Уддхава едет во Врадж

28 мая 1996 года, Англия, Бирмингем

 

Любовь величиною с Эверест

Нараяна Госвами Махарадж Гурудев1996(Шрила Гурудев объясняет шлоку арадхйо бхагаван (прим.).)

Объект нашего поклонения, наш арадхьядев, ‒ это Враджендра-нандана Шьямасундара. Также мы должны знать, что обитель Кришны и всех гопи ‒ это Вриндаван. И Кришна, и Вриндаван являются объектами нашего поклонения. Любовь гопи самая возвышенная. Многие преданные обладают любовью к Верховной Личности Бога. Нарада тоже находится в этой линии, но его любовь не самая высокая. Мы знаем, кто такой Хануман, но и его привязанность к Кришне не столь велика. Любовь Субала, Шридамы и Мадхумангала огромна, однако не так высока, как гора Эверест. Према гопи подобна Эвересту. Према же других спутников Кришны словно меньшие вершины, такие как Канченджанга, и другие. Они тоже достаточно высоки, но не самые высокие. Яшода Маийя и Нанда Баба очень любят Кришну. Кришна носил обувь Нанды Бабы на голове и, танцуя, Он подходил к гопи и говорил: «О, это сандалии моего папы». Но любовь Яшоды Маийи гораздо выше, чем любовь Нанды Бабы, и тем не менее она не сравнится с любовью гопи. Према гопи необычайно высока, и все же самой возвышенной любовью обладает Шримати Радхика. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит:

Рамья качид упасана враджа-вадху-варгена йа калпитах. Мы должны предаться Кришне, Враджендра-нандане Шьямасундаре, как это сделали гопи. «Шримад-Бхагаватам» ‒ безупречное тому свидетельство. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху. 

Я хочу кое-что рассказать о гопи-преме, чтобы мы могли хотя бы примерно представлять себе ее. Мы не способны быть такими, как гопи, поступать, как они, но мы можем слушать о гопи и гопах, если у нас есть шраддха, вера. 

 

«Отправляйся во Врадж!»

 

После того как Кришна с Баларамой приехали в Матхуру, Их вскоре послали в гурукулу к Сандипани Муни. Ашрам Сандипани Муни находился очень далеко. Кришна отправился туда без сандалий и зонтика, по невыносимой жаре. С ним была только одна сменная одежда. Там Он обучался с одноклассниками ‒ Судамой и другими. 

Через шестьдесят четыре дня Он вернулся в Матхуру. Он увидел дворец Васудевы Махараджа, расположенный на берегу Ямуны. Кришна, смотря на Ямуну, в направлении севера, увидел Вриндаван и сразу вспомнил Нанду Бабу, Яшоду, Своих друзей: Судаму, Шридаму, Дхаму, Васудаму, Стока-Кришну, Лавангу, Арджуну, Субала, Мадхумангала, и других. Он вспомнил всех Своих коров: Шабали, Дхавали, Шьяму, Ганге, Пишанге, Ямуне, и телят, в которых Он души не чаял. Кришна начал вспоминать Гирирадж Говардхан, где играл с гопами и гопи. Тут же Он горько заплакал.

В это время Уддхава в поисках Кришны поднялся на крышу дворца. Там он и обнаружил Кришну. Уддхава увидел, что Кришна горько плакал, и слезы ручьями текли из Его глаз. 

«О Кришна, почему Ты плачешь?» ‒ спросил Уддхава. 

Кришна взял руки Уддхавы в Свои.

Плача, Он обратился к нему: «Тебе следует немедленно отправиться во Вриндаван. Спаси нашего отца и мать. Я слышал, что все коровы вот-вот умрут. Мои сакхи больше не играют, а павлины перестали танцевать. Коровы не щиплют траву ‒ они постоянно озираются по сторонам: “Где Кришна? Где Кришна?” Все плачут по Мне. Моя мать так горько плачет, что от слез уже ослепла, а отец не выходит из дома». 

Кришна сказал в «Бхагавад-гите» (10.9):

 

мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄

бодхайантах̣ параспарам

катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇

тушйанти ча раманти ча

 

[Мои чистые преданные всегда думают обо Мне, посвящая жизнь преданному служению. Они черпают огромное удовлетворение и блаженство в беседах обо Мне (то есть обсуждая Мои имя, образ, качества и игры).]

та ман-манаска мат-прана 

мад-артхе тьякта-даихиках

мам эва дайитам прештхам 

атманам манаса гатах

йе тьякта-лока-дхармаш ча 

мад-артхе тан бибхармй ахам

 

майи тах преясам прештхе

дура-стхе гокула-стриях

смарантйо ’нга вимухьянти

вирахауткантхья-вихвалах

 

дхараянтй ати-криччхрена

праях пранан катханчана

пратьягамана-сандешаир 

баллавйо ме мад-атмиках 

(Шримад-Бхагаватам, 10.46.4-6)

 

[Дорогой Уддхава, мысли гопи всегда посвящены Мне, Я их жизнь и душа. Ради Меня они отказались от всего мирского, оставили мужей, родственников, религиозные обязанности. Они постоянно думают обо Мне, испытывая сильнейшую боль разлуки. Только потому, что Я пообещал к ним вернуться, они каким-то образом поддерживают свою жизнь.]

В «Гите» изложены признаки чистого преданного. За исключением гопи, ни у кого в мире мы не найдем этих признаков. Но все они есть у гопи.

Та ман-манаска мат-прана. Гопи и гопы постоянно думают о Кришне. Особенно это относится к гопи ‒ они думают о Кришне днем ​​и ночью. Кришна говорит: «Я ‒ жизнь и душа гопи, а они ‒ Моя жизнь и душа. Ради Меня они отказались от всего на свете. Они оставили мужей, друзей и общество. Они украшают себя только для Меня. Они перестали есть. Ради Меня они оставили даже свою стыдливость. Гопи только и повторяют: “Хари, Хари”. Они отказались от своей варнашрама-дхармы, от всего! Нет лучшего примера, чем гопи. Гопи не имеют себе равных.

Гопи продолжают жить только потому, что Я пообещал им вернуться: “Я приду если не завтра, то послезавтра”. Я уверил их в том, что так и произойдет». 

Но Кришна не смог приехать на следующий день, и дни летели один за другим… Прошло много лет. Тем не менее гопи и гопы твердо верили в слова Кришны. «В один прекрасный день Кришна обязательно вернется. Он не может нарушить Свое обещание, ‒ размышляли гопи. ‒ Он должен прийти. Если мы умрем, тогда и Кришна умрет. Он подумает: “О, гопи погибли”. Тогда Кришна тоже умрет. Его сердце мягче нашего».

Кришна отдал Уддхаве Свой тюрбан, питамбару и гирлянду из лесных цветов. Он даже отдал ему Свою колесницу, которую забрал у Камсы Махараджа. Вся колесница была сделана из золота, и даже колеса у нее были из золота.

Уддхава сказал Кришне: «Как я буду жить без Тебя? Я не могу прожить без Тебя ни секунды».

‒ На самом деле здесь, в Матхуре, Я нахожусь частично, но во Вриндаване Я всегда пребываю полностью. Я не покидаю Вриндаван ни на мгновение. Если ты пойдешь туда, то сам это увидишь.  Ты найдешь Меня там, решишь остаться во Врадже и больше не вернешься в Матхуру… Садись в колесницу и отправляйся во Врадж!

Взяв Уддхаву за руку, Кришна наказал возничему: «Немедленно поезжай во Вриндаван, потому что Уддхава не хочет со Мной расставаться». 

 

Разговор с Нандой Бабой

 

Уддхава отправился в путь. Вскоре он достиг Нандагаона. Вечерело, солнце заходило за горизонт. Уддхава остановился и, сойдя с колесницы, направился к дому Нанды Бабы. Увидев Уддхаву, Нанда Баба очень обрадовался. Он обнял Уддхаву и пригласил его в дом. В доме Яшоды не было никаких угощений, потому что с тех пор, как Кришна уехал в Матхуру, никто не готовил. Для кого теперь готовить? Все кастрюли были перевернуты вверх дном, а плиты покрылись паутиной. Никто не убирался на кухне, и везде была разбросана посуда. Все плакали: кастрюли, печь… 

Нанда Баба велел брахману принести какие-то угощения, и тот принес из своего дома рис с молоком (парама-анна). Рис этот оказался несладким, потому что у брахмана не осталось в доме сахара. После того как Уддхава принял парама-анну, Нанда Баба спросил его: «Как мой малыш? Как мой Кришна-Канхаийя?» Не сумев больше вымолвить ни слова, он стал горько плакать. 

Кое-как придя в себя, Нанда Баба произнес: «Васудева, сын Шурасены, является моим дорогим другом. Как он поживает? К счастью, Камса умер. Его злонравные поступки его же и погубили. Кришна не мог убить его, поскольку Он всего лишь дитя».

Наконец он спросил: «Как поживает мой Кришна? Помнит ли Он нас или нет? Помнит ли Своих милых коров? Помнит ли Он Свою мать, которая так сильно любит Его? Помнит ли он оленей и попугаев Враджа? Вспоминает ли Он хоть иногда о нас или сакхах? Я не могу жить в Нанда-бхаване. Ради чего? Здесь я вижу Его вамши, павлинье перо и все, что с Ним связано. Я схожу с ума в разлуке с Ним! Дом всегда напоминает мне о Нем. Чтобы забыться, я ходил на берег Ямуны, но и там я видел следы Кришны. Все деревья, олени плачут по Нему, и тогда они напоминают мне о Кришне еще больше. Чтобы забыть все это, я иду на холм Говардхан. Однако и там я вижу, что пещеры опустели… Манаса-Ганга опустела… Кусума-саровара и все остальные места тоже опустели Повсюду я вижу следы Кришны. Видя плачущих коров, я снова начинаю бродить тут и там. Но, куда бы я ни пошел, нигде я не ведаю покоя».

Нанда Баба начал громко плакать. 

Уддхава пришел утешить Нанду Бабу и всех враджаваси. Он собирался сказать им утешительные слова, но в словаре Уддхавы не нашлось таких слов, которые могли бы утешить Нанду Бабу. Наблюдая состояние Нанды Бабы, Уддхава подумал: «Почему я должен его успокаивать и говорить, чтобы он не плакал?»

Почему мы не можем это сказать? Потому что во всех наших писаниях, в частности в «Шримад-Бхагаватам», говорится: «Очень удачливы те, кто памятует Кришну и плачет по Нему».

Уддхава подумал: «Как же я могу сказать Нанде Бабе, чтобы он не плакал? Ведь ему так повезло. Таких удачливых личностей, как он, не сыскать на всем белом свете. Как я могу сказать ему не плакать? И все же Кришна велел мне утешить его. Что же я ему скажу? “Вам так повезло, и вы должны плакать, плакать и плакать”?»

Уддхава обладал обширными познаниями, он был как Брихаспати. Брихаспати считается гуру Уддхавы, однако я думаю, что Уддхава был учителем учителя учителя Брихаспати, то есть намного превосходил познаниями своего гуру. Понимаете? На самом деле Брихаспати не может приходиться Уддхаве гуру, но для формальности, то есть для нара-лилы (игр, подобных человеческим), Уддхава принял его своим духовным учителем. В действительности он ему не гуру. Точно так же Кришна принял Сандипани, Шандилью и Гаргачарью в качестве своих гуру, хотя они не могут быть Его гуру: Кришна ‒ гуру для всех. Кришна ‒ это джагат-гуру. Кришнам ванде джагат-гурум.

Итак, Уддхава был очень образован и приходился Кришне другом. Он не мог подобрать нужные слова, чтобы утешить Нанду Бабу, и в конце концов обратился к Нанде Бабе: «Несомненно, вы с Яшодой настолько удачливы».

От этих слов Нанда Баба зарыдал еще громче. «Уддхава, я понял, что ты настоящий друг Кришны, и что ты необычайно умен. Но мне кажется, что у тебя совсем нет разума. Почему? Ты сказал мне: “Вы очень удачливы”, но в чем же моя удача? Ты говоришь: “Кришна ‒ это Верховная Личность Бога, Сам Нараяна, который явился в вашем доме как ваш сын”. Думая, что Он мой сын, мы служили Ему, а теперь страдаем в разлуке с Ним. Так вот если Кришна ‒ Верховная Личность Бога, получается, что Он оставил меня и отправился в другое место. Так в чем же моя удача? Нет никого несчастнее меня! 

Я знаю, что Рамачандра был сыном Махараджа Дашаратхи. Когда Рамачандра отправился из Айодхьи в лес с Ситой и Лакшманом, Дашаратха стал горестно звать своего сына: “Рама! Рама! Ра..!” Произнеся “Ра”, он покинул этот мир. Я не такой, как он. Мое сердце словно камень. Почему я не умираю? Дашаратхе действительно повезло. Я не был способен любить Кришну. Кришна ‒ само воплощение любви. Как же мы несчастны…»

Сказав это, Нанда Баба стал кататься по земле и в итоге потерял сознание. Яшода слушала слова Нанды Бабы и, когда он упал на землю, она также упала без чувств. 

Настало утро. Уддхава принял омовение и совершил сандхью. На обратном пути он встретил гопи. В другой раз я постараюсь рассказать о диалоге, который произошел между Уддхавой и гопи. Я расскажу о том, как Уддхава прославлял гопи

В чем заключается слава гопи? Почему Шри Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы подарить настроение гопи? Я хочу кое-что рассказать. Пока что я только сделал вступление, а когда поеду в Лестер, то расскажу подробнее. Я хотел обсудить также некоторые наставления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Есть коллекция его наставлений, и мы должны следовать им. Итак, мы поедем туда и попробуем рассказать. Кроме того, нам нужно стараться плакать. 

Гаура Премананде! Хари Харибол!

Моя просьба, чтобы вы все попытались развивать свое сознание Кришны и ничего кроме этого.

 

Примечание:

арадхьо бхагаван враджеша-танаяс-тад-дхама вриндаванам 

рамья качид-упасана враджа-вадху варгена йа калпита 

шримад-бхагаватам праманам амалам према пумартхо махан 

шри-чайтанья махапрабхор матам идам татрадаро нах парах 

(Чайтанья-манджуша, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур)   

 

[Высшим объектом поклонения является Шри Кришна, сын Нанды Махараджа. Шри Вриндавана-дхама – это Его трансцендентная обитель, столь же почитаемая, как и Сам Господь. Самый лучший способ поклонения Кришне – тот, которым Ему поклонялись девушки-пастушки Враджа, и «Шримад-Бхагаватам» наиболее авторитетно доказывает это. Наивысшей целью жизни является кришна-према. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху, и нет ничего превыше этого.]

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить