Уттхана Экадаши — Часть 1

ЭКАДАШИ

Завтра  Уттхана Экадаши, а также день ухода Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа и день явления Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Госвами Махараджа. В этот день заканчивается период, который начался четыре месяца назад с Шаяна Экадаши. Сегодня мы можем прославить праздники, происходившие в это время, подготовиться к этому Экадаши и постараться понять его особенность – тогда мы сможем понять эту врату и махотсав. Завтра же мы будем прославлять Шрилу Гауракишору даса Бабаджи Махараджа.

Во всех шастрах утверждается, что Чатурмасья-врату жизненно важно соблюдать грихастхам, брахмачари и всем душам, независимо от того, в каких телах они воплотились. В «Шримад-Бхагаватам» описана жизнь Бхараты Махараджа. Как он жил? Он соблюдал врату, тапу и повторял джапу, но, чрезмерно привязавшись к олененку, оставил практику. В результате для того, чтобы достичь совершенства, ему пришлось родиться три раза.

Сначала Бхарата Махарадж был садхаком. Потом он родился в теле оленя и провел всю свою жизнь рядом с риши и махариши, оставив тело в Уттхана Экадаши. В Пуранах объясняется, что сразу после этого он родился брахманом по имени Джада Бхарата.

В «Бхагавад-гите» говорится:

прапья пунья-критам локан / ушитва шашватиx самаx

шучинам шриматам гехе / йогабхраштобхиджаяте

(Б.-г., 6.41)

[Если человек преждевременно оставляет путь йоги, он попадает на планеты праведников и после долгих лет счастливой жизни на них рождается в благочестивой и богатой семье.]

А также:

тьяктва сва-дхармам чаранамбуджам харер

бхаджанн апакво ‘тха патет тато яди

ятра ква вабхадрам абхуд амушья ким

ко вартха апто ‘бхаджатам сва-дхарматах

(Ш.-Б., 1.5.17)

«Даже если человек, оставивший свои мирские обязанности ради деятельности в сознании Кришны, впоследствии сойдет с этого пути, не успев довести начатое до конца, что он теряет? С другой стороны, что выигрывает тот, кто занимается мирскими делами, даже если он должным образом выполняет все предписанные ему обязанности?»

Вы пришли ради бхаджана, но, не успев достичь совершенства в нем, можете сойти с этого пути или умереть. В результате непредвиденных обстоятельств вы можете лишиться своего бхаджана! Но не волнуйтесь – на самом деле ваш бхаджан никогда не закончится: в следующей жизни вы примете рождение в хорошей семье и у вас будет возможность находиться в садху-санге. Все будет устроено для того, чтобы вы развивались на пути бхакти.

Кришна также произнес в «Бхагавад-гите»:

нехабхикрама-нашо ’сти / пратьявайо на видьяте

свалпам апй асья дхармасья / траяте махато бхаят

(Б.-г., 2.40)

«Усилия на пути бхакти-йоги никогда не бывают напрасными. Даже небольшое продвижение по нему избавляет человека от страха и величайшей опасности в материальном мире».

Эта шлока дает обусловленным душам надежду. Не переживайте. Даже если вы будете какое-то время следовать санатана-дхарме, а потом поймете, что не можете завершить вашу врату, все равно постепенно вы обретете совершенство.

Однажды я спросил у Шрилы Гурудева:

– Вы даете харинаму этим людям, несмотря на то, что у них столько материальных желаний?

– Ничего страшного. Для них достаточно провести со мной один день и повторять святое имя. В следующей жизни они обязательно будут прогрессировать. Благодаря накопленному сукрити к ним придет помощь, – ответил он.

Некоторые преданные принимают санньясу, но потом оставляют ее. Кто-то выглядит как садху, а через некоторое время радикально меняется. Тем не менее те, кто следует бхагават-дхарме хотя бы один день, час, минуту или секунду, никогда не столкнутся с проблемами и их трансцендентное богатство не потеряется! Все, что вы получите благодаря следованию бхагават-дхарме, в миллионы раз могущественнее мирских благословений. В этом заключается слава санатана-дхармы.

Получив тело брахмана и начав совершать бхаджан, Бхарата Махарадж тщательно соблюдал Чатурмасья-врату. У него не было желания принимать пищу, разговаривать и встречаться с материалистами. Он всегда был умиротворен. Как и Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махарадж, каждый свой день он считал Экадаши. Они никогда не сталкивались с трудностями.

Для садхака каждый день является вратой, он не ограничивает себя одной Чатурмасьей.

Садхаки не ждут, когда закончатся четыре месяца враты, чтобы свободно вести себя, подобно животным – козлу, свинье или собаке. Собака действует по своему желанию: обнюхивает все, что ей попадается, и, если нравится, она это съедает. Если вы не получили какие-либо навыки или не следуете основным правилам и предписаниям после окончания Чатурмасьи, тогда на самом деле вы и не соблюдали ее.

Поэтому представители нашей гуру-варги говорят: «Ваша жизнь – это врата. Она предназначена для практики бхакти-йоги». Сразу после Чатурмасьи, на следующий день, начинается Катьяяни-врата. После нее наступает Макхара Санкранти. Враты сменяют одна другую, но Вайшнав – экантика, он целенаправлен в своей практике.

экантино ясья на канчанартхам
ванчханти йе ваи бхагават-прапаннах
атй-адбхутам тач-чаритам сумангалам
гаянта ананда-самудра-магнах

там акшарам брахма парам парешам
авьяктам адхьятмика-йога-гамьям
атиндриях сукшмам иватидурам
анантам адьям парипурнам иде

(Ш.-Б., 8.3.20–21)

[Чистые преданные, не имеющие иных желаний, кроме желания служить Господу, поклоняются Ему с безоговорочной преданностью и всегда слушают и рассказывают о Его чудесных деяниях, дарующих величайшее благо. Так они непрерывно купаются в океане духовного блаженства. Эти преданные никогда ни о чем не просят Господа. Но я попал в беду и, желая спастись, возношу свои молитвы Верховной Личности Бога – предвечному и незримому Господу, повелителю всех великих душ, таких как Брахма, и доступному лишь тем, кто посвятил себя духовному пути бхакти-йоги. Неосязаемый и неуловимый, Он недоступен для моих органов чувств и непостижим материальным разумом. Он – начало всех начал, Он безграничен и совершенен во всем. Я склоняюсь перед Ним.]

Вайшнавы непрерывно погружены в харинаму и хари-севу. У них близкие отношения с Хари и нет иных желаний, кроме служения Ему. Вся их жизнь – врата. Поэтому целеустремленным (экантика) Вайшнавам не нужно принудительно следовать правилам, предписаниям и этикету, они делают это естественным образом.

Позавчера было Гопаштами, а вчера – Акшая-Навами, день, когда Акрура забрал Кришну в Матхуру. Это самый черный день для всех враджаваси. Сегодня, в Дашами, Кришна убил Камсу, а завтра будет Уттхана Экадаши. В этот день Он совершил парикраму по Матхуре.

Кришна – расо ваи сах. Его привлекает раса-майи бхакти, которая наполнена према-расой, бхакти-расой и враджа-расой. Чтобы вкусить эту расу, Он лично пришел в этот мир и по милости Шримати Радхики встретился со многими Своими преданными, садхана-сиддхами.

Фермер очень счастлив, когда видит, сколько фруктов и цветов вырастает в его саду. Что говорить о фермере, если даже царь рад видеть сочные плоды и распустившиеся цветы. «Мое царство процветает! Садовник заботился о моем саде очень хорошо», – думает он. Подобным образом, в любом месте, куда приходят Вринда-деви и наша гуру-варга, даже в Америке и Англии, они открывают Враджа-паттан, филиалы Враджа-бхуми в этом мире. Даже в аду они открывают центры, и для них это не является проблемой, ибо сердцем они всегда пребывают во Враджа-мандале!

Кришна жаждет вкусить расу, которая наполняет сердце садхака. Эта раса живет только в сердце, растаявшем от упоительного нектара преданного служения.

Итак, Кришна пришел во Враджа-мандалу. Последний праздник перед Чатурмасьей – фестиваль колесниц. В это время враджа-деви и враджаваси приглашают Кришну вернуться во Вриндаван. Они говорят Ему:

аньера хридая-мана, мора мана-вриндавана,

‘мане’ ‘ване’ эка кари’ джани

тахан томара пада-двая, караха яди удая,

табе томара пурна крипа мани

(Ч.-ч., Мадхья, 13.137)

[Пребывая в настроении Шримати Радхарани, Махапрабху сказал:]: «У большинства людей ум и сердце слиты воедино, однако Мой ум никогда не покидает Вриндавана, поэтому Я считаю, что Он един с Вриндаваном. Мой ум и есть Вриндаван, а поскольку Вриндаван очень дорог Тебе, прошу, освяти его прикосновением Своих лотосных стоп. Я сочту это величайшим проявлением Твоей милости».

«Я хочу забрать Тебя во Враджа-мандалу, Враджа-бхуми. Ты пойдешь со Мной?» – зовет Шримати Радхика.

Кришна мечтает пойти. «Я хочу все бросить и убежать во Враджа-мандалу, – размышляет Он. – Но как это сделать? Пятьдесят шесть миллионов членов династии Яду держат Меня в Матхуре под арестом. Ядавы и потомки Вришни не разрешают Мне выходить куда-либо. Как же Я смогу уйти во Враджа-мандалу?»

Видя, в каком затруднительном положении Он находится, враджа-деви успокаивают Его: «Не волнуйся. Скажи им: “Я болен, у Меня нет сил. Мне нужно выйти на прогулку в сад”. Для этого они отпустят Тебя. Мы организуем для Тебя колесницу. Как только Ты сядешь в нее, мы потянем ее во Враджа-мандалу и никогда больше не отпустим Тебя. Тебе нравится такой план? Ты согласен?»

– Полностью.

Кришна попытался взойти на колесницу, но очень стеснялся. Поэтому Он сказал:

– Пусть первым едет Баладева – Он сообщит враджаваси о Моем прибытии!

Но Баладева Прабху отказался:

– Я не поеду. Ты лжец: пообещал враджаваси, что вернешься, но так и не сделал этого. И сейчас Ты говоришь, что поедешь во Вриндаван, а сам поступишь по-другому.

– Я поеду первой, – вмешалась Субхадра, – и при встрече с враджаваси объясню им: «Мой брат не лжец, и я докажу вам это». Я буду на Твоей стороне.

Субхадра – это сама Йогамайя. Субхадрети ити субхадра – она не обычная личность. Субхадра всегда находится между своими братьями.

Итак, ее колесница была готова, и все трое приехали во Враджа-мандалу.

После нескольких дней, проведенных во Враджа-мандале, Джаганнатха не хотел возвращаться обратно, но через девять дней все-таки уехал. По возвращении Он сказал: «Я очень устал, Мне нужен отдых».

– Как долго Ты хочешь отдыхать?

– Четыре месяца.

Не один и не два, а именно четыре месяца.

«Не беспокойте Меня в это время. Не уговаривайте Меня идти в суд. Я снимаю с Себя все обязанности на это время, не буду выносить никакие решения и не буду ходить в Судхарма сабху и любые другие места. Мне нужно только отдохнуть и выспаться».

И Джаганнатха притворился, будто крепко заснул. Вот к таким уловкам Он прибегает! Далее Он приходит на Гуру-пурниму, Гуру-пуджу и пуджу Баладеве Прабху. В первую очередь все поклоняются Баладеве Прабху и Гурудеву. После Гуру-пурнимы наступает Джхулана-ятра. Враджаваси устраивают для Радхи-Кришны прекрасные качели. Кажется, что Кришна спит. Но разве Он на самом деле в Двараке или Матхуре? Нет! Он во Вриндаване, где для Него организована восхитительная Джхулана-ятра.

Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описали эту удивительную джхулана-лилу, игры на качелях, в своих книгах «Говинда-лиламрита» и «Кришна-бхаванамрита» соответственно. Шрила Рупа Госвами в свои последние дни в этом мире объяснил панча-расу, пять дней джхулана-лилы, но в действительности она длится гораздо дольше. Через месяц после Гуру-пурнимы, весной, начинается дола-лила.

Эти игры проявлены в различных местах Враджа-мандалы. Иногда они проходят на Варшане, иногда в Нандаграме, Вриндаване, на Говардхане… Насколько же они прекрасны! Садхаки должны превратить свои сердца в место для игр Радхи-Кришны, поставить качели для Кришны и враджа-деви. Как Он играет с ними? Что делает? Садхак осознает все это в сердце благодаря силе своего бхаджана. Эти удивительные игры невозможно объяснить. После Джхулана-ятры наступает день явления Баладевы Прабху. Баладева-пурнима, Ракша-бандхан, – это огромный праздник! Что такое ракша-бандхан? Все знают, что Баладева Прабху – высший защитник и покровитель. Он защищает не только Враджа-мандалу, но и весь мир. Его последнее воплощение – Ананташеш. Сварупа Дамодара Госвами превосходно описывает воплощения Баладевы Прабху, последним из которых является Ананташеш, в шлоке:

санкаршанах карана-тоя-шайи
гарбхода-шайи ча пайобдхи-шайи
шешаш ча ясьямша-калах са нитья-
нандакхья-рамах шаранам мамасту

[Санкаршана, Шеша-нага и три Вишну (Каранадокашайи, Гарбхадокашайи и Кширадокашайи) – это полные или частичные воплощения Шри Нитьянанды-Рамы. Пусть же Он дарует мне Свое покровительство!]

После этого следует молиться Ему: «О Прабху, Ты все для меня! О Гурудев! О мой дорогой друг и брат, Ты для меня жизнь и душа! Ты мой защитник и покровитель».

Во время Ракша-бандхана следует повязать на руке Баладевы Прабху ракша сутру, а также прославлять Его, вознося молитвы и исполняя бхаджаны. Таким образом нужно молить Его о милости. Где проявляется Баладева Прабху? В сердце садхака. Но если в его сердце нет места для Гуру-пада-падмы, тогда его нельзя назвать садхаком. Очень важно сохранить свое сердце для Гурудева.

Повязав ракхи на руку Баладевы Прабху или Гурудева, преданный молится: «С сегодняшнего дня я Твой. Пожалуйста, прими меня и защити, иначе кто-нибудь схватит меня и уведет далеко от Тебя. Они будут говорить: «Ты моя сестра, ты мой брат, племянник, сын, муж, дядя, отец, мать… Так они свяжут меня этими материальными отношениями».

Люди искусны в том, чтобы обманывать других, но они не могут украсть или обмануть тех, кого благодаря этой ракша-сутре защищают лотосные стопы Баладевы Прабху. Поэтому Ракша-бандхан также празднуют в день явления Баладевы Прабху. На восьмой день после Баладева-пурнимы наступает Шри Кришна Джанмаштами, день явления младшего брата Баладевы Прабху, Шри Кришны. Кришна проявляется в сердцах Его преданных. В Своих играх в этом мире Он явился в темнице, в которую были заключены Васудева и Деваки. Он дал им даршан и убежал. Куда? Во Враджа-мандалу, Враджа-бхуми. Почему Его называют сыном Нанды Махараджа? Он родился из лона Яшоды-деви, приняв ее нежную любовь.

Кришна пьет не только грудное молоко Своей матери – Он пьет грудное молоко всех враджа-деви, чьи сердца переполняет любовь к Нему как к своему сыну. И не только это – Кришна пьет молоко всех коров, которые испытывают к Нему глубокие материнские чувства. Кришна непременно украдет то, что приготовят старшие гопи Враджа. Чтобы вкусить сладость их любви, Он сделает все возможное, лишь бы обмануть их. Через эти игры Кришна провозглашает на весь мир: «Я никогда не отдалюсь от тех, кто помнит обо Мне!»

врадже прасиддхам наванита-чаурам

гопангананам ча дукула-чаурам

анека-джанмарджита-папа-чаурам

чаураграганьям пурушам намами

 

[Я предлагаю поклоны главному среди воров – тому, кто известен во Врадже как воришка масла. Он крадет одежды гопи и у тех, кто принимает у Него прибежище, Он крадет грехи, скопившиеся на протяжении многих жизней.]

Кришна очень необычный вор, ибо Он крадет анартхи, ложное эго и мирские привязанности. Воруя и очищая души, Он таким образом приводит их обратно к Себе, после чего делает их Своими близкими и дорогими, а потом предлагает их враджаваси и враджа-деви, в особенности Шримати Радхарани. После этого Он вкушает нежную любовь тех душ, которые собрал. Таково Его особое настроение.

Как вы знаете, после Джанмаштами следует день явления Шримати Радхарани. После Радхаштами начинается Шарадия раса-пурнима. В это время все находятся под руководством Шримати Радхарани. Кришна не примет никого, кто не принимает Ее прибежище. Такие души Его не привлекут и Он просто-напросто отвергнет их.

Имя Божеств, установленных Шрилой Прабхупадой Сарасвати Тхакуром, – Гандхарвика Гиридхари-Гаура-Виноде пранаджи, а Божеств, установленных Шрилой Парам-гурудевом, – Радха-Винода-бихариджи. Настроение гуру-варги отличается тем, что Кришна непрерывно думает о Шримати Радхарани, из-за чего цвет Его тела, сердце и настроение теряются, Он только и думает: «Радхе Радхе». Тогда в Его сердце входит настроение Своей возлюбленной, Шримати Радхарани. В таком состоянии Он не может больше повторять «Радхе Радхе», лишь непрерывно думает о Самом Себе и повторяет «Кришна Кришна».

Антар кришна, бахир гаура – внутренне Он Кришна, а внешне – Гаура. Он не повторяет никакие другие имена, только «Кришна, Кришна». Шримати Радхарани с большим интересом наблюдает за Ним, а сакхи и манджари думают: «Кто Он? Откуда Он пришел? Что это за личность с золотым цветом тела?»

Теперь сердце Кришны кристально чисто, и Он пребывает в этом мире как Гауранга, Гаурахари. Весь месяц после Шарадия Раса-ятры отмечен многими праздниками, в частности Аннакут-махотсавом, Гопаштами. И сегодня уже наступил день, известный как Дашами, когда Кришна даровал Свой даршан всем ее жителям.

Такие возвышенные личности, как Акрура, Нарада Риши, Шива Тхакур и Брахма, молились Кришне: «Прабху, как долго Ты будешь погружен во враджа-лилу и враджа-расу? Пожалуйста, просыпайся». Как же Кришна отдыхает? Под предлогом отдыха и сна Он погружается в воспоминания об играх с враджаваси, что приносит Ему огромное наслаждение. Покидая Вриндаван, Он проявляет множество воплощений: Дваракадиш, Матхурадиш, Нараяна, Рама, Вамана, Калки и Парашурама. Когда Кришна находится во Враджа-бхуми, Они пребывают в Нем. Они отдыхают и непрерывно пьют нектар, раса алаям, наполняясь которым, оставляют все Свои обязанности.

Кришна пробуждается ото сна (уттхана). После многочисленных просьб Он согласился покинуть Вриндаван, но, думая о нем, Он ужасно страдал и ничего вокруг не вызывало в Нем интереса. Кришна – расо ваи сах, лила-пурушоттама, а Рамачандра – марьяда-пурушоттама. В Его играх на Земле было много свирепых демонов, один из которых похитил Ситу-деви. Даже один прачечник критиковал Раму. Когда его жена поздно вернулась домой, он сказал ей: «Я не Рама, чтобы мириться с твоим поведением. Его жена находилась в доме демона целый год, но Рама принял ее. Ты провела ночь неизвестно где, и я это не потерплю. Я не Рама». Так обычный прачечник оскорблял Раму.

Человеческую природу невозможно изменить собственными усилиями. Люди с незапамятных времен привыкли наслаждаться мирской расой, джада-расой, из-за которой они становятся странными и жестокими, словно демоны. Когда  обусловленные души пьют эту материальную расу, состоящую из гун благости, страсти и невежества, их сердца черствеют. Без ниргуна-расы, бхакти-расы они не изменятся.

Поэтому Кришна, чтобы раздать всем бхакти-расу, приходит в Уттхана Экадаши. Он объявил Брахме, Шиве и другим выдающимся личностям: «Хорошо, Я начну распространять всем эту враджа-расу. Испив ее, каждый станет враджаваси

По желанию Кришны Шрила Гурудев путешествовал по всему миру, раздавая враджа-расу и приводя всех во Враджа-бхуми. Он не давал обусловленным дживам ничто другое, обучал не вайдхи-маргу, пушти-маргу и марьяда-маргу, а только рагануга-бхакти и тому, как стать рупанугой. Чтобы исполнить желание Кришны, Его мано’бхишта, в этот мир пришел Шрила Гурудев.

Пуджьяпад Премананда Прабху

12 ноября 2013 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий