Слава Гирираджа. Прасад Кешавадева

Прасад Кешавадева КЕШАВА-ВРАТА

Кто последовал наставлениям «Бхагавад-гиты»?

Завтра начинается Кешава-врата. В «Шримад Бхагавад-гите» приводятся наставления, которые Кришна на протяжении двух часов давал на поле битвы враждующим сторонам. Одна сторона Кришны, а другая – Дурьодханы, Бхишмы Питамахи. Многие ли прислушались? Они были готовы убить друг друга, никаких компромиссов. Но Курукшетра – это дхарма-кшетра, там Куру Махарадж провел 108 огненных жертвоприношений. Первая шлока «Бхагавад-гиты» гласит:

дхарма-кшетре куру-кшетре самавета юютсавах

мамаках пандаваш чаива ким акурвата санджая

[О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра?]

Хотя Курукшетра – это дхарма-кшетра, люди, придя туда, не меняются. Кришна, Сам Верховный Господь, дал наставления, но никому не было до них дела. Арджуна слушал, но у него зародились сомнения, он не хотел следовать. Так же как Бхишма-питамаха, Карна, Дурьодхана, Дроначарья, Крипачарья…

Если кто-то будет памятовать даже шлоку или половину шлоки из «Бхагавад-гиты», это очень порадует Кришну.

Ученики прилежно учатся в школе и в конце получают не только аттестат, но и много навыков и хороших качеств, а все старшие с любовью к ним относятся. Точно так же тот, кто последует советам “Бхагавад-гиты”, и Кришну порадует, и сам станет счастлив. Кришна сказал:

сарва-дхарман паритьяджья

мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва-папебхьо

мокшайишьями ма шучах

[Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего.]

Оставьте и дхарму, и адхарму. Дас Госвами говорит:

на дхармам надхармам шрути-гана-нируктам кила куру

врадже радха-кришна-прачура-паричарйам иха танух

шачи-сунум нандишвара-пати-ситатве гуру-варам

мукунда-прештхатве смара падам аджасрам нану манах

(Манах-шикша, 2)

[О мой дорогой ум, оставь дхарму и адхарму, описанные в Ведах. Вместо этого целиком посвяти себя любовному служению Шри Радхе и Кришне здесь, во Врадже, ибо шрути провозглашают Их высшим объектом поклонения и Верховной Абсолютной Истиной. Всегда думай о Шачинандане Шри Чайтанье Махапрабху, который принял цвет тела и настроение Шримати Радхики, и помни, что Он неотличен от Нанды-нанданы. Также всегда помни Шри Гуру как самого дорогого преданного Шри Мукунды.]

«Я не могу следовать ни дхарме, ни адхарме. Меня не интересует то, о чем говорят Шрути, Веды, Упанишады. Мне нужно служение Радхе-Кришне во Врадже». 

Поэтому Кришна и говорит: «сарва-дхарман паритьяджья». Но многие ли способны следовать? И тогда Кришна сказал: «ман-мана бхава мад-бхакто / мад-яджи мам намаскуру». «Стань Моим бхактой, предложи Мне все, что у тебя есть». Кто такие ман-мана? Это враджаваси и враджа-деви, в особенности Гирирадж Говардхан. Он всегда рядом со Кришной и все, что у него есть – для Него.

Враджаваси – ман-мана-бхаво. Уддхава давал много советов гопи, а они в итоге ответили ему: «Уддхо, ты говоришь нам практиковать дхьяну, йогу, но кто будет это делать? Все, что у нас было, мы давным-давно отдали Кришне».

Кришна не может быть таким же ананьей. Поэтому Он признался гопи: «Я в неоплатном долгу перед вами».

Если мы будем думать о счастье Того Кришны, то и сами будем счастливы.

Гирирадж Говардхан настолько дорог Кришне, что Он Сам ему поклоняется и прославляет его, совершает парикраму со всеми. Такая удача памятовать Гирирадж! Если вы будете ходить на парикраму по Гирираджу, то автоматически станете счастливыми.

«Вы проводите пуджу полубогам, но дают ли они вам даршан и благословения? – спросил Кришна у враджаваси. – Пойдемте на Говардхан, он все примет, вот увидите».

Самое главное – это анурага

Сегодня мы пойдем на Дана-нивартана-кунду. Сначала у нас было Дана-гати, Чандана-шила, где прошла абхишека ШриматиРадхарани, манджари и гопи, далее Чаранамрита-кунда, а теперь это место игр Кришны. 

Он постоянно играет.У Него есть две группы пастушков. Одни – мальчики-пастушки, а другие – сакхи и манджари, которые переодеваются, как пастушки, чтобы играть с Ним.  Каждый день они все это делают для счастья Кришны.

Махариши Дурваса, другие риши и махариши, брахмариши, тапасви изо дня в день приходят увидеть лилы Кришны.

Кришна постоянно, с утра до вечера, учит Своих друзей, коров, слуг и всех остальных, как вручить себя, служить и никогда не сбиться с правильного пути, чтобы ничего не потерять. 

Кришна ванде джагад-гуру. Кришна всем помогает. Он не сидит дома, постоянно бегает в лесу, ни у кого не просит оплаты, кушает остатки других и дает им Свои остатки. Со всеми Он играет, кого-то даже носит на Своих плечах. С каждым Его связывают сердечные отношения.

Как же и нам быть рядом с Кришной, чтобы вся любовь была направлена только на Него? Иначе, без отношений с Господом и Его спутниками, люди, лишенные истинной любви, непременно собьются с правильного пути. Миллионы жизней пройдут впустую. Самое главное – это анурага, которая хранится в сердцах рагатмика враджаваси.

В душе у каждого есть любовь, но ее неправильно используют и потом страдают. Любовь нужно полностью использовать для Бога и Его спутников. Это сделает нирапекшей – нейтральными, равнодушными ко всему кроме служения Кришне. Гуру-пада-падма, рагатмика враджаваси помогут в этом. Рагатмики и рагануги не дают ничего другого.

Нитья-сиддхи и садхана-сиддхи, те, кто очень дорог Кришне, каждый день ходят с Ним пасти коров. В основном Кришна находится рядом с горячо любимым Им Говардханом. Порой Он посещает Мадхуван, порой Талаван, Кумудван, Бахулаван, Камьяван, Вриндаван, но больше всего любит Говардхан.

Тому, кто что-то даст Кришне в Дана-гхати, Кришна вернет сторицей.

Говинда-кунда. Дана-нивартана-кунда

Как-то раз риши и махариши во главе с Шандильей Риши и Бхагури Риши объявили по всему Враджу: «Это необычайно благоприятный год. Тех, кто выйдет замуж в этом году, никогда не станут вдовами. Они всегда будут молоды, богаты, здоровы, а жизнь их будет счастливая и удачная. Это самое лучшее время для того, чтобы выдавать замуж дочерей и сестер, неважно, новорожденные они или уже подросли».

В тот год произошла брахма-вимохана-лила, и все пастушки и телята стали Кришной, но никто об этом не знал.

Ади-гуру Брахма украл у Кришны всех пастушков и телят и спрятал их в пещере. Как же Кришне вернуться домой одному? Тогда Он стал всеми телятами. Целый год Он, как теленок, спал в коровнике, ел солому и пил молоко. Он совершал такую тапасью в ответ на любовь коров, мечтавших о том, чтобы Кришна стал их сыном!

Даже когда Кришна приходил в коровник, телята хотели, чтобы Он первым попил молока, а потом они пили его вместе из одного вымени. Каждая корова говорила: «Вся моя любовь для Тебя, все мое молоко для Тебя». Они все предложили ему. И теперь Кришна стал всеми телятами и пастушками не на один день, а на год. Он стал и Абхиманью, и Говардхана-маллой. Когда Радхарани вышла замуж, Ее настоящим мужем был не Абхиманью, а Кришна. То же самое произошло с Лалитой, Вишакхой – все гопи вышли замуж за Кришну.

Свадебные ягьи проходили на Говинда-кунде. Гопи каждый день проходили через Дана-гхати  с горшками, наполненными молоком, йогуртом, маслом, и Кришна воровал у них все это.

– Куда направляетесь? – спрашивал Он гопи.

– На Говинда-кунду.

– Сначала заплатите моему Говардхану налоги.

Гопи сильно расстраивались: «Почему Он постоянно нас беспокоит?» Они не знали, что все нужно сначала очистить. Например, перед пуджей цветы нужно очистить, прочитав пушпе пушпе маха-пушпе супушпе пушпа самбхаве / тат чаявакирне ча хум пхат сваха.

То же самое в отношении Туласи, гхи, молока, меда, воды и всего остального. Если вы напрямую что-то предлагаете, это будет оскверненным.

Поэтому Кришна все забирал, а Гирирадж Говардхан очищал. Без любви даже подношение воды превратится в карму. Так, люди предлагают Господу воду, но Он не принимает. В первую очередь все нужно предложить Господу, Вайшнавам, гуру-варге, тогда этот прасад не только даст людям сукрити, но и према-бхакти. А от пищи в отелях никто не получит духовное благо. 

Кришна сказал: «Все не получится напрямую предложить, есть какие-то привязанности. Но вы предложите Гирираджу Говардхану, он очистит».

Говардхан – это сварупа Кришны, они тадатма, едины сердцем, и в то же время Говардхан – это Его севак.

Согласно правилам нашей сампрадаи, все в первую очередь нужно предлагать Гуру-пада-падме, он передаст Лалите, Вишакхе, Радхарани, а Она уже вручит Кришне. Вы не можете напрямую предложить Кришне, ведь то, что вы даете, осквернено. Ничто в этом мире не относится к ниргуне.

Гопи расстраивались: «Кришна каждый день мешает нам проходить здесь. Он все отбирает». Они не понимали, что потом, на Дана-нивартана-кунде, им все вернут даже в бОльшем размере. То, что Кришна забирал – золотые, серебряные горшки, Он потом отдавал.

дикша-кале шишья каре атма-самарпана

сеи-кале кришна таре каре атма-сама

сеи деха каре тара чид-ананда-майя

апракрита-дехе-танра чарана бхаджая

[В момент посвящения, когда преданный полностью посвящает себя служению Господу, Кришна начинает считать его равным Себе. И когда тело преданного в процессе дикши преображается и становится духовным, он, уже в трансцендентном теле, служит лотосным стопам Господа.]

Во время дикши ученик предлагает себя Гуру-пада-падме, Вайшнава-ачарьям, и в этот момент его принимает Кришна. А если вы напрямую отдадите себя Кришне, Он вас не примет. Гуру не посредник, он очищает, забирает наши анартхи и дает особое настроение, анурагу. Это наше богатство. У каждого из нас есть любовь, нитья-сиддха-бхава:

крити-садхья бхавет садхья-бхава са садханабхидха

нитья сиддхасья бхавасья пракатьям хриди садхьята

[Бхакти, которое совершается посредством материальных чувств и приводит к бхава-бхакти, называется садхана-бхакти. Когда в сердце очистившейся дживы проявляется вечно совершенная бхава, это называется садхьята.]

В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавираджа Госвами написал:

нитья-сиддха кр̣шн̣а-према ‘садхья’ кабху ная

шраванади-шуддха-читте карайе удая

[Чистая любовь к Богу вечно обитает в сердцах живых существ. Она не относится к категории вещей, получаемых извне. Когда сердце очищено слушанием и воспеванием, эта любовь пробуждается сама собой.]

Шраванам и киртанам рядом с рагануга-, рагатмика Гуру будут чистыми. Вы предлагаете все Гуру, он очищает и отдает Кришне. Мое тело и все, что у меня есть, станет сат-чид-ананда-майям.  Тогда очень легко служить Кришне.

Кришна все брал и предлагал Гирираджу Говардхану, а тот в ответ возвращал на Дана-нивартана-кунде с лихвой.

Допустим, у нас есть вода, сахар, лимон, черный перец, но мы не знаем, в каких пропорциях их смешать, чтобы получился вкусный напиток. Гирирадж Говардхан знает процесс. Черствое и невкусное не получится использовать в служении Кришне.

Кришна – Йогешвара Шри Хари, с Ним вся сила. Например, пастушки пришли, чтобы выйти замуж, а все гопы были Кришной. Но как предложить себя этому Кришне? В Дана-гхати они начинали садхану, потом шли на Дана-нивартану-кунду. Там, к своему изумлению, они обнаруживали на себе гирлянды, много цветов и украшений… Приходили хорошие идеи и ум работал по-другому. Гирирадж все это давал на Дана-нивартана-кунде. Они обретали величайшее сокровище.

Мадхави-кунджа

Потом они шли на Говинда-кунду для того, чтобы предложить все Йогешваре Шри Хари и там устраивалась их свадьба с сакхами. Однако это был только Кришна.

Шримати Радхарани, наблюдая издалека, размышляла: «Что тут происходит? Пары сидят у подножия Говардхана, проходят свадьбы. Но Я вижу повсюду одного Кришну».

И тогда Шримати Радхарани проявила ахайтуки-ман. Она спряталась в Мадхави-кундже, Малати-кундже у подножия Гирираджа.

В месте, где нет сварупа-шакти, ананды, хладини-шакти, все будет сухо и лишено сат-чит-ананды. И вот Кришну перестали радовать эти свадьбы. Он подумал: «Куда же ушла Шримати Радхарани?» Он искал Ее и в конце концов нашел в Мадхави-кундже. Лалита и Вишакха обмахивали Шримати Радхарани.

Он вошел в кунджу, наряженный, как полагается жениху на свадьбе. Сняв Свою цветочную корону, Он предложил ее лотосным стопам Шримати Радхарани.

Кришна припадает к стопам Шримати Радхарани

Это описал наш Джаядева Госвами. Смара-гарала-канданам мама шираси манданам. «Разве я могу написать, что Кришна припадает к лотосным стопам Шримати Радхарани и умоляет простить Его?» – удивленно подумал он.

«Я не виноват. Все эти кишори соблюдали Катьяяни-врату, и Я пообещал, что всех приму, говорил Кришна Шримати Радхарани. Они каждый день постились, плакали, поклонялись, молились: нанда гопа сутам деви пати ме куруте намаха. Радхарани, они не Мне молились! Нанда гопа сутам деви – все молились Тебе. Это не так, что только Меня они выбрали своим пати. Ты – Та Деви, которую они просили: “Пожалуйста, прости нас. Дай нам Кришну, Своего возлюбленного. Кришна Твой, мы не собираемся Его красть. Пусть Он примет наше служение. Даруй нам маленькое служение Ему под Твоим руководством”».

Увидев все это, Джаядева Госвами стал колебаться: «Как мне теперь это записать? Все возможно, но так, чтобы Кришна преклонял Свою голову к стопам Шримати Радхарани…» У него рука не поднялась это записать. Отложив в сторону перо и рукопись, Джаядева Госвами направился на берег Ганги. Падмавати в это время осталась готовить для Шри Радхи-Мадхавы.

Вдруг пришел Джаядева. «О Падма, я так голоден, ты уже предложила бхогу? Дай мне скорее прасад”. Завершив трапезу, он произнес: “А теперь подай мне перо и рукопись». Когда Падмавати все ему принесла, он записал:

смара-гарала-кханданам

мама шираси манданам

дехи пада-паллавам ударам

(Гита-Говинда, 10.8)

[О Шримати Радхика, Я погибаю от смертельного яда любви. Будь милостива ко Мне и укрась Мою голову пылью со Своих стоп, нежных и прохладных, как лепестки лотоса.]

Отложив перо в сторону, он произнес: «Я пойду отдохну, а ты прими прасад». Целомудренная жена всегда принимает прасад после мужа. Так и Падмавати принялась почитать прасад, как внезапно вернулся настоящий Джаядева.

– Падма, что случилось? Ты раньше никогда до меня не принимала прасад.

– Ты ведь велел мне принести твою рукопись, закончил почитать прасад и ушел отдыхать.

– Да не было такого.

– Кто же тогда приходил?

– Принеси-ка мне мою рукопись.

Падмавати принесла. Джаядева увидел, что все, что он не решался записать, было выведено пером.

«Так значит это Сам Кришна пришел и записал!» – догадался он.

Нужно предаться Радхарани

Теперь Кришна уверял Шримати Радхарани: «Моя голова только для Тебя и ни для кого другого». Однако там, на ягья-кунде, было много пар, но жених везде один – Кришна. Потом в сердца гопи вошла сила, и они предались Шримати Радхарани.

Проблема Дварака Пури заключалась в том, что там было 16 108 цариц, но каждая сама по себе, с личным дворцом, десятью сыновьями и дочерью. Все царицы утопали в роскоши, у каждой были свои слуги.

Однако во Враджа-мандале все служат Кришне не сами по себе, а под руководством Шримати Радхарани, иначе Кришна не примет их служение. Это называется анугатья.

Например, во время шарадия-раса-лилы Радхарани исчезла, и Кришна, оставив всех, поспешил на Ее поиски.

У подножия Говардхана расположена Говинда-кунда, где проходили свадьбы. Что означают эти свадьбы? Шаранагати, или предание: «Я вручаю себя».

Кришна объяснил: «Необходимо предложить себя не Мне, а Радхарани».

Идти напрямую к Кришне не совсем правильно. Он – вишая-виграха, а Она – ашрая-виграха. Баладева Прабху, Гурудев, Вайшнавы – ашрая-виграха, они дают прибежище. Это выражается в том, что они молятся Шримати Радхарани, гопи и манджари, Баладеве Прабху: «Пожалуйста, примите этого человека».

Дикша-кале шишья каре атма-самарпана / сеи-кале кришна таре каре атма-сама. То, что вы самостоятельно предложите Кришне, Он не сделает чид-ананда-мой! А если вы предложите сначала Гуру… Гуру бывает двух видов.

радха-саммукха-самсактим сакхи-санга-нивасиним

твам ахам сататам ванде мадхавашрая виграхам

[О Гурудев! Снова и снова я предлагаю тебе свои поклоны. Ты всегда рядом со Шримати Радхарани и очень предан Ей. Ты всегда находишься в обществе Ее близких подруг, гопи, и ты – обитель любовной преданности Шри Мадхаве.]

Зная это, нужно вручить себя ему.

Когда все пришли к Говардхану, он очень легко все дал. Но Радхарани не была до конца довольна, так как каждая гопи думала, что Кришна принадлежит ей.

Раньше матушки во Врадже Кришну любили больше, чем своих детей, но теперь каждая стала заботиться в первую очередь о своих сыновьях. Они больше не ходили в Нанда-бхаван. Яшода недоумевала: «Что случилось? Раньше гопи с самого утра приходили с маслом, фруктами… Они жаловались на Кришну, любовались им. Теперь они приходят гораздо реже».

Дело в том, что у каждой теперь был свой Кришна.

Радхарани увидела, что со всеми гопи теперь был Кришна, и каждая возгордилась своей немыслимой удачей.

То же самое происходит и в жизни преданных. Севак радует Гуру своим служением. Однако крайне редко встречается такое, чтобы гуру-севак давал другим шанс послужить или хвалил их. Скорее он будет считать: «О, я так близок и дорог Гуру!» А так как у него нет любви и почтения к другим севакам, он не позволит им служить Гуру. Но Шримати Радхарани так не любит. Ей хочется, чтобы все служили Кришне, главное, чтобы были не сами по себе, поскольку это не доставит Кришне удовольствия.

Махапрабху объяснял, что Гуру можно порадовать, только следуя под его руководством. То же самое в отношении Кришны. Если не предложить себя Радхарани, не следовать по Ее стопам, Кришна никогда не примет. Он не отвергнет, то есть что-то даст, но к Себе не приблизит. 

Поэтому в этой Малати-кундже, Мадхави-кундже Кришна показал славу Шримати Радхарани. Гирирадж Говардхан был очень счастлив.

У Кришны на Говардхане есть ратна-симхасана. Там место и для Кришны, и для Баладевы, и для сакхов. Там очень красиво.

Кришна решил: «Я приму всех, но не в этой сварупе». Тогда Он сменил облик, рядом с  Соури-кундой, рядом с Мадхави-кундой.

Кришна был молодой, сильный, золотой, очень красивый. Пастушков Кришна тоже поменял. Кришна Сам больше не был черный, по черноте Его бы все узнали, но Он поменял цвет тела. Это называется мадхукара-ранджита-малати-мандита-джита-гхана-кунчита-кешам.

Порой Кришна – Радха-раман, порой Радха-Винода-бихари, порой Радха-Мадана-мохан, порой Говинда, Гопинатха… И теперь, на Соури-кунде, из династии Соурисена, Кришна проявился такой красивый, золотой. Он пел, играл, танцевал, и ман у Радхарани стал уходить.

Лалита воскликнула: «Тебя прославляют даже полубоги, не только Кришна. Иди посмотри, какая там программа». Радхарани пришла и поняла все. Она поменяла всех Своих сакхи, они стали апсарами и пришли к Кришне на Навала-кунду, рядом с Апсара-кундой. Не было больше сакхи и манджари, они теперь были еще больше, чем апсары и гандхарвы. Шри Радху-Кришну теперь звали Гандхарва-Гиридхари.

И началась большая программа!

Одна группа сидела на вершине Гирираджа Говардхана, а другая – в месте Кадамба-кханди, где раса-стхали. Начались танцы и песни. Одна группа сидит, другая поет. С небес эти восхитительные игры наблюдали апсары, гандхарвы, якши, киннары, полубоги. Они сыпали цветы, танцевали и играли на музыкальных инструментах.

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что, увидев такой прекрасный облик Кришны, полубоги потеряли сознание.

Эта игра продолжалась целую ночь Брахмы.

Брахма-вимохана-лила

Кришна стал сыном для всех матушек Враджа и теленком для каждой коровы.

Однажды Баладева Прабху с Кришной пришли пасти коров. С одной стороны была Чандра-саровара, возле Говардхана, там паслись телята. Там были коровы и пастухи Нанды Бабы. Коровы, увидев своих старших телят, тут же побежали к ним, хотя у них были недавно рожденные телята. Пастухи разозлились: «Эти мальчишки все время что-то вытворяют! Мы не можем защитить наших коров».

Они были готовы побить юных пастушков, но, как только они их увидели, то стали обнимать, целовать, прижимать к груди. Баладева Прабху недоуменно спросил Кришну: «Что происходит? Почему коровы так любят своих старших телят?», а Кришна только улыбнулся. Баладева твердил: «Я не понимаю, что это за майя».

В тот день, когда произошла брахма-вимохана-лила, Баладевы Прабху не было рядом с Кришной. И теперь Он увидел, что вокруг был только Кришна, Нараяна.

Кришна объяснил Ему: «Когда все вошли в пасть Агхасуры, Я их спас, но потом Брахма их украл».

На протяжении года все находились у подножия Говардхана, в раса-стхали. Кришна обещал всех принять и сделал это. Он поменял Свою сварупу, став всеми пастушками, но никто не догадывался об этом. И эти свадьбы называются самарпана, шаранагати. Кришна учил всему настоящему. И теперь они предались Радхарани.

Еще на Говардхане есть Рати-уткели-кунджа. Прамода мадана лилах кандаре кандаре те. Сердце Гирираджа Говардхана огромное, там столько пещер, прекрасные напитки, угощения… Кроме того, все отдыхают возле Гирираджа и к ним приходит свежий заряд энергии и безграничное счастье. На Говардхане Кришна поет, танцует, играет. Другим местам такая удача неведома. 

Раса-нидхи нава юнох сакшиним дана-келер. Какая это дана-лила, как Кришна отдыхает! Кришна привел всех враджаваси к Говардхану и объявил: «Предайтесь только Говардхану, он всегда поможет».

Молитесь Гирираджу, он защитит

Кришне было десять лет и шесть месяцев, когда Он уехал Матхуру. Кто бы защитил враджаваси? Без Кришны они были обречены на страдания, однако Кришна все устроил. Он неделю держал Говардхан Своей рукой, и враджаваси вошли в сердце Гирираджа. Они провели там семь дней.

Потом в Матхуре умер Камса, но вероломный Джарасандха, зная, как Кришне дороги враджаваси икоровы, неоднократно нападал. Он хотел всех уничтожить. Кришна заранее предупредил враджаваси: «Если начнут нападать демоны или случатся проблемы, идите к Говардхану. Он защитит всех, не переживайте».

Ни в коем случае не думайте, что Кришна жестокосердный. Да, Он был в Матхуре, но к Нанде Бабе и всем враджаваси Он постоянно посылал гонцов. Кришна даже Сам приходил в Своей сварупе.

Джива Госвами написал в «Гопала-чампу», что Кришна в Матхуре, Двараке никогда не кушал. Он питался только тем, что враджаваси посылали Ему с гонцами. Так эти гонцы привозили Кришне много разных угощений. Внимательно почитайте «Гопала-чампу» и вы поймете, какие у них отношения. Враджаваси ни на минуту не забывали Кришну, и Кришна ни на минуту не забывал враджаваси. Он ни от кого больше не принимал ни пищу, ни воду.

Главное это служение с любовью

Завтра у нас начинается Кешава-врата. Не мы придумали эту программу. Санатана Госвами написал о нейв «Хари-бхакти-виласе». О ней упоминается в «Брахма-ваиварта-пуране», «Вишну-пуране», «Сканда-пуране».

В Кешава-врату нужно предлагать шалаграме листья Туласи и чандану, сандаловую пасту.

Когда Уддхава с Ваджранабхой пришли во Врадж, они проявили Божество Кешавадева, Харидева, Баладевы, но ни одним из них Уддхава не был доволен. Что же ему нравилось? Ему нравился образ Гандхарва-Гиридхари. Потом эта сварупа так или иначе проявилась перед Уддхавой и Ваджранабхой. Этот Гопал вечно находится на Говардхане. Через какое-то время млеччхи напали на Врадж, пуджари бросили Гопала в джунгли, а потом пришел Мадхавендра Пури. Гопал сказал: «Я так долго ждал тебя». Мадхавендра Пури знает настроение гопи и манджари. У других нет терпения, они служат только ради славы и почестей, и чуть что, бросят Кришну. Но гопи никогда так не поступят, у них огромная любовь к Кришне. 

Поэтому не нужно заставлять себя что-то делать или делать из страха нарушить правила и предписания. Немного послужили с любовью – это анурага-майи-сева. Это поможет. Вайдхи-марг, сухое следование правилам, – это рабское мышление, в котором нет любви. Во многих храмах для каждого расписаны обязанности, которые нужно выполнять через силу. Люди делают и убегают к своей семье, друзьям… Восемь часов отработали без любви и маматы и забыли.

Есть вишаи, бхоги – они вроде бы и служат Богу, но не испытывают к Нему любви, маматы. Пуджари предлагает Божествам разные подношения: дхоти, чадары, сладости, а потом забирает себе и раздает своим родственникам.

Есть и те, кто обладает любовью. Они пойдут на что угодно, лишь бы предложить Господу самое лучшее, и вручат самих себя. Необходима именно такая анурага, ананья-мамата вишнау. Но кто ее даст? Божества, выполнение обязанностей? Можно миллионы жизней следовать правилам и предписаниям и в итоге получить только сукрити, шубха-карму, но не более того.

видхи-марга-рата-джане, свадхината-ратна-дане,  

рага-марге карано правеша 

паракия-бхавашройе, рага-башаварти хо’йе,  

лобхе джива кришна-премавеша   

(Шуно хе расика джан, Бхактивинода Тхакур)

[Обычно Кришна дарует бесценную независимость тем, кто следует правилам и предписаниям, и позволяет им вступить на путь спонтанной преданности. Благодаря этому, а также настроению паракия-бхавы душа в конечном итоге достигает экстатической любви к Кришне.]

Важное о шаранагати

Откуда взяться кришна-преме, если нет анураги? Анурага есть, но к телу, уму, к друзьям и родственникам. Я обо всех помню, значит я как продажная женщина. Это вообще не бхаджан. Все приносит боль: и недосып, и обиды, если кто-то меня задел. Где же я тогда? Со своей болью и беспокойствами. Значит я как проститутка. Я не вручаю себя Господу. Например, Яшода Мата, что бы ни случилось, никогда не прекратит свое служение, и гопи так никогда не поступят.

Ананья-мамата вишнау / мамата према сангата. Мамата даст вам чистую любовь, прему.

У Гуру-пада-падмы и представителей нашей гуру-варги столько любви к Богу! Движимые ею, они ходят от двери к двери, желая вовлечь живых существ в служение Господу.

Во времена Сарасвати Тхакура брахмачари и санньяси ходили собирать бхикшу. У одного санньяси поднялась температура, и он на пайсу купил себе молока. Когда он сказал об этом лидеру их группы, тот ответил: «Лучше бы ты выпил свою мочу, чем использовал эту пайсу, предназначенную для служения». И тот не стал жаловаться. До Прабхупады дошли эти новости, и он объяснял, что необходима ништха, экантика, это моментально приведет вас к Господу. Болезни приходят и уходят, сегодня что-то дается моему телу, а завтра ничего. Самый главный вопрос заключается в том, что я делаю и для чего?

Мой Гуру Махарадж как-то раз сильно заболел. Как только Гурудев услышал об этом, он тут же приехал в Пури один, без севаков, и спросил моего Гуру Махараджа: «Почему ты не обратился к врачу? Почему никому не сообщил?» –  «Потому что все деньги, которые у меня есть, предназначены для моего Гуру Махараджа и Махапрабху. Как я могу взять их себе? Я не вор. Ты приехал, и у меня есть надежда, что ты поможешь».

Гуру и Вайшнавы – шаранагаты, они не действуют по своему желанию. Стоит уйти в сторону и вы уже во всем независимы. В таком случае невозможно практиковать бхакти. Поэтому Кришна всех привел к Гирираджу Говардхану и показал, какой он шаранагата, как он служит всем враджаваси.

Набор в школу Сева-кунджи открыт

Завтра начинается Кешава-врата. Кешава Сам совершал врату в Шрингар-вате. Он думал, как Ему научиться всему. Кришна заплетает волосы Шримати Радхарани, массирует Ей стопы. Всему этому он учился у сакхи и манджари целый месяц на берегу Ямуны в Шрингар-вате, порой в Вамши-вате, порой в Сева-кундже. Он сказал: «Теперь Я – ученик. Научите меня служению».

Для этого Гурудев всех привел в Сева-кунджу. Там много учителей и наставников: Рупа-манджари, Рати-манджари, Виласа-манджари… Они позаботятся о вас. Если вы не знаете, куда идти, то вместо Сева-кунджи попадете в какую-нибудь Майя-кунджу, и там из вас всю кровь выпьют и обкрадут до нитки. Сначала вам там покажется все очень сладостным, а потом от вас останутся кожа да кости, и тело ваше кремируют.

В Сева-кундже делают из всех вечно юных кишоров и кишори.

С завтрашнего дня Сева-кунджа открывает на месяц центр севы. Завтра поступление в эту школу.

В школе ученики стараются следовать всем правилам, находятся под руководством. У них даже и мысли нет сидеть самому по себе в комнате и книги читать: «Я знаю, как проводить пуджу. Я буду ходить один на Говардхан и по Вриндавану. Зачем мне со всеми сидеть?» Но…

экаки амара, нахи пая бала, харинама-санкиртане

туми крипа кори’, шраддха-бинду дия, дехо’ кришна-нама-дхане

(Охе Вайшнава Тхакура, 3)

[Сам я не способен совершать харинама-санкиртану. Будь милостив, дай мне хоть каплю веры и одари бесценным сокровищем святого имени Кришны.]

Если вы так делаете что-то сами по себе, неизвестно, что в итоге получите. Однако если вы с Гуру и Вайшнавами, то не только Гурудев, но и вся гуру-варга будет вами довольна. Хотя мы глупые, ничего не знаем, Гурудев показал нам: «Это Сева-кунджа, центр служения. Там находятся Джива Госвами, Рагхунатха Бхатта Госвами, Рупа Госвами, Санатана Госвами. Они обучают».

Махапрабху возложил на них ответственность обучать.

Шрингар-ват, Сева-кунджа, Вамши-ват, Яват…  Во Враджа-мандале есть четыре особых места: Сева-кунджа, Шрингар-ват, Вамши-ват, Бхандирват и Яват. Яват – это последний центр, он для продвинутого уровня.

Мы настолько удачливы! По беспричинной милости гуру-варги, Вайшнавов, хоть мы и не сведущи ни в чем, но так или иначе нас допускают в школу. Форму носим, шоколадки кушаем. Показывают нам букву Я – яблоко: «На, попробуй яблоко! Б – банан». Хотя бы с этого начать. Лучше что-то, чем ничего. Поэтому мы очень удачливы. Под руководством Гуру и Вайшнавов завтра начинаем Кешава-врату, Кешава-пуджу. Она будет длиться на протяжении месяца.

Самое главное в Кешава-врату – это харинама и сева, совершаемые по очереди и со всей серьезностью.

Шрипад Премананда Прабху

13 апреля 2022 года

Подпишитесь на рассылку!

Дайте нам сделать тяжелую работу вместо вас. Подпишитесь, чтобы получать свежие статьи по почте. Мы никогда не спамим. Честно! Узнайте больше в нашей Политике безопасности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор русскоязычного сайта.
Блогер.

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий