ПРАБХУДЖИПРАЗДНИКИТиртха Махарадж Уход

Уход Шрипада Бхактиведанты Тиртхи Махараджа (ч. 1)

19 июля 2020 года

Тиртха Махарадж Уход1Наша гуру-варга, маха-бхагаваты и старшие Вайшнавы проповедуют повсюду. Они отправляются не только в богатые районы, но и в деревни, леса… Однажды Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж и мой Гуру Махарадж отправились в Сундарбан в Бенгалии. Это были настоящие опасные джунгли, где часто нападали тигры. Там жили рыбаки и лодочники. 

Однажды мой Гуру Махарадж и Махарадж сидели в соломенной хижине, и начался дождь. Крыша протекла, а они просто раскрыли зонтик и продолжали сидеть. Вдруг они увидели приближающийся белый свет и спросили местных жителей, откуда он идет. Те ответили, что этот свет на самом деле – это отблеск глаз тигра. Местные взяли несколько поленьев и подожгли их. Конечно, это был тигр. Тигр атаковал, и все пытались отогнать его поленьями. Тигру все же удалось убить корову, он утащил ее с собой.

В том районе была деревня Лакшми Джанарданпур. Жители деревни были бедными, но они уважали садху. Им нечего было дать, некоторые жертвовали просто горсть риса или фрукты. Садху готовили прасад для всех. Поскольку горох был дорогим, они использовали рис и немного овощей. Если не было сахара, то клали немного меда. 

В той деревне Шрила Гурудев давал лекции, а после сидел в соломенной хижине. К нему приходили местные жители, и Шрила Гурудев свободно встречался со всеми. Его не закрывали от всех на замок, и не требовалось разрешение, чтобы получить даршан. В это время Тиртха Махарадж пришел со своей тетей. В то время он жил с ней, потому что дом его родителей находился в джунглях. Там протекала большая река с мощным потоком, отчего его дом часто затопляло. У местных жителей были высокие бамбуковые кровати – когда все затопляло, они перебирались наверх и ждали, а когда через несколько часов поток стихал, они спускались. Итак, Тиртха Махарадж жил в доме тети рядом со школой.

Шрила Гурудев сказал ему: «Что ты здесь делаешь? В каком классе ты учишься? Приходи в наш храм, Девананда Гаудия Матх, я помогу, научу тебя всему». Это была их первая встреча, Тиртха Махарадж тогда учился в пятом классе. 

После встречи со Шрилой Гурудевом Тиртха Махарадж потерял покой. Он объявил своим тете и дяде: «Я ухожу». Они сказали: «Твой отец будет обеспокоен». – «Нет, я уйду». Так, однажды он прошел через джунгли и оказался на железнодорожной станции. Там он сел в небольшой поезд до Силды, оттуда пересел на другой поезд и прибыл в Навадвипу. Он пришел в Девананда Гаудия Матх. Увидев храм, он поразился его размерам. Он увидел много брахмачари, большую кухню, хорошие условия.

«Это место неблагоприятно для бхаджана, – подумал он. – Рупа-Санатана совершали бхаджан во Вриндаване, и у них не было ни кухни, ни крыши над головой. В таких условиях невозможно совершить бхаджан. Лучше я пойду во Вриндаван”. 

На станции Ховра он сел в поезд без денег и билета. В Мугхал Сараи его поймали контроллеры и спросили: «Куда ты едешь?» 

«Во Вриндаван». 

Его посадили в тюрьму на три месяца. Условия там были ужасные. В одной камере находилось десять-двадцать человек, каждому выдавали по одному кувшину с водой, и делай что хочешь: мойся или пей. По камере тучами летали комары. В итоге он сильно заболел, у него были тиф, пневмония, ветряная оспа, диарея, сильное истощение. По освобождении из тюрьмы ему выдали билет, с которым он мог поехать куда угодно в течение 24 часов, и он вернулся в Девананда Гаудия Матх. В то время там находились Шрила Гурудев и мой Гуру Махарадж. Шрила Гурудев, увидев его состояние, устроил для него место на веранде, потому что комнат в храме было очень мало. Брахмачари по очереди дежурили возле него по два часа, и сам Шрила Гурудев также лично заботился о нем, смачивал полотенцем его лоб. Он организовал для него врача и лекарства, и через полтора месяца тот выздоровел.

Тиртха Махарадж попросил Шрилу Гурудева: «Я хочу читать какие-нибудь шастры». Шрила Гурудев дал ему читать «Джайва-дхарму» и «Чайтанья-бхагавату», а тот ответил: «Нет, дайте мне “Брихад-бхагаватамриту”», а потом: «Нет-нет, дайте мне “Уджвала-ниламани”!» Шрила Гурудев объяснил ему, что с таких книг не начинают, а он продолжал упорно просить. В итоге Шрила Гурудев согласился: «Ты можешь читать “Брихад-бхагаватамриту”, но не “Удджвала-ниламани”».

После ухода Парам-гурудева в 1968 году Шрила Гурудев проводил полгода в Навадвипе и полгода в Матхуре. Тиртха Махарадж, в то время Шубхананда брахмачари, оставался в Навадвипе в течение нескольких лет. Через некоторое время, когда Шрила Гурудев собрался ехать в Матхуру, Шубхананда брахмачари быстро собрал свои вещи и уже был готов поехать с ним, но вспомнил, что сначала нужно попросить разрешения у Гуру Махараджа. Мой Гуру Махарадж и другие Вайшнавы как могли отговаривали его: «Нет, в Матхуре очень жарко. Мы дадим тебе все, что нужно, только не уезжай», но тот не слушал. 

«Без Махараджа я не могу жить. Я поеду с ним!» – настаивал он. В то время от Махараджа ушел его севак Лакшман Прабху. Тиртха Махарадж сказал: «Я поеду к Махараджу и буду служить ему». Тогда мой Гуру Махарадж улыбнулся и дал ему свои благословения и наставление: “Служи Махараджу всю свою жизнь”. 

И тогда в 1976 году Тиртха Махарадж поехал со Шрилой Гурудевом в Матхуру.

В храме не было ни воды, ни риса, ни электричества – ничего. За водой нужно было ходить к колодцу на берег Ямуны или к железнодорожной станции, и вода была очень соленая. Для стирки одежды Гурудева менеджер храма давал только 25 пайс, однако Тиртха Махарадж как-то устраивал хорошее мыло и воду для этих целей. 

Он готовил несколько видов сабджи, и если сабджи было невкусным, то он просто выбрасывал его, никому не давал. Многие думали, что он ведь мог отдать другим, если невкусно, но он этого не делал, потому что готовил исключительно для Шрилы Гурудева. 

Храм был очень бедный. Кроме того, Гурудев никогда не давал ни копейки.  Никакого дохода не было, разве что от дхармашалы: комната в общежитии стоила 25 пайс, а шкаф для хранения на сутки – 5 пайс. 

Тиртха Махарадж хорошо готовил для Шрилы Гурудева. Если кто-то был болен, Шрила Гурудев просил его: «Когда ты готовишь для меня, приготовь немного больше и для больного». Тиртха Махарадж отвечал: «Я готовлю для вас, а не для них. Другие люди могут взять из общего прасада в храме».

Он стирал одежду Шрилы Гурудева очень тщательно, по нескольку раз, и очень хорошо убирал его комнату. Каждый день Шрила Гурудев учил Тиртху Махараджа «Шримад-Бхагаватам» с комментарием Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура в своей комнате. Потом он отправил его учиться в санскритскую школу, там он находился с семи утра до двух часов дня. Я обычно давал ему завтрак, прежде чем он уходил. Когда он возвращался, Шрила Гурудев уже принимал прасад, а затем и он принимал дневной прасад.

Учителя в школе души в нем не чаяли. У него был очень острый ум. После окончания школы Шрила Гурудев отправил его в Бангалор к учителю на один год. Тиртха Махарадж пробыл там месяц-два, а затем сбежал – не выдержал разлуки. У него была сильная привязанность к Шриле Гурудеву. Затем Шрила Гурудева отправил его в Джаганнатха Пури, и тот снова убежал. В особые дни, когда Шрила Гурудев давал хари-катху, а Тиртхе Махараджу не давали слова, он очень расстраивался. У него всегда было желание рассказывать хари-катху. Он не видел смысла в жизни без хари-катхи! Шрила Гурудев останавливал его: «Через некоторое время будешь говорить», а Тиртха Махарадж спорил с ним: «Нет, сейчас». Если он начинал говорить, то его катха длилась час-два минимум. 

Он удивительно готовил. Шрила Гурудев был очень доволен им. Многие брахмачари были со Шрилой Гурудевом, но вся его любовь была к Тиртхе Махараджу. Гурудев любил и других, но Тиртха Махарадж был особенным. Что бы он ни говорил, это было правильно, любой его поступок был безукоризненным. Шрила Гурудев всегда прославлял его. 

Когда Гурудев рассказывал хари-катху, он усаживал его рядом с собой. 

Однажды Шрила Гурудев отправился в Мумбаи, и там ему устроили асану в форме лотоса. Шрила Гурудев сказал: «Сделайте такую же асану для Тиртхи Махараджа». Шрила Гурудев говорил только в течение десяти минут, а после этого Тиртха Махарадж говорил. Шрила Гурудев учил его тому, как устанавливать Божества, проводить ягьи, шраддхи, свадебные церемонии и т.д. Он знал на память мантры для всех ритуалов.  Однажды в Матхуру приехали ачарьи четырех сампрадай и рассказывали по десять минут на санскрите. Тиртха Махарадж говорил от нашего храма четыре часа.

Гурудева – нишкинчана и акинчана, он совершал бхаджан и совершенно не нуждался в храме или в чем-то еще. 

Как-то раз один старый Баба пришел к нему и предложил ему принять храм Дурвасы. Храм Дурвасы поддерживался Нимбарка-сампрадаей на протяжении многих поколений и находился в разрушенном состоянии, его земли присвоили себе другие люди. Гурудев отказался принять этот храм, однако Тиртха Махарадж сказал: «Нет, я возьму». Гурудев тысячу раз сказал «нет», а Тиртха Махарадж тысячу раз сказал «да», и в итоге Гурудев согласился принять храм. После этого Гурудев так или иначе стал реставрировать храм, на что было потрачено много денег. Земли, незаконно присвоенные другими, постепенно возвращались. Тиртха Махарадж трудился в поте лица: уходил утром и возвращался ночью. 

Если Гурудев давал ему разрешение на что-либо, он все делал от и до.

Он работал не покладая рук, готовил, а когда наступало время хари-катхи, приходил и говорит первым. 

Затем Шрила Гурудев отправил его проповедовать по деревням Бенгалии: в джунгли Сундарбана, Чаубис Парган. Это был мусульманский район, но там жили и индусы, они приглашали его. Мусульмане также приходили на его лекции, а после он отвечал на вопросы. Все были так счастливы! Он пел киртан и танцевал – и все вместе с ним танцевали. Несмотря на то, что он был брахмачари, жители деревни принесли большой чан и омыли ему стопы, а чаранамриту распространили по всей деревне. И мусульмане, и индусы в один голос повторяли: «Вы наш гуру». 

Он был очень известен в той местности. Другие проповедники собирали 500 кг риса, а он – 5000 кг. И не только рис, но и картофель, тыкву. Бенгал прачар означает сбор риса и картофеля, но он также привозил горох, масло. Теперь в Девананда Гаудия Матхе не было недостатка. Все были довольны его проповедью. Он также приводил много новых людей. 

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить