Слава Шрилы Бхактиведанты Ваманы Махараджа (ч. 1)

Шрила Вамана Госвами Нараяна Махарадж ШРИЛА ГУРУДЕВ

29 ноября 1991 года

Шрила Гурудев: В «Шримад-Бхагаватам» утверждается, что истинного Гуру нужно принимать как сварупу Кришны.

 

ачарьям мам виджаниян

наваманьета кархичит

 на мартья-буддхьясуета

сарва-дева-майо гурух

(Шримад-Бхагаватам, 11.17.27)

 

[Знай, что Шри Гуру – это ачарья-виграха; он неотличен от Меня. Ни при каких обстоятельствах нельзя относиться к нему с неуважением, приписывая ему недостатки обусловленной души, ибо он – воплощение всех полубогов.]

 

Среди множества полубогов и богинь трое занимают первостепенное положение: Брахма, Вишну и Махеш, а духовный учитель – это их воплощение. Ранее я уже говорил, что Гуру – это Брахма, Гуру – это Вишну и Гуру – это Махеш. В одной из мантр также утверждается, что духовный учитель является Парабрахманом.

Навин-Кришна Прабху (теперь Шрипад Мадхава Махарадж): Гурур сакшат парамбрахма тасмаи шри гураве намаха.

Шрила Гурудев: Вчера, слушая объяснение комментария Санатаны Госвами, мы узнали, что Гуру – это мурти, Божество Парабрахмана. Но помните: духовный учитель не вишая-виграха (объект поклонения), он ашрая-виграха (обитель преданности). Духовный учитель – севака-бхагаван. Гуру называют Брахмой, потому что обязанностью Брахмы является творение. Подобным образом духовный учитель сажает в сердца учеников семя преданности и заботится о нем.

Гуру называют Вишну, поскольку он питает наше бхакти до тех пор, пока мы не достигнем уровня премы. Мы даже представить не можем, сколько усилий Гуру тратит на каждого ученика, делая все возможное, чтобы обеспечить его благополучие.

Как Махеш или Шанкара, духовный учитель разрушает анартхи ученика. Некоторые из них называются апарадхи (оскорбления) и дурдаива (неудачи).

Гуру приводит ученика на стадию према-бхакти, поэтому он считается воплощением Брахмы, Вишну и Махеша.

Ранее я уже говорил о качествах истинного Гуру. Без кришна-бхакти, кришна-премы обусловленная душа не обретет настоящее счастье. Она может приблизиться к Кришне только благодаря практике бхакти. В таком случае душа утвердится в своем изначальном положении (сварупе) и преисполнится блаженства. Как же получить эту бхакти? Ее можно получить от преданного, который пребывает как в духовном, так и в материальном мире. Например, в Китае есть ценный товар, но Китай и Индия конфликтуют. В самом Китае этот товар продается по очень низкой цене, но как его приобрести индийцам? Жители Непала могут ездить как в Китай, так и в Индию. Поэтому, если индус свяжется с жителем Непала, он сможет получить товар из Китая.

Бхакти-деви пребывает на Голоке Вриндаване. Бхакти состоит из самвит-шакти (энергии знания Кришны) и хладини-шакти (Его энергии наслаждения). Ею обладают вечные спутники Кришны: Нанда Баба, Яшода-маийя, Лалита, Вишакха, Баладева, Мадхумангал, Шридам, Рактака, Патрака и другие.

Как же обитатели этого бренного мира могут обрести бхакти? Они могут получить ее от преданного, который одновременно присутствует как в духовном, так и в материальном мире. Бхакта, который может одарить этим трансцендентным сокровищем, именуется Гуру. Он очень дорог Шри Радхе-Кришне. Духовный учитель является сварупой Кришны, он приходит в этот мир по желанию Божественной Четы. Время от времени Кришна Сам нисходит сюда либо посылает Свою шакти.

Шрила Гурудев – каруна-шакти Кришны.

 

самсара-даванала-лидха-лока

траная карунья-гханагханатвам

праптасья кальяна-гунарнавасья

ванде гурох шри-чаранаравиндам

(Гурваштака, 1)

 

[Я возношу молитвы лотосным стопам моего духовного учителя, который, подобно дождевой туче, проливает потоки своей божественной милости на бушующий лесной пожар материальной жизни, избавляя сгорающие в нем души от всех видов страданий. Он – проявление милости Кришны и океан добродетелей.]

 

Гурудев – воплощение концентрированной милости Кришны. Каруна-шакти, нисходя в этот мир, принимает облик Шри Гуру, спутника Кришны. Гуру является шакти, энергией Кришны, но приходит в этот мир в мужском облике. Гуру также приходит в женском облике, как, например, Джахнава Мата, Шачи-деви, Хемалата Тхакурани, Малини-деви, Сита Тхакурани и Гангамата Госвамини. Эти спутницы Кришны также нисходят в качестве Гуру, ачарьи. Таким образом, каруна-шакти Кришны проявляется в этом мире как в мужском, так и в женском облике.

Нужно понять, как вода с Гималаев и Кайлаша попадает в океан. Течет ли вода сама по себе? Обладает ли она сознанием?

Преданный: Вода идет через реки?

Шрила Гурудев: Если кто-то перенесет воду, она достигнет океана. Как Бхагиратха Махарадж призвал воды Ганги? Благодаря ему поток Ганги течет [в материальном мире] и поныне. Подобным образом Гуру приносит поток чистой бхакти. Парампара, берущая начало от Кришны, продолжается по сей день. Према духовного мира продолжает наводнять мир через эту парампару. Гуру приносит прему и дарует ее обусловленным душам. Такова первейшая обязанность духовного учителя. Гурутва, способность быть Гуру, зависит от того, может ли личность наделить премой. Всем вам известно, кто является подлинным духовным учителем. Шастры дают следующее определение Гуру:

 

тасмад гурум прападьета

джигьясух шреях уттамам

шабде паре ча нишнатам

брахманй упашамашраям

(Шримад-Бхагаватам, 11.3.21)

 

[Поскольку в этом мире не найти ни счастья, ни покоя, тот, кто хочет исполнить свой долг и обрести высшее благо, прежде всего должен найти прибежище у лотосных стоп сад-гуру, который: 1) во всей полноте постиг суть богооткровенных ведических писаний и своими ответами на вопросы может рассеять все сомнения ученика; 2) непосредственно созерцает Высшую Абсолютную Истину и 3) свободен от материальных привязанностей.]

 

Есть и другая шлока:

 

тад-вигьянартхам са гурум эвабхигаччхет

самит-паних шротриям брахма ништхам

 (Мундака-упанишад, 1.2.12)

 

[Чтобы правильно понять трансцендентную науку, нужно смиренно, с жертвенными подношениями в руках, обратиться к истинному духовному учителю, принадлежащему к цепи ученической преемственности, который изучил Веды, утвердился в Абсолютной Истине и непоколебимо предан ей.]

 

В двух этих шлоках описаны признаки Гуру. Духовный учитель осознал все шастры. Однако знаток шастр не может быть Гуру, если он не осознал Парабрахмана, Бхагавана, и если у него нет бхакти. Все знание шастр такого человека бесполезно.  Кто-то может не помнить какую-то шлоку из шастр, но он всецело осознал Парабрахмана Кришну и потому является Гуру. Пример тому – наш Гаура Кишора дас Бабаджи Махарадж,

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада констатировал, что наша парампара называется бхагават-парампарой. Что это значит? В эту ученическую преемственность Шрила Прабхупада включил только тех, кто осознал Бхагавана. Он не упомянул в этой божественной преемственности имена других личностей, что вызвало недовольство сахаджий.

«Почему не указаны имена наших Гуру? – запротестовали они. – В этой парампаре Бхактивинода Тхакур следует за Джаганнатхой дасом Бабаджи Махараджем, а после Бхактивиноды Тхакура – Гаура Кишора дас Бабаджи Махарадж. Но в эту преемственность не включены другие Гуру. У нас много сиддха-махатм».

Шрила Прабхупада ответил им: «Вы можете соглашаться или нет, тем не менее мы принимаем только бхагават-парампару, сиддха-махапуруш». Сахаджии пришли в негодование. До сих пор они не признают линию Гаудия-вайшнавов.

Мадхьяма-адхикари может указать направление, а от сиддха-махапуруш можно получить прему. Только те, у кого есть према, могут поделиться ею. Мы обретем сиддхи, совершенство в духовной практике, если кто-то, подобный Нараде, просто бросит на нас свой взгляд. Последователи Нарады даруют нам свое общество и помогут осознать учение, заключенное в шастрах. Так они утвердят нас в бхакти.

Что сделают личности, которые не настолько возвышенны? Они скажут: «Вам стоит обратиться к моему Гурудеву, к нашим Ачарьям». Личность, которая направляет вас подобным образом, называется прадаршака-гуру.

Бывает так, что кто-то принимает множество учеников, еще не постигнув заключения шастр и не зная таттва-сиддханту. О брат, ученик такого гуру никогда не сможет обрести благо! Оба, ученик и духовный учитель…

Навин-Кришна Прабху: Отправятся в ад.

Шрила Гурудев: Они не отправятся в ад, но и не достигнут премы. Скорее они получат богатство, престиж и славу. Поэтому подлинного Гуру можно обрести только по милости Кришны. Я много раз объяснял гуру-таттву. Сейчас я хочу рассказать о жизни Шрилы Ваманы Махараджа.

Махараджаджи родился в этот день в Восточной Бенгалии, в Джессоре,  семьдесят пять лет назад. Сейчас Восточная Бенгалия называется Бангладеш. Часть Джессора входит в состав Индии, а другая принадлежит Бангладешу. Когда Махарадж родился, Индия была единой, и Восточная Бенгалия входила в ее состав.

Шрила Вамана Махарадж на два-три года старше меня. Сейчас мне за семьдесят. Тривикрама Махарадж на пять лет старше Махараджа. Наш возраст не сильно разнится. Итак, Махарадж родился семьдесят пять лет назад. В то время Индия и Бенгалия не были отделены друг от друга. Мать Махараджа была ученицей Шрилы Прабхупады. Я видел ее много раз. Возможно, некоторые из вас тоже встречались с ней?

Преданные: Да. Мы видели ее в Навадвипе и Калькутте.

Шрила Гурудев: Немало дней прошло с тех пор, как я видел ее в последний раз. Отец Махараджа был учеником нашего Гурудева, а его мать – ученицей Шрилы Прабхупады. Отца Махараджа звали Сатишчандра, во время инициации он получил имя Сарвешвара дас адхикари. У него был брат по имени Нрисимха. Шрила Прабхупада назвал его Нрисимха брахмачари. Несмотря на то что Нрисимха Брахмачари был младшим братом, он стал главой семьи. Он был образован, обладал многими достоинствами, в частности славился честностью и искренностью. Он не тратил впустую ни пайсы.

Нрисимха Махарадж как-то рассказал мне: «Однажды я услышал звуки мриданги, а затем увидел несколько людей. Они пели: “Эмона дурмати, самсара-бхиторе, пория ачхину ами”. Киртан был не совсем слаженным, и мриданги звучали немного не в такт».

Вероятно, брат Ранганатхаджи играл на мриданге. Вы знаете Ранганатху? Он очень хорошо играл на мриданге. Наверное, он знает ритмы всей вселенной! Где Ранганатха сейчас? Он учился играть на мриданге у Тривикрамы Махараджа.

В то время наши Гаудия-вайшнавы не были столь искусны в различных вариациях мелодий, но зато они пели с такой бхавой! Это сейчас они обучились кое-чему.

 

эмона дурмати, самсара-бхиторе, пория ачхину ами

 (Шаранагати, Шрила Бхактивинода Тхакур)

 

[О Господь, удача отвернулась от меня, и я упал в этот мир.]

 

В этом киртане Шрила Бхактиновида Тхакур описывает жизнь обусловленной души с детства до старости. В другом киртане он рассказывает о страданиях такой души в утробе матери. Что это за киртан?

Преданные:

бхулия томаре, самсаре асия,

пейе нана-видха бьятха

томара чаране, асиячхи ами,

болибо духкхера катха

 (Шаранагати, Шрила Бхактивинода Тхакур)

 

[О Господь, забыв о Тебе и придя в этот материальный мир, я испытал бездну страданий и скорби. Теперь я припадаю к Твоим лотосным стопам и хочу поведать свою печальную историю.]

 

Шрила Гурудев: Да, этот киртан. Из него я узнал, что когда обусловленная душа находится в утробе матери, ее тело расположено вверх ногами: голова внизу, а ноги – наверху. Ребенок в утробе матери обречен жить в этих адских условиях, окруженный испражнениями, мочой и другими отвратительными субстанциями. В ответ на его жалобные молитвы Бхагаван дает ему даршан.

Обусловленная душа обращается к Господу: «Прабху, я буду служить Тебе. Пожалуйста, освободи меня». Но после того, как Бхагаван вызволяет ее из этого ада, она забывает про обещание совершать бхаджан. Сидя на коленях матери или сестры, ребенок улыбается или плачет. Он тратит силы на учебу, а когда его обучение подходит к концу, мать говорит: «Сыночек, я больна. Женись как можно скорее, с появлением невестки я приду в себя». Тогда юноша женится, и вскоре у него появляются дети. Чтобы прокормить их, он вынужден тяжело работать. Даже с наступлением старости человек не в силах оставить самсару. К концу жизни его чувства слабеют, и теперь он испытывает одни мучения. Он не может наслаждаться рабри (индийской сладостью) и другими деликатесами, поскольку страдает диабетом. Что ему теперь делать? Любая пища вызывает у него расстройство пищеварения.

«Услышав их киртан, – поделился со мной Нрисимха Махарадж, – я решил, что не останусь больше в самсаре и отправлюсь вместе с преданными. Я спросил у этих преданных: “Откуда вы?” – “Из Маяпура”. – “Чьи вы ученики?” – “Мы ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады”».

Нрисимха Махарадж рассказал: «Я всегда направлялся туда, где рассказывали хари-катху и совершали киртан. В конце концов я оставил работу. Отрекшись от мира, я передал брату все, что имел».

Кто был его братом? Отец Шрилы Ваманы Госвами Махараджа, которого звали Сатишчандра. Жена Сатишчандры была очень благочестива и квалифицирована. Она без промедления отправилась к Шриле Прабхупаде и получила у него посвящение. Эта женщина была необычайно строгой и заставляла ходить по струнке даже собственного мужа.

«Я не пущу тебя на порог, если будешь есть мясо!» – говорила она ему.

И она действительно выгоняла мужа из дома. Такой строгой и решительной была эта женщина. Она воспитывала по всем правилам и пятерых своих сыновей. Вамана Махарадж был старшим из них. Его братьев звали Нитай, Нимай, Субал и Дхрува. Субал также был учеником Гуру Махараджа. А вот Дхрува оказался неудачливым… Когда Гуру Махарадж приехал, он отправился получить у него харинаму.

Я объяснил Дхруве: «Ты можешь получить инициацию после того, как побреешь голову».

– Я не могу это сделать, – ответил он.

– Тогда ты не сможешь получить посвящение!

– В таком случае я получу инициацию где-нибудь еще.

Дхрува не получил посвящения у Гуру Махараджа, он отправился к бабаджи. Но все остальные члены семьи Шрилы Ваманы Махараджа приняли прибежище у нашего Гуру Махараджа. Мама называла Шрилу Ваману Махараджа Сантошем. Его отец тогда еще не был инициирован.

Мать Ваманы Махараджа сказала мужу: «Я не оставлю нашего сына дома. Я отдам его своему Гуру Махараджу, чтобы он рос в Матхе. Он не будет таким, как ты. Он станет таким, как я».

Затем она спросила сына: «Ты пойдешь в Матх?»

– Пойду.

– К своему дяде?

– Да.

Она хотела доверить Ваману Махараджа заботам Шрипада Нрисимхи Махараджа, который уже освободился из самсары [семейной жизни]. По мнению матери Ваманы Махараджа, он был очень выдающейся личностью. Когда она спросила его духовное имя, он назвал себя Нрисимхой Брахмачари. Мать Ваманы Махараджа воскликнула: «У тебя большие усы, и я думала, что ты очень великая личность! Но держишься ты весьма просто».

[Смех]

Итак, когда Вамане Махараджу было девять лет, мать привела его в Матх Шрилы Прабхупады. Она предложила его лотосным стопам Гуру Махараджа, слава которого разносилась по всему Маяпуру. Нрисимха Махарадж, когда мать Ваманы Махараджа подошла к нему, сказал: «Отдай Сантоша Виноде Да, он является учителем для всех». Поэтому она отдала Ваману Махараджа на попечение Гуру Махараджа. В то время Вамана Махарадж был совсем юным. Сегодня я видел фотографию Ваманы Махараджа, когда он был маленьким мальчиком. Я не мог поверить, что это он.

 

(Продолжение следует)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий