14 февраля 2015 года, вечер
Гокул-чандра брахмачари, прославляя Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду, рассказал, что Шрила Прабхупада в восемь лет съел непредложенное манго, и Шрипад Премананда Прабху поправил его, объяснив, как эта история происходила на самом деле.
Эта история неверна. Однажды Прабхупада, читая харинаму в четыре утра, думал о манго. Утром почтальон принес ему посылку, в которой был ящик с манго – это один из учеников прислал ему манго из Бомбея. Тогда Прабхупаде стало очень стыдно. Это как в истории с Рагхунатхой дасом Госвами. Как-то один богач пришел к нему на Радха-кунду и сказал, что хочет пожертвовать ему деньги на ее реставрацию. Тогда Рагхунатхе дасу Госвами стало стыдно, потому что прежде его посещало желание расширить кунды и пристроить к ним ступени по всему периметру. Теперь оно могло очень легко исполниться, однако он отказал тому человеку: «Нет, уходи, не нужно здесь ничего реставрировать». Потом все-таки эту кунду отреставрировали.
Так и Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада устыдился, поскольку у него было желание предложить Божествам манго. Это желание исполнилось: манго пришли по почте, но потом он пообещал: «Никогда в жизни я больше я не буду ни о чем просить!» Поэтому-то он никогда и не притрагивался к манго.
А ты говоришь – в детстве… Неужели он обычный человек? С одной стороны, прославляешь его как маха-бхагавату, Наяна-мани-манджари, а с другой стороны… У тебя что, ума нет? С одной стороны говорим, что Гурудев маха-бхагавата, а с другой – рассказываем, что он болел. Как же нас называть после этого?
Когда Мадхавендра Пури был близок к уходу из этого мира, ему служил Ишвара Пури. Он омывал его, убирал стул и мочу Мадхавендры Пури. В один из дней Рамачандра Пури, видя страдания своего учителя, решил обратиться к нему с советом: «О учитель, почему вы страдаете, ведь нужно думать о Брахмане!» [После этих слов Мадхавендра Пури отверг его (Ч.-ч., Антья, гл. 8) – прим. ред.] Ишвара Пури же был преми бхактой, он видел своего Гуру глазами любви, как трансцендентную личность.
Попытку сделать Господа своим слугой нельзя назвать служением. У любого садху, который нисходит с Голоки Вриндаваны, нет желания окружить себя комфортом, носить роскошные одежды… Если же кто-то желает этого, значит он не садху.
Поэтому больше никогда не рассказывай эту историю таким образом.
Если ты будешь подобным образом думать о Гурудеве, то разве сможешь развить с ним отношения? Ты просто забудешь Гурудева.
Как-то раз один фермер зашел в хижину Локанатхи даса Госвами попросить воды. Тот, находясь в антар-даше, подумал: «Кришна пришел, чтобы обмануть». И он, Манджулали-манджари, не стал разговаривать с Кришной. Но Нароттама дас Тхакур (Виласа-манджари) был еще неопытен: он напоил гостя, поговорил с ним. Тогда Локанатха дас Госвами разгневался: «Значит тебе не нравится Радхарани, ты не хочешь исполнять мое желание? Тогда иди к Кришне». Бхаджан не так легко понять.
Нароттама дас Тхакур – истинный ученик, и Локанатха дас Госвами – истинный учитель. Нам кажется, что он просто воды дал, а Гуру его выгнал. Получается, что он позавидовал? Неужели Локанатха дас Госвами не понимал ситуацию и выгнал ученика за то, что тот напоил кого-то? Вы должны понять, что учитель не обычная личность, и то же самое можно сказать об ученике. Поэтому всегда будьте очень почтительными и соблюдайте вачо вегам. Постарайтесь понять суть этой истории.
Шрила Гауракишора дас Бабаджи дал Шриле Прабхупаде Сарасвати Тхакуру три наставления: не принимать учеников, не ездить в Калькутту и не проповедовать там. А он все это сделал. Как это понять? Что, он пренебрег наставлениями своего Гурудева? Наоборот, он всех привел к стопам своего Гурудева, помог установить с ним отношения. Поэтому Гауракишора дас Бабаджи известен во всем мире.
Как у тебя будут развиваться отношения с Гурудевом, если повсюду будут прославлять тебя, а не твоего Гурудева?
Один ачарья не хотел писать комментарий к «Бхагаватам»: «Брахма – ади-гуру. Как же я напишу, что он украл телят? Это просто невозможно». Однако на то было желание Кришны: стать на протяжении года всеми телятами и пастушками. Тогда Йогамайя все устроила. Порой говорят: «О, Брахма поступил плохо!» Но в его действиях не было ошибки. И поведение истинного учителя также безупречно.
Постарайтесь следовать этикету, тогда все будет хорошо.