15 июля 1996 года, Нью-Йорк

Даянанда Прабху: Мы очень рады приветствовать всех Вайшнавов здесь, на 2-й авеню, 26. Простите меня, я не собирался что-то рассказывать – просто хотел сообщить, что мы рады всех видеть. Конечно, всем известен дом на 2-й авеню, 26 – это место, откуда началась официальная проповедь Прабхупады на Западе. Поэтому большинство из присутствующих здесь признательны этому месту. Мы благодарим всех, кто пришел сюда, особенно Махараджа, за то, что он дает нам свое общение.

Шрила Гурудев: Я хочу послушать о том, как Свамиджи начал здесь свою проповедь. Ты был с самого начала?

Даянанда Прабху: Нет, Махарадж, я не отсюда, я с Западного побережья.

Урукрама Прабху (Шрипад Падманабха Махарадж): Гурудев, Даянанда Прабху был первым президентом храма в Лос-Анджелесе.

Даянанда Прабху: Шрила Прабхупада приехал в Америку в 1965 году, он жил у некоторых людей и давал лекции в различных местах. Потом он приехал в Нью-Йорк. Здесь, он продолжил проповедовать в разных местах, но у него не было постоянного места жительства. Ему приходилось терпеть очень неприятную обстановку в квартире, где он жил вместе с молодыми людьми (один из них был сумасшедшим). У Шрилы Прабхупады появилось несколько молодых последователей. Хотя они и не были достаточно серьезными, он попросил их: «Пожалуйста, помогите мне найти другое место». Двое из этих юношей отнеслись к его просьбе серьезно.

Шрила Гурудев: Кто это был?

Даянанда Прабху: Карл Юргенс и Майкл Грант, который позднее стал Мукундой Госвами. Карл Юргенс больше не общается с преданными. Итак, эти двое юношей помогли Прабхупаде. Мукунда нашел это место. Была еще одна квартира, через дом отсюда. В итоге эти квартиры стали официальным местом проповеди Прабхупады.

Шрила Гурудев: Это там, где он жил, готовил или проповедовал?

Даянанда Прабху: Готовили там, где он проживал.

Шрила Гурудев: То есть он давал хари-катху и проповедовал здесь?

Даянанда Прабху: Да, хари-катху и прачар. Ученики были недостаточно серьезными, и Прабхупада готовил в своей квартире и сам все убирал. Молодые ученики приходили на обеденный прасад. Некоторые из них просто слонялись без дела, у них не было работы. (Смех)

Они регулярно приходили к Свамиджи, чтобы принять у него прасад. Утренние лекции проходили здесь. Постепенно лекции посещало все больше людей, они стали серьезнее и начали принимать обеденный прасад вместе со Свамиджи. Постепенно Прабхупада научил их мыть кастрюли, готовить прасад, проводить санкиртану, управлять финансами, руководить мандиром и т.д. Прабхупада начинал с совершенно неподготовленных. Позже он начал издавать журнал «Back to Godhead» (Домой, к Богу). Журнал, очень просто оформленный, печатали прямо здесь, а потом распространяли на улице. В какой-то момент они начали по праздникам или в выходные выходить в Томпкинс Сквер – ближайший парк, около восьми-десяти кварталов отсюда, и проводить киртаны.

Через несколько месяцев, в июле, Прабхупада решил зарегистрировать общество под названием Международное Общество Сознания Кришны (ИСККОН). Некоторые преданные недоумевали: «Свамиджи назвал его международным, но у нас всего один центр». Это приводило их в замешательство.

Через несколько месяцев, в декабре, Прабхупада поехал на Западное побережье, в Сан-Франциско, и начал там проповедь. Он без устали призывал: «Открывать и открывать храмы”.

Всем, кто был серьезно настроен, Прабхупада говорил: «Я хочу открыть сто восемь храмов» и отправлял их проповедовать.

Когда кто-нибудь советовал ему для проповеди такие места, как Ванкувер, Лос-Анджелес, Сан-Диего, Прабхупада посылал туда своих проповедников. Таким образом в разных местах стали открываться новые центры.

Шрила Прабхупада ки джай!

Махарадж, пожалуйста, теперь говорите вы.

Шрила Гурудев: Пусть Шьямарани говорит, она старшая.

Шьямарани диди: Я встретила Шрилу Прабхупаду в 1966 году у того самого знаменитого дерева в парке Томпкинс Сквер. Один незнакомец пригласил меня в храм. Прямо на углу храма кто-то вручил мне чапати и я, пережевывая эту чапати и размышляя о ее потрясающем вкусе, услышала разговор двух брахмачари.

Один говорил другому: «Свамиджи только что сказал, что когда духовные братья спорят или ругаются, это нужно воспринимать как проплывающие в небе облака». Другими словами, когда облака проплывают, никто не замечает этого, так как это очень незначительное явление.

Потом кто-то пригласил меня в квартиру Прабхупады, которая находилась в нескольких футах от этого места. В те времена любой мог зайти в его комнату. Прабхупада сидел в окружении хиппи. Мы все были хиппи. Прабхупада сказал тогда: «Этот процесс не чья-то выдумка, он очень древний, простой и возвышенный», а затем продолжил: «Мы вечны, но это тело и все, что нас окружает, временно».

Потом он предложил мне приходить на утренние и вечерние программы. Утренние программы начинались в семь часов, там пели «Самсару» [Гурваштаку], «Шри Кришна Чайтанья» и «Харе Кришна» на утреннюю мелодию. Затем он давал лекции по «Шримад-Бхагаватам», а через месяц, 19 ноября, начал рассказывать о наставлениях Господа Чайтаньи Шриле Санатане Госвами, которые описаны в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (главы 20–22). Прабхупада говорил о различных воплощениях Господа и Его играх в разных вселенных.

Рассказывая о любви Радхи и Кришны, он цитировал:

 

радха-кришна-праная-викритир хладини шактир асмад

экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау

чайтаньякхьям пракатам адхуна тад-дваям чайкьям аптам

радха-бхава-дьюти-сувалитам науми кришна-сварупам

(Ч.-ч., Ади, 1.5)

 

«Шримати Радхика – это энергия наслаждения (хладини-шакти) Кришны и воплощение Его любви (пранаи). Они – экатма-сварупа (одна душа, единый Господь), поэтому Радхарани неотлична от Кришны и едина с Ним. Чтобы вкусить трансцендентное блаженство Своих любовных игр, Они навечно предстали в двух отдельных образах. Теперь же эти две божественные личности – севья и севак, вишая-таттва и ашрая-таттва – проявились в образе Шри Чайтаньи Махарпрабху. Снова и снова я кланяюсь Шачинандане – Самому Шри Кришне, украшенному настроением Шримати Радхики и золотистым цветом Ее тела».

 

Любовь Радхи и Кришны – это наивысшее проявление Абсолютной Истины. Я помню, как после одной лекции я спросила его (так как я – девушка и Радхарани тоже девушка, а Кришна – юноша): «Хорошо ли это – завидовать Радхарани?»

Прабхупада ответил: «Нет, поскольку приблизиться к Кришне ты можешь только через Радхарани».

Потом он сел во дворе на пляжном стуле, прямо за храмом. Все преданные подходили к нему. Юношей он похлопывал по спине, а девушек по голове.

Потом он сказал: «Кришна строгий, а Радхарани добрая и милая. Даже если я, лишенный любых хороших качеств, приближусь к Ней, Она пойдет к Кришне и скажет: «Я не могу любить Тебя так сильно, как этот преданный, поэтому, пожалуйста, прими его». Благодаря такой рекомендации Радхарани Кришна обязан будет принять этого преданного».

На верхнем этаже он проводил церемонии инициации, и я помню, что во время моего посвящения он рассказывал нам о повторении святого имени. «Цель воспевания – чтобы из ваших глаз текли слезы, по телу пробегали мурашки и волосы вставали дыбом. Это происходит очень легко, когда сердце свободно от оскорблений», – сказал он.

Затем он начал объяснять десять оскорблений святого имени. Наверху Прабхупада сам проводил поклонение (пуджу) на маленьком овальном алтаре. Каждое утро он проводил дхупа-арати, повторял ом агьяна-тимирандхасья гьянанджана-шалакая / чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намаха и предлагал поклоны своему духовному учителю.

Эта комната называлась алтарной, именно сюда Шрила Нараяна Махарадж отправил первые Божества Радхи-Кришны. Им поклонялись в этой комнате. Шрила Нараяна Махараджа также прислал две первые мриданги, караталы и все книги Прабхупады из Калькутты и Дели.

Возможно, вы знаете, что для большей сохранности книги обрабатывают определенным токсичным материалом. Чтобы Прабхупада мог использовать книги в своих переводах «Шримад-Бхагаватам», «Шри Чайтанья-чаритамриты», «Шримад Бхагавад-гиты», «Учении Господа Чайтаньи» и «Нектара преданности»,  Шрила Нараяна Махарадж отправлял их из Индии в Нью-Йорк, предварительно обработав этим токсичным веществом. Вскоре из-за этого Шрила Нараяна Махарадж заболел.

В этой квартире мы поклонялись первым Божествам. С января по апрель 1967 года Прабхупада находился в Сан-Франциско. Вернувшись, он привез вторые Божества нашего движения – Божества Господа Джаганнатхи. Джаганнатха и Баларама приехали с Прабхупадой, и он лично поставил Их на первый алтарь – два коричневых кресла. Прабхупада обхватил руками Джаганнатху и Баладеву и поставил Их на свои места.

Субхадра прибыла из Сан-Франциско на пару дней позже, что Прабхупада объяснил следующим образом: «Она, как и все женщины, опаздывает, но она самая красивая из троих».

В апреле Прабхупада продолжал свои лекции по «Чайтанья-чаритамрите». Также он начал серию лекций об учении Прахлады Махараджа. Он попросил меня нарисовать картины, которые вы видите на стенах. Одну картину с изображением Радхи-Кришны он попросил меня скопировать с обложки его Первой Песни «Шримад-Бхагаватам». Кстати, когда Прабхупада печатал эти книги в Дели, Шрила Нараяна Махараджа общался с ним в храме Шри Радха-Дамодара.

Они вместе готовили там, многое обсуждали. Махарадж рассказывал, что Прабхупада носил изношенную и рваную одежду, и он дал Прабхупаде свой чадар, чтобы тот спал на нем. Они вместе готовили чапати и обсуждали планы Прабхупады по поводу поездки в Америку.

Здесь в 1967 году Прабхупада велел мне нарисовать Яшоду с Кришной. Потом он объяснил, что Шри Чайтанья Махапрабху пришел раздать нечто особенное – то, что не давали никакое другое воплощение Господа или ачарья.

Свами ПрабхупадаПрабхупада сказал: «Раньше наивысшей была концепция Бога-отца, Того, кто поддерживает порядок. Но эта картина показывает, что Чайтанья Махапрабху пришел дать нечто более высокое: что кто-то может стать для Бога матерью, другом или возлюбленной».

Прабхупада вырубал джунгли философии майявады, подчеркивая: «Мы не хотим слияния с Богом».

Показывая на эту картину, он говорил: «Мы хотим, чтобы Господь зависел от нас, как Он зависит от мамы Яшоды».

Там было две картины, нарисованные враджаваси. На одной Кришна кормит гулаб-джамунами телят, а на другой сидит на камне. Прабхупада сел на свою вьясасану, над которой висела картина с изображением Радхи и Кришны, и сказал, смотря на картины враджаваси: «Мы не мечтаем о Вайкунтхе, мы хотим быть с Кришной, сидящим на камне во Вриндаване».

Я не хочу больше отнимать время, поскольку сейчас хочу представить Шрилу Нараяну Махараджа, который приехал из Вриндавана на Запад, как когда-то Прабхупада в Нью-Йорк. Чтобы прославить Прабхупаду и продолжить его миссию, Шрила Нараяна Махарадж приехал из Вриндавана. Он всегда говорил, что приехал сюда по трем причинам.

Первая причина – посетить все святые места, в частности это святое место, где Прабхупада основал храмы, и покрыть свою голову пылью со стоп Прабхупады, омыться в этой пыли, чтобы у него были силы продолжить его миссию.

Итак, я передаю микрофон Шриле Нараяне Махараджу.

Шрила Прабхупада ки джай! Гаура Премананде! Хари Харибол!

Нараяна Махарадж Свами ПрабхупадаШрила Гурудев: Я помню нашу первую встречу со Свамиджи и все последующие встречи, наши беседы… Я также с нежностью храню в сердце воспоминания о церемонии принятия санньясы Свамиджи, то, как я ему служил, особенно в его последние дни во Вриндаване… Воспоминания о Свамиджи приходят одно за другим. Он был очень близким другом моего Гурудева. У него была такая сильная гуру-ништха! Вы знаете, что такое гуру-ништха? Свамиджи постоянно внутренне и внешне служил своему божественному учителю.

Для него не было ничего важнее наставлений духовного учителя, служения Радхе-Кришне и Шри Чайтанье Махапрабху. Он ничего не хотел для себя. Сравнивая моего Гурудева и Свамиджи, я осознаю, что оба они посвятили лотосным стопам духовного учителя свое тело, ум, речь и душу. Мы думаем, что предлагаем себя лотосным стопам нашего духовного учителя, но на самом деле не можем это сделать. Мы делаем это только на словах или предаемся частично, но не способны отдать себя полностью. На примере своего Гурудева я осознал, каким должно быть полное предание духовному учителю – он служил своему Гурудеву душой, телом, умом, речью и всем, что у него было.

Он столько сделал, что рассказывать об этом можно бесконечно. Свамиджи приехал не за деньгами, почетом, легкой и комфортной жизнью, о чем так мечтают люди, приезжая из Индии на Запад. Его целью было выполнить наставление своего Гурудева и Радхи-Кришны. Духовный учитель Свамиджи является очень близкой и дорогой служанкой Шримати Радхики. Шрила Прабхупада [Шрила Бхактисиддханта Тхакур Прабухупада] не говорил, что он – слуга Кришны.

В его пранама-мантре говорится:

 

намах ом вишнупадая кришна-прештхая бхутале

шримате бхактисиддханта-сарасватити намине

шри варшабханави-деви-дайитая крипабдхае

кришна-самбандха-вигьяна-дайине прабхаве намаха

 

[Я приношу поклоны ом вишнупада Шри Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Прабхупаде. Он необычайно дорог Шри Кришне и Варшабханави-деви, Шримати Радхике. Исполненный безграничного милосердия, он дарует нам осознание наших вечных отношений со Шри Шри Радхой-Кришной.]

 

Шри варшабханави-деви-дайитая крипабдхае – я знаю, Шримати Радхика сказала Шриле Прабхупаде: «Вели своим служанкам отправиться в этот мир и вдохновить всех живых существ прийти ко Мне. В западных странах нет бхакти, люди там ничего не знают, не повторяют имена Кришны и Махапрабху. Они всегда поглощены удовлетворением чувств. Поэтому скажи своей служанке прийти и помочь им». Поэтому Свамиджи приехал сюда.

Послание и миссия Свамиджи была той же, что и у Шри Чайтаньи Махапрабху. Я думаю, многие ученики Свамиджи не знают, что он пришел сюда с той же целью, какая была у Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунатха дас Госвами, Шрила Кавираджа Госвами и Шрила Бхактивинода Тхакур были близки и дороги Махапрабху. Все они на самом деле являются жителями Враджа. Шрила Бхактивинода Тхакур – это Камала-манджари, Шрила Сарасвати Прабхупада – Наяна-манджари, Шрила Рупа Госвами – Рупа-манджари, Шри Сварупа Дамодара Госвами – это Лалита-сакхи, а Шри Рай Рамананда Прабху – Вишакха-сакхи.

Их миссией было прийти в самые отдаленные уголки мира и сделать всех чистыми преданными. Вы слышали эту шлоку?

 

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна

аманина манадена киртаниях сада харих

(Шикшаштака, 3)

 

«Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами, став терпеливее дерева, которое отдает всё, что имеет, и ничего не требует взамен, не ожидая почтения к себе и выражая почтение каждому согласно его положению, следует постоянно повторять святое имя Шри Хари».

Чтобы стать чистым преданным, нужно вести себя согласно этой шлоке. Это та формула, которую Свамиджи использовал при приготовлении своего магического зелья, с помощью которого он привлекал всех к сознанию Кришны. Если вы хотите стать вайшнавами… Конечно, вы хотите этого, но  все сталкиваются с тем, что без следования этой шлоке никто не может стать чистым преданным. Я понял, что некоторые преданные не обращают должного внимания на эту шлоку, и Свамиджи не рад этому. Мы пришли сюда не для того, чтобы вопрошать о мирском. Какое знание мы можем получить в школе и университете? Там нечего получать. Мы хотим получить знание только о бхакти-йоге.

Свамиджи пришел проповедовать:

 

харер нама харер нама харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва настй эва гатир аньятха

(Брихан-нарадия-пурана, Ч.-ч., Ади, 2.7.76)

«В Кали-югу, век раздоров и лицемерия, для дживы нет иного пути к освобождению, кроме повторения святого имени. Нет иного пути, нет иного пути».

 

Чтобы  повторять маха-мантру и осознать все таттвы: кришна-таттву, майя-таттву и джива-таттву, не требуется специальная подготовка.  Все естественным образом откроется в сердце. Кришна все устроит, а святое имя более могущественно, чем Кришна.

Я знаю Свамиджи с самого начала. Мне кажется, большинство из вас даже еще не родились в то время. Я встретил его в конце 1946 или начале 1947 года. Лишь немногие были там в то время. С тех пор я служил ему, и он очень любил меня, считая своим другом, а не учеником, но я относился к нему как к своему шикша-гуру. Вот почему, когда в его кармане не осталось ни гроша и он стал нишкинчаной, подобно уличному попрошайке, у которого нет никакой собственности, он пришел ко мне в Матхуру. Его связи с семьей были порваны.  В Матхуре он рассказывал мне о своей реализации, что дома для него не осталось места.

Когда в 1957 году мы сидели вместе в Матхуре, Свамиджи рассказал: «Когда я получил посвящение у Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура Прабхупады, мне вспомнилась шлока:

 

ясьяхам анугрихнами

харишье тад-дханам шанаих

тато `дханам тьяджанти асья

сваджана дукха-дукхитам

(Ш.-Б., 10.88.8)

 

В ней говорится, что Кришна благоволит к тем, кто принимает у Него прибежище, превращая их в уличных попрошаек. Теперь Он сделал и меня таким. Я боялся, что если буду еще больше повторять святое имя и заниматься преданным служением, Кришна превратит меня в уличного попрошайку. Теперь я вижу, что именно это и произошло».

Я посоветовал Свамиджи: «Кришна и Прабхупада не хотели, чтобы тебе сопутствовал успех в мирских делах, поэтому и устроили так. Ты могущественен и образован. Твой духовный учитель сказал тебе проповедовать на английском языке, поскольку ты прекрасно владеешь им. Ты можешь так много сделать!»

Обычно мы разговаривали на бенгали.

«Я не знаю, что делать, – поделился со мной Свамиджи. – Но Кришна пролил на меня Свою милость, вот почему я стал уличным попрошайкой».

В это время из Шри Навадвипа-дхамы в Матхуру приехал мой Гурудев, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж.

Я попросил его: «Пожалуйста, скажите Абхаю-чаранаравинде Прабху, чтобы он принял отреченный уклад жизни».

Мой Гурудев попросил Свамиджи, и тот согласился. В день пурнимы, на Шри Вишварупа-махотсаву, Свамиджи принял санньясу. Я организовывал всю церемонию, сделал данду для него, подготовил его дор и каупину… Я также проводил огненное жертвоприношение и, пока я произносил мантры, Гуру Махарадж дал Свамиджи дор, каупину и санньяса-вешу. Шрипад Кришнадас Бабаджи Махарадж вел в это время киртан.

Рассматривая фото Свамиджи с дандой, кто-то сказал: «Санньяса – это второстепенное».

«Ты ничего не понимаешь, – ответил я ему. – Санньяса дается только для того, чтобы получить гопи-бхаву.  Мантра сама по себе является гопи-бхавой, поэтому в принятии санньясы сокрыт очень глубокий смысл».

Если духовный учитель видит в ученике склонность принять отреченный уклад жизни, тогда он дает ему санньясу и санньяса-мантру.

Санньяси чувствует: «Я не хочу ничего мирского, мое единственное желание – следовать по стопам гопи».

Так я объяснил этому преданному, что принятие отречения – это не что-то ординарное. Санньяса открывает двери во Врадж в настроении гопи.

Таким образом, Гурудев дал Свамиджи санньясу. Иногда, если дикша-гуру не успел дать санньясу, ее может дать шикша-гуру.

После того как Свамиджи принял санньясу, наши отношения с ним еще больше укрепились. Мы стали близкими друзьями. Я поехал со Свамиджи в Джханси и другие места, которые он посещал во время проповеди. Он всегда хотел быть рядом со мной. Я помогал ему готовить. В Шри Кешаваджи Гаудия Матхе Свамиджи работал над переводом «Гиты», и я помогал ему во всем. Потом Свамиджи поехал во Вриндаван в Шри Радха-Дамодар Мандир. Там Свамиджи жил рядом с самадхи и бхаджана-стхали Шрилы Рупы Госвами. В это время он планировал поездку на Запад.

«Я хочу открыть несколько мест, где учащиеся могли бы жить. Я буду им помогать. И если они захотят, я буду давать им яйца и мясо, но только при одном условии – чтобы они воспевали Харе Кришна маха-мантру, – поделился он со мной. – Я сделаю так, чтобы они повторяли хотя бы один круг. Уверен, за очень короткое время они отбросят все дурные привычки и станут настоящими вайшнавами».

Насколько великодушным был Свамиджи!

Как вы уже слышали, я посылал из Индии для Свамиджи все необходимое, помогал ему, отправляя также его книги. Он уехал в Америку с одной «Гитой» и тремя томами «Шримад-Бхагаватам», парой каратал и посудой. Я помню, как посылал книги, мриданги и другие вещи на этот адрес, 2-я Авеню, 26. Так много всего произошло в ходе проповеди Свамиджи! Он написал мне более трехсот писем с описанием своей проповеди. Когда был основан ИСККОН, он сразу же сообщил мне. Он рассказывал, как много хиппи стали «хэппи» (счастливыми), и писал мне отсюда и из Сан-Франциско. Он писал мне отовсюду.

Наша дружба глубока и ее невозможно разрушить. Свамиджи приехал в первый раз из Америки в Индию с двумя учениками: Ачьютанандой и Киртананандой Прабху. В аэропорту Дели я был единственным, кто встречал его. Около пятнадцати дней мы были вместе в Дели, а потом Свамиджи поехал во Вриндаван, в храм Шри Радха-Дамодар, где я навещал его время от времени.

Я знаю, что все Госаи Вриндавана и духовные братья Свамиджи не принимали даже воду, которой касались Ачьютананда Прабху и Киртанананда Прабху, поскольку они были европейцами и раньше ели мясо. Но я садился со Свамиджи, Киртананандой Прабху и Ачьютанандой Прабху, и принимал то, что они готовили, потому что они были учениками Свамиджи. Я почитал с ними маха-прасад. Когда Свамиджи присутствовал здесь, все брезговали брать от его учеников даже воду. Но теперь они стали для ДжиБиСи друзьями, а меня выбросили. Возможно они не понимают этого, поскольку они словно дети. Они не помнят дни, когда Свамиджи вызывал меня и перед всеми говорил: «Нараяна Махарадж пришел. Я так рад!»

Свамиджи попросил меня: «Ты должен помочь моим ученикам. Я привел всех этих непоседливых мальчишек, тебе нужно помочь им». Свамиджи использовал также слово «обезьянки».

«Твой приказ я возложу себе на голову и постараюсь выполнить его самым лучшим образом», – пообещал я.

Он был счастлив услышать это и позвал своих учеников послушать, что я хотел сказал.

«Не думайте, что ваш Гурудев собирается умереть, – объяснил я. – Его болезнь подобна игре. Он готовится к служению своим Повелителям – Шри Радхе-Кришне, Шри Чайтанье Махапрабху и Шри Нитьянанде Прабху. Он будет здесь, в этом мире, в одной из своих форм, чтобы заботиться о вас. Как Кришна и Нарада, он может иметь множество форм – сотни тысяч. Яшода, Нанда Баба и спутники Кришны имеют лакхи и лакхи проявлений, и ваш Гурудев относится к той же категории.

Он навсегда останется с вами, будет давать вдохновение и помогать развиваться. Но если вы не верите в это, все будет испорчено. Не ссорьтесь между собой из-за денег и престижного положения. Вы должны пытаться исполнить миссию Свамиджи – то, что он хотел дать этому миру. Постарайтесь уважать преданных всех уровней: каништха, мадхьяма и уттама-адхикари. Попытайтесь делать это! Вы должны уважать даже преданных, у которых нет посвящения, но они повторяют Харе Кришна. Выражайте почтение всем – ведь мы все принадлежим к семье Шри Чайтаньи Махапрабху».

Я помню все это… Мне кажется, Свамиджи привел меня сюда и он все это видит: «Нараяна Махарадж приехал в Калифорнию, в Бхактиведанта Мэнор в Англии, Лос-Анджелес…»

Свамиджи показывает мне: «О, я совершил здесь такие игры, теперь твоя очередь».

Я настолько удачлив, что приехал в эти места и могу поместить пыль со стоп Свамиджи на свою голову. Эти места, где был Свамиджи, подобны маха-маха-тиртхам. Когда Шрила Харидас Тхакур оставил тело, Шри Чайтанья Махапрабху Своими руками принес Его и поместил в самадхи.

После этого Он сказал: «Теперь это место – маха-маха-тиртха. Сначала оно было тиртхой, но от прикосновения стоп Шрилы Харидаса Тхакура оно стало маха-маха-тиртхой, очень могущественной маха-тиртхой».

Восточное побережье, Западное побережье и другие места, которые посетил Свамиджи, стали маха-маха-тиртхами. Моя миссия – выполнить то, что мне велел сделать Свамиджи. Я хочу получить его милость, и для этого мне нужно побывать там, где был он. Я хочу служить в этих местах моему Гурудеву, Свамиджи и Радхе-Кришне, но жду, когда Они позовут меня. Как только Они позовут, я пойду. А до этого времени я хочу оставаться в таких местах, как Вриндаван, Матхура, и практиковать:

 

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна

аманина манадена киртаниях сада харих

 

гауранга’болите хабе пулака шарира

‘хари хари’ болите наяне ба’бе нира

 

Вот так. Как сказала Шьямарани, наша конечная цель – служить Шримати Радхике. Она тонула в мирской пучине, но Свамиджи вытащил ее и вовлек в служение Яду (Кришне) и Джадурани. Затем я объяснил ей: «Теперь лучше, чтобы ты служила Радхе и Кришне. Свамиджи поднял тебя на эту ступень, теперь я хочу, чтобы по его милости ты стала Шьямарани».

Главной целью прихода Свамиджи, как сказала Шьямарани, было объяснить нам: мы слуги Шримати Радхики, а не Кришны. Кришна хитрый, однако Шримати Радхика такая простая, мягкая, сладостная и благоухающая. Кришна в «Шри Чайтанья-чаритамрите» признался: «Мой Гуру – Шримати Радхика». Поэтому вам следует служить Ей. Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир учить нас этому. Это и есть самая главная миссия Свамиджи. Он так много времени потратил, чтобы вырубить джунгли майявады, кармавады, гьянавады и йогавады и расчистить путь для бхакти. После этого он посеял семена бхакти и служения Шри Радхе-Кришне, которые внешне «прорастут» в виде шраддхи, ништхи, ручи, асакти и бхавы. После этого преданному нечего будет делать в этом мире – в следующем рождении, когда он окажется во Вриндаване, придет према.

Итак, Свамиджи пришел, чтобы дать нам это, он не хотел, чтобы мы задерживались на начальном уровне. Он велел нам распространять книги, проводить нагара-санкиртану, писать статьи и т.д., и в то же время продвигаться на духовном пути. Он хотел, чтобы мы  знали все эти термины: шраддха, ништха, ручи, асакти, бхава, вишуддха-саттва… Нам нужно знать об этом. Не надо довольствоваться одним киртаном.

Киртан бывает разный. Святое имя, которое повторяет обычный человек, отождествляющий себя с материальным телом, не будет чистым. По мере продвижения в сознании Кришны имя будет чище и чище. Если в сердце есть оскорбления, мирские привязанности, тогда имя будет давать нам материальные блага. Благодаря нама-абхасе мы можем получить освобождение, но не чистую бхакти.

Достигнув по милости Гурудева уровня ручи, мы увидим, что находимся на правильном пути. Имя, которое повторяют на этом уровне, будет в какой-то степени совершенным. Когда оскорбления уйдут и придет шуддха-нама, мы осознаем: «Я хочу только одного – чтобы сердце озарила любовь, которую пришел даровать Шри Чайтанья Махапрабху». Иначе мы никогда не поймем миссию Шри Чайтаньи Махапрабху, нашей гуру-варги и Свамиджи. Мы будем думать, что Шрила Прабхупада такой же, как мы, что он простой проповедник.

В действительности слава нашего Гурудева и Свамиджи заключается не в этом. Его слава в том, что он постоянно служит Шри Радхе и Кришне. Он милостиво пришел в этот мир, чтобы даровать нам сокровище божественной любви. Мы должны знать эту истину и соответственно прославлять, проповедовать его миссию по всему миру, а также продвигаться в бхакти, стремясь осознать свое настроение служения Кришне.

Я молюсь здесь лотосным стопам Свамиджи, чтобы он был более милостив к нам и мы могли понять его подлинную славу. Вы знаете мантру «гуру прачодаят»? Каково ее значение? Кто вы? Что вы? Каков ваш облик? В чем заключается ваше служение Кришне и Кришне? Кто такой Кришна? Кто такая Кришна? Гуру проявится в вашем сердце, если вы будете повторять эту мантру с полной концентрацией. Тогда гуру раскроет вам все, тогда вы прозреете. Сейчас вы не видите его по-настоящему. Камса и Дурьодхана смотрели на Кришну сквозь материальную призму: «О, Он просто очень могущественный человек, вот и все».

Они думали о Кришне как об обычном человеке, а не как о Боге. Мы перестанем смотреть на  Шри Гуру материальными глазами, если начнем повторять эту мантру с большим вниманием и почтением. Тогда он может проявиться перед нами. Ученик, который увидел Шри Гуру по-настоящему, никогда не падет. Но мы видим, как много учеников пало, некоторые даже оставили санньясу.

Где Бхагаван дас, Брахмананда дас, Хамсадута дас и Бхавананда дас? Где они? Если бы они увидели Свамиджи хотя бы на мгновение и служили ему, тогда никогда бы не пали. Однако я вижу, что они служили ему внешне. Я знаю многих преданных, которые думают: «Я так старательно служил ему». На самом деле очень редкие личности служат ему. Вы – ученики Свамиджи, у вас не должно быть ложного эго и желания контролировать других. Настоящий ученик никогда не будет управлять кем-либо, зато мы пытаемся управлять и контролировать. Мы думаем: «О, мы цари, мы так много служили ему».

На самом деле очень редкие личности могут служить Свамиджи. Мы видели его внешне, но стоит увидеть и его истинную славу. Нам необходимо следовать ему. Любой, кто следует Свамиджи, пусть даже немного,  обязательно обретет кришна-прему и гаура-прему. Это факт.

Поэтому мы молимся лотосным стопам Свамиджи, чтобы он проливал на нас все больше и больше милости. Всем, кто соприкоснулся со Свамиджи даже на мгновение, кто понял его славу, следует вернуться в линию сознания Кришны. Все должны прийти. Я думаю, даже у падших есть шанс, если они не являются оскорбителями. Тот, кто сознательно нанес кому-то оскорбление, уже никогда не вернется к сознанию Кришны.

Поэтому я хочу, чтобы Свамиджи пролил свою милость на тех, кто оставил этот путь, и мы по-настоящему служили ему все вместе. Нам следует почитать нашу ученическую преемственность, нисходящую от Кришны к чистым преданным, которые сейчас находятся в этом мире. Нам следует стараться служить Свамиджи именно таким образом. Я молюсь, чтобы он и ко мне проявил свою милость. Я пришел за этим, а не за учениками и деньгами. Некоторые думают именно так, но моя цель – выполнить его миссию и желание. Только тогда моя миссия будет успешной. Я хочу только благословений и милости Свамиджи и больше ничего.

Гаура Премананде! Хари Харибол!

Шри Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж ки джай!

Нам нужно пойти туда (в Томпкинс Сквер Парк). Я так рад, что приехал сюда.

(Преданному) Когда ты присоединился? Где и когда?

Прадьюмна Прабху: Я присоединился в апреле 1967 года. Она (Шьямарани диди) была первой, кто заговорил со мной. Это был 1966 год. Она рисовала картины на тему  вишну-таттвы на верхнем этаже. Мне особенно нравилась картина Прадьюмны, и когда Гуру Махарадж спросил ее: «Какое имя мне ему дать?», она ответила: «О, ему нравится Прадьюмна».

Прабхупада сказал: «Хорошо, тогда твое имя будет Прадьюмна дас».

Поэтому мы с ней давно знакомы.

Шрила Гурудев: Прадьюмна Прабху — один из старших. Он часто приезжал в Матхуру, и всех, кто ехал в Индию с ним, приводил повидаться со мной. Он так любил меня.

Прадьюмна Прабху: Я до сих пор очень люблю вас.

Шрила Гурудев: Пожалуйста, никогда не оставляй сознание Кришны. Ты всегда должен быть в сознании Кришны – иметь сильную веру в имя Кришны и всегда помнить о Нем.

Гаура Премананде! Хари Харибол!

 

[Транскрибция: Говардхан дас. Редакция: Расик Мохан дас. Filename: 19960715NY 26 2nd Avenue]

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить