20 марта 2013 года
(лекция по «Према-бхакти-чандрике» Шрилы Нароттамы даса Тхакура)
[Нароттама дас Тхакур говорит:] Вишрамбхена гуру-сева. Ученик, приняв харинаму и дикшу, должен непрерывно служить своему Гурупада-падме. Исполнение желания Гурупада-падмы под его руководством называется гуру-севой. Гуру никому не говорит служить ему напрямую, обходя служение Господу. Наоборот, он наставляет всех служить Богу и помогает осуществить это.
Рядом с Гуру члены его [духовной] семьи, все преданные, шастры, садху и Сам Господь. Гурупада-падма обучает всему. К тому, кто делает что-либо независимо, придут бхукти (материальное наслаждение), мукти (освобождение) или сиддхи (мистические совершенства). Такой человек будет очень далеко от Гурупада-падмы. Жажда материальной роскоши будет управлять его сердцем и умом. Поэтому ученик должен непрерывно совершать вишрамбхена-гуру-севу, служение духовному учителю с чувством особой близости и доверия. Однако что делать, если Гурупада-падма физически не присутствует? Кто будет наставлять и вдохновлять ученика? Как он сможет понять, является ли гуру-севой то, что он делает, и принимает ли это Гурудев?
Гуру-таттва не так проста, она очень глубока.
Откуда появились зубы? Из тела. Способность зубов пережевывать пищу исходит от тела. А кто же поддерживает тело, где оно берет эту силу? Не думайте, что у Гурупада-падмы простое физическое тело или что он обычный человек. Шри Гуру поймет, если ученик старается удовлетворить его. Точно так же Кришна дает наставление: «Что бы ты ни делал – делай это для Моего удовольствия».
Это не я даю указание совершать вишрамбхена-гуру-севу, это Рупа Госвами Прабху пишет: «сарвасьям гурува дадьят – все нужно предлагать Гурупада-падме и служить ему непрерывно». Совершаете ли вы нама-санкиртану или делаете что-то другое, ваше видение, устремление и цель должны быть направлены на удовлетворение Шри Гуру. Все, что приходит к вам, вы должны предложить вашему Гуру Махараджу. Гуру Махарадж знает все, что и с каким намерением вы делаете. Если вы служите Гурупада-падме с любовью и преданностью (вишрамбхена-гуру-сева), тогда благодаря его благословениям ваши действия будут чистыми и Господь их примет. Иначе, если вместо того, чтобы служить Гуру, вы служите другим, это не подойдет для предложения Господу. Господь это не примет. У Гурудева есть могущество. У него есть все права. Шри Гуру предлагает Господу все, что приходит к нему.
Однажды Гурудеву принесли много сладостей, фруктов и других подношений. Гурудев открыл коробку со сладостями и раздал тем, кто сидел рядом с ним, не передав это храмовому пуджари, чтобы тот предложил бхогу Тхакурджи.
– Гурудев, – спросил кто-то, – разве это прасад? Вы же не предложили это. Как это может быть прасадом?
– Обусловленная душа, только пришедшая в храм, которая не предложила самого себя Гурудеву и Господу, – это храмовый пуджари. Если я дам ему это, он будет звонить в колокольчик, положит Туласи на подношения, а затем принесет обратно через пять или десять минут. Но примет ли Господь это подношение? Как вы можете это понять? Если Гурудев дал ему указание предложить это, и пуджари надлежащим образом выполнил указание своего Гурудева, тогда Господь несомненно примет это. Если пуджари не следует Гурудеву или наставлениям любого возвышенного Вайшнава, предлагает по своему собственному разумению, без любви к Богу, то примет ли Он? «Это моя обязанность. Я обязан предложить бхогу и вернуть это. Тогда я буду волен делать так, как хочу, и тоже получу эти сладости», – вот так он думает.
Шри Гуру самого себя предложил лотосным стопам Господа. Если что-то приходит к нему, он немедленно отдает это Богу. Но у обычных людей нет никакого понятия об этом, поэтому они и сомневаются. Если кто-то закрывает алтарь, звонит в колокольчик, предлагает бхогу, затем проводит арати и приносит подношения обратно, раздавая их всем, люди думают: «Вот это называется прасад». Но если это было напрямую предложено Шриле Гурудеву и он принял это, значит, Господь тоже принял.
В Панихати Рагхунатха дас Госвами раздавал йогурт и рис десяткам тысяч преданных. Нитьянанда Прабху подходил ко всем, проверяя их глиняные горшки. Он брал пригоршни йогурта и риса и делал движение, как будто давал кому-то. Но никто не мог понять, что Он делает. Затем Нитьянанда Прабху сел, и с обеих сторон у него было по тарелке и хорошему сиденью. Он брал и предлагал Махапрабху, но люди не могли понять, кто все это принимает. Только Шивананда Сена, Рагхава Пандит, Рагхунатха дас Госвами и несколько удачливых преданных, обладавших духовным видением, могли получить даршан Махапрабху.
Если к Гурудеву что-то приходит, он сразу же предлагает это через Рупу Манджари, Лалиту, Вишакху и других своим возлюбленным Шри Кришне и Шримати Радхарани. Затем, когда Гурудев касается этого, открывает и раздает другим, никто не должен сомневаться, прасад это или нет.
ясья прасадад бхагават-прасадо
ясьяпрасадан на гатих куто ’пи
дхьяян стувамс тасья яшас три-сандхьям
ванде гурох шри чаранаравиндам
Прасад Гурупада-падмы – это прасад Господа. Без милости и благословения Гурупада-падмы Господь ничего не примет. Ничто не будет чистым. Просто медитировать, совершать садхану и много аскез – это еще не бхакти-йога.
Было время, когда во вриндаванском храме пуджари предлагали Божествам по литру молока три раза в день. Они говорили, что делали это подношение по указанию своего Гурудева. Я сказал пуджари: «Гурудев присутствует здесь. Сколько ты ему дал? Ну-ка скажи мне».
– Я дал ему один литр.
– Неправда. Этот литр Ты выпиваешь со своими последователями. Гурупада-падма присутствует. Сколько ты даешь ему непосредственно? Ни капли. Ты думаешь, что это во благо тебе, и поступаешь в соответствии со своим выбором, поэтому-то ты и предлагаешь это Божествам и пьешь.
У Гурудева много учеников, так много преданных! Каждый заслуживает внимания и заботы. Но если мне нет дела ни до кого, тогда это просто мой собственный центр для развлечений. Если кто-то готовит очень хорошо и предлагает Божествам, а потом вкушает все это со своими последователями, словно на пикнике или по случаю какого-то праздника, не заботясь о других, это не гуру-сева. Все в мире принадлежат семье Гурупада-падмы и Господа. Все, что у меня есть, должно быть поделено с каждым.
Когда я предлагаю Гурудеву – ясья прасадад, это будет прасадом Господа – бхагават-прасадо. Если же я наслаждаюсь прасадом Гурудева, это гуру-бхога. Я думаю: «Гурудев дал мне эту собственность, это для меня. Я законный владелец». Гурупада-падма не учит такому. Он не мелочный и не скряга. У него огромное открытое сердце. Своей любовью он может объять весь мир – даже Господь во власти его любви. У него есть все. Поэтому кто бы ни пришел к вам, отнеситесь к нему с вниманием и заботой. Гурудев говорил: «Даже если собака приходит к тебе от моего имени, окружи ее любовью и заботой. Тогда я буду счастлив».
Если кто-то приводит новых людей ради счастья Гурупада-падмы – служит, заботится, учит и делает их квалифицированными, помогает им всячески – разве это не гуру-сева? Самая настоящая гуру-сева. Если вы приводите джив обратно к Богу, это не ваша собственная заслуга. Это работает могущество Гурупада-падмы. Поэтому ученик должен все предлагать лотосным стопам Гурупада-падмы. Тогда он будет напрямую связан со Шрилой Гурудевом.
Если же вы думаете: «Я делаю. Я все сделал. Все это благодаря моим собственным усилиям», – это не вишрамбхена гуру-сева. Я обманываю других, отделяюсь от Гурудева. Я краду часть, держа это при себе и пряча. Гурудев – антарьями, всевидящий свидетель. Он знает все, что вы делаете. Имейте открытое и чистое сердце. Если у вас есть знание, давайте его. Понимаете шастры – объясняйте их. Всем, что у вас есть, делитесь с другими. Каждую секунду вашего времени посвятите гуру-севе.
Вишрамбхена гуру-сева. Тот, кто действительно знает гуру-таттву и обладает верой в Шри Гуру, будет непрерывно служить ему с любовью и преданностью.
Кришна давал Уддхаве наставления по гуру-таттве: «Гурудев – сарва-девамайя, обитель всех божественных качеств».
Вы должны очень бережно и серьезно совершать гуру-севу. Гурудев все знает и принимает ваше служение.
Просыпаясь утром, поклоняйтесь Гурупада-падме, омывайте его лотосные стопы и принимайте его чаранамриту. Вам нужно позаботиться о чистой воде из священных рек (Ганги, Ямуны, Годавари, Кавери, Синху, Нармады) для омовения Шри Гуру. После этого массируйте стопы Шри Гуру и натирайте его сандаловым маслом и арбатой, стирайте одежду, омывайте, одевайте, ставьте тилаку и т.д.
Чтобы Гурудев пришел, преданные должны начать хороший киртан. Не служите молча, воспевайте: «Шри Гуру-чарана-падма», «Гурудев! Крипа-бинду-дийя», «Гурудев! Боро крипа кори» и др. Все делайте ради удовольствия Гурупада-падмы.
Повторяя гуру-мантру, памятуйте Гурудева и внутренне служите ему. Если кто-либо спрашивает вас имя вашего духовного учителя, сперва со сложенными ладонями предложите пранаму, сказав «аштоттара-шата шри» или «ом вишнупад», и тогда произносите его имя. Не говорите напрямую без почтения, как некоторые на вопрос: «Как зовут твоего Гурудева?» отвечают: «О, он Рама дас, Шьяма дас. Он Халава дас».
Своим умом, речью и телом делайте все ради удовольствия Гурудева.
Что-то благоприятно, а что-то неблагоприятно. Старайтесь следовать наставлениям Шри Гуру. Не используйте его кровать, одежду, обувь или другие личные вещи. Не думайте: «Гурудев дал мне это, теперь я это все буду для себя использовать», или: «Теперь Гурудева здесь нет, я буду спать на его постели. Я буду носить его обувь и одежду, пользоваться его зонтом. Это прасад от Гурудева, я должен принять его». Это то, чему мы должны поклоняться, не для личного пользования и наслаждения.
Приглашая Гурупада-падму, каждый день совершайте санкиртану, обращаясь к нему и зовя его. Не кричите громко и не спорьте перед Шри Гуру или в храме. Не ссорьтесь и не благословляйте никого и никому не предлагайте пранамы перед Шри Гуру. Перед божеством Шри Гуру ученик тоже не должен давать благословения или предлагать пранамы другим. И, конечно, никто не должен никого оскорблять, мучить, бить или делать еще что-то непозволительное. Не качайтесь на стулe перед Гурудевом и не позволяйте другим служить вам, омывать ваши стопы и раздавать вашу «чаранамриту». Если Гурудев сидит на хорошей вьясасане, не устраивайте и себе хорошую асану, думая: «Я не меньше, чем Шрила Гурудев. Я всего на два пальца не дорос до него. Теперь Гурудев ушел, и я на четыре пальца стал выше».
В дни явления и ухода Шрилы Гурудева приглашайте всех Вайшнавов, преданных встретить и почтить Шри Гуру. Оказывайте всем гостям почтение и слушайте из их уст о славе Шрилы Гурудева, это гуру-прасад. Слушая с уважением о славе вашего Гурупада-падмы из уст Вайшнавов, вы растопите их сердца, они естественным образом дадут вам благословения, и тогда ваша связь с Гуру Махараджем никогда не разорвется. Вы всегда будете с Гурудевом.
Если не служите и не почитаете Вайшнавов, если у вас нет с ними отношений, тогда вы будете очень далеко от Гуру Махараджа. Почему? Неужели они вас прокляли? Нет, их сердца полны любви к Гурудеву. Благодаря служению Вайшнавам любовь к Гурудеву из их сердец перейдет в ваше сердце.
Если вы не служите Вайшнавам, думая: «Я последователь Гурудева. Мне не нужны никакие Вайшнавы, преданные. Почему это я должен служить им и следовать? Я теперь великий ученый», вы не знаете, что в сердце каждого есть любовь, преданность, почтение к Гуру Махараджу и вера в него. Если вы находитесь рядом с Вайшнавами, служите им и следуете, любовь, преданность и вера, которые наполняют их сердца, проявятся и в вашем сердце.
Однажды на Шри Ланке в Раму и Лакшмана попали магические стрелы Мегханатхи, и в результате Рама и Лакшман попали в ловушку из змей. Вспомнив о Гаруде, Они стали звать его на помощь: «Гаруда! Гаруда! Гаруда!» Когда он прилетел, все змеи убежали в страхе, и Рама с Лакшманом были спасены. У Гаруды тогда закрались сомнения: «Как Рама и Лакшман могут быть Богом, если Они попали в змеиный аркан? Как это возможно?»
Из-за этого сомнения он все и потерял, майя схватила его. Он страдал, метался. Приходил к Брахме, Вишну, Шиве Тхакуру, спрашивал их, что делать, но нигде так и не получил помощи. Шива Тхакур сказал: «Я ничего не знаю. Я не могу помочь. Иди к Какабхушунди». Все говорили: «Я не могу помочь тебе».
Разговоры с людьми, полными сомнений, украдут вашу веру.
Гаруда отправился к Какабхушунди, и тот рассказал ему о своем собственном опыте: «Я тоже однажды оскорбил Господа Раму».
Если кто-то не идет к Вайшнавам рассеять свое пусть даже небольшое сомнение, это приведет к тому, что сомнение будет все больше и больше увеличиваться. Но у того, кто рядом с Вайшнавами, не будет никаких проблем. Гаруда был старшим, но его послали к Какабхушунди. Гаруда – это царь птиц, который возит на себе Самого Господа, а Какабхушунди всего лишь неприметная ворона.
Как вы можете разрешить свои проблемы? Если вы находитесь рядом с Вайшнавами, от них к вам придет сила и энергия. Они очистят вас своей хари-катхой, прославлениями Господа.
В дни явления и ухода гуру-варги выступают все Вайшнавы. Слушая их, можно понять славу гуру-парампары и осознать свои собственные недостатки. Они не насмехаются, не обижают нас, они говорят все как есть. Тогда приходит понимание и реализация. Если Вайшнавы не скажут, как мы сможем понять, что у них на сердце?
Вы можете сидеть напротив Гурудева, но сразу он не даст вам дикшу и харинаму. Вначале нужно укрепить веру. Давать харинама-малу неверующим – это нама-апарадха. Тогда все потеряете. Также нельзя независимо что-то принимать, не предложив это вначале Гурупада-падме – будь то вода, фрукт или любая еда. Где бы вы ни были, сначала все предложите Гуру Махараджу, а потом принимайте сами. Тогда у вас будут с ним отношения. Если у вас появилась ткань или одежда – сначала Гуру Махараджу предложите, а потом берите сами.
Таковы наставления Нароттамы даса Тхакура и шастр. Это и есть вандо муи савадхана мате. Если же вы поступаете иначе, вы находитесь далеко от Гуру Махараджа. В таком случае ничего из того, что вы делаете, не будет ванданой, молитвой. Никогда не ходите в такое место, где оскорбляют или не любят вашего Гуру Махараджа.
гуру ниндукера мукха кабху на херибе
йатха хая гуру-нинда татха на джаибе
(Шри Гуру-вандана, Шри Санатана дас)
«Даже не смотрите в лицо тех, кто злословит в адрес Шри Гуру, и не ходите туда, где критикуют Шри Гуру».
Если кто-то оскорбляет вашего Гуру Махараджа, будь то даже маха-бхагавата, предложите пранамы ему на расстоянии, но не смотрите в его лицо. Порой преданным очень трудно это сделать. Кришнадас Кавираджа Госвами в миг отверг своего собственного брата, когда тот оскорбил Нитьянанду Прабху: «Все! У меня с тобой больше не будет никаких отношений!»
Вандо муи савадхана мате. Савадхана означает быть осторожным. Что это означает – быть осторожным? Должен ли я думать, что все очень ученые и квалифицированные? Если они не уважают моего Гурудева, я не должен общаться с ними.
Джагат-гуру – мой Гуру – это духовный учитель всего мира. Гуру-ништха, вера в Гуру, – это позвоночник бхакти. Что значит, что мой Гуру – духовный учитель всего мира? Гурупада-падма не делает учеников, он каждого делает гуру. Учитель не взращивает учеников, он делает учителей. Так и Гуру Махарадж дает энергию Господа, сварупа-шакти, Ее милость и благословения всем дживам, делая всех квалифицированными. Став квалифицированными, они возьмут на себя ответственность.
Гурутва означает дайитва, чувство ответственности. Настоящий ученик берет на себя ответственность за служение: «Я помогу всем. Я буду всем служить. Всех приведу к лотосным стопам Шри Гуру и Бога. Я сделаю всех сильными и годными для служения Богу». Ученик берет на себя эту ответственность.
Если я иду в то место, где кто-то критикует моего Гуру Махараджа, все мое сукрити вместе со всем благоприятным будет потеряно. Всегда держитесь подальше от таких мест.
Если Гурудев даже бьет или ругает вас на виду у всех, не беспокойтесь и не гневайтесь. Например, во время Враджа-мандала-парикрамы или в Навадвипа-дхаме Шрила Гурудев мог сказать: «Не ходите к Премананде, он обманщик. Не слушайте его лекции, не встречайтесь с ним и не разговаривайте. Держитесь от него подальше. Он великий обманщик и бандит».
Я знал, что он хотел сказать. Когда я пришел к нему вечером, он спросил:
– Знаешь ли ты, что я сказал?
– Да.
– Тогда люди не будут к тебе приходить и мешать твоему бхаджану, – пояснил Гурудев. – Иначе когда ты найдешь время повторять харинаму? Когда ты будешь служить? Они украдут тебя от меня и сделают своим слугой.
Все, что гуру-варга говорит, хорошо для нас. Они не жестокие, не злые и не обманщики. Они никого не отвергают, наоборот, они со всеми хотят развить сердечные отношения и вдохновить на непрерывное служение Господу. Никогда не сомневайтесь в Гурудеве.
Вот один пример. Однажды на общем собрании старших учеников Прабхупады Сарасвати Тхакура кто-то задал вопрос о кажущемся противоречии в комментариях к «Упадешамрите» Рупы Госвами Прабху: Бхактивинода Тхакур написал одно, а Прабхупада Сарасвати Тхакур другое. Возник вопрос: «Чей комментарий правильный?» Парамгурудев сказал: «Мой Гуру Махарадж – это Прабхупада. Все, что он написал, совершенно для нас. Мы не можем понять смысл слов Бхактивиноды Тхакура без руководства Прабхупады».
Если вы следуете Гурудеву и находитесь под его руководством, тогда вы сможете понять Парам-гурудева, Прабхупаду, Бхактивиноду Тхакура и всю гуру-варгу. Пренебрегаете своим Гуру Махараджем – ничего к вам не придет, никогда не получите никаких реализаций.
Мы всегда должны прославлять Шрилу Гурудеву, испытывать к нему благоговение и почтение. Не будьте непочтительны и не считайте его обычным человеком.
Когда Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж был уже в преклонном возрасте, он наказал своим последователям после его ухода обвязать ему ноги веревкой, протащить тело по улицам Навадвипа-дхамы и бросить в Гангу. Должны ли ученики делать что-то подобное, если Гурудев даст им такое наставление? Прабхупада Сарасвати Тхакур был словно лев – он запретил так называемым последователям Бабаджи Махараджа касаться его трансцендентного тела.
Однажды в Бхуванешваре я нашел хороший участок земли. Гурудев сказал: «Не строй храм, я буду жить в соломенной хижине». Кто-то поддержал: «Да, мы будем действовать в соответствии с желанием Шрилы Гурудева!» Но я воспротивился: «Это неправильно. Настроение Шрилы Гурудева – тринад апи суничена, а ученик обязан правильным образом совершать гуру-севу».
Они ссорились со мной и делали по-своему, но спустя какое-то время пришли представители власти и все сломали. Если бы был воздвигнут храм, правительство побоялось бы уничтожить его. Настоящий ученик всегда будет исходить из того, как лучше послужить своему Гурудеву. И это должно делаться с почтением и благоговением, гаурава-майя-буддхи.
Нароттама дас Тхакур объясняет: если вы начали служить Гурудеву, придет много полубогов, и они попытаются сделать так, чтобы вы пали. Они постараются сломать и разрушить вас, отбросить подальше от гуру-севы. Они попытаются сделать так, чтобы вы потеряли свое гуру-бхакти. Почему? Демоны с большой верой следовали Шукрачарье и стали такими сильными, что даже могли победить всех полубогов. Тогда полубоги замыслили уничтожить гуру-бхакти демонов и в результате стали победителями. Полубоги постараются разрушить того, кто следует Гурудеву и у кого есть гуру-бхакти, потому что такой человек непобедим. Если у кого-то есть гуру-ништха, пусть даже его природа демоничная или у него низкий уровень, благодаря этой гуру-ништхе и гуру-севе к нему придет энергия сварупа-шакти – и тогда никто не сможет его победить.
Поэтому к тому, кто начинает гуру-севу, полубоги придут в разных обличьях и постараются остановить его, всячески беспокоя. Они думают: «Если он будет продолжать, тогда он станет выше нас и попадет на Голоку Вриндавану». Они завистливые. Большие обманщики, они попытаются отбросить вас подальше от гуру-севы. Если у вас есть слабые места или эгоистичность, вы потеряете вашу гуру-севу и ништху, уйдете очень далеко от Гурупада-падмы. Поэтому нужно быть очень осторожными.
джахара прасаде бхаи, э бхава тория джаи
кришна-прапти хоя джаха ха’те
Благодаря прасаду, милости Гуру, можно выбраться из оков майи. Такой человек встретится с Кришной и Его семьей и будет способен совершать вечное служение. Кришна наделит его всеми хорошими качествами. Никакие проблемы не появятся. Все знание придет, а анартхи уйдут. В «Бхакти-сандарбхе» Шрила Джива Госвами объясняет, что анартхи уйдут только через гуру-севу.
Мама всегда любит своих детей, даже если они замарались. Она их помоет, почистит и оденет, сделает им массаж и посадит к себе на колени – она всегда заботится о своих детях. Любой ребенок без мамы – это сирота. Никто о нем не позаботится.
Гурупада-падма – это ватсалья-матри-коти, его привязанность к своим последователям больше, чем у миллионов матерей к своим детям. Он устраивает все, чтобы позаботиться обо всех своих последователях.
Кришна сказал: «каунтея пратиджанихи / на ме бхакташ прашасьяти – о сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет».
Гурупада-падма организует так, чтобы его ученики находились в семье Вайшнавов. Под руководством Вайшнавов можно непрерывно служить Гурупада-падме. Как в таком случае придут анартхи?
Кришна-према раса, бхакти-раса, таттва-упадеша – все благоприятное приходит по милости Шри Гуру. Придет сила все делать ради счастья Кришны, а также осознание, что бхакти-йога – наивысший процесс. Враджадеви смотрят и проверяют, кто полностью следует и без остатка посвящает себя Гурупада-падме. Такого квалифицированного гуру-севака манджари и враджадеви призовут во Вриндаван и позволят ему начать служение Радхе-Кришне.
Сначала примите дикшу от кришна-таттва гуру, духовного учителя, сведущего в науке о Кришне. После дикши слушайте из уст Шри Гуру о кришна-таттве, бхакти-таттве, према-таттве, раса-таттве и т.д. Все это очень сладостно. Хрит-карна-расаянах катхах — это нектар для ушей и сердца.
гуру-мукха-падма-вакья, читтете кория айкья
ара на корихо мане аша
Все, что вы услышали от Гурупада-падмы, храните как самое ценное. Каждый день следуйте его наставлениям. В процессе непрерывной практики выполнение наставлений станет совершенным. Если каждый день натирать железо, оно засияет подобно стали или серебру. Если каждый день смазывать глиняный горшок гхи, он станет очень крепким и блестящим. Гуру Махарадж дает мантру и дикшу ? так практикуйте это ежедневно, памятуйте и повторяйте эти мантры. Гурудев ? бхагават-бхакти—расамайя-виграха, обитель бхагават-бхакти-расы. Все, что исходит из его уст, слаще меда. Все это усиливает желание следовать бхакти, так что вы не потеряете надежду и не падете. Поэтому очень бережно принимайте вани Гурупада-падмы, его трансцендентное учение. Без желания следовать наставлениям, мантре и учению Шри Гуру вы никогда не разовьете ваше бхакти. Никогда в жизни вы не будете удовлетворены.
Когда Рагхунатха дас Госвами пришел к Чайтанье Махапрабху, Господь передал его заботам Сварупы Дамодары. Дас Госвами приходил к Махапрабху с мольбой: «Ты никогда не даешь мне наставлений».
— Ты со Сварупой Дамодарой. То, что он говорит, хорошо для тебя. Если я скажу сделать что-то, а ты не последуешь, тогда будут проблемы.
Рагхунатха дас Госвами попросил Сварупу Дамодару, чтобы Махапрабху дал ему хотя бы маленькое наставление. Тогда Махапрабху произнес:
грамья-катха на шунибе, грамья-варта на кахибе
бхала на кхаибе ара бхала на парибе
амани манада хана кришна-нама сада ла’бе
врадже радха-кришна-сева манасе карибе
(Ч.-ч., Антья, 6.236-237)
«Не разговаривай с людьми на обычные мирские темы и не слушай, что они говорят. Не ешь изысканную пищу и не носи дорогих одежд. Не принимай прославления в свой адрес, но почитай всех. Всегда воспевай святое имя Кришны и совершай в своем уме служение Радхе и Кришне во Вриндаване».
Махапрабху дал Рагхунатхе дасу Госвами наставление, заключающееся всего в четырех строчках, однако на протяжении всей своей жизни, каждый день Дас Госвами следовал этим наставлениям.
Гуру-мукха-падма-вакья — не думайте, что любое указание Гурудева, который он дает, любое слово, которое он произносит, является обычным. Это означает, что он сам приходит в форме наставления. Гурудев — это бхакти-расамайя виграха. Он дает вам эту бхакти-расу через свои наставления. И тогда это ваша собственность, ваше богатство, ваша жизнь и душа. Но если вы не принимаете это и не храните в сердце, не стараетесь следовать его совету, тогда вы очень далеко от Гуру Махараджа. Вы все потеряли! Все, что Гурудев произносит, истинно. Если ученик принимает это, тогда это бхакти-раса.
Гурудев — это бхаджана-ананда и раса-мадхури, его сердце очень мягкое и он всегда погружен в нектарные игры Радхи-Кришны. В сердце Шри Гуру вся гуру-парампара — парамгуру, паратпарагуру, парамештхи гуру. Гуру Махарадж не один. Его сердце — это место для гуру-варги и Господа. Не думайте: «Мой Гуру Махарадж один, другие гуру отдельно от него». Мат гуру джагат-гуру — если я служу Гуру Махараджу, я служу всем гуру. Если я не служу моему Гуру Махараджу, бегаю тут и там, пытаясь послужить каждому, результатом будет ноль.
Наставления каруна-гхана-виграхи Шрилы Гурудева, олицетворения сострадания и любви, полны маха-шакти, божественной силы.
Некоторые могут сказать ученику: «Твой Гурудев дал тебе совет, но другие садху это не принимают. То, что он тебе сказал, расходится с шастрами. Он сказал кое-что отличное от писаний и мнения садху». Что, будете думать, будто ваш Гурудев не прав? Нет, не теряйте веру. Смиренно попросите своего Гурудева помочь в понимании его наставлений. Гурупада-падма объяснит все очень четко.
У одной мамы было два сына. Одного она кормила большим количеством сладостей, а другому давала горький сок нима. Сын, которому давали ним, жаловался своей маме, но она силой давала ему. Он был очень слаб и его желудок не работал. В его желудке было много червяков, поэтому сок нима был просто необходим. Другой сын был слабым и нуждался в питании. Кушая разнообразную питательную еду, он стал сильным и здоровым.
Гурупада-падма все знает. Разным ученикам он дает наставления в соответствии с их индивидуальным положением. Это поможет им развиваться и становиться ближе к Шри Гуру и Господу, совершать служение. Какое бы указание Гуру Махарадж ни давал, это не жестокость, это благо. Некоторые говорят: «Твой Гуру Махарадж не дал радха-мантру или мантру Нитьянанды Прабху». Они пытаются пошатнуть вашу веру. Все, что Гуру Махарадж дает, приносит благо ученику. Нарада Риши дал Дхруве мантру ом намо бхагавате васудевая, и Дхрува повторял ее. Он не ходил к другому гуру, чтобы узнать, поможет ли ему эта мантра. Повторяя эту мантру, полученную от Нарады Риши, — гуру-мукха-падма-вакья, читтете кория айкья — спустя шесть месяцев он получил даршан Господа. До этого пришло знание о правильном совершении садханы, и он был способен держать сильные аскезы. Затем его стали почитать во всем мире. По сей день он не забыт, потому что следовал своему Гуру.
Хираньякашипу причинил Прахладе Махараджа столько страданий, пытаясь убить его разными способами, но Прахлада никогда не отдалялся от своего Гуру Махараджа и харинамы. Поэтому теперь он прославлен во всех трех мирах.
Гуру-мукха-падма-вакья, читтете-кория айкья— все, что Гуру Махарадж произносит, является абсолютной истиной. Следуйте этому в своей жизни, и тогда вы будете называться учеником.
шри гуру-чаране рати, эи се уттама гати,
дже прасаде пуре сарва аша
Гуру Махарадж обучает кришна-таттве, бхакти-таттве, према-таттве, раса-таттве. Он говорит: «Следуй этим правилам бхакти».
Если вы будете делать это, тогда придет рати к лотосным стопам Гуру. Садхака будет украшен анурагой.
Гурудев — это бхаджана-виграха. Он знает, сколько времени вы уделяете бхаджану. Это пуджа для Гуру. Если вы повторяете харинаму и гуру-мантру, служите преданным и дхаме, тогда это называется гуру-пуджа. Не думайте, что гуру-пуджа — это просто взять параферналии, предложить цветы, сандаловую пасту, бхогу и тилаку. Нужно постичь према-таттву, кришна-таттву, бхакти-таттву, гуру-таттву, вайшнава-таттву. Затем практикуйте это в своей жизни и обучайте других. Гурудев тогда поймет, насколько вы стремитесь совершать бхаджан. Этот бхаджан — это пуджа Гурудеву. Это уттама-гати. Служение Радхе-Мадхаве — это уттама-гати, высшая цель и предназначение.
Другими словами, если вы будете внешне предлагать цветы, фрукты, одежды или украшения, это будут просто действия (абхиная), а не истинная гуру-пуджа. Тот, кто ест чистое гхи, будет долго жить, а тот, кто принимает что-то другое, быстро оставит тело. Подобно этому, если у вас есть отношения с Гуру Махараджем и глубокая вера в Гуру, если вы служите Шри Гуру и согласно его указанию совершаете бхаджан, все естественным образом откроется вам. Придет желание према-севы. Вы обязательно всего достигнете.
Тогда вы — ученик.
Памятуя Шрилу Гурудева,
Шри Шримад Бхактиведанту Нараяну Госвами Махараджа
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.