БРАХМАЧАРИШРИЛА ГУРУДЕВГурваштака

Кришна-карунья дас брахмачари

Сокровенное значение «Шри Гурваштаки»

27 декабря 2017 года, вечер. Уфа, Россия

2 января 2018 года, вечер. Нижний Тагил, Россия

Guruvastaka

В «Шри Гурваштаке» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описал всю гуру-таттву. Там всего восемь стихов, но в них заключена наиболее полная и высшая концепция гуру. Каждое утро мы поем эту аштаку, и должны стараться осознать ее смысл. Чем больше вы будете ее петь, тем больше она будет вам раскрываться. Также  можно медитировать на нее во время повторения харинамы. Тогда вы поймете, насколько возвышенно положение гуру.

Для нас, Гаудиев, существует определенный стандарт гуру. Может быть много гуру, но если у них нет качеств, описанных в этой аштаке, то они не соответствуют стандарту гуру в линии Гаудиев.

Как Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур прославляет Шрилу Гурудева?

самсара-даванала-лидха-лока-
траная карунья-гханагханатвам
праптасья кальяна-гунарнавасья
ванде гурох шри-чаранаравиндам (1)

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева, который проливным дождем своей  божественной милости гасит бушующий лесной пожар материальной жизни, избавляя сгорающих в нем людей от всех видов страданий. Он ? проявление милости Кришны и океан добродетелей».

Этот мир ? мир самсарыдаванала-лидха-лока, подобный лесному пожару. Что это за лесной пожар? Все горят и мучаются от трех видов страданий: от собственного ума и тела (адхьятмика), других живых существ (адхибаутика) и полубогов (адхидайвика). В этом мире никто не хочет страдать, но тем не менее страдания в нем неизбежны. Из-за настроения наслаждающегося у нас возникает множество материальных желаний. Сначала мы беспокоимся о том, чтобы заполучить желаемое. Но получив, беспокоимся, что можем это потерять. И в результате, потеряв, опять страдаем. Страдания постоянно преследуют нас в этом мире, и мы не способны их предотвратить.

Здесь каждый непрерывно горит в этом пылающем лесном пожаре, пламя которого настолько мощное, что никто не может из него вырваться. Когда этот пожар начинает полыхать, он разрушает все вокруг. Ведром воды его не зальешь.  Единственный способ затушить пожар ? если придет огромное грозовое облако и прольет поток дождя. Шри Гуру подобен дождевому облаку. Это очень хорошее сравнение. Облако не является источником воды ? оно получает воду из океана, хранит ее, а затем проливает. Подобно облаку, Шри Гуру набирает воду из океана милости Кришны и проливает ее потоком на бушующий пожар материального существования. Шри Гуру гасит этот пожар. Насколько же он милостив!

Таким образом, в первом стихе «Шри Гурваштаки» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает, что  гуру подобен дождевому облаку. А со второго по восьмой стих он объясняет, как именно Гурудев проливает свою милость.

махапрабхох киртана-нритья-гита-
вадитра-мадьян-манасо расена
романча-кампашру-таранга-бхаджо
ванде гурох шри-чаранаравиндам (2)

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева, который черпает вдохновение в санкиртане Чайтаньи Махапрабху и непрестанно повторяет святое имя, поет, танцует и играет на музыкальных инструментах. Его сердце переполняет нектар према-расы Махапрабху, и поэтому иногда он выглядит, как безумный: волосы на его теле встают дыбом, его сотрясает дрожь, а из глаз ручьями льются слезы».

Шри Гуру вовлекает нас в движение санкиртаны Махапрабху. Он очень милостив. Он сам погружен в этот киртан и раздает его всем, даруя харинаму каждому. Харинама неотлична от Кришны, это Сам Кришна. И в первую очередь гуру дает имя Кришны. Это первая капелька его милости.

шри-виграхарадхана-нитья-нана-
шрингара-тан-мандира-марджанадау
йуктасья бхактамш ча нийунджато ’пи
ванде гурох шри-чаранаравиндам (3)

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева, который всегда поклоняется Божествам Шри Шри Радхи-Кришны. Погруженный в шрингара-расу, он надевает на Них прекрасные одежды и украшения, чтобы усилить Их чувства при встрече. Он убирает храм и служит Им другими способами, а также вовлекает в это служение своих учеников».

После того, как гуру даровал харинаму, он дает нам образ Кришны, шри виграху, и знакомит с поклонением Божествам. Но каким именно Божествам? Каков образ Господа соответствует стандарту Гаудиев? Это не образ Лакшми-Нараяны или Рамачандры с Ситой, это образ Враджендра-нанданы Кришны с Радхарани, т.е. образ Кришны и Радхарани в шрингара-расемадхурья-расе.

Шрингара-тан-мандира-марджанадау. В общем понимании это означает, что Гурудев занимает своих учеников в служении Божествам, и он очень счастлив видеть, как они Их украшают, делают шрингар. Однако Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур вкладывает более глубокий смысл в шрингара-тан-мандира-марджанадау: Шри Гуру, вовлекая учеников в это служение, по сути вводит их в шрингара-расу. Это раса встречи Радхи и Кришны. Нужно понимать, что те, кто находится в сакхья-расе, не украшают Радху и Кришну. Таким образом, прежде всего гурударует харинаму, затем дает образ Кришны, и этот образ в шрингара-расе.

чатур-видха-шри-бхагават-прасада-
свадв-анна-триптан хари-бхакта-сангхан
критваива триптим бхаджатах садаива
ванде гурох шри-чаранаравиндам (4)

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева, который с радостью наблюдает, как преданные Шри Кришны вкушают четыре вида пищи, предложенной Господу, получая полное удовлетворение».

Гуру дает не только имя Кришны и Его образ, но также чудесный прасад. В общем значении говорится, что гуру счастлив видеть, как ученики вкушают прасад Божеств. Но здесь есть еще и скрытый смысл. В более глубоком понимании, гуру дает им изведать вкус шрингара-расымадхурья-расы, которая включает в себя все остальные четыре расы (шанта, дасьясакхья и ватсалья).

В общем понимании прасад бывает четырех видов: который жуют, сосут, лижут и пьют. Но если вы будете размышлять, что же имел в виду Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, и молиться ему, тогда вы поймете, какую именно расу вы вкушаете, когда принимаете один из четырех видов бхагавад-прасада. И все эти четыре расы присутствуют в мадхурья-расе.

Гуру в гаудия-сампрадае может дать вам все это. Это и есть истинный прасад от гуру. Сначала гуру дает облик Кришны в шрингара-расе, а теперь  позволяет вкусить все остальные четыре расы. И как он позволяет это вкусить, описывается в следующей шлоке.

шри-радхика-мадхавайор апара-
мадхурья-лила-гуна-рупа-намнам
прати-кшанасвадана-лолупасья
ванде гурох шри-чаранаравиндам (5)

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева, который каждое мгновение жаждет вкушать сладчайший нектар святых имен, образов, качеств и божественных развлечений Шри Шри Радхи-Мадхавы во Вриндаване».

Слава Шри Гуру в том, что он постоянно погружен в игры Радхи-Мадхавы. То есть сначала он дает имя, затем образ Господа, затем вкус этой расы и понимание качеств, а теперь дарует возможность войти в лилы. Чьи лилы? Радхи-Мадхавы. И как он это делает? Он позволяет полностью погрузиться в Их развлечения с помощью хари-катхи. Как наш Шрила Гурудев: куда бы ни приезжал, он всех вдохновлял памятовать Вриндаван и неустанно прославлял радха-дасью, служение Шримати Радхарани. Шрила Гурудев говорит, что следующая шлока самая важная, поскольку она отвечает на вопрос, каким образом гуру может нам все это дать.

никунджа-йуно рати-кели-сиддхьяи
йа ялибхир йуктир апекшания
татрати-дакшьяд ати-валлабхасья
ванде гурох шри-чаранаравиндам (6)

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева, который в образе прекрасной сакхи вместе со своими подругами делает необходимые приготовления, чтобы довести до совершенства любовные развлечения (рати-кели) Божественной Четы в рощах Вриндавана. Он необычайно искусен в служении Шри Шри Радхе-Кришне и потому очень дорог Им».

Здесь объясняется сварупа гуру. Это понимание положения гуру в нашей линии, нашей сампрадаеНикунджа-йуно рати-кели-сиддхьяиРати ? это любовь, кели ? игры. То есть это прекрасные любовные развлечения в никундже. Никунджа ? это тайное, очень сокровенное место встречи Радхи и Кришны, похожее на пещеру, но сделанное из лесных растений. Вринда-деви устраивает это все, и Кришна встречается с Радхарани. В эти никунджи не может войти никто из других рас, ни мама Яшода, ни Нанда Баба, ни Баладев, ни мальчики-пастушки. Это очень возвышенное место, никунджа, где происходят самые сокровенные игры Радхи и Кришны.

Но здесь говорится никунджа-йуно рати-кели-сиддхьяи. Что такое сиддха? Это совершенство. Мой гуру ? та личность, которая делает эти игры совершенными. Игры Кришны уже совершенны сами по себе, но гуру делает их поистине совершенными. Только манджари,близкие служанки Радхарани, могут довести игры в никундже до совершенства. Без их участия эти лилы не были бы совершенными. Только благодаря их служению все становится совершенным. Именно поэтому они очень дороги Радхе и Кришне. И наш Гурудев является такой личностью, очень близкой служанкой Радхи и Кришны! Это высшая концепция гуру, которую раскрыл Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур.

сакшад-дхаритвена самаста-шастраир
уктас татха бхавьята эва садбхих
кинту прабхор ях прия эва тасья
ванде гурох шри-чаранаравиндам (7)

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева, которого все священные писания прославляют как неотличного от Шри Хари, и это признают возвышенные святые. Будучи ближайшим слугой Господа (почитаемым представителем Кришны, который непостижимым образом одновременно един с Господом и отличен от Него), Шри Гурудев бесконечно дорог Ему».

Шастры прославляют гуру как сакшат-хари, что означает, что он неотличен от Хари [см. прим. ред.]. Ему нужно оказывать почтение и поклоняться как Самому Кришне.

Слово хари означает воришка. Мы знаем, что для Кришны ничего не стоит похитить сердце каждого. Гурусакшат-хари, является воришкой высшего уровня. Но нужно понять, как гурупохищает наши сердца, как он проливает свою особую милость. Вернемся к первому стиху, в котором говорится о нашем нынешнем положении. Где мы сейчас находимся? В самсара-даванала-лидха-лока ? мы горим в пожаре материальной жизни. Гуру проливает милость, вызволяя нас из этого плачевного положения, и приводит… куда он нас приводит? В никунджа-йунорати-кели! В самое высшее место, где мы можем служить Радхе и Кришне вместе с ним.

Вы даже не можете представить, насколько милостив Гурудев, насколько это высоко. Мы находимся здесь на самом низком уровне, но он берет нас, дает самое высочайшее положение и занимает в служении Радхе и Кришне, позволяя делать Их игры совершенными. Такова несравненная слава Шри Гуру и всей нашей гуру-парампары. Поэтому Гурудев сакшат-хари. Мы памятуем его и поклоняемся ему утром, днем и вечером.

ясья прасадад бхагават-прасадо
ясья прасадан на гатих куто ’пи
дхьяян стувамс тасья яшас три-сандхьям
ванде гурох шри-чаранаравиндам (8)

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева, без милости которого невозможно обрести милость Кришны и достичь духовного совершенства. Поэтому, сосредоточенно размышляя о величии Шри Гурудева, я трижды в день прославляю его в различных ставах и стути».

Гуру является проявлением милости Кришны. Без его милости мы никогда не встретим Кришну. Поэтому ванде гурох шри-чаранаравиндам ? этими словами заканчивается каждая шлока «Шри Гурваштаки». Обычно мы понимаем это как «я предлагаю свои поклоны, молитвы лотосным стопам Шри Гуру». Другое же значение ? «я предлагаю поклоны Шри Гуру», но где находится этот Шри Гуру? Шри-чаранаравиндам ? он у лотосных стоп Шри. А кто такая Шри? Радхарани. Это высочайшее понимание гуру-таттвы, которое дает нам Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур.

Если каждый день петь этот бхаджан, придет осознание истинного положения Шри Гуру как близкой служанки Радхи-Кришны. Он может поднять нас с самых низов до самого высочайшего уровня.

 

*****

 

Все лекции Кришны-каруньи Прабху в аудио формате вы можете послушать в вконтакте, плэй лист здесь.

[прим. ред.] «Хари означает, что гуру может привлечь Кришну и управлять им. Есть два аспекта Бхагавана – вишая и ашрая. Гуру – это Сам Кришна, но ашрая Кришна. Шримати Радхика – также Шри Кришна. Шри Кришна проявил себя в двух аспектах: один – Шри Радхика, а другой – Шри Кришна. Шри Радхика – ашрая, и гуру – ашрая. Он в духовном мире служит Шримати Радхике в качестве Ее близкой служанки, о которой можно сказать сакшад-дхаритвена. Не «хари», а именно «харитвена». Между этими понятиями существует большая разница.  Сам Шри Кришна – Хари, а харитвена означает “обладающий качествами Хари”, то есть качествами Шри Радхики».

(отрывок из лекции Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа по «Шри Гурваштаке», которую он дал 3 декабря 2000 года в Германии)