Вера и шаранагати (лекция по «Упадешамрите» Прабхупады Сарасвати Тхакура)

Упадешамрита ПРАБХУДЖИ

Чувства – это параферналии в служении Богу

Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур дает нектарные наставления. Если учитель не научит должным образом, не наделит желанием следовать, то практика, к которой нет вкуса, не даст реализаций.

Наставления нашей гуру-варги – это не просто наставления. Наша гуру-варга дает силу, энергию, вкус и желание следовать. Поэтому Прабхупада говорит: “О мои дорогие друзья, не тратьте время на наслаждения чувств. Если вы будете занимать чувства в наслаждениях, то разрушите себя. Подобным образом из сахарного тростника выжимают сок, а потом выбрасывают… Не действуйте в угоду своим чувствам! Чувства – это параферналии в служении Гуру и Кришне”.

Гуру и Кришна – мои благожелатели и помощники.  Если я рядом с Гурудевом, но занят только тем, что наслаждаю свои чувства, “съедаю” их, другими словами, разрушаю, то они оскверняются, становятся бесполезными, ленивыми. Поэтому духовный учитель говорит с самого начала: “Не надо вести себя, как животные. Эти чувства – параферналии для служения Кришне”. Если отдать их Гурудеву, то он мастерски сделает их совершенными и займет в кришна-севе. Тогда можно легко обрести чистое знание, получить гуру-даршан, сварупа-сиддхи и васту-сиддхи. В противном случае невозможно преодолеть привязанности.

Кришна дает наставление: “сарва дхарман паритьяджья – оставь все, мам экам шаранам враджа – приди ко Мне, забудь о своих обязанностях, привязанностях и обо всем остальном, это парадхарма, не свадхарма”. Для свадхармы, служения душе, Господь дал чувства как параферналии. Я ими наслаждаюсь, но это вечно не продлится: они перестануть действовать, станут сухими, как солома, а потом придет много боли и беспокойств. Поэтому будьте сильными, и ваша жизнь станет счастливой и наполненной энергией, уйдут беспокойства и безнадежность. Тогда вы сможете легко понять наставления Чайтаньи Махапрабху и шастр. Бхоги, наслажденцы, лишены здравого смысла: они не в силах ничего понять, поскольку давным-давно уже все потеряли. Поэтому нужно все делать только для своей души, это и есть свадхарма.

Я не растрачу то, что мне дано, не буду ублажать свои чувства и давать их кому-либо. Тогда станет легко следовать наставлениям Чайтаньи Махапрабху и шастр.

Махапрабху с детства учил Своих одноклассников, потом открыл собственную школу. Все ученики и последователи  были очень привязаны к Нему, поскольку Он учил их любви к Господу и Сам проявлял к ним любовь и нежность. Поэтому они не потакали чувствам и не имели привязанностей. Махапрабху учил: “Душа – ану-чайтанья, очень маленькая, сейчас она как семечко. Но если за семечком правильно ухаживать, то оно превратится в росток, который будет продолжать расти, в итоге душа обретет свою сварупу и достигнет сварупа-сиддхи. Тогда станет возможным все использовать в служении своему возлюбленному Господу Кришне”.

Шаги в бхакти: кто я, для чего я и что мне делать

“Я не брахман, не кшатрия, не вайшья и не шудра. Я не мужчина и не женщина, не старый, не молодой, я не из Индии и не с Запада, не мусульманин и не индус”. Такой преданный понимает, что он не санньяси, не брахмачари, не грихастха… Больше никаких желаний и беспокойств. Это и есть освобождение. Иначе человек связан ложной гордыней, у него нет сострадания к дживам, вкуса к харинаме, стремления служить Вайшнавам. Такой человек скуп, он не хочет посвятить свое время и энергию Господу, его единственное желание – ублажать свои чувства. Это большая глупость.

С пониманием “я – гуру дас, кришна дас” придет тринад апи суничена. Тогда преданный поймет суть учения Махапрабху, сердце его переполнится состраданием к дживам, и он начнет им помогать, давать наставления. Он будет вдохновлять джив повторять харинаму, слушать хари-катху, совершать хари-киртан и хари-севу. У него появится сильный вкус к харинама-санкиртане. Он никогда не забудет наму, рупу, гуну, лилу Господа. Он всему будет следовать с большим энтузиазмом.

Третий шаг – вайшнава-сева, бхакта-сева. Уже не думаешь, что будет завтра-послезавтра. Всегда служение Вайшнавам, бхактам, хари-катха, киртан, маха-прасад. Этому учит Махапрабху.

Нама и Нами

Прабхупада говорит, что надо отбросить лицемерие. Сколько мы еще пробудем в этом мире? Что получим, обманывая других? Очень горькие последствия придут. 

Истинное – это только кришна-киртан. Я нама-севак, и нама-сева – мое главное служение. Нама-сева означает нами-сева. Если повторяете наму, но сами далеки от нами, то это неправильное повторение. Повторяя святое имя, будьте рядом с ним, тогда и нами будет рядом с вами.

При воспевании намы я задействую себя в служении нами. Сухая харинама – та, в которой нет веры, что нама неотлична от нами. Если нет вкуса к воспеванию, то оно превращается в аскезу. Такой преданный не может дождаться, когда закончит свои круги, поскольку у него нет отношений с намой и нами.

Повторяя харинаму, я иду в моему возлюбленному Наме Прабху, служу Ему, и Он принимает мою севу. Он будет счастлив и сделает меня счастливым.

“О, я не послужил Ему?” – подумав об этом, преданный тотчас все оставит и станет повторять наму. Это и есть сева. Люди принимают это за выдумки, пустую трату времени. Но духовный учитель учит практиковать именно таким образом, тогда мы не зря родились. Иначе чем человеческая жизнь отличается от жизни животного? Поэтому Господь дает все необходимое для практики: здоровое тело, действующие чувства, благоприятную окружающую обстановку и хорошее общение.

Я служу Гуру, Вайшнавам, но нет вкуса к наме. Это значит, что я не на правильном пути. Я служу им и прошу о чем-то: о счете в банке, о том, чтобы на меня переписали собственность, прославляли перед всеми, чтобы лекции давать хорошие.

Не пытайтесь обмануть садху

На Павана-сароваре жил один последователь Прабхупады Сарасвати Тхакура. Он целыми днями повторял наму, служил Кришне и Вайшнавам. Как-то раз к нему пришел севак. Вайшнав не хотел его принимать, но тот так умолял: “Пожалуйста, проявите сострадание, дайте мне прибежище, научите меня служить Вайшнавам, примите меня, я буду вам следовать”. Вайшнавы очень простые и добрые… Этот преданный согласился и принял его.

Через некоторое время севак стал говорить ему: “Вы уже старый, напишите завещание на меня”. Вайшнав объяснял, что у него нет ни счета в банке, ни собственности.

Тот севак перед Вайшнавом повторял харинаму, ел всего раз в день, жил аскетично. Вайшнав ему говорил, что когда оставит тело, ему и так все перейдет. Но тот не дождался и ночью топором зарубил его, а тело бросил в Павана-саровару. Столько крови было повсюду! Этот севак был находчивым: сказал полиции, что пришли бандиты и убили бабаджи. Но полицейские заметили на его одежде пятна крови. Его побили и посадили в тюрьму. Там он признался, что убил.

Так люди приходят к Гуру и Вайшнавам… Они думают, что попользуются ими, обманут их. Так поступают только демоны.

Приспешники Раваны как-то раз пришли к риши Дандакараньи требовать налог за проживание в лесу, и риши нечем было платить. Им пришлось отдать свою кровь, иначе им бы не дали жить спокойно. В итоге риши прокляли Равану, что эта кровь станет причиной гибели его династии.

Зная, что садху по доброте своей не будут проклинать, люди надеются их обмануть. Но у Бога много глаз. Поэтому скорее они сами обманутся.

Люди живут с маха-бхагаватами, но не меняются из-за своих многочисленных желаний, из-за того, что не отдают свою независимость, не принимают прибежища, не предаются. Думают, что будут обманывать, что они все и вся для гуру.

Кто-то спросил у гуру-севака: “Ты все для Гуру?” – “Да, я забочусь о нем, служу ему, все для него делаю”. – “А Гуру принял тебя?” – “Да, если бы он не принял меня, как бы я все это делал?” – “Так ты как отец, и как мать ему, и он так называет тебя?” – “Да”. – “А называет ли он тебя своим учеником? Если нет, то разве он принял тебя?”

Рама-бхакта Хануман по-настоящему предался, он ничего не знает, кроме рама-севы. Он тринад апи сунич. Хануман выполнит любое желание Рамачандры. Он не строит для себя храм, здания, ему не нужно богатство.

У Рамачандры было много обезьян, шимпанзе и других животных, которые  постоянно служили Ему. Рамачандра их не кормил, не обеспечивал жильем, они жили под деревьями, но не оставляли служения Раме. Кто-то думает: “Я не собираюсь быть обезьяной или шимпанзе! Я человек, мне нужны еда, кров, защита”. Но это все приходит по желанию Господа в процессе гуру-севы. Если же я обманываю других, ворую, контролирую, то буду обманут.

Все, что у меня есть, предназначено для Гуру, Вайшнавов и Бхагавана и служения последователям Господа.

Чайтанья Махапрабху учитслужению Кришне и Вайшнавам. Но если я сам не практикую, но даю наставления другим, то я настоящий обманщик.

апане ачаре кеха, на каре прачара

прачара карена кеха, на карена ачара

‘ачара’, ‘прачара’, намера караха ‘дуи’ карйа

туми сарва-гуру, туми джагатера арйа

(Чайтанья-чаритамрита, Антья, 4.102-103)

Необходимо не только проповедовать, но и практиковать. Кто-то много проповедует, но не практикует. А есть и те, кто только практикуют, но не учат других. Такие люди не только скупые, но и хитрые: они боятся, что те, кого они научат, станут лучше, а они сами потеряют свое положение.

Если у вас есть что-то хорошее – помогайте, учите.

Все, что случается, к лучшему

Как понять, что Господь является нашим благожелателем? Стоит нам  столкнуться с какими-то трудностями, недомоганиями и болезнями, как мы тут же обвиняем Господа в жестокости: “За что мне это наказание? Я ведь следую, а такая напасть случилась”. Трудности необходимы, они закаляют и помогают прогрессировать в бхаджане-садхане. Поэтому порой приходят боль, страдания, окружающие относятся с ненавистью. Все, что приходит, хорошо, сможем быстрее продвигаться. Иначе от простого следования правилам ничего не произойдет.

У бхакт нет кармы, наказаний, прарабдхи, но Господь милостиво оставляет что-то, чтобы мы могли быстро продвигаться по пути бхакти. В трудные времена, бхакты никогда не жалуются и не ищут прибежища у других – они молятся Господу и быстро продвигаются в бхаджане и садхане. Иначе, когда все хорошо, мы начнем меньше воспевать, больше разговаривать с людьми и считать, что это тоже служение Богу. Но так ничего не достигнешь. Поэтому Господь порой устраивает так, что вас трясет. Мирянам не понять замысел Господа. Если приходят препятствия для наслаждения чувств, нельзя прекращать свой садхана-бхаджан.

Больной идет на прием к врачу, и тот дает горькое лекарство. “О, что за бессердечный доктор! Я страдаю от боли… Что за лекарство он мне назначил? Я не могу его принимать!” – негодует он. Но врач знает, что прописывает.

Чайтанья Махапрабху знает, как помочь бхактам. Гуру и Вайшнавами также прекрасно знают, что поможет. Мы не понимаем этого, и понимание придет, когда полностью предадимся и обретем сварупа-сиддхи. Наказание только материалистам обжигает чувства, а в случае с бхактами наказание оборачивается сладостью. Например, если преданный заболеет, то много преданных придет его навестить.

Это все дается, чтобы бхакты прогрессировали. Это не анартхи.

Например, кто-то ругает: “Ах ты, бабаджи, садху, грешник! Нищий, никто тебя не любит”. Господь вдохновляет их: “Больше, больше говорите плохого об этом садху, пусть у него все привязанности уйдут, отношения разорвутся”.

Кто-то живет в храме и сокрушается: “О, никто со мной в храме не разговаривает, конфетку не даст, не обнимет, не поцелует – что за жизнь? Говорят, что я старый и больной, падший…”

Это очень хорошо для духовного прогресса, но только преданные порой не понимают.

Господь милостиво дает вкус к харинаме и к составляющим бхакти.

Когда приходят страдания, трудности в жизни, шаранагата еще больше молится и воспевает, следует составляющим бхакти и шаранагати.

Не надо много времени уделять людям. Они потом только начнут ругать и видеть в вас недостатки. К акинчане, нишкинчане, шаранагате автоматически приходит настроение самопредания, атма-самарпаны.

Вера, как Полярная звезда

Кто такой шаранагата? Это предавшийся преданный. У него нет гордыни. Он понимает, что у него нет никого, кроме Гуру-пада-падмы и Вайшнавов. Это главная черта шаранагаты.

В противном случае можно жить с Гуру и Вайшнавами, но не считать их своими. Общаемся с людьми, они принесут мороженое, печенюшку, десять рупий, и все, мы растаяли – ах, как они добры ко мне!

Мы не думаем о том, что это милость Господа. Наши мысли только о тех, кто нам дал лекарства, если заболели, а зимой – теплую одежду, обувь, шапку. Мы считаем их всем для себя, предаемся им. Нам невдомек, почему они приходят и помогают. А ведь это Господь вдохновляет их нам помочь. Но при этом мы не предаемся Богу.

Самое главное – это шаранагати, атма-самарпана – предание Гуру и Кришне. В таком случае не будет аханкары, ложного эго.

Если я следую по стопам Гуру и Господа, они очень легко дадут наставления. Звезда Дхрувы (Полярная звезда) на небе всегда находится в одном месте. Такой должна быть наша вера: “Гуру и Вайшнавы мои. Хотя в этом мире множество людей, раньше рядом со мной никого не было, и я ни с кем не был рядом”.

Кришна произнес в “Бхагавад-гите”: “Я был раньше, Я присутствую сейчас и буду всегда”. Но мы не понимаем этого. Нужна твердая вера в Кришну, Гуру и Вайшнавов и отношения с ними. Тогда естественным образом придет шаранагати, атма-самарпана, станем нишкинчанаакинчаной.

Гуру и Вайшнавы каждый день заботятся обо мне. Я принадлежу им, а они – мне.  Все, что приходит ко мне – это по желанию Господа. Главное не отдаляться от Гуру и Вайшнавов.

Гуру присутствует вечно: надо служить ему, то есть следовать его наставлениям. Это и есть сева. Даже если вы будете просто пытаться следовать, уже получите милость.

Старайтесь, пытайтесь. У вас есть желание сделать один шаг – сзади подстрахуют. Гуру и Вайшнавы – мои защитники, помощники, настоящие друзья, бандхавы. Но я не понимаю этого – нахожусь рядом с ними, но не следую. Живу на берегу Ганги, но вместо того, чтобы принять там омовение, выпить воды Ганги, выразить ей почтение, я бегу в пустыню.

Люди думают, что им помогут золото и бриллианты. Им не приходит в голову, что по-настоящему поможет маха-прасад.

Есть история про человека, который попросил благословения у Шивы Тхакура – чтобы к чему бы он ни прикасался, все превращалось в золото. Шива Тхакур удивился: “Это  же глупость!” Но тот человек настаивал и в итоге получил желаемое. Стоило ему прикоснуться к чему-то, все становилось золотом. Он прибежал домой и на радостях обнял сына, но тот стал золотом. Вся семья от него убежала. Проголодавшись, он прикоснулся к рису – и рис стал золотом. Стоило ему взять чапати – лепешка превратилась в золото. В итоге он коснулся себя и сам превратился в золото.

Гуру и Вайшнавы не делают меня богатым и популярным, а я расстраиваюсь: “Ох, я не царь и император…” Глупости!

Гурудев как-то спросил одного человека: “Вы стали министром?”

– Да, я теперь министр Индии.

– Но это в Индии вы министр. А любят ли вас за пределами страны или члены противостоящих партий? А Господь вас любит?

– Нет нужды. Я счастлив тем, что я министр.

– Хорошо. Вот только сколько это продлится – пять, десять лет? Когда-то вам придется оставить этот пост.

Люди приходят к Гуру и Вайшнавам в надежде разбогатеть и прославиться. Такое желание показывает, что они очень и очень далеки от Бога.

Прабхупада объяснял, что нужно оставить аньябхилашу (неблагоприятные для бхакти желания) и капату (лицемерие), а для этого необходима анугатья Гуру-пада-падмы. Он захочет – сделает меня царем, президентом, богатым, бедным. Пусть Вайшнавы делают со мной все, что хотят. Сам я ничего не знаю. Я готов стать инструментом в их руках.

Желания подобны болезни. У нас может быть желание служить, но оно независимое, мы не спросили у Гуру и Вайшнавов. Достаточно спросить, и они ответят – делать или нет, не надо много думать. У них доброе сердце. Я не дерево и не камень, у меня есть севонмукха-вритти. Свобода воли – это наше сокровище. Но севонмукха-вритти означает, что я использую все, что у меня есть, в служении Господу. Он мне что-то дает, и все это для служения Ему. Тогда Шри Хари даст даршан и примет то, что я предлагаю, поскольку мое подношение не осквернено.

Например, по дольке яблока дали сапожнику, слуге, ювелиру, а то, что осталось, – Богу. Это будет осквернено, и Господь не примет. Но если отдать сначала Богу, то все будет правильно.

Шаранагати – это очень хорошо

У нас есть свобода воли. Если мы используем ее для того, чтобы исполнить желания Бога, то не будет бхокта-абхимана, настроения наслаждающегося. Тогда получится стать шаранагатой.

Как понять, что я шаранагата? Во-первых, я считаю, что Гуру и Вайшнавы мои. Во-вторых, я слушаю их наставления. Самое первое – это шраванам, то есть слушаю, что мне говорят, и следую. Тогда это шраванам. Если просто слушаю, то это не шаранагати.

Как хорошо Прабхупада Сарасвати Тхакур все объясняет! Иначе появится абхиман, гордыня, и превратитесь в судью. То есть вам дадут наставления, а вы начинаете раздумывать, хорошо ли это для вас или нет. Нет веры, одни сомнения. Такой “судья” послушает и согласится, никогда не скажет “нет”, но ничего делать не будет.

Это баддха-даша, обусловленное состояние души. Обусловленные души, арестованные майей, делают, что им вздумается. Уши есть – но не могут слышать, глаза есть – но не видят. Нет веры, нет шаранагати.

К тем, кто слушает и выполняет, сразу же придут благословения. А другие услышали и еще переспрашивают: “Так что же делать?” Они злятся, когда им что-то указывают: “Почему именно я должен это делать? А как насчет других?” Поэтому и спрашивают: “Что мне делать?” Это не шравана ануграха.

Когда вы слушаете и стараетесь следовать, практиковать, а если не получается, смиренно молитесь о помощи, придет ануграха, милость. Вы получите даршан севьи и севака. В противном случае вы поставите себя на пьедестал, чтобы все вам кланялись, а из Гуру сделаете своего помощника и слугу. Гуру – истинный севак.

Родители все делают для ребенка, пока он маленький, но что будет, если он вырастет и будет приказывать: “Отец, сделай-ка мне массаж! А не придешь, хуже будет!” И это называется уважение к отцу? С Гуру и Вайшнавами, Господом так же. Это не шаранагати. Только безумцы так поступают. Так благословения не придут. К ним не придут ананда-дхарма и бхакти-дхарма, никогда они не будут счастливы. “Почему я несчастен? Вроде практикую”. Потому что вместо того, чтобы уважать Гуру и Вайшнавов, я все время даю им указания: “Устройте для меня то и это”.

“Зима наступила. В храме нет водонагревателя. Я страдаю. Все делаю для храма, а мне даже носки не дадут!” Так возмущенно заявляют о своих потребностях,  будто готовы вытащить меч из ножен и всех порубить.

Карта-абхиман. Независимые желания подобны гангрене. Внутри много боли и гноя, потому кричишь от боли и становишься безумцем. В результате все теряешь.

Шаранагати проявляется в следующем. Я что-то сделал не так, но Гуру и Вайшнавы меня поправят. Я смиренно попрошу их о помощи: “Пожалуйста, помогите мне. У меня нет иных благожелателей, кроме вас. Все, что вы говорите, мне во благо. Я буду стараться следовать, только помогите мне”.

Почему бы не предаться полностью? Почему мы не ждем милости Господа, Гуру и Вайшнавов?

Прабхупада говорит, что шаранагати – это очень хорошо, но проблема в том, что у нас нет веры. Сейчас мы такие нишкинчаны и акинчаны, мы служим, но сами задумываемся: а что будет в старости? Мы много всего слышали, но ничему не верим.

Нам советуют копить деньги, иначе кто о нас позаботится на старости лет. И мы соглашаемся: “Да, надо начать откладывать”. В этот день яд войдет в нас и начнет работать.

Рупа и Санатана – нишкинчаны и акинчаны. Они приходили 500 лет назад. Сейчас тоже много нишкинчана-акинчана садху. Кто о них заботится? Смотрите, мы не работаем, не трудимся тяжело, но приходят еда, помощь, одежда. Так значит, если сегодня о нас заботятся, то и завтра не оставят. Но мы не верим и не предаемся, и это наша главная болезнь. Если ее не вылечить, то не получится развиваться.

Пуджьяпад Премананда Прабху

27 декабря 2022 года, утро

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий