есть мантры, начитанные ему на ухо, но он не следует наставлениям, тогда он не ученик вовсе. В то же время, если во время инициации человек не прошел обряд огненного жертвоприношения, но у него есть мантры, начитанные ему на ухо истинным гуру, и он правильно следует указаниям своего гуру, то он ученик. Прабхупада делал так. Он инициировал некоторых учеников вечером, после того, как они приняли маха-прасад. Он давал мантры ученикам и говорил им: «Вы должны следовать моим наставлениям всю свою жизнь».

Мы должны вдуматься, как Гурудев помятует своего Прабху и как он служит своему Гурудеву, Кришне и Радхе. При воспевании святого имени он всегда будет плакать. То есть из глаз его будут литься слезы, а сердце – таять. Любой, кто прикоснется к нему, сразу же изменится и очистится. Это признаки шуддха-гуру. Например, когда Свамиджи приехал, кто бы ни взглянул на него, становился чистым. Его взгляд каждого делал чистым.

Когда Чайтанья Махапрабху отправился в Южную Индию, он никому не давал мантры. Он просто воспевал “Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе”, и каждый становился Вайшнавом. Даже слоны, тигры и другие животные обретали сознание Кришны. Шуддха Гурудев не дает много посвящений. Он хочет, чтобы каждый следовал настроению его сердца, его сиддханта вичару, и, таким образом, он хочет всех занять в служении Кришне.

Нужно обратить внимание на следующее. Если вы являетесь его последователем, то наступит такой момент, когда вы начнете думать: «Я должен следовать правилам и предписаниям, я должен принять посвящение». И вы сделаете это. Но и тот, у кого нет посвящения, но кто служит Гурудеву, выполняя все его наставления, также является учеником, и к нему нужно относиться как к шуддха Вайшнаву.

Есть много нюансов. Допустим, кто-то знает все шастры, но при этом не так много уделяет внимания повторению святого имени, а когда повторяет, то сердце его не тает. И если он привязан к мирскому, то он на самом деле не гуру. Да, он знает очень много шастр, может помнить наизусть весь «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиту», Веды, Пураны и Упанишады. Однако если он не осознал себя или не имеет отношений со служением Кришне, и у него есть какие-то потребности в этом мире, то знайте, что он не является истинным гуру.

Таковы признаки гуру.

Придя к истинному гуру, вне всяких сомнений вы очень быстро встретитесь с Кришной. Ара на корихо мане аша – у вас не должно быть материальных желаний. Если вы служите Гурудеву и следуете его наставлениям, неважно, грихастха вы или санньяси, вы должны прийти и следовать.

Шри гуру-чаране рати, эи се уттама гати. Это значит иметь огромную привязанность, рати, к лотосным стопам духовного учителя. Рати означает бхава. Сначала шраддха, ништха, ручи, асакти и потом бхава. Бхава является “су-санскрита”, «зрелой». Созревшая шраддха становится ништхой, а созревшая ништхаручи. Созревшая ручи превращается в асакти. Затем приходит стадия рати.

Что такое рати? Это гуру-чаране рати, привязанность к лотосным стопам духовного учителя. Одной шраддхи недостаточно. Должна быть рати. Рати означает зрелая шраддха. Эта возвышенная стадия приходит после ништхи. Эи се уттама-гати. Это уттама-гати – служение Гурудеву и огромная рати к Гуру-пада-падме.

У Чайтаньи Махапрабху в Пури был слуга по имени Говинда. Он готовил для Него, делал массаж и выполнял много другого служения. Он всегда жил с Чайтаньей Махапрабху, служил Ему и был словно Его тень. Вы также знаете, кто такой Рупа Госвами. Он часто приходил в Пури. Он написал «Бхакти-расамрита-синдху», «Удджвала-ниламани» и много других книг. Можете ли вы определить, кто был самым дорогим севаком Чайтаньи Махапрабху: Говинда Прабху или Рупа Госвами? Вы знаете, кто был самым дорогим севаком Чайтаньи Махапрабху? Можете ли вы сказать? Кто? Говинда служил Махапрабху во многих отношениях. Он давал Махапрабху прасад и массировал  Его.

Преданный: Рупа Госвами.

Шрила Гурудев: Почему? Он никогда не делал Махапрабху массаж, никогда не готовил для Него и ничего не предлагал Ему. Почему?

Преданный: Потому что он понял Его внутреннее настроение. Он понял Его сердце.

Шрила Гурудев: Он понял сокровенные желания Махапрабху. Если бы Рупа Госвами не написал все эти книги, кто бы получил доступ к сокровищнице премы, к сердцу Чайтаньи Махапрабху? Итак, Рупа Госвами был очень, очень и очень дорог Чайтанье Махапрабху, поскольку обладал этой рати. Вы также знаете, что Харидас Тхакур повторял три лакха святых имен. Однако нигде не упоминается, сколько кругов воспевал Рупа Госвами. Почему об этом не говорится?

Преданный: Он воспевал всю свою жизнь.

Шрила Гурудев: Не только все время или всю жизнь. Стоило ему начать повторять кришна-наму, как он падал в обморок. Он был погружен в бхаву. Он произносил одно имя Кришны, и сердце его начинало таять. Он катался по земле и, плача, повторял: «Хе Радхе! Хе Радхе!» Кто будет считать эти имена? Было ли у него время подсчитывать? Так чье имя совершенно?

Преданный: Ему нужен слуга, чтобы считать имена.

Шрила Гурудев: Вам придется дать слугу Рупе Госвами.

Враджанатха Прабху: И для воспевания.

Шрила Гурудев: Без сознания падая на землю, он не знал, сколько имен произнес. Чайтанья Махапрабху также, будучи погруженным в бхаву, говорил: «Джаджа-гага-джаджа-гага». Он не мог выговорить имя Кришны. Какой высокий уровень! Имя Харидаса Тхакура было равнозначно имени Брахмы, потому что он был воплощением Брахмы и Прахлады. Так что он мог взять имя в линии Брахмы или Прахлады. Какова связь (самбандха) между Брахмой и Кришной? Брахма – это слуга в раджо-гуне, гуне страсти, в которой он создает этот мир. А как зовут Рупу Госвами в кришна-лиле?

Преданный: Рупа-манджари.

Шрила Гурудев: Рупа-манджари. Если вы мадхьяма Вайшнав и всегда слушаете подобную катху из уст возвышенного Вайшнава, то обретете необходимые качества, чтобы постичь все эти истины. В противном случае, пройдут сотни тысяч жизней жизней, а вы так ничего и не узнаете. Наша гуру-варга (линия преемственности) пришла для этого. Свамиджи также пришел для выполнения данной миссии. Это – миссия. Мы не квалифицированы, так что не можем понять все эти особенности преданного служения. Мы должны принять это учение и должным образом следовать ему. Это и есть миссия Свамиджи.

Знаете, кто такой Ришабхадев? Он всегда воспевал и памятовал, нисколько не заботясь о своем теле. Он не знал, кем он был, где он был и не отдавал себе отчета, куда направляется. Он не замечал окружающий мир, поскольку всегда был занят служением Кришне. Он думал: «Это тело – покрытие моей души. Какой смысл снова покрывать это тело, покрывающее душу?» Понимаете? Поэтому он никогда не носил одежды. Это тело покрывает атму. Первая оболочка – это махат-таттва, затем ман (ум), буддхи (разум), аханкара (ложное эго) и читта (сердце). Третий покров – это тело. Четвертый покров, пятый, шестой, седьмой … И вдобавок одеяло…  Поэтому он никогда не носил одежду.

Так, некоторые неразумные личности стали брать с него пример. Они утверждали: «Не носите одежды». Но они джайнисты. Они не следуют его внутреннему настроению, и не знали, сколько у него любви к Кришне. Он всегда воспевал: «Кришна, Кришна». Его ум, сердце, чувства – все было направлено на Кришну. Но они не следуют. Мы следуем. На самом деле мы в линии Ришабхадева, поскольку от Ришабхадева пришел Бхарата [Бхарата является сыном Ришабхaдева], а мы идем от его последующих поколений. Нужно иметь это в виду. Не стоит принимать внешнее, поверхностное. Необходимо попытаться углубиться и понять настроение, иначе будете, как джайнисты и буддисты. Не становитесь такими.

Они говорят: «Мы не будем совершать химсу, насилие. Но если кто-то другой убил животное, то мы можем принять мясо, яйца, и все остальное». Сами они не станут резать свинью, но скажут: «Если мы получим свинью уже кем-то убитой, то можем съесть ее. Ничего страшного». Нет. Это все химса. Так что не принимайте ничего, кроме того, что приходит от Гуру, Вайшнавов или Кришны.

Чакшу-дана дила джей, джанме джанме прабху сеи. Чакшу-дана означает способность, с помощью которой мы можем видеть Кришну и преданных. Это чакшу-дана. С помощью духовного зрения мы осознаем, что являемся не этим телом, а душой, и душа – это еще не все. Душа является частичкой Кришны, а мы – Его вечные слуги. Это чакшу-дана, зрение, дарованное нам Гурудевом. Если вы не сможете за одно рождение приступить к служению Кришне, тогда джанме джанме – Гурудев будет приходить к вам из жизни в жизнь и помогать. В конце концов он примет нас и предложит лотосным стопам Кришны.

Према-бхакти джаха хойте, авидья винаша джате. Во-первых, придет према-бхакти. Мы должны стараться развивать нашу прему, бхакти, а не заниматься практикой искусственно. Если кто-то только убирает храм, но никогда не служит Вайшнавам, не слушает хари-катху, что тогда произойдет? Он может рождаться миллионы раз, а затем снова прийти в линию шуддха Гурудева и Вайшнавов и слушать из их уст. И тогда он станет продвигаться в преданном служении. Однако это будет долгий процесс.

Поэтому с самого начала необходимо слушать хари-катху из уст Вайшнавов и стараться им служить. Как служить? Не так, как вам заблагорассудится: «Эта сева хорошая, а эта сева плохая. Мы будем делать только эту севу». Не думайте так. Вы должны пытаться угодить Гурудеву. Как? Он будет доволен, если вы искренне совершаете служение. Ваши собственные усилия никогда не удовлетворят Хари, Гуру и Вайшнавов. Но вы должны наблюдать и рассуждать: «Какое служение я могу сделать так, чтобы мой Гурудев и Вайшнавы остались довольны?» Когда Гурудев увидит, что вы заняты служением, и когда он заметит, что все Вайшнавы также довольны вами, он скажет: «О, ты мой лучший ученик».

Тот, кто проповедует настроения нашего Гурудева, Радхи-Кришны, Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды Прабху, доставит гуру большую радость. В особенности он будет доволен, если кто-то помогает другим продвигаться в садхана-бхаджане. Вы должны помогать другим, не обращая внимание на касту, вероисповедание или что-то иное. Все являются слугами Кришны.

Дживера ‘сварупа’ хойя-кришнера ‘нитья-даса’. Сначала придет према-бхакти, и затем уйдет авидья, никак иначе. Стремитесь больше воспевать, служить гуру и Вайшнавам, а также старайтесь больше памятовать кришна-лилу, тогда придет бхакти. Постепенно авидья, анартхи и апарадхи уйдут сами по себе. Это все равно что заливать пустой сосуд водой: он наполнится автоматически, и никаким другим способом не получится убрать эту пустоту. Поэтому, когда придет бхакти, со временем все наши апарадхи и анартхи уйдут.

Если вы повторяете «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» в течение всего дня, то у вас не останется времени, чтобы оскорблять Вайшнавов или говорить плохо о ком-то из них. Вы не сможете и критиковать Вайшнавов, всегда погруженные в воспевание святого имени.

Итак, когда придет бхакти,  все нежелательное уйдет. Поэтому не думайте: «Сначала мне надо очистить сердце, а потом придет бхакти». Это не так, это не сиддханта. Человек очень злонравный, похотливый… Как та блудница, пришедшая к Харидасу Тхакуру. У нее не было хороших качеств. И тем не менее она приходила и слушала. Благодаря этому слушанию все ее оскорбления ушли, и пришло бхакти.

Шри гуру каруна-синдху, адхама джанера бандху / локанатха локера дживана. Локанатха Госвами, гуру Нароттамы даса Тхакура, подобен океану милости. Нароттама дас Тхакур говорит: «Я адхама» (лишен достойных качеств). «Но вы – жизнь и душа каждого, включая меня. У меня только одна надежда – лотосные стопы Локанатхи Госвами». Он чистый Вайшнав. Все Вайшнавы Вриндавана пришли к нему и попросили: «Вы должны позволить упомянуть ваше имя в “Чайтанья-Чаритамрите”». Но Локанатха Госвами отказался.

Он сказал Kришнадасу Кавирадже Госвами: «Можешь написать “Чайтанья-чаритамриту”, но при одном условии: не упоминай мое имя и не восхваляй меня». Когда Кришнадас Кавирадж Госвами согласился, он произнес: “Хорошо, я благословляю тебя на то, чтобы ты мог написать эту книгу».

Гурудев! крипа-бинду дийя, коро эи дасе, тринапекша ати хина. Кто молится своему Гурудеву? Бхактивинода Тхакур. Он не менее значим, чем Нароттама дас Тхакур. Он – Седьмой Госвами. Он молится: «крипа-бинду дия, коро эти дасе, тринапекша ати хина – Гурудев, даруй мне каплю своей милости, тогда я стану тринад апи суничена, смиренным, как дерево или травинка».

Когда человек наступает на траву, трава сгибается. Но я не хочу быть таким, я хочу быть ниже травинки. Когда человек убирает ногу с травинки, она снова поднимается. Я должен оставаться таким всегда. Трава не имеет разума, но у меня есть какой-то разум. Поэтому я должен быть ниже травинки». До тех пор, пока мы не станем такими, мы не сможем продвигаться в бхакти.

Сакала сахане, бала дийя коро’, ниджа-мане сприха-хина. «Мне нужна твоя милость, тогда я смогу выдержать все испытания и невзгоды. Сакала сахане – я смогу сносить все трудности. Есть только одно, с чем я не стану мириться. Что? Если кто-то наносит оскорбление Кришне, я постараюсь остановить их. В противном случае я закрою уши и уйду. Я не смогу терпеть оскорбления, совершаемые против Гуру, Хари и Вайшнавов. Все остальное я смогу вытерпеть. Кто-то может оскорблять меня, причинять мне боль, так же, как хлестали Харидаса Тхакура, кто-то может бить меня, делать со мной что угодно, но я должен терпеть, как Прахлада Махараджа и Харидас Тхакур».

Если мы не запасемся терпением, то придет множество проблем; они являются следствием наших впечатлений с прошлых жизней. Если вы всегда думаете: «Нужно решить эту проблему, ту проблему…», то знайте: никакие проблемы не будут решены. Мы должны стараться развивать терпимость ко всему этому и иметь твердую веру: «Мне нужно повторять святое имя день и ночь напролет. Пусть же мой ум будет погружен в памятование Кришны и хари-катхи».

Ниджа мане сприха-хина. «Я не жажду престижа. Мне никогда не нравилось всеобщее почитание». Этот престиж является огромным препятствием в нашей практике кришна-бхакти. Даже если Гурудев бьет меня, мы должны считать, что это его милость. Никогда не думайте иначе.

Сакале саммана, корите шакати, дехо натха джатха джата. Нам следует выражать должное почтение всем дживам, а не только нашим духовным братьям, иначе это будет сектантское мышление. Мы должны почитать всех Вайшнавов. Более того, следует уважать тех, кто воспевает и памятует Кришну. Уважения заслуживают коровы, слоны, тигры, ослы и даже растения.

Табе то гаибо, харинама-сукхе, апарадха хабе хата. Имея зависть к кому-либо, вы не сможете повторять харинаму. Вы всегда будет гореть в огне зависти. Так, мы должны постараться отбросить все эти вещи. Сейчас у нас все это есть, и поэтому мы неспособны  воспевать святое имя и быть истинными преданными. Необходимо отказаться от всего этого.

«Когда же я удостоюсь твоей милости, и жизнь моя наполнится смыслом? Шакти-буддхи-хина – у меня нет ни разума, ни силы. Я не знаю, что хорошо, а что плохо. Я никчемный человек, падшая джива. Поэтому вы должны пролить на меня милость. Я полностью предался вашим лотосным стопам. Если вы заглянете в мое сердце, то не найдете в нем никаких хороших качеств. Поэтому не принимайте это во внимание. Я такой падший! Это и есть моя квалификация. Я хуже, чем Джагай и Мадхай, и та проститутка, и все остальные. И сейчас со слезами на глазах я умоляю вас о милости». Мы должны стараться следовать этим молитвам и развивать сознание Кришны.

Гаура Премананде! Хари Харибол!