22 августа 2012 года

По беспричинной милости Гуру-пада-падмы и Вайшнавов все мы находимся в Джаганнатха Пури, Кшетра-мандале, в месяц Пурушоттам, который обладает безграничной славой. Он наступает каждые три года. В Пурушоттам на Земле явился Пурушоттамдев и Господь Нрисимхадев, а во Враджа-мандалу пришел Гирирадж Говардхан. Пурушоттамдев помогает не только тем, кто совершает садхану и бхаджан, но и всем обусловленным душам. Он не смотрит на недостатки живых существ, которые в течение этого месяца находятся с Ним, и милостиво дарует им чистую бхакти-йогу.

Как в течение этого месяца пребывать с Пурушоттамдевом? Дхармой Двапара-юги является арчана, Трета-юги – ягья, Сатья-юги – дхьяна. А в Кали-югу, как говорит Сам Чайтанья Махапрабху, у живых существ нет иной защиты, кроме нама-санкиртаны. Достигнут ли они совершенства в поклонении Божествам, проведении ягьи или медитации – неважно. Самое главное в Кали-югу – правильно совершать харинамасанкиртану.

В Кшетра-дхаме пребывает Джаганнатхадев. Садхана обусловленных душ – так или иначе памятовать святое имя Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Будьте осторожны, не сближайтесь ни с кем в этот месяц и не ведите пустые разговоры. Постоянно воспевайте Харе Кришна маха-мантру. Когда к вам обращаются, отвечайте: «Харе Кришна» или «Джай Джаганнатх!», «Джай Гирирадж Говардхан!», этого достаточно. Забыть всегда легко, но как памятовать святое имя непрерывно? Для этого мы пришли в святую дхаму. Здесь Господь Джаганнатха защищает каждого и дает все возможности памятовать Господа. Как Он это делает? В пяти материальных элементах (воздухе, воде, огне, эфире, земле) присутствует милость Джаганнатхи. Поэтому всем, кто приходит сюда, дхама бескорыстно дарует силу, которую невозможно получить ценой аскез и медитации. Если вы просто находитесь здесь, Джаганнатха обязательно вам поможет, и помощь Его беспредельна.

Есть одна история. Как-то раз трое охотников забрели в леса Кшетра-мандалы. Все они были вооружены луком и стрелами, сетью, ножами, а также зернами, чтобы заманивать птиц и животных в ловушку, а потом убивать. На протяжении всего дня они ходили по джунглям, но не смогли найти ни одного зверя. Вечером они набрели на хижину, в которой жили трое риши.

– Как вы здесь живете? – спросили их охотники.

– Эти джунгли – очень благоприятное для нас место. И для вас оно также благоприятно.

– О чем вы говорите? Здесь нет ни птиц, ни зверей, и мы порядком устали…

– Располагайтесь здесь, отдохните. Молитесь Джаганнатхе: у Него очень много животных.

И риши запели: «Джай Джаганнатх! Джай Джаганнатх! Джай Баладев! Джай Субхадра!» Охотники присоединились к киртану и даже стали подтанцовывать… Вдруг они смотрят – к хижине подошло много животных! Сначала охотники подумали, что наконец-то у них появилась отличная возможность подстрелить дичь, но животные дружелюбно сидели рядом, и постепенно, за время киртана, умонастроение охотников изменилось. Они начали обнимать оленей и других животных. Вся их агрессия и желание убивать ушли.

Чуть попозже охотники обратились к риши: «Мы так проголодались», и те сказали им: «Хорошо. Будете ли вы молоко, фрукты, коренья и мед?» Охотники с удовольствием приняли это предложение. Так они и провели весь месяц с риши, совершенно забыв обо всем.

– Пожалуйста, позвольте нам стать риши-махариши и жить в этом лесу! – спросили они.

– Конечно, живите здесь, каждый день повторяйте  святые имена Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, – согласились риши. – У вас не будет проблем с пропитанием, все естественным образом придет к вам.

Бывшие охотники поселились в этом месте и начали изучать Веды и Упанишады. Они полностью забыли свои невежественные привычки.

Всюду в Пуранах прославляется Джаганнатха-кшетра-дхама. У любого человека, который приходит сюда, меняются характер и привычки, уходят их прошлые грехи и оскорбления. Пурушоттамдев всех поддерживает, но будьте осторожны, не думайте здесь ни о ком другом, кроме Него.

Как я уже говорил, в этот месяц во Враджа-мандалу пришел Гирирадж Говардхан.

Во Враджа-мандале живут Шримати Радхарани, все враджаваси и враджа-деви. Там также живет и Кришна. Однажды Он сильно расстроился: «У Меня здесь нет хорошего друга. Шридама, Судхама, Дама, Васудама, Мадхумангал, Субал, Удджвала, Пиппала, Субхадра, Бхадрасена, Лаванга, Кинкини, Арджуна… Все они проводят со Мной какое-то время, но на ночь они уходят спать. Эх, как бы хотелось завести такого друга, который был бы со Мной всегда!» Тогда Шримати Радхарани сказала: «Хорошо. Ты Пурушоттам: все, о чем ты думаешь, должно воплотиться. Сейчас Ты думаешь о друзьях. Конечно, все являются Твоими друзьями, но они не сравнятся со Мной». Только самвит, сандхини, хладини, сач-чид-ананда – только те личности, в которых присутствуют все эти энергии, могут быть друзьями Кришны. «Кто же тогда станет Кришне другом? Неужели Господь Нараяна? Нет, это невозможно. Тогда, может, Рамачандра? Нет, и это исключено, – размышляла Шримати Радхарани. – Я поняла! Моя лучшая подруга – это Ямуна, а лучший друг Кришны – Гирирадж Говардхан! Но Говардхана здесь нет, он принял рождение в Химанчале».

В этом рождении Гирирадж явился как йоги, махариши – у него не было ни с кем отношений. Семейные люди спрашивали его: «Почему ты не приходишь к нам, не разговариваешь? Ты что, недоволен нами?» – «Да, – отвечал им Гирирадж, – именно так. Мои единственные отношения с Господом, только для Него я сохраняю всю любовь». Он не мог никому сказать, кто такой Господь, и ни с кем не делился своей сладостью.

Как-то раз к Дроначалу пришел Пуластья Риши. «У тебя столько гор, холмов, – сказал мудрец. – Не мог бы ты дать мне один из них? У меня на Шива-локе нет ни гор, ни водопадов, ни красивых садов».

Дроначал подумал: «Среди гор выделяется только Гирирадж Говардхан – он держится в стороне от всех и никого не любит. Вот его и надо отдать». Гирирадж сразу согласился: «Да, я с удовольствием пойду на Шива-локу! Но у меня есть одно условие: если тот, кто меня несет, хотя бы раз остановится по пути и опустит меня, я не сдвинусь с места».

Риши был очень сильным, он сразу согласился. Взяв Гирирадж на руки, он взмыл с ним в небо. Над Враджа-мандалой Шримати забрала всю шакти Пуластьи Риши, и им овладели голод и жажда. Более того, вдруг он почувствовал, что ему нужно справить нужду. Пуластья Риши был крайне взволнован. В центре Враджа-мандалы он попросил одного брахмана: «Пожалуйста, ты не мог бы подержать этот камень? Я сходу перекушу, справлю нужду и приму омовение». Брахман согласился – камень вроде небольшой, почему бы и нет? Однако когда он взял Гирирадж Говардхан, тот проявил свою истинную сварупу. Брахман не смог его удержать и опустил на землю. Позже пришел Пуластья Риши.

– Ну что, пойдем? – сказал он Гирираджу.

– Нет, мы договорились с тобой, и теперь я не сдвинусь с места! – ответил Гирирадж.

– Тогда я прокляну тебя! – воскликнул Риши.

– Хорошо, проклинай.

Когда Кришна увидел Гирирадж, Он очень обрадовался и созвал всех враджаваси: «Смотрите, какой у Меня появился друг! Сначала Я омою его, потом предложу вкусные угощения… Мы обойдем вокруг него и завяжем с ним крепкую дружбу». Кришна говорит: «Зачем бродить по всему свету? Прежде всего подружитесь с Гирираджем». Он вечный друг, который никого не обманет. В этом мире все готовы обхитрить друг друга, но Гирирадж не такой.

Все враджаваси пришли к Гирираджу: предложили ему бхогу, провели абхишеку, обошли вокруг него и подружились с ним. Спустя какое-то время Кришна показал всем, насколько Гирирадж милостив.

Поэтому в Пурушоттам-мас Вайшнавы каждый день совершают парикраму по Гирираджу. Мужчины, женщины, дети – все приходят к нему и предлагают бхогу, омывают. Гирирадж никем не пренебрегает и никого не выгоняет, по своей доброте он принимает все подношения. Если вы будете поклоняться полубогам, они дадут вам прибежище и немного помогут. Если же вы придете к Гирираджу Говардхану, будете думать о нем, у вас появятся отношения с Кришной – ведь Кришна сказал: «Я всегда со Своими друзьями».

В других Пуранах говорится, что Хануман, желая построить мост для Господа Рамачандры, собрал все камни и горы. Когда он пролетал с Говардханом над Враджа-мандалой, то услышал голос Господа Рамачандры, возвещавший, что мост уже достроен. Тогда Хануман оставил его во Враджа-мандале.

Кришна всем даровал возможность в этот месяц Пурушоттам ежедневно поклоняться Гирираджу, совершать парикраму, предлагать бхогу и принять у него прибежище. Гирирадж дает чистую любовь, враджа-бхакти, враджа-бхаву, настроение враджаваси. Поэтому люди и совершают вокруг него парикраму, принимают у него прибежище.

В Пурушоттам явился Господь Нрисимхадев. Хираньякашипу на протяжении 60 тысяч лет совершал суровые аскезы, а Нарада Риши все эти годы помогал его жене Каядху. Почему? В ее утробе был ребенок. Каядху молилась Нараде Риши: «Пожалуйста, пусть этот ребенок появится на свет, только когда мой муж завершит свои аскезы!» Мудрец согласился с одним условием – чтобы она все это время слушала хари-катху и повторяла харинаму. Каядху в течение 60 тысяч лет слушала повествования о Господе, но так и не смогла измениться… У женщин обычно беспокойный ум.

Итак, через 60 тысяч лет у Каядху родился сын, и Нарада Риши назвал его Прахлада. Нарада распространяет милость сварупа-шакти, хладини-шакти посредством своей хари-катхи, поэтому в сердце Прахлады сохранилось все это. Почему в сердце Каядху ничего не появилось за столько лет общения с Нарадой Риши? Потому что у нее была любовь только к своему ребенку, а у Прахлады – к духовному учителю Нараде. В отличие от Нарады и Прахлады, Каядху не думала о Господе. Так как Прахлада слушал рассказы о Господе, он родился преданным, а не демоном.

В это время Хираньякашипу совершал аскезы и молился Брахме: «Дай мне благословение стать бессмертным».

– Это не проблема – ведь душа не умирает, – ответил ему Брахма.

– Нет-нет, я хочу, чтобы мое тело было бессмертным!

– Это невозможно. Тело состоит из пяти материальных элементов, как же сделать их нетленными?

Хираньякашипу настаивал. Он ни при каких обстоятельствах не хотел расставаться со своим телом.

– Тогда дай мне другое благословение. Пусть ни днем, ни ночью, ни в небе, ни на земле, ни в одном из месяцев года никто из живых существ, созданных тобой, не сможет убить меня, – сказал Хираньякашипу.

Однако демон не мог всего предусмотреть. Например, он не знал, что в году бывает дополнительный месяц; что убить можно не снаружи дома и не внутри, но на пороге; что Господь располагает непостижимыми возможностями… В конце концов Господь низошел в Пурушоттам-мас и расправился с Хираньякашипу.

Своим явлением в этот священный месяц Господь Нрисимхадев показал, что очистит от анартх любое живое существо, которое примет прибежище у Прахлады Махараджа, связанного с хладини-шакти.

В Джаганнатха Пури в Пурушоттам преданные каждый день ходят на парикраму. Весь день они постятся, стараясь не потакать чувствам. «Лучше поститься, чем наслаждаться и таким образом отдалиться от Господа. В течение одного месяца я буду поддерживать себя водой, фруктами и кореньями», – говорят они. На протяжении всего дня они совершают бхаджан, а вечером принимают немного прасада.

В «Нарадия-пуране» говорится, что даже если демоны будут следовать Пурушоттам-врате, они непременно отправятся на Голоку Вриндавану. Поэтому так важно в этот месяц практиковать бхакти в садху-санге. Иначе вы все потеряете. Считается, что если вы принимаете только маха-прасад, вы поститесь. В Пурушоттам не принимайте ничего, кроме маха-прасада. Если вам не хватает небольшого количества маха-прасада, тогда готовьте сами и предлагайте бхогу. Неблагоприятно принимать приготовленное обычными людьми, у которых нет харинамы и дикши, и, следовательно, отношений с Богом. Все их эгоистичные желания входят в эти блюда.

Готовьте для Пурушоттамдева прекрасные подношения, предлагайте их Ему и почитайте прасад, тогда у вас будет защита. Самое важное правило для садхаков – с раннего утра поклоняться физически или в уме Гирираджу Говардхану, Шалаграме, Гопалу, Господу Джаганнатхе, Шримати Радхарани… Без арчаны вы не получите благо в этот месяц. Во времена Чайтаньи Махапрабху преданные совершали в Пурушоттам 108 парикрам, предлагали один миллион лампад гхи, 1008 раз приносили свои поклоны, а также каждый день писали в тетрадях имена Господа. Где-то они только повторяли святое имя, где-то проводили арчану или практиковали манаси-севу. Поэтому в этот месяц все устремляются в храмы на Говардхане, во Вриндаване и в других местах. Даже если вы делаете совсем немного, уже получите благо. Но если так и не начнете парикраму, манаси-севу, то сердце останется сухим.

После мангала-арати мы пойдем в Гамбхиру, Сиддха-бакул, Тота-Гопинатх, затем будет киртан и хари-катха, абхишека Гирираджа Говардхана, гуру-пуджа. После этого можно повторять харинаму. Когда закончите 64 круга, можете принимать прасад.

 

1 комментарий

  1. Уведомление: Пурушоттама-врата (ч. 1) — Bhaktabandhav.Ru

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить