5 сентября 2003 года, Матхура, Индия

Кришна4Шримати Рохини-деви заключила, что Шри Кришна очень жестокосердный, а Шримати Рукмини-деви и Сатьябхама-деви пытались доказать, что Его сердце очень мягкое. Затем Кришна спросил Уддхаву, как Ему избавить враджаваси от страданий.

Он решил, что должен написать им письмо: «О Мои горячо любимые враджаваси! Сейчас, в Матхуре, Я связан определенными обязательствами: Мне нужно убить демона Джарасандху и подобных ему, а также удовлетворить всех членов династии Яду. Сразу после этого Я очень быстро вернусь во Вриндаван!»

Когда Уддхава услышал, что ему снова придется отправиться во Вриндаван с посланием от Кришны, он сказал: «Это полный абсурд. Ты должен Сам, лично, поехать во Вриндаван, ничто другое не поможет, ибо враджаваси не хотят больше никого и ничего на целом свете. Все они жаждут только одного ? снова увидеть Твои лотосные стопы во Вриндаване». Уддхава кое-что знал о сердцах враджаваси, потому что он провел там три месяца и принимал приготовленный ими прасад. Поэтому он был во власти их премы.

Мальчики-пастушки так сильно любят Кришну! Если Он исчезает за деревом даже на одну долю секунды, они горько плачут: «О Кришна, Кришна, где Ты?» Они настолько привязаны к Нему, что не могут перенести даже миг разлуки. Когда Нанда Баба повез Кришну и Балараму в Матхуру, поехали и мальчики-пастушки (Шридама, Субал, Мадхумангал и многие другие). Одна секунда разлуки с Ним для пастушков словно пралая, конец света, и равна чатур-юге, сотням тысяч лет.

Только тот, у кого есть мамата (чувство обладания): «Кришна мой», может испытывать эту вираху. У пастушков была такая интенсивная мамата к Кришне, что они чувствовали сильную разлуку. Однако это не сравнится с тем, что испытывала мама Яшода: от невыносимых переживаний и непрерывного плача она ослепла.

Еще глубже разлука с Кришной у гопи. Они входят в состояние трансцендентного безумия (дивьон-мада). Из всех гопи самые сильные переживания в разлуке у Шримати Лалиты-деви и Вишакхи-деви, но еще острее разлука Шримати Радхики.

Сначала такую мамату нужно развить к Шри Гурудеву и Вайшнавам. Без этого чувства к Гуру и шикша-гуру не будет вирахи. Подобным образом, если нет маматы к Кришне, к Нему не проявится и чувство разлуки. У нас не должно быть никаких эгоистичных мотивов ? только тогда наша мамата станет чистой и в сердце проявится вираха.

Когда Кришна идет пасти коров, гопи испытывают жгучую боль разлуки. Их сердца охлаждаются, когда они видят Его возвращение. Они могут издалека разглядеть облако пыли, поднятой коровами, или услышать звуки, издаваемые Его флейтой и рожком. В это время у всех враджаваси настолько сильная мамата к Нему, что никто не может усидеть дома – все выходят на дорогу увидеть Его. Такое поведение очень естественно для них.

В наши дни так сложилось, что ни у кого нет премы, лишь эгоизм. Что говорить о наличии премы, если у нас нет настоящей привязанности к Гуру. Со временем люди даже становятся противниками Гуру. Према существует только в духовном мире. В гопи-преме нет и тени эгоизма.

Зачем Кришна идет в лес? Идет ли он пасти коров? Нет, совсем не за этим. Пасти коров – это только предлог. В действительности Он стремится вкусить према-бхакти-расу враджаваси, гопов и гопи. Господь Кришна идет пасти коров только для того, чтобы насладиться красотой Вриндавана, играми с сакхами и, особенно, с гопи.

Шрила Санатана Госвами прославляет Вриндаван и описывает его красоту в «Шри Брихад-бхагаватамрите» (1.5):

 

джаяти джаяти вриндараньям этан мурарех

приятамам ати-садху-сванта-вайкунтха васат   

рамаяти са сада гах палаян ятра гопих

сварита-мадхура-венур вардхаян према расе

«Вся слава лесу Вринды (Шри Вриндавану), который более дорог Шри Мурари, чем мягкие лотосные сердца садху. Вся слава Вриндавану, который более дорог Мурари, чем Вайкунтха! Там Он заботится о каждой корове и Своей сладостной игрой на флейте усиливает нежные чувства гопи к Нему».

Вся слава Вриндавану, где Кришна-мурари всегда играет на Своей флейте, даруя счастье всем коровам, сакхам и гопи!

Мелодией флейты Он усиливает према-расу в сердцах всех Своих спутников и особенно в сердцах гопи. Слово «рамаяти» в этом стихе  относится исключительно к гопи, потому что гопи живут только во Вриндаване, а не в Матхуре или Двараке.

Как прекрасен Вриндаван! Круглый год он наполнен благоуханием разнообразных цветов (бели, чамели, джуи и др.). Все времена года во Врадже присутствуют одновременно. Кукушки сладко кукуют, а воды очаровательной Ямуны так чисты и прозрачны… Во всех десяти направлениях там растет сочная трава, поэтому коровам не нужно выходить пастись за пределы Вриндавана. Там нет ни зависти, ни ревности. Во Вриндавана-дхаме не встретишь опасных животных — ее украшают только олени, кролики, павлины и другие дружелюбные животные. Когда Шри Кришна идет пасти коров, все животные окружают Его с четырех сторон. Кришна влечет их к Себе нектарной игрой на флейте и дарует им счастье.

Зачем Кришне ходить пасти коров? В лесах Враджа нет опасных животных и столько свежей травы, что коровы не нуждаются в пастухе.

Там так много красивых озер: Радха-кунда, Шьяма-кунда, Кусума-саровара, Павана-саровара и Манаси-Ганга… Их волны так и манят к себе. В этих озерах счастливо кружат грациозные лебеди.

Повсюду раздается гудение пчел. Манджари (цветочные бутоны) источают такую сладость, что пчелы не могут оторваться от них.

Вода в прудах настолько чистая, что Шри Кришна, Его друзья-пастушки и все коровы пьют из них. Гладь Кусума-саровары устлана бесчисленными лотосами, и ветер, одурманенный ароматами цветочной пыльцы, дует то в одну сторону, то в другую.

Вриндаван настолько пленил Ямуну, что она не хочет выходить за его пределы. Плавно изгибаясь, она движется очень медленно.

Здесь, во Вриндаване, Вринда-деви устраивает все для игр Шри Шри Радхи и Кришны.  В Ямуне, Манаси-Ганге, Кусума-сароваре не только вода чистая и сладкая, но и песок на берегу очень мягкий и ароматный. На берегу растут разнообразные деревья и лианы. Деревья кадамба украшены прекрасными цветами, наполняющими все вокруг  благоуханием и радостью.

И хотя во Вриндаване нет змей, тигров и медведей, если бы они появились там, то, расставшись с двуличием и гневом, жили бы с другими животными в любви и согласии. Даже змеи и мангусты, тигры и олени забыли бы о своей природной вражде. Подружившись, они бы обнимались друг с другом.

Такова атмосфера во Вриндаване, и Кришна наслаждается всеми его неповторимыми качествами. Пасти коров для Него — это только предлог, чтобы выйти из дома.

Попугаи, самец и самочка, создают свои группы. Самец (Шука) на стороне Кришны, а самочка (Сари) на стороне Шримати Радхики. Самец описывает Кришну как Мадана-мохана: «Он так прекрасен, что очаровывает самого Купидона!»

Самочка, поддерживая Шримати Радхарани, говорит: «Нет, Кришна может привлечь кого-то, только если Шримати Радхарани рядом. Она Мадана-мохана-мохини. Если Ее нет поблизости, Он не Мадан-мохан, а только Мадан (очарованный богом любви)».

— Разве ты не знаешь, что мой Кришна поднял Говардхан? — спрашивает тогда Шука.

— Это потому, что с Ним была Радхаджи. Она внутренняя шакти (энергия) Кришны. Благодаря Ей Он и поднял Говардхан, — отвечает Сари.

Когда Шука снова старается отстоять свое мнение: «Кришна очень красивый, Его голова украшена  павлиньим пером», самочка возражает:

— Да, Он носит павлинье перо — но только потому, что на нем написано имя моей Радхи!

—  Павлинье перо Кришны склоняется в левую сторону, — парирует попугай.

— Да, это потому, что оно хочет склониться к стопам моей Радхи, — утверждает самочка.

Такие замечательные беседы происходят во Вриндаване.

Подобно тому как ссорятся птицы, иногда в Коши спорят Шри Кришна и Шримати Радхарани, и Шримати Радхарани побеждает все аргументы Кришны. Иногда Он идет к Ее дому и стучит в дверь. Она спрашивает:

— Кто там?

— Это Хари (хари означает «лев»), — говорит Кришна.

— О, Мне не нужен лев в Моей кундже, а то Ты можешь нас съесть, — смеясь отвечает Радхика. —  Быстро возвращайся к себе в дремучий лес. Мы все здесь боимся львов.

— Нет-нет, я не тот Хари. Я Шри Хари (шри хари означает «обезьяна»)!

— Уходи прочь, нашей деревне не нужны обезьяны.

Тогда Кришна отвечает:

— Я Кришна (кришна также означает «черная змея»)!

— Если Ты кришна, черная змея, тогда зачем Ты Мне здесь? Ты хочешь укусить Меня? Ползи в лес. Тебе тут не место.

— Нет, Я чакри (чакри также означает гончар)!

— Нам здесь не нужен чакри. В моем доме не празднуют свадьбу. Забирай Свои горшки и иди туда, где сейчас проходит свадьба.

Кришна никогда просто так не ходит пасти коров. Он живет во Вриндаване, только чтобы участвовать в таких беседах и испытывать счастье.

Во Вриндаване в изобилии растут разнообразные фрукты и цветы. Под тяжестью налитых соком плодов ветви деревьев тянутся вниз. Веточки, сплошь усыпанные благоухающими цветами, льнут к земле, желая коснуться стоп Кришны.

У всех гопов и гопи очень мелодичные голоса.

Таковы красота и чудо Вриндавана. Он настолько привлекателен, что даже полубоги молятся о рождении там.

Господь Брахма молился:

 

тад бхури-бхагьям иха джанма ким апй атавьям

яд гокуле ‘пи катамангхри-раджо-’бхишекам

ядж-дживитам ту никхилам бхагаван мукундас

тв адьяпи ят-пада-раджах раджах шрути-мригьям эва

 (Ш.-Б., 10.14.34)

«О, если бы я мог родиться в лесу Гокулы! Я согласен появиться на свет в любом теле, лишь бы покрывать себя пылью со стоп его жителей. Вся их жизнь и душа ? это Верховная Личность Бога, Мукунда, пыль с лотосных стоп которого до сих пор ищут в ведических мантрах».

«Я хочу принять рождение во Вриндаване. Да, я недостоин, но если Кришна прольет на меня Свою милость, тогда, возможно, я смогу родиться в Гокуле камнем. Это будет моей огромной удачей». После трудового дня уборщицы вытирают стопы о камни, и Брахмаджи молится стать таким камнем в Гокуле.

Красоту Вриндавана описала Шримати Рохини-деви в ответ на заявление Падмавати, матери царя Камсы. Услышав прославление Вриндавана, Падмавати произнесла: «Рохини, ты слишком много говоришь. Если Вриндаван такой сладостный, привлекательный, если в нем совершенно нет зависти, почему коровы и телята там умирают?»

Когда Кришна услышал это, у Него пересохло во рту. Он едва не лишился чувств. Так как никто не знал, что делать, все посмотрели на Шри Баладеву.

Господь Баладева знает Вриндаван. Он был с Кришной там, а также в Матхуре и Двараке. Поэтому Господь Кришна и все повернулись к Господу Баладеве.

«О Кришна, не только коровы в таком положении… Даже павлины, птицы, деревья кадамба и тамал, растения, лианы в кунджах и вся растительность в садах на грани гибели, а горы уменьшаются в размерах. Все озера и Ямуна высохли из-за разлуки с Тобой», — произнес Баладева.

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить