ПЕРВЫЙ ЗАПАДНЫЙ ТУР (1996)ШРИЛА ГУРУДЕВНараяна Махарадж

24 июня 1996 года, Бейкерсфилд, Калифорния 

Сердца гопи наполнены премой

Нараяна МахараджШукадева Госвами произнес: «Если вы хотите мира и счастья, то примите Враджендру-нандану Шьямасундару, Нанда-нандану, Радха-канту Верховной Личностью Бога. Нет никого выше, чем Он. Кришна стал Рамой и проявил другие экспансии. Шанкара и все остальные являются Его слугами. Понимая это, поклоняйтесь Радхе-Кришне с безраздельной преданностью». 

 

арадхьо бхагаван враджеша-танаяс тад-дхама вриндаванам

рамья качит упасана враджа-вадху-варгена ва калпита

шримад бхагаватам праманам амалам према пум-артхо махан

шри-чаитанья махапрабхор матам идам татрадарах на парах

(Шри Чайтанья-манджуша)

 

[Высшим объектом поклонения является Шри Кришна, сын Нанды Махараджа. Шри Вриндавана-дхама – это Его трансцендентная обитель, столь же почитаемая, как и Сам Господь. Самый лучший способ поклонения Кришне – тот, которым Ему поклонялись девушки-пастушки Враджа, и «Шримад-Бхагаватам» наиболее авторитетно доказывает это. Наивысшей целью жизни является кришна-према. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху, и нет ничего превыше этого.]

Кто является объектом нашего поклонения, арадхьей? Враджендра-нандана. Почему? Возможно вы хотите поклоняться Раме, но Кришна приходил в облике Рамы, чтобы установить в этом мире марьяду, регулирующие принципы. Он неотличен от Кришны, но для того, чтобы установить марьяду, вынужден был следовать правилам и предписаниям. Рамачандра не мог совершить ничего, что противоречило бы правилам и предписаниям. Следуя им, Он даже оставил своего отца и брата Лакшмана. Он отверг даже Ситу. В чем она провинилась? Может ли кто-нибудь сказать, что Сита в чем-то виновата? Если даже кто-то схватил Ее, когда она пребывала в беспомощном положении, разве можно Ее за это обвинять? Почему же Рама отверг Ее? На самом деле Он не делал этого. Он отверг Ее лишь внешне, твердо придерживаясь марьяды.

Что касается Кришны, то Он примет любую форму поклонения. Незамужние девушки Джанакапури обратились к Раме: «Ты столь прекрасен. Ты женат на Сите. Мы подруги Ситы и также хотим выйти за тебя замуж».

Рама ответил: «Нет. Я приду как Кришна, а все вы примете рождение из лона гопи тогда Я и приму вас всех».

Когда Кришна пришел как Рама с раковиной, диском, лотосом и булавой, Каушалья-деви обратилась к нему с молитвами.

хе праката крипала

дина даяла

каушалья хита кари

 

Каушалья-деви предложила Раме бесчисленные молитвы. Во Вриндаване Яшода увидела во рту у Кришны всю вселенную. «Вероятно, без колдовства здесь не обошлось, – подумала она. – Или Кришну сглазили. Мой сын не является Богом». 

Яшода никогда не предлагала Кришне молитв. В тот день она попросила привести много коров. Смешав коровий навоз с коровьей мочой, она омыла Кришну, после чего ради Его защиты несколько раз провела по Его тельцу хвостом черной коровы. Вот такой премой обладают гопи. Поэтому говорится:

арадхьо бхагаван враджеша-танаяс тад-дхама вриндаванам

рамья качит упасана враджа-вадху-варгена ва калпита

 

Суть «Шримад-Бхагаватам» – это према, которую гопи испытывают к Кришне. Их любовь к Кришне непревзойденна. Какова природа этой премы? Шукадева Госвами повествует об этом Парикшиту Махараджу. Когда Кришна пришел в Матхуру из Вриндавана, он вошел в собрание Камсы. Камса сидел на возвышении. Чанура, Муштика и другие также присутствовали там. Все было приготовлено к борцовскому поединку, на который и пригласили Кришну и Баладеву. Кришне тогда было десять с половиной лет, Баладева был на восемь дней старше. Оба брата присутствовали там. Кришна цвета шьям и Баладева цвета гаура. Оба были в возрасте кишора, в подростковом возрасте, в то время как Чанура и Муштика были могучими, словно две грозные горы.

Они позвали Кришну и Баладеву. «Немедленно идите сюда! Мы желаем порадовать Камсу». Кришна ответил: «О братья, Мы маленькие дети, и нам хотелось бы бороться с мальчиками нашего возраста. Как Мы можем бороться с такими, как вы?» Но Чанура и Муштика с силой схватили Кришну и Баладеву. Тут же женщины из династии Яду воскликнули: «Грех проник в это собрание! Эти огромные борцы хотят убить маленьких детей. Какая страшная несправедливость! Они хотят убить Кришну и Баладеву! Благочестивые люди не могут находиться в этом собрании или грех коснется их самих. Кришна и Баладева столь прекрасны!»

 

пунья бата враджа-бхуво йад аям нри-линга

гудхах пурана-пурушо вана-читра-мальях

гах палаян саха-балах кванаямш ча венум

викридаянчати гиритра-рамарчитангхрих

(Шримад-Бхагаватам, 10.44.13)

[Насколько же благословенна земля Враджа, ведь по ней ступает предвечный Господь! В облике, подобном человеческому, Он являет Свои разнообразные игры, и Его лотосным стопам поклоняются Господь Шива и богиня Рама́. Украшенный чудесными гирляндами из лесных цветов, Он пасет коров вместе с Баладевой, сладостно играя на флейте.]

 

Женщины сокрушались: «Как же мы неудачливы! Сегодня мы увидели Кришну, а эти борцы хотят убить Его. Во Вриндаване гопи любят Кришну. Вриндаван самое благоприятное место в мире, потому что там живут гопи и гопы. Почему жизнь гопи успешна? Несмотря на то, что Кришна Сам Парабрахман, Он явился в облике, подобном человеческому. Он носит на шее вайджаянти-малу, и тело Его цвета шьям. Его питамбара подобна вспышке молнии на Его темном теле. Он играет на флейте и заботится о миллионах коров. Эти коровы суть воплощение Вед.

Какие же аскезы должны были совершать гопи, чтобы видеть Кришну в этом Его облике? Один Его вид сражает наповал миллионы Купидонов. Как прекрасен Его лик! Только гопи могут пить нектар Его красоты. Но Камса собирается убить Кришну! Если бы мы только знали, на что пошли гопи, чтобы служить Кришне с премой, мы бы тоже непременно стали совершать подобные аскезы». 

йа дохане ’ваханане матханопалепа 

пренкхенкханарбха-рудитокшана-марджанадау 

гаянти чаинам ануракта-дхийо ’шру-кантхьо 

дханья враджа-стрия урукрама-читта-янах.

(Шримад-Бхагаватам, 10.44.15)

 

[На всем свете не сыскать никого более удачливого, чем гопи Враджа, потому что их сердца целиком отданы Кришне. Голоса их всегда прерываются от слез, когда они поют о Нем, чем бы они ни были заняты: пока доят коров, молотят зерно, сбивают масло, делают лепешки из коровьего навоза, качаются на качелях, убаюкивают плачущих детей, сбрызгивают землю водой, убираются дома… Они обладают столь возвышенным сознанием Кришны, что все их желания исполняются сами собой.]

 

Какие они, гопи? Они покорили Кришну, и теперь Он постоянно восседает на колеснице их ума. Гопи непрестанно думают о Кришне. Одна гопи доила корову, но что на самом деле она делала?

Она пела: «Говинда Дамодара Мадхавети».

 

[Шрила Гурудев и преданные поют: «Говинда Дамодара Мадхавети».]

Одна гопи веяла зерно, в то время как другая молотила пшеницу. Еще одна обучала попугая пению. Чему она учила его? «Говинда Дамодара Мадхавети».

Еще одна гопи подметала пол в доме, но ее мысли были только о Кришне. Гопи пели о детских играх сына Яшоды, памятуя Кришну. Что они пели?

 

[Шрила Гурудев и преданные поют: «Говинда Дамодара Мадхавети».]

Одна гопи готовила роти. Она положила роти на сковороду, но вскоре забыла о них. Что она делала?

 

[Шрила Гурудев и преданные поют: «Говинда Дамодара Мадхавети».]

Кто повествует обо всем этом? Женщины Матхуры. Они говорят: «Как же удачливы гопи!» Одна гопи взяла горшок с маслом и вышла, чтобы вручить его Кришне. Она сказала: «Возьми масло, возьми масло». Однако вскоре она забыла о горшке с маслом, стоявшем у нее на голове. Горшок упал с ее головы, а гопи пролила много слез из-за переполнявшей ее сердце премы. Гопи замерла в экстазе, и ее чаддар упал на землю. Что же она повторяла?

 

[Шрила Гурудев и преданные поют: «Говинда Дамодара Мадхавети».]

Один маленький мальчик не переставая плакал. Мать уложила его в колыбельку и, нежно похлопывая, приговаривала: «Спи, сынок, спи». Но что она запела через какое-то время?

 

[Шрила Гурудев и преданные поют: «Говинда Дамодара Мадхавети».]

Разве сложно совершать бхаджан? Когда вы ведете машину, вы размышляете: «Поеду туда, сделаю то-то. Построю хороший дом. Помогу детям получить образование». Между тем может произойти что-то непредвиденное. Долго ли ваш ум сможет оставаться спокойным? Нужно чем-то занять его. Когда ваш ум будет задействован, вы сможете завершить и вашу работу. Когда вы совершаете действие, ум должен следовать за вами и помогать вам. Так что зачем терять время?

 

[Шрила Гурудев и преданные поют: «Говинда, дамодара, Мадхавети».]

Одна гопи делала лепешки из коровьего навоза. Нынче никто этим уже не занимается. Если я попрошу вас принести пятикилограммовый пестик, вы не сможете это сделать. Если я попрошу вас смолоть зерно, вы ответите, что нет необходимости заниматься этим. Но ведь нет гарантии, что продукты, купленные вами в магазине, будут хорошего качества. Пятилетние и десятилетние мальчики и девочки страдают высоким давлением. Порой они не могут самостоятельно стоять или сидеть. Но раньше было именно так. Гопи занимались делами по хозяйству и пели «Говинда Дамодара Мадхавети». 

Мы также можем воспевать, когда ходим, сидим, стоим и даже, когда чихаем или зеваем. Разве мы не в состоянии повторять имена Бхагавана, справляя нужду? Почему бы и нет? Вы думаете о пустяках, но не можете воспевать имена Бхагавана? Совершать бхаджан Бхагавану нетрудно, напротив, это легко. Проблема только в том, что мы нуждаемся в гуру, который  объяснил бы нам процесс бхагавад-бхаджана. Во Врадже все постоянно воспевают. Сторожа ночью воспевают: «Радхе Радхе». Кукушки тоже поют: «Радхе Радхе».

Люди во Врадже приветствуют друг друга словами: «Радхе Радхе! Джай Шри Радхе!» Вы можете убедиться в этом сами, если отправитесь туда. Такая культура сохранилась на Варшане, в Нандагаоне и во всех других местах Враджа. Это существует до сих пор, но трудно сказать, как долго это продлится. Тем не менее санатана-дхарма вечна. Она никогда не исчезнет. Так или иначе не забывайте свою культуру, культуру Индии. Совершайте бхаджан Кришне и Раме. Душа вечна. Все в мире постоянно изменяется. В положенный срок вам придется оставить этот мир. Придет время, когда вы состаритесь и потеряете все, что накопили. Поэтому следует начать совершать бхаджан прямо сейчас. Используйте то время, которое у вас осталось, на бхаджан.

Парабрахман, Сам Кришна, перед тем, как отправиться в лес пасти коров, созывал их по именам. Не мните себя очень умными. Парикшит Махарадж был чрезвычайно образованной личностью. Шукадева Госвами, Вьясадева и миллион подобных им мудрецов оставили свои 

дома и, осознав эту таттву, погрузились в кришна-бхаджан. У меня самого никогда не было недостатка в еде и воде. И несмотря на то, что я не обладал теми материальными благами, которыми обладаете сейчас вы, я все же понял: «Мне нужно оставить все и начать совершать бхагавад-бхаджан. Нельзя упускать эту возможность». Я хотел понять, действительно ли смогу обрести что-то в процессе совершения бхаджана. Я осознал, что так много блаженства сокрыто в бхаджане Бхагавану. Так много блаженства заключено в Его именах, таких как «Говинда Дамодара Мадхавети» и в особенности в маха-мантре: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Хануман и маслодел

Вы можете воспевать имена Бхагавана, пока сидите, стоите или ходите. Вы можете воспевать Его имена в любом состоянии. В давние времена не было специальной техники для изготовления подсолнечного  масла. К быку привязывали веревку, и он тянул дробилку, пока масленичные семена не перетрутся. Так извлекали масло. 

Как-то раз Нарададжи встретил маслодела, который работал с быком, и спросил:

– О брат, почему бы тебе не воспевать рама-наму или кришна-наму?

– Свамиджи, у меня совсем нет на это времени.

– Ты ведь находишь время, чтобы опорожниться? 

– Да.

– Тогда воспевай, пока находишься в отхожем месте.

– Хорошо, так и сделаю.

Это сейчас придумали туалеты, а раньше в Индии люди ходили по нужде в лес. Туалетов и других удобств не было даже в мое время. Итак, тот маслодел, опорожняя кишечник, повторял: «Рама, Рама». Хануманджи однажды дал обет, что он немедленно проявится в том месте, где воспевают имена Рамы. Он может принять лакхи различных форм и отправиться во все места, где воспевают имена Рамы. Он первым примчится туда, оставаясь при этом невидимым. Он не может жить без имени Рамы. Так, Хануман прибыл туда, где маслодел справлял нужду и одновременно  повторял: «Рама, Рама».

Наблюдая за этим человеком, Хануман подумал: «О, этот торговец маслом совсем без ума. Он воспевает имена Бхагавана в таком оскверненном состоянии! Ведь после опорожнения следует принять омовение, чтобы снова стать чистым, и тогда уже можно воспевать».

Но тот человек и не думал об омовении он повторял святые имена, пока справлял нужду. Хануман подошел и пнул этого человека с огромной силой. К его удивлению, ничего не произошло: маслодел продолжал повторять «Рама, Рама».

Хануман подумал: «Когда я пнул Равану, тот повалился на землю. То же самое случилось с Кумбхакарной. Почему же с этим человеком ничего не произошло, когда я дал ему хороший пинок? Почему он даже не упал? Нет никого на свете, кто при этом удержался бы на ногах». С такими мыслями Хануман ушел.

Тот человек, сделав свое дело, перестал воспевать, встал и пошел. 

Хануман добрался до дворца Рамаджи ночью, когда Тот отдыхал. Неожиданно он услышал стон Рамачандры. Хануман обратился к Господу: «Прабху, почему Ты стонешь? Что случилось?»

– Ты пнул Меня и еще спрашиваешь, почему Мне больно?

– Когда я ударил Тебя? Разве я могу ударить Тебя, Прабху?

– Ты ударил Меня, да еще с такой силой! Думаю, ты сломал Мне спину.

– Когда же это произошло?

– Тот маслодел повторял Мои имена. Мои имена и Я Сам неотличны друг от друга. Нет разницы между Моим именем и Мною Самим. Я Сам прихожу в то место, где звучат Мои имена.

Душа всегда чиста. Что есть испражнения? То, что человек ест. Пища переваривается, и отработанные продукты питания высвобождаются из организма с неприятным запахом. Но тот, кто воспевает имена Бхагавана, всегда чист. Осознайте это – тот, кто воспевает Святые Имена, не бывает оскверненным! Но чист ли тот, кто моется четыре раза в день, но не воспевает святое имя? Никогда!

Хануман сказал Раме: «Я понял, Прабху. Я твердо обещаю, что даже если человек будет воспевать Твои имена в оскверненном состоянии, я ничего не скажу»

Таким образом, идете ли вы, спите, сидите или стоите – непрестанно повторяйте  имена Бхагавана. Повторяйте святые имена, даже когда чихаете или падаете с лестницы. Благодаря этому вы, подобно Аджамиле, освободитесь от круговорота рождений и смертей и достигнете стоп Бхагавана. В первую очередь воспевайте имена Кришны. Будь у нас больше времени, я бы рассказал об играх Радхи и Кришны. Если получится приехать в будущем, тогда все вы будете слушать эти лилы. Вы поймете, насколько возвышенны гопи и как они повелевают Кришной. Я также расскажу о разлуке гопи и о том, как они наставляли Уддхаву. Но обо всем невозможно рассказать за один день. Поэтому сегодня на этом мы закончим.

Никогда не забывайте, что вы душа, а не тело. Вы всегда должны помнить об этом. Обретя человеческое тело, каждый должен осознать атму и понять, кто он есть на самом деле. Никто не должен думать о себе как о мужчине или женщине. Спустя какое-то время всем придется умереть. Мы можем осознать это, находясь только в человеческой форме жизни. Это суть всех наставлений.

Наилучший способ поклонения – это бхаджан Радхе и Кришне. Нет ничего превыше этого. Именно такое наставление дал Шукадева Госвами Парикшиту Махараджу, и царь получил освобождение от череды рождения и смерти. В итоге он достиг обители Кришны. Это и есть наивысшая истина. Мы должны осознать это и совершать бхагавад-бхаджан. Если у вас нет времени, то воспевайте  пять раз утром «Харе Кришна, Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Через некоторое время вы почувствуете изменения. Они несомненно произойдут. 

Помните о том, что ни в коем случае нельзя принимать алкоголь, мясо, яйца, лук и чеснок. Эта пища в гуне невежества. Вы не сможете воспевать имена Бхагавана, если будете употреблять эти продукты. Корова не ест мясо. Эта пища предназначена лишь для хищников. Бхагаван дал нам молоко, фрукты и овощи. Поэтому, избегая употребление запрещенных продуктов и сохраняя чистоту, вы должны принимать в пищу лишь то, что приготовлено в ваших домах. Предлагайте то, что вы приготовили, Бхагавану с листиками Туласи, а потом почитайте прасад. Воспевайте имена Бхагавана. И тогда вы не сможете не ощутить в себе изменений.

Сейчас ваш ум блуждает во время повторения святых имен. Но если будете следовать тому, что я говорю, он не будет блуждать. Состояние ума напрямую связано с пищей, которую вы едите. Из принимаемой вами пищи формируется кровь, которая в свою очередь влияет на формирование костей и других органов. Таким образом, состояние вашего ума тесно связано с тем, что вы едите.

Уясните себе это и питайтесь соответственно. Многие садху приходят сюда рассказывать об играх Бхагавана. Слушайте об этих лилах и совершайте киртан. Даже если вы одни у себя дома, предложите пранамы Бхагавану, повторите святое имя несколько раз и отправляйтесь на работу. Тогда все, что бы вы ни делали, будет благоприятным, и у вас появится вкус к служению Бхагавану.

На этом я остановлюсь. Если завтра я буду здесь, то пойду в храм получить даршан. По возвращении в одиннадцать утра я буду рассказывать катху. Если будете располагать временем, приходите на лекцию с одиннадцати до двенадцати. Вечером я уезжаю в Бэджер. Сейчас начинайте киртан.  Гаура Премананде! Хари Харибол!

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить