Каждый год после Гаура-пурнимы Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж навещал своих духовных братьев-ачарий, которых глубоко почитал. Он посещал ашрамы Бхакти Бхудевы Шроти Махараджа, Бхакти Шрирупы Сиддханти Махараджа и Бхакти Дживана Джанарданы Махараджа. Вайшнавы собирались вместе и, предложив друг другу поклоны, обсуждали, как в дальнейшем распространять движение Махапрабху. Они делились друг с другом нектаром своих настроений и глубокими реализациями. Хотя все они были членами семьи Махапрабху, каждый обладал своим особым настроением.
Воды таких священных рек, как Ганга, Ямуна, Годавари, Тапти и Нармада, кажутся одинаковыми, но на самом деле каждая река обладает уникальными свойствами. Когда все эти реки сливаются в океан, они теряют свое имя, положение и качества. Вода в океане соленая и непригодная для питья. Подобным образом, даже в рамках одного вероисповедания существует множество ответвлений, и каждое из них имеет индивидуальные особенности. Кришна Сам устроил это, так же как создал разные священные реки.
Ачарья Кешари особенно любил навещать своего духовного брата-ачарью Пуджьяпада Бхакти Ракшака Шридхара Госвами Махараджа. Он ходил к нему со многими учениками и неизменно спрашивал: «Какой нектар вы распространили в этом году? Какие книги и песни вы написали?»
В тот год, когда Шрила Гурудев, Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж и Шрила Бхактиведанта Тривикрама Махарадж приняли санньясу, Ачарья Кешари отправился вместе с ними, а также многими другими санньяси и брахмачари к Пуджьяпаду Шридхару Махараджу, чтобы выразить ему почтение. Ачарья Кешари и Пуджьяпад Шридхар Махарадж поклонились друг другу и обнялись, а потом справились о благополучии друг друга.
Ачарья Кешари представил своих новых санньяси. Пуджьяпад Шридхар Махарадж благословил их, а потом задал вопрос Шриле Бхактиведанте Вамане Махараджу: «Джагад-гуру Шрила Прабхупада первым начал давать санньясу в нашей Гаудия-сампрадае. В шастрах перечисляется сто восемь имен, которые дают санньяси. Имя Вамана – одно из главных среди них. Но кто вы – Вамана дас или Вамана Махарадж? Ваманадев превратился в громадного Тривикраму. Он (указав на Шрилу Тривикраму Махараджа) – Тривикрама дас или Тривикрама Махарадж? Почему санньяси получают титул “Махарадж”?»
Ачарья Кешари, услышав этот вопрос, улыбнулся. Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж дал ясный и обоснованный ответ: «О Вайшнав Тхакур, вы знаете как вопрос, так и ответ. Я отвечу, следуя вашему велению. Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибусь, как учитель поправляет своих учеников. Господь Вамана пришел к царю демонов, Бали Махараджу, ради блага полубогов. Он обратился к Бали Махараджу с невинной просьбой о земле размером в три шага и забрал у него все его благочестие, грехи, собственность, а также его преданность демоническому гуру.
Царю ничего не оставалось, как предаться Господу – и тогда Ваманадев, заботясь о его духовном благополучии, предложил его лотосным стопам изначального гуру, Анантадева.
Предложить души лотосным стопам Шри Гуру возможно, только если в сердце есть любовь. Обязанность Махараджа – приводить всех, кого он встречает, к гуру-варге, избавляя таким образом от нежелательного общения. Личность, связанная с гуру-варгой, это кладезь всех лучших качеств и энергии Бхагавана. Титул “Махарадж” означает махан-рупа-вираджета-шобхети – великая личность, которая покоряет сердца своей любовью и озаряет их чистой преданностью. Махан, великая душа, которая предлагает всех чарана-радже, пыли со стоп махаджан, чистых преданных, является истинным Махараджем. Гуру-варга дарует настоящую санньясу достойным, наделяя их своим могуществом передавать божественную любовь. Кто-то принимает положение ачарьи, великого наставника, а кто-то – положение незначительного слуги. И те и другие действуют от имени гуру-варги и связывают живые существа с их вечным служением».
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж отметил: «Вы объяснили трудную тему, сделав ее доступной для понимания. Золото – очень твердый металл. При нагревании оно плавится, но вскоре снова затвердевает. Однако сожженное в пыль, оно уже не может вернуться в исходное состояние. Эта пыль обладает полезными свойствами и при правильном применении положительно влияет на здоровье. Подобным образом, сокровенные аспекты бхакти чрезвычайно трудны для понимания. Без возвышенных расика Вайшнавов никто не сможет проникнуть в тайны бхакти и понять учение Веданты, Шрути и Смрити».
«Раньше вас звали Сантош. Потом Прабхупада назвал вас Садджан-севак. Теперь Пуджьяпад Кешава Махарадж дал вам имя Вамана – будто вы маленький, но на самом деле вы Тривикрама, очень большой и великий, – пошутил Бхакти Ракшак Махарадж. – С самого начала вы служили во Враджа-паттане, обители враджа-расы, поэтому ваше сердце наполнено расой. Вы продолжите линию Прабхупады и каждого одарите этой расой. Вы – будущее нашей сампрадаи. Я верю, что вы защитите учение нашей гуру-варги. Я очень доволен вами и от всего сердца благословляю вас!»
Затем Пуджьяпад Шридхар Махарадж посмотрел на Шрилу Тривикраму Махараджа и спросил: «Почему санньяси в нашей линии получают имена Нараяны? Неужели мы считаем, что все на самом деле являются Брахманом?»
«В “Нараяна-упанишад” говорится: “смрити нараяно ятха татха – необходимо всегда помнить Нараяну”, – начал свой ответ Шрила Тривикрама Махарадж. – А “Шримад-Бхагаватам” утверждает:
ависмритих кришна-падаравиндайох
кшинотй адхадрани ча шам таноти
саттвасья шуддхим параматма-бхактим
гьянам ча вигьяна-вирага-юктам
(Шримад-Бхагаватам, 12.12.55)
“Памятование лотосных стоп Верховного Господа уничтожает все неблагоприятное и успокаивает ум. Оно очищает сердце и пробуждает преданность Богу, даруя духовное осознание и отречение от мирского”.
Необходимо всегда помнить о Господе. Слушание и воспевание достигаются просто повторением имен Нараяны, что естественным образом ведет к памятованию. Когда человек зовет кого-то по имени Нараяна, он совершает киртан, а все, кто слышит это, – шраван. Поэтому имена Бхагавана благоприятны для всех. Аджамила был полон бесчисленных пороков, но избежал ада и обрел освобождение, поскольку на смертном одре звал своего сына, имя которого было Нараяна. Чтобы занять садхаков в киртане и помочь им всегда помнить о Господе, представители гуру-варги дают своим ученикам имена Бхагавана. Имя Господа и Сам Господь неотличны, поэтому Шри Гуру, нарекая своего ученика именем Бхагавана, предлагает ученика Его лотосным стопам. Это не означает, что, получив имя, ученик становится равным Бхагавану».
– Да, это чистая правда, – ответил Шридхар Госвами Махарадж.
Затем он посмотрел на Шрилу Гурудева:
– А как зовут этого Махараджа?
– Это Бхактиведанта Нараяна Махарадж, – ответил Ачарья Кешари.
– Садджан стал Ваманой, Радханатха – Тривикрамой, а вы так и остались Нараяной… Но вы вышли за пределы Вайкунтхи и обладаете огромным могуществом. Ваш Гурудев возложил на вас большую ответственность, дал вам силу и духовное богатство. Ваша истинная гуру-дакшина – повторять то, чему Гуру Махарадж обучил вас. Итак, расскажите, что вы поняли об особенностях Шрилы Прабхупады и Гаудия Матха. А затем, пожалуйста, пролейте свет на смысл вашего имени, – сказал Шридхар Махарадж.
Шрила Гурудев предложил пранамы Ачарье Кешари, гуру-варге и всем Вайшнавам, а затем произнес:
«Гаудия-вайшнава-парампара пришла в этот мир через Махапрабху, Госвами, а в современную эпоху через Шрилу Бхактивиноду Тхакура и Шрилу Прабхупаду Сарасвати Тхакура. В этом мире многие люди открыли центры и ашрамы Вишну и Нараяны, а лжепроповедники основали свои центры, провозгласив себя Богом. Однако никто не открыл центры для служения сварупа-шакти. Прабхупада Сарасвати Тхакур, благословленный и вдохновленный Рупой Госвами, Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами, Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, Шрилой Гаура-кишорой дасом Бабаджи Махараджем и всей гуру-варгой, установил Гаудия Матх – первый в мире центр, обучающий служению сварупа-шакти, Шримати Радхарани. Слово “Гаудия” относится к последователям Гаури, Радхики. Шрила Прабхупада открыл Гаудия Матх, чтобы научить джив служить Шримати Радхарани, а под Ее руководством – Шри Кришне. Поклонение Брахману не даст настроения служения Кришне, а только разовьет отношение к Нему как к бесформенному существу, лишенному индивидуальных качеств. Только под руководством Шримати Радхарани и враджа-деви возможно обрести настроение служения Кришне. Кришна не может обучить искусству служения Самому Себе. Его возлюбленные преданные одаривают достойных кандидатов сокровищем враджа-бхакти.
Чайтанья Махапрабху пришел вкусить любовь Шримати Радхики и дать возможность стать Ее близкой служанкой. Нитьянанде Прабху, Адвайте Ачарье, Харидасу Тхакуру и многим другим Своим спутникам Он велел привести людей на путь чистой преданности, а Госвами – дать в своих писаниях глубокий анализ враджа-бхакти.
Они исполнили желание Махапрабху, описав славу и особенности враджа-деви, однако спустя время люди исказили эти сокровенные истины и потому деградировали. Прабхупада Сарасвати Тхакур открыл центры, которые назвал Гаудия Матх, чтобы вернуть введенные в заблуждение души на праведный путь и дать им возможность на практике применять учение Госвами. Миссия Гаудия Матха – наделить джив настроением служения враджаваси и враджа-деви».
Затем Шрила Гурудев объяснил особый смысл данного ему имени: «Нараяна в обычном понимании означает имя всесильного Господа, который возлежит в Молочном океане. Из Его пупка вырастает лотос, в стебле которого покоятся четырнадцать планетарных систем. Нараяна – это также Господь Вайкунтхи, той обители, где царят благоговение и почтение. Если же посмотреть глубже, с точки зрения вечного Враджа, Нараяна – это Та, чьи глаза, наяна, подобны нежным лепесткам лотоса, с радужкой, нилимой, голубого цвета. Она носит синюю накидку, нила-васана, и никогда не разлучается со Своим Возлюбленным, ибо Ее ум всегда погружен в мысли о том, как доставить Ему удовольствие. Нараяна способна управлять Верховным Повелителем взглядом из уголков глаз; из сияния ноготков на пальцах Ее стоп проявляются Ее бесчисленные подруги, каждая из которых наделена уникальным настроением. Все живые существа (нара-яна) могут получить прибежище у лотосных стоп этой Верховной Богини, и под Ее искусным руководством совершать в тенистых рощах вечной обители любовное служение Владыке всей сладости. Гуру-пада-падма милостиво объяснил, что мы – вечные служанки Той Нараяны».
Пуджьяпад Шридхар Махарадж был несказанно рад слышать это. «О Нараяна Махарадж, вы особое древо в линии Прабхупады! Благодаря вашим реализациям созреет так много плодов. Тысячи людей, вкушая их медовый нектар, поймут славу Гаудия-парампары».
«Шрила Кешава Махарадж, вы действительно дали им санньясу, – сказал, обратившись к Ачарье Кешари, Пуджьяпад Шридхар Махарадж. – Благодаря этому они крепко связаны с гуру-парампарой, Маяпуром и Навадвипа-дхамой. Вы очень удачливы, Прабхупада подарил вам особые драгоценности. Я несказанно рад встрече с вами. Получить даршан садху не так легко. Безнравственные люди приходят без всякого приглашения, но даршан садху чрезвычайно редок. Поэтому я очень доволен. Мои двери всегда открыты для вас – и не только двери моего храма, но и двери моего сердца. Я хочу, чтобы вы приходили чаще, а если у вас не получится, я сам буду приходить к вам. Находиться в такой возвышенной садху-санге – мое сердечное желание».
Обсудив дальнейшую проповедническую деятельность, великие Вайшнавы с любовью поклонились друг другу.
(Отрывок из книги «Шри Гуру-даршана», первый том)