Васанта-панчами – это первый день васанты, весны. Васанта-панчами, и вообще весна, имеет особое значение для человека, и индусы празднуют этот день с великой пышностью. В этот день люди берут цветы горчицы, пшеницу и ячмень и подносят их Божеству, которому они поклоняются. Взяв барабаны, караталы и другие инструменты, они играют васанта-раги, и так начинается праздник Холи. В эти дни звучит много песен и киртанов, посвященных Шри Радхе и Кришне. В былые времена этот праздник проходил еще пышнее, но сейчас люди изменились. И все же до сих пор он вызывает огромное воодушевление.
В это время года кажется, будто все существа – деревья, лианы, звери, птицы – погружаются в расу. На манговых деревьях появляются бутоны, их клюют кукушки, и манговые рощи оглашаются их кукованием. Деревья и лианы сбрасывают старую листву и покрываются молодыми, нежными листьями. Такое чувство, что они пришли принять участие в васанти-расе Кришны и своим новым нарядом воодушевляют Его. С приходом весны природа разом преображается. Во Врадже с этого самого дня Кришна и гопи начинают васанти-расу. Есть два танца раса: шарадия (осенний) и васанти (весенний).
В Бенгалии в этот день многие поклоняются Сарасвати. Большинство бенгальцев – шакты, они поклоняются шакти, энергии Бхагавана. И Сарасвати, и Дурга берут начало в Радхике, и Вайшнавы считают, что между этими двумя Ее проявлениями нет особой разницы.
Бенгальцы с огромной пышностью поклоняются Сарасвати как богине знаний. Мы же поклоняемся Шуддха-Сарасвати, той, кто направляет дживы к Бхагавану.
Другое проявление Шуддха-Сарасвати – Вималананда-Сарасвати, которая служит ей. Вимала значит «чистая». В своей чистой форме эта энергия дарует ананду Кришне, поэтому ее называют Вималананда-Сарасвати. Она дарует знание каждому во вселенной, и люди всего мира служат ей. Именно Шуддха-Сарасвати дарует нам счастливую возможность слушать чистую хари-катху, и, прежде чем начать слушать о васанти-расе, мы должны выразить почтение Шуддха-Сарасвати.
В разные времена года Кришна наслаждается разными раса-лилами. Среди них шарадия-раса и васанти-раса занимают особое место. Шарадия-расу Кришна начинает, чтобы даровать ананду всем гопи, как нитья-сиддха-гопи, так и садхана-сиддха-гопи. В отличие от нас, Кришна являет Свои деяния и лилы не ради собственного наслаждения. Мы же, что бы ни делали, во всем ищем наслаждение, даже в служении Божеству.
Ради чего мы служим Гуру? Чтобы извлечь из этого какое-то благо, чтобы в будущем обрести наслаждение. Мы совершаем бхаджан, но при этом стремление доставить удовольствие Кришне для нас вторично. Оно должно быть главным, но в обусловленном состоянии мы служим Господу лишь ради собственного успокоения.
Все, что мы делаем для себя, не является бхакти. Постепенно, когда мы научимся каждым своим поступком приносить удовольствие Кришне и Его спутникам, наша деятельность превратится в бхакти. Мы должны все делать исключительно для Кришны, Радхи и Их спутников, тогда это будет шуддха-бхакти.
Отрывок из книги «Нектар Говинда-лилы» Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
Sri Srimad Bhaktivedanta Narayana Goswami Maharaj Vasanti-pancami Hari-katha ki jaya !