Шрила Гурудев продолжал: «Матхура-дхама – это лучшее место для памятования о Врадже в настроении разлуки. Этот процесс быстрее всего дарует духовное совершенство. Многие великие преданные погружались в мысли о Врадже, находясь в Матхуре. Мы находим примеры этому в Десятой Песни “Шримад-Бхагаватам”. Когда Камса услышал голос с небес, возвещавший о том, что он погибнет от рук ребенка его сестры Деваки, Камса сразу заточил в сырую темницу только что обручившихся Васудеву и Деваки, где жестоко обходился с ними. Он давал им ограниченное количество воды и еды, заковал в цепи, а на грудь им привязал тяжелые камни.
Васудева однажды спросил Деваки: “Выйдя за меня замуж, ты обрекла себя на сплошные страдания. Но ты никогда не жалуешься. Неужели ты не расстроена?”
“О господин, я не чувствую горя, потому что счастлива быть с таким возлюбленным преданным Бхагавана, как ты. Бхагаван очень милостив к нам. Если бы мы погрузились в мирское счастье и семейную жизнь, наша жизнь могла растратиться впустую на мимолетные чувственные наслаждения. На нашу удачу у нас теперь есть возможность помнить о Бхагаване, слушая Его прославления и повторяя Его имена. Обычные люди не приходят сюда, не беспокоят нас своей притворной любовью и не крадут наше ценное время”.
Сердца Васудевы и Деваки были кристально чисты, и это позволило им непрестанно помнить о Бхагаване. Жестокосердный царь Камса хладнокровно убил их шестерых детей одного за другим. Для матери естественна сильная любовь и привязанность к своим детям. Какая мать сможет, выносив под сердцем дитя на протяжении девяти месяцев, спокойно смотреть, как его убивают? Но у Деваки было очень возвышенное настроение: “Главное, чтобы мы никогда не разлучились с Бхагаваном”.
туи прассана, ки муи паранья, туи апрассана ки муи паранья
арадхито яди харис тапаса татау кия / нарадхито яди харис тапаса татау ким
антар бахир яди харис тапаса татау кия / нантар бахир яди харис тапаса татау ким
(Нарада-панчаратра)
“Тому, кто поклоняется Кришне, сделав Его целью своей духовной практики, незачем подвергать себя суровым аскезам, ибо он уже достиг цели всех аскез и покаяний. Если же, совершив всевозможные аскезы, человек так и не постиг Верховного Господа, значит все его усилия были напрасны”.
Господь Баладева явился как седьмой ребенок Деваки. Из ее утробы Он был мистическим образом перенесен в утробу Рохини во Врадже. Затем, выполняя предсказанное в писаниях, Верховная Личность Бога, всепривлекающий Кришна, вошел в лоно Деваки и, когда пришло время, предстал перед Деваки и Васудевой во всем Своем величии, держа в каждой из четырех рук раковину, диск, чакру и лотос.
паритраная садхунам
винасая ча душкритам
дхарма-самстхапанартхая
самбхавами юге юге
(Бхагавад-гита, 4.8)
“Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век”.
Господь Кришна сказал Деваки и Васудеве: “Я отправлюсь в Гокулу, в дом Нанды Махараджа, чтобы совершить там Свои детские игры. Я должен освободить всех демонов. Если Камса придет сюда один, Я убью его, но в таком случае все другие демоны останутся в живых. Демоны стали тяжелым бременем для Земли. Я освобожу ее от этой тягостной ноши – всех демоничных друзей Камсы. Для этого Мне нужно будет пойти на какое-то время во Врадж”.
Одарив Васудеву и Деваки Своей милостью, Господь Кришна принял облик младенца. Васудева отнес Его в корзине до Гокулы, где Девакинандана-Кришна вошел в Изначальную Божественную личность, Кришну, сына Нанды и Яшоды.
Камса усилил свои вероломства против Деваки и Васудевы, но они, памятуя Кришну и получая Его даршан во Врадже, мысленно служили Ему. Обитель Матхуры овеяна славой преданности Деваки и Васудевы. Здесь возникает естественное стремление помнить о Врадже, враджаваси и играх Кришны во Врадже. Без чувства разлуки во время духовной практики невозможно отвлечь ум от чувственных наслаждений».
Шрила Гурудев объяснил и другие аспекты славы Матхуры.
***
Однажды Гурудева спросили: «Почему Кришна явился Васудеве и Деваки, а потом сразу оставил их и ушел в Гокулу?»
Гурудев ответил следующим образом: «Деваки и Васудева страдали в темнице, многое терпели, и все же Бхагаван не являлся им. Когда Он все-таки пришел, то не освободил их из тюрьмы.
Господь произнес: “Дже каре амара аша тара каре сарва наша, табу на чхаде амара аша таре каре банера гхаса табу на чхаде амара аша таха каре дасера даса – у того, кто захочет прийти ко Мне, Я сначала разрушу все его дружеские, родственные отношения и положение в обществе. Если он не откажется от своего желания, Я лишу его всего, не давая в качестве пропитания даже солому. Если и после этого он не оставит надежду прийти ко Мне, Я сделаю его слугой Моих слуг. Таким образом Я приму его как Своего”.
Бхагаван пришел к ним и, приняв облик младенца, лежал у них на коленях, но потом очень ловко покинул их и ушел в Гокулу. Он не помог им, не вызволил из заключения, не остался с ними и не проявил к ним ни капли любви. Здесь Он показывает, что покидает только тех, кто очень дорог Ему, а потом смотрит на их реакцию. Что они будут делать в таком положении? Есть ли у них настроение ман-мана бхава мад-бхакто, мад-яджи мам намаскуру – всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и предлагай Мне поклоны (Б.-г., 18.65)?
Есть ли здесь какие-либо признаки ман-мана бхавы, или мад-бхакто, или мад-яджи, или хотя бы мам намаскуру? Как только начинаются проблемы, мы начинаем неистово молиться: «О Нрисимхадев, о Гирирадж, о Дурга, Кали, Чанди! О Байрави! О Бхоланатх! О Ашутош!», начинаем повторять маха-мритьюнджаю и готовы принять любые меры ради своей защиты. Разве Деваки и Васудева так поступали?
ананья-мамата вишну мамата према-сангата
бхактир итй учьяте бхишма-прахладоддхава-нарадаих
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.4.2)
“Непоколебимое чувство обладания (маматы) по отношению к Кришне, другими словами, ощущение, что Кришна является единственным объектом любви, такие возвышенные души, как Бхишма, Прахлада, Уддхава и Нарада, называют према-бхакти”.
Благодаря своей ананья-мамате они нисколько не переживали. Днем и ночью они думали только о Гокуле. Получая новости о Гокуле, они теряли покой. Жизненный воздух покинул их. Где он был? В Гокуле, с Кришной и Баларамой. Такое памятование описано в “Шримад-Бхагаватам” (12.12.55):
ависмритих кришна-падаравиндайох
кшинотй абхадрани ча шам таноти
саттвасья шуддхим параматма-бхактим
гьянам ча вигьянавирага-юктам
“Памятование лотосных стоп Кришны разрушает все неблагоприятное и дарует величайшую удачу. Оно очищает сердце и награждает преданностью к Верховному Господу, обогащенной знанием и отречением”.
Здесь мы можем видеть:
саттвам вишуддхам васудева-шабдитам
яд ияте татра пуман апавритах
саттве ча тасмин бхагаван васудево
хй адхокшаджо ме намаса видхияте
(Шримад-Бхагаватам, 4.3.23)
“Пребывая в чистом сознании Кришны, я всегда выражаю почтение Господу Васудеве. Сознание Кришны — это вечно чистое сознание, и когда человек обретает его, пелена, застилавшая от него Верховную Личность Бога, Васудеву, спадает с его глаз”.
Васудева – это вишуддха-саттва. Каково определение вишуддха-саттвы? Васудева и Деваки показывают нам, что ависмритих кришна-падаравиндайох кшинотй адхарани ча шам таноти, саттвас йа шуддхим параматма-бхактим гьянам ча вигьяна-вирага-юктам – чистое бхакти невозможно без знания (гьяны) и отречения (вайрагьи). Пока наш ум полон неблагоприятных мыслей (абхадра), мы не можем утвердиться в шуддха-саттве. И до тех пор, пока у нас нет страстного стремления к этой шуддха-саттве, нас нельзя считать бхактами.
Васудева и Деваки ни на мгновение не оставляли мысли о Нем. Господь явился и ушел. Когда пришел Камса, Васудева, как это ему свойственно, честно признался: “О брат, родился не сын, а дочь. Она всего лишь девочка, не трогай ее. Твой враг родится мальчиком”, но ни разу не упомянул, что отнес сына. Бхагаван покинул его, но Васудева никогда не думал: “Мой сын – Сам Господь, но, несмотря на это, Он не защитил меня, не вызволил из тюрьмы”. На самом деле Васудева и Деваки не осознавали, что находятся в сырой темнице, ибо всегда были погружены в арадхану, совершали тапасью и манаси-севу.
сукха-духкхе саме критва
лабхалабхау джаяджаяу
тато юддхая юджьясва
наивам папам авапсьяси
(Бхагавад-гита, 2.38)
“Зная, что между счастьем и горем, приобретением и потерей, победой и поражением нет различия, ты должен сражаться. Действуя так, ты не навлечешь на себя греха”.
Природа шуддха-саттвы и настоящего преданного – день и ночь быть погруженным в любовь и игры с Господом. Бхагаван мог спросить: “Могу Я вам чем-то помочь или освободить из заточения?”, но не сделал этого. Когда Он пришел, Васудева и Деваки не просили Его о помощи. Сначала Деваки стала возносить Ему молитвы, а потом Он вдохновил их перенести Его в Гокулу. Они сделали это, но не ради своего счастья. Преданный никогда не думает о собственном удовлетворении. “Море яди дия духкха, танра хаила маха-сукха, сеи духкха-мора сукха варья – я и секунды не думаю о своих бедах, всегда желая счастья только Ему. Цель моей жизни – всеми возможными способами доставить Ему радость”.
Чайтанья Махапрабху говорит: “Если Он счастлив, обрекая меня на страдания, они будут мне в удовольствие. Это для меня даже больше, чем счастье”. Поэтому Васудева и Деваки никогда не стремились облегчить свои страдания и не заботились о своем счастье. Бхагаван тем самым показывает нам, какими должны быть преданные. Какими качествами они обладают? Что такое шуддха-бхакти? Он показывает нам все это.
Кроме того, радха-кришна аичхе сада эка-и сварупа / лила-раса асвадите дхаре дуи-рупа – Шри Радха и Кришна – одно целое, но Они разделились, чтобы наслаждаться Своими играми (Ч.-ч., Ади, 4.98).
Несмотря на то, что Бхагаван принимает тысячи форм, Он пребывает в одном облике. В Гокуле Он в Своем изначальном совершенном образе, сваям-рупе. Там цвет тела Кришны темный, и Он – Нанданандана и Шьямасундара.
У Кришны, который явился в Матхуре, цвет тела не был черным. Об этом нигде не говорится. Он сиял, подобно солнцу, во всей Своей красоте, роскошном убранстве, с камнем Каустубха, покоящимся на Его могучей груди. На плечи Его ниспадали длинные черные вьющиеся локоны. Он явился во всем Своем великолепии, однако цвет Его тела не был темным. Также Его нельзя отнести даже к юга-аватаре. Он пришел только из милости – чтобы даровать Свой даршан, находясь во власти любви Своих преданных.
Он принял рождение в Гокуле, где совершал Свои игры. Он сделал это также для того, чтобы Васудева и Деваки поняли настоящую славу Враджа, думали о нем днями и ночами, чтобы в их сердцах появилась вера в Нанду и Яшоду. В действительности Враджа-бхуми невозможно понять, просто находясь в Матхуре, хотя она так близко. Только те, кто всегда помнит о Врадже, могут осознать славу Враджа и враджаваси.
Что произошло, когда Кришна вернулся в Матхуру? Они не смогли больше оказывать почтение враджаваси. У них была вера во враджаваси, но они не могли ее сохранить. Кришна пришел к выводу: “У них нет ни любви, ни веры во Врадж и враджаваси. Я не могу поддерживать с ними отношения и оставаться здесь”. Поэтому Он отправил всех матхураваси в Двараку: “Отправляйтесь подальше от Враджа. Если рядом с Враджем вы не можете развить любовь к нему, враджаваси, если у вас нет веры в них, тогда вы подвергаете себя большой опасности”. Кришна никогда не простит тех, кто выступает против враджаваси.
На церемонию принятия священного шнура Нанду и Яшоду даже не пригласили. В разлуке по Своей матери Кришна терял сознание, безудержно рыдая. Но они никогда не приглашали их в Матхуру. Яшода молилась Деваки: “Теперь ты царица. Позволь мне просто быть твоей служанкой. Если я буду служить тебе днем и ночью, я смогу приходить и видеть Кришну”. Однако это было невозможно.
Гурудева при объяснении этой темы охватили духовные эмоции, и из глаз его потекли слезы.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.