Проблемы людей в Кали-югу
Я предлагаю многочисленные поклоны лотосным стопам моего духовного учителя, Его Божественной Милости Шриле Бхакти Прагьяне Кешаве Махараджу, а также моему шикша-гуру, Его Божественной Милости Шриле А. Ч. Бхактиведанте Свами Махараджу. Благодаря беспричинной милости Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Махараджа я проповедую по всему миру и молюсь ему. Он прибыл из Индии на Запад и, проповедуя по всему миру, написал и издал множество подлинных трансцендентных книг. За короткий срок в различных странах мира основал много проповеднических центров: в Южной Африке, на островах Гавайи, в горах…
Почему Прабхупада пришел в этот мир? Чтобы помочь всем людям планеты. Он и меня попросил помочь вам. Но если вы не принимаете эту милость, то кто вы? Тогда вы не лучше животных – собак, свиней… Необходимо понимать и помнить это. Животные превосходят вас в способностях чувственных наслаждений. Они могут за один раз произвести на свет не одного, а несколько или даже 1000 детенышей. У них нет беспокойств и проблем по этому поводу, а у человека – всегда много тревог. Если у вас хотя бы один ребёнок, вы думаете: «Как мне вырастить его?!»
Примерно 5000 лет назад мудрецы, осознавшие себя риши, постигнув Брахма-таттву и Кришна-таттву, собрались в Индии в святом месте в лесу Наимишараньи. Там были все мудрецы и риши того времени – около 88 тысяч осознавших себя душ беседовали о наступающем железном веке Кали, и о том, что люди безо всяких причин будут ссориться друг с другом, и у них будет много проблем.
прайенал паюшах сабхья
калав асмин юге джанах
мандах суманда-матайо
манда–бхагйа хй упадрутах
(Ш.–Б., 1.1.10)
«О разумнейший, в эту железную эпоху у людей – короткая жизнь. Они вздорны, ленивы, введены в заблуждение, неудачливы и, к тому же, постоянно пребывают в беспокойстве».
У людей в век Кали жизнь недолговечна. Суманда-матайо – у них нет разума. Манда – все неудачливы. Манда-бхагхья – нет благополучия. Упадрута – вечные проблемы накатывают, подобно волнам. Они вынуждены много трудиться.
Вся жизнь в делах. Чем люди поглощены? Они подобны собакам. Животные бегают на четырех лапах, а люди ездят на четырех колесах. Куда люди мчатся?
«Ох, у меня нет времени говорить с вами, я очень занят!» – говорят они. Как собака бежит к камню, находящемуся за милю, чтобы справить нужду, а затем снова бежит в обратном направлении, так и люди этого века проводят жизнь в бессмысленной беготне. Спросишь у них: «Куда бежишь?», а они отмахиваются: «Нет у меня времени отвечать!» У них нет времени задавать вопросы, у них нет времени жить, у них нет вообще никакого времени…
Один очень богатый бизнесмен, мой ученик, отправился в Италию. Он зарабатывает миллионы долларов в день. И он всегда очень занят. Кто-то спросил его однажды: «Для чего ты всё это делаешь? Разве ты сможешь забрать хоть один фартинг, шиллинг, пенс или даже волосок с собой, когда умрешь?»
Он ответил: «Я никогда не задумывался о том, что могу умереть и умру, и что произойдёт со мной после смерти». И он чуть не сошел с ума от осознания этого.
Знайте и помните: то, что вы заработаете в этой жизни при помощи своего тела и разума, останется в этом мире, включая и само ваше тело. В конце концов, ваше тело превратится в пепел или испражнения животных. Вам нужно осознать это. И что же делать?
Сможете ли вы забрать после смерти с собой что-то или кого-то: ваших отцов, матерей, друзей? Вы ничего не сможете взять, даже пылинки. Тогда зачем вся эта материальная деятельность? Чтобы быть счастливым?! Вам не удастся обрести счастье таким образом. Будет еще больше проблем. Все пытаются стать счастливыми. Но что может принести счастье нашей душе?
брухи бхадрая бхутанам
йенатма супрасидати
На самом деле, мы – не это материальное тело. Вот, например, преданная. Ей около шестидесяти. Когда-то она была красивой и привлекательной, всегда улыбалась, имела величавую походку, я знаю. Мне тоже больше 80. Но через 10 или 20 лет эта преданная состарится и не сможет ходить без трости. Через какое-то время к ней придет смерть. Сможем ли мы быть счастливы вне тела? Вы являетесь неотъемлемой частью Верховной Личности Бога, Кришны, и Его вечным слугой. Но вы забыли об этом, оказавшись в этом мире, контролируемом Майей. Вы не можете быть счастливы в этом мире. Он состоит из одних проблем. Если вы желаете быть счастливыми в тюрьме, то вы глупцы. Тюрьма была создана для наказания глупых и вздорных людей, которые нарушают правила и предписания. Это место наказания. Как вы можете быть счастливы здесь? Лишь одно может принести вам счастье. Что же это? (са ваи пумсам паро дхармо)
Настоящее счастье
Обычно мы всегда вовлечены в процесс удовлетворения чувств, но реального счастья это не приносит. Единственное счастье для нас – воспевание и памятование славы Верховной Личности Бога, Шри Кришны. Это изначально присущая нам деятельность.
Если хотя бы однажды Святое Имя (Кришна) войдет в ваши уши, и вы начнете воспевать и памятовать Его славу, вы обязательно обретете счастье. Без повторения намы – счастье невозможно. Но от кого необходимо услышать эту наму? От Гуру, святого, трансцендентного учителя. Брахмаджи вышел из Махавишну для того, чтобы создать этот мир. Когда Брахма появился, он увидел, что вокруг лишь вода. Очень темно, и ничего не видно. Сплошная чернота. Он не знал, что ему делать. Раздался звук: «Ta–па!». Как же ему нужно было совершать тапу? Он медитировал на Отца и Учителя, Махавишну и памятовал о Нем.
«Кто мой Отец? Я предлагаю тысячи и тысячи молитв этой личности». И вдруг он услышал голос свыше, который сообщил ему мантру Кришны, «Клим кришная…». «Ты должен повторять её в течение длительного времени, и тогда твоё сердце очистится». И с этим наставлением, очистить сердце, Брахма начал повторять мантру Кришны. Прошли тысячи, тысячи, и тысячи лет, и вдруг он услышал звук флейты Кришны. Она пропела ему кама-гаятри. Благодаря гаятри он познал славу Кришны и вознес Ему молитвы, которые стали известны как «Брахма-самхита». Мы должны иметь сильную веру в слова гуру, так как без него не можем обрести вечное счастье.
История про Дхруву
Вспомните Дхруву Махараджа. Дхрува был сыном царя, императора всего мира. Когда ему было пять лет, он захотел посидеть на коленях отца. Но царь, из-за страха разгневать вторую, любимую жену, не решился взять ребенка на колени. Мачеха Дхрувы сказала: «Тебе не позволено сидеть на коленях у отца. Ты должен умереть и родиться из моего лона. Только тогда ты сможешь сесть на колени отца, а не иначе».
Он начал громко плакать, очень громко, придя к своей матери.
– Почему ты плачешь? – спросила мать.
– О, мой отец не взял меня на колени.
– Почему ты так сокрушаешься? – спросила она. – Твой Господин – это Хари, Кришна, Верховная Личность Бога. Ты должен постараться угодить Ему! И если Он будет удовлетворен, тогда по Его милости, ты сможешь стать царём всего мира, всей Вселенной.
– О, и где же Он?
В полночь, ничего не сообщив своей матери, пятилетний мальчик покинул дом и отправился в темный лес. Он думал только о том, как угодить своему Господину, Кришне. Если кто-то искренне хочет служить Кришне, встретить Его, получить Его даршан, то Кришна посылает Своего спутника на помощь.
В этот раз Кришна направил к Дхруве Нараду Риши, чтобы ему помочь.
– Я хочу получить даршан Шри Хари и стать императором всего мира, – сказал Дхрува.
Нарада Муни посоветовал ему вернуться домой, так как в лесу много львов и тигров. Но мальчик ответил:
– Я решил добиться своего или умереть. Я должен удовлетворить Хари.
Тогда Нарада дал ему дикша-мантру:
– Повторяй её, и очень скоро ты получишь даршан Шри Хари.
И что же Дхрува стал делать? Слушайте.
(Махарадж просит Пундарика Прабху рассказать.)
Пундарика Прабху: Маленький Дхрува сел повторять мантру, погружаясь глубоко в медитацию. Он сидел на вершине холма, сосредоточив свой ум на трансцендентном звуке, постепенно разрывая одну за другой привязанности к грубой материи. Он питался сухими листьями, пил воду только два раза в день. Затем отказался от пищи и пил только воду, а после прекратил даже дышать и вошел в самадхи.
После шести месяцев глубокой медитации на прекрасную форму Господа этот облик вдруг исчез из его сердца. Он был взволнован. «Что случилось? Я только что созерцал прекрасную форму Господа в сердце, а теперь она исчезла». Дхрува открыл глаза и увидел, что Сам Господь стоит перед ним. Но пятилетний мальчик не знал, как действовать. Шри Нараяна милостиво коснулся раковиной лба Дхрувы. Как только эта раковина коснулась его лба, все знания и заключения всех Вед проявились в его сердце. Узнав все замечательные молитвы, он начал прославлять Господа.
Господь остался доволен и сказал: «Я тобой очень доволен – все твои желания исполнятся». По милости Господа мальчик осознал: то, что было для него желанно, теперь потеряло ценность. Он искал кусок разбитого стекла, а нашел бриллиант. Но поскольку Дхрува совершал аскезы и поклонялся Господу с желанием достичь материального успеха (иметь огромное царство), Господь сказал: «Твоя просьба будет исполнена!»
Жизнь Дхрувы – важный урок для духовной жизни. Преданные должны быть очень осторожны со своими желаниями. Если, несмотря на следование всем составляющим бхакти, в сердце остается стремление обрести материальное счастье, то мы рискуем по милости мантры и процесса преданного служения реализовать наши желания. А это значит, что преданный может не достичь высшей духовной цели – кришна—премы. Произойдет неминуемая задержка духовного развития. А не достигая духовных целей, мы потеряем веру в процесс. Но причина не в самом процессе, а в нашей собственной слабости – мы несерьезно относимся к тому, что отвлекает от высшей цели.
Господь сказал Дхруве: «Я благословляю тебя на исполнение твоего желания, но ты не будешь подвержен влиянию материи благодаря Моей милости. Ты будешь править этим миром 36000 лет, а потом вернешься в Мою особую обитель – Дхрува-локу – и достигнешь бхакти».
Эту звезду, всегда сверкающую и светящуюся, видно в ночном небе.
Таким образом, маленький мальчик, благодаря своей решимости и великой вере в слова своего Гурудева, достиг конечной цели жизни.
Шрила Нараяна Махарадж: Если вы действуете как Дхрува, Кришна Сам направит вам трансцендентного гуру. А почему? Потому что у Дхрувы было желание достичь Кришны. Следовательно, если у вас есть подобное желание, Кришна непременно пошлет возвышенного гуру. Именно поэтому Свамиджи пришел в этот мир, так как было много нуждающихся и искренних в служении Кришне людей, которые хотели быть вечно счастливы. Он пришел сам и прислал меня, чтобы помочь другим.
Если у вас сильное желание достичь Кришны, тогда вы встретите возвышенного гуру. В противном случае, если ваше желание недостаточно сильное, тогда вы получите учителя, лишённого силы, не знающего сиддханты и таттвы. Он будет «падать» много раз, а вы будете воспевать один круг в день, играть в футбол, пить, искать жену или мужа, вместо того, чтобы следовать наставлениям гуру. Каким будет результат? Ни-ка-ким!
Мы должны стараться быть похожими на Дхруву. Медитировать на своего Иштадева, принимать простую пищу.
Нет ничего страшного, если вы будете воспевать всего лишь один круг джапы. Я только прошу вас, не курите, не употребляйте в пищу мяса и спиртного, не вступайте в недозволенные половые отношения. Все это будет мешать вашему духовному развитию. Если вы будете соблюдать четыре регулирующих принципа и воспевать хотя бы один круг, то вы можете получить даршан Кришны и быть счастливыми. Но это очень долгий процесс. Старайтесь быть, по крайней мере, как Рагхунатха дас Госвами. Можете ли вы рассказать о жизни Рагхунатхи даса Госвами?
История о Рагхунатхе дасе Госвами
Враджанатха Прабху: Шрила Рагхунатха дас Госвами явился в этот мир около 500 лет назад. Он был единственным сыном очень богатого землевладельца. Его отец и дядя были известны не только своим богатством, но и благочестием. Все вайшнавы в Навадвипе получали от них средства к существованию. Будучи мальчиком, он общался с великими садху. Благодаря влиянию Харидаса Тхакура и Ядунанданы Ачарьи он развил сильное желание встретиться со Шри Чайтаньей Махапрабху и служить Кришне. Ничто больше его не интересовало.
Рагхунатха потерял покой. Он так жаждал увидеть Шри Чайтанью Махапрабху, что его родители встревожились – а не сошел ли он с ума, и поэтому его отец и мать не стали препятствовать встрече. Проявив особую милость к нему, Шри Чайтанья Махапрабху сказал при первой встрече: «Ты очень скоро обретешь Мои лотосные стопы. А сейчас вернись в семью и веди себя так, как подобает обычному человеку, и не беспокой членов своей семьи. Но в сердце всегда медитируй на Меня и на Кришну. Не будь сумасшедшим. Не ищи Кришну повсюду, будь терпеливым. Твоё желание достичь Кришну скоро осуществится. Кришна все устроит».
Мать и отец Рагхунатхи женили его на красивой девушке, но его сердце и душа остались привязанными узлом любви к лотосным стопам Махапрабху. Его отец как-то сказал: «Теперь наш сын женат на этой красивой девушке, но он все равно стремится уйти и встретиться со Шри Чайтаньей Махапрабху. Что нам делать? Мы не можем связать его и удерживать рядом с собой». Рагхунатха действительно не забывал о Господе ни на минуту. Безумная любовь к Махапрабху гнала его из дому. Он несколько раз бежал, но каждый раз его ловили и возвращали обратно.
Однажды ночью его духовный учитель Ядунандан Ачарья пришел в дом Рагхунатхи и сказал ему: «Пожалуйста, пойдем со мной, у меня есть для тебя служение». Они покинули дом под предлогом того, что ему необходимо заменить в храме пуджари. Дом охраняли много слуг и сторожей, для того, чтобы Рагхунатха не смог никуда уйти. Но отец и дядя доверяли Ядунандане Ачарье, и Рагхунатха мог пойти с ним и вернуться назад.
По дороге в храм Рагхунатха сказал своему духовному учителю: «Гуруджи, я выполню это служение. Возвращайтесь в свой ашрам и не беспокойтесь ни о чем».
Рагхунатха подумал: «О, Кришна такой милосердный. Я быстро доберусь до Пури, где находится Махапрабху». Рагхунатха бежал день и ночь, не думая о еде и сне, и очень скоро достиг лотосных стоп Махапрабху. Махапрабху был так счастлив встрече с Рагхунатхой, что даровал ему особую милость, отдав его на попечение Шри Сварупе Дамодаре.
Это краткая история жизни Рагхунатхи даса Госвами показывает: если мы сможем развить такую же целеустремленность и желание служить Кришне, общаться с чистыми вайшнавами, то наш успех в сознании Кришны будет гарантирован. И поэтому мы должны молиться, чтобы получить эту особую милость. Вот почему наши ачарьи: Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, наш Гурудев, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, ездят на Запад и зажигают наши сердца.
Шрила Гурудев говорил сегодня утром: «У вас нет сильной веры в то, что Кришна защитит и накормит. Вы считаете, что сами кормите и защищаете себя. Кришна кормит весь животный мир и деревья, и им нет необходимости идти на работу, как вам, чтобы накормить тело и семью. Так стоит ли о чем-либо беспокоиться?!»
Вы должны развить твердую убежденность, что предание лотосным стопам сад-гуру и общение с чистыми вайшнавами решат все ваши проблемы, а ваша цель – служить лотосным стопам Божественной Четы.
Настоящий и ложный гуру
Шрила Нараяна Махарадж: Итак, без общения с возвышенными преданными мы не сможем приобрести чистое бхакти. Человек, который сам не опытен в бхакти, должен иметь это осознание. В «Шримад-Бхагаватам» говорится:
тасмад гурум прападйета
джигьясух шрея уттамам
шабде паре ча нишнатам
брахманй упашамашраям
(Ш.-Б., 11.3.21)
«Тот, кто серьезно желает достичь истинного счастья, должен искать истинного духовного учителя и принять у него прибежище при помощи инициации. Квалификация духовного учителя состоит в том, что он должен уметь ясно донести суть писаний, самому следовать им, и благодаря этому иметь силу убеждать других в выводах этих писаний. Таких великих личностей, которые полностью предались Верховному Богу, оставив в стороне все материальные соображения, следует принимать как истинных духовных учителей».
Если человек осознал, что деятельность, которую он совершает, не приносит счастья, то для того, чтобы узнать, как быть счастливым, он должен пойти к чистому, реализовавшему себя преданному, который знает все выводы шастр, контролирует себя и следует тому, что говорит. Этот преданный должен быть сведущ в священных писаниях (сиддханте): Ведах, Упанишадах, «Бхагаватам». И к тому же, он должен иметь реализованное знание о Кришне. Если он является сведущим во всех шастрах, но не имеет реализованного знания о Кришне, он не гуру. Через какое-то время такой человек может «упасть». Если преданный не так хорошо знает шастры, но реализовал знание о Кришне, то он – гуру.
И ещё. Он не должен иметь материальных желаний. Если гуру привязан к мирскому и у него нет духовного опыта, нет знаний о Кришне и нет знаний ведических сиддхант, он не истинный гуру. Общаясь с таким гуру, вы не продвинетесь по пути преданного служения. Если ваш гуру отрешен от мирской суеты и полностью погружен в воспевание и памятование в линии Рупы Госвами или Чайтаньи Махапрабху, имеет большой духовный опыт, осознает Кришна-таттву, майя-таттву, раса-таттву, бхакти-таттву, джива-таттву, его можно считать Бхактиведантой. Только такой гуру может помочь вам обрести истинное вечное счастье. И никто другой.
Если вы инициированы семейным гуру, у которого нет должного отречения от материальных вещей, и он не знает Вед, не имеет реализации, вы осознаете, что он не сможет вам помочь в духовном развитии и что за помощью нужно обратиться к самоосознавшей душе, имеющей все качества квалифицированного гуру: знает сиддханту, постоянно повторяет Святое Имя, памятует о Кришне, отрешен от этого мира. Являетесь ли вы его учеником или нет, он всегда готов помочь и поддержать вас как дикша—гуру или шикша-гуру.
Ученики Бхактиведанты Свамиджи пришли к нему не для того, чтобы заполучить деньги, красивых девушек, богатство, репутацию. Они пришли именно за бхакти и оставили всё ради служения Свамиджи. Вы пришли ради служения Кришне с любовью. Всегда помните об этом. И если кто-то помогает вам в этом, он и есть истинный гуру. Если человек не может помочь вам достичь трансцендентной любви и привязанности к Кришне, то тогда он не гуру. Старайтесь оставить его и обрести общение с возвышенным гуру высокой квалификации. В противном случае вы никогда не будете счастливы и не обретете любви и привязанности к Кришне, то есть, ваша конечная цель не будет достигнута.
В наши дни происходит и такое. Неквалифицированный гуру, не познавший суть Вед, Упанишад, «Бхагавад-гиты», «Шримад Бхагаватам» и не обладающий отрешенностью от материального мира, дает посвящение красивой девушке. Сначала он относится к ней как к дочери, но через некоторое время женится на ней. Это нелепо! Таких людей нельзя считать гуру. Их мгновенно нужно отвергнуть. С таким гуру вы навечно запутаетесь в майе и не сможете развить бхакти даже за тысячи и тысячи рождений.
Если вы получили посвящение от искреннего гуру, немного знающего сидханту, но ещё привязанного к мирским делам, то молите его: «Прабху, позвольте мне общаться с возвышенным преданным». Если ваш гуру позволит, считайте его мадхьяма адхикари, выражайте ему почтение, но не общайтесь с ним. Служите и полностью отдавайте всего себя только этому возвышенному вайшнаву, который будет для вас шикша- или дикша-гуру.
Вот почему Рагхунатха дас Госвами принял прибежище у дикша—гуру Ядхунанды Ачарии, а затем общался с Харидасом Тхакурой, который объединял в себе Брахму и Прахладу. Рагхунатха дас Госвами пошёл в Пури, где Чайтанья Махапрабху передал его на попечение Сварупе Дамодаре. Вспомните, как он практиковал бхакти-йогу? Он отдавал всю свою энергию воспеванию и памятованию. Не позволял себе никаких изысканных блюд, даже не принимал Джаганнатха-прасад. Он промывал испорченный прасад Джаганнатхи, добавлял в него немного соли и принимал совсем немного, только для поддержания жизни. Он спал 24 минуты. Иногда совсем не спал, а только воспевал и памятовал.
Скоро он стал осознавшей себя душой. Когда Чайтанья Махапрабху, Сварупа Дамодара и Гададхара Пандит покинули этот мир, он пошел во Вриндаван на Радха-кунду. Зачем он пришел во Вриндаван? Он решил совершить самоубийство, прыгнуть в Ямуну с горы Говардхан, так как думал, что ничего не осознал. Но Рупа Госвами и Санатана Госвами приняли его как ученика и стали для него шикша-гуру. На Радха-кунде он воспевал и памятовал, весь день и всю ночь, горько рыдая:
хе радхе враджа-девике ча лалите хе нанда-суно кутах
шри-говардхана-калпа-падапа-тале калинди-ванье кутах
гхошантав ити сарвато враджа-пуре кхедаир маха-вихвалау
(Шри Шад-Госвами-аштака)
«О Кришна! О Радха! О Лалита! О Вишакха! Где вы? Я погибаю! Дайте мне даршан, дайте мне служение Вам». Он плакал на Радха-кунде. Он плакал на Говардхане. Он плакал в Нандагаоне. Он плакал в Бхандирване. Он плакал во Вриндаване, у Кеши-гхата и Вамши-вата. И тогда его желание исполнилось. Вы можете так плакать? Хотя бы немного?! Хотя бы чуть-чуть?!
Так что, таков процесс. Без садху-санги невозможно достичь любви и привязанности к Кришне. Вы знаете это? Даже деревья и лианы могут получить милость Кришны через возвышенных преданных и стать уттама-бхагаватами.
Налакувера и Манигрива стали спутниками Кришны благодаря Нараде. Прахлада, будучи сыном могущественного демона, стал уттама маха-бхагавата вайшнавом благодаря Нараде Риши. Вибхишан, брат очень могущественного демона Раваны, общаясь с Хануманом, стал возвышенным преданным. А иначе никак!
Итак, если вы хотите развить сознание Кришны, вам необходимо быть искренними и стараться общаться с чистым преданным – гуру. Только благодаря истинному гуру, вы сможете постичь процесс преданного служения и быстро прогрессировать в бхакти.
История о Бхарате Махарадже
Если у вас есть собака и вы к ней привязаны, то вы всегда будете помнить ее. Возможно, во время смерти вы вспомните ее, и в следующей жизни станете собакой.
Вы знаете историю Бхараты Махараджа? (обращаясь к Мадхаве Махараджу) Расскажи кратко историю Бхараты Махараджа. Вы должны послушать и извлечь из нее урок.
Шрипад Мадхава Махарадж: Великий император Бхарата Махарадж, оставив царство, жену и детей, отправился на берег реки совершать бхаджан. Однажды, совершая бхаджан, он услышал рык тигра и увидел олениху, пытающуюся перепрыгнуть реку. Во время прыжка она разродилась. Оказавшись на другой стороне реки, она глядела то на оленёнка, то на Бхарату Махараджа, словно говорила ему: «Позаботься о моем детеныше».
Олениха погибла. Спасая жизнь оленёнку, Бхарата Махарадж оставил свой бхаджан. Он спас оленёнка и постепенно привязался к нему.
Оленёнок подрос. Порой, когда Бхарата Махарадж совершал бхаджан или повторял гаятри, оленёнок запрыгивал к нему на колени, желая, чтобы тот его приласкал и поиграл с ним. Бхарата Махарадж прекращал бхаджан, гладил и кормил любимца.
Однажды молодой олененок покинул своего спасителя, убежав с другими оленями. Бхарата Махарадж был обеспокоен судьбой приемыша и постоянно думал о нем. Он не мог забыть о своем любимце и в момент смерти. И что же произошло? В следующей жизни он стал оленем.
Кришна в «Бхагавад-гите» сказал:
ям ям вапи смаран бхавам
тьяджатй анте калеварам
там там эваити каунтея
сада тад-бхава-бхавитах
(Б.-г., 8.6)
«О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, оставляя тело, о сын Кунти, этого состояния он и достигнет непременно».
Так как Бхарата Махараджа думал об олене в момент смерти, он и стал оленем. Но он помнил всё из прошлого. Он не жил с оленями в стаде и избегал их. И когда пришло время покидать тело оленя, он молился Господу на человеческом языке. Очередное рождение он получил в теле сына брахмана. Как сын брахмана, он помнил всё из прошлых жизней. Он помнил, что был Бхаратой Махараджем, а потом и оленем. С самого рождения он изображал из себя слабоумного. Его отец хотел обучить его вайшнавскому этикету и обязанностям брахмана. Но он ничему не хотел обучаться и притворялся немым. Когда его отец просил произнести “Ом“, то он повторял “Ахх“. Отец беспокоился о том, кто позаботится о мальчике после его смерти. Пришло время, и отец оставил тело. Сводные брат и сестра не заботились о Джаде Бхарате. Брат заставил его работать в поле.
Однажды группа разбойников поймала одного мальчика, чтобы принести его в жертву богине Кали, но он сумел убежать. Увидев Джаду Бхарату в поле, они схватили его без малейшего сопротивления с его стороны, и унесли. Они накормили похищенного, надели на него красную одежду и поместили перед алтарем Кали. Джада Бхарата был молчалив, спокоен и умиротворен, как все те, кто совершает бхаджан. Разбойники начали предлагать гхи и мантры огню. Как только они были готовы отрезать ему голову для жертвоприношения, сотрясающий звук раздался из божества Бадра Кали. Богиня Кали вышла и мечом отрубила всем разбойникам головы, бросив их в огонь. Затем она подошла к Джаде Бхарате и освободила его. Она сказала с почтением: «О прабху, не обманывай мир, я знаю, что ты великий вайшнав, но другие не догадываются и совершают оскорбления».
Шрила Нараяна Махарадж: Если вы заняты удовлетворением чувств и отдаёте энергию материальным вещам и делам, то во время смерти вы будете помнить о материальном и станете рыбой, собакой…
Вы можете проверить себя, когда повторяете гаятри мантру. Какие мирские желания и вещи приходят вам на ум? Можете ли вы их контролировать? Если же во время смерти вы не сможете контролировать свой ум, то вы вынуждены будете остаться в этом мире страданий. Вы прошли тысячи и миллионы рождений, даже в образе полубогов и богинь, животных, деревьев…
Но теперь, по милости Кришны, вы получили человеческое тело. Оно дано вам исключительно для воспевания, памятования и развития своего сознания Кришны. Он посылает Своих спутников, чтобы помочь вам в этом. Вам нужно принять эту помощь, чтобы прийти к Нему.
Но если вы не будете следовать наставлениям, вы снова можете стать животным. Вам необходимо осознать все эти истины. Я пришёл только для того, чтобы напомнить вам об этом. Не отдавайте всю энергию для поддержания дома и обретения счастья в этом мире. Вы не будете счастливы.
Вам важно повторять определённое количество Святых Имен: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Если вы, хотя бы один раз, произнесете Святое Имя, то Оно поможет вам. Если будете повторять Святые Имена с почтением и уважением, получив посвящение от возвышенного преданного, в обществе чистых преданных, не тратя напрасно время на поддержание жизни, то Кришна устроит вашу жизнь должным образом. Если вы оставите всё материальное, то жизнь будет поддерживаться милостью Кришны. Ни о чем не беспокойтесь и старайтесь развивать сознание Кришны, всегда повторяя: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
садху-санга, садху-санга сарва-шастре кая
лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хая
(Ч.-ч., Мадхья, 22.54)
«Все откровенные писания говорят о том, что даже одно мгновение общения с чистым преданным, вайшнавом, может одарить вас всем совершенством».
Только чистые преданные могут дать любовь к Кришне. Помните об этом. Поменяйте свою жизнь так, чтобы находиться в обществе чистых преданных. Ни отец, ни мать, ни гуру, не обладающий должными качествами, вам не помогут. Вам нужно больше отдавать энергии и времени сознанию Кришны. Если вы работаете ради денег, то вы не будете счастливы. Отдайте всю свою энергию на совершенствование сознания Кришны и воспевание Святых Имен: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Однажды Чайтанья Махапрабху вошел в дом Шриваса Пандита и сказал: «Я знаю, что ты весь день и всю ночь воспеваешь и памятуешь Святые Имена и не поддерживаешь жизнь в теле. Что произойдёт с твоим телом?» В ответ на это Шривас Пандит три раза хлопнул в ладоши. «Что это означает?» – спросил Чайтанья Махапрабху. «Если Кришна ничего не даст, я буду поститься и воспевать весь день, – ответил Шривас. – Если и на второй день ничего не даст, я буду поститься и воспевать. И на третий день также. А на четвёртый день, если Кришна ничего не даст, то я прыгну в Гангу и расстанусь с жизнью».
Тогда Махапрабху сказал: «Возможно, что Лакшми-деви, богиня богатства и удачи, пойдет по миру с протянутой рукой, но Мои преданные никогда не погибнут».
Нитьянанда Прабху сказал:
ятхештам ре бхратах! куру хари-хари дхванам-анишам
тато вах самсарамбудхи-тарана-дайо майи лагет
идам баху-спхотаир-атати ратаян ях прати грихам
бхадже нитьянандам бхаджана-тару-кандам ниравадхи
(Нитьянанда-аштака, стих 5)
«Братья Мои, повторяйте громко: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе. И тогда Я Сам позабочусь о том, чтобы вызволить вас из океана материального бытия».
Так что верьте слову Нитьянанды Прабху. Верьте словам Кришны:
сарва-дхарман паритьяджья
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшаишьями ма шучах
(Б.-г., 18.66)
«Оставь все виды религий и обязанности в этом мире и полностью вручи себя Мне. Я освобожу тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не страшись ничего».
Я очень вам всем благодарен за то, что вы приехали сюда. Я здесь уже 8 дней. Я занят написанием книги, которая выйдет под названием «Брахма-самхита». Вот почему я не мог раньше встретиться с вами. Но я хотел с вами встретиться. Я попросил Вриндавана прабху позвать всех, даже тех, кого я не знаю. Я хочу встретиться с ними и вдохновить их следовать пути бхакти в линии Свамиджи, Бхактиведанты Свами Махараджа, вашего Прабхупады. Я счастлив сегодня. Для этой цели я и пришел – просто, чтобы вдохновить вас.
Я стар. Я хочу находиться всегда во Вриндаване, воспевать и памятовать у стоп Шрилы Говардхана, Радха-кунды, Шьяма-кунды, Вамши-вата. Но, помня об указании нашего Гурудева, Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, моего Гурудева, Шрилы Прабхупады, Шрилы Рупы Госвами, я обязан приехать. Я думаю, вы поможете мне. Вам необходимо повторять, хотя бы один круг. Но старайтесь избавляться от вредных привычек. И тогда вы увидите, что вы по-настоящему счастливы. С вашим здоровьем всё будет хорошо, и вы поймёте, что действительно счастливы.
Гаура-премананде!
Преданные: Харибол!
Перевод с английского: Нандарани даси
Над текстом работали: Кришна Кавирадж дас, Уттара даси
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
30 декабря 2000 года