Лекция по “Шри Кришна-бхаванамрите”
“Никто не выживет без Твоего прасада!”
Яшода Мата послала Кундалату в Яват за Радхикой готовить в Нанда-бхаване. Яшода Мата стала прославлять Кундалате Шримати Радхику, щедро одаривая Ее своими благословениями. Она не только просила Шримати Радхику прийти, но также посылала много подарков Джатиле и Кутиле.
Кундалата обратилась к Радхике: “Яшода в Тебе души не чает. Она не может жить без Твоего даршана. И еще она обожает все, что Ты готовишь. Она не может вкушать ничего другого. Все враджаваси любят принимать Твой прасад – благодаря ему приходит чистое сознание. Будто через приготовленные Тобою блюда Ты даришь чистый нектар расы. Разве сможет кто-то прожить без того, что Ты готовишь?”
Шримати Радхика ответила: “Яшода Мата так милостива ко Мне, и все же Я не могу идти в Нанда-бхаван”.
Джатила всё это подслушивала.
Нехорошо девушке ходить в дом чужого мужчины. Поэтому Шримати Радхика сказала: “Я не хочу нарушать женскую дхарму и ходить в чужой дом готовить”.
Кундалата снова и снова уговаривала Шримати Радхику пойти в Нанда-бхаван, но Та не соглашалась.
Джатила жадно ловила каждое слово, а потом сама взялась Ее упрашивать: «Иди же, иди! Бхагавати Паурнамаси велела отпускать Тебя в Нанда-бхаван. Если Ты не пойдешь, у моего сына начнутся неприятности, коровы заболеют и перестанут давать молоко, Кутила заболеет. Видишь, Радха, походы в Нанда-бхаван крайне важны для нашей семьи».
Она корыстно рассуждала: “Яшода каждый день присылает разные подарки. Стоит Радхике перестать ходить в Нанда-бхаван, и Яшода перестанет их посылать”. Поэтому жадная от природы Джатила продолжила уговаривать Шримати Радхику: “Кундалата очень честная и целомудренная девушка. Она будет за Тобой присматривать. Тебе нужно просто прийти в Нанда-бхаван и приготовить завтрак. Ни о чем не переживай, в случае опасности Кундалата Тебя защитит. Кришна не посмеет к Тебе даже приблизиться!”
Тем не менее Шримати Радхика не соглашалась. Тогда Кундалата и Джатила вдвоем стали Ее уговаривать, но Она стояла на своем. В конце концов они сказали, что этого хотят Яшода, Рохини и все остальные враджаваси.
Шримати Радхика не любит действовать вопреки желаниям тех, кто близок Ей. Когда все сакхи, манджари, все Её родственники – Джатила, Кутила, Кундалата, стали умолять Ее, Она наконец согласилась.
Дорога в Нанда-бхаван
Для Шримати Радхики подготовили паланкин, но Она наотрез от него отказалась, решив идти пешком. Тогда манджари очистили тропинку от колючек и шипов, сбрызнули ароматной водой и украсили лепестками. Они даже устроили так, чтобы солнце своими палящими лучами не мешало идти.
Шримати Радхика отправилась в Нанда-бхаван вместе с подругами. Всю дорогу они пели и танцевали. Животные выходили из леса, чтобы получить Ее даршан.
Когда Шримати Радхика приблизилась к Нанда-бхавану, Ей вдруг стало тяжело идти. Лалита и другие сакхи увидели, что Шримати Радхика оглядывается по сторонам.
“Что Ты ищешь?” – спросили они.
Лалита поняла Ее настроение. На пути из Явата в Нанда-бхаван находилась гошала, коровник. Там Кришна с друзьями – Субалом, Мадхумангалом и другими, доил коров. На самом деле Он поджидал Шримати Радхику, только и мечтая встретиться с гопи и подшутить над ними.
Яшода наблюдала с Нандишвара-парвата за тем, как идет Шримати Радхика. В руках она держала гирлянду и поднос для арати, с нетерпением ожидая Ее прихода.
Утром Кришна пришел в гошалу. Там было много красивых коров, вымя которых полно молока. Кришна беззаботно играл с друзьями в коровнике, а потом, улучив момент, убежал оттуда. Взобравшись на дерево, Он стал высматривать Радхику. Кришна издалека увидел, что Она приближается, окруженная тысячами сакхи и манджари. Гопи несли разные подарки для Кришны и Яшоды: красивые цветочки, благовония и дрова, от которых по всей кухне разносится сладкий аромат, а также масло, йогурт, панир, разные фрукты и коренья. В Нанда-бхаване ни в чем нет недостатка, но гопи несли дары в знак своей любви.
Гуру и Бхагаван также ни в чем не испытывают недостатка. Но если мы любим Господа, своего Прабху, то обязательно придем к Нему с подарками. Когда нет любви, не возникнет желание что-то подарить. Для любимых мы будем собирать самое лучшее, неважно, есть у них это или нет. Так же и гопи – они несли разные подарки для Кришны и продукты для будущих угощений.
Кришна наблюдал с дерева, а Яшода – с вершины холма. Когда Радхика подходила к Нанда-бхавану, Яшода тут же начала спускаться, и вся атмосфера наполнилась расой, сладостью. Гопи запели киртан с особой расой.
Облака, наполнившись трансцендентными переживаниями, закрыли солнце. Паванадев дул очень мягко. Дхира самире ямуна тире. Он перенес пьянящий аромат Ее вуали Кришне, и Тот, вдохнув его, обезумел. Павлинье перо выпало у Него из тюрбана, флейта выскользнула из рук. Он не мог совладать с Собой.
Это рупа-мадхурья, нектарная красота, сладость облика Шримати Радхики, которую невозможно описать материальным языком.
Так сакхи и манджари приближались к Нанда-бхавану. Всё было пропитано трансцендентным экстазом. Они жаждали увидеть Кришну: “О, скоро мы Его увидим, скоро увидим!” О чем они думали? О настроении Радхики. “Мы несем все эти подарки – ткани, тюрбаны, разные украшения, масла”.
Кто-то устраивает грандиозный праздник, готовит всё вкусное для Тхакурджи, поет и танцует, а на следующий день у них нет никакой программы. Это не бхаджан. В духовном мире каждый день – праздник. Бхаджан означает, что сердце настолько переполняется трансцендентным экстазом, что преданный практикует бхакти с огромным энтузиазмом. Как, например, волны океана набегают одна за другой. У него нет недостатка в волнах.Шримати Радхика идет в Нанда-бхаван Так и в сердцах преданных всегда поднимаются волны преданности – разные проявления бхакти-расы, от которых они танцуют и поют.
Шрила Гурудев однажды спросил: “Сколько преданности у вас есть? Столько же, сколько волн в океане?” Точно также любовь сакхи и манджари, которая проявляется в их служении, не имеет границ. Это подобно тому, как одна волна разбивается о берег и тут же набегает следующая. У гопи один фестиваль лучше предыдущего, и они никогда не оставляют служение. Они всегда полны энтузиазма.
Что стало с Кришной
Кришна наблюдал за Шримати Радхикой и Ее сакхи с дерева. Он был настолько очарован, что не мог оторвать глаз.
Кажется, что Гирирадж лежит молча и не двигается. Он подобен камню, но на самом деле он застыл на месте от нектара, который переполняет его при виде сладостных игр в его пещерах. Люди не стесняются камней. Они думают “Это просто камень”. Но у Гирираджа есть сознание.
Невозможно постичь сладостный облик Шримати Радхики материальными глазами и чувствами.
Кришна, увидев Шримати Радхику, даже не моргал. Он замер, словно изваяние. От Него исходило сияние, словно от миллионов солнц и лун, взошедших одновременно. Так выражалась Его любовь к Ней.
Во Вриндаване Кришна всегда в движении, Он не сидит на месте. Он смотрит, у кого есть любовь к Нему, кто принесет Ему гирлянду или хотя бы травинку дурвы и листик Туласи. Кришна смотрит не на то, что Ему дарят, а на любовь. Подарки подобны сосудам, в которых люди несут Ему свою преданность.
Гопи переполняли бхавы любовного экстаза к Кришне. Их лица сияли, что делало их еще красивее. Мадхурья переполняла сердца гопи и очаровывала Кришну. Когда они встречаются с Кришной, Его красота усиливается просто от того, что они рядом. Кришну, который носит гирлянду из лесных цветов (ванамалу), называют Ванамали. Красота Ванамали Кришны распространяется во всех направлениях.
Он стоит, замерев, однако Его серьги покачиваются, желая поцеловать Его щеки.
Цвет тела Кришны подобен голубому сапфиру, ниламани киране, а Шримати Радхики – расплавленному золоту.
Ямуна-деви приняла цвет тела Кришны, а Ганга-деви – Радхики. Как только Шримати Радхика стала приближаться, все наполнилось золотистым сиянием. Встреча божественного сияния Радхи и Кришны напоминала слияние Ганги и Ямуны в Праяградже.
Полубоги сыпали с небес цветы, гандхарвы пели. Яшода, Рохини и все враджаваси в ватсалья-расе наблюдали удивительное сияние Шримати Радхики и Кришны. Они не переставали изумляться этой красоте. Красота и сияние Кришны поражает. Порой одну руку Он кладет на плечо Субалу, а в другой крутит лотос. Порой Он то проявляет айшварью, то мадхурью, представая в образе Натавары Нанда-кишора. Кто же не попадет под Его чары? Это рупа-мадхурья.
Тяжесть анураги
Как только Шримати Радхика приблизилась к Нанда-бхавану, в Ее сердце возникло непреодолимое желание встретиться с Кришной.
Кундалата сказала: “Радхика, в сердце Ты несешь Гиридхари, а Гиридхари поднял холм Говардхан. Забудь Гиридхари, тогда на сердце у Тебя полегчает, и идти будет нетрудно”.
Гирирадж такой большой – семь миль в высоту, две мили в ширину. Кришна держит Гирирадж, но кто же держит Кришну с Гирираджем? Кундалата учила Радхику, как избавиться от этой тяжести, но Та была не в силах забыть Гиридхари. Ее анурага усиливалась, и каждый шаг давался Ей с большим трудом.
Ее анурага стала тяжелой, словно гора. Кундалата и сакхи испугались, как бы Она не упала, и потому перестали петь о славе Кришны. Они старались отвлечь Шримати Радхику, с любовью исполняя песни о Яшоде, Рохини и других враджаваси в ватсалья-расе. Очень и очень трудно оставить нектар повествований о Кришне! Поэтому даже гопи порой думают: “Если према является препятствием в нашей севе, так пусть же она уменьшится. Когда према становится настолько могущественной, что мешает служить, она оборачивается препятствием в служении”.
“Есть ли другая дорога в Нанда-бхаван?”
Шримати Радхика подходила к Нанда-бхавану. До Нее донесся аромат тела Кришны, оттого Ей стало еще тяжелее. Казалось, Она вот-вот потеряет сознание.
Снова Она почувствовала аромат тела Кришны, и могущественные волны анураги затанцевали в Ее сердце. Они набегали одна за другой, и в теле то вместе, то раздельно проявлялись разные признаки экстаза: волосы вставали дыбом, голос прерывался, слезы текли ручьями, цвет тела менялся.
– О Лалита, в Нанда-бхаван ведет только одна дорога? – наконец вымолвила Радхика. – Нет ли другой? Нет ли пути без этого Мохана, Индраниламани, этого сапфирового Кришны? Есть ли такая дорожка, на которой мы Его точно не встретим? Здесь Он словно ослепляет нас, и так тяжело идти. Что же нам делать?
Слезы лились у Нее из глаз, Она дрожала от экстаза, волосы вставали дыбом.
– Я не могу идти дальше, – прошептала Радхика. – Что же Мне делать? Покажите другую дорогу, Я пойду по ней. Я больше не могу идти здесь. Сияние Кришны, Его даршан, аромат Его тела – всё это пронзает Мое сердце, и Я вот-вот лишусь чувств.
Лалита, видя мучения Радхики, поняла: нужно срочно что-то предпринять.
Улыбнувшись, она сказала:
– Неужели Ты боишься идти по этой дороге? Ничего с Тобой не случится. До тех пор, пока я здесь, никто не посмеет на нас напасть. Здесь все Твои подруги. Если даже кто-то попытается подойти, Ты не переживай, я очень громко его отругаю. И никто не сможет преградить Тебе путь. Я вижу, Ты вся дрожишь и плачешь, будто боишься.
Гуру обладает таким могуществом, что достаточно коснуться его, подумать о нем, и все препятствия уйдут. Поэтому Лалита-деви сказала: “Паурнамаси – гуру для всех. Нужно молиться Паурнамаси-деви, чтобы она защитила нас. Возможно, Тебе нелегко, но Ты медитируй на нее, и она защитит. Яшода Мата попросила Тебя прийти, и Паурнамаси-деви позвала Тебя. Чего Тебе бояться? Всё будет благоприятно. Но, повернув обратно, мы ослушаемся старших. Нужно идти вперед”.
Лалита добавила: “Если возникнут какие-то трудности, мы сразу позовем Паурнамаси и Вринду или их спутниц, например, Нанди-мукхи, или Яшоду Мату. Тебе не о чем беспокоиться”.
Шримати Радхика приободрилась. Ее страх перед Кришной пропал, и тем не менее Она переживала. Пройти мимо Кришны очень и очень сложно. Переглянувшись, гопи начали медитировать. Что у них была за медитация?
Если мы медитируем на объекты чувств, то будем глубже погружаться в океан самсары. Самое благоприятное – это медитация на Бхагавана и Его спутников.
Мощный поток премы
Сакхи и манджари стали медитировать на то, чтобы получить силу пройти мимо Кришны. По мере приближения к Нанда-бхавану Кришна сиял все ярче. Они увидели Его, стоявшего неподвижно, и подумали: “Как Он красив! Его тело – словно воплощение чистой премы”. В то же время они переживали, что Кришна недвижим, а им хотелось получить Его даршан. Поток маха-мадхурьи и анупама-таранга-мадхурьи был таким стремительным, что наводнил всё вокруг. Все потерялись в океане нектара и красоты, и никто не мог выразить этого словами. Такова сила мадхурьи Кришны. Она переполняет сердца.
Возможно ли пройти мимо этого потока премы? Он сносит все на своем пути. Его создает сияние, исходящее от тела Кришны. Сколько ни вкушай нектар красоты Кришны, никогда не почувствуешь насыщения. Наоборот, захочется пить все больше и больше, смотреть и смотреть, получать Его даршан непрерывно.
Гопи думали: “Разве нам удастся пройти мимо Кришны?”
Так во Врадже проявляется анурага. Это поразительно.
Каждый шаг давался Шримати Радхике с большим трудом.
Кришна – не Рама, не Нараяна и не Нрисимха. Любовь Его хитра. Кришна хитер, а Его возлюбленные еще хитрее. Кришна может стоять в позе трибханга, изящно изогнувшись в трех местах, но гопи, Его возлюбленные, изогнуты в девяти местах! Кришна идет к ним, а они говорят: “Что Ты тут делаешь? Почему беспокоишь нас? Уходи!”
Он пытается к ним приблизиться, а они Его тут же прогоняют. Кришна им одно слово, а они Ему – десять. Он пытается с ними заговорить, но неизменно получает дерзкий ответ.
Сияющие стопы Шримати Радхики
Радхика покрыла лицо вуалью, чтобы не видеть Его, чтобы просто пройти мимо и выполнить Свое служение. Она Сама ничего не видела, и никто не мог видеть Ее лицa. Сакхи заверили Ее: “Мы закроем Твое лицо, а Ты иди вперед. Мы поможем Тебе пройти”.
Радхика была покрыта столькими слоями вуали, что никто не мог разглядеть даже Ее стоп. В Ее стопах столько сладости, мадхурьи, что от одного их сияния можно упасть без чувств. Они настолько прекрасны, что, увидев их, не удастся оторвать глаз. Тот, кто увидит Ее стопы, скорее расстанется с жизнью, чем отведет от них взгляд.
Кришна, увидев, что Шримати Радхика полностью закрыта одеждами, подумал: “Может, Мне повезет увидеть Ее стопы”. Сакхи поняли, что нужно скорее пройти через это опасное место, и поэтому ускорили шаг. А Кришна перебегал с одного места на другое, чтобы хоть чуть-чуть увидеть Ее стопы. Он надеялся, что во время ходьбы краешек Ее одежд немного приподнимется, и удастся получить мимолетный даршан Ее стоп. Но сакхи шли очень быстро, и как бы Кришна ни старался, Ему не удалось разглядеть стопы Радхики.
Встреча через гирлянду
Когда сакхи пришли в Нанда-бхаван, Яшода и Рохини подняли вуаль Шримати Радхики и с любовью обняли Ее. Враджешвари Яшода вдохнула аромат, исходящий от Ее волос. Своими слезами она омыла Ее лицо. Река блаженства из сердца Яшоды вышла наружу в виде слез.
Тунгавидья, засмеявшись, обратилась к Шримати Радхике:
– Дорогая подруга, мне кажется, что Ты увидела что-то поразительное. В Твоих глазах застыла печаль. По всем признакам Ты получила чей-то даршан.
И вправду, по взгляду Шримати Радхики чувствовалось присутствие Кришны, и от этого Она становилась еще красивее.
Сакхи принесли Шримати Радхике гирлянду из чампаки от Кришны. Так Шримати Радхика прикоснулась к Кришне через гирлянду. Раньше Ей сильно хотелось с Ним встретиться, но ничего не получалось. Но теперь, когда Ей дали гирлянду от Кришны, хотя Она и не могла встретиться с Ним лично, Она ощутила сладость Его объятий. Зачарованная, Она последовала на кухню.
Удивительный Нанда-бхаван
Нанда-бхаван так прекрасен! Когда вы придете туда, ваше сознание полностью умиротворится. Нанда-бхаван затмевает славу всех святых мест. Здесь вы обретете все добродетели.
В Нанда-бхаване есть и сады, и дворы, и деревья, которые дают разные специи. В Нанда-бхаване нет ничего приносящего беспокойства или печаль. Всё там наполнено блаженством, ананда-чинмайя-расой, и каждый день ощущается по-новому.
Шримати Радхика наблюдала, с каким искусством в Нанда-бхаване все устроено.
Читра очень легко может выразить на холсте настроения, которые Она испытывает. В Нанда-бхаване очень много таких картин, и ничто с ними не сравнится. Ничто не сравнится с этой красотой. То, что вы увидите в Нанда-бхаване, всегда новое и свежее.
Даже за миллионы жизней не получится понять, насколько Нанда-бхаван чудесен. Все колонны там, инкрустированные драгоценными камнями, ослепительно сияют. Обычно драгоценности дают холод, но эти камни излучают тепло. Любой, кто придет сюда, естественным образом начнет медитировать на Кришну и Шримати Радхику. Нанда-бхаван пропитан расой и все здесь поддерживается расой.
Крыша – суварна, золотая, инкрустированная бриллиантами и другими драгоценностями. Окна, террасы, стены – всё сверкает. Там есть мурти, в руках они держат лампады с гхи, и эти лампады горят постоянно. Даже мурти переживают разные бхавы.
В Нанда-бхаване много красивых лиан и деревьев, птиц и разных животных. Наверху в Нанда-бхаване находится много комнат, которые украшены золотом и драгоценностями. На рассвете солнечный свет отражается в этих камнях, и появляются разноцветные лучики. На востоке находится комната Баладевы, на севере – мандир. В этот мандир брахманы приходят поклоняться Нараяне.
Там есть отдельные покои для Баладевы и Кришны. Родители заранее спланировали, что, когда мальчики женятся, сюда придут их жены. Там расположены чудесные беседки и сады. Это “Кришна-бхаванамрита”. Мы не имеем никакого представления, что такое Нанда-бхаван, кто такой Нанда Баба, однако если читаем книги об этом, к нам придет какое-то представление, что поможет правильно медитировать и повторять мантру.
Пуджьяпад Премананда Прабху,
7 декабря 2018 года
Примите пожалуйста наши смиренные поклоны, благодарности и самые наилучшие пожелания, харикатха это жизнь!