4 апреля 2014 года (утро)
До сих пор Вриндаван дас Тхакур описывал игры, которые он включил в Ади-кханду «Чайтанья-бхагаваты», а теперь он перечисляет лилы, составляющие вторую часть (Мадхья-кханду).
нитьянанда-вьяса-пуджа кахи мадхья-кханде
йе прабхуре нинда каре папиштха пашанде
(Чайтанья-бхагавата, Ади, 1.123)
[Мадхья-кханда повествует о церемонии вьяса-пуджи Шри Нитьянанды и о поведении самых падших грешников, которые отважились порицать Его.]
Махапрабху дал своим последователям наставление: «Я пришел к вам, но ваши действия будут бессмысленными, если вы поклоняетесь Мне, пренебрегая поклонением Гуру:
пратхамам ту гурум пуджьям
таташ чаива мамарчанам
курван сиддхим авапноти
хй аньятха нишпхалам бхавет
(Хари-бхакти-виласа, 4.344)
[Шри Кришна говорит:] «Тот, кто должным образом поклоняется сначала Гуру, а затем Мне, обретает все совершенства. Пренебрежение этим процессом делает все действия бесполезными».
Многие приходят в ашрам к гуру. Если они развивают отношения с теми, кто близок и дорог гуру, тогда их отношения с самим гуру будут прочными и неподвластными времени. Бхакты будут защищать таких личностей в тяжелые времена и помогать им всегда оставаться в обществе Гурудева, находиться под его руководством. Аналогичным образом, если у нас построены прочные отношения с Гуру, мы сможем связать себя вечной любовью с Бхагаваном.
Никто не может понять Бога без милости Гуру, а Гуру – без милости Вайшнава. Поэтому Махапрабху дал Своим преданным наставление поклоняться Нитьянанде Прабху. Нитьянанда Прабху – это Гуру.
В первой части «Чайтанья-бхагаваты» Вриндаван дас Тхакур описывает церемонию вьяса-пуджи, проходившей в доме Шриваса Тхакура. Однажды Махапрабху объявил: «Завтра мы будет отмечать вьяса-пуджу. Жизнь человека, который не поклоняется в первую очередь Гуру, пуста и бесполезна».
На следующее утро, после принятия омовения в Ганге, надев чистую одежду и нанеся на тело тилаку, преданные собрались в Шриваса-ангане. Шривас Пандит вручил цветочную гирлянду Нитьянанде Прабху и обратился с Нему с просьбой начать поклонение Вьясадеве. Преданные неоднократно просили Нитьянанду Прабху начать пуджу, но Он лишь отвечал: «Хмм» и ничего не делал. Однако когда пришел Махапрабху, Нитьянанда Прабху сразу же украсил Его шею цветочной гирляндой и объявил, что церемония завершена.
Тогда Махапрабху дал всем преданным наставление: «Всегда поклоняйтесь Нитьянанде. Он – проявление Вьясы, без Его милости никто не сможет достичь самосознания».
Однажды Туласи дас, припав к стопам Ханумана, взмолился: «Я жажду обрести даршан Рамы. Пожалуйста, скажи, как мне увидеть Его?» Хануман улыбнулся. Рама пребывает в сердце Ханумана, но Туласи дас не догадался попросить самого Ханумана о помощи. Вместо этого он спросил, какой процесс поможет ему встретиться с Рамой. Туласи дас не понимал, что Хануман мог исполнить его желание.
У невежественных людей нет веры в Вайшнавов. Они не знают, что Бхагаван живет в сердцах преданных. Желая обрести Господа, они обращаются к благотворительности, аскезам или принимают суровые обеты.
Хануман посоветовал Туласи дасу: «Иди на берег реки Мандакини в Читракуте. Рамачандра и Лакшман пообещали ежегодно принимать там омовение в день Чаитра-пурнимы. Наноси сандаловую пасту паломникам, которые будут прибывать для омовения и проведения поклонения. Там ты встретишься с лучшим представителем династии Рагху, Его младшим братом и сможешь предложить свое служение».
Туласи дас последовал совету, но в день Чаитра-пурнимы ничего не произошло. Он сокрушался: «Как же я неудачлив – я не увидел Шри Раму!»
Встретившись с Хануманом еще раз, Туласи дас спросил:
– Почему ты обманул меня?
– Я не лгал тебе, – ответил Хануман. – Братья приходили, и ты нанес сандаловую пасту Им, как и всем остальным, на лоб.
– Но я не смог узнать Их! – в отчаянии произнес Туласи дас.
– На следующий год я дам тебе знак, когда Рама и Лакшман будут возле тебя, – заверил его Хануман.
Так Туласи дас провел еще один год, служа паломникам, которые приходили совершить омовение в Мандакини. В день Чаитра-пурнимы, нанося сандаловую пасту на лоб одного из паломников, Туласи дас услышал рядом пение Ханумана:
читракута ке гхата пара бхаи сантана ки бхид
тулсидаса чандана гхисе тилака дета рагхувир
[В Читракута, на берегу, заполненном собравшимися садху, Туласи дас наносит сандаловую пасту на лоб Рагхувира.]
Туласи дас был на седьмом небе от счастья. «Наконец-то я служу моему Господину!» – воскликнул он, припав к Его стопам.
– Что ты делаешь? – закричал Он.
– О Мой Господь, пожалуйста, яви этой никчемной душе Свой истинный образ! – взмолился Туласи дас.
Тогда Рама милостиво предстал перед Своим преданным. Так, по милости Ханумана, Туласи дас обрел стопы Рамачандры. Без милости гуру человек не сможет распознать чистого преданного, и даже Верховный Господь покажется ему простым человеком. Самое важное на пути бхакти – милость гуру.
Наш Гурудев неотличен от Нитьянанды Прабху, сострадательнее которого нет во всех трех мирах.
декхо оре бхаи, три-бхуване наи,
эмона дояла дата
пашу пакхи джхуре, пашана видаре,
шуни джанра гуна-гатха
(«Парама-каруна» Лочана даса Тхакура)
[О братья! Во всех трех мирах нет никого сострадательней Гаура-Нитая! Слушая об Их милосердии, птицы и животные плачут, а камни плавятся.]
Далее в Мадхья-кханде упоминается о спасении Джагая и Мадхая. Самый милосердный Нитьянанда Прабху бродил по всей Навадвипа-дхаме, умоляя ее жителей повторять святое имя. Однажды местные жители предостерегли Нитьянанду Прабху от походов в один из районов Навадвипы: «Пожалуйста, не ходи туда. Там живут Джагай и Мадхай – убийцы, воры и пьяницы, которым доставляет удовольствие вселять страх в каждого, кого они видят».
«Хорошо, – сказал Нитьянанда Прабху. – Я должен встретиться с ними как можно раньше».
Но Навадвипаваси взмолились: «Джагай и Мадхай могут убить Тебя!»
– Я приму от них всё, что они предложат Мне. Я хочу встретиться с этими братьями.
Загадочный Адвайта Прабху предупредил Харидаса Тхакура: «Не ходи с Нитаем к Джагаю и Мадхаю. Авадхута Сам всегда опьянен, и скоро они начнут танцевать вместе».
Харидас Тхакур, подумав: «Махапрабху велел мне сопровождать Нитьянанду Прабху и распространять движение санкиртаны», решил отправиться с Нитьянандой Прабху к Джагаю и Мадхаю, независимо от того, чем это может закончиться. Он размышлял: «Я не беспокоился, когда меня избивали на двадцати двух базарных площадях. Почему же теперь я должен волноваться?»
Бесстрашно подойдя к Джагаю и Мадхаю, Нитай воскликнул: «Друзья, повторяйте Харе Кришна!» Это явно не привело братьев в восторг. «Ха! Повторять Харе Кришна? Ты осмеливаешься давать нам советы?» – ответили они и, размахивая палками, прогнали Нитьянанду Прабху и Харидаса Тхакура, крича вслед: «Никогда больше не возвращайтесь!»
Не придав этому случаю никакого значения, Нитьянанда Прабху, украшенный гирляндой из разных цветов, снова пришел к ним на следующий день, воспевая имена Хари.
Это привело Джагая и Мадхая в ярость. «Ты что, глухой? Ты нас вчера не услышал?» – закричали они. Схватив глиняный горшок с вином, Мадхай бросил им в голову Нитьянанды Прабху так, что вино начало стекать по лицу Нитая. Увидев, что из образовавшейся раны струится кровь, Джагай сказал своему брату неодобрительно: «Он ведь садху. Зря ты Его ударил».
«Ударил? – невнятно произнес Мадхай. – Да я вообще сейчас убью Его!»
Братья продолжили спорить. Джагай, в отличие от Мадхая, смог по милости Нитая измениться и обрести немного разума. В это время Харидас Тхакур прибежал к Махапрабху и рассказал Ему о случившемся. Разъяренный Махапрабху предстал перед Джагаем и Мадхаем, готовый снести им головы Своей Сударшана-чакрой.
Нитьянанда Прабху остановил Господа, напомнив, что Он снизошел в данном воплощении с целью менять грешников Своей милостью. Нитьянанда Прабху также рассказал, что Джагай помешал Мадхаю убить Его. Услышав это, Махапрабху обнял Джагая и одарил Его према-бхакти. Мадхай стал свидетелем того, как Господь пролил милость на его брата. Рыдая, он обратился к Махапрабху: «О Господь, неужели только один из нас, прежде грешивших вместе, станет объектом Твоего сострадания?»
Махапрабху ответил: «Ты оскорбил Нитьянанду, поэтому не обретешь прибежища, куда бы ты ни отправился».
– Как мне заслужить прощение, Господь?
– Ты должен предложить себя лотосным стопам Нитьянанды и молить Его о прощении. Это единственный способ.
Когда Мадхай распростерся перед Нитьянандой Прабху, милостивый Господь обнял его, отпустив ему все грехи. Так Джагай и Мадхай были спасены.
Махапрабху провозгласил, что принял на себя последствия грехов Джагая и Мадхая. После чего, к удивлению собравшихся, Его тело потемнело. Однако когда преданные по указанию Махапрабху начали санкиртану, Он вновь стал златоликим. Это урок для нас – санкиртана искореняет все греховные реакции и страх перед возмездием.
Даже после того, как Джагай и Мадхай были прощены, на сердце у них было неспокойно. Тогда Нитьянанда Прабху, к которому они обратились за решением, дал им наставление служить Вайшнавам на берегу Ганги.
чхария ваишнава-сева
нистара пайечхе кеба
[Разве возможно обрести освобождение без служения Вайшнавам?]
Благодаря служению Вайшнавам Джагай и Мадхай полностью очистились и обрели умиротворение. Они продолжали это служение на протяжении всей своей жизни, а потом вошли в самадхи в Катве. Самадхи-мандиры Джагая и Мадхая существуют и поныне.