Воспитание брахмачари. Матхура. Уход

Парам-гурудев во время парикрамы поручал Шриле Тривикраме Махараджу следить за брахмачари, чтобы они не прятались по углам. Махарадж [наш Гурудев] обычно записывал на листок имена самых ленивых брахмачари и отдавал ему. Шрила Тривикрама Махарадж громко звал их в маленький рупор и, если они не отзывались, находил их и бил пару раз дандой, зонтом или деревянными сандалиями. У брахмачари сразу появлялся и вкус, и трансцендентное знание. Они быстро менялись, поскольку анартхи уходили из сердца и приходило ахайтуки-бхакти (бескорыстное преданное служение).

После парикрамы брахмачари уставали, прятались, не раздавали прасад. Парам-гурудев говорил: «Те, у кого есть любовь, према, возьмут на себя ответственность. Без любви они будут нейтральными, а нейтральные люди никогда не получат бхакти, не начнут совершать бхаджан и не приедут в Навадвипа-дхаму. Поэтому возьмите на себя ответственность».

Парам-гурудев водил паломников по всем островам Навадвипы. Навадвипа-дхама имеет три сварупы, но те, кто не следует бхакти, видят только ее маха-майя-сварупу. Также каждый остров Навадвипа-дхамы олицетворяет одну из девяти составляющих бхакти: шравану, киртану, смарану… В местах  шраванакья-бхакти нужно молиться, чтобы пришел стойкий вкус к слушанию.

шри-вишнох шраване парикшид абхавад ваиясаких киртане

прахладах смаране тад-ангхри-бхаджане лакшмих притхух пуджане

акрурас тв абхивандане капи-патир дасье ‘тха сакхье ‘рджунах

сарвасватма-ниведане балир абхут кришнаптир эшам парам

(Ч.-ч., Мадхья, 22.136)

«Махарадж Парикшит достиг высшего совершенства – прибежища лотосных стоп Кришны, просто слушая о Нем, а  Шукадева Госвами – прославляя Его. Прахлада Махарадж достиг совершенства, памятуя о Господе, а Лакшми-деви, богиня процветания, – поклоняясь Его лотосным стопам. Притху Махарадж достиг совершенства, поклоняясь мурти Господа, а Акрура – вознося Ему молитвы. Ваджрангаджи [Хануман] достиг совершенства, посвятив себя служению Господу Рамачандре. Арджуна достиг совершенства, будучи другом Кришны, а Бали Махарадж – принеся всё в жертву Его лотосным стопам».

Парам-гурудев объяснял славу этих девяти личностей, следовавших девяти составляющим бхакти, а Гурудев слушал с большим вниманием и молился.

Гопи Враджа

«Если будете следовать серьезно, через какое-то время вам откроются тайны Навадвипа-дхамы, – говорил Парам-гурудев. – Вы поймете, где расположена кунджа Лалиты-деви, Свананда-сукхада-кунджа, Сваруп-гандж, Модадрумадвипа, Мадхьядвипа. Следование бхакти даст вам адхикару к кунджа-севе. Так постепенно вы получите служение в вечном Врадже».

Гурудев с самого начала бережно собирал эти сокровенные истины, хранил в сердце, а потом обучал всех, помогал и давал адхикару для вечного служения.

Чтобы войти в мир бхаджана, не нужны миллионы жизней – одной жизни достаточно. Поэтому Гурудев каждый год ездил на Запад и с первого дня обучал шлокам о враджа-бхакти. Он не обманывал людей, не проповедовал им вайдхи-марг, – всегда давал только рага-бхакти, анурага-майи-бхакти… Гурудев всех звал: «Приезжайте во Вриндаван! Но если вы не посетите Навадвипа-дхаму, не начнете практиковать навадха-бхакти, то вы не поймете процесс бхакти и не обретете вкус к кунджа-севе».

бхактир эваинам наяти бхактир эваинам даршаяти

бхакти-васах пурушо бхактир эва бхуяси

(Матхара-шрути)

«Только благодаря беспримесной бхагавад-бхакти живые существа приходят к Бхагавану, получают Его общение и вечно служат Ему. Господа можно покорить только чистой, бескорыстной любовью. Безусловно, эта бхагавад-бхакти самая возвышенная и могущественная».

Бхактир эваинам наяти – благодаря бхакти вы поймете, что необходимо принять прибежище у лотосных стоп Бхагавана и предания Ему. Бхактир эваинам даршаятибхакти даст вам трансцендентное видение, чтобы вы могли различить, кто бхакта, а кто нет, что такое бхакти, что является составляющими бхакти, что искусственное, а что натуральное, естественное. А иначе многие рядятся в одежды садху и обманывают людей. Бхакти-васах пурушо – если у вас есть бхакти, вы сможете управлять даже Самим Господом. И, наконец, бхактир эва бхуяси – слава тех, кто обладает бхакти, разносится повсюду.

Гурудев В Матхуре

Гурудев серьезно практиковал в Навадвипа-дхаме, а затем Парам-гурудев передал ему Шри Кешаваджи Гаудия Матх – первый центр Гурудева во Враджа-мандале, откуда он начал свою проповедь. Он жил в этом храме и всех готовил для служения своему Гурудеву. До этого не было центра, только Уддхаран Гаудия Матх, там были сад и старый храм Гаура-Нитьянанды.

Гурудев говорил: «Не думайте, что Матхура не относится к Враджа-мандале».

В Матхуре Кришна был одинок, Он днем и ночью повторял святые имена враджа-деви и думал о них: «Когда я стану достойным? Когда Я отправлюсь служить враджаваси?» Никто не помогал Кришне. Но зато все преданные, жившие в Матхуре, рядом с Кришной, естественным образом начинали постоянно памятовать Радху, Лалиту, Вишакху, Читру, Чампакалату, Шридаму, Судаму, Даму, Васудаму, Нанду, Яшоду… Ради такой садханы Парам-гурудев и открыл Кешаваджи Гаудия Матх – все, кто приходил туда, автоматически получали настроение Кришны в разлуке с враджаваси, и тогда уже было легко совершать бхаджан.

Парам-гурудев велел Гурудеву: «Гаура Нараяна, оставайся здесь и выполняй служение», а Гурудев всегда учил меня: «Живи в Матхуре и никуда оттуда не уходи. Это очень важное и сокровенное место. Служение моего Гуру Махараджа здесь, в Винода-кундже, наивысшее».

Затем было открыто множество храмов, но Гурудев все равно в основном жил в Матхуре.

За двадцать рупий Парам-гурудев купил ему деревянную кровать, которая до сих пор там. Много раз я пытался поменять ее, но он категорически отказывался отдавать ее: «Нет! Мой Гуру Махарадж дал мне эту кровать, я ее не отдам». Поэтому я все время ее ремонтировал, фиксировал…

В Кешаваджи Гаудия Матхе также остался и его шкаф с книгами от Парам-гурудева.

Гурудев жил в Матхуре, но каждый год совершал Враджа-мандалу парикраму. Каждый год к нему приходило много людей, но что они предлагали? Только жалобы. Сначала Гурудеву дарили какие-нибудь подарки, предлагали западные сухофрукты, а потом: «Гурудев, вот этот плохой, тот плохой. Этот меня не любит, тот обманывает, заискивает…» И так продолжалось каждый день.

Потом Гурудев уже спросил: «Неужели ради бхакти сюда никто не приходит? Все приходят, только чтобы предложить мне этот мусор?»

Какая же низкая природа у подобных личностей… Они одновременно дарят цветочную гирлянду и множество «молитв». Каких именно? Говорят не о своих недостатках, не о том, что сами виноваты, а о других: «О, вот этот плохой, вот этот плохой, моя семья плохая».

Поэтому в своих лекциях во время Враджа-мандала парикрамы Гурудев давал строгие наставления. Если кто-то оставался с ним наедине и начинал всех критиковать, Гурудев пресекал это и всегда учил: «Читайте мои книги. Если у вас есть отношения со мной, если вы любите меня, тогда читайте мои книги. Следуйте мне». Он  не терпел подобного поведения.

Однажды, вернувшись с утренней прогулки  в Голландии или Италии, он увидел, что никто из преданных не пришел на киртан, зато все прибежали на утреннюю лекцию. Гурудев строго сказал: «О, все вы собрались здесь только вкусно поесть? Никто не молится Гуру, вайшнавам и Господу, никто не совершает киртан. Как можно ожидать плодов, не посадив семена и не вырастив дерево бхакти

Фермер работает в поле: сажает, поливает растения. Он не думает, что быстрее будет украсть готовые фрукты и овощи.

Если во время Навадвипа-парикрамы Гурудев видел, что кто-то из брахмачари занимался чем-то посторонним, он бил его своей дандой. Почему? Потому что нужно пытаться следовать составляющим бхакти, тогда автоматически придет сила. Для чего нужно приезжать в святую дхаму? Чтобы кого-то обмануть? Но здесь невозможно кого-то обмануть кроме самих себя.

Первый раз Гурудев позвал меня на Навадвипа-парикраму в тот год, когда было празднование пятисотлетия со дня явления Махапрабху. Там я случайно увидел, как брахмачари взял целое ведро жареного арахиса и направился к себе в комнату. Гурудев, заметив это, последовал за ним со своей дандойБрахмачари, думая, что остался незамеченным, зашел в комнату и спрятал арахис под кровать. Только он вышел из комнаты, сразу увидел Гурудева… Он отвесил ему звонкую пощечину со словами: «Зачем ты спрятал арахис?» Брахмачари не мог понять, как Гурудев узнал об этом (он же сидел в своей комнате), а потом схватился за уши:

– Ой, простите! Гурудев, я же припас это для санньяси и брахмачари.

– Для кого? Для санньяси и брахмачари? Они не санньяси и ты не санньяси! Посмотри, где они спят! Те, кто спит на земле, являются санньяси, а у тебя есть комната и кровать. Ты бхоги.

Он хорошенько побил его, а потом сказал: «Сегодня сначала раздашь это всем, а потом будешь со мной есть». Как он был напуган! А ведь считался старшим… Но старшим на самом деле является тот, кто всегда смиренен, сам всему обучился, всему следует и служит другим.

ягья-шишташинах санто

мучьянте сарва-килбишаиx

бхунджате те тв агхам папа

йе пачантй атма-каранат

(Б.-г., 3.13)

[Преданные слуги Господа освобождаются от всех видов греха, ибо едят пищу, которая была принесена в жертву Господу. Те же, кто готовит пищу ради того, чтобы самим наслаждаться ею, воистину, вкушают один лишь грех.]

Те, кто не предлагает подношения бхактам и Господу, с каждой ложкой едят грех.

Все, кто принимал наказание Гурудева, получали бхакти. Он не любил, чтобы в сердце оставалось что-то нечистое. Если вода, то вода, если молоко, то молоко. Зачем молоко смешивать с водой и говорить, что раздаете молоко? Если бхакти – то чистая бхакти, если бхаджан – то настоящий.

Гурудев всегда был серьезен и строг.

Всем, кто хотел получить у моего Гуру Махараджа дикшу и санньясу, он говорил: «Иди к Махараджу [нашему Гурудеву], он тебя проверит, даст согласие, тогда придешь ко мне. Иначе я не могу дать дикшу». Почему мой Гуру Махарадж так делал? «Давать посвящение – это не моя обязанность. Нужно, чтобы вся гуру-варга дала разрешение, – объяснял он. – Иначе, если я пренебрегу Вайшнавами и сам начну давать дикшу, называть кого-то своими учениками, это будет неуважением с моей стороны!»

Мой Гуру Махарадж никогда не заявлял: «Я Гуру». Он всегда отправлял к Махараджу и Тривикраме Махараджу: «Сначала служи им, потом приходи ко мне. Если у тебя нет любви к этим вайшнавам, вобще не показывайся мне на глаза – я на тебя даже не взгляну».

Сколько раз за свою жизнь я виделся с Гуру Махараджем? Пять-шесть раз? Когда он приезжал во Вриндаван, я был в Матхуре. Гурудев говорил: «Я поеду к нему, а ты оставайся здесь». Когда Гуру Махарадж был на Говардхане, Гурудев говорил то же самое: «Я поеду, а ты оставайся».

Перед тем, как он оставил этот мир, я даже не успел известить его, что приеду, – он опередил меня, велев: «Ты всю парикраму поддерживай, а я пойду». И он ушел…

Что такое гуру-сева? Между Гуру и вайшнавом нет различия. Если у вайшнава есть уважение к Гуру, а у Гуру есть любовь к вайшнаву, тогда они равны. А иначе если Гуру будет думать по-своему, а вайшнав по-своему, тогда это не истинные Вайшнавы и Гуру. Садху-шастра-гуру-вакья читтете кория айкья. Садху-шастра-гуру. Гуру следует садху, садху следуют шастрам, шастры следуют садху, а садху следуют Гуру. Для кого-то мой Гуру – вайшнав, и также чей-то Гуру для меня является вайшнавом. Поэтому нет разницы между вайшнавами и Гуру. Но маха-бхагавата гуру-варга – это гуру-варга, не шишья-варга. Бхакти-деви будет очень довольна теми, кто выражает почтение гуру-варге.

Сегодня день явления моего Гуру Махараджа.

Перед отъездом с Говардхана, Гурудев обратился ко всем преданным со словами: «Приезжайте на Навадвипа-парикраму, я приеду туда и буду вас ждать». И он отправился в Джаганнатха Пури.

Еще не было трех часов утра, когда он пошел в ванную, потом вышел, сел и сказал своим севакам:

– Сегодня день рождения Махараджа. Вы все организовали?

– Да.

– Тогда я поеду в Навадвипу.

– Но билеты сейчас невозможно купить ни на поезд, ни на самолет.

– На машине поеду.

– Но на машине ведь придется ехать целый день!

– Нет-нет. Вы устройте, я поеду туда.

Он всегда был строг и все, что говорил, неважно, понимаете вы или нет, было истиной. «Если будешь обманывать, потеряешь шакти и бхаджан. Никогда не обманывай людей», – говорил мне Гурудев. Он даже ругал меня: «Ты стопроцентно всегда обманываешь!», а я ему отвечал: «Да, это моя профессия».

Гурудев дал мне один «диплом» в жизни, сказав, что я обманщик. Но он всегда поправлял меня, это его обязанность. Он знает, что я обманщик, негодяй и глупец. Однако я с ним, и так или иначе он очистит меня. К другому пойду, меня только раздавят, побьют.

…Он решил: «Я поеду». Его севаки спугались: «Ведь сейчас так холодно!»

В тот год было очень холодно – и в Навадвипе, и  даже в Пури. Но Гурудев был непреклонен: поеду и всё, будьте готовы.

Они так и не поняли тогда, что он имел в виду. Сел, посмотрел на всех – и ушел…

Я в то время был на Говардхане, как обычно, в полтретьего утра совершал абхишеку Гирираджу. Только я начал это делать, как вдруг вижу: мой Гуру Махардж пришел. «О, Гурудев пришел абхишеку делать!» – подумал я. Смотрю – Махарадж тоже пришел. Тогда я уже удивился: «Я сплю или все-таки делаю абхишеку?» Они оба проявились на Говардхане. А потом раздался этот телефонный звонок…

В день своего явления мой Гуру Махарадж пришел за Гурудевом и забрал его. Много лет назад, на вокзале, Садджан-севак встретил нашего Гурудева и привел в храм. Так и в день своего явления по приказу Парам-гурудева он пришел за своим духовным братом, чтобы отвести его к Парам-гурудеву. Потом организовали машину, отвезли его в Навадвипу. На следующий день была нагара-санкиртана, парикрама и его тело поместили в самадхи.

Все мы потеряли его, и это наша главная неудача. Я все время молился Гирираджу Говардхану… Гурудев присутствует в Навадвипе, как и обещал, но в последний момент также он сказал: «Я приду на Говардхан, буду жить во Вриндаване». Я думал, что это невозможно. Но в прошлом году к гуру-пурниме в Бхуванешваре сделали его Божество. Сначала его привезли в Пури, а потом, не знаю как, но брахмачари вдохновились отвезти его мурти во Вриндаван. С тех пор он счастлив и мы счастливы, но это счастье – еще не все. Нужно молиться лотосным стопам Гурудева, чтобы не отдалиться от него, чтобы он не забыл нас.

Сейчас мы проведем гуру-пуджу, потом будет ягья, и начнем абхишеку. Пусть после прасада все матаджи придут в алтарную и предложат ему свои пушпанджали. Брахмачари сделают это вечером. Не тратьте время после обеда на сон и отдых – сегодня все прославьте Гурудева, только недолго, по пять минут, потому что много желающих. Гурудев нас учил: на вираха-титхи и вьяса-пуджу Парам-гурудева все писали прекрасные статьи, которые потом печатали в «Гаудия-патрике» и «Бхагават-патрике». Ценно то, что предложено Гурудеву от сердца – не свои спекуляции, не самовосхваление, а прославление Гурудева. Нет нужды прославлять себя. Пусть каждый понемногу расскажет о Гуру, тогда он будет очень рад: «О, мои детишки сегодня мне что-то предложат».

Весь день сегодня посвятите Гурудеву. Не тратьте время на сон, еду и развлечения хотя бы один день. Сегодня мы молимся его лотосным стопам, чтобы он никогда не оставил нас.

Гаура Премананде! Хари Хари бол!

Пуджьяпад Премананда Прабху

15 декабря 2014 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий