25 мая 2003 года, Сан-Франциско

Харе Кришна, дорогие читатели! В этот священный месяц Картика мы, уповая на милость нашего возлюбленного Гурупада-падмы, начинаем новый проект – цикл лекций Шрилы Гурудева по “Шри Брихад-бхагаватамрите”, написанной Шрилой Санатаной Госвами.

Это писание делится на две части – Пурва-кханда и Уттара-кханда. Первая часть также носит название “Шри Бхагават-крипа-сара-нирдхарана кханда” (Постижение сути милости Господа), а вторая – “Шри Голока-махатмья-нирупана кханда” (Постижение славы Голоки).

Известно, что “Шримад-Бхагаватам” – это суть всех писаний. Когда был вспахтан бездонный океан “Бхагаватам”, проявилась “Шри Брихад-бхагаватамрита”.  В ней раскрываются все темы, касающиеся преданного служения Бхагавану.

Повествование основано на беседе между Шри Парикшитом и его матерью Уттарой. После того, как Шри Парикшит услышал из уст Шри Шукадевы Госвами “Шримад-Бхагаватам”, и до того момента, как его укусил летающий змей Такшака, Шри Уттара-деви попросила своего сына: “О мой дорогой сын, пожалуйста, поведай мне простым, очень понятным языком суть того, что ты услышал от Шри Шукадевы Госвами”. “Шри Брихад-бхагаватамрита” начинается с этого вопроса.

Нарада 1Так, постепенно Парикшит Махарадж раскрыл своей матери сокровенные истины бхакти, рассказав историю о том, как Нарада Муни искал самого великого восприемника милости Шри Кришны. Свой поиск Нарада начал с Брахмы и Шивы, потом отправился к Прахладе, от него к Хануману, затем к Арджуне – и так он добрался до того возвышенного преданного, на которого Шри Кришна пролил больше всего милости, – Уддхаваджи.  В разговоре с Нарадой Муни Уддхава, Рохини и другие вечные спутники Шри Кришны показали, что на самом деле самые великие преданные – это гопи, именно их любовь самая чистая и бескорыстная.

В 1991 году Шрила Гурудев уже давал лекции на хинди по “Шри Брихад-бхагаватамрите”, в них вкратце изложена суть второй части книги, где Шрила Санатана Госвами описал путешествие пастушка Гопы-кумара, которое началось на этой планете Земля и продолжилось на райских планетах, Брахмалоке, Шивалоке, Вайкунтхе, Айодхье, Двараке, Матхуре и Голоке. В конечном итоге на Голоке Гопа-кумар осознал свое вечное положение в лилах Кришны в сакхья-расе.

Сам Шрила Гурудев объяснил в одной из лекций: “Для нас Санатана Госвами является воплощением Шри Вьясадевы, ибо он написал комментарий к “Бхагаватам” и даровал всему миру драгоценное сокровище “Шри Брихад-бхагаватамриты”. Эта книга легла в основу произведений всех последующих ачарий, начиная со Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, другими словами, все остальные книги Госвами проявились исключительно из этой книги” (из лекции “Истинное значение Вьяса-пуджи”, Матхура, 16 июля 2008 г.).

Лекции, которые мы будем в дальнейшем публиковать, были прочитаны в 2003 году, в Матхуре и Вриндаване. В них повествуется о событиях, разворачивающихся в первой части книги. Однако для начала мы представляем вам лекцию, предваряющую это глубокое погружение в произведение Шрилы Санатаны Госвами.

 

В надежде на служение  Шри, Гуру и Вайшнавам,

команда bhaktabandhav.com/ru

 

Какую кришна-прему мы хотим? Как у Ханумана? Или Пандавов? А может, как у Уддхавы?  Мы не отвергаем их прему, мы предлагаем ей пранамы. Но мы не хотим ее. Чего же мы желаем? Служить Кришне, как Шримати Радхика служит Ему? Нет. Этой преме мы тоже предлагаем многочисленные пранамы. Наша цель – служить этой преме, мы не хотим ее для себя. Мы желаем служить Шримати Радхике и Шри Кришне, как Шрила Рупа Госвами и Шри Рупа Манджари.

Как служит Шри Рупа Манджари?

 

тамбуларпана-пада-мардана-пайоданабхисарадибхир

вриндаранья-махешварим приятая яс тошаянти приях

прана-прештха-сакхи-кулад апи кила санкочита бхумиках

кели-бхумишу рупа манджари-мукхас та дасиках самшрайе

 (Враджа-виласа-става, 38)

 

«Я принимаю прибежище у Рупы Манджари и других служанок, которые дороги сердцу царицы Вриндавана Шримати Радхики. Они доставляют Ей необычайное удовольствие, с любовью предлагая тамбулу, массируя Ее лотосные стопы, принося воду и устраивая Ее свидания с Кришной. В отличие от прана-прештха-сакхи, возглавляемых Лалитой и Вишакхой, которые дороги Ей, как сама жизнь, они безо всякого смущения могут войти туда, где Божественная Чета наслаждается Своими сокровенными развлечениями».

 

Такое служение – высшее положение для дживы, ее совершенство. Осознайте это и не тратьте время на чувственные наслаждения. Постарайтесь поддерживать себя, но пусть главной целью вашей жизни будет обретение такого служения.

Арджуна сокрушается

Мы обсудили различные уровни преданных вплоть до Пандавов. Пандавы – это сердечные друзья Кришны, а Сам Кришна – их слуга. Что говорить о служении им – Кришна даже чистил их лошадей и делал им массаж! Кунти была Кришне как мама, Юдхиштхира – как отец и старший брат, а Бхима – как брат и друг.

Дружба Кришны с Арджуной была еще более крепкой, чем с Бхимой, хотя у Арджуны тоже иногда было настроение благоговения и почтения к Нему. Еще более близка Кришне  Драупади, она – Его сакхи. Попытайтесь понять это.

Арджуна в разговоре с Нарадой Риши объяснил, что он и другие Пандавы на самом деле очень неудачливы.

«Кришна обучает нас «Гите», – сказал он. – Он учит нас быть шаранагата, предавшимися душами, но мы-то Его близкие спутники, Его друзья… Я не могу сказать, сколько жизней назад мы предались Ему.

А как стыдно нам становится, когда Кришна служит нам! Иногда Он делает это вопреки нашему желанию. Однажды Он стал моим колесничим и даже мыл моих лошадей и делал им массаж. Зачем Он это сделал? Не ради меня – это просто была часть Его плана по убийству демонов.

Я не хотел убивать Бхишму-питамаху, Дроначарью и других старших, которых я очень почитал, но я был вынужден сделать это. Я сказал Кришне, что не могу воевать с Дроной и Бхишмой-питамахой, потому что они мои гуру. И все же Кришна вынудил меня убить их. Как же больно мне было! Бхишма – возвышенный бхакта, и убить его значит взять на себя большой грех.

Потом я сказал Кришне: “Ты известен как Мадхусудана, убийца демона Мадху, а не ‘убийца гуру’ ”. Нельзя убивать своего гуру, ведь по своему положению гуру даже выше, чем отец. Однако Кришна неоднократно принуждал меня стрелять в моих учителей.

На самом деле Он не служил нам, мы не близки и не дороги Ему. Почему Кришна пришел в этот мир? Чтобы защитить всю вселенную, помочь полубогам и уничтожить демонов. Это единственная причина.

О Нарада! Если ты действительно хочешь увидеть того, кто обладает возвышенной любовью к Кришне, лети в Двараку и разыщи Уддхаву».

Особые качества Уддхавы

 Кто такой Уддхава?

шри шука увача

вришнинам праваро мантри

кришнасья дайитах сакха

шишьо брихаспатех сакшад

уддхаво буддхи-саттамах

(Ш.-Б., 10.46.1)

 

[Шукадева Госвами произнес:] «Разумнейший Уддхава был лучшим советником в династии Вришни, близким другом Шри Кришны и учеником самого Брихаспати».

 

Сам Кришна сказал Уддхаве:

на татха ме приятама

атма-йонир на шанкарах

на ча санкаршано на шрир

наиватма ча ятха бхаван

(Ш.-Б., 11.14.15)

«Уддхава, Ты самый дорогой Мне. Мой сын Брахма, Шанкара, который неотличен от Меня, Мой брат Санкаршана, богиня удачи Шри Лакшми и даже Моя собственная жизнь не так дороги Мне, как ты. Ты самый близкий Мне».

 

Кришна также признался: «Не думайте, что Уддхава даже чуточку ниже, чем я. Он такой же, как Я, а в чем-то даже более велик».

Таково возвышенное положение Уддхавы.

Покинув Арджуну, Нарада поспешил в Двараку, чтобы встретиться с Уддхавой. Он прославил Уддхаву, но Уддхава возразил: «Не говори так. Я знаю, что дорог Кришне и очень предан Ему, но и царицы тоже очень дороги Ему. Рукмини Он однажды отдал цветок париджата, а для Сатьябхамы украл из рая целое дерево париджата и посадил его в ее дворе».

История цветка париджата

 Как-то раз Кришна сидел в окружении Своих жен в Двараке – все 16 108 цариц были там, включая Рукмини и Сатьябхаму. В это время пришел Нарада, держа в руке цветок париджата, что растет только в раю.

– Пожалуйста, отдай этот цветок Своей самой любимой царице, – сказал он Кришне.

«Нарада очень хитер, – подумал Кришна, – он хочет поставить меня в затруднительное положение. Если Я дам этот цветок Рукмини, Сатьябхама и другие царицы разгневаются, и понадобятся великие усилия, чтобы успокоить их. Если же я вручу его Сатьябхаме, тогда Рукмини будет ревновать»?.

Нарада прервал поток Его мыслей:

– Не мешкай. У меня еще есть срочные дела, которые надо закончить. Пожалуйста, отдай цветок одной из Своих цариц при мне прямо сейчас.

Кришна размышлял, что же Ему делать, а Нарада настаивал, и Кришна, закрыв глаза … отдал цветок Рукмини. Он подумал, что если Его глаза будут закрыты, другие царицы не смогут обвинить Его в том, что Он намеренно выбрал Рукмини. Тут же Сатьябхама, тяжело дыша, словно змея, убежала в свой дворец. Она сорвала с себя наряд и все украшения, оделась в старую, рваную и грязную одежду и, плача, удалилась в свою комнату гнева (коп-бхаван).

Цари специально строят комнаты гнева для своих жен. Если царица уединяется там, царь знает, что ему нужно успокоить ее. И теперь Сатьябхама удалилась в свой коп-бхаван и принялась громко рыдать. Многие служанки пришли утешить ее – чтобы Кришна знал, что совершил великую ошибку.

Придя в коп-бхаван, Кришна приблизился к Сатьябхаме и нежно коснулся ее Своей рукой, но она тут же оттолкнула Его.

– Сейчас же убирайся отсюда, – сказала она  с горечью. – Возвращайся к Своей дражайшей царице. Ты лжец! Ты перед всем собранием поднял меня на смех и опозорил.

И она начала плакать еще сильнее.

– Послушай, Я дал только один цветок париджата Рукмини, а ты так расстроилась. Я же принесу тебе целое дерево париджата с райских планет и посажу в твоем дворе! – воскликнул Кришна.

– Ты не смог дать мне даже цветочка, а теперь говоришь о целом дереве.

– Пойдем со Мной, – сказал Кришна.

После того как Сатьябхама умылась и оделась в царские одежды, Он призвал Гаруду и, сев на его спину, они вдвоем отправились на райские планеты. Там Кришна воевал с Индрой и полубогами и победил их. Он вырвал с корнем дерево париджата и посадил во дворе Сатьябхамы.

Увидев это, Рукмини огорчилась, однако перед всеми царицами не подала виду. Тогда Кришна произнес:

– Смотри, Сатьябхама! Рукмини Я дал всего лишь цветок, а ты разгневалась. Теперь я посадил у тебя во дворе целое дерево. Рукмини видела это, но никак не отреагировала. Можешь ли ты, наконец, извлечь из этого какой-то урок?

Прославленные Ядавы

 Уддхава продолжал говорить Нараде Риши:

«Победив полубогов, Кришна отобрал еще и Судхарма-сабху, их знаменитый райский дворец собраний, и вернулся с ним. Почему? Он знал, что полубоги возомнили себя повелителями вселенной. Дабы разрушить их ложную гордость, Он украл Судхарма-сабху и принес ее в Двараку. Только взгляни, как Кришна там служит Ядавам!

Также ты должен знать, что Кришна возвел на трон императора Уграсену, отца Камсы. Он сказал ему: “Я твой слуга. Пожалуйста, прикажи Мне – и Я соберу для тебя налог со всей вселенной. Ни о чем не беспокойся”. Так Кришна стал его слугой.

Санкаршана, сын Васудевы Махараджа и Рохини, это родной брат Кришны. У Кришны от каждой царицы по десять сыновей и одной дочери [т.е. 177 188 детей]. У них есть еще свои дети, так что у Кришны очень много и внуков. Все они – Его кровные родственники, сваджана. Пандавы для Кришны как братья, но они не связаны с Ним родственными узами, как Ядавы. Как же прославлены все члены династии Яду, жители Двараки!»

Уддхава признался Нараде:

– Мы действительно преданы Кришне и очень дороги Ему. Я принимаю, что Кришна считает меня Своим советником, другом, слугой и т.д., и все же я скорблю.

– О чем же ты сокрушаешься? – спросил Нарада.

– Я очень гордился тем, что служил Кришне, как только мог, но моя гордость была сломлена, когда я пришел во Вриндаван и узрел славу гопи. Их любовь велика, как гора Эверест, и глубока, как Тихий океан. Эта любовь безгранична (ананта), она не поддается измерению. Если ты хочешь воочию увидеть славу Враджаваси, тогда отправляйся во Врадж.

Благословенная земля Враджа

 Господь Брахма провозглашает:

 

ахо бхагьям ахо бхагьям

нанда-гопа-враджаукасам

ян-митрам параманандам

пурнам брахма санатанам

(Ш.-Б., 10.14.32)

 

«Насколько же удачливы Нанда Махарадж, мама Яшода, все гопы и гопи Враджа! Их удача не знает границ, ибо Шри Кришна – Абсолютная Истина, источник трансцендентного блаженства, вечный Верховный Брахман, стал их другом».

 

Пурна-брахма-санатана Кришна – высший авторитет, Бог богов. Ему нет равных и Он всемогущ и сладостен. Он может в одну секунду разрушить всю вселенную, а потом создать миллионы других. И этот самый Кришна желает служить гопи. Во Врадже Он самый дорогой друг для каждого.

 

Уддхава возносит молитвы:

 

этах парам тану-бхрито бхуви гопа-вадхво

говинда эва никхилатмани рудха-бхавах

ванчханти яд бхава-бхийо мунайо ваям ча

ким брахма-джанмабхир ананта-катха-расасья

(Ш.-Б., 10.47.58)

 

«Гопи обладают рудха-бхавой[1] исключительно к Шри Кришне, душе всего живого. Они находятся на вершине кришна-премы, и поэтому их жизнь совершенна. Об этой бхаве молятся не только те, кто из страха жаждет освобождения от материального бытия, но также и великие махапуруши и такие преданные, как мы. Однако никто не способен ее обрести. Тот, кто глубоко погружен в сладостные повествования о Шри Кришне (хари-катху), не нуждается ни в одном из трех видов рождений: зачатия от семени, рождения при получении брахманского шнура или в результате жертвоприношения. Но какой толк рождаться вновь и вновь миллионы лет, пусть даже в теле Брахмы, не имея вкуса к хари-катхе

 

В этом мире земля Гокулы – самая благословенная. Почему? Здесь живут гопи, которые достигли совершенства благодаря чистой любви к Шри Говинде. Без них эта земля не была бы столь прославлена. Шри Говинда, поддерживающий все вселенные, жизнь и душа враджавасигопов, гопи, телят и коров. Хотя Шри Говинда живет на Голоке Вриндаване, Он также поддерживает и питает всех существ во всех частях Своего творения. Поэтому Уддхава молился: «Я сам, те, кто страшится материального существования, а также многие риши и муни – все страстно желают служить Кришне так, как служат гопи. У нас нет желания принять рождение в брахманической династии или даже стать самим Брахмой. Те, кто пьет нектар повествований о сладостных играх Кришны, не желают этого».

Уддхава плачет

асам ахо чарана-рену джушам ахам сьям

вриндаване ким апи гулма-латаушадхинам

йа дустьяджам сва-джанам арья-патхам ча хитва

бхеджур мукунда-падавим шрутибхир вимригьям

(Ш.-Б.,10.47.61)

 

«Враджадеви ради лотосных стоп Шри Кришны оставили то, от чего так трудно отказаться: детей, родственников, социальные и религиозные принципы. Этот путь према-бхакти является единственной целью всех Шрути и Упанишад. Я молюсь, чтобы родиться кустиком, лианой или травинкой во Вриндаване – тогда я смогу непрерывно  омываться в трансцендентной пыли с лотосных стоп гопи».

 

Почему Уддхава желал стать кустиком или травинкой во Вриндаване? Он молился: «Когда гопи по дороге на встречу с Кришной коснутся своими стопами этой травы, моя жизнь достигнет успеха. Насколько же высоко положение гопи и как велика их любовь к Кришне! Можно ли это сравнить с моей любовью?»

 

йа ваи шриярчитам аджадибхир апта-камаир

йогешвараир апи яд атмани раса-гоштхьям

кришнасья тад бхагаватах чаранаравиндам

ньястам станешу виджахух парирабхья тапам

(Ш.-Б., 10.47.62)

«Брахма, Шанкара и остальные полубоги поклоняются лотосным стопам Лакшми, в то время как сама Лакшми совершает аскезы, чтобы обрести служение Кришне. В своей медитации она служит Его лотосным стопам. Все самоудовлетворенные риши и великие йоги, обладающие мистическими силами, могут поклоняться Кришне только в медитации. Однако во время танца раса Господь Кришна поместил Свои стопы на грудь гопи, и, обнимая эти стопы, гопи забыли все свои печали».

 

Лакшми, стопам которой поклоняются  Брахма, Шанкара и все другие полубоги, совершает аскезы, чтобы обрести служение Кришне, но все ее усилия бесполезны. Она хочет служить Кришне и войти в раса-лилу, но Кришна не принял ее[2].

 

Продолжая, Уддхава начал плакать:

 

ванде нанда-враджа-стринам

пада-ренум абхикшнашах

ясам хари-катходгитам

пунати бхувана-траям

(Ш.-Б., 10.47.63)

 

«Вновь и вновь я предлагаю молитвы пыли с лотосных стоп девушек из деревни Махараджа Нанды. Эта исполненная чувства разлуки хари-катха, украшающая уста гопи, очищает все три мира».

 

Постепенно мы приближаемся к цели нашей садханы. Я знаю, что сейчас вы не можете это понять, но мы обсуждаем это, чтобы у вас возникло хотя бы какое-то стремление обрести это сокровище. Уддхава говорит здесь: «О гопи, я хочу стать одной пылинкой на ваших лотосных стопах – большей удачи мне не вынести. Среди несметного числа гопи  Уддхава в сердце выбрал одну – Шримати Радхику. Он желал только одной пылинки с Ее стоп.

Постепенно наша тема становится все более возвышенной…

Уддхава молился гопи:

 

сарватма-бхаво ‘дхикрито

бхаватинам адхокшадже

вирахена маха-бхага

махан ме ‘нуграхах критах

(Ш.-Б., 10.47.27)

«О прославленные гопи! Своей бескорыстной любовью вы совершенно покорили трансцендентного Господа. Вы пролили на меня великую милость, показав глубину своей любви к Нему в разлуке».

 

Он говорит: «О гопи, вы полностью завоевали и покорили Кришну. Он Себе не принадлежит – теперь Он полностью ваш. Я не могу  передать Ему ваши слова, наполненные разлукой. Услышав это, Он может даже умереть! У меня нет такого настроения. Вы маха-бхага, самые удачливые. Вы выше Юдхиштхиры, меня и даже Гирираджа-Говардхана. Вы пролили на меня столько милости, но я очень неудачлив, ибо неспособен принять этот дар».

После этих слов Уддхава не смог больше сдерживать себя и заплакал.

Вершина бескорыстного служения

 Слушая, как Рохини прославляет враджаваси, старая Падмавати, мать злодея Камсы,  покачала головой: «Увы! Эти безжалостные пастухи очень жестоки. Они заставляли Кришну каждый день с раннего детства пасти их коров. Они ни разу не дали Ему даже обувь или зонтик, защищающий от палящего солнца. Они никогда даже не кормили Его!»

Рохини резко ответила на это:

 

«О Падме, ты совсем не знаешь славы гопи! Ты бессовестная, у тебя вообще нет сердца. Вот как раз ты и жестокая. Ты говоришь так, потому что ничего не знаешь о любви и преданности.

Великие несчастья сыпались на Врадж одно за другим. Множество демонов, например, Путана, Агхасура, Бакасура и Кеши, с рождением Кришны стали приходить во Врадж, причиняя огромные беспокойства и страдания враджаваси. Однако враджаваси никогда не обвиняли в этом Кришну. Они делали все, движимые любовью к Нему, только для Его счастья. Любовь враджаваси уникальна, им нет равных в этом мире.

Индра, желая уничтожить Врадж, наслал проливные дожди и молнии. Затем деревья-близнецы арджуна чуть не раздавили Кришну. Каждый раз гопи желали только одного – благополучия Кришны. Они  произносили такие мантры, как «мангалам бхавату» и «кальянам бхавату» – «Пусть все благоприятное снизойдет на Тебя!» Что бы они ни делали, будь то поклонение Гирираджу-Говардхану, Нараяне или какому-то другому божеству, они молились: «О Нараяна, пожалуйста, защити Кришну от беды».

Преданность, которой обладают гопи и враджаваси по отношению к Кришне, очень возвышенна. Как же прославлены гопи! Сам Кришна признался им: “На парайе ‘хам ниравадья-самьюджам – дорогие гопи, Я никогда не смогу отплатить вам. Я не могу оставить ни одного из Своих преданных, даже садхаку в этом мире, в то время как вы оставили своих отцов, матерей, сестер, богатство, репутацию и мирскую дхарму. Неспособный на это, Я навеки в неоплатном долгу перед вами. Я молюсь, чтобы вы были милостивы ко Мне – пусть же ваши славные деяния и будут вам вознаграждением. Только так Я могу отдать вам долг”».

Победа Шри Радхи

 И кто же из всех самый прославленный?

 

вамши каран нипатитам скхалитам шикхандам

бхраштам ча пита-васанам враджа-раджа-сунох

йасьях катакша-шара-гхата-вимурччхитасья

там радхикам паричарами када расена

(Шри Радха-раса-судха-нидхи, 39)

«О, когда же я испытаю блаженство служения Шримати Кишориджи? Сраженный в самое сердце отточенной стрелой Ее взгляда из уголков глаз, Шри Нанда-нандана лишается чувств и роняет флейту. Павлиньи перья, венчавшие Его голову, падают, а желтая накидка, украшавшая плечи, соскальзывает на землю».

 

Шри Прабходананда Сарасвати наглядно показал, что среди всех гопов и гопи самая выдающаяся – Шримати Радхика. Он объяснил здесь: вамши каран нипатитах – когда Кришна идет пасти коров, Радхика бросает на Него взгляд из краешков глаз, который пронзает Его, словно стрела. Он сражен в Самое сердце, и вамши тут же падает из Его рук…

Брахма и все живые существа, которых он создал, были очарованы флейтой Кришны.  Услышав этот сладостный звук, гопи тут же оставили служение своим мужьям и все дела на кухне. Их чапати сгорели, а молоко убежало, но они оставили все свои обязанности. Та самая вамши, которой Кришна покоряет всех гопи, теперь выпала из Его рук, потому что Кришна был сражен подобным стреле взглядом Шримати Радхики, брошенным из уголков глаз.

Скхалитам шикхандам – днем и ночью Кришна носит с Собой вамши, и павлинье перо всегда украшает Его волосы. Однако от брошенного украдкой взгляда Шримати Радхики Кришна покачнулся. Его павлинье перо упало к стопам Шри Радхи, а пита-васанам –  желтый чадар соскользнул с плеч. Ясьях катакша-сара-гхата-вимурччхитасья – и Кришна потерял сознание. Когда же Радхика прольет на меня Свою милость, чтобы я смог служить Ей с расой? Какой расой? Премой, снехой, маном, пранаей, рагой, анурагой и т.д.

Непревзойденное положение манджари

 Что говорить о Радхике, когда Кришна падает к стопам даже Ее кинкари, служанок:

 

ят-кинкаришу бахушах кхалу каку-вани

нитьям парасья пурушасья шикханда-маулех

тасьях када раса-нидхер вришабхану-джаяс

тат-кели-кунджа-бхаванангана-марджани сьям

(Шри Радха-раса-судха-нидхи, 8)

 

«О дочь Махараджа Вришабхану, океан расы! Верховный Господь, в чьих волосах красуется павлинье перо, припадает к стопам Твоих служанок, пытаясь умилостивить их Своими смиренными, отчаянными мольбами, чтобы они позволили войти в Твою кунджу. Если бы я смог стать прутиком в метле сакхи, подметающих эту кунджу, моя жизнь увенчалась бы успехом!».

 

Однажды Радхика, разгневавшись, уединилась в лесной роще. Она приказала Рупе Манджари и другим Своим служанкам: «Стойте у входа в кунджу, и когда этот черный обманщик придет, не впускайте Его внутрь!»

Когда темноликий Кришна приблизился, Рупа Манджари, Рати и Лаванга Манджари, охранявшие вход, преградили Ему дорогу: «Ты можешь войти, только если Радха прикажет нам впустить Тебя. Но сейчас Она в гневе на Тебя, так что возвращайся-ка к Чандравали. Не приходи сюда». Склонив Свою голову к лотосным стопам этих кинкари (служанок), Кришна молил о прощении.

Шри Прабходананда Сарасвати молится о том, чтобы стать прутиком в метле, которой подметают кунджи. Как же прославлены эти кинкари!

 

тамбуларпана-пада-мардана-пайоданабхисарадибхир

вриндаранья-махешварим приятая яс тошаянти приях

прана-прештха-сакхи-кулад апи кила санкочита бхумиках

кели-бхумишу рупа манджари-мукхас та дасиках самшрайе

 (Враджа-виласа-става, 38)

 

«Я принимаю прибежище у Рупы Манджари и других служанок, которые дороги сердцу царицы Вриндавана Шримати Радхики. Они доставляют Ей необычайное удовольствие, с любовью предлагая тамбулу, массируя Ее лотосные стопы, принося воду и устраивая Ее свидания с Кришной. В отличие от прана-прештха-сакхи, возглавляемых Лалитой и Вишакхой, которые дороги Ей, как сама жизнь, они безо всякого смущения могут войти туда, где Божественная Чета наслаждается Своими сокровенными развлечениями».

 

Эти кинкари служат Шри Радхе, но во время игр Радхи и Кришны они служат обоим. Они предлагают Им орех бетеля (тамбулу), делают Им массаж, приносят воду (пайодану), служат Радхе, когда Она отправляется на встречу с Кришной. У этих кинкари очень много обязанностей. В данном стихе Шрила Рагхунатха дас Госвами молится: «Я принимаю прибежище у лотосных стоп этих кинкари во главе с Шри Рупой Манджари, потому что только они могут выполнять все эти виды служения».

Я тоже склоняюсь к лотосным стопам манджари во главе со Шри Рупой Манджари и молюсь, чтобы они пролили на меня свою милость. Кроме этого я не знаю ничего другого.

 

Гоура-премананде!

 


[1] «Рудха-бхава – это према, украшенная мадхурья-бхавой и свободная от всякого чувства почтения и благоговейного страха. Это любовь к Кришне, лишенная каких-либо обозначений и ничего не ожидающая взамен. Рудха-бхава проявляется на высших уровнях махабхавы» (“Шри Бхаджана-рахасья”, гл. 6, стих 25).

[2] Раса-гоштхаям кришнасья тад бхагаватах чаранаравиндам гопи Вриндавана поставили лотосные стопы Кришны себе на грудь, ньястам станешу виджахух парирабхья тапам и, когда Кришнa держал Свои стопы у них на груди, жар их премы утих. Но еще более глубокий смысл в том, что, хотя для Лакшми-деви даже в медитации очень трудно совершать арчану лотосным стопам Кришны, эти лотосные стопы Кришны совершают севу, пуджу груди гопи Вриндавана. И когда Кришна поставил лотосные стопы на грудь гопи Вриндавана, парирабхья тапам Его желания были удовлетворены, и пылающий пожар Его сердца потух. Поэтому гопи так прославлены (из объяснения одного из преданных, которого Шрила Гурудев попросил во время лекции раскрыть смысл этого стиха).

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить