ПУШПАНДЖАЛИНараяна Махарадж Италия 2009

30 декабря 2018 года, Вриндаван, Шри Радхе-кунджа

Харе Кришна, дорогие друзья! Сегодня, в благоприятный день ухода Шрилы Гурудева, ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, мы предлагаем вашему вниманию воспоминания Гопа-нандини диди, ученицы Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. 

В 2018 году Шрипад Премананда Прабху выразил желание, чтобы старшие ученицы и последовательницы Шрилы Гурудева дали хари-катху в день его ухода для девочек в храме. Это была потрясающая атмосфера! На 3-м этаже храма брахмачари проводили киртан, в новом корпусе храма шла грандиозная ягья, в которой участвовали сотни гостей, а на 2-м этаже была программа “для девочек”. Брахмачари то и дело ходили вокруг, горя желанием послушать эти воспоминания. 

На нашем ютуб-канале сохранилось видео

 

Совершенные личности в моей жизни

Прежде всего я предлагаю дандават-пранамы своим духовным учителям: нитья-лила правишта ом-вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанте Свами Прабхупаде, нитья-лила правишта ом-вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу, а также всей гуру-варге и всем присутствующим преданным. 

Мы настолько удачливы находиться здесь! Пожалуй Шри Радхе-кунджа – это самое удивительное место во всей вселенной. Здесь много прекрасных преданных, которые вдохновляют своим примером. Я очень и очень удачлива находится здесь со всеми вами. 

Сегодня такой благоприятный день – день явления Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и день ухода Шрилы Гурудева. Мы находимся в дхаме, в этом месте, в Шри Радхе-кундже – это как сад, здесь много цветов. Все танцуют, преданные настолько активны, они заняты служением под руководством Вайшнавов. 

Я чувствую себя немного некомфортно от того, что мне нужно говорить, но тем не менее… Посмотрим, как оно пойдет. 

Я видела этих трех великих личностей: Шрилу Гурудева, Шрилу Ваману Госвами Махараджа и Шрилу Тривикраму Госвами Махараджа, когда мы приехали в Девананда Гаудия Матх. Среди тысяч преданных они были как сияющие звезды. Каждый из них сидел за своим столиком. Они обсуждали, кто будет говорить первым. Шрила Вамана Махарадж был самым старшим, а Шрила Гурудев самым младшим. Мы хотели, чтобы слово дали Гурудеву, но мы видели, что они активно обсуждают между собой, кто же все-таки начнет. Гурудев просил Шрилу Ваману Госвами Махараджа говорить, а Вамана Госвами Махарадж отвечал: «Нет, ты привел всех с Запада, поэтому ты и рассказывай». Они решили, что первым выступит Шрила Тривикрама Госвами Махарадж, но Тривикрама Госвами Махарадж сказал: «Нет, вы старше!» В общем, у них была большая дискуссия по этому поводу. 

Потом они решили, что первым будет говорить Шрила Гурудев. Шрила Гурудев осмотрелся, закрыл глаза и начал молиться: «Ом агьяна..» Вдруг Шрила Тривикрама Махарадж забрал у него микрофон и начал быстро произносить «Ом агьяна тимирандасья…» Шрила Гурудев не мог понять, что происходит, а Шрила Тривикрама Госвами Махарадж и Шрила Вамана Госвами Махарадж начали смеяться. Настолько  у них были сладостные отношения! 

Шрила Гурудев, младший по отношению к ним, во всем мире уже был большим ачарьей, а они подшутили над ним перед тысячной аудиторией. Он сделал вид, как будто немного рассердился. Но на самом деле это так удивительно… Тогда я и увидела их троих вместе. 

Шрила Гурудев пришел в наш дом в 1996 году во время своего первого приезда в Бэджер. 

Когда я встретила Шрилу Бхактиведанту Свами Прабхупаду, я поняла: он настолько могущественный, что невозможно даже просто стоять рядом с ним. От него исходила энергия, подобная электрическому разряду. Это была духовная энергия. Настолько сильная, что я вообще не понимаю, как люди с ним разговаривали. Он был словно величайший генерал среди армии солдат. Самая могущественная личность, которую я видела в своей жизни. Такой красивый. 

Потом Шрила Шридхар Махарадж. Он был необычайно добрым. Когда мы отмечали день явления Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура в Джаганнатха Пури, там были тысячи и тысячи преданных, которые поклонялись ему. И среди них – горстка западных преданных, из которых всего три женщины. С нами никто не разговаривал. Хари-катха шла три дня и три ночи. В конце Шрила Шридхар Махарадж подошел к нам. Это было настолько неожиданно! Он спросил: «Как вы? Откуда вы?» Он говорил с совершенным британским акцентом. Мы ответили, что мы из Сиэтла и что мы ученики Свами Прабхупады. Он немного пообщался с нами. Мы предложили ему поклоны. Там была одна бенгалка, она постоянно нам говорила: «Не наступайте на его тень!» Мы спрашивали: «Почему? Что не так?», а та отвечала: «Так это Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж». 

И также я видела во Вриндаване Шрилу Кришнадаса Бабаджи Махараджа. Тоже потрясающая личность. Он постоянно повторял «Харе Кришна». И снова в нашей группе было три девушки. Мы отправились в Рамана-рети. Он был как само воплощение блаженства. Бабаджи Махарадж спросил: «Откуда вы?» Мы сказали: «Мы ученики Свами Махараджа». Он сказал: «Это мой друг». Я подумала: «Господи, это самая блаженная личность, которую я когда-либо видела». Потом нам нужно было на Радха-кунду, и он там тоже оказался. У него, видимо, такие сиддхи были, что он мог проявиться, где захочет. 

Первая встреча с Гурудевом в 1996 году

Я расскажу о том, как впервые увидела Шрилу Гурудева. 

Он приехал в Бэджер в обществе примерно тридцати человек. Мы в Бэджере жили просто, как деревенские жители. Нас было двести преданных и половина из них с детьми, в основном ученики Прабхупады. 

Я со своей подругой Шри Канти каждый день готовила завтрак для всех преданных – около 250 человек. Мы думали: где еще мы получим столько милости? И надеялись, что если преданные останутся довольны нами, то мы наберем сукрити. Из-за этого я пропускала его хари-катху. Видимо, я не совсем удачно решила для себя готовить. Одна из моих духовных сестер стала убеждать меня: «Ты должна увидеться с ним [Шрилой Гурудевом] лицом к лицу». 

«Нет-нет. Я довольна Шрилой Свами Прабхупадой, мне достаточно», – ответила я ей.

Однако преданные силой привели меня. 

В глубине души я раздумывала: если я встречу такую же личность, как Свами Прабхупада, то что же я спрошу? 

Я сидела, ждала. Гурудев находился в своей комнате. Мадхава Махарадж кому-то позволял войти, кому-то нет. Я увидела изображение Шримати Радхики и попросила ее: «Пожалуйста, позволь мне встретиться с твоим особым слугой». В конце концов Мадхава Махарадж пригласил зайти внутрь. Мы вошли в комнату. Я не знаю, что Гурудев сделал в моем сердце, но внезапно нахлынули такие сильные эмоции, что я начала плакать. Я подумала: «Что это, почему я плачу?»

Гурудев спросил: «Где ты была?» 

Я подумала: «Что-о? Он знает меня?», а вслух ответила: 

– Я готовила для преданных. 

– Нет-нет. Я хочу, чтобы ты слушала. Я хочу, чтобы ты слушала. Я хочу, чтобы ты слушала. 

Он повторил это три раза. 

Я подумала: «Боже мой! Я двадцать лет практиковала сознание Кришны, и все оказалось неправильным. Я считала, что если буду хорошо что-то делать, ничего со мной плохого не произойдет. Старалась практиковать учение Прабхупады. И все мои представления просто разбились вдребезги». 

Потом я начала что-то спрашивать и плакала, плакала. 

Гурудев спросил: «Что? Что?» 

– Как я когда-нибудь смогу отплатить своему духовному учителю Шриле Свами Прабхупаде? 

– Просто две слезинки. 

– Что?

В тот момент у меня слезы уже ручьями лились. 

Я до сих пор не поняла до конца то, что он имел в виду. Я только понимаю, что очень ценны слезы и чувство разлуки. 

Гурудев объяснял: не нужно тратить слишком много времени на подготовку к праздникам и украшения – это должно быть, но не слишком много. Самое важное – найти время для двух слезинок в разлуке с духовным учителем. 

Когда мы с Гурудевом только встретились в Бэджере, он был как компьютер: сканировал всех своими глазами, проверял, что в сердце у каждого. Он смотрел, для кого какой следующий шаг необходим в бхакти, и потом как будто распечатывал, как книгу, для каждого преданного, кому что нужно. Потом мы друг с другом обсуждали свой опыт, и у всех все было по-разному. 

Я пыталась понять, кем все-таки Гурудев является для меня. Он был настолько доступен. Даже невозможно подобрать слово. Он мгновенно вошел в мое сердце, поэтому его зовут Бхакта-бандав, лучший друг для всех. Ему даже не нужно было ничего говорить, он сам все видел, читал сердце. Он мог считать мои мысли и отвечать сразу же, до того, как я сформулирую фразу. Представьте, что вы общаетесь с тем, кто знает ваше прошлое, настоящее и будущее… С такими личностями происходят очень интересные беседы! 

Бэджер – это как маленькая деревня, в которой жили в основном ученики Прабхупады. Когда Прабхупада ушел, мне было два года (в духовной жизни). Я не знала, что мне делать. Я пыталась общаться с ним через его книги. У нас было столько ложных представлений о многом, столько заблуждений о бхакти! Например, я постоянно думала, что нужно набирать сукрити для бхакти. Гурудев сразу увидел это и поправил. 

В 1996 году, с момента нашей первой встречи, он начал меня поправлять, убирать все мои заблуждения. Он объяснял, что мы должны знать цель своей практики. В то время у нас не было даже четкой цели. Прабхупада пытался дать это, но в то время он закладывал фундамент, принципы чистоты… Учил азам. 

Когда Гурудев приехал, он сразу сказал: «Вы должны знать свою цель. Вы можете потратить миллионы жизней, но так и не доберетесь до своей желанной цели. Какова цель нашей садханы? Обрести бхава-бхакти». 

Мы не знали ничего этого. Он все делал очень деликатно. Каждый год на протяжении пятнадцати лет он приезжал в Бэджер. Столько давал шансов нам, поправлял и убирал заблуждения. До сих пор Вайшнавы поправляют нас. Мы настолько удачливы быть в обществе того, кто очень дорог Шриле Гурудеву. Он также поправляет все наши неправильные представления, как и Гурудев это делал. 

Какой смысл в этих правилах?

На тот момент, когда Гурудев приехал, в нашей деревне был маленький храм, и каждая семья по очереди служила в качестве пуджари. Они сменялись каждые две недели. В обязанности пуджари входило проводить арати, гуру-пуджу, лекцию. И это был один человек. Особо это не вдохновляло. 

Однажды я пришла в храм и задумалась: «Какой смысл в этих правилах и предписаниях?» Мой ум говорил мне просто смириться с этим. 

Потом кто-то пришел и спросил: «Гопанандини, тебе нравится или нет, что Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж приедет в наше общество?» 

И я подумала: «Да, пусть он даже живет в моем доме». 

Мы настолько удачливы, что Гурудев приехал в Бэджер. Он всегда учил нас, что бхакти исходит из бхакти. На протяжении этих пятнадцати лет мы изучали “Манах-шикшу”, “Шримад-Бхагаватам”, особенно Десятую Песнь. Я помню, первой историей оттуда, которую я услышала от него, была «Торговка фруктами». Это надо было видеть, как Гурудев рассказывает про торговку, воспевающую “Кришна, Кришна”. Во время лекции Гурудев обычно смотрел на всех, чтобы убедиться, достаточно ли внимательно все слушают, но тут он даже не смотрел на нас. Он был настолько погружен, и мы тоже на него смотрели, как зачарованные, и думали: “Что же он там видит?” 

Прежде нам запрещали читать Десятую Песнь. Это было ужасно. Однако с тех пор, как Гурудев начал рассказывать эти лилы из Десятой Песни, я почувствовала себя очень хорошо. 

Варнашрама-дхарма 

В 1977 году Шрила Прабхупада сказал, что нужно построить поселение, и преданные выбрали Бэджер. Место было безопасное в отношении землетрясений, катаклизмов… А может быть, просто земля была дешевая. Так или иначе преданные купили землю, и появилось это маленькое место Бэджер. Мы были сосредоточены на варнашраме-дхарме. Последнее наставление Прабхупады в 1977 году касалось варнашрама-дхармы

Мы всё воспринимали неправильно. Мы полагали, будто самое высшее – это варнашрама-дхарма: держать коров, воспитывать хороших детей. В деревне 50% были “Харе Кришна”, и 40% христиане. Они не могли нас принять, и нам было тяжело от этого. 

Как-то раз кто-то пожаловался, что мы, жены, мы не подчиняемся старшим. У нас был ретрит в доме преданных, где мы обсуждали, как нам жить вместе. 

Мы, женщины, спросили мужчин: куда они нас собираются вести? Мы согласны следовать, но нужно знать, куда нас возьмут. И тогда самый главный преданный в нашем сообществе просто заплакал – он сам не знал, куда идти… Мужчины просто хотели, чтобы мы были покорные. 

Шрила Гурудев увидел этот дисбаланс: женщины где-то позади, ничего не говорят, всегда очень тихие. Что же он сделал? Он поставил нас вперед и заставил говорить, что для нас было ужасно. И еще он сказал нашим мужьям: если муж более разумный, то жена должна слушаться его, но если жена более разумная, тогда муж должен слушаться ее. Они были поражены: «Что-о-о?» Это полностью шло вразрез с их представлениями. Может быть, Гурудев видел дисбаланс и в других организациях тоже. То есть мы старались быть кроткими, тихими, послушными, а Гурудев хотел другого: чтобы у женщин были такие же возможности, как у мужчин. 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить