15 декабря 2014 года
Сегодня все мы находимся во Вриндавана-дхаме, в Радха-кундже, и просим гуру-варгу, Гуру-пада-падму принять нас, позаботиться, чтобы однажды мы предались им и под руководством вайшнавов следовали правилам и предписаниям бхакти. Анугатья – очень серьезная и сильная вещь.
Гурудев всегда говорил: у нас есть желание совершать бхаджан, но, услышав слова тринад апи суничена, мы чувствуем себя потерянными, поскольку не способны следовать этому. Сначала, служа Гуру и вайшнавам, нужно стать шаранагатой. Однако мы привыкли выбирать то, что нам нравится. Нам очень трудно от всего отречься ради служения гуру-варге, а потом еще стойко переносить невзгоды. Вот в этом-то и проблема.
Сколько трудностей встречалось на пути Махараджа [Шрилы Гурудева] после ухода Парам-гурудева и вплоть до ухода моего Гуру Махараджа! Потом он уже без них служил Веданта Самити, всем ученикам Парам-гурудева, Прабхупады Сарасвати Тхакура и всей гуру-варге… Но мы даже минуту своего времени не можем потратить на то, чтобы предложить пушпанджали лотосным стопам Гурудева. Все разделились, каждый устанавливает монополию и исполняет свои желания.
Ровно четыре года назад (по лунному календарю) Гурудев вошел в нитья-лилу в Джаганнатха Пури, Чакра-тиртхе...
Кришна жил во Враджа-мандале, а потом уехал в Дварака Пури, где горько сетовал: «О, какую же ошибку Я совершил, оставив враджаваси!» В Двараке все любили Его, не могли наглядеться на Него, и Он был ласков со всеми. Позже, когда Кришна увидел, как враджаваси страдают в разлуке с Ним, Его тело растаяло. «Я проверю, кто меня полюбит в таком виде», – подумал Он. Он ждал, но никто не смотрел на Него, пришли только враджаваси. Они усадили Его на колесницы своих сердец и привезли назад во Вриндаван. И Он снова стал Натаваром Нанда-кишором. Как же Он был счастлив!
Гурудев из Вриндавана отправился в випраламбха-кшетру, обитель, пронизанную настроением разлуки. Он ждал, у кого будет желание привезти его во Вриндаван, на Говардхан… Теперь он милостиво пришел сюда [в Шри Радха-кунджу]. Гуру-варга очень добра.
Сам Кришна, Дваракадхиш, думал: «Уже прошло сто лет, как Я покинул враджаваси… Любит ли Меня кто-то до сих пор?» Гопи отправились встретиться с Ним на Курукшетру. Нанда Баба сказал Кришне: «Нет, Ты не останешься в Двараке с Деваки и Васудевой. Это невозможно! Мы вернем Тебя во Вриндаван». И они действительно сделали это.
Наш Гурудев – враджаваси, он близок и дорог Радхарани. Разве он может жить вдали от Враджа-дхамы? Ведь Парам-гурудев дал ему адхикару для служения во Врадже, в Винода-кундже. Навадвипа и Вриндаван неотличны друг от друга. Но Парам-гурудев именно ему сказал: «Ты враджаваси, живи во Враджа-дхаме». И Гурудев никогда не оставлял Вриндаван.
Сегодня я постараюсь рассказать о том, как он вечно служит во Вриндаване. Парам-гурудев всегда старался исполнить желание Прабхупады Сарасвати Тхакура и всем давал адхикару для служения в трансцендентном мире. Позже Гурудев по желанию Парам-гурудева и Прабхупады открыл во Вриндаване Сева-кунджу – центр для обучения вечному служению Божественной Чете. Если мы будем памятовать славу Гурудева, тогда из духовного мира на нас дождем польются его милость и благословения, и мы будем с ним.
Гурудев будет очень счастлив, если вы будете следовать всем правилам и предписаниям рагануга-, рупануга-бхакти. Именно это называется гуру-пуджей. Самая большая ценность – когда он счастлив, все остальное не имеет значения.
Как он раздавал эту анурага-майи бхакти?
Шрила Гурудев родился в брахманской семье в Тиварипуре (Бихар), на берегу Ганги. С детства у него была сильная привязанность к «Рамаяне». Он любил слушать рама-лилу, особенно Бхаратa-вилапу (описание переживаний Бхараты, когда Рама ушел в лес на четырнадцать лет). В какой разлуке пребывали он, Каушалья, Kайкея и Сумитра? Гурудев всегда памятовал их прославленные качества и плакал. Даже в детстве он плакал без остановки! И потом, где бы ни проходило чтение «Рамаяны», он шел туда, слушал, читал и памятовал ее. У него очень сладостные отношения с рама-лилой и анурага к Рамачандре.
Существует различие между лила-пурушоттамой и марьяда-пурушоттамой. Господь Рама – марьяда-пурушоттама. В Его играх участвовали Шива Тхакур (Хануман), Нарада Риши, все полубоги, Джамбхаван, Бали, Сугрива. С какой анурагой Гурудев памятовал о Раме!
Гурудев заметил, что Нарада Риши и полубоги приходили в разных телах (обезьян и орлов) и служили Раме, но особенно среди них выделялся Шива Тхакур.
После школы Гурудев любил взбираться на холм неподалеку от дома и там, в манговом саду, читать и памятовать «Рамаяну». Однажды он подумал: Туласи дас встретился с Хануманом, а Хануман – это сам Шива. Даже в Кали-югу Хануман помог ему получить даршан Рамы и дал адхикару для служения Ему.
«Как же мне получить даршан Рамы?» – размышлял Гурудев.
Он все время думал о Шиве Тхакуре и как-то раз, в свой день рождения, в мауни-амавасью, решился: «Лучше, если в этот день я буду служить возвышенной личности, тому, кто является близким и дорогим слугой Господа». Гурудев собрал все необходимые параферналии для поклонения, сладости, фрукты и пошел к Хануману, чтобы поставить ему тилаку, подарить одежды и предложить прасад. Гурудев плакал и молился: «О, с какой любовью ты все время служишь Раме, и Он принимает твое служение. Когда же мне обрести служение Раме? Помоги мне!»
Хануман дал ему свой даршан. Он сказал: «В рама-лиле я – Хануман, но знай, что я – Шива, получивший сварупа-сиддхи во Вриндаване, во Враджа-мандале. Марьяда-пурушоттама – это Рама, но лила-пурушоттама – это Кришна. Его лила-шакти дала мне адхикару для служения во Враджа-мандале, самой возвышенной обители Господа. Молись лила-шакти, Йогамайе, Бхагавати Паурнамаси, Вринде-деви, и очень скоро ты получишь враджавасу, враджа-бхакти, враджа-севу. Рама-лила омывала твое сердце, но это игры марьяда-пурушоттамы Рамы. Он играл в твоем сердце и приготовил его для Кришны, Враджа-бхуми, враджавасы и враджа-севы. Такая сева считается самой высшей – после кришна-севы служение Раме кажется очень легким. Кришна присутствует во всех двадцати четырех воплощениях, таких как Рама, Нрисимха, Калки, Вамана».
Рама – это только половина изначального и полного Кришны:
ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
(Брахма-самхита, 5.1)
«Кришна, известный как Говинда – Верховный Господь всех живых существ. Его духовное тело исполнено вечности, знания и блаженства. Все исходит из Него, но Сам Он не имеет начала и является причиной всех причин».
Раньше Гурудев думал, что Хануман – это одна личность, а Шива Тхакур – другая. Однако после того даршана он стал молиться Шиве: «Когда я смогу получить враджа-васу, враджа-бхакти? Когда же лила-шакти поможет мне?» Каждый день он ходил на Гангу, чтобы совершить омовение и предложить ему воду.
Чтобы получить благословения милосердного Шивы Тхакура, Гурудев стал соблюдать Шива-ратри. В Гаудия Матхах все были против Шива-ратри. Гурудев рассказывал: «Всем запрещали следовать Шива-ратри. Но я много раз в Матхуре и в других местах прятался, уходил куда-нибудь, но никогда не пропускал этот день». Он объяснял: «Шива Тхакур – это не обычная личность, он Гопишвар, который может даровать враджа-прему».
Каждый день Гурудев молился:
вриндаванавани-пате! джая сома сома-мауле
санака-санандана-санатана-нарадедья
гопишвара! враджа-виласи-югангхри падме
према праяччха нирупадхи намо намас те
(Санкалпа-калпадрума, 103,
Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур)
«О страж Вриндавана! О Сома, вся слава тебе! Твою голову венчает полумесяц, тебе поклоняются святые во главе с Санакой, Сананданой, Санатаной и Нарадой! О Гопишвара! Снова и снова я приношу тебе свои поклоны с одним лишь желанием – надели меня премой к лотосным стопам Шри Шри Радхи-Мадхавы, которые вечно наслаждаются божественными играми на земле Враджа-дхамы».
Мы удачливы, что встретились с Гурудевом. Если понять настроение его сердца, тогда можно очень легко практиковать бхакти. Иначе… У меня на глазах тысячи людей критиковали его, но я никогда не слушал их и не принимал то, что они говорили, поскольку Гурудев дал мне прибежище, и я следую по его стопам. Если бы я слушал эту критику, мое сердце разбилось бы, и жизнь была бы закончена. Поэтому я всегда всех сторонился. Эти люди не любили Шива-пуджу, Шива-ратри-врату и Шива-бхакти, но Шрила Гурудев говорил: «Они невежественны и не знают, кем является Шива Тхакур для враджаваси и Вриндавана-дхамы, что он дарует враджа-васу, враджа-севу и враджа-бхакти». В «Вилапа-кусуманджали» и других грантхах Вайшнавы пишут, что Шива – мангала-мой (дарует все благоприятное), он Гопишвара, который наделяет враджа-бхакти и враджа-премой.
Несмотря на постоянную критику со всех сторон, Гурудев каждое утро предлагал пранамы Йогамайе. Те, кто был рядом с ним, знали об этом.
радхеша-кели-прабхута-винода-
виньяса-вигьям враджа-вандитангхрим
крипалутадьякхила-вишва-вандьям
шри-паурнамасим шираса намами
(Става-калпа-друма, Рагхунатха дас Госвами)
«Я в глубоком почтении склоняюсь перед Шри Паурнамаси-деви, которая с непостижимым искусством устраивает самые возвышенные развлечения Кришны, дорогого возлюбленного Шримати Радхики. Лотосным стопам Паурнамаси-деви поклоняются все жители Враджа. Она необычайно добра и в полной мере наделена всеми другими божественными качествами. Поэтому она почитается во всей вселенной».
Следуя нашей гуру-варге, он предлагал пранамы Йогамайе, Паурнамаси, Бхагавати-деви, а затем поклонялся стопам Шивы Тхакура, молясь о враджа-бхакти, враджа-преме, враджа-васе и кришна-севе.
Однажды Гурудев встретился с Гаудия-вайшнавами и в частности с Нароттаманандой Прабху. В то время он служил офицером в полицейском департаменте британского правительства. Он всегда ходил в белоснежном костюме. Правительство выделило ему двух лошадей: белую и черную, а также людей, которые ухаживали за ними.
Британское правительство посылало его с поручениями по разным местам, но, куда бы он ни отправлялся, сначала он принимал омовение в Ганге и поклонялся ее водой Шиве. Дома родители поклонялись Лакшми-Нараяне и Сите-Раме, а у Гурудева теперь возникло сильное желание следовать тому, что сказал ему Шива Тхакур. Когда-то Хануман пообещал Туласи дасу: «Ты встретишься с Рамой», и теперь Шива Тхакур заверил Гурудева: «Ты непременно отправишься во Враджа-дхаму, будешь совершать враджа-севу и повсюду распространять враджа-бхакти. Ты будешь следовать этой анураге».
При первой встрече Нароттамананда Прабху подробно рассказал Гурудеву о майя-шакти: «Подобно тому как детям дарят игрушки, майя-шакти раздает в этом мире много подарков. Все люди играют с ними, но это временно. Настоящую удачу обретут те личности, которые используют эти дары майи в служении Господу: они получат любовь Господа и отношения с Ним, а затем выйдут из-под влияния майи и обучатся служению в духовном мире. Использование этих “игрушек”, подарков майи, для собственного наслаждения неминуемо приведет к греховной деятельности и оскорблениям. Сердце станет твердым, появятся зависть, ревность и много других анартх. Но таков материальный мир – это место, где майя-деви обучает обусловленные души. Если я все предлагаю Богу, Йогамайя, лила-шакти, заметит это: «О, у тебя нет вкуса к подаркам майи? Не хочешь наслаждаться всем этим? Ты отрекся от всего?»
иха ясья харер дасье
кармана манаса гира
никхиласв апй авастхасу
дживан-муктах са учьяте
(Б.-г., 5.11., комм.)
«Человек, который действует в сознании Кришны, то есть служит Кришне своим телом, умом, разумом и речью, является освобожденной душой, даже если находится в материальном мире и как будто бы занимается разнообразной материальной деятельностью».
Дживан-мукта (освобожденные души) в этом мире все используют для служения Господу, Гуру и Вайшнавам. Такая сева называется бхаджаном. А тот, кто только стремится наслаждаться, миллионы лет проведет в страданиях, и неизвестно, когда эти страдания прекратятся.
Поэтому Нароттамананда Прабху все объяснил Гурудеву о майя-шакти, бахиранга-шакти. «Существует пара-пракрити и апара-пракрити – Йогамайя и бахиранга маха-майя, – сказал он. – Но как может джива освободиться из тюрьмы маха-майи? Когда бахиранга-шакти, маха-майя, видит, что джива все предлагает Кришне и от всего отрешена, она молится Йогамайе, и та связывает ее с вечным служением».
Гурудев очень обрадовался, услышав это. Он сказал: «Все брахманы, гуру, йоги, учителя в школах и колледжах учат только тому, как побольше собрать “подарков” майи. Но никто не учит использовать все, что у нас есть, для служения Господу».
Лекции Нароттамананды Прабху проходили в течение семи дней. Гурудев приходил каждый день и неизменно сидел в первом ряду, жадно внимая каждому слову, а после окончания лекции задавал вопросы. Однажды за беседой они провели всю ночь! Это называется садху-санга. Можно жить с садху подобно клопам, муравьям, насекомым, но так и не получить от них и крупицы милости. Как удовлетворить святых личностей? Садху не нужна дакшина, они хотят от вас только желание совершать бхакти.
Если вы стремитесь практиковать бхакти-йогу, служить Господу, тогда сердце садху растает, и в ваше сердце хлынет трансцендентный поток.