7 января (вечер) 2013 года, Шри Навадвипа-дхама

Нараяна Госвами Махарадж

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Вчера был день ухода Шри Шрилы Гуру-пада-падмы.

Все мы пытаемся следовать этому дню, поэтому и пришли сюда. Шрила Гурудев ушел из этого мира, но он находится в вечном мире. Каким образом он присутствует там? Мы попытаемся понять это из его учения.

Он ушел из этого мира, но он приходит в особые дни, чтобы помочь всем своим последователям, всем обусловленным душам. К тем, кто обладает хоть каплей веры, почтения, любви к нему, в этот день он непременно придет и поможет им. В этом нет никаких сомнений. Каким образом он это сделает?

Джанмаштами, Рама Навами, Шива-ратри, Гаура-пурнима, Нитьянанда-трайодаши, Адвайта Саптами,  Экадаши – это особые дни, а дни явления гуру-варги и дни их ухода  являются очень особыми.

Шастры говорят:

 

джанма карма ча ме дивьям

эвам йо ветти таттватах

тьяктва дехам пунар джанма

наити мам эти со ‘рджуна

                                                                                             (Б.-г., 4.9)

 

«О Арджуна! Тот, кто знает божественную природу Моего явления и деяний, никогда больше не рождается в материальном мире. Покинув тело, он достигает Моей вечной обители».

Кришна непосредственно говорит Арджуне: «Мое рождение – явление в этот мир – трансцендентно, оно необычно. Любой, у кого есть знание об этом, не будeт больше вращаться в круговороте рождений и смертей».

Гуру-варга – вечная, духовная, она всегда присутствует в трансцендентном мире. Оттуда, из духовного мира, гуру-варга всегда дает благословения и помогает нам. Если мы испытываем сильную разлуку по Гурупада-падме, остро ощущаем необходимость в его помощи, он непременно устроит для нас все виды помощи. Особенно он приходит в этот мир в дни своего явления и ухода. Почему? Все поклоняются ему в эти дни, устраивают праздничную программу.

Когда Нитьянанда Прабху устроил программу в Панихати и пригласил Махапрабху, – Он пришел. Когда бы близкие спутники Махапрабху, такие как Рагхава Пандит, Накула Брахмачари, или Шачи Мата, ни вспоминали о Нем и ни приглашали Его, Он всегда приходил и принимал их подношения. Махапрабху пообещал: «Я всегда буду присутствовать там, где происходит  нама-санкиртана. Я всегда буду проявлен в Своем Божестве, и когда преданные предлагают Мне с любовью бхогу, Я непременно приду и приму ее».

Шрила Гурудев никогда не бывает один, без своей семьи. Он не последователь Брахмы. Он последователь сварупа-шакти и Враджадеви. Враджадеви всегда заняты служением Кришне. И если кто-то любит кришна-севу, они обучают, помогают и создают сладостные отношения по желанию Кришны. Точно так же и Гурупада-падма пришел в этот мир, чтобы помочь дживам.

Сейчас дживы не обучены и не квалифицированы. Но неверно думать, что Шрила Гурудев ушел. До этого он явился в одном вапу, трансцендентном теле. Теперь, после своего ухода, он устроил много своих божеств. Те, кто поклоняется его божеству с любовью и верой, не будут иметь никаких проблем в жизни. Но в течение последних двух лет многие ли поклонялись ему и молились о его помощи? Им следует задуматься об этом. Я слышал, что при жизни Гурудева в Коста-Рике и Майями были установлены его божества. В некоторых местах преданные Гурудева поклонялись и следовали ему. Но сейчас все очень заняты, поклоняясь собственному божеству – своему телу. И поэтому все они очень далеки от Гурудева.

Уддхава спросил Кришну, как подчинить майю. Майя всегда побеждает живые существа, делая их своими рабами и слугами. Тогда Кришна дал указание Уддхаве сделать Его божества и установить Их повсюду. Он сказал: «Если кто-либо будет поклоняться Моим божествам, Я буду рядом с ним. Очень скоро он обретет отношения со Мной без всяких условий, медитаций и аскез».

Сейчас у людей отношения с их собственным телом. Они относятся к этому телу, состоящему из пяти элементов, как к божеству, и имеют очень сильное желание ему поклоняться. Это желание не уходит легко. Оно оставит человека только в том случае, если тот будет поклоняться Божеству Господа или божеству Шри Гуру. Рамануджачарья в свое время создал свое божество и дал его своим ученикам.

Бхактивинода Тхакур описал вапу-вайбхаву и вани-вайбхаву.

Раньше у Гурудева было одно вапу, физическое тело. Теперь где бы ни было его божество, он проявится в нем и оттуда будет всем помогать. Кроме того, он находится в сердцах горячо любящих его последователей и преданных. Почему? Потому что они его любят и не могут без него жить. Ничто другое их не привлекает и у них нет отношений ни с кем другим.

Слава враджа-деви

Он учил всех природе Враджадеви.

 

пати-сутанвая-бхратри-бандхаван

ативилангхья те ‘нтй ачьютагатах

гати-видас таводгита-мохитах

китава йошитах кас тьяджен ниши

(Ш.-Б., 10.31.16)

 

«Дорогой Ачьюта! Ты прекрасно знаешь, зачем мы сюда пришли. Только такой хитрец, как Ты, может оставить молодых женщин, которые посреди ночи пришли увидеться с Тобой, плененные сладостными звуками Твоей флейты. Только, для того, чтобы встретиться с Тобой, мы полностью отреклись от своих мужей, детей, отцов, братьев и других родственников».

 

асам ахо чарана-рену джушам ахам сьям

вриндаване ким апи гулма-латаушадхинам

йа дустьяджам сва-джанам арья-патхам ча хитва

бхеджур мукунда-падавим шрутибхир вимригьям

                                                                                                (Ш.-Б., 10.47.61)

«Гопи Вриндавана отреклись от своих семей и оставили религиозные принципы, от чего очень трудно отказаться, для того, чтобы поклоняться Мукунде, единственной цели ведического знания. Пусть же мне посчастливится стать кустиком, лианой или травинкой во Вриндаване, чтобы постоянно омываться пылью с их лотосных стоп».

Враджадеви оставили своих мужей, детей, матерей, отцов, братьев – всех. Преданные, ученики, брахмачари и брахмачарини также оставили всех и пришли к Гурудеву. Теперь, когда Гурудев  ушел, куда им пойти? С кем встретиться?

Кришна учит ананьяте, однонаправленности.

 

ананьяш чинтаянто мам

йе джанах парьюпасате

тешам нитья абхийюктанам

йога-кшемам вахамй ахам

(Б.-г., 9.22)

 

«Но тем, кто постоянно поклоняется Мне с безраздельной преданностью, погруженный в мысленное созерцание Моей трансцендентной формы, Я даю то, чего им не достает, и сохраняю то, что они уже имеют».

 

Гурудев также учил: «Ананья ананья ананья» – всегда следуйте только стопам  Враджадеви и манджари.

Теперь, когда он ушел, куда все пойдут за прибежищем? Кто поможет, обучит, накормит нас? Откуда придет этот поток нектара, ведь иначе маленькие росточки погибнут без воды.

Как дживы получают сварупа-сиддхи? Когда Враджадеви и Враджаваси проливают на них свою анурагу, дживы получают возможность достичь сварупа-сиддхи, а затем и васту-сиддхи. Если Гурудева сейчас нет, то кто поможет? Не теряйте надежды. Гурудев присутствует в вапу-вайбхаве – в своих божествах, и в вани-вайбхаве – во всех своих лекциях, книгах, комментариях. Если вы следуете учению Шрилы Гурудева, вы встретитесь с ним. Если не поймете, он разъяснит, даст вдохновение и раскроет все значения.

Гуру вечен

Он также присутствует в своей мантре. Мы знаем, что гуру-мантру и гуру-гаятри необходимо читать утром, в обед и вечером по десять раз. Но разве может забыть эту мантру тот, кто испытывает разлуку? Он будет читать ее непрерывно – и тогда не отдалится от Гурудева. А те, кто не читает гуру-мантру, будут читать другие мантры – имена своих друзей и родственников. Они будут читать эти имена и тогда уйдут очень далеко от Гурудева.

Что означает садху-санга, или вайшнава-санга? В безлунную, холодную зимнюю ночь люди безнадежно бродят в темноте. Но есть ашрам, где садху разжег костер, чтобы дать свет и тепло страдающим в эту темную холодную ночь. Придя в этот ашрам, люди сразу согреются, почувствовав огромное облегчение.

Точно так же люди страдают в глубоких темных пещерах майи. Они все потеряли. Гуру-варга посылает к ним садху, несущих свет трансцендентного знания и тепло своей любви. Иначе придет много приведений, ведьм, разбойников и обманщиков, которые нападут на человека в темноте. Но садху этим светом освещает путь: «Как я могу пойти к Гуру Махараджу? Как же я могу встретиться с ним?»

Многие разбойники и те, кто пытается нас подкупить, говорят: «Гурудев ушел. Теперь я гуру, приходи ко мне. Я помогу тебе и обучу тебя. Я – второе божество твоего Гуру. Я – его экспансия». Это полный обман. Шри Гуру вечен.

Те, кто помогает мне прийти к Гуру, встретиться с ним, служить ему, развить с ним отношения, – мои хорошие друзья. Их называют Вайшнавами и садху. А те, кто обманывает людей, пытается похитить их время и энергию, сердце и ум, здоровье и богатство – это просто разбойники в обличии святых. Они изворотливые обманщики. Поэтому будьте осторожны. Господь сам говорит:

 

ачарьям мам виджаниян

наванманьета кархичит

на мартья-буддхьясуйета

сарва-дева-майо-гурух

(Ш.-Б., 11.17.27)

 

«Необходимо знать, что гуру неотличен от Меня. Никто и никогда не должен непочтительно относиться к нему или приписывать ему какие-либо недостатки, воспринимая его материальным видением, поскольку он – воплощение всех полубогов».

 

Гуру вечен. Он сарва-дева-майя, воплощение всех 330 миллионов полубогов. Шастры говорят:

 

 гурур брахма гуру вишнур

гурур дево махешварах

 гурур сакшат парам брахма

тасмаи шри гураве намаха

 

«Гуру – не кто иной, как Брахма. Он – не кто иной, как Вишну.  Он – не кто иной, как Шива. В действительности гуру – это высшая Абсолютная Истина.

Ему, духовному учителю, я предлагаю свои поклоны».

 

акханда-мандалакарам

вьяптам йена чарачарам

татпадам даршитам йена

     тасмаи шри гураве намаха

 

«Я предлагаю поклоны своему Гуру. Он открывает мне Того, кто является Неделимым, Единым Бесконечным Целым, Пронизывающим всё во вселенной, движимое и неподвижное».

 

Это не означает, что Гурудев – Брахма или Сам Господь. Нет. У Брахмы есть могущество созидать. Как душа  сможет достичь сварупа-сиддхи в этой линии бхакти? Гуру обладает этими особыми качествами Брахмы, он проявляет духовное тело души.

Гуру – не кто иной, как Вишну. Вишну поддерживает, помогает, служит в саттва-гуне. Гуру обладает этими качествами Вишну, он поддерживает и помогает нам.

Гуру – не кто иной, как Махешвара. Шива Тхакур разрушает грехи, оскорбления и анартхи. Подобным же образом Гурупада-падма забирает все плохие желания людей, их анартхи и ложное эго, он все очищает и меняет. И ему не нужно для этого много времени. Он встречает глупцов, наслажденцев, пьяниц, разбойников, обманщиков, смотрит на них, разговаривает с ними – и в один момент разрушает все плохое. У него есть все могущество Шивы.

Гурур сакшат парам брахма. Что, разве шастры обманывают? Нет. Он носит Парабрахмана в своем сердце.

 

ваданти тат таттва-видас

таттвам йадж гьянам адваям

брахмети параматмети

бхагаван ити шабдьяте

(Ш.-Б., 1.2.11)

 

«Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном».

 

Каким образом Гурупада-падма Парабрахман?  Господь, вся семья Господа — во Вриндаване, Гокуле, Враджа-мандале.  Всё находится в сердце Шри Гуру.

Навадвипа-дхама, Враджа-дхама, Кшетра-дхама, все святые дхамы находятся с ним, все шастры тоже с ним. Поэтому он – необычная личность. И об этом Гурупада-падме люди говорят: «Он ушел, исчез»?! Это – полное заблуждение.

Господь не уходит, Господь не исчезает. Точно так же и Гурупадa-падма не уходит. Гурупадa-падма не исчезает. Поток его любви и привязанности не  прекращается ни на секунду.

Если вы рядом с садху, с членами его семьи, Шрила Гурудев проявит себя. Как? Они (садху) всегда носят его в своих могущественных, милостивыx, мягких, исполненных блаженства и сладости сердцах. Они рядом с ним. Они приведут вас, предложат ему и скажут молиться каждый день: «Гурудев крипа бинду дийя».

Но если Гурудев ушел, как oн может дать крипа бинду дийя, каплю милости? Поэтому совершайте гуру-пуджу. Поклоняться Гурупада-падме означает: «Как мы можем его удовлетворить и порадовать?» Поэтому мы должны следовать всем правилам и предписаниям.

Истинные шраванам и смаранам

Вначале Шрила Гурудев пришел в Девананда Гуадия Матх в Навадвипа-дхаме. Он спросил своего Гуру Махараджа: «Все живут в святой дхаме, Навадвипе-дхаме, с Махапрабху, Его последователями и преданными. Эта жизнь в святой дхаме с Вайшнавами – фундамент духовной жизни. Я пришел сюда.  Сейчас у меня нет отношений или реализации, но я чувствую себя очень хорошо. Я оставил семейную жизнь с ее  привязанностями и пришел сюда. Я очень счастлив. Но как я смогу встретиться с Махапрабху, Нитьянандой Прабху, панча-таттвой и всей гуру-варгой

Тогда Парам-гурудев сказал: «Прежде всего служи Вайшнавам и создай с ними отношения. Их сердца наполнены любовью к их возлюбленным Махапрабху, Кришне. Если они будут довольны тобой, тогда из их сердца эта любовь перейдет в твое или отразится в нем. Тогда ты все осознаешь.

Затем Шрила Гурудев спросил: «Как я могу им служить?»

Парам-гурудев ответил:

 

шраванам киртанам вишно

смаранам пада-севанам

арчанам ванданам дасьям

сакхьям атма-ниведанам

 (Ш.-Б., 7.5.23)

 

«Слушание, воспевание и памятование святого имени, облика, качеств, игр Господа Вишну, служение Его лотосным стопам, поклонение Господу и вознесение Ему молитв, личное служение Господу, близкая дружба с Ним и безраздельная преданность Ему называются девятью составляющими преданного служения».

 

Парам-гурудев продолжал: «Это девять ветвей бхакти. Следуй этим всем девяти составляющим бхакти – тогда Вайшнавы будут счастливы. Вайшнавы никогда не будут счастливы без шраванам и киртанам. Если бы Парикшит Махарадж не слушал классы Шукадевы Госвами, поток враджа-премы не пришел бы в его сердце. Истинное служение – это шравана и киртана».

Но разве можно назвать шраваной слушание танцевальной музыки, спектаклей, шуток? Это не шравана. Это марана, смерть. Этот яд через уши проникает в мои сердце и ум. И как результат, и днем, и ночью, я буду кружиться в этом вихре развлечений проституток. Кинотеатры, фильмы, танцовщицы и все их развлечения будут рядом со мной. Но если я буду слушать о славе Господа от членов семьи Господа, эта  могущественная слава придет ко мне и смоет все негативные впечатления, накопленные в моей памяти за миллионы жизней. Это называется очищением ума и сердца.

Если после шраваны я совершаю киртану с вайшнавами, тогда приходит смарана. Смарана означает непрерывное памятование. Когда это тронет сердце, тогда начнется самбандха-гьяна. Если после шраваны не совершать киртану и смарану, тогда самбандха-гьяна не появится.

Я буду ежедневно памятовать эту Враджа-дхаму. Я буду ежедневно памятовать Гуру Махараджа. Я буду поклоняться ему  каждый день. Он дал мне эту мантру. Я буду повторять и памятовать эту мантру и поклоняться ему.В шастрах дается наставление:

 

пратхамам ту гурум пуджья

таташ чаива мамарчанам

курван сиддхим авапноти

хй аньятха нишпхалам бхавет

(Хари-бхакти-виласа, 4.344)

 

[Господь говорит:] «Если ты хочешь развивать бхакти ко Мне, сначала поклоняйся и доставляй радость своему гуру. Тогда под его руководством ты сможешь поклоняться Мне, и твоя деятельность станет бхагавад-бхакти. Иначе твое поклонение будет бесполезно».

 

Прежде всего поклоняйтесь вашему Гурупада-падме. Если не будете поклоняться своему возлюбленному Гурупада-падме, все, что бы вы ни делали, будет бесполезным. Все будет оскверненным.  Все будет впустую и не принесет вам никакого блага. Нет нужды в изысканных украшениях, в инструментах или каких-либо других вещах. Самый важный инструмент, который необходим – это ваш ум.

Рагхунатха дас Госвами говорит:

 

самам шри-рупена смара-виваша-радха-гирибхритор

врадже сакшат-сева-лабхана-видхайе тад-гана-юджох

тад-иджьякхья-дхьяна-шравана-нати-панчамритам идам

дхаян нитья говардханам анудинам твам бхаджа манах

(Манах-шикша, стих 11)

 

«О мой дорогой ум, чтобы обрести личное служение Шри Радхе и Шри Гиридхари, которые всегда охвачены любовным желанием, а также Их вечным спутникам во Врадже, надо пить панчамриту служения Им, следуя методу Шри Рупы Госвами. Эта панчамрита – живительный нектар, состоящий из следующих пяти ингредиентов: арчаны (поклонение Божественной Чете), санкиртаны (прославление Их божественных имен, образов, качеств и развлечений), дхьяны (размышления о Них), шраваны (слушание о славе Их имен, образов, качеств и развлечений) и пранамы (предложение Им поклонов). В дополнение к этому, преданный должен каждый день поклоняться Шри Говардхану, следуя заповедям бхакти».

Не нужны ни вода, ни масло, ни мед, ни сахар, ни йогурт, ни молоко.

Смарана означает, что читая гуру-мантру с желанием гуру-севы, вы поклоняетесь Гурупада-падме в уме. Если такая смарана происходит непрерывно, тогда придет самбандха-гьяна. Пада-севана, арчана и  вандана – это абхидея. А затем дасья, сакхья и атма-ниведана – это прайоджана. Это три шага, три ступени. Если вы станете следовать этим девяти составляющим бхакти непрерывно, не нужно будет больше ждать. Не нужно будет находиться далеко.

Гурудев спросил Парам-гурудева, и тот сразу дал ему наставления. На следующий же день Гурудев начал им следовать. Он пошел слушать хари-катху. Прослушав хари-катху, он сел и тоже начал рассказывать хари-катху. Каждый день он ходил к Парам-гурудеву и задавал ему вопросы по той хари-катхе, которую слышал от него. Иначе, если не задавать вопросы, невозможно получить энергию и силу от своего Гуру.

Парам-гурудев, видя его рвение, сказал: «Да, ты пришел в линию Махапрабху. В линии Махапрабху самое главное – санкиртана. Если пьешь санкиртана-расу и раздаешь этот нектар другим, если поток этой расы течет постоянно, очень быстро придет реализация и все будет так, как оно есть. Без санкиртаны кришна-киртана не принесет быстрого блага».

Тогда oн начал нагарa-санкиртану. Oн ходил во многие места с Парам-гурудевом на нагара-санкиртану.

Шрила Гурудев ходил с Парам-гурудевом в девять храмов Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура на девяти островах Навадвипы, а также в места Ашта- кавираджа, Чаушанти-маханта и во все места явления Вайшнавов. Куда бы Парам-гурудев ни шел, он шел в сопровождении санкиртаны.

Когда Парам-гурудев пришел в Ади Саптаграм, место явления Рагхунатхи даса Госвами, Гурудев спросил: «Почему находящиеся в отречении Вайшнавы, такие как Харидас Тхакур, приходили в дом Хираньи Говардхана? Махапрабху сказал: “Встречаться с царями и царским окружением – это все равно что пить яд. Вайшнавы в отречении никогда не будут встречаться с такими людьми!” Но мы видим, что все Вайшнавы приходили  в дом Хираньи Говардхана. Почему?»

Парам-гурудев объяснил, что Хиранья Говардхан был отцом Рагхунатхи даса Госвами. Харидас Тхакур не желал ни богатства, ни чего-то еще. Он был нишкинчана, акинчана, полностью нейтральным, не имеющим никаких мирских желаний. Но у Харидаса Тхакура было трансцендентное желание встретиться с Рагхунатхой дасом Госвами. Дас Госвами пришел из вечной обители – Враджа-мандалы. В лиле Махапрабху он – Рагхунатха, а во враджа-лиле – Рати Манджари. Без милости Рати Манджари не придет рати. Не придут это особое настроение и энергия бхакти. Рати Манджари дает анурагу, желание к бхаджану, бхакти и трансцендентным отношениям.

Сейчас наша рати, привязанность, направлена к нашим собственным чувствам. Мы никогда не сможем разорвать эту привязанность и попасть в вечный мир без духовной силы.

Как нам это понять?

Наказание Рагхунатхи даса Госвами

Однажды Нитьянанда Прабху был в Панихати, на берегу Ганги, недалеко от дома Рагхавы Пандита, с Шиванандой Сеной и тысячами  преданных. Рагхунатха тоже пришел туда. Увидев его, Нитьянанда Прабху сказал: «Сегодня я накажу тебя. Все это время ты скрывался в своей семье, но начиная с сегодняшнего дня ты должен служить всем Вайшнавам».

Рагхунатха служил преданным и у себя дома. Но Нитьянанда Прабху сказал: «Ты пришел, чтобы помочь всем живым существам, дав всем эту враджа-рати. Все мы ждем на берегу Ганги. Сейчас я памятую пулина-бходжан, пикник ранним утром на берегу Ямуны с Кришной. Сейчас же приготовь все необходимое для прасада».

И тогда Рагхунатха дас Госвами мгновенно все организовал. Он раздавал свою любовь, анурагу и рати. У него есть любовь сварупы-шакти, Шримати Радхарани.

Он раздавал не просто йогурт и рис, он раздавал свою рати. Рати Манджари раздавала рати к Радхе-Кришне. Раздавая рис, гхи, бананы, фрукты, йогурт и т.д., в действительности он раздавал любовь своего сердца. С разрешения Нитьянанды Прабху он предложил это всем преданным.

Нитьянанда Прабху, который является акханда-гуру-таттвой, вначале предложил все это Господу. Махапрабху непосредственно пришёл туда. Он принял подношение и был доволен. После этого Его прасад был роздан десяткам тысяч преданных. Приняв его, они забыли обо всём, сердца их наполнились блаженством. В этот день, когда Рагхунатха дас Госвами дал эту рати, все преданные изменились. Нитьянанда Прабху дал ему наказ никогда не прекращать свое служение.

Тогда Гурудев спросил Парам-гурудева:

— О, Рати Манджари раздавала эту враджа-рати. А Прабхупада Сарасвати Тхакур, экспансия сварупа-шакти, тоже раздает эту рати?

— Да.

— И ты тоже раздаешь ее, Гурудев?

— Да. Но получит пользу и благословение тот, кто примет ее с верой и любовью.

— Если я буду молиться за нее, дарует ли мне ее гуру-варга? – спросил Гурудев.

— Да, почему бы им не дать? Если ты будешь молиться за нее с верой и почтением, гуру-варга очень добра, они непременно дадут.

С этого дня Шрила Гурудев воспевал «Шад-Госвами аштаку», «Вилапа-кусуманджали» Рагхунатхи даса Госвами, «Сва-нияма дашаку», изучал  все книги Госвами и собирал все советы и наставления, которые  находил в них. Это их маха-маха-прасад, который они оставили для нас. Он запоминал все, что собрал из книг Госвами, и молился этими стихами каждый день:

 

йат-кинкаришу бахушах кхалу каку-вани

нитьям парасья пурушасья шикханда-маулех

тасьях када раса-нидхех вришабхану-джаяс

тат-кели-кунджа-бхаванангана-марджани сьям

(Шри Радха-раса-судха-нидхи, стих 8)

 

«О дочь Махараджи Вришабхану, океан расы! Этот прекрасный юноша, носящий павлинье перо в волосах, в действительности Верховный Господь, Источник всех воплощений. И все же Он припадает к стопам Твоих служанок, пытаясь умилостивить их Своими смиренными, отчаянными мольбами, чтобы они пустили Его в Твою кунджу, где Ты обычно предаешься с Ним любовным развлечениям. Если бы я смог стать прутиком в метле, которой Твои сакхи подметают Твою восхитительную кунджу, моя жизнь увенчалась бы успехом!»

 

А также:

 

ха деви каку-бхара-гадгадаядья вача
йаче нипатья бхуви дандавад-удбхатартих
асья прасадам абудхасья джанасья критва
гандхарвике ниджа-гане гананам видхехи

(Шри Гандхарва-сампрартхана-аштака, стих 2)

 

«О Деви Гандхарвика! Я тяжело страдаю в разлуке с Тобой. В  полном отчаянии я падаю ниц перед Тобой и с дрожью в голосе смиренно молю явить милость этому глупцу и принять его в круг Своих близких служанок».

 

Гурудев всегда воспевал эти стихи. Во время своих классов он молился этими стихами. Но если мы не хотим эту рати, эту любовь, и не молимся, тогда как она сможет к нам придти, откуда она появится?

Смысл парикрамы

Затем после даршанов в Гаура-мандале Гурудев вместе с Парам-гурудевом посетил все места Госвами. Парам-гурудев проводил пада-ятру, Гаура-мандала ятру, со всеми санньяси, брахмачари и своими духовными братьями. Вместе с санкиртаной он шел по всем этим местам, собирая милость гуру-варги.

Он говорил: «Вайшнавы идут и молят. Кого?  Всю свою гуру-варгу. Они молят об этой враджа-рати, враджа-бхаве. Eсли пойдешь просить у обычных людей, они, возможно, дадут одну, пять, десять или сто рупий, но они не смогут дать враджа-рати. Они дадут вишая-рати, а затем скажут: «Ты мой слуга. Делай это, делай то. Когда я приду, ты будешь мне служить и помогать  мне. Но гуру-варга дает враджа-рати».

Санкиртана-раса

Во время Вьяса-пуджи Прабхупады Парам-гурудев вместе с Ашрам Махараджeм и многими другими  духовными братьями провел удивительную санкиртану.

Когда Гурудев впервые встретился с этой санкиртаной, он подумал: «О, эта санкиртана необычная». Все купались в этой санкиртана-расе, забыв день, ночь, утро, вечер. Парам-гурудев танцевал часами, не несколько минут или секунд. Они забыли обо всем. Эта санкиртана-раса явилась с Парам-гурудевом. Это – раса, санкиртана-раса. Все последователи и преданные присутствовали там. Гурудев наблюдал и возносил молитвы.

После этой санкиртаны он подошел к Вайшнавам, взял пыль и нанес на свое тело. Он предлагал пранамы, катаясь в пыли, и молился: «О, когда же придет ко мне это настроение?»

После этой санкиртаны он пошел к Парам-гурудеву и спросил его: «Сегодня ты танцевал днем и вечером пять-шесть часов, ты, наверное, очень устал?»

Парам-гурудев ответил: «Это не упражнения для тела. Как кто-то, выпив эту санкиртана-расу, может устать? Это же не труд и не тяжелая работа. Это раса. Сладостная она или горькая? Это нектар или яд? Когда ты в потоке санкиртаны-расы, как ты можешь устать? Я очень счастлив и доволен».

Махапрабху обещал приходить во все места, где происходит движение санкиртаны. Если Он не придет, не будет больше силы сварупы-шакти, и тогда люди устанут и заболеют. Тогда на следующий день не будет никакого киртана. Появится боль в сердце и во всем теле. Но если они пьют эту расу и купаются в ней, они не зачахнут, не устанут и не заболеют.

В этот год, с Вьяса-пуджи до Гаура-пурнимы, Парам-гурудев каждый день ходил на парикраму в сопровождении санкиртаны-расы. Он говорил: «Эта санкиртана — самая главная составляющая бхакти». Махапрабху сказал: «Киртания сада хари – всегда совершай киртану Господа Хари».

Гурудев запомнил это. С этого дня Гурудев  выучил  все анурагамайя киртаны. Он всегда приходил петь первым. Eго духовныe братья, киртания Мукунда Прабху и Канай Прабху, были очень юными в то время. Гурудев обучил их всему, чему сам научился у Парам-гурудева и его духовных братьев, учеников Прабхупады Сарасвати Тхакура. Он обучил всему этих юношей. Но обучая, невозможно ничему научить, если не вложить любовь и силу из своего сердца. Иначе кто-то может и научится, но петь не будет. Сердце будет как камень, из уст – никакого киртана. Но если этот поток присутствует, киртан будет продолжаться непрерывно. Тогда возможно киртания сада хари.

С этого дня начался киртан Гурудева. Он говорил: «Я начинаю петь песни Бхактивиноды Тхакура, и все значения киртанов приходят ко мне». Он воспевал такие бхаджаны, как:

 

радха-кунда-тата-кунджа-кутира

говардхана-парвата, ямуна-тира

«Маленькая кунджа на берегу Радха-кунды, холм Говардхан, берега Ямуны…»

 

кусума-саровара, манаса-ганга

калинда-нандини випула-таранга

 

«Кусума-саровара, Манаса-ганга, дочь Калинды Ямуна с ее быстрым течением…»

 

Он говорил: «Когда поешь киртан, нужно внутренне медитировать. Когда поешь радха-кунда-тата, Радха-кунда должна проявиться в вашем внутреннем видении и вы должны служить там».

Это правило санкиртаны. Например, рано утром вы начинаете парикраму (вокруг Туласи) и поете:

 

джая радхе джая кришна джая вриндавана

шри говинда, гопинатха, мадана-мохана

 

«Слава Шри Шри Радхе-Кришне и божественному Шри Вриндавану! Слава трем главным Божествам Вриндавана: Говинде, Гопинатхе и Мадана-мохану!»

 

Разве вы просто поете? Почему вы не находитесь там, во Вриндаване, рядом с Говиндадевом, Гопинатхой и Мадана-моханом?

 

джаха саба лила койло шри-нанда-нандана

«Вся слава местам игр Нанда-нанданы».

Почему же вы не там, в местах игр Нанда-нанданы?

 

шри-нанда-яшода джая, джая гопа-гана

шридамади джая, джая дхену-ватса-гана

«Слава родителям Кришны — Нанде и Яшоде! Слава пастушкам – друзьям Кришны во главе со Шридамой, старшим братом Шримати Радхарани, и Ананге Манджари! Слава коровам и телятам Враджа».

Памятуйте все эти имена и места. Ходите туда и встречайтесь со всеми этими личностями. Тогда вы будете купаться в этой санкиртана-расе. Санкиртана придет к вам.

В противном случае это не киртана – это просто драма и шутки. Выучить этот киртан необходимо. Петь киртан только по книге – это не киртан. Госвами, их книги и песни имеют вечную силу.

Правила киртана

Когда я пришел в Гаудия Матх, там были строгие правила. Нам не разрешалось смотреть в книгу, когда поешь киртан. Нужно было сначала все выучить наизусть. Иначе ты просто клоун, и все кто следует за тобой, тоже клоуны. Сначала все запомни, а потом молись. Если ты молишься гуру-варге и Госвами, киртан проявится и поведеттебя во все эти места и центры. Иначе это просто времяпрепровождение.

Парам-гурудев и Вайшнавы были счастливы слышать, как поет Шрила Гурудев. Им очень нравились тон, мелодия, песни и голос. Все, что связано с Шрилой Гурудевом, было очень сладостным.

Во время класса Парам-гурудев говорил: «Сейчас будет говорить Гаура Нараяна. У него есть желание понять все как оно есть, не только хорошо провести время или пошутить. Это называется класс бхакти-йоги».

Гурудев знал, если кто-то из преданных не посещал класс, киртан, гаура-арати или мангала-арати. Он приходил и спрашивал: «Прабху, что случилось? Как я могу вам помочь? Приходите на гаура-арати и мангала-арати». Он просил и молил пожилых и старших. А если новички не приходили, он их вдохновлял. И затем, если они не следовали, не приходили день, два, неделю, он приходил к ним в комнату с колокольчиком, садился и начинал киртан. Как они могли спать? Куда могли спрятаться? Тогда было всего несколько комнат.

Гурудев говорил: «Сегодня  я начну мангала-арати здесь. Он очень слаб, у него нет сил и энергии». Тогда им становилось стыдно и они шли в алтарную вместе с Гурудевом.

Однажды я видел на видео, как в Голландии он пошел на утреннюю прогулку, а затем вернулся на класс, но преданные даже и не начинали киртан. Гурудев спросил:  «Почему вы не начинаете киртан

Преданный ответил: «Я не киртания, я не для этого сюда пришел».
Гурудев сказал: «Мы все киртании. Если ты не киртания, тогда не оставайся с нами. Если ты не любишь хари-киртан, значит ты ничего не любишь, можешь пойти куда-нибудь еще».

 

э’ло гоура-раса-нади кадамбини хо’йе

бхасаило гауда-деша премабришти дийе (1)

Дождевые облака гаура-расы залили землю Гауды потоками божественной любви.

 

нитьянанда-райа тахе марута сахая

джаха нахи премабришти таха ло’йе джая (2)

 

Шри Нитьянанда Рай, словно попутный ветер, разметал эти облака повсюду, где еще не было благодатного дождя премы.

 

хуру-хуру-шабде аило шри адвайта чандра

джала-расадхара тахе райя-рамананда (3)

 

Раскаты грома — это Шри Адвайта Ачарья, а поток дождя расы — это Шри Рамананда Рай.

 

Сейчас это движение санкиртаны, эта санкиртана-раса, помогает всем. Она дает всем мощный толчок, побуждая вступить в обитель бхакти. Все, что бы вы ни делали, без санкиртаны в Кали-югу бесполезно.

Поэтому Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж отправился в западные страны и начал санкиртанушри кришна чайтанья прабху нитьянанда, маха-мантру и джая радха-мадхава

Он обучал этому всех и Гурудев также обучал всех рупануга— и  рагануга-бхакти, всем помогал. Для развития отношений киртаны Госвами – самые важные.

Парам-гурудев начал Навадвипа-дхама-парикраму. Весь день во время парикрамы, с начала и до конца, Гурудев никогда не убегал и не прятался. Он всегда служил и помогал парикраме.

Шрила Гурудева никогда не останавливал Враджа-мандала-парикраму. Каждый год он ходил во все места игр и распространял их славу. Он там молился, создавал отношения преданных с этими местами.

Завтра утром мы продолжим слушать.

Я постараюсь объяснить, как Шрила Гурудев служил всей гуру-варге и этому движению санкиртаны, как он писал свои книги. Есть непрямая сева, а есть прямая. Одна – на расстоянии, а другая – непосредственно, как она есть. Кто-то может очень долго ждать: когда же придет поезд? Когда я поеду? Когда достану билет? Отчаявшиеся вот так и ждут. Шрила Гурудев говорит: «Отчаявшиеся никогда не пересекут майю».


уттиштхата джаграта

прапья варан нибодхата

кшурасья дхара нишита дуратьяя

дургам патхас тат кавайо ваданти

(Катха-упанишад, 1.3.14)

«Вставай! Пробудись!  Извлеки пользу из этой человеческой формы жизни, пусть даже путь духовной реализации труден и остр, как лезвие бритвы. Это мнение ученых трансценденталистов».

 

Дживы спят в майе. Как им пробудиться и осознать себя? Для этого Шрила Гурудев устроил программу. Он пришел в Гаудия Матх и начал эту программу. Завтра утром мы это объясним на классе.

 

 В память о бхакта-бандхаве Шриле Гурудеве,

Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махарадже

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить