Восемь Главных Подруг Шримати Радхарани

Ашта-сакхи ПРАБХУДЖИ

Шрила Нароттама дас Тхакур объясняет, что Шримати Радхика Сама разделила гопи в мадхурья-расе на четыре группы:

  • свапакша,
  • сухрит-пакша,
  • татастха-пакша и
  • випакша

Несмотря на такое разделение, на самом деле эти группы суть одно. Шримати Радхарани разделила мадхура-расу на четыре части только для того, чтобы доставить радость Своему возлюбленному.

К группе свапакша (личной группе Шримати Радхики) относятся Лалита, Вишакха и парама-прештха-сакхи. Группа випакша (гопи-соперницы) включает Чандравали, Падму, Шайбью и других. В группу сухрит-пакша входят Шьяма и ее сакхи. Они более благосклонны к Шримати Радхарани и нейтральны к Чандравали и ее группе. Татастха-пакша-гопи во главе с Бхадрой более преданы Чандравали и нейтральны по отношению к Шримати Радхарани. Все эти гопи являются экспансиями Вришабхану-нандини Шримати Радхарани.

Будучи соперницами Шримати Радхарани, Чандравали и ее сакхи всегда усиливают вамья-бхаву, своенравность Шримати. Лалита и сакхи распространяют Ее раса-мадхури. Все эти группы призваны разнообразить игры Шри Радхи-Мадхавы.

сакхи вина эи лила пушта нахи хая

сакхи лила вистария, сакхи асвадая

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 8.203)

[Кроме сакхи никто не может поддерживать эти лилы. Они разворачиваются лишь совместными усилиями гопи. Поэтому только гопи наслаждаются нектаром этих лил.]

Игры шрингара-расы не могут состояться без враджа-деви. Сакхи организовывают всё для Кришны.

Пять видов сакхи описаны в «Удджвала-ниламани»:

  1. Сакхи;
  2. Нитья-сакхи;
  3. Прана-сакхи;
  4. Прия-сакхи;
  5. Парама-прештха-сакхи, также известные как прия-нарма-сакхи.

К сакхи относятся Кусумика, Вринда и Дхаништха. Кастури-манджари, Мани-манджари и другие манджари являются нитья-сакхи Радхарани. Шашимукхи, Васанти, Ласика и другие – прана-сакхи.

Нитья-сакхи и прана-сакхирадха-снеха-адхика, их называют манджари. Шримати Радхарани очень любит манджари. Курангакши, Сумадхья, Маданаласа, Манджукеши и другие сакхи – это прия-сакхи Радхики.

Ашта-сакхи во главе с Лалитой и Вишакхой являются парама-прештха-сакхи Радхарани.

Шрила Нароттама дас Тхакур продолжает: «Теперь я опишу самых главных подруг Шримати Радхарани. Это Лалита, Вишакха, Сучитра, Чампакалата, Рангадеви, Судеви Тунгавидья и Индулекха».

Шрила Нароттама дас Тхакур описал служение и особенности восьми самых близких и дорогих парама-прештха-сакхи Радхарани. Почему? Во время воспевания «Харе Кришна» качества Шримати Радхарани и Ее сакхи естественным образом проявляются в сердце преданного. Он медитирует на эти качества и молится Шри Радхе-Кришне и Их спутникам. Кришна и Его сакхи (друзья) также проявятся в сердце преданного. Тогда он всегда будет умиротворен. Затем Шрила Нароттама дас Тхакур называет имена различных манджари.

Садхак всегда находится в анугатье, то есть под руководством. Мы не должны думать, что это служение является следствием домыслов или фантазий, что оно не соответствует действительности. Любой, кто начинает совершать такое служение, вскоре обнаружит в сердце вдохновение, проявленное враджа-деви. Это называется сварупа-сиддха сева. Эта сева живая и реальная.

В материальном мире служение изживает себя, делает сердце черствым, и через некоторое время человек уже больше не желает служить. Единственная цена для обретения враджа-севы – это духовная жажда. Жадное стремление притянет севарасу в ваше сердце, и тогда в нем не останется места сомнениям.

кришна-бхакти-раса-бхавита матих

криятам яди куто ’пи лабхьяте

татра лаульям апи мульям экалам

джанма-коти-сукритаир на лабхьяте

(Падьявали, 14)

[О добродетельный человек! Если где-либо найдешь того, кто обладает кришна-бхакти-расой (особенно враджа-расой), не теряя ни минуты поспеши купить у него это сокровище. Его невозможно приобрести, совершая благочестивые поступки даже на протяжении миллионов жизней. Единственная цена за это сокровище – страстное желание обладать им.]

Лалита-деви

Лалита-деви на двадцать семь дней старше Шримати Радхарани. Ее также называют Анурадха.

Она для Шримати Радхарани как старшая сестра. Ее наряд переливается яркими красками, словно хвост павлина.

Она украшена качествами вама-найики и пракхара-найики.

Цвет тела Лалиты напоминает ярко-желтую горочану.

Ее мать зовут Саради, отца – Вишока, а мужа – Бхайрава. Он близкий друг Говардхана Маллы.

Лалита всегда устраивает свидания Шри Радхи-Мадхавы.

Она смягчает чувство разлуки, в которой Божественная Чета пребывает после любовной ссоры.

Лалита также устраивает из цветов ложе, зонтики, кунджи и многое другое. Она сочиняет множество историй для удовольствия Шри Радхи-Мадхавы.

Некоторые из видов ее служения – тамбула-сева и украшение кундж. Название ее кунджи – Лалита-ананда-кунджа.

В группу Лалиты-деви входят следующие сакхи:

  1. Ратнапрабха,
  2. Ратикала,
  3. Субхадра,
  4. Ратика,
  5. Сумукхи,
  6. Дхаништха,
  7. Калахамси
  8. Калапини.

Эти гопи – ее восемь главных сакхи. Ни одна из них ничего не сделает без ее разрешения. Они никогда не приблизятся к Кришне, даже если Он обратится к ним тысячу раз. Они никогда не посмотрят на Него. Они также не пойдут к Радхарани без разрешения Лалиты-деви. Они ничего не будут делать независимо. Эти ближайшие сакхи Лалиты-деви находятся в Лалита-ананда-кундже.

Мула-мантра Лалиты-деви: шрим лам лалитаяи сваха.

Вишакха-деви

Вишакха-деви – это вторая из ашта-сакхи Радхарани. Она ровесница Радхарани – родилась с Ней в один день.  Вишакха во всем очень похожа на Нее: качествами, манерой поведения, правилами, которых она придерживается.

Цвет ее тела напоминает молнию, а одежды украшены мириадами звезд. Ее отца зовут Павана – он сын сестры Мукхары, бабушки Шримати Радхики. Мать Вишакхи – Дакшина, она дочь сестры Джатилы. Муж Вишакхи – Вахика Гопа.

Вишакха-деви никогда никого не дразнит, ни над кем не насмехается и не обижает. Она всегда со всеми шутит по-дружески. Вишакха-деви ставит множество спектаклей для всеобщей радости. Реалистичность этих постановок сильно удивляет и радует Божественную Чету и вызывает бурю эмоций в сердце каждого.

Шри Радха-Кришна никогда не пренебрегают советами и наставлениями Вишакхи-деви. Она очень искусная посланница. Благодаря ее мягкому характеру каждый с радостью погружается в свое служение.

Когда украшают Радхарани, она возлагает корону Ей на голову и рисует на лбу очаровательную тилаку. Вишакха-деви устраивает все необходимое для поклонения богу Солнца. Она поет много сладостных песен и очаровательно танцует.

Вишакха и сакхи ее группы могут сложить прекрасную песню, просто услышав предложение, произнесенное Кришной. Удивленная Божественная Чета затем спрашивает: «Как вы так быстро сочинили эту песню?»

Основные виды служения Вишакхи-деви – вастра-сева (искусство наряжать) и аланкара-сева (искусство украшать). Она шьет много нарядов для Шри Радхи-Кришны.Ее кунджа называется Вишакха-ананда-кунджа.

В группу Вишакхи-деви входят следующие сакхи:

  • Мадхави,
  • Малати,
  • Чандрарекхика,
  • Кунджари,
  • Харини,
  • Чапала,
  • Сурабхи и
  • Субханана.

В группу каждой ашта-сакхи входят восемь сакхи и четыре манджари. То есть всего сто четыре главных сакхи и манджари. У Радхарани также еще есть четыре близких личных манджари.

Мула-мантра Вишакхи-деви: аим саум вишакхаяи сваха.

Чампакалата

Чампакалата – третья сакхи Радхарани. Цвет ее тела словно цветок чампака. Она на день моложе Радхарани. Ее одежды напоминают смесь золота и серебра. Ее отца зовут Арама, а мать – Ватика. Имя ее мужа Чандакья Гопа.

Качества Чампакалаты сродни качествам Вишакхи. Она также является искусной посланницей и умеет незаметно для других передавать послания Радхи и Кришны друг другу. У нее твердое понимание правил и предписаний, и она безупречно исполняет все указания Шримати Радхарани. Её желание – никогда не отдаляться от Радхарани.

Чампакалата-сакхи собирает разные цветы и плетет из них гирлянды. Она также готовит много фруктовых солений, а также кислых и смешанных солений.

Чампакалата-сакхи умеет делать особые глиняные горшки, в которых вода зимой становится теплой, а летом – прохладной.

Еще она делает горшки, в которых молоко превращается в мороженое, и горшки, в которых масло не тает.

Чампакалата-сакхи знает, какие горшки нужны летом, а какие зимой. Она опытна в искусстве приготовления множества восхитительных блюд, в которых сочетаются шесть различных типов расы. Всё, к чему она прикасается, сразу становится сладким: в таких блюдах нет горечи.

К другим ее видам служения также относятся создание гирлянд из драгоценных камней и обмахивание веером Шри Радхи-Кришны.

Кунджа Чампакалаты называется Чампакалата-ананда-кунджа и Камалатха-кунджа.

В ее группу входят:

  • Курангакши,
  • Сучарита,
  • Мандали,
  • Маникундала,
  • Чандрика,
  • Чандралатика,
  • Панкаджакши и
  • Сумандира.

Все они изготавливают много разных глиняных горшков по желанию Чампакалаты.

Мула-мантра Чампакалаты-деви: шрим чампакалатаяи сваха.

Читра-деви

Это четвертая сакхи Шримати Радхарани. Она на двадцать шесть дней моложе Радхарани. Ее мать зовут Чарчика, а отца – Чатура. Имя ее мужа Питхара.

Ее одежды цвета красной кункумы, они сверкают, словно сонм зеркал.

Читра-деви очень умна. Она необычайно опытна в разнообразном  служении.

Прежде чем кто-либо начнет свое служение, Читра-деви рисует множество картинок и объясняет, что и как нужно делать. Без советов Читры-деви это служение будет несовершенным.

Например, группа Чампакалаты делает много горшков, но они делают это под руководством Читры-деви. Читра-деви говорит им, как делать горшки согласно времени года.

Она знает языки птиц и животных: попугаев, обезьян, павлинов, медведей и оленей. У нее есть особый дар успокаивать всех окружающих. Она даже может заставить облака собираться и проливать дождь.

Она знает всё. Подобно риши, она достигла совершенства во всех мантрах. Всё, что говорят Радха и Кришна, является абсолютной истиной, и Читра-деви прекрасно понимает смысл Их слов.

Когда Кришна грустит в разлуке с Радхарани, Читра-деви, чтобы утешить Его, рисует картины. То же самое она делает, чтобы сломить ман (трансцендентный ревнивый гнев) Шри Радхи.

Она родилась исключительно для счастья Божественной Четы.

Почему мы памятуем имена этих восьми главных сакхи: Лалиты, Вишакхи, Читры, Чампакалаты, Индулекхи, Тунгавидьи, Рангадеви и Судеви?

У них столько замечательных качеств! Без их милости невозможно обрести служение Кришне. Кришна не примет ничего из того, что вы делаете независимо.

Поэтому без гопи-бхавы невозможно служить Кришне совершенным образом, это не доставит Ему большого удовольствия.

Читра-деви знает, насколько полезны сезонные фрукты. Медовые соты не всегда содержат мед. По совету Читры мед извлекают из сот в определенное время.

Она также знает, где и как выращивать разные фрукты и овощи. Она делает различные украшения и инструменты, расплавляя определенные камни. Кришна использует особые камни, чтобы петь и играть, поэтому Читра-деви собирает их для Него.

Кроме того, она знает астрологию и  может составить карту рождения каждого. Она знает природу животных, умеет их лечить и располагать их к враджаваси. Во Врадже все выращивают урожай только по ее совету.

Читра-деви также очень искусна в приготовлении самых разных напитков. Она умеет правильно сочетать различные ингредиенты, чтобы напиток обладал нектарным вкусом.

Она знает, как готовить различные блюда из определенных листьев и корней. Некоторые листья придают рису чудесный вкус, а некоторые корни можно использовать для приготовления сладостей, например, халавы и сладкого риса.

Название ее кунджи – Читра-ананда-кунджа.

Её особое служение – это лаванга-мала, предложение гирлянд из гвоздики.

Её ашта-сакхи:

  • Расалика,
  • Тилакини,
  • Шаурасени,
  • Сугандхика,
  • Рамини,
  • Каманагари,
  • Нагари и
  • Нагавеника.

Мула-мантра Читры-деви: шрим читраяи сваха.

Тунгавидья

Тунгавидья – пятая из ашта-сакхи Радхарани. Она на пять дней старше Радхарани. Ее мать зовут Медха, а отца – Пушкара. Имя ее мужа Балиша. Цвет ее тела подобен цвету кункумы. Цвет ее наряда светло-коричневый. Она прямолинейная и строгая, всегда говорит лицом к лицу. Ее ответы не заставляют себя долго ждать.

Тунгавидья знает восемнадцать видов программ. Она умеет примирять противоречия между людьми, а также устранять любые недопонимания, которые могут возникать между Радхой и Кришной, что мешает Им встретиться друг с другом.

Она верная сакхи Радхи и Кришны и знаток раса-шастр.

Во второй половине дня предлагаются фрукты, жареные блюда и горячие напитки. Тунгавидья знает, что после полудня следует готовить горячие блюда, они охлаждают тело, словно дождь, который охлаждает всё вокруг. Летом все живые существа, даже деревья и камни, страдают от жары, но этот жар тушится дождем.

Тунгавидья знает, какие подобрать наряды для Кришны, какие предложить  угощения для Него и какие игры устроить. Ей известны правила и предписания шастр, определяющих этические нормы (нити-шастры). Она устраивает такие замечательные программы!

Тунгавидья созывает птиц и животных и, разделив их на группы, объясняет, как им нужно вести себя: «Ранним утром (в нишанта-лилу) все вы должны молиться. Какхати нужно прийти через час. Попугаям необходимо вести себя соответствующе».

Тунгавидья-сакхи – наставница в музыке (сангита-ачарья), она учит сакхи петь и танцевать, преподает все виды музыкального искусства.

Название ее кунджи – Тунгавидья-ананда-кунджа. Там она делает все, чтобы доставить удовольствие Шри Радхе-Кришне.

В ее группу входят:

  • Манджумедха,
  • Сумадхура,
  • Сумадхья,
  • Мадхурекшана,
  • Танумадхья,
  • Мадхуспанда,
  • Гуначуда и
  • Варангада.

Манджумедха и Сумадхура прекрасно играют на музыкальных инструментах, а Сумадхья и Сумадхура изумительно танцуют. Танумадхья и Мадхуспанда знают разные искусства, внося в музицирование разнообразие. Гуначуда и Варангада украшают все перед музыкальным представлением, а позже подготавливают все для следующего представления.

Ее мула-мантра: шрим тунгавидьяи сваха.

Индулекха

Индулекха является шестой сакхи. Цвет ее тела ярко-желтый, а одежды напоминают ярко-красные цветки граната. Она на три дня моложе Шримати Радхарани. Ее мать зовут Бела, а отца – Сагара. Ее мужа зовут Дурбала. Она всегда на стороне Радхарани. Она очень прямая.

Индулекха-сакхи знает множество мантр. Она умеет повторять даже мантры, исцеляющие от укуса змеи. Она знает мантры, которые рассеивают печали. Индулекхе известны особенности всех мантр. Она дает особые мантры, которые делают человека искусным во всем. Ее слова наделены большой силой. Кроме того, она сведуща в астрологии. Гирлянды, которые она плетет, хорошо охлаждают Радху и Кришну. Индулекха очаровательно украшает Божественную Чету. У нее есть драгоценности, которые охлаждают или согревают тело, делают его крепким или, наоборот, слабым. Есть и такие, которые обладают лечебными свойствами. Она знает действие всех этих драгоценных камней.

Индулекха устраивает встречу Шри Радхи-Мадхавы, когда Они, поссорившись, пребывают в разлуке друг с другом. Она устраивает программы, которые разжигают в Божественной Чете еще бОльшую любовь. В число ее сакхи входят Тунгабхадра, Расоттунга, Рангавати, Сусангата, Читрарекха, Вичитранги, Модани и Маданаласа.

Мула-мантра Индулекхи-сакхи: аим индулекхаяи сваха.

Рангадеви

Седьмая сакхи – Рангадеви. Цвет ее тела подобен шафрану, а цвет одежд – красному цветку джавы. Она на семь дней моложе Шримати Радхарани. По характеру она похожа на Чампакалату. Ее отца зовут Рангасара, а мать – Каруна. Ее мужа зовут Вакрекшана, он младший брат Бхайравы, мужа Лалиты-деви.

Рангадеви всегда шутит с прия-сакхи Кришны, Шримати Радхарани. Она устраивает много прекрасных игр. Рангадеви всегда повторяет мантру, которая быстро приносит плоды. Название этой мантры кришнасья-акаршанам-мантрам (мантра, привлекающая Кришну). Стоит Рангадеви узнать, что Кришна в кундже Чандравали, как она сразу начинает повторять кришна-акаршана-мантру. Кришна тут же покидает кунджу Чандравали, стремительно направляясь к Шримати Радхарани.

Рангадеви и Судеви – близнецы. Рангадеви руководит восемью сакхи во главе с Калакантхи, которые отвечают за служение по росписи тела цветочными узорами  чанданой и другими ароматными субстанциями. Она также возглавляет сакхи и манджари, которые предлагают благовония, разжигают огонь в холодное время года, обмахивают чамарой в теплое время года и присматривают за животными в лесу – львами и оленями. Калакантхи, Шашикала, Камала, Мадхура, Индира, Кандарпа-сундари, Камалатика и Према Манджари – восемь главных сакхи, служащих под руководством Шри Рангадеви-сакхи.

Ее мула-мантра: шрим рам рангадевьяи сваха.

Судеви

Судеви – это восьмая сакхи. Она кроткая и мягкая (мриду). Враджаваси трудно различить двух сестер-близнецов, Рангадеви и Судеви. Даже Кришна иногда не может распознать, кто из них кто. Судеви замужем за младшим братом Вакрекшаны, мужем Рангадеви.

Судеви всегда занята личным служением Шримати Радхарани: она расчесывает Ее волосы, наносит Ей на глаза кадджал, нежно массирует Ее. Она учит попугая Шуку петь славу Радхарани перед Кришной, а самочку Сари прославлять Кришну перед Шримати Радхарани. Судеви организует для Радхи-Кришны прогулки на лодке, а также кукута-лилу. Кроме того, она сведуща в астрологии. По пальцам, глазам или бровям Судеви может рассказать о будущем человека.

Яшода Мата посылает в лес Кришне и Его друзьям, когда они пасут коров и телят, разные угощения. Судеви также подготавливает батти, чурму, кхир, ладду и другие подношения для удовольствия Кришны и Его сакхов. В Бходжана-тхали она раскладывает все эти угощения в тарелки и чаши, которыми служат естественные углубления в камнях, а затем Кришна с друзьями наслаждается трапезой.

Зимой вода в прудах и озерах Враджа становится очень холодной. Поэтому Судеви призывает Агни-девату и просит его согреть холодную воду. Она также знает, как делать золотые и серебряные кувшины. Чтобы Кришна был здоров, она добавляет в блюда пепел золота, серебра и жемчуга. Благодаря этому Он чувствует в теле легкость и силу. Судеви знает целебные свойства всего, что есть во Врадже.

Кавери, Чарукавара, Сукеши, Манджукешика, Харахира, Махахира, Харакантхи и Манохара – это восемь главных сакхи, служащих под руководством Шри Судеви-сакхи.

Мула-мантра Судеви-сакхи звучит так: аим саум шрим судевьяи сваха.

Наши учителя и авторитетные писания, такие как «Шри Гаура-ганоддеша-дипика» (161–165), описывают, кем являются ашта-сакхи в играх Махапрабху:

  • Лалита – это Сварупа Дамодара Госвами.
  • Вишакха – Рамананда Рай.
  • Читра – Ванамали Кавираджа.
  • Чампакалата – Рагхава Госвами.
  • Тунгавидья – Прабодхананда Сарасвати.
  • Индулекха – Кришнадас Брахмачари.
  • Рангадеви – Гададхара Бхатта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий