30 августа 2003 года, Матхура (Индия)
У Деваки была сильная мамата (чувство обладания) к Господу Кришне, но также у нее были и свои корыстные мотивы. Она думала про себя: «Неважно, умрут гопы, гопи и коровы во Вриндаване или нет, если Кришна не вернется туда. Мы отдадим враджаваси что угодно, но только не Кришну».
Услышав, что Деваки пообещала дать пожертвование враджаваси, Падмавати, мать Камсы, встревожилась. Она подумала: «Быть беде, ведь Деваки может отдать Нанде и Яшоде все царство!» Поэтому она находчиво начала приводить различные доводы.
«Почему ты так много говоришь о том, что мы должны всё отдать враджаваси? – спросила Падмавати. – Решить это очень просто. Когда Кришна покинул Вриндаван, Ему было всего десять лет и восемь месяцев – нужно только подсчитать, сколько Он съел и сколько выпил пахты за эти годы. Вычтем четыре года, ибо эти первые годы Своей жизни Он только пил молоко из груди Яшоды, а оно бесплатное. Мы подсчитаем, сколько они должны Кришне за выпас коров, сколько Он съел и сколько чачи (пахты) выпил, и наш долг мы выплатим вдвойне. Поэтому все очень просто. Мы можем спросить Гаргу Муни, он самый лучший астролог – в его расчетах не будет погрешности ни на пайсу».
«Пахты во Вриндаване видимо-невидимо, потому что никто ее не пьет, – продолжала она. – Она остается после взбивания масла. Пахта настолько бесполезная, что враджаваси выливают ее в канаву. В Нандагаоне целое озеро из этой пахты. Она ничего не стоит. Так что вычтем три-четыре года, когда Его кормили грудным молоком, и получается, что около восьми лет Он пил бесплатную пахту».
Некоторые говорят, что каишора-лила Кришны продолжалась до десяти лет и восьми месяцев, а другие утверждают, что она проходила до пятнадцати лет. Шрила Санатана Госвами вносит ясность в эти разногласия. В жизни Кришны выделяют три возраста: балья, пауганда и каишора. Разница между ними называется ваясасанди. В каждом возрасте существует три стадии. Акрура, прибыв во Вриндаван, увидел Кришну как кишора. Матхура-рамани, когда Кришна приехал в Матхуру для состязания с борцами Чараной и Муштикой, тоже увидели Его в возрасте каишора, но для них Он был словно воплощение Камадева.
Отличительная особенность Господа Кришны и Господа Рамачандры в том, что, являясь в этом мире, Они всегда выглядят молодыми. Например, во время битвы на Курукшетре Кришне было сто двадцать пять лет, но Он был без усов и бороды. Это одна из особенностей бхагават-таттвы.
«Шримад-Бхагаватам» описывает, что каишора-лила Кришны проходила до десяти лет и восьми месяцев. Однако в это время Он выглядел старше своих лет – как пятнадцатилетний юноша, потому что был принцем, сыном царя Нанды Бабы, и кушал много масла.
Приехав в Матхуру, Кришна предложил пранамы матери Деваки со словами: «О мать Деваки, Мы твои сыновья!»
Как только она услышала это, в ее сердце проявилась айшварья-бхава, и она преисполнилась страха.
Кришна продолжал: «К несчастью, после рождения Нас забрали во Вриндаван, и в результате ты не смогла лицезреть Наши игры в возрасте балья, пауганда и каишора».
В Матхуре царит безмерная айшварья: иногда Кришна проявляет там Свой четырехрукий облик, и в каждой руке держит диск, палицу, лотос и раковину. Джарасандха приходил в Матхуру сражаться с Кришной семнадцать раз.
Признаки Кришны в Его возрасте каишора описаны в «Шри Удджвала-ниламани», но это настолько сокровенная тема, что очень трудно найти того, кто может объяснить это, а также того, кто поймет.
Рохини-деви и дваракаваси, услышав высказывания Падмавати о том, что они должны возместить Нанде Бабе долг, просто проигнорировали ее, посчитав недалекой.
У Господа Кришны было желание отправиться во Вриндаван, но в то же время Он раздумывал: «Если Я поеду во Вриндаван, что случится с Васудевой, Деваки и всеми остальными дваракаваси, когда они узнают, что Я хочу уехать? Они тут же умрут».
Так как Уддхава был во Вриндаване три месяца и, следовательно, уже что-то знал о сердце Шри Кришны и враджаваси, находчивый Кришна спросил его перед всеми присутствующими: «Как ты думаешь, чего хотят враджаваси? Что Я могу сделать для них и что Я могу им дать?»
Кришна размышлял: «Если Я скажу, что хочу поехать во Вриндаван, все будут упрекать Меня, но если Уддхава скажет, что Мне необходимо ехать, тогда никто не обвинит Меня. Все будут упрекать Уддхаву». Поэтому Он очень искусно задал этот вопрос Уддхаве и стал плакать.
Уддхава изумился словам Кришны: «Как же так? Во Вриндаване я пообещал всем враджаваси любыми способами привести Кришну обратно. Он Бхагаван и сарвагья (всезнающий), так почему Он спрашивает меня, чего хотят враджаваси? Им не нужны никакие богатства, роскошь и награда – ничто материальное и духовное не интересует их во всех трех мирах. Они желают только, чтобы лотосные стопы их Кришны, их сына, возлюбленного снова коснулись земли Вриндавана».
Уддхава забеспокоился: «Кришна очень изворотливый. Он все знает, но все-таки спрашивает меня, нужно ли Ему отправляться во Вриндаван. Это означает, что на самом деле Он не хочет ехать. Он просто обманывает всех, спрашивая меня».
Где бы Кришна ни находился, будь то Вриндаван, Матхура, Дварака или другое место, Он всегда сарвагья, всезнающий. В Матхуре была полностью проявлена Его айшварья-шакти, и там Он являл Свое настроение всезнающего. Однако во Вриндаване Он одновременно и мугдха, словно невинный ничего не знающий ребенок, и сарвагья, всеведущий. Во Вриндаване в Нем одновременно присутствуют оба эти качества. Например, в то время, когда Кришна совершал раса-лилу с гопи и играл на Своей флейте, Драупади в Хастинапуре звала Его: «Духшасана пытается раздеть меня. О Кришна, спаси меня, спаси!» Знал ли Кришна об этом? Да, Он знает все, даже погрузившись в расу, ведь Он Сам и поставил Драупади в такое положение.
Уддхава заключил: «Кришна очень бессердечный. Он обманщик. Такое поведение очень недостойно Его, иначе почему Он задает мне этот вопрос?»
Сердце Акруры во Вриндаване не растаяло, а Уддхавы, наоборот, немного смягчилось, и он до некоторой степени понял настроения враджаваси. По милости гопи он предложил множество молитв их лотосным стопам, и в его сердце пришла реализация.
Все враджаваси бескорыстны, но гопи среди них самые возвышенные. Они являют собой совершенный пример чистой бхакти, определение которой дано в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11):
аньябхилашита-шуньям гьяна-кармадй-анавритам
анукульена кришнану-шиланам бхактир уттама
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11)
«Деятельность, направленная исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи, сопровождающаяся различными духовными эмоциями (бхавами), свободная от влияния гьяны (знания, имеющего целью имперсональное освобождение), кармы (прагматической деятельности) и не преследующая иных желаний, кроме желания принести счастье Шри Кришне, называется уттама-бхакти, чистым преданным служением».
Враджаваси непрерывно служат Господу Кришне. Им не нужны никакие материальные богатства со Сварги (рая) или из любого другого места. В этом разница между враджаваси и дваракаваси. Например, на прошлой лекции мы слушали, как Сатьябхама пожелала райский цветок париджата. Даже у дваракаваси есть какие-то желания и они хотят райских благ! С другой стороны, враджаваси не заинтересованы ни в материальном, ни в духовном. Их единственное желание – снова увидеть лотосные стопы Кришны и служить Ему.
Шримати Радхика, обладающая самым возвышенным настроением среди гопи, молится:
ашлишья ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан марма-хатам кароту ва
ятха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах
(Шри Шикшаштака, 8)
«Кришна может крепко обнять эту служанку, всегда жаждущую служить Его лотосным стопам, а может разбить Ей сердце, не появляясь перед Нею. Он известный распутник и может делать все, что пожелает. Пусть Он даже будет обнимать другую прямо у Меня на глазах, Он все равно останется Моим прананатхой (повелителем жизни), ибо нет для Меня иного возлюбленного, кроме Него».
Цель гопи – сделать Шри Кришну счастливым. Они считают: «Если Кришне хорошо в Матхуре и Двараке, пусть Он будет счастлив там. Мы не хотим действовать против Его воли, стремясь вернуть Его во Вриндаван».
Шримати Радхарани молилась: «Я не хочу ничего для Своего собственного счастья. Кришна волен делать все, что пожелает. Он может осчастливить Меня, обняв, или растоптать Мое сердце. Пусть Он даже повеса и полон плохих качеств, все равно только Он Мой единственный возлюбленный».
Когда Уддхава во Вриндаване услышал молитвы гопи и враджаваси, он подумал: «Может быть, гопи хотят отправить послание Кришне». Он трижды их спрашивал: «Есть ли что-то, что вы хотите передать Кришне?» Шримати Радхика сказала: «Нет нужды отправлять Ему послание. На самом деле ты не должен даже упоминать, что мы страдаем в разлуке с Ним. Скажи Ему, что мы очень счастливы здесь, во Вриндаване. Его сердце ведь мягче масла. Если Он услышит, что мы страдаем от разлуки, Он может почувствовать такую острую боль, от которой недолго умереть».
Тогда Уддхава ответил Кришне: «Я могу дать Тебе совет, но не знаю, хороший он или нет. Решай Сам».
После того, как Кришна убил Камсу, Чарану, Муштику и их друзей, Нанда Баба ждал Его в воловьей повозке на окраинах Матхуры. Он ждал всю ночь, но Кришна не вернулся. Так или иначе на следующий день Кришне и Балараме удалось встретиться с ним. Кришна думал: «Что же Мне делать? Остаться в Матхуре или вернуться во Вриндаван с Нандой Бабой?»
Он произнес: «О Нанда Баба, Васудева и Деваки – твои друзья. Они потеряли шестерых сыновей. У Деваки нет ни сына, ни того, кто мог бы ее утешить. Что же нам делать?»
Так как Баладева – сын Васудевы, Нанда Баба предложил: «Баларама может остаться в Матхуре на несколько дней».
Баларама возразил: «Это невозможно. Я не могу расстаться с Кришной».
В конце концов все решили, что Кришна с Баларамой останутся в Матхуре на несколько дней, а потом Оба вернутся во Вриндаван.
Кришна стал принцем. Деваки подарила Ему множество украшений: ожерелий и браслетов. В знак Своей любви Кришна отдал все это Нанде Бабе. Однако Нанда Баба, если не считать эти драгоценности, вернулся во Вриндаван с пустыми руками.
Он обещал маме Яшоде и всем враджаваси: «Не беспокойтесь, я даю слово, что привезу Кришну и Балараму обратно во Вриндаван». Тем не менее когда он вернулся обратно, у него была только эта груда украшений…
Все враджаваси были убиты горем. Они начали обвинять Нанду Бабу: «Что же ты наделал? Ты продал Кришну и Балараму за эти драгоценности?»
Нанда Баба был совершенно подавлен. Он произнес: «Нет, мой сын Кришна – сатьявака, что бы Он ни сказал, все должно сбыться. Эти драгоценности – просто знак Его любви к вам. Когда Кришна вернется во Вриндаван, как и обещал, и увидит, что вы не носите эти подарки, Он будет сильно огорчен. Поэтому, пожалуйста, во имя исполнения Его желания наденьте эти украшения».
Кришна слышит молитвы шаранагата-бхакты, полностью предавшейся души:
шад-анга шаранагати хоибе джахара
тахара прартхана шуне шри нанда-кумара
(Шад-анга Шаранагати, 5)
«Юный сын Нанды Махараджа слышит молитвы того, кто безоговорочно вручил себя Господу, следуя этим шести принципам шаранагати».
Если Господь Кришна полностью погружен в раса-лилу во Вриндаване, днем и ночью служа Шримати Радхике, а в это время кто-то, как, например, Драупади, Гаджендра или любой шаранагата-бхакта, молится ему из глубины своего сердца, кто же услышит его? Кто-то может сказать, что услышит проявление Кришны, известное как Параматма, однако шаранагата-бхакта не молится Параматме, Кширодакашайи Вишну или Господу Нараяне.
Он возносит молитвы Шри Кришне, Нанда-кумару, поэтому Кришна обязан услышать. Хотя во Вриндаване Он – мугдха, забывший все, кроме Своих любовных отношений там, в то же время Он сарвагья. Йогамайя всегда служит Ему и ищет любую возможность, чтобы удовлетворить Его. Кришна может не знать, что происходит за пределами Его близкого окружения, но она знает. Это непостижимо.
Когда Нанда Баба вернулся один с драгоценностями, подаренными Кришной, гопи и все враджаваси думали: «Стыд и позор нам! Вот так маленький Кришна благодарит за нашу любовь к Нему. Он отплачивает нам этими украшениями, поэтому мы самые неудачливые».
Предположим, кто-то уезжает за рубеж и каждый месяц посылает своей семье деньги. Будут ли члены семьи счастливы? Нет, потому что в этом выражается только своекорыстие со стороны уехавшего члена семьи по отношению к ним. Гопи сокрушались: «Вот как низко Кришна оценивает нашу любовь. Мы самые неудачливые. Стыд и позор нам и Нанде Бабе!»
Гопи и враджаваси не умерли только потому, что Кришна обещал вернуться «послезавтра». Прия, возлюбленная, очень удачлива, потому что живет только ради счастья приятамы, и приятам – самый удачливый, поскольку живет лишь для счастья своей прии. Цели жизни каждого из них – доставить радость друг другу. Этот принцип любви описан в самой удивительной книге – «Шри Чайтанья-чаритамрите».
Шримати Радхарани кладет в руку Лалиты цветок и, плача, говорит ей: «О Лалита, после Моей смерти ты можешь отдать этот цветок Кришне. Я вырастила цветы малати и, когда умру, больше не смогу ухаживать за ними. Поэтому ты можешь сказать Кришне, что Я умерла с мыслями о Нем, и отдать Ему этот цветок».
Ожидая возвращения Нанды Бабы во Вриндаван, Яшода-деви надеялась увидеть Кришну. Когда же она увидела Нанду Бабу с сумкой драгоценностей, ее последняя надежда угасла. Она перестала есть, спать и заботиться о теле. Она лишь плакала день и ночь. Если таково было состояние Яшода-маийи, что тогда говорить о гопи?
Теперь Уддхава размышлял: «Что мне делать? Я не могу поехать туда снова, потому что обещал гопи привести Кришну. Нанда Баба плакал три дня, и жизненный воздух покидал его (уже достиг горла), но он не умер».
Обычно во время смерти жизненный воздух выходит изо рта.
Нанда Баба думал: «Если Кришна вернется во Вриндаван, а мы все умрем, Он будет сильно страдать, испытывая невыносимую боль. Поэтому мы должны жить для счастья Кришны. Мой сын всегда говорит правду, так что нужно верить Его словам. Если Кришна пообещал, Он непременно вернется». Этой надеждой враджаваси поддерживали свою жизнь.
Кришна отправил с Уддхавой послание: «О Нанда Баба, не переживай. Я нахожусь здесь с Ядавами и твоими друзьями Васудевой и Деваки, только потому что они связаны с тобой, и хочу немного порадовать их».
Когда Нанда Баба увидел это письмо, он объявил всем враджаваси: «Мой сын никогда не обманывает, Он обязательно вернется, как и обещал!»
Кришна писал ему: «Нанда Баба, ты сама Моя жизнь. Я должен приехать и снова тебя увидеть».
Нанда Баба приводил много аргументов, чтобы убедить враджаваси: «У Кришны там есть кое-какие обязанности. Ему нужно убить Джарасандху и других демонов. Исполнив Свой долг, Он вернется. Эти драгоценности – не знак пренебрежения, это выражение Его премы к нам. Увидев, что мы носим эти украшения, Он будет несказанно счастлив, ибо мы исполнили Его желание».
Все враджаваси очень сетовали, слушая Нанду Бабу.
Уддхава полагал, что враджаваси были очень простыми, а Кришна очень хитрым, потому что даже услышав все это, Он не вернулся во Вриндаван.
«Я посетил Вриндаван, пытаясь успокоить враджаваси, произнес Уддхава, – но их разлука только усилилась. О Кришна, разве Ты не знаешь, что враджаваси безгранично любят Тебя? Их любовь подобна океану, и все же Ты пренебрегаешь ими. Как такое возможно?»
Уддхава вспомнил, что в Своем послании Кришна советовал гопи медитировать на Него: «Будьте в самадхи. Как земля находится повсюду, так и Я присутствую во всем и ничто неотделимо от Меня. Эта вселенная создана из земли, воздуха, огня, воды, эфира, ума, разума и ложного эго, и все это исходит из Меня. Вы и все сущее в этом мире не что иное, как Я, Сверхдуша. Я пронизываю все творение. Поэтому в медитации вы можете увидеть Меня».
Все это была гьяна (знание о величии Господа). Враджаваси завернули эту гьяну в ткань и выбросили в Ямуну, где ее понесло течением в Варанаси (место изучения гьяны).
Позже, на Курукшетре, Кришна сказал гопи то же самое. Слушая его, они сильно разгневались.
Гопи всегда пребывают в естественном самадхи, что бы они ни делали – идут ли или принимают пищу – они всегда думают о Кришне.
Они ответили на слова Кришны: «Не говори нам о медитации. Мы не хотим думать о Тебе. Мы пытаемся забыть о Тебе и думать только о наших домашних делах, но все эти попытки безуспешны. Твои наставления совершать бхакти, чтобы выбраться из колодца материальной жизни, не очень поучительны для нас».
Шримати Радхарани продолжала: «Мой ум и Вриндаван едины. Ты говоришь, что нужно сконцентрировать ум на Тебе, но Мой ум и Вриндаван – это одно и то же. Поэтому настоящей медитацией будет, когда Ты возложишь Свои лотосные стопы на землю Вриндавана».
Гоура Премананде!