Еще во времена Парам-гурудева многим не нравилось, что Шрила Гурудев соблюдает Шива-ратри. Это вызывало недовольство среди его духовных братьев даже в матхурском матхе, за который он отвечал. В Шива-ратри никто не хотел поститься, они ждали на обед рис, дал и сабджи. В один из Шива-ратри они выразили свое негодование.

Шрила Гурудев объяснил им: «Кто такой Шива? Вы отделяете Шиву от Вишну? Это нама-апарадха. Сада-Шива является непосредственной экспансией Господа Вишну. Однако, если приравнивать Шиву к Вишну, это также нама-апарадха. То же самое будет в случае, если вы принимаете Шиву независимым повелителем. И в то же время он неотличен от Вишну. В “Брахма-самхите” (5.45) говорится:

кширам ятха дадхи-викара-вишеша-йогат

санджаяте на хи татах притхаг асти хетох

ях самбхутам апи татха самупаити карьяд

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

 

Молоко, смешиваясь с закваской, превращается в йогурт, но йогурт уже не сможет снова стать молоком. Так и Господь Вишну принимает облик Господа Шивы [Шамбху] ради выполнения особых задач. Шива является экспансией Вишну, но он не равен Вишну и не сможет стать Им, равно как и молоко, превратившись в йогурт, уже не сможет снова стать молоком. Непочтительное отношение к Господу Шиве считается ужасным оскорблением. Всем необходимо поститься в Шива-ратри».

Несмотря на это, многие духовные братья не разделяли убеждения Шрилы Гурудева и причиняли ему беспокойства. Конечно, в их число не входили Шрила Вамана Госвами Махарадж и Шрила Тривикрама Госвами Махарадж, – то была группа людей, не отличавшихся серьезностью в практике бхаджана.

Позже Шрила Гурудев написал книгу под названием «Шива-таттва» и бесплатно распространял ее по различным матхам. «Тот, кто не выражает почтение полубогам, совершает нама-апарадху и навлекает на себя беду; он никогда не получит чистую бхакти, – говорил он. – Люди, оскорбляющие Господа Шиву, обречены на страдания. Вспомните, что произошло с Дакшей-праджапати, Пушей и Бхригу. Пуше вырвали все зубы, Бхригу – усы, а Дакше отрубили голову и приставили голову козла!»

Бхагаван никогда не смилуется над оскорбителями Шивы. Непочтение к нему – это непочтение к Бхагавану. Шива – мангала-мурти, он дарует благо живым существам и очищает их от анартх, наделяя возможностью служить Бхагавану. Шрила Гурудев очень много лекций посвятил прославлению Шивы и его бхакти к Кришне, а также объяснению, как нужно соблюдать Шива-ратри. Несмотря на это, люди были настроены против него.

Парам-гурудеву поступали жалобы: «О, Махарадж следует Шива-ратри, он не ваш ученик, он поклоняется Господу Шиве».

В Гаудия Матхе на личностей, желавших соблюдать Шива-ратри, обычно так и реагировали. О них говорили: «Он не ученик в линии Гаудия Матха» и всячески оскорбляли.

Парам-гурудев ответил им: «Скажите мне одну вещь: кто очистит нас от папа-биджи, склонности грешить? Кто разрушит наши анартхи? Кто дарует нам помощь и защиту? Кто очистит нас и даст шанс служить Кришне?»

Все молчали. Парам-гурудев продолжил: «Когда Шива Тхакур рассказывал “Бхагаватам”, это слышал Шукадева Госвами. Шива Тхакур всегда прославляет Господа Кришну, и через эту хари-катху он очищает джив от анартх. Если вы не выражаете ему почтение, у вас не появится вкус ни к хари-катхе, ни к хари-киртану, ни к бхагавад-бхаджану. Вы погрязнете в майе и падете. Никто другой не избавит нас от анартх! По приказу Господа Шивы Майя может снять с нас покров иллюзии. Но если мы пренебрегаем Шивой, Майя накажет нас, приняв наводящий ужас облик Кали, Чанди или Рудрани. Что плохого сделал Нараяна Махарадж? Почему вы считаете его выражение почтения к Шиве достойным порицания?»

Все же некоторые из учеников Парам-гурудева, не прислушавшись к его мнению, продолжали считать поведение Шрилы Гурудева неприемлемым, и, когда он следовал Шива-ратри в матхурском храме, причиняли ему много беспокойств. Они принимали в Шива-ратри рис и дал, а вскоре один за другим падали в темный колодец материальной жизни.

Шрила Гурудев со всей серьезностью соблюдал различные враты – не только Экадаши, Чатурмасью и Картику, но и Пурушоттам, Кешава-врату, Шива-ратри и Катьяяни-врату. Некоторые говорят: «Гурудев не следовал Кешава-врате и Катьяяни-врате», но откуда в таком случае мы узнали о ней?

Я лично видел, как Шрила Гурудев каждый день ходил во время Катьяяни-враты на Ямуну. Перед брахма-мухуртой он принимал там омовение, а затем, преклонив колени, возносил различные молитвы и проводил поклонение. Я слышал эти молитвы и помню, как он молился Йогамайе Паурнамаси:

 

радхеша-кели-прабхута-винода

виньяса-вигьям враджа-вандитангхрим

крипалутадьякхила-вишва-вандьям

шри паурнамасим шираса намами

«Я в глубоком почтении склоняюсь перед Шри Паурнамаси-деви, которая с непостижимым искусством устраивает самые возвышенные развлечения Кришны, дорогого возлюбленного Шримати Радхики. Лотосным стопам Паурнамаси-деви поклоняются все жители Враджа. Она необычайно добра и в полной мере наделена всеми другими божественными качествами. Поэтому она почитается во всей вселенной».

 

Ежедневно Шрила Гурудев отправлялся на Ямуну и возносил эти молитвы. Он соблюдал Катьяяни-врату, но не показывал этого.