Шри Кришна–пушья-абхишека

Кришна ПРАЗДНИКИ

Джаганнатха страдает

Сегодня Шри Кришна-пушья-абхишека-ятра. В шастрах содержится много описаний кришна-лилы, как манджари, сакхи и все враджаваси под руководством враджа-деви устраивают новые и новые программы каждый день. Кришна отправился в Матхуру, Двараку, и теперь Он был очень расстроен.

В конце Дварака-лилы Кришна с Баладевой и Субхадрой пришли в Ниланчалу, Джаганнатха Пури. Кришна сидел там и ждал… К Джаганнатхадеву пришла Маха-Лакшми: Она с утра до вечера служила Ему, убирала, готовила много разных блюд. Варунадев, отец Лакшми-деви, ежедневно плакал своими огромными волнами, всегда можно было слышать его плач перед воротами храма Джаганнатхи: «О, моя дорогая дочь с утра до ночи готовит на кухне. Джаганнатха только и делает, что ест и ест. Она Ему только лицо помоет, Он снова принимается кушать… Ох, сколько же Он ест!»

Варунадев сокрушался день и ночь: «Моя доченька! Как же Он жесток! Заставляет Ее готовить одну, без помощниц, и не дает шанса встретиться с родителями. Она никогда не выходит из дворца, сидит за семью замками, готовит, носит воду и моет кастрюли. О, я потерял свою дочь!»

Однажды Джаганнатха позвал Ханумана: «Эй, Хануман, скажи Варунадеву, чтобы он не стоял у ворот! Его слезы соленые, Он мне весь Кхир-сагар испортил: океан прежде был сладкий, а теперь что? Пусть больше не приходит сюда. Он все сделал горьким».

Джаганнатха сказал Варунадеву:

– Зачем ты Мне свою дочь отдал? Теперь я твой зять, а ты постоянно ругаешься со Мной.

– Позволь моей дочери хотя бы ненадолго погостить у меня!

Однако Джаганнатха не отдавал Маха-Лакшми. А Хануман так громко закричал, что Варунадев на два километра убежал. Но стоило Хануману уйти, как Варунадев снова пришел, и тогда Джаганнатхадев велел: «Хануман, никуда не уходи, оставайся здесь!» Для надежности, чтобы Хануман точно никуда не ушел, Джаганнатхадев привязал его. Варунадев не смог больше приходить. Удалившись на два-три километра от храма, он горько плакал. Он предлагал Хануману и цветы, и сладости, и другие подношения, и всячески уговаривал: «Хануман, пожалуйста, уйди отсюда!», и тот наконец не выдержал и рассказал Джаганнатхе, что Варунадев на грани отчаяния. Все полубоги также начали просить за Варунадева, и в конце концов Джаганнатха уступил.

– Что тебе нужно? – спросил Он Варунадева.

– Позволь моей дочери хотя бы иногда отдыхать. Пусть она время от времени возвращается в отчий дом, поправляет здоровье, а потом возвращается обратно к Тебе!

– Хорошо, давай спросим Ее Саму.

Маха-Лакшми согласилась покидать дворец на один месяц, и с тех пор с четырнадцатого декабря по четырнадцатое января каждого года она уходит в родительский дом. Почему? Зима, вода холодная и столько дел по хозяйству… Варунадев был на седьмом небе от счастья. Попробуйте придите к океану в это время – там полный штиль, никаких волн, вода чистая, прозрачная. Почему? Варунадев очень счастлив, его доченька вернулась!

Лакшми-деви ушла к себе домой, а что теперь есть Джаганнатхе? Кто Ему готовит? С Ним брат Баладева и сестра Субхадра. Яшода-мата очень старая, как она будет готовить? Тогда Джаганнатха сказал: «Яшода Мата, ты готовь кичри. Мы с братом и сестрой будем кушать только его». Она стала готовить кичри. Она доила коров, варила на молоке рис с горохом, добавляла туда изюм, орехи, мед, чистое гхи и немного морской соли, а Джаганнатха, Баладева и Субхадра кушали. Джаганнатха размышлял: «Все на Меня сердятся сейчас, никто ко Мне не приходит… Лакшми и та ушла». В общем, Он пребывал в печали. Субхадра предложила Ему: «Брат, давай я приготовлю?» – «Нет, не надо». – «Может мне пойти на кухню?» – «Нет, ты не знаешь, как с печкой обращаться».

Печка была круглая, в форме лотоса со множеством воронок, и в каждой такой печной воронке можно одновременно готовить на пару семь-восемь блюд и ничего не подгорает. Горшки ставятся один на другой, и быстрее всех готовится самый верхний горшочек. Сейчас никто не знает о таком процессе готовки. В таком положении пища в этих горшочках пять-шесть часов остается теплой. Кроме Маха-Лакшми никто не может готовить подобным образом – можно очень легко все сжечь. Нарада Риши, увидев эту картину, объявил: «О, Джаганнатха, Баладева и Субхадра теперь едят только кичри! Ни питапаны, ни малпуа, ни халавы, ни качори, ни пакор хрустящих, ни расагулл, ничего. Джаганнатха страдает, а Лакшми не возвращается».

Нарада в итоге отправился в дом Лакшми. Что же он там увидел? Родители вкусно готовили для Нее, наряжали, делали массаж. В распоряжении Лакшми были тысячи и тысячи служанок. Разведав обстановку, Нарада Риши вернулся к Джаганнатхе и сказал: «Аре, Джаганнатха, обычно, когда муж уходит, женщина становится вдовой. От Тебя ушла жена – теперь Ты вдовец! Маха-Лакшми не возвращается. Никто для Тебя не готовит. Ты чем питаешься? Ты старый, никто Тебя больше не любит, у Тебя ни ног, ни рук, ни глаз. Куда ты пойдешь? Кто Тебя кормить будет?»

Он танцевал и подтрунивал: «Эй, Баладева, куда ушла вся Твоя бала (сила)?» Нарада отправился по всему миру, по четырнадцати планетным системам, и везде пел: «Джаганнатха потерял Лакшми! Никто Его не кормит, никто Его не любит!» Летая в небесах, он распевал: «Нараяна Нараяна, Хари Хари». Порой у него спрашивали: «Почему ты поешь “Нараяна Нараяна Хари Хари”? Ты хочешь пить или есть? Никто тебя не кормит?» – «Да, моему Джаганнатхе кушать нечего, как же я могу есть? Прасада ведь нет».

Теперь даже полубоги почувствовали голод и жажду, потому что в Джаганнатха-мандире сначала предлагают бхогу Джаганнатхе, а потом Его прасад раздают всем полубогам. Теперь же прасада не стало, лишь немного кичри готовили.

Яшода Мата постоянно готовит для Кришны. Он кушает в десять утра кичри и уходит с коровами в лес, а по возвращении принимает радж-бхогу. У Джаганнатхи есть такое правило: рано утром, после мангала-арати, Он принимает фрукты и маслице. Затем Яшода Мата идет на кухню, готовит кичри с большим количеством масла, с сабджи, иногда с йогуртом или чатни. Кришна с Баладевой, насытившись, идут в лес, в четыре часа возвращаются, и их опять ждет очень много угощений. А сейчас бхоги у Джаганнатхи нет, какой же прасад тогда есть полубогам и всем остальным живым существам? А Маха-Лакшми не возвращается…

Нарада Риши пел, пел и так дошел до Враджа-мандалы. Враджаваси называют Кришну Калуа, а Его старшего брата, Балараму, Балуа. Калуa и Балуа, или Калия и Балия. А на бенгали говорят: «Канай, Балай». Узнав, что Кришна с Баларамой голодают, враджаваси расстроились: «Ах, Калуa и Балуа ничего не едят…». Когда ягья-патни узнали, что Кришна и Его друзья голодны, они тут же принесли Ему в Бхатрол все, что у них было. Подобным образом враджа-деви захотели угостить Кришну и Балараму множеством блюд. «Хорошо, сначала мы приготовим, а потом отправим Ему, – подумали они. – Но Он ведь так далеко! Где находится этот Кхир-самудра?» Тем не менее враджа-деви были рады, что Кришна жил в Ниланчале. Почему?

Нила анчала – на абхисару Радхарани наряжается в синее сари. Джаганнатха краешком сари покрывает голову, носит сережки и даже кольцо в носу, в Его гардеробе больше нет дхоти. Он прячется, и у этой сварупы нет короны, раковины, чакры, булавы и лотоса. У Него нет четырех рук и флейты, только лишь сари носит.

«Раз Он таким образом нашей Радхарани почтение оказывает, надо Его угостить», – решили враджа-деви.

– Сможешь что-то передать Ему? – спросили они Нараду.

– У Меня нет вимана. Я пойду попрошу у Индры или отправлюсь на Брахма-локу, везде поспрашиваю. Если дадут какой-нибудь виман, то Я возьму весь прасад, приготовленный враджаваси, и привезу Джаганнатхе, Он покушает и будет счастлив. А то ведь Он такой неудачливый, оставил Врадж.

– Нарада, не нужно! – воскликнули враджа-деви.

Прасад от враджа-деви

Прежде Радхарани положила на весы один листик Туласи, и он перевесил все богатства цариц Двараки. А теперь враджа-деви решили предложить свои сладостные сердца, которые подобны цветам, но намного нежнее и слаще их. Каждая предлагала свое сердце в виде цветка. Они положили на цветы разные виды чурмы, ладду, бурфи, гаджак и рабри для Джаганнатхи, для их дорогого Калуа, Калии. Эти цветы с огромными лепестками проявились из сердец гопи, а на них возлежал весь прасад. Розовые, белые, желтые – все благоуханные цветы с нектарным прасадом отправились к Джаганнатхе. Это было лучше, чем пушпа-виман! Джаганнатха, увидев их, удивился. Много разных цветов: малати, мадхави, кетика, маллика, хенна, роза… Вся комната Джаганнатхи наполнилась прекрасными ароматами. Баладева вдохнул эти ароматы и промолвил: «Это от Радхарани, а это от Лалиты. Это от Вишакхи, это от манджари, а это от сакхи. Все они пришли».

Шри Кришна

Джаганнатха не верил Своим глазам: «Что это? Это сон или все происходит наяву?» Через эти цветочные ароматы Джаганнатха встретился с враджа-деви. Сколько подношений они прислали! Джаганнатха все съел и сердце Его растаяло, слезы ручьями потекли из Его глаз. Он стал думать о Враджа-дхаме: «О, Я потерял Враджа-дхаму, враджаваси. Как же Мне отправиться туда? Как встретиться с ними? У Меня нет ни ног, ни рук, Я теперь шалаграма, Курмадев… Если только кто-нибудь возьмет Меня и приведет туда. У кого же есть такая любовь ко Мне?»

Вы не поверите, когда услышите, как враджа-деви готовят эти блюда! Название одного из них модак. Они смешивают кешью, кастури, фрукты, мед и другие ингредиенты, а потом лепят из полученной массы шарики и покрывают их серебряной фольгой. Один кусочек такого лакомства моментально согревает тело. Зимой кожа становится сухой, но от этих шариков приходит сила, и тело увлажняется.

Джаганнатха принимал прасад, словно пил нектар любви враджаваси, враджа-расу. Одна абхишека предназначена для того, чтобы внешне охладить, а другая – чтобы охладить внутренне. Внешне вы можете омыться в молоке, йогурте, меде, воде или в чем-то еще, но не погасите огонь голода и жажды. Поэтому существует пушья-абхишека.

У Кришны и Джаганнатхи миллионы последователей. Как всех их накормить? Кришна, Джаганнатха-Калия всех накормил прасадом от враджаваси. Поэтому в этот месяц готовят особую зимнюю сладость из семян кунжута – гаджак. Вы даже представить себе не можете, как они делаются. Враджаваси обжаривают на гхи муку для чапати, кладут сахарную пудру, много орехов и черный молотый перец. Если вы съедите хоть одно такое лакомство, сразу насытитесь. Кришна кушал одно ладду за другим и вспоминал враджаваси. «Я потерял Враджа-бхуми, Я потерял враджаваси», – сокрушался Он.

Лакшми-деви уходит в отчий дом

Тем временем новости дошли до Маха-Лакшми: сейчас Джаганнатха ест прасад от враджаваси и очень счастлив. Он больше не зовет Лакшми, Она Ему уже не нужна. И Маха-Лакшми не на шутку встревожилась. «Мой отец обладает несметными богатствами – Я покажу Ему, на что способна», – решила она.

У Варунадева есть сын Чандра и дочь – Маха-Лакшми, и оба очень дороги ему. Поэтому Варунадев не хотел отпускать дочь обратно к мужу.

Итак, 14 января Маха-Лакшми возвращается к Джаганнатхе. Кто жил в Матхуре, знают эту традицию: в этот день Маха-Лакшми приносят разные подарки: одеяла, спички, свечи, рис, дал, ладду…

Маха-Лакшми очень много всего принесла Джаганнатхе, а Тот сказал: «В твоих подарках нет ни любви, ни аромата, ни вкуса. Я Тебе кое-что оставил, ты только попробуй. Раньше ты не воспринимала всерьез то, что они готовят, зато теперь угостись-ка вот этим».

Пушья-абхишека-ятра – это вечная абхишека, она питает и охлаждает сердце. Джаганнатха всего Себя украсил этими цветами. Подобным образом, когда спустя долгое время от любимого человека приходит письмо, его прикладывают ко лбу, к груди с мыслью: «О, благословенный день, сегодня моя жизнь увенчалась успехом!» Но это джара-раса, мирская раса.

Джаганнатха теперь потерял покой. На Его теле проявились ашта-саттвика-викары, стал покрываться испариной и плакать: «О Моя Враджа-бхуми, о Мои враджаваси

Баладева Прабху сказал:

– Вот Ты какой хитрый обманщик! Говорил: «Люблю враджаваси, поеду к ним», а Сам так и не поехал.

– Не подтрунивай над Кришной, Ему и так несладко приходится, – вступилась за Кришну Рохини Мата.

– Нет-нет, Он обманщик, черный! – настаивал Баладева Прабху. – Почему Он не едет во Враджа-бхуми? В каком состоянии находятся враджаваси? Я был там и все видел.

Новый Вриндаван

Кришна, услышав их разговор, накрылся белой тканью, лег на постель и заплакал. Он перестал спать, пить, есть, очень сильно заболел. Затем пришел Нарада Риши, и Брахма посреди океана построил Новый Вриндаван, иначе Кришна бы оставил тело. Там были новые гопи и враджаваси, они украшали Кришну цветами, дали флейту, корону, одежды натавары и все остальные атрибуты, которые у Него есть во Вриндаване. Баладева Прабху в этот день тоже наряженный, как во Врадже. Там были божества Яшоды-маийи, коров, Радхарани, сакхи – Брахма поставил их всех в лесу. Все выглядело, как в настоящем Врадже! И Баладева Прабху позвал: «Канайя, Бхайия, Калуа, Гопал, Враджа-радж! Просыпайся! Уже совсем поздно, все пастушки заждались Тебя, а коровы мычат. Посмотри только, Радхарани так обеспокоена! Почему Ты столько спишь? Что-то случилось?»

Радха И Кришна

Кришна как будто спал и видел сон.

Яшоду Мату очень тревожило, что Кришна до сих пор не просыпается. Рохини Мата пришла к Нему и сказала: «Калуа, Кришна, Гопал! Просыпайся, мама так беспокоится. Она уже приготовила для Тебя маслице. Ты долго спал, солнце уже взошло. Наверное, вчера ты много ходил по лесу и устал. Ты даже похудел!» Она с любовью взяла Его на руки. Баларама обнял Его и сказал: «Посмотри-ка, Радхарани и все сакхи ждут Тебя, они готовят разные блюда и смущены тем, что Ты еще спишь». Как только Кришна услышал имя Радхарани, Он стал оглядываться. «Я Гопал! Я во Враджа-бхуми!» – подумал Он. Кришна взял из руки божества мамы Яшоды масло, съел его и произнес: «О матушка, Я сегодня поздно встал», а потом обратился к Рохини Мате: «Я уже иду, пойдемте, все нас ждут!» и к Баладеве: «Дау бхаийя, чало! Побежали в лес!»

На улице раздавалось мычание множества коров. Лалита, Вишакха, все сакхи прятались среди деревьев. Взяв флейту, Кришна вышел из дворца. С божества Радхарани стали капать слезы, и Он промолвил: «Откуда Ты знаешь, что Мне приснилось сегодня? Ты плачешь, потому что все знаешь, но это неправда, это только сон, Я не женился на тех царицах. У меня не было тысяч цариц, детей и внуков! Потом Я вернусь и поговорю с Тобой. Это неправда!»

Затем Кришна подошел к Лалите-деви. Cпрятавшись, Падма, Сатьябхама, Рукмини и остальные царицы Двараки издали в изумлении взирали на Кришну, который принял сварупу Мадана-Мохана, Радха-Рамана. Как Он был счастлив! Он встретился с Лалитой, Вишакхой, Чампакалатой, Судеви, Рангадеви, Тунгавидьей, Бхадрой. На Его щеках играл обворожительный румянец. Даже древняя старуха Падма побежала к Кришне, страстно желая Его обнять. По дороге она растеряла свои одежды и, забыв обо всем, лишь взывала: «О Мадан-Мохан, о Гопинатха, Гопиджана-валлабха, Мадхава!»

Облик Кришны настолько обворожителен, что побеждает миллионы камадевов.

А что же царицы? Сатьябхама потеряла сознание, а Рукмини почувствовала полное отчаяние. Прежде она была очень горделивой, а сейчас поняла, что у нее ничего нет.

Как Кришна любит гопи, как страдает без них! Кришна в ликовании устремился к Своим дорогим пастушкам и коровам, заиграл на флейте. Когда жители Двараки услышали звуки флейты и увидели Его удивительную сварупу, они словно окаменели.

Раньше дваракаваси думали: «Что это за девушки-пастушки деревенские? Мы-то все царицы! У нас красивое ухоженное тело! У нас сколько знаний!» Теперь они почувствовали, что нет у них ничего, и все, чем они прежде гордились, совершенно бесполезно.

Кришна с Баладевой Прабху и коровами отправились на берег океана, думая, что это Ямуна. Прыгнув в воду, Они пришли в Себя. «Брат, что случилось? Где Я? Почему Я в этой сварупе?» – смущенно спросил Кришна. Брахма, Нарада Риши, все полубоги подошли к Ним и обратились с молитвой: «Прабху, Ты любишь враджаваси, но помоги нам немного, а потом, когда закончишь Свои дела, возвращайся во Врадж».

В тот день Кришну нарядили в одежды враджаваси. Он был очень доволен, как враджаваси Его украсили. Затем все с искренней любовью провели Кришне абхишеку. У враджаваси есть грита-снеха, мадху-снеха. В масле нет сладости, а мед, наоборот, сладок, но в нем нет жирности. И Кришна теперь вкушал и «масло», и «мед» (грита-снеху и мадху-снеху).

В этот месяц Джаганнатху облачают в семь разных одежд, но Он теперь с враджаваси, то есть не стеснен этикетом. Брахма устроил эту лилу. И лила-шакти показала, что Кришна сейчас во Враджа-дхаме. Пастушки танцевали, коровы радостно мычали, а на деревьях распустились ароматные цветы. Солнце ярко светило, и все были счастливы, потому что Кришна вернулся. В честь этого события по всей Враджа-мандале был праздник: прекрасные песни, танцы, спектакли. Это и есть пушья-абхишека – когда враджаваси омывают Кришну своей любовью.

Кришна омывается только любовью. В грантхе «Мадхава-махотсава» Шрила Джива Госвами Прабху описал девять видов абхишек, и пушья-абхишека – это последний вид.

Настроение жителей Двараки

Теперь Кришна очень хотел вернуться во Враджа-дхаму, но из-за просьбы Брахмы и других Он не мог этого сделать. Кришна отправил послание, в котором попросил враджаваси приехать на Курукшетру во время солнечного затмения. На этот раз Нанда Баба пообещал, что без Кришны не вернется во Врадж. Он решительно заявил: «Кришна пойдет со мной, Он мой сын». Дваракаваси возразили: «А у тебя есть доказательства, что Он твой сын?» – «Да, у меня есть все доказательства, и без Кришны я не вернусь!»

Шурасена, Уграсена, Сатьяки, Уддхава – все дваракаваси забеспокоились: «Что с нами будет, если Кришна уйдет? Если Он уйдет, то и Баладева пойдет вслед за Ним, и ничего тогда не останется. Что же нам делать?» Все они находились на Курукшетре три месяца. Кришна обратился к Нанде Бабе: «Баба, Я съезжу в Двараку, а потом вернусь». – «Я пойду с Тобой, без Тебя я не вернусь», – твердо стоял на своем Нанда Баба.

Кришне нравится такое отношение: «Враджаваси берегут Меня больше, чем зеницу ока, и беззаветно любят. Разве Я могу в таком случае оставаться без них?» Враджаваси ждали Его, и Кришна показал всем, сколько у них любви. «Я здесь только по их великой милости, – говорил Он. – Все примите прибежище у враджаваси, тогда не будет проблем!» Но главная проблема заключалась в том, что никто в Двараке не любил враджаваси. Например, если я люблю тех, кого любит Гурудев, то это будет гуру-пуджа и гуру-сева. Если мы полюбим враджаваси, которые так дороги Кришне, то Он будет счастлив.

Падма, позвав Уграсену, сказала ему: «Давай кое-что посчитаем. Кришна с детства ходил пасти коров – сколько слуге можно заплатить за это? Враджаваси не давали Кришне с собой в лес ни обуви, ни зонтика, ни еды. Он ходил по домам и кушал то, что воровал там. Когда Яшода Мата узнала об этом, она привязала Его к ступе. Она даже хотела побить Его! Даже слуге с любовью дают что-то, а Яшода Мата настолько жестокая, что даже еды не давала Кришне. Поэтому Ему приходилось воровать, Он ходил по соседям ранним утром, чтобы найти хоть что-то покушать. Враджаваси очень бедные. Что у них есть? Они ходят на рынок продавать масло и йогурт. Кришна воровал это, так Его еще и наказывали. За шикху привязывали к дереву и пахту выливали на голову. Как же они жестоки! И еще говорят, что Кришна принадлежит им. Ну уж нет, Кришна наш! Он наш принц. Десять лет Он был словно в тюрьме, весь худой, черный, зато посмотрите, какой Он сейчас!»

Деваки говорила Яшоде: «О Яшода, пока я была в тюрьме, ты заботилась о моем сыне, вырастила Его, и за это я в вечном долгу перед тобой». У Рохини внутри от таких слов все кипело.

Падма добавила: «Сейчас мы еще подсчитаем, сколько Кришна ел, пил, сколько нужно заплатить за жилье, за Его служение… Одежды у Него не было, Он ходил голеньким. Сейчас мы все подсчитаем и, если с нашей стороны останется задолженность, я выплачу. Если же они что-то должны нам, мы простим, но Кришна – наш. А Нанде мы выплатим, он ведь заботился о Кришне какое-то время».

Сердца враджаваси горели… Они даже никогда представить себе не могли, что у кого-то язык повернется такое говорить. И Рохини оттолкнула Падму: «Уходи!» Когда Кришна услышал речи дваракаваси, Его сердце разбилось. Он побежал к матери и спрятался у нее на коленях. Яшода Мата только плакала и плакала.

«Так или иначе, что бы они ни говорили, Кришна – это мой сын! Он сын враджаваси, Враджа-джана-валлабха, – произнес Нанда Баба. – Мы Его не отдадим, никогда не отдадим Деваки и Васудеве! Васудева – мой брат, поэтому мы ему помогали, но теперь хватит. Кришна пойдет со мной!»

Тогда 16 108 цариц запричитали, словно сейчас тело оставят. Еще бы, у каждой было по десять сыновей, по одной дочери, внуки, правнуки… Кришна сказал: «Хорошо, Баба. У тебя очень большое открытое сердце. Ты отправляйся, а Я вернусь потом. Обещаю! В последний раз поверь Мне». Кришна привел всех Ядавов в Прабхасу, они передрались и поубивали друг друга, никого в живых не осталось. В Кришну пустили стрелу, и Он сказал Уддхаве с Видурой: «Все, теперь Я ухожу».

Наконец Кришна вернулся во Врадж…

В честь Его возвращения во Врадже устроили большой праздник, утсав. Враджаваси предлагали цветы и пели: «Джай хо! Свагатам су свагатам! Ванде Кришна нанда-кумарам, нанда-кумарам наванита чаурам!» Сегодня во Враджа-бхуми проводится маха-абхишека Кришне. Все враджаваси счастливы, ведь спустя долгое время они вернули Кришну. Они радовались еще и потому, что дварака-лила закончилась. Когда Арджуна вез цариц из Двараки в Хастинапур, на него напали бандиты – побили самого Арджуну, а цариц украли. И все были счастливы – теперь-то Кришна точно не вернется в Двараку, у него больше нет жен! Во Врадже у Кришны нет жен, враджа-деви являются Его сердечными подругами.

Друзья Кришны совершили Ему абхишеку: «Хорошо, мы Тебя сейчас отмоем и приведем во Враджа-дхаму!» Без омовения невозможно очиститься. Когда кто-то возвращается во Врадж после долгого пребывания на Западе, от них сильно пахнет, потому что едят одну химию. От Кришны исходил запах Двараки. Как же убрать его? Для этого враджаваси и провели абхишеку. Не просто абхишеку, а маха-абхишеку! Мальчики-пастушки умастили тело Кришны пылью Враджа, а слуги принесли хорошую теплую воду и навели везде порядок. Кукушки и павлины танцевали. Павлины словно говорили: «Ты долгое время не носил павлинье перо, сейчас мы предложим его Тебе!» Наконец-то Кришна, сердце жителей Враджа, вернулся к ним… Это маха-абхишека-ятравраджаваси встречаются с Кришной. Это нара-лила Кришны.

йуям нри-локе бата бхури-бхага

локам пунана мунайо ’бхиянти

йешам грихан авасатити сакшад

гудхам парам брахма манушья-лингам

[Шри Нарада Муни произнес:] О Махарадж Юдхиштхира! Из всех обитателей этого мира вы, Пандавы, наиболее удачливые: великие святые, которые способны своим присутствием очистить целую вселенную, часто навещают вас, поскольку Верховный Господь, Шри Кришна, живет в вашем доме, словно обыкновенный человек.

нандах ким акарод брахман / шрея эвам маходаям

яшода ча маха-бхага / папау ясьях станам харих

[Услышав о великой удаче мамы Яшоды, Парикшит Махарадж спросил Шукадеву Госвами:] О ученый брахман, Сам Верховный Господь пил молоко из груди матушки Яшоды. Какие  же добродетельные поступки совершала в прошлом она и Нанда Махарадж, чтобы достичь такого совершенства в экстатической любви?

Прошло сто лет, но Кришна побежал к матушке Яшоде, стал пить ее грудное молоко. Яшода омыла Его своими слезами …

«Гопала-Гопала, Нанда-дулала, Яшода-дулала, Гопала-Гопала» – радостно пели гопи и враджаваси. Кришна тут же забыл дварака-лилу. Он забыл обо всем. Враджаваси омывают Кришну своей любовью. Это называется пушья-абхишека-ятра. И Джаганнатха помнит все это. Он плачет и плачет, и Божества во всех храмах за пределами Враджа-мандалы тоже плачут. «Как вернуться во Враджа-бхуми, как встретиться?» Джаганнатха находится здесь, но сердце Его всегда с враджаваси. Все завидуют враджаваси, поэтому не могут следовать им.

У Гурудева есть расам-алаям, он последователь Гаудия-сампрадаи, враджаваси, а не дваракаваси.

Сегодня враджаваси с утра все организуют: много подношений, разных блюд, пожертвования, все Враджа-бхуми украшают цветами. Какая чудесная программа! Если у вас нет любви, если вы никогда не испытывали глубокое чувство разлуки, то никогда не поймете, какой любовью наполнен этот день во Враджа-бхуми. Даже день рождения не такой счастливый, как этот! И Кришна очень счастлив сегодня. Эта абхишека-ятра очень особая.

Если по милости Гуру-пада-падмы, вайшнавов, всех враджаваси вам однажды представится возможность отправиться во Враджа-дхаму и встретиться с враджаваси, то вы почувствуете, сколько любви в их сердцах. Если выпить хотя бы каплю этого нектара, омыться в нем, тогда может прийти понимание. Иначе не будет представления о любви враджаваси. Кришна очень жаден до любви враджаваси. Как сделать так, чтобы она пришла в наше сердце? Нужно молиться о том, чтобы избавиться от джара-расы и погрузиться в ананда-чинмая-расу, унната-удджвала-расу.

Кришна-пушья-абхишека-ятра маха-махотсав ки джай!

Враджаваси бхакта-вринда ки джай!

Гаура Премананде Хари Хари бол!

Гуру Махарадж ки джай!

Кришна-карунья брахмачари: Прабхуджи, возвращение Кришны – это в нитья-дхаму или все еще здесь?

Шрипад Премананда Прабху: Еще здесь, а затем спустя какое-то время Он отправился в нитья-дхаму с садхаками, нитья-сиддхами, больше не оставался здесь.

Кришна-карунья брахмачари: То есть сегодня как бы последний день Двараки?

Шрипад Премананда Прабху (смеется): Дварака-лилы! Не памятуй дварака-лилу, не то проблемы придут!

Пуджьяпад Премананда Прабху

5 января 2015 года, вечер

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий