25 февраля 2014 года

Сегодня Виджая Экадаши. Шастры, гуру-варга, ачарьи и Вайшнавы раздают множество трансцендентных сокровищ живым существам этого мира. Только счастливчики могут обрести и сохранить эти сокровища — бесценные наставления, следуя которым садхак сможет очень скоро достичь вечного блага.

Прачинанам бхаджанам атулам душкарам шринивато ме – раньше риши и махариши совершали очень суровые аскезы, которые невозможно повторить в Кали-югу. Так называемые садху Кали-юги в основном  являются обычными обусловленными душами – они занимаются тем, что накапливают много недвижимости ради своего наслаждения, а потом заявляют, что совершают там бхаджан. Прежде садху отрекались от всего и отправлялись в лес, горы, к водопадам или даже уединялись в пещерах, где и жили, терпеливо перенося изнуряющий летний зной и суровый холод зимы.

Но теперь садху, окружив себя комфортом, заявляют, что вся их собственность на самом деле принадлежит Богу, а они сами совершают садхану. Но настоящие садху безразличны к любым удобствам, у них нет к ним привязанности. Они – нирапекша, равнодушны ко всему материальному и бескорыстно предлагают все, что у них есть, лотосным стопам Господа. Махапрабху сказал [Дамодаре Пандиту]:

тома сама ‘нирапекша’ нахи мора гане

‘нирапекша’ нахиле ‘дхарма’ на йая ракшане

(Ч.-ч., Антья, 3.23)

“Ты самый беспристрастный из всех Моих спутников. Это очень хорошо, поскольку без этого качества невозможно защитить религиозные принципы”.

У садху есть все, но они ни к чему не привязаны. Все, чем они обладают, предназначено для служения Господу и гуру-варге.Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур нашел способ, как помочь дживам полностью предаться — задействовать их на протяжении всего дня в нама-санкиртане и бхаджане. Он милостиво предоставил им все возможности, и тем не менее несчастные обусловленные души не могут повторить даже шестнадцать кругов. Гуру-мантру они повторяют нерегулярно, по своей прихоти. Они не могут поклониться Туласи-деви, предложить ей поклоны, провести арати или обойти вокруг нее. Что говорить о выражении почтения Вайшнавам… Почему это происходит? Родители с детства балуют своих детей. Какие только игрушки они ни покупают им! Так и Майя-деви предлагает обусловленным душам множество “игрушек”, которые очень пагубно воздействуют на них. Но искренние преданные, которые принимают истинную милость Деви, даже будучи окруженными ее заманчивыми подношениями, никогда не попадутся в расставленные ею ловушки. Их отношения будут только с Господом. Преданные нирапекша очень серьезны и удачливы. Во всем мире нет никого серьезнее, чем они. И хотя они могут обладать всем, чем угодно, у них есть только Кришна и служение Ему. Поэтому их называют садху.

В древние времена жил царь по имени Амбариша Махарадж. Его царство процветало, все в нем было в изобилии. Амбариша Махарадж оказывал  почтение всем риши, махариши и брахмариши, особенно брахманам и садху. Что значит царь (раджа)? Раджате, вираджате, шобхате и арадхьяте – это некоторые из качеств царя высочайшего уровня. Своим почтением и любовью он покорил сердце каждого подданного. Во время королевского собрания Махарадж Амбариша обратился к своим ученым советникам:

«Пожалуйста, скажите мне, как избежать всего, что препятствует преданному служению? Как сделать Господа счастливым?»

Советники ответили:

сарвопадхи-винирмуктам

тат-паратвена нирмалам

хришикена хришикеша

севанам бхактир учьяте

(Нарада-панчаратра; Ч.-ч., Мадхья, 19.170)

«Бхакти – это служение трансцендентными (апракрита) чувствами Шри Кришне, господину этих чувств. Такое бхакти, в котором все усилия направлены на удовлетворение Кришны, свободно от препятствий, создаваемых телом и умом. Это бхакти чисто: оно не покрыто кармой, или деятельностью ради ее плодов, и гьяной, знанием, ведущим к слиянию с безличным Брахманом».

 

«Махарадж, есть только один способ удовлетворить Господа, — ответили советники. — Сарвопадхи винирмуктам он заключается в том, чтобы оставить все виды телесных отождествлений и непрерывно совершать преданное служение Господу».

 

пратиштхаша дхришта швапача-рамани ме хриди натет

катхам садхух-према спришати шучир этан нану манах

сада твам севасва прабху-дайита-самантам атулам

ятха там нишкашья тваритам иха там вешаяти сах

(Манах-шикша, 7)

[Почему склонность к обману продолжает жить в сердце, несмотря на отказ от всех мирских удовольствий? Данный стих отвечает на этот вопрос.] О ум! Как же чистая божественная любовь проявится в моем сердце, если там пляшет бесстыдная женщина из касты неприкасаемых — олицетворенное стремление к славе и почестям? Поэтому всегда помни дорогих преданных Господа — несравненно могущественных военачальников армии Шри Кришны, и служи им. Они немедленно изгонят эту порочную женщину из твоего сердца и наполнят его чистой враджа-премой.

«Махарадж, Господь одарил вас одиннадцатью чувствами, которые следует задействовать в служении Хришикеше, — продолжали советники. — Хришикена хришикеша — ваши чувства должны быть погружены в служение Господу, повелителю чувств. Когда чувства предложены Господу, когда они принимают прасад Господа и Его благословения, они никогда уже не смогут побеспокоить вас. Впоследствии Вы станете победителем во всем».

Махарадж Амбариша спросил: «Но кто мне поможет? Кто проявит доброту ко мне в этом мире? Окажут ли мне милость риши-махариши или тапасви? Будут ли благосклонны ко мне йоги, брахманы или садху? Помогут ли они задействовать мои чувства в непрерывном служении Господу? Кто возьмет на себя ответственность за меня?»

Затем советники Махараджа (все они были возвышенными риши и махариши) стали обдумывать и обсуждать между собой, какой процесс является лучшим, и поняли, что ответ не так прост, как кажется.

Когда ребенок рождается, у него есть множество желаний. Родители, бабушки и дедушки, соседи, дети, районная администрация и, по сути, все правительство — все они вновь и вновь пытаются исполнить их. Но, увы, несмотря на их беспрестанные усилия, ребенок остается неудовлетворенным. Потребности малыша растут день ото дня, поскольку его чувства очень беспокойны: только предложи ему что-то, он заплачет и захочет еще! Ребенок никогда не бывает счастлив и удовлетворен.

Подобным же образом любую обусловленную душу можно сравнить с беспокойным ребенком. Как обусловленной душе подчинить свои чувства и предложить их Господу? Как задействовать их постоянно в служении Ему? У кого есть сила управлять чувствами? Желая решить эту задачу, риши и махариши вели оживленные обсуждения.

После долгих размышлений риши-махариши сказали Махараджу Амбарише: «Махарадж, есть только один способ исполнить ваше желание. Знаете ли вы о славе Экадаши-деви? Господь милостиво присылает ее из беспричинного сострадания ко всем живым существам. Эта Деви Пракашамана,она излучает необыкновенное сияние и всегда готова помочь. Ее великодушие не знает границ. Она проявилась из одиннадцати чувств Господа. Экадаши-деви дает силу и энергию чувствам тex джив, которые стремятся служить Господу. Таким образом она активно задействует их в преданном служении Господу. Деви пробуждает их дремлющие отношения с Господом. Экадаши-деви наделяет дживы силой, и благодаря ее защите они никогда не ослабнут. Они не убегут и не утонут в бескрайнем океане этого мира».

Обрадованный Махарадж Амбариша спросил:

– Как же я могу порадовать ее?

– Сделать это несложно. Экадаши-деви приходит каждые пятнадцать дней, на Кришна-пакша или Шукла-пакша. Вы должны оказывать ей такое же почтение, как всем риши-махариши и брахмариши. Все будут довольны вами, и Экадаши-деви прольет на вас свою милость.

– Как мне выражать ей почтение?

Риши ответили:

«В Дашами вы должны питать свои чувства и тело, состоящее из пяти элементов – земли, воды, огня, воздуха и эфира, только один раз, в небольшом количестве. Воду и фрукты необходимо принимать таким образом, чтобы ослабить влияние пяти элементов. Избегая зерновых и принимая лишь фрукты и коренья, вы обретете смирение. Воздерживайтесь от пищи в гуне страсти и невежества; принимайте только пищу в гуне благости. Другими словами, вы можете принимать воду, молоко и молочные продукты в небольшом количестве. Не спите в этот день и почитайте прасад только один раз.

На следующий день, в Экадаши, вы не должны потакать своим чувствам. Не давайте им даже глотка воды в этот день. Предложите свои одиннадцать чувств в служении Экадаши-деви, а она задействует вас в служении Господу. Благодаря ей вы полностью погрузитесь в преданное служение. Она всегда будет помогать вам, и никакие беспокойства вас уже не посетят.

На следующий день, который называется Двадаши, прервите пост, приняв чаранамриту. После этого можно принять фрукты и коренья. В течение этих трех дней [Дашами, Экадаши, Двадаши] вы должны полностью избегать употребления зерновых. Предложите их Господу и раздайте брахманам и риши-махариши. Это принесет вам, Махарадж, великое благо. Все ваши начинания увенчаются успехом.

Вы станете не только знаменитым и могущественным, но, что еще более важно, смиренным и сладостным. Вы будете помогать всем вокруг. Никто из врагов не сможет одолеть вас, планеты уже не будут влиять на Вас. Никто из этих грозных личностей — Шани, Мангала, Раху, Кету, Граха и Накшатра — больше не побеспокоит вас. Напротив, все будут опасаться вас. Смотря на вас, они будут очищаться. Почему? Потому что ваши чувства были предложены в служении Господу; теперь они принадлежат Ему, а не вам».

Амбариша Махарадж организовал собрание, чтобы все его подданные правильно следовали Экадаши. В Дашами он отправлялся из Хастинапура в Матхуру, чтобы собрать свою свиту на берегу Ямуны. Он приглашал всех брахмариши и махариши, чтобы они декларировали Веды, Веданту, Упанишады, “Бхагавату”, Пураны, “Рамаяну” и другие писания. Они также проводили огненное жертвоприношение и приглашали всех на нама-санкиртану. Поэтому Дашами у них проходил успешно.

В Экадаши они соблюдали пост нирджала (воздерживались даже от воды), бодрствовали всю ночь и пили лишь бхагавата-расу маха-санкиртаны. В их умах была только одна мысль: «Как я могу предложить себя лотосным стопам Экадаши-деви, которая очищает чувства от всех загрязнений и задействует их в служении Господу». Все терпеливо ждали ее милости.

Все знают историю об Амбарише Махарадже и Дурвасе Риши, описанную в “Шримад-Бхагаватам”. Дурваса Риши показал нам, насколько смиренным и квалифицированным был Амбариша Махарадж. Он следовал всему учению риши и махариши.

Шукадева Госвами сказал Махараджу Парикшиту: «Махарадж, можно быть царем или считать себя высшим авторитетом. Но если человек не способен обуздать свои чувства, они бесполезны. Вспышки гнева, жажды, желаний, вожделения и других загрязнений, будут пылать в сердце, словно пожар, и сожгут все дотла. Поэтому вам необходимо понять, как Амбариша Махарадж занял свои чувства в служении Господу».

Затем Шукадева Госвами произнес знаменитую шлоку, которая наиболее точно описывает служение Амбариши Махараджа:

са ваи манах кришна-падаравиндайор
вачамси ваикунтха-гунануварнане
карау харер мандира-марджанадишу
шрутим чакарачьюта-сат-катходайе

мукунда-лингалая-даршане дришау
тад-бхритья-гатра-спарше ‘нга-сангамам
гхранам ча тат-пада-сароджа-саурабхе
шримат-туласья расанам тад-арпите

падау харех кшетра-паданусарпане
широ хршикеша-падабхивандане
камам ча дасье на ту кама-камьяя
ятхоттамашлока-джанашрая ратих

(Ш.-Б., 9.4.18–20)

[Махараджа Амбариша всегда держал свой ум сосредоточенным на лотосных стопах Кришны, речь свою он посвящал прославлению Господа, руками убирал храм Кришны, а ушами внимал словам, сказанным Кришной, или повествованиям о Нем. Взор Махараджи Амбариши всегда был обращен на Божества Кришны, храмы Кришны и святые места, такие как Матхура и Вриндаван, где Кришна являл свои игры. Чувство осязания Махараджа Амбариша занимал тем, что прикасался к чистым преданным Господа, носом он вдыхал аромат поднесенных Господу листьев Туласи, а языком ощущал вкус прасада. Ноги Махараджа Амбариша использовал для того, чтобы посещать места паломничества и храмы, а голову — чтобы склоняться перед Господом. Все свои желания он направил на служение Господу, которым занимался день и ночь. Махараджа Амбариша не хотел ничего для удовлетворения собственных чувств. Все чувства он занимал преданным служением — различными делами, связанными с Господом. Таков путь, позволяющий усилить привязанность к Господу и полностью избавиться от всех материальных желаний.]

 

«Махарадж Парикшит, ум Амбариши Махараджа постоянно пребывал у лотосных стоп Кришны, – произнес Шукадева Госвами. – Хари, Гуру и Вайшнавы были единственными объектами его памятования. Он всегда жаждал получить пыль с их стоп. Пыль со стоп Господа и его преданных дарует великую милость, благодаря которой ум и тело Амбариши Махараджа были постоянно вовлечены в служение Богу. Он думал о Господе и Его преданных двадцать четыре часа в сутки, ни на минуту не позволяя своему уму отвлечься. Вачамси вайкунтха-гунануварнане – он говорил только о славе Господа и Его особенностях, никогда от не него нельзя было услышать неуместных вещей и бесполезной болтовни.

Шрутим чакарачьюта-сат-катходайе – уши он занимал лишь слушанием славы Господа, а глаза – только созерцанием Божества. Кто является продолжением Божества? Все Вайшнавы и бхакты. Никогда нельзя смотреть на другую душу как на объект собственного наслаждения: «Какие румяные у нее щеки! А какие прекрасные губы, глаза, грудь!» Душа, очарованная соблазнами Майи-деви, должна смотреть лишь на Божества.

Созерцая эту беспрецедентную и несравненную красоту, душа станет думать: «Как Господь проявил Себя в такой бесподобной форме?» А затем в уме и сердце живого существа останется только один этот облик Господа. Ради блага всех душ Господь проявляет Себя в различных Божествах. Живые существа должны поклоняться не только Божеству, но и Туласи-деви, Гангу-деви, Ямуну-деви, риши, махариши, брахмариши и тапасви. Особенно преданные должны принять этих личностей в своем сердце. Никто больше не должен входить в их сердце и овладевать ими.

Тад-бхритья-гатра-спарше ‘нга-сангамам – Амбариша Махарадж припадал к стопам  преданных, ставил их себе на голову и прикладывал к груди. Также он осыпал свое тело пылью с лотосных стоп преданных.

Падау харех кшетра-паданусарпане – свои стопы он использовал, чтобы совершать парикраму.

Карау харер мандира-марджанадишу – своими руками Амбариша Махарадж убирал храм Хари. Ограничивался ли он только этим? Нет, он также подметал все тропинки в святой дхаме, затем обмазывал землю коровьим навозом, чем очищал все вокруг.

Шримат-туласья расанам тад-арпите – свой язык он использовал, только чтобы вкушать Туласи, чаранамриту и маха-прасад. Он никогда не принимал непредложенной пищи. Но в день Экадаши он воздерживался даже от Туласи и чаранамриты.

Широ хришикеша-падабхивандане – он всегда склонял голову перед Господом, повелителем всех чувств. Люди часто украшают голову тюрбаном или короной, но если голова не склоняется перед Господом, то она – всего лишь дополнение к мертвому телу. Амбариша Махарадж непрерывно предлагал поклоны Господу. Каково же благо от этого? Душа таким образом получает благословения.

Таким образом, получив духовную силу от Гуру и Вайшнавов, Амбариша Махарадж занял все свои одиннадцать чувств в служении Господу и Его дорогой энергии, Экадаши-деви. Удовлетворенная тем, как беззаветно Амбаришa Махарадж предлoжил ей себя, Экадаши-деви подумала: «Махарадж отдал мне все, а я, в свою очередь, задействую все его подношения в служении Господу».

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить