12 сентября 2013 года

Нам очень повезло, что мы находимся в линии Сварупа-рупануга-гаудия-гуру-парампары. Если мы дорожим стремлением служить Шримати Радхарани во Врадже, мы должны быть в анугатье, под руководством Шри Рупы-манджари и Шри Лалиты-деви. Они лидеры нашей группы. Без милости и одобрения Лалиты-деви мы не сможем войти в группу Радхарани. Сегодня мы празднуем день ее явления.

Лалита ДевиКришна во Враджа-мандале всегда желает встретиться с Радхарани, поговорить с Ней, погулять и посидеть вместе. Лалита-деви очень строгая, она не позволит Ему открыто встречаться с Радхикой. Когда Кришна умоляет о встрече, сердце Радхарани может немного растаять, Ее ман может смягчиться, но Лалита отругает Ее: «Почему Ты смотришь на Него? Зачем Ты думаешь о Нем? Он негодяй и обманщик».

Вишакха – шикша-гуру, она не так строга с Кришной, хотя и находится на стороне Радхарани. Она не настолько вамья, своенравная, и прагалбха, дерзкая и прямая, как Лалита. Лалита-деви усиливает удовольствие Божественной Четы от свиданий, делая их судурлабха, то есть чиня препятствия для встречи. Свидания, которые легко устроить, не так нектарны. В Двараке Кришна встречается с царицами открыто, но во Враджа-мандале Он не может открыто сидеть с Радхарани.

Все уже готово для свидания, и Кришна приходит к Шримати Радхарани, но вдруг Лалита-деви говорит: «Радхе! Не смотри на Кришну. Отвернись в другую сторону».

Рупа Госвами молится Лалите-деви:

 

дхурте враджендра-танайе тану суштху-вамьям

ма дакшина бхава каланкини лагхавая

радхе гирам шрину хитам ити шикшаянтим

девим гунаих сулалитам лалитам намами

(Шри Лалита-аштака, 4)

[Я выражаю почтение очаровательной Шри Лалите, исполненной бесчисленных достоинств. Она учит Шримати Радхику: «О Каланкини! О Радха! Прислушайся к моему совету, я говорю ради Твоего блага. Не уступай вероломному (дхурта) Враджендра-нандане. Всегда будь с Ним построже!»]

 

Когда Кришна настойчиво пытался встретиться с Радхикой, Лалита увела Ее в другую кунджу. «О, Кришна никогда не встретится со Мной!» – горевала Радхарани. Она испытывала такую боль… Но непостижимо, насколько эта боль сладка. Сладость встречи усиливается благодаря разлуке, а в разлуке сладость не имеет конца и края. В разлуке любовные настроения Радхарани бесконечно усиливаются, становясь все выше и выше. Лалита-деви помогает усилить эти настроения. Радхика сокрушается и так сильно страдает без Кришны, но при встрече Она также чувствует разлуку.

Иногда, когда Божественная Чета встречается, Они не разговаривают. Они сидят бок о бок, но Радхика отворачивается от Кришны. У Нее очень сильный ман, ревнивый гнев. Кажется, что эту ситуацию никак не разрешить. Тогда Лалита-деви организует примирение. Сакхи начинают прославлять Кришну, а Лалита-деви устраивает сладкую веселую программу для Него.

Когда Кришна покинул Врадж, гопи оставались в Уддхава-кьяри, испытывая острую боль разлуки. Мы слышали о состоянии Шримати Радхарани, в котором Она пребывала там. Лалита-деви была вместе с Ней. Она могла бы сразу позвать Кришну, но разве после встречи огонь разлуки Радхарани потух бы? Он разгорелся бы еще с большей силой. На толстую металлическую пластину, накаленную добела, можно выливать литры воды, однако она не охладится, вода будет шипеть и испаряться. Даже воздух вокруг такого места будет нагреваться от жара. Настолько сильна разлука Радхарани. Люди не могут понять Ее настроения.

Когда Кришна далеко, Она иногда встречается с Ним во сне и разговаривает. Проснувшись, Она видит Кришну, улыбается, бежит навстречу и обнимает дерево тамал, принимая его за Своего возлюбленного. Лалита-деви собирает все эти игры и предлагает Кришне. Это называется бхава-таранга, волны любовных настроений Радхарани, которые бесконечно вздымаются одна за другой.

Настроения Радхарани развиваются через стадии снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава, махабхава, модана, мадана, рудха, адирудха, читра-джалпа – и так вплоть до маданакья-махабхавы, самого пика любви. Эти настроения так сладки и насыщенны! Их нельзя испытать без випраламбхи. Встреча является одной расой, а разлука – другой. Встреча дарует очень много сладости, но в випраламбхе есть чувство и встречи и разлуки, и разлука увеличивает радость встречи. Випраламбха очень благоприятна как для садхаков, практикующих в этом мире, так и для сиддх, божественных личностей в трансцендентном мире.

Кришна, Баладева и Субхадра пришли из Двараки в Нилачалу, к океану. Это место – випраламбха-кшетра, обитель разлуки. Здесь Кришна только плачет, пытаясь понять настроения Радхарани. Затем Кришна явился как Чайтанья Махапрабху и также остался в Джаганнатха-кшетре. Он спрятался в маленькой комнатке со Сварупой Дамодарой, который был рядом, чтобы помочь Ему насладиться настроениями Шримати. Сварупа Дамодара – это Лалита-деви. Она учила Махапрабху каждому настроению и соответствующему служению. Из Гамбхиры Махапрабху ходил в Тота Гопинатх, где слушал, как Радхарани (Гададхара Пандит) рассказывала «Бхагаватам».

Однажды, когда Гададхара Пандит пел «Гопи-гиту», Махапрабху, слушая проникновенные настроения гопи в разлуке с Кришной, обезумел от премы и начал искать Кришну. Раньше, как  Кришна, Он не мог понять чувства гопи после Его исчезновения с танца раса. Теперь, как Махапрабху, наделенный настроениями и цветом тела Радхарани, Он почувствовал ее настроения разлуки и обезумел. Когда гопи бродили по лесам и садам в поисках Кришны, спрашивали деревья и лианы, где Он, Кришна наблюдал за всем этим из укрытия, но не смог понять в полной мере, почему гопи обезумели от любви к  Нему и разлуки. Но теперь Кришна Сам обезумел.

Махапрабху бегал по саду Тоты в поисках Гопинатхи, выкрикивая: «Где Кришна?» Он обнимал деревья и спрашивал их: «Где Кришна?» Рыдая и взывая к Кришне, Он катался по земле. Затем Махапрабху, раскопав землю, нашел Гопинатху. Почему? Гопи не могли вынести разлуку с Кришной, а Кришна не мог выдержать их боль – и появился. Теперь Гададхара Пандит и Сварупа Дамодара не могли больше сносить разлуку Махапрабху с Кришной. Гопинатха вышел из их сердец. Махапрабху усадил этого Гопинатху к Себе на колени, а потом принес его Гададхаре: «О Гададхара, Гопинатха здесь!» Гопинатха застенчиво улыбнулся. Гопи предложили Ему свои накидки в качестве сиденья. Он сел и, улыбаясь, заиграл на флейте.

ГопиГопи Враджа очень застенчивы. Они не замужем за Кришной – если бы Кришна женился только на одной из них, что чувствовали бы остальные? А какие правила в западных странах? Если у мужчины пять или шесть партнерш, они будут сражаться между собой, даже могут поубивать друг друга или совершить самоубийство. Все враджа-деви любят Кришну. Каждая из них знает, что все остальные гопи тоже любят Его, но они не воюют между собой. Если бы одна спросила: «Почему ты любишь Кришну?», другая ответила бы: «Я не знаю. Просто люблю и все». Почему? Нет причины. Гопи любят Кришну, но скрывают это от родителей, мужа и родственников. Это должно оставаться тайной. Это и есть настроение паракии.

Лалита-деви охлаждает и насыщает сердца гопи, наделяя их особыми качествами. Находясь под руководством Лалиты-деви, гопи становятся сладостными и счастливыми! Лалита – лидер группы, она обучает служению Кришне и распределяет его: некоторым манджари дает тамбула-севу или поручает принести воды, сделать сладости, сплести цветочные гирлянды, некоторым велит наряжать Радху-Кришну, а некоторым – украсить и подготовить кунджи. Когда сердца гопи горят в огне випраламбхи, Лалита, словно сандал, охлаждает их. Она наделяет гопи многими прекрасными (лалита) качествами, делая их очаровательными, мягкими, вежливыми, скромными и спокойными. Когда одна из гопи думает о Кришне, Лалита-деви дает ей служение и способность выполнить его должным образом.

Они служат как внешне, так и внутренне. У них есть эта випраламбха и чувство: «Я очень маленькая и у меня нет никаких хороших качеств. Как я могу послужить Ему? Примет ли Он мое служение?» И тогда Лалита-деви показывает одной гопи: «Кришна носит цветочную гирлянду, которую ты сплела», другой говорит: «О, Кришна носит твой наряд!», а третьей: «Смотри, Кришна надел тюрбан, который ты сделала!», «На Нем ожерелье, которое ты делала».

Кришна принимает подарки гопи и чувствует, будто непосредственно встречается с ними. Гопи думают о Кришне, в их сердцах нет места ни для кого другого. Кришна приходит в их сердца, играет с ними, обнимает и целует. Их любовь все время усиливается. Кришна вкушает эту сладость, а затем убегает.

Мы находимся в Сварупа-рупануга-гаудия-гуру-парампаре. Существуют разные линии, которым можно следовать, а также различные расы. В мадхурья-расе одни имеют вамья-бхаву, а другие – дакшина-бхаву. Мы находимся в этой линии сварупа-рупануга, следуя Шри Рупе-манджари и Шри Лалите-деви. Лалита-деви – лучшая подруга Шримати Радхики. Порадовав ее, очень легко угодить Радхике.

Поэтому Шрила Бхактивинода Тхакур, называя себя недостойной служанкой Лалиты, умоляет Шримати Радхику занять его в служении во Врадже:

 

югала-севая, шри-раса-мандале,

ниюкта коро’ амая

лалита сакхира, айогья кинкори,

винода дхоричхе пая

(Шри Радха-Кришна-пада-камале, 10)

 

[Бхактивинода, недостойный слуга Лалиты-сакхи, припав к Вашим лотосным стопам, молится: «Услышьте мою просьбу и сделайте меня Своей служанкой. Займите меня служением Вам в Шри Раса-мандале». (Другое значение слова винода – «приносящий радость Радхе и Кришне»)].

 

Последователи Лалиты-деви прямолинейные и сильные, они ничего не боятся. Кришна принимает все, что они готовят для Него, и вкушает все их настроения. Последователи кого-то другого могут упустить что-то, у них может чего-то не хватать, но последователи Лалиты никогда ничего не упускают. Их служение успешно. Где бы они ни начали свое служение, Кришна обязательно придет туда. Но прямая встреча вызывает гордость.

Враджа-деви и Гаудия-вайшнавы не стремятся сразу прыгнуть в положение гуру, основателя и ачарьи. Они тринад апи суничена, смиреннее травинки. Почему? Если вы стремитесь стать гуру, придет гордость. Как вы тогда останетесь под руководством Лалиты-деви? Придет настроение Брахмана или Бога, и вы окажитесь далеко от бхагават-парампары. Все ачарьи в бхагават-парампаре чувствуют себя слугами слуг слуг. Они особые ачарьи, так как всегда остаются под руководством Лалиты-деви. Они помогут каждому, кто бы ни пришел к ним, но никогда не думают, что помогают они сами. Они не гордятся. Шри Гуру скажет: «Гуру-варга помогает тебе». Они предлагают гуру-варге всех, кто приходит к ним. Шрила Гурудев говорил каждому, кто обращался к нему, стремиться стать рупануга, последователем Шрилы Рупы Госвами.

 

 

Шри Лалита-деви ки-джай! Гаура-премананде! Хари хари бол!

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить