19 октября 1968 года прошел фестиваль разлуки, на который собрались тысячи Вайшнавов со всей Индии. Они предложили свои сердечные пушпанджали в память о Шриле Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махарадже. Обычно преданные сдерживают чувства, но в этот раз, снедаемые горечью разлуки по дорогому духовному брату, все безутешно плакали.
Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Шрирупа Сиддханти Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Камал Мадхусудана Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Дживан Джанардана Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Виласа Бхарати Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Кумуд Шанта Госвами Махарадж и другие Вайшнава-ачарьи и санньяси рассказывали хари-катху, стремясь вдохнуть энтузиазм в сердца членов Шри Гаудия Веданта Самити, чтобы они смогли легче перенести разлуку.
Хари-катха лилась непрерывным потоком с утра до вечера. Ачарьи говорили о том, как следует поступать ученикам, когда Шри Гуру входит в нитья-лилу. В первую очередь они должны помнить, что Шри Гуру вечен. Следование его наставлениям и стремление исполнить желание его сердца – это именно то, что позволяет всегда быть с ним рядом и стойко переносить трудности.
Затем свои сердечные пушпанджали предложили санньяса-ученики Ачарьи Кешари. Прославление Шрилы Бхакти Виласы Тиртхи Махараджа, который не смог присутствовать на фестивале разлуки, было зачитано всем собравшимся.
После ухода Ачарьи Кешари встал вопрос о том, кто возглавит Гаудия Веданта Самити. В выборе нового президента его ученики консультировались со Шрилой Бхакти Дайитой Мадхавой Госвами Махараджем и Шрилой Бхакти Шрирупой Сиддханти Госвами Махараджем.
Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж, Шрила Гурудев и Шрила Бхактиведанта Тривикрама Махарадж были известны как три столпа Веданта Самити, но каждый из них со смирением отказался занять пост ачарьи. Шрила Гурудев, Шрила Тривикрама Госвами Махарадж и другие присутствовавшие на фестивале разлуки Вайшнавы попросили занять этот пост Шрилу Ваману Госвами Махараджа (он находился под руководством Ачарьи Кешари с самого детства – с тех пор, как приехал в Маяпур в 1930 году).
Еще находясь в этом мире, Ачарья Кешари выразил желание, чтобы трое его учеников стали ачарьями различных областей Индии: «Пусть Шрила Нараяна Махарадж сосредоточится на проповеди в Северной Индии, базируясь в Кешаваджи Гаудия Матхе, Шрила Тривикрама Махарадж из Уддхаран Гаудия Матха проповедует в Западной Бенгалии, а Шрила Вамана Махарадж из Девананда Гаудия Матха проповедует в Северной и Восточной Бенгалии, а также в Южной Индии».
Никто из трех братьев не хотел занять более высокое положение по отношению к остальным.
– Я севак и всегда хочу оставаться в положении слуги, – ответил тогда Шрила Тривикрама Махарадж. – Если вы настаиваете, я последую, но у меня очень строгий характер: став ачарьей, я не смогу терпеть неподобающее поведение, и вскоре храм опустеет.
– О Гуру Махарадж, у меня нет для этого нужных качеств, – смиренно сказал Шрила Гурудев.
– Я недостоин занимать пост ачарьи, – произнес Шрила Вамана Госвами Махарадж.
Видя колебание старших братьев, Бхактиведанта Парьятак Махарадж проявил инициативу: «Если они не хотят, я займу этот пост».
– Хорошо. Если Шрила Вамана Махарадж, Шрила Тривикрама Махарадж или Шрила Нараяна Махарадж откажутся стать ачарьями, ты можешь предложить свою кандидатуру, – ответил ему тогда Ачарья Кешари.
В итоге после ухода Ачарьядева все единодушно согласились, что следующим президентом Гаудия Веданта Самити должен стать Шрила Вамана Госвами Махарадж. Шрила Гурудев и Шрила Тривикрама Госвами Махарадж умоляли его занять этот пост, и Шрила Вамана Госвами Махарадж неохотно согласился: «Хорошо, но только если вы примете меня как слугу. Я ничего не буду делать без вашей помощи и позволения. Вы даете мне шанс служить всем. Но если оставите меня ради уединенного бхаджана, я побегу вслед за вами. Зачем принимать пост ачарьи, если это не принесет радости Вайшнавам?»
Шрила Гурудев и Шрила Тривикрама Госвами Махарадж пообещали всегда быть рядом и помогать Шриле Вамане Госвами Махараджу. Они договорились вместе обсуждать все вопросы и действовать сообща. Таким образом, Шрила Вамана Госвами Махарадж занял пост президента Гаудия Веданта Самити и был уполномочен давать дикшу (посвящение в гаятри-мантры), Шрила Гурудев стал вице-президентом, а Шрила Тривикрама Госвами Махарадж – главным секретарем.
На программе, посвященной памяти Ачарьи Кешари, они выступили с короткой речью, после которой последовал киртан. Когда пять тысяч гостей: ачарьи, санньяси, брахмачари и семейные люди, пришли принять маха-прасад, Шрила Гурудев с большим почтением раздал им подарки. На следующий день состоялась еще одна праздничная программа, и после полудня все, у кого не было возможности выступить в предыдущий день, предложили Ачарье Кешари сердечные пушпанджали.
Шрила Тривикрама Госвами Махарадж отправил известие о вхождении Ачарьи Кешари в нитья-лилу его дорогому другу и соучредителю Гаудия Веданта Самити – Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу, проповедовавшему в то время в Сиэттле. Получив печальное известие, Шрила Свами Махарадж собрал всех преданных на внеурочную лекцию, где с великой грустью сообщил об уходе своего дорогого духовного брата. В тот же день он составил письмо-соболезнование, которое подписали все члены ИСККОНа, находившиеся в то время в Сиэттле, а также попросил прислать ему изображение Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа, чтобы сделать копии и разослать их по всем своим центрам. В письме было написано:
Я предлагаю смиренные полные поклоны лотосным стопам всех Вайшнавов.
Шрипад Тривикрама Махарадж,
Вчера я получил ваше письмо от 12 октября, и печальная новость, которую вы сообщили, чуть не разбила мне сердце…
Долгое время у меня были доверительные отношения со Шрилой Махараджем. Когда я посещал Шридхаму Маяпур, Шрипад Нарахари Дада и Шрипад Винод Дада заботились обо мне с большой любовью. Они были моими самыми лучшими друзьями.
Из великого сострадания Шрила Кешава Махарадж дал мне санньясу… У меня никогда не было желания принять ее. Однако после многочисленных просьб Шрипада Нараяны Махараджа Шрила Кешава Махарадж пролил безграничную милость на этого упрямого слепого, силой дав санньясу. Видимо, в его сердце проявилось желание Шрилы Прабхупады, и таким образом я получил санньясу.
Я в вечном долгу перед Шрилой [Кешавой] Махараджем.
(22 октября 1968 года, Сиэттл, Вашингтон)
Шри Гуру-даршана, второй том