Парам-гурудев во время парикрамы поручал Шриле Тривикраме Махараджу следить за брахмачари, чтобы они не прятались по углам. Махарадж [наш Гурудев] обычно записывал на листок имена самых ленивых брахмачари и отдавал ему. Шрила Тривикрама Махарадж громко звал их в маленький рупор и, если они не отзывались, находил их и бил пару раз дандой, зонтом или деревянными сандалиями. У брахмачари сразу появлялся и вкус, и трансцендентное знание. Они быстро менялись, поскольку анартхи уходили из сердца и приходило ахайтуки-бхакти (бескорыстное преданное служение).
После парикрамы брахмачари уставали, прятались, не раздавали прасад. Парам-гурудев говорил: «Те, у кого есть любовь, према, возьмут на себя ответственность. Без любви они будут нейтральными, а нейтральные люди никогда не получат бхакти, не начнут совершать бхаджан и не приедут в Навадвипа-дхаму. Поэтому возьмите на себя ответственность».
Парам-гурудев водил паломников по всем островам Навадвипы. Навадвипа-дхама имеет три сварупы, но те, кто не следует бхакти, видят только ее маха-майя-сварупу. Также каждый остров Навадвипа-дхамы олицетворяет одну из девяти составляющих бхакти: шравану, киртану, смарану… В местах шраванакья-бхакти нужно молиться, чтобы пришел стойкий вкус к слушанию.
шри-вишнох шраване парикшид абхавад ваиясаких киртане
прахладах смаране тад-ангхри-бхаджане лакшмих притхух пуджане
акрурас тв абхивандане капи-патир дасье ‘тха сакхье ‘рджунах
сарвасватма-ниведане балир абхут кришнаптир эшам парам
(Ч.-ч., Мадхья, 22.136)
«Махарадж Парикшит достиг высшего совершенства – прибежища лотосных стоп Кришны, просто слушая о Нем, а Шукадева Госвами – прославляя Его. Прахлада Махарадж достиг совершенства, памятуя о Господе, а Лакшми-деви, богиня процветания, – поклоняясь Его лотосным стопам. Притху Махарадж достиг совершенства, поклоняясь мурти Господа, а Акрура – вознося Ему молитвы. Ваджрангаджи [Хануман] достиг совершенства, посвятив себя служению Господу Рамачандре. Арджуна достиг совершенства, будучи другом Кришны, а Бали Махарадж – принеся всё в жертву Его лотосным стопам».
Парам-гурудев объяснял славу этих девяти личностей, следовавших девяти составляющим бхакти, а Гурудев слушал с большим вниманием и молился.
«Если будете следовать серьезно, через какое-то время вам откроются тайны Навадвипа-дхамы, – говорил Парам-гурудев. – Вы поймете, где расположена кунджа Лалиты-деви, Свананда-сукхада-кунджа, Сваруп-гандж, Модадрумадвипа, Мадхьядвипа. Следование бхакти даст вам адхикару к кунджа-севе. Так постепенно вы получите служение в вечном Врадже».
Гурудев с самого начала бережно собирал эти сокровенные истины, хранил в сердце, а потом обучал всех, помогал и давал адхикару для вечного служения.
Чтобы войти в мир бхаджана, не нужны миллионы жизней – одной жизни достаточно. Поэтому Гурудев каждый год ездил на Запад и с первого дня обучал шлокам о враджа-бхакти. Он не обманывал людей, не проповедовал им вайдхи-марг, – всегда давал только рага-бхакти, анурага-майи-бхакти… Гурудев всех звал: «Приезжайте во Вриндаван! Но если вы не посетите Навадвипа-дхаму, не начнете практиковать навадха-бхакти, то вы не поймете процесс бхакти и не обретете вкус к кунджа-севе».
бхактир эваинам наяти бхактир эваинам даршаяти
бхакти-васах пурушо бхактир эва бхуяси
(Матхара-шрути)
«Только благодаря беспримесной бхагавад-бхакти живые существа приходят к Бхагавану, получают Его общение и вечно служат Ему. Господа можно покорить только чистой, бескорыстной любовью. Безусловно, эта бхагавад-бхакти самая возвышенная и могущественная».
Бхактир эваинам наяти – благодаря бхакти вы поймете, что необходимо принять прибежище у лотосных стоп Бхагавана и предания Ему. Бхактир эваинам даршаяти – бхакти даст вам трансцендентное видение, чтобы вы могли различить, кто бхакта, а кто нет, что такое бхакти, что является составляющими бхакти, что искусственное, а что натуральное, естественное. А иначе многие рядятся в одежды садху и обманывают людей. Бхакти-васах пурушо – если у вас есть бхакти, вы сможете управлять даже Самим Господом. И, наконец, бхактир эва бхуяси – слава тех, кто обладает бхакти, разносится повсюду.
Гурудев серьезно практиковал в Навадвипа-дхаме, а затем Парам-гурудев передал ему Шри Кешаваджи Гаудия Матх – первый центр Гурудева во Враджа-мандале, откуда он начал свою проповедь. Он жил в этом храме и всех готовил для служения своему Гурудеву. До этого не было центра, только Уддхаран Гаудия Матх, там были сад и старый храм Гаура-Нитьянанды.
Гурудев говорил: «Не думайте, что Матхура не относится к Враджа-мандале».
В Матхуре Кришна был одинок, Он днем и ночью повторял святые имена враджа-деви и думал о них: «Когда я стану достойным? Когда Я отправлюсь служить враджаваси?» Никто не помогал Кришне. Но зато все преданные, жившие в Матхуре, рядом с Кришной, естественным образом начинали постоянно памятовать Радху, Лалиту, Вишакху, Читру, Чампакалату, Шридаму, Судаму, Даму, Васудаму, Нанду, Яшоду… Ради такой садханы Парам-гурудев и открыл Кешаваджи Гаудия Матх – все, кто приходил туда, автоматически получали настроение Кришны в разлуке с враджаваси, и тогда уже было легко совершать бхаджан.
Парам-гурудев велел Гурудеву: «Гаура Нараяна, оставайся здесь и выполняй служение», а Гурудев всегда учил меня: «Живи в Матхуре и никуда оттуда не уходи. Это очень важное и сокровенное место. Служение моего Гуру Махараджа здесь, в Винода-кундже, наивысшее».
Затем было открыто множество храмов, но Гурудев все равно в основном жил в Матхуре.
За двадцать рупий Парам-гурудев купил ему деревянную кровать, которая до сих пор там. Много раз я пытался поменять ее, но он категорически отказывался отдавать ее: «Нет! Мой Гуру Махарадж дал мне эту кровать, я ее не отдам». Поэтому я все время ее ремонтировал, фиксировал…
В Кешаваджи Гаудия Матхе также остался и его шкаф с книгами от Парам-гурудева.
Гурудев жил в Матхуре, но каждый год совершал Враджа-мандалу парикраму. Каждый год к нему приходило много людей, но что они предлагали? Только жалобы. Сначала Гурудеву дарили какие-нибудь подарки, предлагали западные сухофрукты, а потом: «Гурудев, вот этот плохой, тот плохой. Этот меня не любит, тот обманывает, заискивает…» И так продолжалось каждый день.
Потом Гурудев уже спросил: «Неужели ради бхакти сюда никто не приходит? Все приходят, только чтобы предложить мне этот мусор?»
Какая же низкая природа у подобных личностей… Они одновременно дарят цветочную гирлянду и множество «молитв». Каких именно? Говорят не о своих недостатках, не о том, что сами виноваты, а о других: «О, вот этот плохой, вот этот плохой, моя семья плохая».
Поэтому в своих лекциях во время Враджа-мандала парикрамы Гурудев давал строгие наставления. Если кто-то оставался с ним наедине и начинал всех критиковать, Гурудев пресекал это и всегда учил: «Читайте мои книги. Если у вас есть отношения со мной, если вы любите меня, тогда читайте мои книги. Следуйте мне». Он не терпел подобного поведения.
Однажды, вернувшись с утренней прогулки в Голландии или Италии, он увидел, что никто из преданных не пришел на киртан, зато все прибежали на утреннюю лекцию. Гурудев строго сказал: «О, все вы собрались здесь только вкусно поесть? Никто не молится Гуру, вайшнавам и Господу, никто не совершает киртан. Как можно ожидать плодов, не посадив семена и не вырастив дерево бхакти?»
Фермер работает в поле: сажает, поливает растения. Он не думает, что быстрее будет украсть готовые фрукты и овощи.
Если во время Навадвипа-парикрамы Гурудев видел, что кто-то из брахмачари занимался чем-то посторонним, он бил его своей дандой. Почему? Потому что нужно пытаться следовать составляющим бхакти, тогда автоматически придет сила. Для чего нужно приезжать в святую дхаму? Чтобы кого-то обмануть? Но здесь невозможно кого-то обмануть кроме самих себя.
Первый раз Гурудев позвал меня на Навадвипа-парикраму в тот год, когда было празднование пятисотлетия со дня явления Махапрабху. Там я случайно увидел, как брахмачари взял целое ведро жареного арахиса и направился к себе в комнату. Гурудев, заметив это, последовал за ним со своей дандой… Брахмачари, думая, что остался незамеченным, зашел в комнату и спрятал арахис под кровать. Только он вышел из комнаты, сразу увидел Гурудева… Он отвесил ему звонкую пощечину со словами: «Зачем ты спрятал арахис?» Брахмачари не мог понять, как Гурудев узнал об этом (он же сидел в своей комнате), а потом схватился за уши:
– Ой, простите! Гурудев, я же припас это для санньяси и брахмачари.
– Для кого? Для санньяси и брахмачари? Они не санньяси и ты не санньяси! Посмотри, где они спят! Те, кто спит на земле, являются санньяси, а у тебя есть комната и кровать. Ты бхоги.
Он хорошенько побил его, а потом сказал: «Сегодня сначала раздашь это всем, а потом будешь со мной есть». Как он был напуган! А ведь считался старшим… Но старшим на самом деле является тот, кто всегда смиренен, сам всему обучился, всему следует и служит другим.
ягья-шишташинах санто
мучьянте сарва-килбишаиx
бхунджате те тв агхам папа
йе пачантй атма-каранат
(Б.-г., 3.13)
[Преданные слуги Господа освобождаются от всех видов греха, ибо едят пищу, которая была принесена в жертву Господу. Те же, кто готовит пищу ради того, чтобы самим наслаждаться ею, воистину, вкушают один лишь грех.]
Те, кто не предлагает подношения бхактам и Господу, с каждой ложкой едят грех.
Все, кто принимал наказание Гурудева, получали бхакти. Он не любил, чтобы в сердце оставалось что-то нечистое. Если вода, то вода, если молоко, то молоко. Зачем молоко смешивать с водой и говорить, что раздаете молоко? Если бхакти – то чистая бхакти, если бхаджан – то настоящий.
Гурудев всегда был серьезен и строг.
Всем, кто хотел получить у моего Гуру Махараджа дикшу и санньясу, он говорил: «Иди к Махараджу [нашему Гурудеву], он тебя проверит, даст согласие, тогда придешь ко мне. Иначе я не могу дать дикшу». Почему мой Гуру Махарадж так делал? «Давать посвящение – это не моя обязанность. Нужно, чтобы вся гуру-варга дала разрешение, – объяснял он. – Иначе, если я пренебрегу Вайшнавами и сам начну давать дикшу, называть кого-то своими учениками, это будет неуважением с моей стороны!»
Мой Гуру Махарадж никогда не заявлял: «Я Гуру». Он всегда отправлял к Махараджу и Тривикраме Махараджу: «Сначала служи им, потом приходи ко мне. Если у тебя нет любви к этим вайшнавам, вобще не показывайся мне на глаза – я на тебя даже не взгляну».
Сколько раз за свою жизнь я виделся с Гуру Махараджем? Пять-шесть раз? Когда он приезжал во Вриндаван, я был в Матхуре. Гурудев говорил: «Я поеду к нему, а ты оставайся здесь». Когда Гуру Махарадж был на Говардхане, Гурудев говорил то же самое: «Я поеду, а ты оставайся».
Перед тем, как он оставил этот мир, я даже не успел известить его, что приеду, – он опередил меня, велев: «Ты всю парикраму поддерживай, а я пойду». И он ушел…
Что такое гуру-сева? Между Гуру и вайшнавом нет различия. Если у вайшнава есть уважение к Гуру, а у Гуру есть любовь к вайшнаву, тогда они равны. А иначе если Гуру будет думать по-своему, а вайшнав по-своему, тогда это не истинные Вайшнавы и Гуру. Садху-шастра-гуру-вакья читтете кория айкья. Садху-шастра-гуру. Гуру следует садху, садху следуют шастрам, шастры следуют садху, а садху следуют Гуру. Для кого-то мой Гуру – вайшнав, и также чей-то Гуру для меня является вайшнавом. Поэтому нет разницы между вайшнавами и Гуру. Но маха-бхагавата гуру-варга – это гуру-варга, не шишья-варга. Бхакти-деви будет очень довольна теми, кто выражает почтение гуру-варге.
Сегодня день явления моего Гуру Махараджа.
Перед отъездом с Говардхана, Гурудев обратился ко всем преданным со словами: «Приезжайте на Навадвипа-парикраму, я приеду туда и буду вас ждать». И он отправился в Джаганнатха Пури.
Еще не было трех часов утра, когда он пошел в ванную, потом вышел, сел и сказал своим севакам:
– Сегодня день рождения Махараджа. Вы все организовали?
– Да.
– Тогда я поеду в Навадвипу.
– Но билеты сейчас невозможно купить ни на поезд, ни на самолет.
– На машине поеду.
– Но на машине ведь придется ехать целый день!
– Нет-нет. Вы устройте, я поеду туда.
Он всегда был строг и все, что говорил, неважно, понимаете вы или нет, было истиной. «Если будешь обманывать, потеряешь шакти и бхаджан. Никогда не обманывай людей», – говорил мне Гурудев. Он даже ругал меня: «Ты стопроцентно всегда обманываешь!», а я ему отвечал: «Да, это моя профессия».
Гурудев дал мне один «диплом» в жизни, сказав, что я обманщик. Но он всегда поправлял меня, это его обязанность. Он знает, что я обманщик, негодяй и глупец. Однако я с ним, и так или иначе он очистит меня. К другому пойду, меня только раздавят, побьют.
…Он решил: «Я поеду». Его севаки спугались: «Ведь сейчас так холодно!»
В тот год было очень холодно – и в Навадвипе, и даже в Пури. Но Гурудев был непреклонен: поеду и всё, будьте готовы.
Они так и не поняли тогда, что он имел в виду. Сел, посмотрел на всех – и ушел…
Я в то время был на Говардхане, как обычно, в полтретьего утра совершал абхишеку Гирираджу. Только я начал это делать, как вдруг вижу: мой Гуру Махардж пришел. «О, Гурудев пришел абхишеку делать!» – подумал я. Смотрю – Махарадж тоже пришел. Тогда я уже удивился: «Я сплю или все-таки делаю абхишеку?» Они оба проявились на Говардхане. А потом раздался этот телефонный звонок…
В день своего явления мой Гуру Махарадж пришел за Гурудевом и забрал его. Много лет назад, на вокзале, Садджан-севак встретил нашего Гурудева и привел в храм. Так и в день своего явления по приказу Парам-гурудева он пришел за своим духовным братом, чтобы отвести его к Парам-гурудеву. Потом организовали машину, отвезли его в Навадвипу. На следующий день была нагара-санкиртана, парикрама и его тело поместили в самадхи.
Все мы потеряли его, и это наша главная неудача. Я все время молился Гирираджу Говардхану… Гурудев присутствует в Навадвипе, как и обещал, но в последний момент также он сказал: «Я приду на Говардхан, буду жить во Вриндаване». Я думал, что это невозможно. Но в прошлом году к гуру-пурниме в Бхуванешваре сделали его Божество. Сначала его привезли в Пури, а потом, не знаю как, но брахмачари вдохновились отвезти его мурти во Вриндаван. С тех пор он счастлив и мы счастливы, но это счастье – еще не все. Нужно молиться лотосным стопам Гурудева, чтобы не отдалиться от него, чтобы он не забыл нас.
Сейчас мы проведем гуру-пуджу, потом будет ягья, и начнем абхишеку. Пусть после прасада все матаджи придут в алтарную и предложат ему свои пушпанджали. Брахмачари сделают это вечером. Не тратьте время после обеда на сон и отдых – сегодня все прославьте Гурудева, только недолго, по пять минут, потому что много желающих. Гурудев нас учил: на вираха-титхи и вьяса-пуджу Парам-гурудева все писали прекрасные статьи, которые потом печатали в «Гаудия-патрике» и «Бхагават-патрике». Ценно то, что предложено Гурудеву от сердца – не свои спекуляции, не самовосхваление, а прославление Гурудева. Нет нужды прославлять себя. Пусть каждый понемногу расскажет о Гуру, тогда он будет очень рад: «О, мои детишки сегодня мне что-то предложат».
Весь день сегодня посвятите Гурудеву. Не тратьте время на сон, еду и развлечения хотя бы один день. Сегодня мы молимся его лотосным стопам, чтобы он никогда не оставил нас.
Гаура Премананде! Хари Хари бол!
Пуджьяпад Премананда Прабху
15 декабря 2014 года