Шри Радхаштами

Радхаштами Нараяна Махарадж ШРИЛА ГУРУДЕВ

Харе Кришна, дорогие друзья! Примите, пожалуйста, наши поклоны.

Совсем скоро мы будем отмечать самый главный праздник в календаре Гаудия-вайшнавов день явления Вришабхану-раджа-нандини, Шримати Радхи Тхакурани. Шрила Гурудев, ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, сделал чудо. В Матхуре, в месте, где была арена злобного Камсы, он смог утвердить славу Шримати Радхики. До того, как Шрила Гурудев начал свою проповедь, в Матхуре никто не прославлял Радхарани и враджа-деви, однако с тех пор, как был открыт Шри Кешаваджи Гаудия Матх, в сознании матхураваси произошла настоящая революция. Он показал верховенство Шримати Радхики, чем доставил огромное удовольствие Махапрабху и всей гуру-варге.

Как Шрила Гурудев грандиозно отмечал день явления своей Богини Шримати Радхарани! Даже празднование на Варшане не могло сравниться с фестивалем Радхаштами в Матхуре. Он отправлял преданных с киртаном в разные районы Матхуры, и те приходили в храм с матхураваси. Каждый житель Матхуры нес на голове корзину с подарками для Радхарани, а на пороге храма их встречал Шрила Гурудев. Он посыпал всех лепестками роз и щедро одаривал своими благословениями. 

Весь день в храме звучала слава Шримати Радхики как в киртанах, так и в хари-катхе

Подобно тому как Вришабхану Махарадж пригласил всех мудрецов и полубогов на празднование рождения его дорогой дочери, Шрила Гурудев приглашал на Радхаштами великих ачарий, таких как Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж и Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж, учеников Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура, старших преданных из ИСККОНа и соседних Гаудия Матхов, почтенных пандитов и местных высокопоставленных чиновников.

Как-то раз Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж выразил Шриле Гурудеву свое восхищение фестивалем Радхаштами в Матхуре: «Теперь по милости Гуру-пада-падмы ты организовал это невиданное доселе празднование Радхаштами. Раньше его отмечали только в Равале и на Варшане, но даже там никто не знает, как по-настоящему проводить Радхаштами. Они не понимают паракия-расу должным образом и не обладают исключительной преданностью Радхе-Кришне, поскольку поклоняются еще и полубогам. Но теперь ты пробудил в сердцах тысяч матхураваси безраздельную преданность Радхе-Кришне! За это служение Гаудия-­вайшнавы всегда будут почитать тебя».

Нам необычайно повезло найти лекцию Шрилы Гурудева, которую он давал на хинди в Матхуре в 1996 году в Радхаштами. В ней Шрила Гурудев описывает радха-таттву и делает это с такой расой! 

Мы счастливы представить эту лекцию всем русскоговорящим читателям. 

В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

 

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Шри Радхаштами

20 сентября 1996 года, утро, Матхура

Шрила Гурудев: «Мангала-гита» это часть «Гита-Говинды» Шри Джаядевы Госвами. «Гита-Говинда» это песнь (гита) о Говинде. Сначала в этом произведении звучит мангалачарана Шримати Радхике:

 

шрита-камала-куча-мандала дхрита-кундала э

калита-лалита-ванамала джая джая дева харе (1)

[О Господь, склонивший голову на грудь сарва-лакшми-майи Шримати Радхики! Ты носишь серьги в форме рыб и великолепную гирлянду из лесных цветов. Дева! Хари! Слава Тебе!]

Кришна не может существовать без поддержки. Он принимает прибежище. Шрита-камала-куча-мандала дхрита-кундала э. Кто является прибежищем Кришны во Вриндаване? Шримати Радхика. Кришна может находиться там, только приняв прибежище у Шримати Радхики. Обычно слово дхрита-кундала означает, что уши Кришны украшены чудесными серьгами. Истинный смысл заключается в том, что уши Кришны всегда украшены славой Шримати Радхики. Поэтому Кришна исчез с места танца раса (раса-стхали) и внимательно слушал «Гопи-гиту», песнь гопи в разлуке.

В то время, как гопи пели «Вену-гиту», Кришны не было среди них; он пас коров в лесу. Когда Кришна заиграл на флейте, гопи находились дома. Но, должно быть, они тоже пришли в лес, чтобы послушать песнь флейты Кришны. 

Поэтому Шри Джаядева Госвами говорит: шрита-камала-куча-мандала дхрита-кундала э. Эти настроения нельзя объяснить подробнее. Шримати Радхика не просто прибежище для Кришны, Она прибежище Его жизни (прана-адхара). Все эти шлоки радха-пакшья, то есть они связаны только со Шримати Радхикой. Но кажется, что в этих шлоках главным образом прославляется Кришна: 

 

абхинава-джаладхара-сундара дхрита-мандара э

шри-мукха-чандра-чакора джая джая дева харе (7)

[О Шьямасундара, Твое тело цветом напоминает темное грозовое облако. Ты держал на Себе гору Мандара. О птица чакора, очарованная луноподобным ликом Шримати Радхики! Дева! Хари! Слава Тебе!] 

 

Абхинава-джаладхара это Кришна. Гора Мандара подразумевает Шри Говардхан. Почему Кришна держал Говардхан? Он сделал это только для того, чтобы свободно встретиться с гопи. Никто не мог помешать их встрече. Ураган принес во Врадж большие беспокойства, а Кришна подозвал всех к Себе. Шримати Радхика тоже пришла со Своими сакхи. Поэтому Кришна держал гору Мандара. 

 

Шри-мукха-чандра-чакора. Радхаджи не называют чакори, скорее Кришну называют чакорой. Что делает птица чакора? Она наслаждается лучами луны. И Кришна испытывает неописуемое блаженство, созерцая красоту луноподобного лица Шри Радхи. В этом Его особенность. Слава Кришны никогда не будет полной, если не связана со славой Шримати Радхики. Иначе Кришну нельзя сделать счастливым. Поэтому в «Мангала-гите» прославляется Шримати Радхаджи. По этой причине Джаядева Госвами начал свою «Гита-Говинду» с данной мангалачараны. Все киртаны Джаядевы Госвами радха-майи, в них описана особая слава Шримати Радхики. 

Джаядева Госвами говорит: «Слушайте же эту поэзию Джаядевы, если хотите сделать свое сердце сарасой (пропитанным нектарными вкусами). Если вам интересно послушать о вкусах према-виласы, тогда внимайте этой радующей слух поэзии».

Эта композиция наполнена множеством поэтических украшений, таких как аланкара и анупраса. В конечном счете она состоит только из расы.

 

джанака-сута-крита-бхушана джита-душана э

самара-шамита-дашакантха джая джая дева харе (6)

рама-лиле Твоим украшением была дочь царя Джанаки. О победитель демонов Душаны и Раваны! Дева! Харе! Слава Тебе!]

 

Джанака-сута-крита-бхушана. Рамачандраджи установил в Айодхье Божества Джанака-суты (Ситы-деви). Эти Божества хотели принять участие в любовных играх с Кришной во Врадже и в итоге родились в домах гопи

Обычно этот куплет указывает на Шри Рамачандру, однако Джаядева Госвами вложил в него скрытый смысл. Соединив обе игры вместе, он спел этот киртан. Более глубокий смысл заключается в том, что экспансии Шримати Радхики стали гопи и украсили Кришну. Кришна также убил во Врадже многих демонов (джита-душана): Путану, Агхасуру, Бакасуру. Данную шлоку можно понять и так.

Теперь давайте споем «Радхе Джая Джая Мадхава Дайите».

[Когда киртан закончился, Шрила Гурудев продолжил:]

 

радхе джая  джая мадхава-дайите

гокула-таруни-мандала-махите (1)

[О Радхика, возлюбленная Мадхавы! Перед Тобой преклоняются все юные девушки Гокулы! Слава Тебе! Слава Тебе!]

 

В этом киртане Шрила Рупа Госвами обращается к Шримати Радхике как к возлюбленной Мадхавы (мадхава-дайите). Шримати Радхике особенно нравятся Ее

имена, связанные с Кришной, а Кришне имена, связанные со Шримати Радхикой. Шримати Радхика необычайно обрадуется, если вы назовете Ее «Мадхава Дайите». 

«Дайита» означает, что Шримати Радхика самая дорогая возлюбленная Кришны. Поэтому Радхика чрезвычайно обрадуется, услышав этот киртан.

Гокула-таруни-мандала-махите. Махите означает быть прославленной. Шримати Радхика прославлена, и Ей поклоняются все юные девушки Гокулы, такие как Чандравали, Падма, Шайбья, Шьямала, Бхадра, Лалита и Вишакха. Вы должны понять, что все эти гопи кая-вьюха (непосредственные экспансии) Шримати Радхики. Они неотличны от Радхаджи. Радхаджи воплотилась в многочисленных обликах, чтобы сделать Кришну счастливым. Следовательно, эти гопи кая-вьюха сварупа Радхаджи. Но этого нельзя утверждать во время проявленных игр, потому что иначе нара-лила (игры, подобные человеческим) будет нарушена. Поэтому во время нара-лилы они находятся в разных обликах. И все они такие красивые!

У Вришабхану Махараджа есть четыре брата. Чандравали дочь его старшего брата. Она очень хороша собой и немного старше Радхаджи. Получается, что Радхаджи ее младшая двоюродная сестра. По красоте и качествам Чандравали превосходит даже Лалитаджи. Именно поэтому она соперница Радхаджи. Если сравнивать Шримати Радхику и Чандравали, то Радхика возвышеннее. Все гопи, юные девушки Гокулы, необычайно красивы, и все они поклоняются Радхике. Например, Чандравали поклоняется Ей своей ревностью и маном (трансцендентным гневом). Ее ревность словно цветок. Эта ревность не из этого мира. Чем больше Чандравали ревнует и пытается привлечь Кришну, тем больше проявляется слава Радхаджи.

Все юные девушки Гокулы всячески служат Радхаджи они делают это и открыто, и незаметно для всех, усиливая счастье Радхаджи. Их поклонение состоит в том, что они усиливают Ее кришнапрему. Лалитаджи на двадцать семь дней старше Радхаджи. В некоторых местах вчера отмечали ее день рождения. Однако некоторые не согласны с тем, что день явления Лалитаджи на двадцать семь дней раньше дня явления Шримати Радхики. Подобное мнение абсурдно, и те, кто так думает, очень далеки от бхакти.

Радхаджи поклоняются все юные девушки Гокулы за ее красоту, качества и разумность.

 

дамодара-рати вардхана-веше

хари-нишкута-вринда-випинеше (2)

[О царица Вриндавана, обители развлечений Шри Хари! Своим великолепием и изысканными нарядами всем Своим видом Ты всегда усиливаешь любовные чувства Дамодары.]

 

Радхаджи всегда усиливает рати Дамодары. Рати может означать шраддху и бхаву. Рати также подразумевает высший предел унната-удджвала-расы. Эта рати не подразумевает шраддху или бхаву, полученную в результате садханы. Эта рати – одеяние Радхаджи, усиливающее привязанность Дамодары. Таким образом Она привлекает к Себе Дамодару. Шрила Рагхунатха дас Госвами сказал, что Радхаджи трижды принимает омовение – утром, днем ​​и вечером. Эти омовения называются таруньямрита (омовение в нектаре юности), каруньямрита (омовение нектаром сострадания) и лаваньямрита (омовение нектаром красоты). Она купается в кришнапреме, лаванье и других настроениях. Вся Она состоит из кришна-премы. Качества и настроения Радхаджи прекрасно описаны в «Чайтанья-чаритамрите».

Там описывается, как Радхаджи купается, как Она подводит глаза кадджалом и украшается, как Она вплетает в Свою косу множество разных цветов. Каждый день, украсившись, Радхаджи выходит из Явата, а Кришна незаметно приходит в сад Нандабхаг, чтобы получить Ее даршан.            

Дамодара-рати вардхана-веше хари-нишкута-вринда-випинеше. Хари означает Кришначандра-хари, а нишкута Его сад. Вриндаджи хранительница Вриндавана. Она спасает всех жителей Вриндавана, даруя им кришна-прему и радха-прему, оттого этот лес и называется «Вриндаван». Вриндаджи предложила Вриндаван Радхаджи и провела для Нее маха-абхишеку. Радхаджи Вриндаванешвари, императрица Вриндавана. 

 

вришабханудадхи-нава-шаши-лекхе

лалита-сакхи гуна-рамита-вишакхе (3) 

[Ты появилась из океана отцовской любви Махараджа Вришабхану, словно луна из молочного океана. О неразлучная подруга Лалиты! Своей добротой, дружелюбием и верностью Кришне Ты покорила сердце Своей близкой подруги Вишакхи.]

 

Радхаджи это новая луна, которая возникла из океана любви Вришабхану Махараджа. Как полная луна возникла из океана, так и Вришабхану-нандини Шримати Радхика возникла из океана премы Вришабхану Махараджа. Она особенно связана с Вришабхану Махараджем, потому что очень дорога ему. Она дороже отцу, чем матери. Зато в Нандагаоне все наоборот. Кришна обожает, когда к Нему обращаются «Яшода-нандана», а уже потом, когда к нему обращаются «Нанда-нандана». Кришна более тесно связан с Яшодой Маийей, а Шримати Радхика с Вришабхану Махараджем.    

Вришабханудадхи-нава-шаши-лекхе лалита-сакхи гуна-рамита-вишакхе. Радхаджи является сакхи, подругой, Лалиты. Об этом говорится, чтобы показать выдающееся положение Лалитаджи.

 

 дхурте враджендра-танайе тану суштху-вамьям 

ма дакшина бхава каланкини лагхавая

 радхе гирам шрину хитам ити шикшаянтим

девим гунаих сулалитам лалитам намами (4) 

[Я выражаю почтение очаровательной Шри Лалите-деви, сокровищнице бесчисленных достоинств. Она учит Шримати Радхику: «О Каланкини (запятнавшая свою честь)! О Радхика! Прислушайся к моему совету, я говорю ради Твоего блага. Никогда не уступай

вероломному (дхурта) Враджендра-нандане. Всегда оставайся своевольной и непокорной!»]

 

Лалита-деви, движимая премой, порой ругает Радху и Кришну. Она дает Радхике указания и говорит Ей, что делать, а что не делать. Радхику в особенности называют «Лалита-сакхи». Лалита очень решительна и бесстрашна (прагалбха), она обладает качествами Радхики. Поэтому ее также называют Анурадхой.

Гуна-рамита-вишакхе. Вишакха обладает всеми качествами Радхики. Она родилась в тот же день, что и Радхаджи. Они также находятся вместе как одно созвездие возле Луны. Таким образом, все качества Радхаджи присутствуют в Вишакхе. Шрила Рагхунатха дас Госвами описал все качества Радхаджи и Вишакхаджи в своей «Вишакханандана-стотре». Они родились в один день, они похожи внешне и носят очень похожую одежду. Они словно одна душа в двух телах. Шримати Радхика немного робеет в присутствии Лалиты, поскольку та родилась на двадцать семь дней раньше. Но Она никогда не бывает робкой рядом с Вишакхой, так как они родились в один день. Радхаджи также секретничает с Вишакхой. Она может что-то не рассказать Лалите, поскольку побаивается ее, однако откроет Свое сердце Вишакхе, а та передаст слова Радхаджи Кришне и смягчит боль разлуки своей сакхи.  

 

карунам куру майи каруна-бхарите

санака-санатана-варнита-чарите (4)

[О Каруна-майи, исполненная безграничного сострадания, будь милостива ко мне! Даже такие наиштхика-брахмачари, как Санака и Санатана, неустанно размышляют о Твоих божественных качествах и образе.] 

Нет лучшего прославления Радхаджи, чем это. 

Карунам куру майи каруна-бхарите. Шрила Рупа Госвами молится: «Пожалуйста, одари меня Своей милостью. Твое тело соткано из сострадания». 

Санака-санатана-варнита-чарите. Некоторые считают, что имена Санаки Кумара и Санатаны Кумара упоминаются здесь, потому что они наиштхика-брахмачари. Но причина не в этом. Их имена упомянуты из-за их премамайи-бхакти. В этом мире они проповедовали ашта-калия-лилу Радхи-Кришны. Несмотря на то, что они слышали об играх Радхи-Кришны от Шанкараджи, именно они проповедовали их в этом мире. Хотя кажется, что они родились от Брахмы, на самом деле они проявились задолго до Брахмы [то есть они до Брахмы пришли в материальный мир прим. ред.]. Брахмаджи не может пойти на Вайкунтху, но они могут. Они наиштхика-брахмачари, которым всегда пять лет, и в то же время они учителя Нарады.  

Поэтому Рупа Госвами молится: «О каруна-майи Радхике! Пожалуйста, даруй мне Свою милость». 

Теперь надо спеть «Муниндра-вринда-вандите».

[Шрила Гурудев продолжает лекцию после киртана.]

Кто написал «Шри Радха-крипа-катакша-става-раджу»? Когда мы поем этот киртан, мы можем понять, что это сделал Рупа Госвами. Никому другому не под силу проявить столь возвышенные чувства. Подобные описания не найти даже в Пуранах.

Давайте рассмотрим этот стих:

 

ананга-ранга-мангала-прасанга-бхангура-бхрувам 

са-вибхрамам са-самбхрамам дриг-анта-бана-патанаих 

нирантарам ваши-крита-пратити-нанда-нандане 

када каришьясиха мам крипа-катакша-бхаджанам (3)

[О Радхика! На поле любовного сражения разворачивается несказанно прекрасная сцена: изогнув брови, как луки, Ты с пылкой игривостью внезапно выпускаешь в Нанда-нандану стрелы обворожительных взглядов, делая Его Твоим верным рабом. Так Он навеки покоряется Твоей власти. Когда же Ты хоть на мгновение одаришь меня милостивым взглядом?]

Никто другой не может написать это так, как Рупа Госвами. 

 

ашеша-хава-бхава-дхира-хира-хара-бхушите 

прабхута-шата-кумбха-кумбха-кумбхи кумбха-сустани

прашаста-манда-хасья-чурна-пурна-саукхья-сагаре

када каришьясиха мам крипа-катакша-бхаджанам (6)

[О Радхика! Тебя украшает бриллиантовое ожерелье из глубоких чувств к Кришне, таких как анурага, дхира-адхира и кила-кинчита. Твоя любвеобильная грудь подобна двум золотым кувшинам или двум выпуклостям на лбу слонихи Джая-нандини (супруги Айраваты, слона Индры). А когда на Твоем лице появляется легкая одобрительная улыбка, Ты становишься подобной океану райского блаженства. Когда же Ты хоть на мгновение одаришь меня милостивым взглядом?]

 

Что означают слова хава, бхава, дхира, хира, хара и другие термины, упомянутые в этом стихе? Никто, кроме Рупы Госвами, не может писать такие стихи. Рупа Госвами милостиво проявил эти настроения. Когда Шримати Радхика впервые видит Кришну, прячась в кундже, на Ее лотосном лице проявляется много разных настроений. Это бхава. В «Удджвала-ниламани» прекрасно объясняются дхира, хира и хара. Что такое хира-хара? Ашеша, хава, бхава и другие настроения подобны бесценным ожерельям. Шримати Радхика, украшенная этими ожерельями, очень дорога Шри Кришне.

В конце говорится:

макхешвари крийешвари свадхешвари сурешвари 

триведа-бхаратишвари прамана-шасанешвари

рамешвари кшамешвари прамода кананешвари

враджешвари враджадхипе шри-радхике намо ’сту те (12) 

[Ты повелительница всех видов жертвоприношений (особенно всесовершенной югала-милана-ягьи) и всей деятельности (ибо Ты источник всех видов энергии, мула-шакти-таттва). Ты владычица всех мантр, звучащих во время жертвоприношений, и всех даров, подносимых полубогам, а также самих полубогов. Ты повелительница трех Вед и всех законов религии, а также госпожа Шри Рамы-деви (богини удачи), Кшамы-деви (богини всепрощения) и в особенности восхитительных кундж Вриндавана. Когда же Ты милостиво сделаешь меня Своей служанкой, позволив принять участие в Твоих любовных развлечениях с царевичем Враджа? О Шримати Радхика, владычица (враджешвари) и хранительница (враджадхипе) Враджа! Снова и снова я в почтении склоняюсь перед Тобой!]

 

Эти настроения так прекрасны! Если кто-то, стоя по пояс или шею в водах Радха-кунды в Экадаши, Двадаши и Пурниму, повторяет эти молитвы, то он обязательно достигнет сиддхи (совершенства). По сути эти молитвы нужно произносить каждый день. 

Теперь давайте споем «Шри Нанда-нандана-аштаку».

[Шрила Гурудев продолжает.]

Шри Кришне очень нравятся эти стотры. Он говорит: «Я дам тебе любое благословение, которое пожелаешь. Проси о чем угодно. Я не откажу тебе». 

Итак, садхак будет молиться:

 

крипаяти яди радха бадхиташеша-бадха

ким апара-вишиштам пушти-марьядайор ме

яди вадати ча кинчит смера-хасодита-шрир

двиджа-вара-мани-панктья мукти-суктья тада ким (1)

(Шри Радха-прартхана Шри Виталачарьи)

[Если я удостоюсь милости Шримати Радхики, исчезнут все препятствия с моего пути бхакти. Тогда мне больше не к чему будет стремиться, ибо я сразу достигну цели как вайдхи-марга, так и рага-марга. А если Она заговорит со мной, нежно улыбаясь, и я увижу Ее ослепительно белые, сияющие, словно бесценный жемчуг зубы, то освобождение от рабства в этом мире покажется мне жалким и бесполезным благословением.]

 

 шьямасундара шикханда-шекхара

смера-хаша мурали-манохара

радхика-расика мам крипа-нидхе

сва прия-чарана-кинкарим куру (2) 

[О Шьямасундара, о прекрасный темноликий юноша, носящий корону с павлиньими перьями! Твое лицо всегда озаряет сладкая улыбка, а Твоя игра на флейте завораживает ум. Ты очень искусен в том, как наслаждаться расой вместе со Шримати Радхикой. О океан милости, молю Тебя: сделай меня служанкой (кинкари) у стоп Твоей возлюбленной.]

 

 прананатха-вришабхану-нандини-

шри-мукхабджа-расалола-шатпада

радхика-пада-тале крита-стхитим

твам бхаджами расикендра-шекхара (3)

[О свет жизни дочери Вришабхану Махараджа, Ты, словно шмель, всегда жаждешь вкусить нектар Ее лотосоподобного лица. О Расика-шекхара, главный знаток расы! Я прошу только об одном: позволь мне вечно находиться подле стоп Шримати Радхики.]

 

самвидхая дашане тринам вибхо 

прартхайе враджа-махендра-нандана 

асту мохана тавати-валлабха

джанма-джанмани мад ишвари-прия (4)

[О Нанда-нандана! О вездесущий Господь! Ты пленил мое сердце, как пленяешь сердце каждого. Зажав в зубах соломинку, молю Тебя: пусть Та, чья любовь для Тебя превыше всего на свете, жизнь за жизнью остается моей богиней.]

 

Когда Кришна с радостью предложит садхаку попросить любое благословение, что тот пожелает? Он не скажет: «Я не желаю ничего, кроме достижения Твоих лотосных стоп». 

Будь садхак каматмикой (обладающим настроением независимой героини), то он попросил бы об этом благословении. Но его настроение не каматмика, а тат-тад-бхава-иччхамайи. Следовательно, он не может просить такое благословение. 

Гопи молится только о служении Радхаджи.

Она произносит: «О Шьямасундара! Если Ты доволен мной, пожалуйста, сделай меня служанкой Твоей возлюбленной Шримати Радхики. Она Твоя пранешвари (Богиня твоей жизни). Итак, я хочу служить Ей. Я не хочу никаких других благословений».

Еще больше обрадовавшись, Кришна скажет: «Тебе следует еще раз попросить о таком благословении». 

Тогда гопи произнесет: «Прананатха Вришабхану-нандини».

Гопи, находящиеся под защитой Рупы-манджари, никогда не будут обращаться к Кришне как к своему возлюбленному. Они обращаются к Нему только как к возлюбленному дочери Вришабхану Махараджа. Прананатха-вришабхану-нандини-шри-мукхабджа-расалола-шатпада. Шатпада означает, что Кришна подобен шмелю, который всегда наслаждается нектаром лотосоподобного лица Шримати Радхики.

Гопи молится: «О Расика-шекхара! Ты жизнь и душа Вришабхану-нандини! Мое единственное желание, чтобы Ты милостиво дал мне место у лотосных стоп Шримати Радхики. Я хочу вечно служить Ее лотосным стопам и никогда не хочу расставаться с ними. Я только хочу стать пылинкой на Ее лотосных стопах».

Самвидхая дашане тринам вибхо прартхайе враджа-махендра-нандана. «О Враджа-махендра-нандана! Ты сын царя Враджа, поэтому Ты очень великодушен. Держа соломинку в зубах и повязав чадар вокруг шеи, я молюсь, чтобы Шримати Радхика была моей Богиней жизнь за жизнью. Став Ее служанкой, я буду постоянно служить Ей».

Садхак молится: «Я не могу выбраться из сетей майи, поскольку не совершал садхана-бхаджан. Я молюсь только о том, чтобы Шримати Радхика была моей Богиней жизнь за жизнью. Больше я ничего не желаю».

Эти шлоки были написаны Витхалачарьей, сыном Валлабхачарьи. Витхалачарья был другом Рупы-Санатаны и Рагхунатхи даса Госвами. Он принял их настроения и составил эти шлоки. Вы также должны знать, что Валлабхачарья ученик Гададхары Пандита. Поэтому его слава еще больше возросла. Гададхара Пандит это Сама Шримати Радхика. Из-за того, что Валлабхачарья стал Ее учеником, его положение стало очень возвышенным, но члены его сампрадаи не могут этого понять.

Они говорят: «Нашего Гуруджи не уважают».

Это не так. Мы понимаем, что Валлабхачарья достиг такого высокого положения благодаря тому, что стал учеником Шри Гададхары Пандита.

Преданный: Махараджаджи, некоторые говорят, что он был аватарой Чандравали.

Шрила Гурудев: Возможно, это и так. Они считают, что тем самым выказывают ему должное почтение. 

Теперь спойте «Кункумакта-канчанабджа» (Шри Радхика-аштаку).

[Шрила Гурудев продолжает.]

Вришабхану Махарадж отправился на Ямуну, чтобы принять омовение в брахма-мухурту. Солнце еще не взошло, и было немного темно. На глади воды распустились ароматные лотосы, и пчелы, жужжа, летали над ними. Вришабхану Махарадж принял омовение и вдруг увидел среди лотосов маленькую Шримати Радхику. Поднимая ножки, Она иногда клала пальчик в ротик. Ее красота была неописуемой.

Изумленный Вришабхану Махарадж взял Ее на руки и, принеся домой, бережно передал Киртиде-деви. У нее лежал на коленях Шридама, но Киртида осторожно положила его в сторону и взяла Шримати Радхику. Шридаме тогда было уже полтора года.

Вришабхану Махарадж сказал Киртиде-деви: «Оберегай эту девочку как зеницу ока, Она наша жизнь и душа».

Поэтому Вришабхану Махарадж и Киртида-деви направили на  Шримати Радхику всю свою мамату (чувство обладания), асакти (привязанность) и прити (любовь и нежность). Вскоре все во Врадже узнали, что у Вришабхану Махараджа родилась девочка, и пришли поздравить его. Гопи нарядились и поспешили посмотреть на Шримати Радхику. Пришли также гопи из Нандагаона, Уччагаона, Камаи-карехлы и других деревень.

Во дворце Вришабхану Махараджа было многолюдно. Все поздравляли его. Было слышно много радостных восклицаний. Вришабхану Махарадж раздал гостям все, что у него было, и тем не менее его кладовая не опустела. Жены полубогов пришли на праздник в обликах гопи, а полубоги в облике гопов. В Варшане начался чудесный, радостный праздник. Шрила Кави Карнапур Госвами дал прекрасное описание этого праздника в «Ананда-вриндавана-чампу», а Шрила Джива Госвами в «Гопала-чампу». Рупа Госвами и вайшнавы из других сампрадай также описали рождение Шримати Радхики. В особенности рождение Шримати Радхики описывают члены сампрадаи Хита-харивамши, ученика Шрилы Гопалы Бхатты Госвами.

Хотя последователи Хита-харивамши пришли из нашей линии, они утверждают, что выбрали другой путь. Однако  у них нет ничего, что отличалось бы от нашей линии. Все, что у них есть, взято из нашей сампрадаи. Они не считают нужным следовать Экадаши. Мы не принимаем такое настроение. Они также не кладут листья Туласи на подношение, предлагая бхогу. Кроме того, они не празднуют Джанмаштами, только Радхаштами.

Преданный: Они празднуют рождение Рамачандры.

Шрила Гурудев: Тем не менее, хотя они и отклонились, они нам как сыновья.

Преданный: Они женят Радху-Кришну.

Шрила Гурудев: Да. Раньше они праздновали свадьбу Рукмини и Кришны и поклонялись Рукмини, но теперь они повторяют имена Радхаджи. Раньше они повторяли имя «Рукмини-рамана».

В настоящее время у них есть ученики Рукмини-раманы и Радха-партхасаратхи. Они продолжают свою линию. «Брахма-вайварта-пурана» и другие Пураны также описывают подробности рождения Шримати Радхики. Есть также «Радха-упанишад».

Радха-расешвари рамья кришна-мантради девата. Кто является ади-деватой кришна-мантры? Радхаджи. А кто является является ади-деватой кама-гаятри-мантры? Радхаджи. Кто дарует желаемые плоды от повторения  кама-гаятри? Шримати Радхика. Она также является главенствующей Богиней гопала-мантры. Она дарует сиддхи. Если Шримати Радхика будет довольна, то и Сам Кришна легко благословит садхака, чтобы тот достиг совершенства в повторении этих мантр. В противном случае мантры не даруют совершенства.

радха-расешвари рамья кришна-мантради девата 

сарва-адья сарва-вандхья 

 

Шримати Радхика источник каждого, изначальная шакти. Имя Кришны всегда нужно сочетать с именем Шримати Радхики. Разве шактиман (обладатель энергий) сможет существовать без шакти (энергии)? Следовательно, Она сарва-адья и сарва-вандхья. Она высший объект поклонения для всех. Более того, Ей поклоняется Сам Кришна. Потому Ее имя Радха.

Kришнена-арадхита ити радха Ту, которой поклоняется Кришна, зовут Радха (Радха-упанишад). 

  

вриндарадхья рама-шеша гопи мандала пуджита

сатья сатьяпара сатьябхама шри кришна валлабха

вришабхану-сута гопи мула-пракрити ишвари

  

Шримати Радхика это Мула-пракрити. Мула-пракрити еще одно имя Радхаджи.

 

мула-пракрити ишвари гандхарва радхика рамья рукмини

парамешвари паратпара пара пурна-чандра нибxанина 

бхукти мукти прада-нитьям бхававьядхи-винасини

 

Однажды Кришна стоял в тени дерева Вамши-вата на арене Раса-мандалы во Вриндаване. Его сердце наполнилось радостью. Когда Кришна пожелал совершать игры (виласу), из левой половины Его тела изошла Шримати Радхика, в то время как Он Сам остался стоять справа от Нее. В чем причина? Правая сторона не может служить столько же, сколько левая. Левая сторона всегда поглощена служением. Следовательно, левая сторона всегда служит правой.

В «Урдхвамная-тантре» приводится диалог Четырех Кумаров и Брахмы. Вознося брахма-стути, они задали Брахме следующие вопросы: «Кто является Верховной Личностью в этом мире? Кто Его энергии? Какая из всех Его энергий занимает самое вoзвышенное положение? Какая из энергий отвечает за творение?»

Брахма ответил: «Сыновья мои, послушайте эти сокровенные истины. Их нельзя раскрывать недостойным. Рассказывайте о них только тем, кто обладает бхакти.  Эту истину следует раскрывать только тем, у кого есть снеха (любовь), кто знает брахма-таттву, и особенно тем, кто обладает гуру-ништхой. Верховная Личность Бога это Парабрахман. Вы навлечете на себя грех, если раскроете эту истину неподготовленным.

Кришна Верховная Личность Бога, а Шримати Радхика Его высшая энергия (парама-шакти). Ее имя Радха, потому что Кришна совершает Ей арадхану (поклонение) кришнена-арадхья та».

Кришнам сама-арадхаяти сада ити радхика. Ее зовут Радхика, потому что Она постоянно всеми возможными способами поклоняется Кришне (самьяк-бхавена-рупена). 

 

асьяк эва кая-вьюха рупа гопья

махишья шришча ити

 

Гопи это кая-вьюха (непосредственные экспансии) Радхики. Не думайте, будто все гопи относятся к кая-вьюхе Радхаджи. Например, садхана-сиддха гопи это не Ее кая-вьюха. Кая-вьюха гопи это только те гопи, которые проявились из тела Радхаджи.

Махишьяш ча. Царицы во главе с Рукмини и Сатьябхамой также являются экспансиями (амшами) Шримати Радхики.

Шришча энергии Шри, Бху и Нила также являются Ее амшами. Шрила Бхактивинода Тхакур пел об этом в своих киртанах.

 

ума, рама, сатья, шачи, чандра, рукмини

радха-аватара сабе, амная-вани

(Радха-бхаджане яди, 7)

 

[Как утверждают священные писания, Ума, Лакшми, Сатья, Шачи, Чандравали и Рукмини это различные проявления Радхи.]

 

Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что это не его слова таково утверждение Вед и нашей гуру-парампары.

Раньше люди об этом не знали. После прихода Шри Чайтаньи Махапрабху Рупа Госвами умастил всем глаза преманджаной (бальзамом любви), и только тогда все смогли узреть величие Радхаджи. Даже сейчас крайне редко можно встретить тех, кто воочию видит Ее славу. 

 

ишава бхараих сарвешвари сарва-видья санатани

кришна-пранади деви ча ити

 

Для Кришны Шримати Радхика верховная Богиня Его жизни. Ее также называют Гандхарвой. Почему? Она воспевает (гана) славу Кришны. Она настолько красива, что, увидев Ее, Кришна сразу теряется. Все гопи Враджа, все Лакшми Вайкунтхи и царицы Двараки являются либо телесными экспансиями, либо проявлениями Радхаджи. Хотя Радха и Кришна суть одно, они разделились на две личности, чтобы явить Свои игры.

 

радха-кришна-праная-викритир хладини шактир асмад

экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау

чайтаньякхьям пракатам адхуна тад-дваям чайкьям аптам

радха-бхава-дьюти-сувалитам науми кришна-сварупам

(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.5)

 

[Шримати Радхика – это энергия наслаждения (хладини-шакти) Кришны и воплощение Его любви (пранаи). Они – экатма-сварупа (одна душа, единый Господь), поэтому Радхарани неотлична от Кришны и едина с Ним. Чтобы вкусить трансцендентное блаженство Своих любовных игр, Они навечно предстали в двух отдельных образах. Теперь же эти две божественные личности – севья и севак, вишая-таттва и ашрая-таттва – проявились в образе Шри Чайтаньи Махарпрабху. Снова и снова я кланяюсь Шачинандане – Самому Шри Кришне, украшенному настроением Шримати Радхики и золотистым цветом Ее тела.]

 

Радхаджи Богиня (Ишвари) Бхагавана Хари. Она совершенная форма санатани-видьи. Она Богиня жизни Кришны. Все, что мы видим в этом мире, является проявлением Радхаджи или Ее шакти. Какова природа Кришны? Одно лишь желание Кришны делает все возможным на Вайкунтхе и в этом материальном мире. Однако, чтобы увидеть Его Самого, одного желания Кришны недостаточно. Это произойдет, только если Радхаджи пожелает иначе мы не сможем увидеть Кришну. 

Кришна утверждает:

нахам пракашах сарвасья

йога-майя-самавритах

мудхо ‘ям набхиджанати

локо мам аджам авьяям

(Бхагавад-гита, 7.25)

[Я никогда не являю Себя глупцам и невеждам. Моя внутренняя энергия скрывает Меня от них, и поэтому они не знают, что Я нерожденный и непогрешимый.]

 

Радхаджи источник Йогамайи-деви. Паурнамаси считается Йогамаей-деви, а ее источником является Радхаджи. Поэтому Шримати Радхика проявляет имя, облик, качества и игры Кришны. Она иччха-шакти Кришны (энергия, исполняющая Его желания). Славу Радхаджи можно найти во всех гимнах Вед. Даже Брахма не может до конца прославить Ее возвышенные качества, сколько бы ни старался. Брахмаджи сам это признает.

Шрила Прабодхананда Сарасвати Тхакур говорит:

 

йо брахма-рудра-шука-нарада-бхишма-мукхьяир

алакшито на сахаса пурушасья тасья

садйо-ваши-карана-чурнам ананта-шактим

там радхика-чарана-ренум анусмарами

 (Радха-раса-судха-нидхи, 4) 

[Следуя предшествующим ачарьям, я медитирую на пыль с лотосных стоп Шримати Радхики, чье безграничное могущество покоряет Шри Кришну, Верховную Личность, трудно достижимую даже для таких великих душ, как Брахма, Шива, Шукадева, Нарада Муни и Бхишма.]

 

Кришна не в силах полностью описать величие Шримати Радхики. Если бы Шримати Радхика пожелала, даже Ей бы не удалось полностью описать Свою славу. Тысячеглавый Баладеваджи [Анантадев прим. ред.] также не может описать Ее превосходные качества. Тем не менее Ее слава описана. К Парам-дхаме (Кришне) можно приблизиться только по милости Радхаджи. Человек, который поклоняется Кришне, но при этом пренебрегает Радхаджи, полный глупец. Люди, пренебрегающие Радхаджи и пытающиеся доставить удовольствие одному лишь Кришне, самые неудачливые. Нет больших неудачников, чем они.

 

атапа-рохита сураи нахи джани

радха-вирахита мадхав нахи мани

(Радха-бхаджане яди, 2)

[Как невозможно представить солнце без лучей, так и Мадхаву без Радхи.]

В «Брихад Гаутамия-тантре» есть шлока:

деви кришна-майи прокта радхика пара-девата

сарва-лакшми-майи сарва-кантих саммохини пара

(Ч.-ч., Ади, 4.83)

 

[Шримати Радхика – Верховная Богиня (пара-девата),  источник удивительных любовных развлечений (деви). Неотличная от Шри Кришны, Она постоянно поглощена Им одним (кришна-майи). Она прибежище всех богинь процветания (сарва-лакшми-майи). Олицетворение всего великолепия, Она необыкновенно прекрасна (сарва-канти), а Своими достоинствами чарует сердце (саммохини) Кришны.]

 

Я расскажу о некоторых особенностях Радхаджи. Ее красота, омовения, речь, походка, взгляды и каждое Ее движение все состоит из кришна-премы. Все Ее тело состоит из кришна-премы. У Радхики есть две сварупы самйогини и вийогини. Хотя эти две сварупы суть одно, кажется, что разница есть. 

В «Лалита-мадхаве» Шрила Рупа Госвами написал, что, когда Кришна покинул Вриндаван, в Двараке Чандравали проявилась как Рукмини, а Радхика как Сатьябхама. 

Радхика вошла в воды Ямуны и достигла обители бога солнца, после чего проявилась как Сатьябхама. 

Рукмини (Чандравали) никоим образом не позволяла Сатьябхаме встретиться с Кришной. Если у Сатьябхамы появлялась малейшая возможность встретиться с Кришной, Рукмини всеми силами препятствовала этому. Кришна уже был женат на Рукмини, но еще не женился на Сатьябхаме. Никто не знал, что Рукмини это Чандравали. Две дочери Виндхьячала оказались во Вриндаване, а когда игры во Вриндаване подошли к концу, они проявились в Двараке. Учитывая это, Рупа Госвами описал их игры в Двараке.

Встреча и разлука всегда неразрывно связаны между собой. «Шримад-Бхагаватам» состоит из настроений разлуки, потому Рупа Госвами хотел составить писание о встрече. Преданные не хотят, чтобы Кришна, Радхика и гопи всегда томились в разлуке друг с другом. Они не выносят разлуки. По этой причине Шрила Кави Карнапур Госвами описал игры Кришны только до раса-лилы, не упомянув о Его играх в разлуке. Рупа Госвами хотел объединить враджа-лилу и дварака-лилу, тем самым совместив встречу и разлуку, но Махапрабху и Сатьябхама остановили его.

Они сказали ему: «Ты должен разделить враджа-лилу и дварака-лилу», и он последовал этому наставлению.

Итак, Кришна был женат на Рукмини. С Сатьябхамой Он встретился позже. Сатьябхама это Радхика, которая вошла в  Ямуну, попала в обитель бога солнца, а потом встретилaсь с Кришной. О ней заботился Сатраджит. Постепенно Она росла, Ей исполнилось тринадцать лет. Она стала кишори

Рукмини поняла, кто такая Сатьябхама. Она подумала: «Если Сатьябхама встретится с Кришной, Кришна совсем забудет про меня». Поэтому она всегда делала так, чтобы Сатьябхама не виделась с Кришной. Она держала Ее в своем подчинении. 

Сатьябхама не могла вынести этой разлуки. Однажды в очень холодный день Она пришла к берегу океана, который приняла за Калия-храд, и решила: «Я расстанусь с жизнью в Калия-храде, наполненном ядом». Думая, что никто Ее не видит, Она приготовилась прыгнуть в океан. Но Кришна всегда следовал за Ней и в тот день Он стоял позади. Когда Сатьябхама уже собралась прыгнуть в океан и расстаться с жизнью, Кришна поймал Ее. 

Сатьябхама зажмурилась. «Я прыгнула в Калия-храд, и две змеи [то есть руки Кришны] собираются укусить меня. Эти змеи такие холодные! Почему же они не кусают Меня? Пусть укусят, и Я наконец-то спасусь от этого жара разлуки»,  подумала она.

Сатьябхама ждала, что эти змеи укусят ее в любой момент, но «змеи» ее не кусали. Тем временем она увидела драгоценный камень на капюшоне «змеи», обвившей ее голову: это Кришна вращал Свой драгоценный камень Шьямантака вокруг головы Сатьябхамы. 

Она подумала: «У этих страшных змей тоже есть драгоценности на капюшонах, и тем не менее они не кусают меня. Я могу умереть в любой момент».

Кришна поймал Ее сзади. Она не узнала руки Кришны, приняв их за черных змей. В то время произошла встреча в разлуке.

приясья санникарше ’пи премоткарша-свабхаватах

я вишлеша-дхияртис тат према-ваичиттьям учьяте 

(Удджвала-ниламани, 15.147; Ш.-Б., 10.90.14, комм.)

[Когда даже в присутствии возлюбленного героиня из-за глубокой любви к Нему страдает в разлуке, такое состояние называется према-вайчиттья.] 

 

Это према-вайчиттья. В тот момент, когда Сатьябхама собралась прыгнуть в океан, Кришна подхватил ее на руки. Рукмини также пришла туда и сказала: «Я хотела, чтобы Их встреча в конце концов состоялась».

Таким образом, существует и встреча в разлуке, и разлука во встрече. Это произошло на Према-сароваре. Я много раз объяснял эту лилу. В разлуке есть внутренняя встреча, в то время как во внешней встрече что-то теряется. Во внешней встрече присутствует желание встретиться внутренне, а в разлуке происходит эта внутренняя встреча.  Героиня хочет воочию увидеть Кришну и обнять Его, и в этот момент она испытывает сильную разлуку.

Таким образом, в разлуке происходит встреча, а во встрече присутствует разлука. Это настроение проявляется в высшей степени в Шримати Радхике.

Деви кришна-майи прокта. Шримати Радхика вечная обитель игр Кришны, поэтому Ее называют Деви («Та, которая проявляет игры»), а также арадхья-деви (почитаемая Богиня). Радхаджи поклоняется Кришне Своими играми. Весь Ее облик состоит из кришна-премы (Кришна-майи). Являясь хладини-шакти Кришны, Она неотлична от Него. Это прекрасно описано в «Чайтанья-чаритамрите». Люди крадут такие бесценные описания и выдают их за собственные утверждения. На самом деле литературные произведения Гаудия-вайшнавов являются несравненными сокровищами. Поэтому литература Гаудия-вайшнавов является источником всех трансцендентных настроений, описанных в различных книгах.

Радхику называют хладини-шакти, поскольку весь Ее облик состоит исключительно из кришна-премы. Ее зовут Радхика, так как Она исполняет все желания Кришны. Вечером я расскажу о том, что Кришнадас Кавираджа Госвами написал в «Чайтанья-чаритамрите», и объясню шлоку деви кришна-майи прокта. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами дал ей прекрасное толкование.

деви кришна-майи прокта радхика пара-девата

сарва-лакшми-майи сарва-кантих саммохини пара

(Ч.-ч., Ади, 4.83)

 

[Шримати Радхика – Верховная Богиня (пара-девата),  источник удивительных любовных развлечений (деви). Неотличная от Шри Кришны, Она постоянно поглощена Им одним (кришна-майи). Она прибежище всех богинь процветания (сарва-лакшми-майи). Олицетворение всего великолепия, Она необыкновенно прекрасна (сарва-кантих), а Своими достоинствами чарует сердце (саммохини) Кришны.]

Шримати Радхика пара-девата, Верховная Богиня для Кришны, Он  поклоняется Ей. Кришна Сам признал: «Радхика Моя шикша-гуру». Радхика является также сарва-лакшми-майи. Она господствующая Богиня (адхиштхатри-деви) всех Лакшми. Она их прибежище, их атма-рупини. Все шесть достояний Кришны проявлены Радхаджи. Облик, качества и великолепие Кришны проявляются только Ею. Следовательно, все Лакшмиджи вайбхава-виласа-пракаша Радхаджи. Поэтому Радхаджи сарва-лакшми-майи.

Она также сарва-канти, средоточие всей красоты. Она источник всех Лакшми. Она исполняет все желания Нанда-нанданы. Поэтому Ее имя сарва-канти. Она сарва-саммохини, очаровывает даже Кришну. Ее называют пара, поскольку Она парама-преяси Кришны, самая дорогая Его возлюбленная. Радхаджи пара-шакти Кришны. Именно благодаря пара-шакти Кришна становится шактиманом, и с Ее помощью Он проявляет все Свои сладостные игры.

Прошло уже много времени, поэтому на сегодня остановимся.     

Гаура Премананде! Хари Харибол!

 

ванча-калпа-тарубхьяш ча крипа-синдхубхья эва ча

патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах

 

[Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, спасителями падших душ. Они подобны древу желаний и безграничному океану милосердия.]  

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий