Харе Кришна, дорогие преданные! Сегодня в высшей степени милостивый день явления Шри Баладевы Прабху, старшего брата Шри Кришны. На мирские дни рождения никто не ходит с пустыми руками. Тем более будет преступлением прийти без подарка на день рождения Баладевы Прабху, изначального Гуру. Итак, уповая на Его милость, мы начинаем цикл лекций по «Чайтанья-бхагавате». Эти лекции были прочитаны весной, после Гаура-пурнимы, Шрипадом Преманандой Прабху на святой земле, в Навадвипа-дхаме. «Чайтанья-бхагавата» – лучший помощник всем дживам в эту Кали-югу. В ней нет сложной сиддханты, только сплошной нектарный поток повествований о Гауранге Махапрабху, написанный воплощением Ведавьясы – Вриндаваном дасом Тхакуром.

Мы надеемся, что эти лекции вдохновят искренних читателей следовать пути бхакти и принесут всем большое духовное удовлетворение. Пусть же Шри Баладева Прабху благословит это начинание!

Команда Бхактабандхав.

 

29 марта 2014 года, утренняя лекция

Что является юга-дхармой этого века? Как обрести милость дхамы, намы и Гаурахари?

Вриндаван дас ТхакурПреданные Махапрабху оставили для нас ответы на эти вопросы. Вриндаван дас Тхакур передавал всем живым существам это послание Гаудия-ачарий. Махапрабху пришел даровать према-бхакти и шанс стать служанкой Шримати Радхарани. Чтобы сделать эти дары вечно доступными для джив, Вриндаван дас Тхакур еще раз призвал Махапрабху снизойти в материальный мир, на этот раз в форме описания Его славы. Вриндаван дас Тхакур очень добр. Он знал, что после ухода Махапрабху только возвышенные преданные смогут понять према-бхакти, которую Он принес. Обусловленным душам по большей части закрыт вход в мир према-бхакти. Они получат определенное благо, если придут к садху. Но встает вопрос – кто в век Кали является садху и кто обратится к нему за советом ради блага души?

Вриндаван дас Тхакур размышлял: «Как мне распространить послание Махапрабху всем дживам?» Он молился Нитьянанде Прабху, Адвайте Прабху, Гададхаре Пандиту и всем последователям Махапрабху. Они дали ему свои сердечные благословения, наделив силой описать славу, игры и учение Махапрабху таким образом, чтобы они были доступными для каждого.

Нараяни-деви, матери Вриндавана даса Тхакура, в детстве посчастливилось принять остатки маха-прасада и чаранамриту Махапрабху. Господь благословил ее, сказав, что в будущем она станет матерью Ведавьясы. Эта возвышенная личность действительно приняла рождение из лона Нараяни-деви и наполнила ее жизнь благодатью. Вриндаван дас Тхакур – это воплощение Ведавьясы в играх Махапрабху.

Ведавьяса был глубоко опечален тем, что, хотя он и давал дживам так много наставлений о дхарме, артхе, каме и мокше, но это не помогло им: они так и остались заносчивыми жестокими наслажденцами. По своей природе преданность мягкая и нежная, она не может развиваться в каменном сердце. Вначале сердце нужно вспахать, пропитать хари-катхой и только после этого оно сможет вкусить нектар према-бхакти. Шри Гаурачандра и Шри Нитьянанда поручили Вриндавану дасу Тхакуру помочь всем дживам обрести према-бхакти. Махапрабху сказал: «Я стал невидимым для джив, но когда ты выполнишь Наше поручение, Я проявлюсь навечно».

Шрила Гурудев исчез из материального видения, но его слава вечна. Если мы молимся ему и непрерывно размышляем о его славе, он всегда будет с нами. Но если после ухода Шрилы Гурудева мы отвернемся от него, это отдалит нас. Наша главная обязанность – всегда хранить Шрилу Гурудева в своем сердце как главное сокровище.

Ведавьяса пришел в Кали-югу как Вриндаван дас Тхакур, чтобы прославить Махапрабху и Его последователей. Слушание и памятование этих прославлений поможет нам одержать победу над майей. Эти темы напитают нашу душу, и тогда мы сможем добиться желанной цели – обрести вечное служение Гуру-Гауранге и Радхе-Кришне.

Многие люди накапливают огромное количество материальных знаний и становятся врачами, адвокатами и инженерами. Но так трудно найти тех, кто собирает в сердце славу Хари, Гуру и Вайшнавов! Соприкоснувшись с ней, джива получит чистое знание о своих взаимоотношениях с Махапрабху. Пришедшие в эту линию, заботливо взращенную Ведавьясой, приблизятся к Махапрабху, Нитьянанде Прабху и према-бхакти.

Если вы не читаете и не слушаете эту книгу, можете не надеяться обрести высочайшую любовь. К вам придут только подарки Майи-деви. За них сражаются жадные и завистливые материалисты. А мы читаем и слушаем этот бесценный дар Ведавьясы, умиротворенно собираясь вместе как семья, находящаяся под защитой Бога. У нас никогда не возникнет беспокойств и жизненных неурядиц.

Во введении к «Чайтанья-бхагавате» Вьясадева возносит молитвы Нитьянанде Прабху. В наши дни люди говорят: «Теперь уже не осталось маха-бхагават. Дикшу дают мадхьяма- и каништха-адхикари. Имеет ли такая инициация какую-то силу?» Принимая посвящение от Гуру на уровне мадхьяма или каништха, нужно понимать, что они ничего не дают лично от себя. Гуру-мантра, гуру-гаятри, гаура-мантра, гаура-гаятри и кришна-мантра изошли от изначального Гуру – Нитьянанды Прабху. Духовный учитель уровня маха-бхагавата передает их нам из того же источника. Нитьянанда Прабху и гуру-варга возьмут на себя ответственность за жизнь любого, кто повторяет эти мантры и искренне старается практиковать бхакти. Дикша-мантры связывают вас не только с инициирующим Гуру, но и с акханда-гуру-таттвой Нитьянандой Баларамой. Эти мантры необходимо получить и повторять их с серьезным умонастроением. Возможно, вы получили дикшу от того, кто еще не достиг совершенства и не осознал себя полностью. Однако это не означает, что мантры будут бесполезными. Могущество мантры совершенно не зависит от квалификации Гуру. Тем, что гуру помог вам, дав мантры, он сам получит большую помощь в своей практике бхакти. Не наше дело судить, на каком уровне находится гуру. Наш долг заключается в том, чтобы с верой и почтением правильно повторять гуру-мантру, гаура-мантру и кришна-мантру.

Наша гуру-варга подарила нам «Чайтанья-бхагавату», «Чайтанья-чаритамриту», «Чайтанья-махакавью», «Чайтанья-чандрамриту», «Чайтанья-чандродаю» и множество других книг о Махапрабху. Среди этих произведений «Чайтанья-бхагавата» Вьясадевы – наша жизнь и душа. Мы должны читать ее в настроении глубокого почтения и искренне молиться. В таком случае мы очень скоро получим духовную реализацию. Эта книга исполнена сладости. Она, словно детское питание, полезна и легкоусваиваема. Все обусловленные души: карми, гьяни, дети, старики, невежественные люди могут прочесть ее и оценить по достоинству это прославление Махапрабху. Чтение этого произведения будет особенно полезно людям из западных стран, которые так любят сладости. «Чайтанья-бхагавата» сладка и легко читается, в ней нет сложной сиддханты. Это нектарный напиток.

Одна Бхагавата – это «Шримад Бхагават-Махапурана», а другая – «Чайтанья-бхагавата».  Если вы прикоснетесь к ней, к вам придет понимание (чайтанья означает «сознание, понимание»). Квалифицированные личности  могут читать другую Бхагавату, но от того, что вы просто начнете читать эту «Чайтанья-бхагавату», к вам сразу же придет правильное понимание. Люди в этом мире не знают, кто они на самом деле и как выглядит их душа. У нас не хватает здравого смысла понять, что является благом, а что нет. Гуру-варга дает множество наставлений, но мы не принимаем их. Однако чтение «Чайтанья-бхагаваты» пробудит в нас чистое сознание, даст духовную энергию и силы понять это послание Вьясадевы, насладиться его нектаром и передать другим.

Вриндаван дас Тхакур написал «Чайтанья-бхагавату» по прямому указанию Нитьянанды Прабху. Наша великая удача в том, что мы можем читать и слушать это писание в Навадвипа-дхаме. Я долгое время мечтал об этом. И теперь разумные личности воспользуются этой благоприятной возможностью.

Души этого века заблудились во тьме. Данная книга станет для них поддержкой и одухотворит их сознание.

Мы начинаем изучение первой главы.

 

аджану-ламбита-бхуджау канакавадатау

санкиртанаика-питарау камалаятакшау

вишвамбхарау двиджа-варау юга-дхарма-палау

ванде джагат-прия-карау карунаватарау

(Чайтанья-бхагавата, Ади, 1.1)

[«Я поклоняюсь всемилостивым Шри Чайтанье Махапрабху и Шри Нитьянанде Прабху. Их тела ослепительно сияют золотым блеском, Их большие глаза похожи на лепестки лотоса, а изящные руки достигают колен. Появившись на свет в семьях возвышенных брахманов, Они положили начало движению санкиртаны. Они поддерживают жизнь во вселенной, охраняют юга-дхарму и даруют обитателям этого мира высшее благо».]

 

Благодаря отцу на свет появляется ребенок. Санкиртанаика-питарау – Гаура-Нитай – отцы движения санкиртаны. По Их милости в нашем сердце может проявиться маха-нама-санкиртана. Один из Них является отцом, а другой – дядей. Сын любит и уважает дядю так же, как своего отца. Дядя для него, как отец.

Махапрабху блистает золотом. Он помогает дживам стать такими же чистыми и лучезарными. Его удлиненные руки распростерты, чтобы повсюду раздавать милость. Если преданные Махапрабху отдаляются от Него, Он притягивает их обратно и держит рядом с Собой.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что большинство из нас повторяют харинаму с оскорблениями. Но гаура-нама и гаура-дхама не принимают оскорблений. Во время повторения харинамы нам следует помнить Гаурахари. Почему?

 

 радха кришна-праная-викритир хладини шактир асмад

экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау

чайтаньякхьям пракатам адхуна тад-дваям чайкьям аптам

радха-бхава-дьюти-сувалитам науми кришна-сварупам

(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.5)

[«Любовные отношения Шри Радхи и Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа – энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он – Сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела».]

 

Гаурахари – это объединенный образ Радхи и Кришны. Поэтому подлинное значение Харе Кришна – это Гауранга. Харе Кришна маха-мантра и Гаурахари неотличны друг от друга. Харе – это Радха, Кришна – Кришна, а вместе Они – Гауранга.

Ваше воспевание будет нама-апарадхой, если вы забываете Гаурангу. Таково мнение шастр. Если во время воспевания вы памятуете Чайтанью Махапрабху, ваше сознание пробудится к духовной жизни. В этом секрет гаура-намы.

А Гаура-дхама неотлична от Нитьянанды Прабху. Гауранга – Дхамешвара, Нитьянанда Прабху – Гаура-дхама. Если вы разовьете отношения со Шри Гуру, никогда больше не погонитесь за джада-анандой, материальными удовольствиями, ибо будете связаны с нитья-анандой, вечным духовным блаженством.

Поэтому во время повторения святого имени помните Гуру-Гаурангу, тогда вы получите враджа-прему. Лишенные этого знания личности, которые равнодушны к посланию «Чайтанья-бхагаваты», никогда не смогут воспевать харинаму или прийти в линию Махапрабху. Бхакти не так проста. Однако она становится доступной, если вы находитесь с Махапрабху и Нитьянандой Прабху.

Гуру-пада-падма привел нас в Навадвипа-дхаму, поэтому мы молимся ему:

 

Гурудев!

крипа-бинду дия коро эи дасе

тринапекша ати хина

сакала-сахане бала дия коро

ниджа-мане сприха-хина

 

[О Гурудев, пролей на меня каплю милости! Сделай меня своим слугой и помоги стать смиреннее травинки. Надели меня силой стойко переносить все трудности и избавь от желания славы и почестей.]

 

«Когда же у меня появится настроение тринад апи сунича? Только после этого я пойму гаура-прему, Нитьянанду Прабху и тебя. Тогда все будет просто».

 

 табе то’ гаибо харинама сукхе

апарадха хабе хата

 

[Тогда я избавлюсь от всех оскорблений и смогу в блаженстве воспевать святое имя!]

 

В моем сердце особое место займет нама-санкиртана и отец нама-санкиртаны – Шри Гауранга. Нама станет моим ребенком: дитя естественным образом очаровывает сердца всех.

У Шачиматы были Божества Кришны-Баларамы, но Гаура-Нитай подрались с Ними и выпроводили с алтаря, сказав: «Сейчас не Ваше время. Это Наше время и Наше место. Мы будем распространять нама-санкиртану. Ваше место во Вриндаване, поэтому возвращайтесь туда!»

Рупа Госвами произнес:

судиташрита-джанартир-ашайе рамья-

чид-гхана-сукха-сварупине

нама гокула-махотсавая те кришна

пурна-вапуше намо намах

(Шри Кришна-намаштакам, 7)

[О вездесущая Кришна-нама, освобождающая от бесчисленных страданий тех, кто нашел у Тебя прибежище. Ты – воплощение несравненного трансцендентного блаженства и услада для жителей Гокулы. Вновь и вновь я в глубоком почтении склоняюсь пред Тобой.]

Сварупа намы – Гаура-гопал. Только представьте, этот ребенок будет танцевать в наших сердцах!

 

намас трикала сатьяя джаганнатха сутая ча

са-бхритьяя са-путрая са-калатрая те намах

(Чайтанья-бхагавата, Ади, 1.2)

 

[Ты вечно присутствуешь в прошлом, настоящем и будущем, однако, в то же самое время, Ты принимаешь рождение как сын Шри Джаганнатхи Мишры. Я почтительно склоняюсь перед Тобой, Твоими слугами, сыновьями и энергиями.]

 

Вриндаван дас Тхакур говорит: «Джаганнатха-сута Гаурасундара, Его сыновья, слуги и все члены Его семьи придут, чтобы помочь вам. Не волнуйтесь ни о чем. Госвами – это Его сыновья. Его энергии – это бху-шакти Вишнуприя-деви, шри-шакти Лакшмиприя-деви и лила-шакти Гададхара Пандит. Такие спутники Махапрабху, как Нарахари Саракар, Рамананда Рай и Джагадананда Пандит, также придут. Если вы оказываете почтение Махапрабху и воспеваете харинаму, молясь Ему, Он предстанет перед вами со всеми членами Своей семьи!»

Махапрабху являлся в прошлом, присутствует в настоящем и проявит Себя в будущем. Он давал наму, дает наму и всегда будет давать наму тем, кто страстно жаждет обрести ее и кого рекомендовал Шри Гуру.

Забывая о Гаурахари и Нитьянанде Прабху во время повторения харинамы, вы собьетесь с пути. Вы можете думать, что побежите и схватите Радху и Кришну, но это не так легко сделать! После неудачной попытки поймать Их вы привяжетесь к обычным мужчинам, женщинам и станете сахаджией. Если же вы памятуете Гаурахари, Он проявится в вашем сердце и наделит духовной энергией, сделав вас способными служить Радхе и Кришне.

 

аватирнау са-каруньяу париччхиннау сад-ишварау

шри кришна чайтанья-нитьянандау двау бхратарау бхадже

(Чайтанья-бхагавата, Ади, 1.3)

 

[Я поклоняюсь двум братьям: верховным повелителям Шри Кришне Чайтанье и Шри Нитьянанде. Они снизошли в этот мир в скрытых обликах как само воплощение милости.]

 

Кто для нас авторитет? Кто наш покровитель? Кто для нас сама жизнь? Все это четко объясняется здесь. Теперь прямо упоминается имя Махапрабху и описываются Его качества. Но кто же Он? Здесь дается прямой ответ. Два Господа, Нитай и Гаурачандра, аватирнау – нисходят в этот мир, даруя безграничное сострадание, и париччхиннау – уничтожают миражи майи. В словосочетании сад-ишварау «сат» указывает на Нитьянанду Балараму – верховное Божество сандхини-шакти, а ишвара – на Махапрабху. Дау-бхратарау бхадже – просто поклоняйтесь этим братьям и никому другому.

 парама каруна, паху дуи джана, нитай гаурачандра

саба аватара – сара широмани, кевала ананда-канда

 

[Нет никого милостивее этих двух воплощений Господа – Нитая и Гаурачандры. Прекраснейшие из всех аватар, Они само олицетворение чистой ананды, духовного блаженства.]

 

декхо оре бхаи, три-бхуване наи, эмона дояла-дата

пашу пакхи джхуре, пашана видаре, шуни’ джара гуна-гатха

 

[О брат, взгляни! Во всех трех мирах ты не найдешь никого более милостивого, чем Они. Услышав об Их удивительных качествах и, особенно, Их милосердии, даже животные и птицы плачут, а камни плавятся.]

 

Тем, кто не поклоняется Гаура-Нитьянанде, негде укрыться в этом мире. Ничто не принесет им облегчения в этом мучительном круговороте рождения и смерти.

 

Бхактивинода Тхакур поет:

 

ха гаура-нитай, тора ду’ти бхай, патита-джанера бандху

адхама патита, ами хе дурджана, хао море крипа синдху

 

[О Гаура-Нитай! Вы, два брата, единственные друзья всех падших душ. Я жалкий и падший негодяй, у меня нет ни капли разума. Сжальтесь надо мной и пролейте на меня поток своей милости!]

 

Ха Гаура! Ха Нитай! Я падший. Нет никого, кто протянул бы мне руку помощи. Вы мои единственные друзья. Пожалуйста, примите меня.

 эк-бар декхле чакше джала

‘гаура’ бo’ле нитай дена сакала самбал

«Если Нитай заметит хотя бы слезинку на твоих глазах во время воспевания имени Гауры, Он незамедлительно прольет на тебя Свою милость и наделит духовной силой».

 

Нитай всем одарит человека, который хотя бы раз произнесет: «Ха Гаура! Ха Нитай!» Нет необходимости совершать другой бхаджан. Просто повторяйте святое имя в то время, когда вы идете, кушаете или занимаетесь иной деятельностью. Те, у кого нет веры в Гаура-Нитая, самые неудачливые. Гаурахари свободно раздает нама-прему, но ее ценность невозможно измерить. Имя Гауры даст вам все. Оно и садхана, и сиддхи. Оно все для нас.

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить