19 августа 2013 года

 Мы очень удачливы, потому что находимся здесь, в Джаганнатха Пури, на коленях Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, в этом храме Гуру-пада-падмы рядом с Чакра-тиртхой. Шрила Гурудев провел здесь свои последние дни. Он родился в одном месте, и это место теперь прославлено, но место, где он завершил свои игры, даже более ценно для нас.

Рупа ГосвамиРупа и Рагхунатха во Вриндаване, но Шрила Гурудев здесь. Чтобы погрузить всех в океан сладости, Шрила Гурудев позвал нас в это место на празднование фестиваля разлуки с Рупой Госвами, на Джанмаштами, Радхаштами: «Эй, приходите все сюда, иначе как я буду счастлив?» В прошлом году мы также были здесь на Радхаштами. Я никогда не думал, что буду отмечать эти праздники за пределами Враджа-мандалы, Матхуры, Варшаны, но Шрила Гурудев настолько добр, что хитростью заманил нас сюда. Зачем? Я постараюсь объяснить это.

Наши Шесть Госвами не хотели уходить от Махапрабху, но Он послал их во Вриндаван со словами: «Вриндаван исчез. Проявите там места игр Радхи-Кришны и все праздники. Я буду очень счастлив, когда все увидят эти храмы и посетят проводимые там фестивали. Когда Я начинал это один, никто ничего не понял, возникли только проблемы. О Рупа! О Санатана! Пожалуйста, продолжите Мое начинание!»

Так, выразив Свое желание, Господь отправил Госвами во Вриндаван. Махапрабху находился здесь, в Пури, но Его сердце было с Рупой, Рагхунатхой, Санатаной и другими Госвами. Он не разлучался с ними. Между Гуру, Вайшнавами и Бхагаваном такая близкая связь! Обычные люди не могут понять этого. Ни на одну минуту Госвами не лишались общества Махапрабху, и Махапрабху не разлучался с ними. Только взгляните, Гуру-пада-падма пришел сюда и нас позвал хитростью. У него есть свое желание.

Рупа Госвами написал в «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва-вибхага, 2.234):

 

атах шри-кришна-намади на бхавед грахьям индрияих

севонмукхе хи джихвадау сваям эва спхуратй адах

«Трансцендентные имя, образ, качества и игры Шри Кришны невозможно постичь грубыми материальными чувствами. Они сами раскрывают себя тому, в чьем сердце, очищенном повторением святого имени под руководством Шри Гуру, пробудилось страстное желание совершать трансцендентное служение Господу. Шри харинама естественным образом проявится на языке такого севонмукха-садхаки».

 

Махапрабху дает харинаму. Как она придет и будет танцевать на языке? На бхавед грахьям индрийяих – вы не можете воспевать имена Кришны материальным языком и видеть Его материальными глазами. Как же тогда дживе установить связь с трансцендентной харинамой? Есть одно условие – нужно иметь дух служения (севонмукхе хи джихвадау). Нужно стремиться войти в эту обитель. Необходимо хотя бы малейшее желание быть севонмукхой, а не бхогонмукхой или кармонмукхой.

Каким должно быть служение? Оно должно быть анукульена-кришнанушиланам, благоприятным и доставлять удовольствие Кришне. Какой смысл готовить, если никто это не ест? Однако вкусное блюдо даже Господь примет вместе со всеми Своими последователями. Делайте все со сладостным настроением.

Мы слышали, как Дурьодхана приготовил много блюд, но Кришна отказался даже попробовать их. Он ушел в дом Видуры, где ел шак и кожуру от бананов. Без настроения служения человек все сделает неправильно, и Господь ничего не примет от него. Харинама не будет танцевать на его языке. Она проявится на языке того, кто занимает в служении все свои чувства (севонмукхе хи джихвадау).

Махапрабху сказал: киба мантра дила госаи киба тара бала / джапите джапите мантра карила пагал. «О Гурудев! Какую мантру ты мне дал? Когда Я повторяю ее, приходит Гопал и танцует вместе со Мной. Я танцую с Ним и не могу остановиться. Я словно обезумел и не могу расстаться с Ним ни на секунду».

Нама проявится при этом условии – севонмукхе хи джихвадау сваям эва спхуратй адах.

Когда Кришна боролся с Чанурой, Муштикой и Камсой, Он испытывал большую радость, потому что наслаждался вира-расой, но нельзя сказать, что эти демоны совершали служение Ему. Когда Яшода Мата посадила Кришну, а сама убежала спасать молоко, Он горько плакал от досады, но это не было оскорблением в Его адрес. Таким образом, определение бхакти, данное Рупой Госвами, совершенно – оно лишено недостаточности и избыточности (авьяпти и ативьяпти соответственно). Любовь Яшоды Маты в высшей степени чиста, а действия таких демонов, как Камса, Джарасанда, Чанура и Муштика, очень далеки от бхакти.

Постарайтесь понять значение севонмукхе хи джихвадау. Враджа-деви, манджари, мальчики-пастушки и все враджаваси хотят, чтобы Кришна встретился со Шримати. Сакхи и манджари всегда думают: «Как Шримати Радхика может встретиться с Кришной?» В лесных рощах они устраивают для Радхи и Кришны прекрасные качели.

Все враджа-деви вместе поют Их имена. Они всегда стремятся служить Юной Чете и желают, чтобы Они были счастливы. Радхарани несчастна одна, Кришна также несчастен один, и если Они порознь, враджа-деви также несчастны. Когда враджа-деви качают Радху и Кришну, все счастливы. Эта шрингара-раса выше всех других рас.

У кого есть чистое стремление к служению? Враджа-деви и их последователи естественным образом служат и поют святые имена Радхи и Кришны. Их настроение служения исходит из крия-шакти, источником которой является сварупа-шакти Радхарани. Игры Радхи и Кришны проявятся в сердце тех, кто страстно желает совершать служение. Без этого стремления игры не придут и харинама не будет танцевать на языке – на бхавед грахьям индрияих.

Махапрабху произнес:

 

нитья-сиддха кришна-према ‘садхья’ кабху ная

шраванади-шуддха-читте карайе удая

(Ч.-ч., Мадхья, 22.107)

 «Чистая любовь к Кришне вечно присутствует в сердцах живых существ. Она не относится к категории того, что можно получить извне. Эта любовь пробуждается сама, по милости сад-гуру, в сердце, очищенном практикой составляющих бхакти: слушанием, воспеванием и т.д.».

 

Благодаря слушанию хари-катхи об играх Радхи и Кришны от враджаваси в вашем сердце пробудится кришна-према. Как вы услышите эту катху? Если вы не служите враджаваси, не приходите к ним или не жаждете обрести отношения  с ними, зачем они будут вам давать наставления? Зачем в таком случае им рассказывать хари-катху для вас? Враджаваси могут понять, есть у вас хотя бы крупица желания служить или нет.

Кришна-прему нельзя получить силой медитации или аскез. Есть только один метод: нужно практиковать девять составляющих преданности в обществе анураги-бхакт. Тад-анураги-джананугами – это суть всех наставлений. Вы должны возжаждать этот нектар и пить его от анураги-вайшнавов. Тогда у вас больше не будет проблем в жизни. Эта вечно совершенная кришна-према проявится в сердце и никуда не уйдет, что бы ни случилось.

манджариШрила Гурудев находится в парампаре, нисходящей от Рупы-манджари. Он учит нас, как молиться:

 

ят-кинкаришу бахушах кхалу каку-вани

нитьям парасья пурушасья шикханда-маулех

тасьях када раса-нидхер вришабхану-джаяс

тат-кели-кунджа-бхаванангана-марджани сьям

(Шри Радха-раса-судха-нидхи, 8)

 

«О дочь Махараджа Вришабхану, океан расы! Верховный Господь, в чьих волосах красуется павлинье перо, припадает к стопам Твоих служанок, пытаясь умилостивить их Своими смиренными, отчаянными мольбами, чтобы они позволили войти в Твою кунджу. Если бы я смог стать прутиком в метле сакхи, подметающих эту кунджу, моя жизнь увенчалась бы успехом!»

 

Должно быть только одно желание – стать прутиком в метле, которой подметают рощи Вриндавана. Имейте это желание не одну минуту, день или год. Жизнь за жизнью молитесь стать прутиком в метле, которой подметают кунджы Враджа. Тогда вы сможете обрести это самое великое сокровище. Что это за сокровище?

 

йо брахма-рудра-шука-нарада-бхишма-мукхьяир

алакшито на сахаса пурушасья тасья

садьо ваши-карана-чурнам ананта-шактим

там радхика-чарана-ренум анусмарами

(Радха-раса-судха-нидхи, 4)

«Приняв прибежище предыдущих ачарий, я медитирую на пыль со стоп Шримати Радхики,  чья безграничная сила покоряет даже Верховную Личность, Шри Кришну, которого не могут узреть такие величайшие души, как Брахма, Шива, Шукадева, Нарада Муни и Бхишма».

 

Вы сможете непрерывно медитировать на Шримати Радхику. Если вы подметаете не ради Ее удовольствия, у вас никогда не получится войти во Вриндавана-дхаму и обрести враджа-севу. Нужно иметь это настроение севонмукха. Тогда шраванади-шуддха-читта – через слушание этих возвышенных истин ваше сознание очистится, и сердца коснется луч солнца чистой любви.

 

шуддха-саттва-вишешатма према-сурьямшу-самья-бхак

ручибхиш читтамасринья-кридасау бхава учьяте

(Бхакти-расамрита-синдху, Пурва-вибхага, 3.1)

«Бхава-бхакти: 1) состоит исключительно из вишуддха-саттвы; 2) подобна лучу солнца премы; 3) размягчает сердце, наполняя его различными трансцендентными вкусами».

 

Солнце любви (према-сурья) исходит из сварупа-шакти. Чтобы служить Шримати Радхарани, вы должны быть украшены лучиком этого солнца любви. Он сделает вас сильными и даст понимание, как выполнять служение.

Мы очень удачливы, что пришли в эту линию сварупа-рупануги. Гуру-пада-падма дал нам наставление следовать по стопам Шрилы Рупы Госвами. Где бы мы ни находились, мы должны следовать этой линии Рупы–Рагхунатхи и Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура. Тогда Шрила Гурудев будет очень счастлив.

Перед уходом из этого мира Прабхупада Сарасвати Тхакур дал наставление всем своим последователям: «Молитесь об обретении пыли со стоп Шрилы Рупы Госвами. Эта пыль — наша жизнь и душа. Держитесь вместе и следуйте рупануга-бхакти. Если вы будете так поступать, у вас не будет никаких препятствий».

Рупа Госвами объяснил в своей «Упадешамрите», как мы можем прогрессировать на пути бхакти:

 

вачо вегам манасах кродха-вегам

джихва-вегам ударопастха-вегам

этан веган йо вишахета дхирах

сарвам апимам притхивим са шишьят

(Упадешамрита, 1)

«Мудрый, владеющий собой человек, способный подчинить себе шесть побуждений – желание говорить, импульсы ума, порывы гнева, требования языка, желудка и гениталий – достоин наставлять весь мир».

 

атьяхарах праясаш ча

праджалпо ниямаграхах

джана-сангаш ча лаульям ча

шадбхир бхактир винашьяти

 (Упадешамрита, 2)

«Шесть пороков разрушают бхакти: 1) излишества в еде и склонность к накопительству (атьяхара); 2) усилия, неблагоприятные для бхакти (праяса); 3) бесполезные мирские разговоры (праджалпа); 4) пренебрежение важными предписаниями шастр или слепое следование им (ниямаграха); 5) общение с теми, кто враждебен к бхакти (джана-санга); 6) жадность или подверженность ума разного рода бесполезным идеям (лаульям)».

 

утсахан нишчаяд дхаирьят

тат-тат-карма-правартанат

санга-тьягат сато вриттех

шадбхир бхактих прасидхьяти

(Упадешамрита, 3)

«Успеху на пути бхакти способствуют шесть обетов: 1) с воодушевлением следовать правилам бхакти; 2) твердо верить в шастры и гуру, слова которого согласуются с шастрами; 3) проявлять стойкость и постоянство в практике бхакти, несмотря на множество препятствий, а также терпение в достижении желанной цели; 4) следовать составляющим бхакти, таким как слушание (шравана), повторение (киртана) и так далее, отказавшись от материальных чувственных наслаждений ради удовольствия Шри Кришны; 5) отказаться от недозволенных отношений с противоположным полом и общения с теми, кто к этому привязан, а также от общения с майявади, атеистами и псевдоверующими, и 6) придерживаться правил поведения Вайшнавов, воспитывая в себе соответствующие качества».

 

Вы должны следовать этим стихам, фундаменту “Упадешамриты”, и тогда сможете подойти к восьмому стиху, в котором говорится:

тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-

смритйох крамена расана-манаси нийоджья

тиштхан врадже тад-анураги джананугами

калам найед акхилам итй упадеша-сарам

(Упадешамрита, 8)

 

«Живя во Вриндаване и следуя по стопам вечных спутников Господа во Врадже (таким как Шри Гуру и Шесть Госвами), обладающих спонтанной любовью к Шри Кришне, нужно постоянно занимать уста и ум прославлением и памятованием имен Кришны, Его образов, качеств и игр. В этом заключается суть всех наставлений».

 

Следуя этому стиху, вы сможете продвигаться дальше. Вы не будете оглядываться назад или спотыкаться. Даже на секунду вас нельзя будет разлучить с вашей анурагамайи-севой.

Как можно защитить свою любовь? Кто-то убегает от майи и пытается войти во Врадж, но если он не следует анураги-вайшнавам, кто спасет его? Кто обучит? Кто подумает о благе для его души? На духовном пути человек должен иметь духовного учителя, находиться в благоприятном месте и окружении. Тогда он будет защищен. Без этого руководства мы будем один день пытаться контролировать наше вачо-вегам (желание говорить), а на следующий уже не сможем контролировать себя. Один день мы будем полны энтузиазма, держать в уме стих утсахан нишчаяд дхаирьят, а на следующий не будет ни устремленности, ни терпения. Один день у нас не будет атьяхары, но на следующий пойдем в плохую компанию и начнем грешить. Мы не сможем защитить себя и следовать этим основным принципам без руководства анураги-вайшнава. Поэтому суть всех наставлений в этом – тад-анураги джананугами.

Нужно посвятить свою жизнь тому, чтобы развить эти отношения. Но чистота не может коснуться грязного сердца. Вы должны немного очистить его, и тогда эти святые личности примут вас и дадут все возможности прогрессировать.

Рупа Госвами написал так много грантх! Однажды Санатана Госвами пришел к Рупе Госвами, когда он описывал, как Радха и Кришна, сакхи и манджари веселились, сильно раскачивая качели. Когда Радхарани испугалась, Она крепко схватилась за Кришну. Он так подробно описал это! Санатана Госвами вкушал этот нектар часами напролет. Затем он прочитал, что коса Радхарани подобна черной змее, которая раскачивалась и раскрывала капюшон на Ее голове.

«О, все, что ты написал, очень хорошо, но Радхарани очень мягкая и нежная. Почему ты сравниваешь Ее косу с черной змеей? Это немного странно», – сказал Санатана Госвами.

Рупа Госвами не стал спорить. Он никогда не поступал по принципу «око за око, зуб за зуб». Такого умонастроения в Вайшнавизме нет. Рупа Госвами спокойно произнес: «О брат, Гурудев, пожалуйста, исправь, подбери аналогию, которую сочтешь нужной».

«Я обдумаю это и завтра напишу что-то», – ответил Санатана Госвами.

По дороге в свой бхаджан-кутир он увидел много юных кишори, которые играли и танцевали. Одна из девочек сидела на изящных качелях.

«Как чудесно! – подумал он. – Это напоминает мне о сладостном описании, которое я только что слышал от Рупы». Он увидел, как счастливые подружки раскачивают свою сакхи. Неожиданно Санатана Госвами заметил над ее головой змею. Ее капюшон был поднят и она готовилась напасть. Он побежал к ней, крича: «Кишори, будь осторожна! Змея собирается укусить тебя. Здесь так много змей. Девочки, вы все в опасности!» Но когда он подошел ближе, не было ни девочек, ни змеи, ни качелей…

Тогда он понял: «Все, что говорит Рупа, абсолютная правда. В его описаниях нельзя сомневаться».

Шри Гуру вечен, и его вани (наставления) также вечны. Что бы ни говорил Шри Гуру, это является истиной. Если вы сомневаетесь в своем Гурудеве, ваша жизнь разрушится. Шрила Гурудев позвал нас сюда, и у нас не должно быть сомнений в этом. Зачем нам погружаться в политику? Зачем оставаться в обществе с другим настроением (виджатия)? Рупа Госвами написал об этом пути бхаджана и Шрила Гурудев следовал этому каждый момент своей жизни. Сейчас Шрила Гурудев дал нам шанс следовать по его стопам.

Каждый день Шримати приходит из Явата в Нандаграм вместе со своими сакхи и манджари. Она готовит здесь Своими руками. Юная и хрупкая, Она несет тяжелые глиняные горшки с медом, молоком и йогуртом. После этих игр Она возвращается в Яват, а потом отправляется поклоняться Солнцу. Рупа-манджари и другие манджари украшают дорогу лепестками роз и лотосов. Между Нандаграмом и Яватом находится Тер-кадамба. Рупа Госвами Прабху совершал бхаджан в этом месте и был постоянно занят в преданном служении. Санатана Госвами жил на Павана-сароваре и иногда приходил поговорить с ним. Они беседовали с утра до вечера, вкушая трансцендентный нектар хари-катхи, не чувствуя голода и жажды и не замечая, как летит время.

Как-то раз около четырех часов дня пришла маленькая девочка. «О Баба,  ты не собирал мадхукари сегодня. Мама послала Меня к тебе с этим молоком. Пожалуйста, попей», — предложила Она.

Но братья не ответили Ей.

«Баба, можно Я вскипячу молоко для тебя?»

Не последовало никакого ответа.

«Я сделаю немного кхира. Тогда ты сможешь предложить бхогу и принять его».

Шримати Радхика умело организует все для Кришны, когда Он голоден в лесу…

Девочка собрала немного сухого коровьего навоза и листьев. Приготовив кхир, Она произнесла: «О Баба, Я закончила готовить. Предложи это, а потом попробуй сам. Мне нужно идти”.

Вечером Рупа Госвами спохватился: «О Санатана, ты же весь день не ел! Что я могу предложить тебе? Мы не собирали мадхукари
сегодня».

Тогда он увидел горшок горячего кхира и вспомнил девочку. «Ах да, приходила девочка и приготовила этот кхир».

У них не было ни глиняных горшков, ни металлических тарелок – они принесли листья лотоса, охладили кхир и на них предложили бхогу. Затем Рупа Госвами преподнес прасад Санатане Госвами, и они вместе почтили его. От каждой капли этого кхира их сердца таяли в экстазе. Это называется расамайи-сева. Если сердце не мягкое, и мы делаем все из чувства долга, подобно обычным карми, как тогда оно растает? Шримати Радхарани сама приготовила этот кхир для Рупы и Санатаны. Почему? С утра до вечера они были погружены в хари-катху и расамайи-севу.

чхапанна данда ратри-дине

джане на радха-говинда вине

(Уддешйе рачита гита болия прачалита,

Гаура Кишора дас Бабаджи)

 «И днем, и ночью он не знает ничего и никого, кроме Радхи-Говинды».

 

Вчера был день ухода Шрилы Рупы Госвами. Его славу может осознать тот, кто помнит его имя и молится ему. Шримати Радхарани и Кришна будут очень довольны такой личностью.

По велению Махапрабху Шрила Рупа Госвами ушел во Вриндаван, где каждую ночь проводил под разным деревом. Он ходил по Враджа-мандале, благословляя всех ее жителей. Мы должны помнить игры Госвами и их стремление к служению. Они принесли все это из духовного мира и сохранили для нас. Если мы примем хотя бы капельку, сможем выбраться из майи. Нам больше не придется влачить это грубое физическое тело. Мы получим свое духовное тело и отправимся вместе со Шрилой Гуру-пада-падмой в вечную обитель.

Мы так удачливы… Мы не хотели приезжать сюда, но Шрила Гурудев настоял: «Приходите и празднуйте этот фестиваль со мной». Сегодня день после тиробхава-махотсавы Шрилы Рупы Госвами, но мы памятуем уход Шрилы Гурудева. Если эта боль живет в сердце, жизнь будет наполнена сладостью и мы сможем развиваться. Без боли разлуки мы никогда не сможем прогрессировать. Помните, какое сокровище Шрила Гурудев пришел дать нам. Оно не имеет себе равных.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить