Восемь отличий беспрецедентного милосердия Шри Гаурахари

Лекции разных лет

1) Только Шри Гаурахари дарит бхакти всем

Причиной, почему Господь приходит в различных образах, является Его желание защитить Своих преданных слуг, уничтожить злодеев и установить истинную религию. Согласно таким писаниям как «Шримад-Бхагаватам», даже бескрайние океаны слишком малы, чтобы омыть хотя бы один волосок на теле таких могущественных аватар, как Матсья, Курма и Вараха; однако ни одно из этих воплощений не одаривало бхакти, или возвышенной любовью к Богу. Такие аватары, как Шри Нарасимха, Вамана и Парашурама всегда действуют только в рамках цели Своего пришествия, а Капила и Даттатрея учат исключительно системе санкхья-йоги, или йоге аналитического изучения природы материальных элементов. В учении Будды тоже ничего не говорится о бхакти. Среди всех аватар Бога только Шри Рамачандра и Шри Кришначандра привлекали к Себе жителей этого мира. Однако что касается того, чтобы подарить бхакти (рага-бхакти, или необычайно близкие любовные взаимоотношения с Богом), Они не проявляли оcобой щедрости, даже по отношению к Своим ближайшим спутникам. 

Например, Господь Шри Рамачандра предлагал Своим спутникам, таким как Ломаша Риши, Шарабханга, Сутикшна, мудрецам в лесу Дандакаранья и даже Какабхушанди только благословления на мирские чувственные удовольствия (бхогу) и освобождение из материального мира (мокшу). Следовательно, бхакти (рага-бхакти) Он держал в тайне. Да, пусть Шри Рамачандра – это марьяда-пурушоттама, или Господь, устанавливающий в обществе правила религиозной этики и поведения (марьяду), именно по этой причине Он и не открыл природу бхакти (рага-бхакти), или возвышенной любви к Богу, превосходящей даже принципы религии. Но было бы логично, если бы Господь Шри Кришна, являющийся лила-пурушоттамой, или Верховным Господом, который ради Своих высочайших божественных игр Сам в некоторой степени переступал законы марьяды, щедро одарил бы таким бхакти. Но даже Он, в большинстве случаев, скрывал природу преданности Себе (сва-бхакти).

раджан патир гурур алам бхаватам ядунам 
дайвам приях кула-патих ква ча кинкаро вах 
аств эвам анга бхагаван бхаджатам мукундо 
муктим дадати кархичит сма на бхакти-йогам

(Шримад-Бхагаватам, 5.6.18)

«О царь, это правда, что Господь Мукунда стал хранителем, учителем, почитаемым божеством, возлюбленным, господином и даже иногда твоим слугой и слугой рода Ядавов. Однако, несмотря на то, что Господь Шри Кришна легко дает освобождение всем, кто поклоняется Ему, Он не так легко дарует им бхакти».

кришна яди чхуте бхакте бхукти мукти дия 
кабху према-бхакти на дена ракхена лукаия

(Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 8.18)

«Шри Кришна сразу дарит освобождение (мукти) или мирские чувственные наслаждения (бхукти) по желанию Своих преданных, но не так легко Он дарует чистую любовную преданность Себе (према-бхакти). На самом деле Он хранит ее в тайне».

2) Шри Гаурахари дарует чистую любовь к Богу, прему, не рассматривая достоинства человека

Во всех других образах Господь, который легко может сделать невозможное возможным, держит в секрете Свое бхакти – даже от тех, кто поклоняется Ему.

И лишь в золотом образе Шри Гауранги Он принимает отрешенный уклад жизни монаха (санньяси) и странствует по земле, чтобы посредством Своих наставлений, прикосновений, взглядов и вдохновляющих слов наполнить сердце каждого встречного божественно сладким нектаром любви к Богу, бхакти-расой. Он также рассылает Своих спутников по всей Земле в качестве Своих представителей, и они являют миру Божества Господа и писания о преданности Ему. Так Он щедро, обеими руками, раздает чистую любовь к святому имени Бога. 

Шрила Рупа Госвами пишет в «Лагху-бхагаватамрите» (Пурва-кханда, 303):

сантв аватара бахавах панкаджа-набхасья сарвато-бхадрах 
кришнад аньях ко ва латасв апи премадо бхавати

«Пусть Господь, из пупка которого вырастает лотос, являет Свои бесчисленные божественные образы, дарующие миру благо. Но кто, кроме Шри Кришны, способен одарить предавшиеся души любовью к Богу, премой

Это абсолютно верно, но в «Бхагавад-Гите» (4.11) Шри Кришна говорит: «йе ятха мам прападьянте – как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его». А это значит, что Он дарует бхакти строго в соответствии с верой и качествами человека, ни больше, ни меньше. 

Да, это правда, что имя Шри Кришны – самое великодушное и милостивое. Даже тем, кто повторяет лишь подобие Его имени (намабхасу), подразумевая под Его именем нечто иное (санкета), произнося Его в шутку (парихаса), с неприязнью (стобха) или даже грубо (хела), имя Кришны дарует освобождение. Так было в прошлом, так происходит в настоящем и так будет в будущем. Но, тем не менее,

 ‘кришна-нама’ каре апарадхера вичара 
кришна балиле апарадхира на хая викара

(Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 8.24)

«При повторении кришна-намы (маха-мантры Харе Кришна) учитываются все оскорбления. Лишь по этой причине оскорбитель не испытывает духовных эмоций при повторении святого имени Бога». 

В отличии от этого утверждения есть стих о повторении имени Гауры:

чаитанья-нитьянанде нахи эсаба вичара 
нама лаите према дена, бахе ашрудхара

(Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 8.31)

«Что же касается воспевания имен Шри Чайтаньи и Нитьянанды Прабху, оскорбления не принимаются во внимание. Эти имена подарят прему тому, кто их повторяет, и от любви к Богу слезы потоком будут струиться из его глаз». 

Кроме того:

эи мана даялу прабху нахи трибхуване 
кришна према джанмая яра дура даршане

«Во всех трех мирах не существует никого более милосердного, ибо Он одним Своим видом пробуждает в сердце кришна-прему».

3) Шри Гаурахари всецело покорился воле Своей энергии милосердия

Таким образом, желая одарить всех премой, каруна, сострадательная милость Шримана Махапрабху, не обращает внимания на достоинства и недостатки людей. Считая достойными всех, она немедленно вручает прему каждому, кто попадется на ее пути. Она сама делает достойными тех, кто не заслуживает этого, и наполняет их сердца нектаром премы.

Унната-удджвала сва-бхакти – восхитительное настроение служения Господу в наивысшем его проявлении – нектаре чувств возлюбленных – чрезвычайно трудно обрести даже самым дорогим спутникам Господа, таким как Шри Нарада, что уж говорить о садхаках

Однако когда милосердие Шри Гауры стало беспрепятственно распространяться во все стороны света, эта редчайшая унната-удджвала према, получив полную независимость, словно гигантский потоп, затопила собой весь мир. Шриман Махапрабху отдал Своей беспрецедентной силе милосердия полную свободу, шепча ей: «Каруна, Я полностью отдаюсь в твои руки. В какую бы даль ты ни отправилась, и какие бы места ты ни пожелала посетить, затапливай своими потоками экстатичной любви, премы, всех – оскорбителей, противников, равнодушных, верующих и неверующих, обычных и особых преданных».

Сначала в этом потоке премы затонули холмистые равнины Кулии (оскорбительно настроенные студенты Навадвипы), за ними долина Нилачалы (адвайтавади, в частности Сарвабхаума Бхаттачарья) и, наконец, в пучины премы погрузились горные вершины Каши (адвайтавади-оскорбитель Пракашананда Сарасвати и шестьдесят тысяч его учеников). В нежном сострадании Шри Гауры столько бесподобной сладости и изумительного счастья, столько неповторимого великодушия и беспрецедентной исключительности, что даже лила-пурушоттама Шри Кришна, который тоже способен одарить премой, не может с Ним сравниться.

4) Только Верховный Изначальный Господь может явить все Свои божественные лики

Все другие инкарнации Бога, которые приходили в этот мир, пребывали в одном и том же образе с момента Своего явления и до самого ухода. И только когда приходил Шри Кришна, Он открывал Свои остальные божественные лики. Он показал Деваки и Васудеве, а также юным девам Враджа, Свой четырехрукий образ; Арджуне Он явил Свой вселенский образ, а Хануману в Двараке – образ Господа Рамы. Шри Кришна может это, поскольку Он – Сваям Бхагаван, Изначальный Верховный Господь, у которого нет другого источника, кроме Него Самого. Но такие аватары, как Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха и Шри Рама никогда не проявляли другие божественные облики, кроме Своего собственного.

Также и Шри Чайтанья Махапрабху представал перед Своими преданными в любых образах Бога, которые те хотели видеть, причем делал это публично. Например, Он явил Свой образ Господа Нарасимхи Шринивасу и Нрисимхананде, а образ Шри Рамы вместе со всеми Его спутниками – Мурари Гупте. Одним Он показывал Свой образ ягья-варахи (Господа Вепря как олицетворения жертвоприношения), божественные лики с четырьмя, шестью и восемью руками, а другим – Свой образ Шри Кришны с флейтой. Шри Раю Рамананде Он явил Свой образ расараджа-махабхавы. Эти проявления могущества Шри Чайтаньей Махапрабху также утверждают Его превосходство над всеми другими проявлениями Бога.

5) В образе Шри Гаурахари Господь в полной мере проявляет Свое сострадание

Во все Свои предыдущие пришествия Господь защищал святых, которые непосредственно чувствовали Его нежную заботу и милосердие. Устанавливая истинную религию, Господь тем самым дарил благо искренним последователям Абсолютной Истины, и они тоже испытывали на себе Его милость.

Приходя раньше, Господь также убивал тиранов, одаривая их духовным освобождением (гати). Поэтому Его называют хатари-гати-даякой, или Тем, Кто одаривает духовным совершенством преступников и злодеев, которых лишает материальной жизни. Шри Кришна дарил освобождение из материального мира (мукти) не только тем тиранам, которых уничтожал Сам, но даже тем, кто пали от руки его спутников Арджуны и Бхимы. Милость Господа к демонам поистине достойна восхищения. Например, убийца детей, демоница Путана получила положение кормилицы Господа в Его духовной обители. 

Но вопрос – в какой момент демоны осознавали сострадание Бога к себе? Только после своей смерти, когда они обретали прибежище Его лотосных стоп. При жизни же они совершенно не подозревали о Его милости к себе, так же как и их родственники, жены и дети (за исключением змея Калии и его жен). До своего последнего вздоха тираны и их семьи были уверены, что Кришна жестоко обошелся с ними. Следовательно, во всех других пришествиях Бога сладость Его милосердия не была совершенной.

С другой стороны, Шри Чайтанья Махапрабху никогда не брал в руки оружия и никогда не отнимал ни у кого жизнь. Напротив, Он очищал сознание каждого встречного, даруя ему святое имя Бога. Эту уникальную особенность – убивать не злодеев, а их злые качества, можно найти только у Шри Гауры. 

Тому есть множество примеров. Братья-дебоширы Джагай и Мадхай, мусульманский правитель Чханд Кази, оскорбительно настроенные студенты в Навадвипе, имперсоналист Пракашананда Сарасвати из Каши и его ученики – все они были враждебно настроены по отношению к Шри Вишну и вайшнавам, и поэтому являлись закоренелыми богохульниками. Тем не менее, благодаря милосердию Шримана Махапрабху, они превратились в святых людей, маха-бхагават. Вместе со своими женами, детьми и учениками они уже в той жизни ощутили и осознали сладость исключительного сострадания Господа, получили благословение от Него и достигли успеха в жизни.

6) Непостижимая жажда Шри Гаурахари спасти все души

Встречаясь со Своими спутниками, Шри Чайтанья Махапрабху постоянно расспрашивал их, как Ему спасти всех живых созданий, включая животных, птиц, траву, растения, кусты и всех других движущихся и неподвижных существ. А Его спутники, Шри Нитьянанда, Шри Адвайта и Шри Харидас Тхакур, отвечали: «Когда Ты поешь святые имена Бога (харинама-санкиртану), все движущиеся и неподвижные существа автоматически получают освобождение». 

Даже просто соприкоснувшись с воздухом, который смешан со звуком чистого святого имени Бога, человек несомненно получает освобождение. Очевидно, что такое беспрецедентное проявление милости Господа, как проповедь громкого пения имен Бога (шри нама-санкиртаны), свойственно только Шри Гауре; этого качества нет ни у одной другой аватары. Так же как ни у какой другой аватары Бога нет такого невероятного стремления спасти всех страждущих, какое есть у Шри Гауры. Никто, кроме Шри Гаурахари, не учил живых существ личным примером, как проповедовать и практиковать бхакти.

7) Шри Гаурахари – Тот, Кто в наивысшей степени наслаждается расой и в высшей степени милосерден ко всем

В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 4.16) говорится: «расика-шекхара кришна парама-каруна – Кришна в наивысшей степени наслаждается расой, и в высшей степени милостив ко всем страждущим. Действительно, Господь Кришна – расика (наслаждающийся божественным нектаром любви, расой) и каруна (милостивый). Но, тем не менее, пока Он не принял настроение (бхаву) и цвет тела (канти) Своей возлюбленной Шримати Радхики и не предстал как Шриман Махапрабху, Его нельзя было назвать ни расика-шекхарой, ни парама-каруной, потому что у Кришны в Его играх остались неисполненными три желания. Только когда Он приходит как Шри Гаура, эти желания исполняются, – тогда Он воистину становится расика-шекхарой, лучшим из всех, кто наслаждается божественными вкусами духовной любви. 

Шри Кришна воровал масло, похищал сердца юных дев Враджа, но не мог украсть ни цвет тела Шри Радхи, ни такие Ее настроения, как мадана, модана и мохана, которые принадлежат только Ей одной. Поэтому Рай Рамананда пишет: радха-бхава дьюти сувалитам науми кришна сварупам – «Я приношу бесчисленные поклоны тому Кришне, который теперь сияет цветом золота и внутренними настроениями Шримати Радхики». 

Да, подарив освобождение из материального мира демонам, Кришна облегчил бремя Земли, и поэтому Он – каруна, милостивый. Но Шриман Махапрабху даже отъявленным грешникам без колебаний раздавал экстатичную любовь к Богу, прему – ту самую прему, которую чрезвычайно трудно обрести даже Творцу вселенной, Брахме. Следовательно, только к Шриману Махапрабху применима превосходная степень великодушия, парама-каруна. Шри Гаурахари – самый милосердный и сострадательный образ Бога.

8) Удивительная особенность божественных игр Гауранги

Есть еще одна уникальная особенность милосердия Шримана Махапрабху. Она заключается в том, что каждый, кто произнесет имя «Гауранга», почувствует в своем сердце пробуждение любви к Кришне (кришна-прему). Каждый, кто найдет прибежище у Гауранги, придет к принцу Враджа, Враджендра-нандане Шри Кришне и Его спутникам. Каждый, кто найдет прибежище на земле Господа Шри Чайтаньи, достигнет вечного обитания в божественном Врадже. Невероятно! Те, кто утонули в океане любви к Господу Гаурахари (гаура-према-расе), вынырнут в волнах экстатичной любви к Шри Шри Радхе и Мадхаве. В этом нас заверяет спутник Господа Шрила Нароттама Дас Тхакур:

дже гаурангер нама лоя, та’ра хоя премодоя таре муи джаи болихари

«Высшая любовь к Богу (према) проснется в том, кто произносит святые имена Гауранги. Такому человеку я отдам свое сердце и душу и буду восхищаться им: “Замечательно! Превосходно!”»

гаурангера санги гане, нитья-сиддха кори’ мане, 
се джая враджендра-сута паша 
шри-гауда-мандала бхуми, джеба джане чинтамани, 
та’ра хоя враджа-бхуме васа

«Человеку, который понимает, что личные спутники Гауранги – это вечно совершенные души (нитья-сиддха), открывается доступ к духовному миру принца Враджа. Тот, кто знает, что божественная земля Шри Гауда-мандалы, Шри Навадвипа, – это трансцендентный философский камень, исполняющий желания (чинтамани), поистине живет на святой земле Шри Вриндаваны».

гаура-према расарнаве, се таранге джеба дубе, се радха-мадхава-антаранга

«Любовь к Гауре (гаура-према) – это бескрайний океан сладчайшего нектара (расы). Тот, кто глубоко погрузится в волны этого океана, станет близким спутником Шри Шри Радхи и Мадхавы».

Удивительно! Нырнув в воды Индийского океана, вы вынырнете в Тихом океане. А утонув в океане гаура-премы, вы вынырнете в океане радха-кришна-премы. Тот, кто вручил себя спутникам Гауры, станет служанкой Шримати Радхики, возлюбленной Господа Шри Кришны. Такова удивительная особенность божественных игр Господа Шри Чайтаньи, гаура-лилы.

Самый сокровенный дар Шри Чайтаньи Махапрабху – паракия-бхава

Что же касается высшей цели совершенства (садхьи), духовной практики, позволяющей достичь эту цель (садханы) и способа поклонения Богу (упасаны), то ценность дара Шри Чайтаньи Махапрабху становится еще более сияющей и бесподобной.

Ясное описание природы паракия-бхавы (любви к Богу, выходящей за рамки правил и предписаний религии) можно найти в «Кришна-карнамрите», в пяти самых сокровенных главах «Шримад-Бхагаватам», описывающих танец раса (раса-панчадхьяя), и в песнях поэтов-вайшнавов Шри Чандидаса и Видьяпати. Но, несмотря на это, до прихода Шри Чайтаньи Махапрабху никто из ачарий-вайшнавов не давал такого ясного учения о паракия-бхаве применительно к садхье и садхане.

Возвышенные последователи Шри Чайтаньи Махапрабху, исполнившие сокровенное желание Его сердца, – Шрила Санатана Госвами, Шрила Рупа Госвами и Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами – в своих авторитетных работах – «Шри Брихад-Бхагаватамрите», «Шри Удджвала-ниламани» и «Шри Чайтанья-чаритамрите» – убедительно доказали, что именно паракия-бхава является единственным и окончательным выводом писаний (сиддхантой) в вопросе высшего совершенства (садхьи) и метода его достижения (садханы).

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 4.47–49) говорится:

паракия-бхаве ати расера улласа враджа вина ихара аньятра нахи васа

«Паракия-бхава (трансцендентные чувства возлюбленных) исполнена высочайшей расы. Такую любовь не найти нигде, кроме Враджа.

враджа-вадху-ганера эи бхава ниравадхи тара мадхйе шри-радхая бхавера авадхи

«Эта любовь бесконечна в сердцах девушек Враджа, но она достигает совершенства у Шри Радхи».

праудха нирмала-бхава према сарвоттама кришнера мадхурья-раса-асвада-карана

«Ее безупречная, зрелая любовь не знает себе равных. Именно благодаря этой любви Радха наслаждается божественной сладостью Шри Кришны».

Об этом тоже с ликованием в сердце поет Шрила Премананда дас Тхакур:

эмона шачира нандана вине “према” бали’ нама, 
ати-адбхута, шрута хаита ка’ра кане? (1)

«О, разве услышали бы мы это удивительное слово “према”, если бы не милость Шри Гаурасундары, сына Шачи?»

шри-кришна-намера, сва-гуна махима, кева джанаита ара? 
вринда-випинера, маха мадхурима, правеша хаита ка’ра (2)

«Кто бы нам еще поведал о безграничной славе и трансцендентных качествах святого имени Шри Кришны? Кто мог бы утонуть в сладости Вриндавана? Если бы Шри Гаурахари не пришел и не раскрыл его непостижимую сладость, разве смог бы кто-нибудь погрузиться в сладость этой святой земли?»

кева джанаита, радхара мадхурья, раса-яша чаматкара? 
та’ра анубхава, саттвика викара, гочара чхила ва ка’ра? (3)

«Кто, кроме расика-шекхара Шри Гаурахари, смог бы рассказать нам о нектаре, которым упивается Шри Радха, и об изумительной славе Ее бескрайней любви, мадхурья-расы [воплощающей в себе высшие уровни махабхавы: модана, мадана и другие формы экстаза]? Кто до Шри Шачинанданы Гаурахари мог проникнуть в тайны Ее анубхав и божественных признаков саттвика

врадже дже виласа, раса маха-раса, према паракия таттва, 
гопира махима, вьябхичари сима, ка’ро авагати чхило эта? (4)

«Без Него кто смог бы понять трансцендентные игры Враджа: божественные раса-лилу и маха-расу, саму сущность божественных любовных взаимоотношений в паракия-расе? Кто дал бы нам шанс познать славу юных дев Враджа (гопи) и высочайшие волны их трансцендентных эмоций (вьябхичари-бхавы)?»

дханья кали дханья, нитай-чайтанья, парама каруна кори’ 
видхи-агочара, дже према-викара, пракаше джагата-бхари’ (5)

«О эпоха Кали, ты самое благословенное и восхитительное время, поскольку именно сейчас Шри Гаурахари и Нитьянанда Прабху, движимые Своим безграничным состраданием, пришли на эту Землю. Они наводнили мир чудесными откровениями таких высочайших форм любви к Богу, премы, которые непостижимы даже для Брахмы!»

уттама адхама, кичху на бачхило, ячия дилека кола 
кохе премананде, эмона гауранге, антаре дхария дола (6)

«Не разбирая, кто святой, а кто падший, Они обнимали каждого. Шри Премананда поет: “О братья, скитаясь по этому миру, храните под крепким засовом в глубине своего сердца это высшее сокровище – Шри Гаурасундару”».

Счастье и исключительная сладость, заключенные в удивительном милосердии Шри Гауры, абсолютно неописуемы и бесподобны. Эта несравненная сладость проявляется в том, как Он:

  • раскрывает нам Свои удивительные качества (сварупу);
  • спасает всех падших;
  • дарует всем великолепие Своей собственной любовной преданности (сва-бхакти-шриям);
  • освобождает будущие поколения;
  • проливает свет на истинную природу души или, иначе говоря, раскрывает вершины совершенства души в любви к Кришне;
  • распространяет нама-прему (святое имя, которое произносится в чистой любви к Богу);
  • и превыше всего, Сам наслаждается несравненной сладостью Шри Кришны.

Никто и никогда – ни в другие эпохи, ни у других аватар Бога – не видел такого нектарного божественного милосердия, какое явил Шри Гаура. Поэтому Шрила Прабодхананда Сарасвати Тхакур говорит: «О праведники (садху), я искренне молю вас, отложите подальше все иное и развивайте в своем сердце глубокую, безраздельную привязанность к лотосным стопам Шри Чайтанья-чандры».

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Из книги «Уникальность дара Шри Чайтаньи Махапрабху»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:
Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий