14 мая 1996 года, Гаага, Голландия
Вопрос о Махапрабху
Шрила Гурудев (обращаясь к собравшимся преданным): Вы хотите задать вопросы или послушать о беседе между Шри Райем Раманандой Прабху и Шри Чайтаньей Махапрабху? Что вы хотите?
Преданный: Мы хотим задать несколько вопросов, Гурудев, а затем, если вы можете, расскажите хари-катху.
Шрила Гурудев: Вы можете задать вопросы, а после того, как я на них отвечу, я продолжу рассказывать «Шри Рай Рамананда-самвад». Это произведение так прекрасно! Вы ведь пришли, чтобы узнать, для чего низошел Шри Чайтанья Махапрабху? Вначале можете задать вопросы, а потом я продолжу.
[Преданный задает нечеткий вопрос, поэтому Шрила Гурудев просит другого преданного объяснить для него этот вопрос.]
Преданный: Махарадж, он говорит, что Шрила Гоур Говинда Махарадж утверждает, что ачарьи пришли из Бенгалии и Ориссы. Он спрашивает…
Шрила Гурудев: Его вопрос состоит в том, почему он это утверждает?
Преданный: Да.
Шрила Гурудев: Он сказал это, поскольку Шри Чайтанья Махапрабху принял рождение в Бенгалии, а также провел большую часть времени в Шри Джаганнатха Пури-дхаме. Итак, он сказал: «Все гаудия-вайшнавы пришли из Бенгалии и Ориссы». Шри Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Гададхара Пандит, Сварупа Дамодара, Джагадананда Пандит – все они и большинство спутников Шри Чайтаньи Махапрабху из Бенгалии. Остальные спутники Махапрабху, такие как Шри Рай Рамананда Прабху, Шри Сарвабхаума Бхаттачарья, Пратапарудра Махарадж, Сикхи Махити и Мадхави-деви, из Ориссы. Они всегда следовали Шри Чайтанье Махапрабху. Именно по этой причине он мог сказать это. Вы должны принять во внимание, в каком контексте и настроении он это сделал. Все зависит от настроения.
Например, Кришна сказал гопи: «Зачем вы пришли сюда одни? Возвращайтесь домой, здесь очень темно и много диких зверей». Однако когда гопи на Курукшетре спросили Кришну: «Когда мы пришли увидеть Тебя в лесу Вриндавана, Ты сказал нам возвращаться к мужьям. Почему?», Он ответил: «Я это никогда не говорил. Я не мог такого произнести! Я сказал вам всем вернуться к мужьям, но Я и есть ваш муж. Поэтому вы должны остаться со Мной. В ту ночь во Вриндаване Я сказал вам, что вокруг была кромешная тьма, но от света полной луны тьма рассеялась. Единственные дикие звери во Вриндаване – это павлины, олени и другие прелестные животные. Они так добры к нам».
Слова Кришны очень рассмешили гопи.
Итак, все утверждения зависят от настроения говорящего.
Шри Чайтанья Махапрабху двадцать четыре года жил в Навадвипе, где Он провел Свои детские игры и играл роль учителя. Эти игры подобны человеческим. В Джаганнатха Пури Он изведал три особых качества любви Шримати Радхики.
Итак, он [Шрила Гоур Говинда Махарадж] говорил таким образом. Вайшнавов Вриндавана нельзя отделить от вайшнавов Навадвипы и Джаганнатха Пури, но это скрыто. Те, кто любит Навадвипу и Джаганнатха Пури, должны также любить и Вриндаван, поскольку все сосредоточено во Вриндаване. Если вы живете в Навадвипе, вам следует помнить игры Кришны и гопи, если в Джаганнатха Пури, особенно в Гамбхире, – вы также будете памятовать игры Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху, играя роль Шримати Радхики, постоянно думал о Вриндаване, находясь в Гамбхире.
Возвращаясь к утверждению… Вы не должны сомневаться в словах Шрилы Гоур Говинды Махараджа. У вас есть еще вопросы?
Преданный: (неразборчиво)
Шрила Гурудев (Пундарике Прабху):
Садись ближе ко мне, тогда ты сможешь перевести вопрос на хинди. Какая польза от того, что ты сидишь далеко?
Пундарика прабху: Я пытаюсь оставить проход для людей.
Шрила Гурудев: Ты ведешь себя, как сумасшедший.
(Смех)
Наш долг — никем не пренебрегать
В чем заключается его вопрос?
Преданный 2: Он сказал, что один Махарадж, который считает, что преданные не должны идти к вам, собирается приехать в Голландию. Он спрашивает, нужно ли ему общаться с ним или же лучше проигнорировать.
Шрила Гурудев: Вы не должны никем пренебрегать или кого-то отвергать. Это не ваша обязанность. Ваш долг – всех почитать, быть терпимыми и великодушными, как Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху. Шри Нитьянанда Прабху просил Джагая и Мадхая повторять Харе Кришна, не обращая внимания на их упрямство. Они были готовы убить Шри Нитьянанду Прабху: Мадхай бросил в Него глиняный горшок, отчего по Его лбу заструилась кровь. Невзирая на это, Нитьянанда Прабху обратился с просьбой к Шри Чайтанье Махапрабху: «Пожалуйста, прости их».
Вы должны молиться Нитьянанде Прабху.
У них [тех, кто отговаривает преданных идти к Шриле Гурудеву] есть любовь к Кришне, Чайтанье Махапрабху и преданным. В их сердцах нет чистоты, но вам нужно быть терпимыми и простить их.
Я молюсь Кришне и Чайтанье Махапрабху о том, чтобы они исправились. На них обязательно прольется милость, благодаря которой они будут почитать всех вайшнавов. Придет день, когда они все осознают и будут горько плакать… В противном случае они не смогут продвинуться в бхакти ни на шаг.
Молитесь: «О Прабху! О Кришна! О Чайтанья Махапрабху! О Нитьянанда Прабху! Пролейте на них Свою милость!»
Не пытайтесь мстить людям или оскорблять их. Человека можно покорить только любовью, а не гневом или дурным обращением. Тем, у кого низкая природа, кто постоянно совершает оскорбления, вы должны издалека предлагать свои пранамы (поклоны), но не следует общаться с ними – подождите, пока они изменятся.
У вас есть еще вопросы?
Разница в поклонении
Преданный: Махарадж, вы объясняли, что мы не должны поклоняться Дваракадхишу Кришне, что нам нужно поклоняться Нанда-нандане.
Шрила Гурудев: Нет, я этого не говорил. Я сказал: «Личности, квалифицированные поклоняться Дваракадхишу, должны делать это соответствующим образом. Тем, кто склонен почитать Кришну как Брахмана (Высший Дух), следует поклоняться Брахману, а тем, кто обладает квалификацией служить Рамачандре, – поклоняться Рамачандре. Не нужно ненавидеть их и делать что-то против них. Мы должны выражать им соответствующее почтение. Когда мы станем татастха (беспристрастными) и глубоко поразмыслим, то осознаем, что наивысшим является служение Божественной Чете. Нам следует помогать им, как это делали Чайтанья Махапрабху и Рупа Госвами. Как они помогали?
Анупама Прабху, младший брат Шрилы Рупы Госвами и Санатаны Госвами, был предан Раме и всегда поклонялся Ему. Однажды Рупа Госвами сказал ему: «Кришна – Сваям Бхагаван, источник всех воплощений, сарвеш-варешвара, а Рама – это воплощение Кришны. Между Ними нет никакой разницы. Когда на Кришну смотрят сквозь призму марьяды (с благоговением и почтением), Он предстает в облике Рамы».
В аштами (восьмой лунный день), навами (девятый лунный день) и дашами (десятый лунный день) видны фазы Луны. Но «луны», видимые в эти дни, – это на самом деле одна и та же Луна. Тень от Земли закрывает Луну, из-за чего можно наблюдать ее различные фазы. Если вы заглянете за покров небес, то увидите Луну, которая находится в своем обычном состоянии и не убывает.
Аналогичным образом человек, почитающий Кришну и желающий служить, как Хануман, встретит Кришну в облике Рамы. Кришна предстанет как Рама с луком и стрелами, а Радхика – как Сита. В «Шри Брихад-бхагаватамрите» приводится много подобных примеров.
Квалифицированный садхак, чья преданность смешана с настроением благоговения (марьядой), увидит Кришну в облике Рамы. Кришна проявляется как Рукмини-Дваракадхиш, когда марьяда в настроении садхака доминирует над мадхурьей (сладостью), но она не так выражена, как в первом случае. Преданный такого уровня увидит Кришну сидящим в колеснице с Арджуной.
Шрила Рупа Госвами сказал Анупаме Прабху: «У Рамы нет расы, Он не умеет танцевать. Даже у Себя дома Рама ни разу в жизни не танцевал! Он не мог делать это со Своими братьями: Лакшманом, Бхаратой и Шатругной». Кришна, как и Рама, может сражаться и одерживать победу над демонами, но также Он может прелестно танцевать со Своими сакхами (друзьями), такими как Субал и Шридама, и, особенно, с гопи. Кришна может сладостно петь, но мы не слышали, чтобы Рама делал это.
У Рамы нет близких друзей, Он не может никого обнять. Он не обнимает ни Вибхишану, ни даже Лакшмана. Если Рама и обнимает Ситу, то делает это в тихом уединенном месте, в комнате, ночью – никогда в присутствии других. У Рамы нет таких близких друзей, как у Кришны во Врадже. Увидев Раму, Вибхишана окажет Ему почтение и скажет: «О Прабху!» Хотя Сугрива и Рама провели ягью и дали торжественное обещание: «Теперь мы друзья», Сугрива никогда не сидел на троне или кровати Рамы, поскольку он является Его слугой.
Подобным образом, в играх Дваракадхиша Его спутники Акрура и Уддхава также являются слугами. Более того, Уддхава – это ближайший друг и советник Кришны. Он все для Кришны, но, тем не менее, он не может сидеть с Кришной и обнимать Его. Уддхава не может дать остатки Своей трапезы Кришне, у него есть некоторая марьяда, поэтому он не может забыть, что Кришна – Верховный Господь. Владыка Двараки знает все и ничего не забывает, однако во Врадже о всеведении Кришны забывают все, даже Сам Кришна. Враджаваси любят смотреть, как мальчики-пастушки во Врадже играют с Ним. Сакхи делятся остатками своей трапезы с Кришной. Если Кришна спит, Мадхумангал и Субал подойдут к Нему и скажут: «О Сали!» Вы знаете, что это значит? Это гали, ругательное обращение на языке Враджа. Если Кришна продолжает спать, Его дорогие друзья хорошенько потрясут Его с криком: «Поднимайся скорее! Коровы ждут!»
Никто из жителей Двараки не может вести себя подобным образом с Кришной.
Хотя у каждой души есть свои, особые отношения с Кришной, по своей природе все они являются Его вечными слугами. Субал и Шридама также относятся к особому виду слуг, как и Яшода-маийя и Нанда Баба. Гопи – это даси (служанки) Кришны. Несмотря на то, что Гарга Риши, Шандилья Риши и Сандипани Муни – гуру Кришны в Его играх, они также являются Его вечными слугами. Все – слуги Кришны. Но в лексиконе Голоки Вриндавана не существует слов дас (слуга) и даси (служанка). Там в обращении друг к другу все используют слова сакхи, сакха, матушка и другие исполненные нежности слова.
Тот, кто по своей природе является слугой Дваракадхиша, будет поклоняться Дваракадхишу. Мы не должны препятствовать этому. Нам следует должным образом уважать таких личностей, как это делал Гопа-кумар. Мы относимся с глубоким почтением к Уддхаве, но не хотим быть такими, как он. Наше желание – стать служанками Шримати Радхики и служить Ей под руководством Рупы-манджари, Рати-манджари, Лалиты и Вишакхи. Некоторые души могут быть по своей природе слугами Рамы, и вам не нужно мешать им поклоняться Раме.
Итак, Рупа Госвами объяснил Анупаме Прабху: «Рама не может танцевать, у Него нет сакхов. В отношениях с Рамой ватсалья-бхава уменьшается вдвое, она не полная. Поэтому старайся служить Божественной Чете Шри Радхе-Кришне».
«Ты мой гуру и старший брат. С завтрашнего дня я начну поклоняться Шри Радхе и Кришне», – ответил Анупама Прабху и пошел отдыхать. Размышляя о своем дорогом Раме, он начал плакать.
«Как я могу оставить лотосные стопы Рамы? – думал он, рыдая. – Я ведь сразу умру!»
Всю ночь Анупама Прабху не смыкал глаз. Утром он отправился к Шриле Рупе Госвами и упал к его лотосным стопам. «Ты мой Гурудев и старший брат, я хочу всегда повиноваться тебе, но я не могу выполнить твое наставление! – воскликнул он. – Я не в силах оставить служение Раме. Если я откажусь от служения Ему, я сразу же умру». Сказав это, Анупама Прабху начал громко рыдать.
Рупа Госвами обнял его и произнес: «Ты самый лучший преданный! Не оставляй служение Раме, продолжай служить Его лотосным стопам».
Спустя некоторое время, когда братья направлялись в Джаганнатха Пури, чтобы встретиться со Шри Чайтаньей Махапрабху, Анупама Прабху подумал: «Я не могу отречься от поклонения Шри Раме в этой жизни. Мне лучше умереть сейчас, и тогда с самого начала следующей жизни благодаря садху—санге я смогу поклоняться Шри Радхе и Кришне».
Анупама Прабху был настолько тверд в своем решении, что действительно оставил тело на середине пути. Рупа Госвами, проведя последний обряд для своего брата, в одиночку отправился к Шри Чайтанье Махапрабху.
Лила с Мурари Гуптой
Похожая игра произошла со Шри Мурари Гуптой. Как-то раз Шри Чайтанья Махапрабху сказал ему: «Кришна – источник всех воплощений, Сваям-Бхагаван, а Рама – это проявление Кришны»:
ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
(Брахма-самхита, 5.1)
«Шри Кришна, известный как Говинда, – Верховный Господь, Бог богов, источник всех воплощений. Его духовное тело исполнено вечности, знания и блаженства. Не имеющий начала, Он является источником всего, первопричиной всех причин».
Также Он привел шлоку из «Шримад-Бхагаватам»: «эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван сваям – все аватары, начиная с Рамы и Нрисимхи, являются либо полными частями, либо частями полных частей Верховной Личности Бога, Бхагавана. Только Шри Кришна – изначальный Сваям Бхагаван» (Ш.-Б., 1.3.28).
Вняв наставлениям Махапрабху, Мурари Гупта решил: «Да, я отдам себя служению Кришне».
Всю ночь он не мог заснуть и непрерывно плакал. На следующий день, встретив Чайтанью Махапрабху, он произнес: «Я обещал служить Божественной Чете Шри Радхе-Кришне, но мне легче умереть, чем сделать это. Пожалуйста, прости меня и скажи, что я должен делать. Иначе я пойду к Ганге и, прыгнув в ее воды, покончу с жизнью».
«Нет-нет! Я просто проверял тебя, – воскликнул Махапрабху. – Ты сам Хануман. Ты низошел, чтобы служить своему Господину – Шри Раме, который пребывает во Мне. Твое служение несравненно, и даже не думай о том, чтобы расстаться с жизнью. Я очень доволен твоей непоколебимой преданностью Раме. Продолжай служить Ему».
Шривас Пандит был слугой Нараяны, а Васудева Випра из Навадвипы служил Варахадеву. В играх Шри Чайтаньи Махапрабху участвовали преданные, которые поклонялись различным воплощениям Господа, но все они собрались вместе и служили Шри Чайтанье Махапрабху. Нам следует почитать преданных, которые поклоняются другим воплощениям Господа, но мы не должны стремиться сближаться с ними. Могу я рассказать историю об этом?
Преданные: Да!
Шрила Гурудев: Не подходит ли время к концу?
Преданный: У вас достаточно времени, Гурудев.
Кого можно назвать учеником?
Шрила Гурудев: Шри Чайтанья Махапрабху и такие Его спутники, как Шрила Рупа Госвами и Санатана Госвами, покинули этот мир и вошли в свои непроявленные игры. Вскоре после этого Шрила Рагхунатха дас Госвами также ушел из этого мира. Ученики Махапрабху были не такие, как вы. В вашем представлении стать учеником означает участвовать в огненной ягьей и услышать мантры, произнесенные в ухо. Однако для учеников Шри Чайтаньи Махапрабху необязательны внешние формальности посвящения.
Итак, кого можно назвать учеником? Что необходимо, чтобы им стать? Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами были учениками Шри Чайтаньи Махапрабху, а Рупа Госвами был учеником Шрилы Санатаны Госвами, хотя не было никакой ягьи и он не получал мантр. Как в таком случае Рупу Госвами можно считать учеником?
Настоящие ученики Гурудева – это те, кто следует его наставлениям и служит Кришне всем сердцем. Ученика, искренне следующего Гурудеву, называют видвад-рудхи. Он действительно принимает Гурудева и служит ему. Рупа Госвами и все ачарьи нашей линии являются видвад, они искусны во всех видах служения и искренне выполняют его. Шрила Бхактивинода Тхакур не является дикша-учеником Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, но он – его единственный последователь, поскольку действительно следовал всем его наставлениям и процессу преданного служения Кришне.
Если вы искренне следуете примеру жизни и учению определенной личности, тогда вы на самом деле считаетесь учеником. Но если вы, приняв посвящение, не следуете своему учителю, вы недостойны называться учеником. Вы будете считаться им лишь формально.
Глупые и невежественные люди или каништхи (неофиты), скажут: «Бхактивинода Тхакур не является учеником Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, а Рупа Госвами и Санатана Госвами не могут считаться учениками Шри Чайтаньи Махапрабху».
Вам следует знать, что такое настоящее посвящение. Разве можно считать таковым простое нашептывание мантр в ухо? Тот, кто внешне получил посвящение, но не принял всем сердцем учение своего гуру, не может называться учеником. Кто являлся гуру Шри Харидаса Тхакура? От кого он принял инициацию? Шри Чайтанья Махапрабху сделал его намачарьей (наставником в науке повторения святого имени).
А кто был Гурудевом Шри Сварупы Дамодары Госвами? Глупец не ответит на этот вопрос. Это смогут сделать только те, кто знает истину. На самом деле гуру Шри Сварупы Дамодары Госвами – это Чайтанья Махапрабху, но с другой стороны, Сам Чайтанья Махапрабху является учеником Вишакхи, которая в чайтанье-лиле предстает как Шри Рай Рамананда Прабху.
В действительности Чайтанья Махапрабху – гуру Райя Рамананды Прабху. Шри Сварупа Дамодара принял вешу (одежды санньяси) от майявади санньяси. Чайтанья Махапрабху и Мадхвачарья также приняли санньясу от майявади санньяси, но сами они не были майявади (имперсоналистами), они лишь приняли одежды санньяси у майявади. Сварупа Дамодара Госвами принял все наставления и руководство Шри Чайтаньи Махапрабху в сердце, поэтому его с полным правом можно назвать Его учеником. Таким же образом Рупа и Санатана получили настоящее посвящение от Чайтаньи Махапрабху, а не внешнее, как считают глупцы. Уттама—бхагаваты могут понять все эти истины. Нам нужно постараться понять это.
Однажды я спросил своего Гурудева:
– Это плохо, если я хочу стать учеником Шрилы Рупы Госвами?
– Это очень хорошо! – воскликнул он. – Мадхвачарья пришел в этот мир спустя пять тысяч лет после Шри Вьясадевы, но, несмотря на это, стал учеником Вьясадевы. Так почему же мы не можем стать учениками Шрилы Рупы Госвами? Рупа Госвами всегда присутствует в этом мире. Мы можем следовать его наставлениям и образу жизни, как внешнему, так и внутреннему. Благодаря этому мы станем его учениками».
Нам нужно молиться, чтобы всем сердцем понять все эти духовные истины.
Шрила Рагхунатха Госвами получил посвящение у Ядунанданы Ачарьи, но на самом деле у него было много гуру.
Например, он является учеником Шри Харидаса Тхакура. Знаете, почему? Шри Харидас Тхакур общался со Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами, когда тот был еще маленьким мальчиком. Своим примером Харидас Тхакур вдохновил его повторять харинаму. Потом Рагхунатха дас Госвами отправился к Сварупе Дамодаре. Чайтанья Махапрабху вложил руки Рагхунатхи даса Госвами в руки Сварупы Дамодары и сказал Рагхунатхе дасу Госвами: «Теперь ты принадлежишь Сварупе Дамодаре».
Шрила Рагхунатха дас Госвами все настроения преданности впитал от Сварупы Дамодары и стал его учеником, но при этом не оставил своих гуру – Ядунандану Ачарью и Харидаса Тхакура. Он дополнил свой бхаджан их настроением, учением, образом действий, и нельзя сказать, что это неправильно. Придя во Вриндаван, он следовал наставлению Чайтаньи Махапрабху: «После того, как я войду в непроявленные игры, ты должен пойти во Вриндаван и оставаться под руководством Рупы и Санатаны, особенно Рупы. Он твой Гурудев».
Шрила Рагхунатха дас Госвами всегда относился к Шриле Рупе Госвами как к своему Гурудеву и прославлял его как своего гуру в «Вилапе-кусуманджали» и многих других книгах. Он мог забыть кого угодно, но никогда не забывал Шрилу Рупу Госвами.
В одном из стихов «Вилапа-кусуманджали» Шрила Рагхунатха дас Госвами молится:
твам рупа манджари сакхи пратхита пуре ‘смин
пумсах парасья ваданам на хи пашьясити
бимбадхаре кшатам анагата бхартрикая
ят те вьядхайи ким у тач чхука-пунгавена
«Моя дорогая подруга Рупа-манджари! По всему Враджу ты известна своим целомудрием. Ты даже не взглянешь в лицо другим мужчинам! Кто же укусил твои алые, как плоды бимба, губы, если твоего мужа нет дома? Не иначе как лучший из попугаев?»
Смысл этой молитвы очень глубок и сокровенен. Ее нельзя обсуждать открыто. Если лидеры ИСККОНа узнают ее смысл, они скажут: «О, он совершил оскорбление, поскольку в этом мире нет ни одного человека, который достоин это слышать».
Тогда почему эти сокровенные игры проявились? Они упомянуты в «Шри Чайтанье-чаритамрите» и других писаниях. Они [те, кто осуждает] совершили оскорбление, а не мы. (Смех)
Слушать об этих играх могут те, кто обладает духовной жаждой. Как преданный будет продвигаться в духовной жизни, если никто не будет рассказывать об этих играх?
Рупа и Рагхунатха
На ветке висит очень сладкий и сочный плод манго. Он уже созрел, и из него сочится раса (сок). Полакомиться этим манго может попугай, но не верблюд или ворон. Они вместо этого будут жевать горькие листья нима. Итак, в «Чайтанье-чаритамрите» написано, что преданные, подобные попугаям, любят вкушать сочные, как манго, описания игр Кришны. Им нужно рассказывать, и тогда они обретут вкус к этим играм. Неквалифицированные люди, подобные верблюдам и воронам, безусловно, не придут слушать об этих играх. Они будут далеко, в лесу, где растут ним и акация. Вы знаете, что такое акация? Это дерево с колючками.
(Смех)
Твам рупа манджари сакхи пратхита пуре ‘смин – Шрила Рагхунатха дас Госвами молится: «Я склоняюсь перед Шрилой Рупой Госвами, он мой Гурудев. На самом деле он не Рупа Госвами, он – Рупа-манджари. Она известна во всем Врадже своим целомудрием. Кроме своего мужа она не смотрит ни на кого и всегда погружена в служение ему. Сейчас он отправился купить коров, его нет уже несколько дней. Но я вижу след от укуса на ее губах, как это может быть? Возможно, попугай по ошибке принял губы Рупы-манджари за плоды бимбы».
Этот фрукт насыщенного красного цвета напоминает губы прекрасной женщины. Должно быть, попугай прилетел и клюнул в губы.
Рупа Госвами, услышав эту молитву, был так изумлен и счастлив! Улыбка украсила его луноподобное лицо. Это лучшая пранама—мантра Шриле Рупе Госвами, она не обращена ни к Ядунандане Ачарье, ни к Харидасу Тхакуру. Харидас Тхакур не может достичь этого положения, ему следует оставаться на Вайкунтхе и заниматься творением [Харидас Тхакур – воплощение Брахмы и Прахлады Махараджа – прим. ред.]. Уддхава также не может обрести это положение. Первый гуру Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, Ядунандана Ачарья, и Харидас Тхакур, были очень хорошими преданными Шри Чайтаньи Махапрабху.
Сварупа Дамодара в кришна-лиле является одной из восьми главных подруг Шримати Радхики, Лалитой-сакхи. Она – найика (героиня). Шрила Рагхунатха дас Госвами не думал о Сварупе Дамодаре как о своем гуру, он считал своим гуру (гуру—сакхи) только Шрилу Рупу Госвами – и возносил ему подобные молитвы.
Человек, который принимает сладостные настроения возвышенной личности и всем сердцем следует ее учению, является истинным учеником. Даже если вы примете инициацию сто или даже сто тысяч раз, без понимания настроения гуру дикша бесполезна.