20 августа 2013 года

Кришна и враджаваси

По беспричинной милости Гуру-пада-падмы и Вайшнавов мы находимся в Джаганнатха Пури. Нам дана великолепная возможность слушать здесь о славе Шрилы Рупы Госвами и памятовать ее.

Бхагаван в высшей степени независим. У Него бесчисленное множество трансцендентных качеств, и самое значимое среди них – бхакта-ватсалья (проявление родительской любви к преданным). Он обещает поддерживать и защищать тех, кто с любовью помнит о Нем  и полностью предается Ему. Он Сам делает это, полагая: «Если Я переложу Свою ответственность на кого-то другого, нет гарантии, что все сделают правильно». Поэтому Бхагаван Сам берет на Себя ответственность защищать преданных.

Шри Кришна во время битвы на Курукшетре сказал Арджуне:

 

паритраная садхунам

винасая ча душкритам

дхарма-самстхапанартхая

самбхавами юге юге

(Б.-г., 4.8)

 

«Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век».

 

А  потом:

ананьяш чинтаянто мам

йе джанах парьюпасате

тешам нитья абхийюктанам

йога-кшемам вахамй ахам

(Б.-г., 9.22)

 

«Но тем, кто всегда поклоняется Мне с безраздельной преданностью, сосредоточив свой ум на Моем духовном образе, Я даю то, чего им недостает, и сохраняю то, что у них есть».

 

Господь обязательно позаботится о тех, кто поклоняется исключительно Ему с любовью или просто старается совершать хари-бхаждан. Он даст им недостающее  и сохранит уже имеющееся. Таков Его обет.

Далее Кришна произнес:

само ‘хам сарва-бхутешу

на ме двешйо ‘сти на приях

йе бхаджанти ту мам бхактья

майи те тешу капй ахам

(Б.-г., 9.29)

«Я одинаково отношусь ко всем живым существам и ни к кому не питаю вражды или пристрастия. Но те, кто служат Мне с любовью и привязанностью, побуждают Меня испытывать к ним такие же чувства».

 

тешам сатата-юктанам

бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там

йена мам упаянти те

(Б.-г., 10.10)

«Тех, кто постоянно служит Мне с любовью, желая Моего вечного общения, Я наделяю трансцендентным знанием, которое помогает им прийти ко Мне».

 

Он поклялся Арджуне перед миллионной армией солдат, выстроившихся в ряды на Курукшетре: «Того, в чьем сердце есть любовь ко Мне и желание вечно быть со Мной, Я наделю разумом прийти ко Мне».

Он даже пообещал Арджуне: «каунтея пратиджанихи на ме бхактах пранашьяти – Мои преданные никогда не погибнут».

Кришна произнес все это, но когда Он следовал сказанному? Он сатья-санкалпа, всегда выполняет то, что обещает, однако на сердце у Него была печаль: «Я провозгласил это перед всеми, но Сам не могу перейти от слов к делу. Я убежал в Матхуру и Двараку от тех, кто любит Меня больше жизни, кто всем пожертвовал ради Меня… Разве в Нанде и Яшоде есть какие-то недостатки? Разве мальчики-пастушки сделали что-то не так? Разве враджа-деви заслужили того, чтобы Я их так жестокосердно покинул?»

Он пообещал поддерживать преданных и давать им знание, которое поможет быть с Ним всегда. Однако преданным, которые уже пребывают в обществе своего драгоценного Господа, больше нечего желать.

Эта клятва была произнесена на поле битвы, спустя много лет после отъезда из Враджа. Разве эти слова не относились к враджаваси? Или же Он имел в виду: «С сегодняшнего дня Я буду защищать и поддерживать Моих преданных. А о том, что было в прошлом, забудем»?

Бхагаван вечно присутствует в вани, Своих словах. Они не для какого-то определенного промежутка времени, они – Абсолютная Истина.

 

нитьо нитьянам четанаш четананам

эко бахунам йо видадхати каман

(Катха-упанишад, 5.13, Шветашватара-упанишад, 6.13)

 

«Среди бесконечного множества вечных сознающих живых существ Верховный Господь является высшим. Только Он исполняет желания всех остальных и обеспечивает их всем необходимым для жизни».

 

Бхагаван вечен и Его изречения также вечны. Он объяснил Арджуне, что уже рассказывал эти истины богу Солнца миллионы лет назад.

 

имам вивасвате йогам

проктаван ахам авьяям

вивасван манаве праха

манур икшвакаве ‘бравит

(Б.-г., 4.1)

«Верховный Господь Шри Кришна сказал: Я открыл эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану, Вивасван поведал ее Ману, отцу человечества, а Ману в свою очередь поведал ее Икшваку».

 

Поэтому Бхагаван Кришна горько сокрушался, понимая, что не сдержал обещание, данное на Курукшетре. «Нанда и Яшода окружили Меня такой бесконечной любовью, но Я отверг их, словно неблагодарный сын. Я не вернулся к Нанде, Яшоде, сакхам и враджа-деви».

Печали Кришны не было конца. Бхактивинода Тхакур и наши ачарьи понимают состояние враджаваси, лишенных Его общества Кришны, и состояние Кришны, разлученного с враджаваси. Но Бхагаван не сдержал обещание поддерживать Своих преданных.

Он размышлял: «Как Мне теперь возместить Свой долг перед враджаваси? Как Мне отплатить враджа-деви? У Меня нет права даже попросить прощения – настолько ужасно содеянное. Я не смогу отплатить им даже за сотни лет Брахмы».

Через пять тысяч лет после враджа-лилы Кришна пришел в этот мир как Чайтанья Махапрабху. Он привел с Собой враджаваси, приняв их Своими ближайшими спутниками и взяв на Себя всю ответственность за них. «Служа им и проявляя заботу о них, Я смогу постепенно уменьшить Свой долг», – думал Он.

Однако затем Он принял санньясу и восемнадцать лет жил практически в одиночестве в Джаганнатха Пури, в Гамбхире, испытывая высочайшие переживания разлуки. Он сокрушался днем и ночью, плакал, катался по земле и тер Свое лицо о стены этой маленькой кельи, оставляя следы крови. Эти переживания были подобны тому, что испытывала Радхарани в Уддхава-кьяри, после того как Кришна уехал из Враджа. Как и Шримати, Он испытывал ман, пранаю, рагу, анурагу, бхаву, махабхаву, модану, мадану и маданакхья-махабхаву. Приняв облик Махапрабху, Кришна чувствовал разлуку, в которую погрузил Шримати во Врадже, покинув его. Это невозможно описать. Кто сможет понять эту боль?

 

шри кришна-вирахе, радхикара даса, ами то’ сахите нари

югала-милана, сукхера карана, дживана чхадите пари

(Шрила Бхактивинода Тхакур)

 

«Мне невыносимо видеть страдания Радхики в разлуке с Кришной, и я готов жизнь отдать за то, чтобы Они были снова вместе».

 

Шрила Рупа Госвами встретился с Махапрабху. Он доверил Рупе Госвами раскрыть Его сердечные переживания, а также исполнить Его желание — выплатить долг враджаваси, повсюду прославляя их в трансцендентных произведениях. Поселившись во Вриндаване, Шрила Рупа Госвами составил множество книг, описывающих высшее положение враджаваси. Все написанное им редактировал  и подготавливал Джива Госвами, а затем его читал Рагхунатха дас Госвами.

Во время чтения сцен разлуки из «Лалита-мадхава-натаки», описывающих состояние Враджа после того, как Кришна уехал, Рагхунатха дас Госвами плакал, и страницы от его слез становились мокрыми. Читая описание безысходности враджаваси и их страшного состояния после отъезда Кришны, он ощущал полное опустошение.

Рупа Госвами объяснил, что некоторые враджаваси, не в силах терпеть вираху (разлуку), оставляли тело в водах Ямуны. Рагхунатха дас Госвами не мог ни есть, ни спать – он только читал книги Рупы Госвами Прабху и горько плакал. Без этих писаний никто не смог бы понять высочайшие настроения враджа-деви и враджаваси. Никто бы не осознал, что их любовь высшая во всем творении.

Кришна находился в Матхуре со многими спутниками: Деваки, Васудевой, Сатьяки, Акрурой, Уграсеной, но никому из них Он не открывал Свое сердце, не садился с ними за стол и вообще избегал их общество. Однажды Уддхава увидел, что с крыши дворца льется вода, хотя на небе не было ни облака. Поднявшись, он увидел Кришну, слезы которого ручьями стекали с крыши.

Когда Кришна покинул Врадж, Рупа-манджари все время была со Шримати Радхарани в Уддхава-кьяри, и она видела несчастное состояние Радхики. Она наблюдала, как Радхарани, сев в кундже, чтобы написать Кришне письмо, всю ночь пыталась вывести слоги Криш-на. Утром вся бумага была запачкана чернилами, а Радхарани сидела, охваченная глубокой разлукой. Затем Лалита отдала письмо лебедю, чтобы он доставил его Кришне в Матхуру. Она предупредила птицу: «Не вдыхай отравленный воздух Матхуры. Сделай глубокий вдох здесь, когда будешь взлетать, и снова вдохни, когда вернешься. Ищи Кришну на крыше царского дворца – Он плачет там и с тоской смотрит в направлении Враджа. Не поддавайся Его обаянию, не то Он постарается схватить тебя и держать при Себе. Даже не опускайся на крышу дворца – просто брось письмо Кришне и быстро лети обратно, но не дыши воздухом Матхуры и не касайся ничего в этом городе. Это дьявольское и очень опасное место!»

Рупа манджариРупа Манджари была свидетельницей всех сокровенных игр Радхи-Кришны во Врадже. Когда Кришна уехал, Она служила Шримати, переживавшей высшую разлуку, и всегда была рядом с Ней. Рупа-манджари описала все эти сокровенные тайны, когда пришла в этот мир как Рупа Госвами. Когда дживы, услышав о славе враджаваси, начинают страстно желать служить во Врадже, Кришна чувствует, что Он немного расплатился со Своим долгом враджаваси. Поэтому Он очень хочет, чтобы все все это было описано. Так в сердцах живых существ, которые будут читать и слушать о возвышенных настроениях враджаваси, появится желание начать вечное служение Шримати Радхарани во Врадже. Благодаря этому они стремительно пройдут начальные стадии бхакти, что невозможно в обычной садхане.

 

крти-садхья бхавет садхья-бхава са садханабхидха

нитья-сиддхасья бхавасья пракатьям хриди садхьята

(Бхакти-расамрита-синдху, Пурва-вибхага, 2.2)

 

«Практика составляющих бхакти с помощью чувств и ума, преследующая целью достичь бхава-бхакти, называется садхана-бхакти. Бхава, вечно присущая дживе, проявляется в сердце, очищенном в процессе садханы (по милости нитья-сиддхи, маха-бхагавата гуру)».

 

нитья-сиддха кришна-према ‘садхья’ кабху ная

шраванади-шуддха-читте карайе удая

(Ч.-ч., Мадхья, 22.107)

 

«Чистая любовь к Богу вечно присутствует в сердцах живых существ. Она не относится к категории того, что можно получить извне. Эта любовь пробуждается сама по милости сад-гуру в сердце, очищенном практикой различных составляющих бхакти, т.е. слушанием, воспеванием и т.д.».

Огонь разлуки

Пока преданный не услышит, как враджаваси сокрушались в разлуке с Кришной, когда Он уехал от них, враджа-бхава и анурага никогда не проявятся в его сердце. Рупа Госвами проявил все эти настроения разлуки. Госвами, читавшие его произведения, полностью погружались в настроения Враджа, забыв обо всем.

Рагхунатха Дас ГосвамиРагхунатха дас Госвами прижимал книги Рупы Госвами к груди, забывая о еде, сне и всем остальном. От одного прочитанного слога он погружался в разлуку и скорбь, становясь безумным. Затем Рупа Госвами Прабху написал «Дана-кели-каумуди», описывающую веселые игры Кришны, пытавшегося собрать налог со Шримати Радхики и гопи. Рагхунатха дас Госвами от души смеялся, читая эту книгу.

Однажды Рупа Госвами Прабху присутствовал на собрании, где Рагхунатха-бхатта Госвами описывал из «Бхагаватам» игры разлуки. Все слушатели плакали так сильно, что земля стала мокрой от их слез. И только Рупа Госвами сидел не шелохнувшись с открытыми глазами. Некоторые преданные спросили: «Все плачут, не в силах сдержать себя, но почему Рупа сидит неподвижно, словно статуя?»

Тогда они решили проверить, дышит он или нет, и положили в его нос ватку. Ватка не двигалась. Спустя очень долгое время он выдохнул, и от горячего дыхания она мгновенного превратилась в пепел. Огонь разлуки сначала смягчает сердце, из-за чего слезы начинают течь ручьями. Однако на более глубокой стадии разлуки, при самой высшей разлуке, сердце настолько иссушено, что полыхающий огонь разлуки не покидает сердце. Преданный, испытывающий столь сильные переживания, внешне становится похож на холодное каменное изваяние, но никто не видит, что  у него внутри.

Без настроения разлуки невозможно встретиться с Кришной. С незапамятных времен мы разлучены с ним, пребывая в майе. Дни и ночи проходят бесцельно, сменяя друг друга, но мы не страдаем по этому поводу. Мы не задумываемся серьезно о том, что у нас нет ни крупицы разлуки по Кришне – а ведь без этого у садханы нет никакой силы! Джива не сможет совершать настоящий бхаджан, пока не начнет ощущать эту вираху и сокрушаться: «Увы! Я разлучен с моим прана-приятамой

Рупа Госвами описывал высшие стадии разлуки, а Махапрабху в это время в Гамбхире переживал все эти настроения в обществе Сварупы Дамодары и Рамананды Райя. Когда Рупа Госвами Прабху составлял стихи о разлуке в Тер-кадамбе, листочки и ветки лиан сохли, а земля трескалась. Когда он писал о встрече Радхи-Кришны, все вокруг оживало, деревья и лианы покрывались цветами и фруктами.

Санатана Госвами иногда встречался здесь с Рупой Госвами Прабху. Как-то раз он сказал: «Когда я приходил сюда вчера, все было сухим и обгоревшим, а сегодня я вижу, что все посвежело и набрало цвет, а на деревьях много налитых соком фруктов. Как это возможно?»

Рупа Госвами Прабху ответил: «Вчера я памятовал вираху враджа-деви, когда Кришна покинул Врадж, и все высохло, а сегодня я увидел, как Радха и Кришна встретились. И тогда все зацвело здесь, как прежде».

Все для счастья Кришны

Шрила Рупа Госвами объяснил, как Кришна выполнил Свое обещание вернуться к враджаваси.

Уезжая из Враджа, Кришна пообещал: «Я вернусь через несколько дней». Однако выехав за пределы Враджа, он больше не смог попасть туда. «Я не смогу вернуться, пока враджаваси не заберут Меня силой. У Меня нет силы, Я пойман и взят в плен. Одному Мне было хорошо, но откуда взялись эти 16 108 цариц? У каждой из них по десять сыновей и одной дочери, а у тех еще свои дети. В итоге Я стал окружен миллионами детей и внуков… Здесь, в Двараке, у Меня даже нет комнаты, где Я мог бы спокойно вздохнуть. Как Мне спастись? Если враджаваси не придут, дорога во Врадж для Меня закрыта…», – думал Он.

Кришна знал, что враджаваси не хотят покидать Врадж. Находясь там, они не будут силой возвращать Кришну, ибо они не эгоисты. Они считают: «Если Кришна счастлив там, пусть Он там и остается».

 

на гани апана-духкха, сабе ванчхи танра сукха, танра сукха — амара татпарья море

яди дия духкха, танра хайла маха-сукха, сей духкха — мора сукха-варья

(Ч.-ч., Антья, 20.52)

 

«Меня не беспокоят мои личные несчастья. Я лишь хочу счастья для Кришны – это единственная цель моего существования. И если мои страдания доставляют Ему радость, они превращаются для меня в праздник».

 

Итак, Кришна раздумывал: «Мне нужно придумать, как вывести из Враджа враджаваси, тогда они захотят вернуть Меня туда силой. В самом Врадже невозможна аньябхилаша. Враджаваси совершенно бескорыстны».

Тогда Он послал враджаваси письмо, в котором приглашал их приехать на Курукшетру. Приехав туда, Нанда Баба твердо заявил: «Я не вернусь во Врадж без Кришны». И действительно, три месяца на Курукшетре он жил, повторяя: «Мы не уедем без Кришны!» Раньше, еще во Врадже, враджаваси рассуждали так: «Мы не будем посягать на свободу выбора Кришны. Пусть остается в Двараке, если Он счастлив там».

Враджаваси никогда не утверждали: «Мы пойдем туда и приведем Его силой». Однако выйдя за пределы Враджа, на Курукшетру, они проявили небывалое упорство: «Мы не уедем без Кришны!»

У Кришны появилась надежда: «Наконец-то у Меня появился шанс на спасение…»

Васудева Махарадж не имел права держать Кришну при себе, даже если бы Он являлся его сыном. Почему? Васудева Махарадж забрал дочь Нанды Махараджа и так и не вернул. Верни Васудева обратно дочь Нанды, у него было бы право забрать Кришну (если бы Кришна на самом деле был его сыном). Поэтому Васудева Махарадж не мог сказать во всеуслышание: «Я не позволю Кришне вернуться обратно». Будь он привлечен к суду, его бы признали виновным в краже ребенка.

И теперь, когда Нанда Махарадж заявил: «Я не уйду без Кришны. Он мой сын», а Яшода Мата сказала: «Это мой Лала Гопала», что дваракаваси могли ответить?

Настроения, которые враджа-деви явили при встрече с Кришной после столь долгой разлуки, были настолько возвышенны, что царицы Двараки не могли их понять. Это описано в «Шримад-Бхагаватам» (10.82.39):

 

гопьяш ча кришнам упалабхья чирад абхиштам

ят-прекшане дришису пакшма-критам шапанти

дригбхир хриди-критам алам парирабхья сарвас

тад-бхавам апур апи нитья-юджам дурапам

«Враджа-сундари после долгой разлуки увидели своего возлюбленного Кришну на Курукшетре. Глядя на Него издали, они крепко обняли Его в своих сердцах. Гопи проклинали творца за то, что он создал веки, мешавшие им смотреть на Кришну. Таким образом они достигли такой редкой экстатичной погруженности, которая невозможна для йогов, прилагающих великие усилия на пути мистицизма, а также Рукмини и других цариц Двараки, которые всегда с Кришной».

 

«Пойдем во Вриндаван!»

При встрече с Кришной Шримати Радхарани произнесла: «Я знаю, что Ты несчастлив здесь, в этих царских одеяниях. Возвращайся во Вриндаван».

 

аньера хридая-мана, мора мана-вриндавана,

‘мане’ ‘ване’ эка кари’ джани

тахан томара пада-двая, караха яди удая,

табе томара пурна крипа мани

(Ч.-ч., Мадхья, 13.137)

[Пребывая в настроении Шримати Радхарани, Махапрабху сказал:]: «У большинства людей ум и сердце слиты воедино, однако Мой ум никогда не покидает Вриндавана, поэтому Я считаю, что Он един с Вриндаваном. Мой ум и есть Вриндаван, а поскольку Вриндаван очень дорог Тебе, прошу, освяти его прикосновением Своих лотосных стоп. Я сочту это величайшим проявлением Твоей милости».

 

«Твое счастье – только во Вриндаване. Если хочешь быть счастлив, пойдем туда!»

Но вдруг Радхарани спохватилась: «О, Ты остался без ног…»

Мы видим Джаганнатху без ног и рук. Почему? Дваракаваси забрали у Кришны все, даже Его руки и ноги. Кришна так горько сокрушался – Он стал похож на обрубок… Тогда Радхарани покрыла Его Своей синей вуалью, нила-анчалой: «Не беспокойся. Хотя Ты и потерял руки и ноги, спрячься под Моей вуалью, Я унесу Тебя в безопасное место, где они не смогут узнать Тебя и украсть. Ты должен носить сари и кольцо в носу, а также покрывать Свою голову. Так Тебя никто не узнает. У Тебя будет другое имя – Джаганнатха, и Ты не будешь держать ни флейту, ни оружие. Ты будешь одет, как гопи».

Радхарани привела Кришну в Нилачалу. Название «Нилачала» указывает на место, где Кришна прячется под нила-анчалой, синей вуалью Радхарани. Он носит шелковые сари, которые расписаны именами «Радхе Радхе».

На Курукшетре враджаваси были непоколебимы: «Мы возьмем Кришну во Врадж!»

Тогда дваракаваси начали тянуть Кришну за руки и ноги, боясь, что Он уйдет, но враджаваси тянули Его сердце, поэтому разве они могли потерпеть неудачу? Враджаваси соорудили колесницы для Кришны и Баладевы. Нанда Баба взял Баладеву, а гопи – Кришну. Видя, что братья готовы уходить, Субхадра заплакала: «Я не могу жить без Вас! Пожалуйста, возьмите меня с Собой!»

Сердца гопи растаяли, и они сделали колесницу и для Субхадры. Тогда Сударшана сказал: «Я не останусь в Двараке, я тоже пойду».

– Что ты будешь там делать? – спросили его гопи. – Во Врадже не надо ничего уничтожать. – Я не причиню вреда. Я буду даси Шримати Радхарани, и, как Она, буду носить сари, а голову покрывать вуалью. Я всегда буду служить Ей, согласно Ее желаниям.

Затем Сударшана взошел на колесницу Субхадры, а не Джаганнатхи. В храме Сударшана находится с левой стороны Джаганнатхи, это место Его шакти.

Когда враджаваси уже были готовы взять Кришну, Он попросил: «Подождите немного. Я только отвезу дваракаваси в Двараку».

– Мы будем ждать тебя, – ответили враджаваси.

Кришна со всем многочисленным семейством вернулся в Двараку, которая уже была проклята.  Он сказал: «Через семь дней Дварака погрузится на дно океана». Увидев много дурных предзнаменований, жители Двараки пришли в Прабхасу, где все мужчины в ожесточенной драке поубивали друг друга железными палками. После этого Кришна вернулся во Врадж.

Прежде сердца преданных были разбиты. Они чувствовали: «Как Кришна мог так поступить с враджаваси? Разве враджаваси могут терпеть разлуку с Ним?»

Чтобы рассеять печали преданных, Рупа Госвами Прабху описал, как Кришна вернулся во Врадж. Он подтвердил это цитатой из «Падма-пураны»:

 

кришно ‘пи там дантавакрам хатва ямунам уттирья нанда-враджам гатва

соткантхау питарау

абхивадьяшвасья табхьям сашру-кантхам алингитах сакала гопа-вриндан пранамьяшвасья сарван сантарпаям аса

«Расправившись с Дантавакрой, Кришна переплыл Ямуну и прибыл во Врадж. Там он предложил поклоны Нанде и Яшоде, а также успокоил их, как только мог. Омыв Кришну своими слезами и обняв Его, они почувствали облегчение после стольких лет, наполненных  болью. Затем Он встретился со всеми другими пастухами, избавив их от скорби. И, наконец, Он пришел к гопи, утешив их после острой разлуки».

 

Это только маленькая капля в бездонном океане славы Шрилы Рупы Госвами. Его слава безгранична. Рупа Госвами Прабху и Шесть Госвами явились в этом мире и восстановили Врадж, который скрыл себя. Поэтому мы возносим им молитвы:

 

эи чхай госай джабе врадже коила васа

радха-кришна-нитья-лила корила пракаша

 (Шрила Нароттама дас Тхакур)

«Живя во Врадже, Шесть Госвами описали божественные игры Радхи и Кришны».

 

Они описали в своих произведениях вечные игры Радхи и Кришны. Без Госвами никто не смог бы понять славу Враджа. Никто не узнал бы о враджа-бхакти. Одни прославляли бы Ситу-Раму, другие – Рукмини-Кришну, но никто не смог бы полностью осознать высочайшее положение Радхи-Кришны.

Рупа Госвами Прабху проявил все это в этом мире, но в основном эти сокровища были спрятаны в драгоценном ларце. Шрила Гурудев открыл этот ларец и раздал величайшее сокровище всему миру. Поэтому необходимо всегда памятовать Шрилу Гурудева и молиться о его милости. Тот, кто останется в этой парампаре и будет хранить Гурудева в сердце, обязательно получит враджа-расу и попадет во Врадж. В этом нет никаких сомнений.

Шри Гаура-премананде! Хари харибол!

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить